«Гротеск — вот мой путь к прекрасному»-Матс Эк(Mats Ek). Лебединое озеро (Матс Эк) Ноймайер и германия

Когда в 1995 году я начал свое сотрудничество с европейским балетом в Дюссельдорфе, одной из первых продукций был балет "ГРАС" (трава) Матса Эка на музыку Рахманинова. Продукция получилась невероятной артистической силы - я хорошо помню, что во время исполнения пьес из сюиты Рахманинова для 2 фортепиано я смотрел на танцовщиков и каждый раз не мог сдержать слезы от силы всего происходящего. Тогда я познакомился с шведским хореографом Матсом Эком. Мы говорили о разном- о Рахманинове, о современном искусстве. Уже тогда Матс Эк слыл новатором, ниспровергателем традиций и законов и тд. Он рассказывал немного и о его "Спящей красавице", которую он тогда создавал. За несколько лет до этого Матс был по работе в Цюрихе, и однажды шел по Привокзальной площади. А в то время Привокзальная площадь Цюриха была "героиновым раем" всей Европы. Тогдашняя политика полной толерантности местных властей ко всем видам наркотиков привела к тому, что на огромной площади прямо рядом с вокзалом круглосуточно находились сотни героинозависимых, свободно покупали-продавали героин и там же кололись. Все местные знали об этом месте, и случайно попасть на площадь, усыпанную сотнями шприцов могли только несведущие туристы. Матс был именно таким - и его кроме шока от всего увиденного поразила одна мимолетная встреча. На него шла девушка лет 18-ти. Немыслимой красоты, но с совершенно невидящими глазами. Она шла по площади - и выглядела как человек, полностью выпавший из реальности в свой сон. У нее было все - молодость. красота. Но она уже не находилась в нашем мире.
"Это будет моя Спящая Красавица наших дней"- решил Матс Эк. Премьера вышла в Швеции в 1996 году.
Я увидел этот его балет только два года назад в Цюрихе. Это было одно из самых сильных переживаний от музыкального театра в моей жизни. Название "Спящая красавица" и то, что происходит на сцене...для неподготовленного любителя балета вначале может вызвать ощущение издевательства над классикой. (Кстати- это гениально обыгрывается в начале второго акта- из публики поднимается человек в деловом костюме и начинает кричать на весь зал - "Что за безобразие? и тд.Танцоры уводят его на сцену и он постепенно становится частью действия). На видео - дуэт Принцессы Авроры и Карабоса. В оригинале Злая Фея Карабос заколдовала Аврору уколом заколдованной иглы. Здесь укол шприца с героином навсегда меняет Аврору - и превращает ее в Спящую красавицу - наркозависимую. А Карабос- семейный врач, а на самом деле драгдилер. Влюбившись в него, Аврора позволяет ему соблазнить себя и пробует наркотик. В представленном моменте- именно эта борьба Авроры с соблазном- и роковое решение. Поразительна сила фирменного языка танца Матса Эка. И - для меня как музыканта - просто феноменальна координация всех тончайших моментов партитуры Чайковского (это наверное самый напряженный момент музыки балета) с танцем. Создается впечатление что Чайковский писал именно об этом...

Шведский танцовщик, хореограф и театральный режиссер Матс Эк родился в 1945 году в Мальмё в артистической семье. Отцом его был актер Андрес Эк, матерью – балерина и хореограф Биргит Кульберг, основавшая труппу «Кульберг-балет». Все трое детей в этой семье тоже связали свою жизнь с искусством: Никлас стал танцовщиком, Малин – сестра-близнец Матса – драматической актрисой, а вот Матс не сразу определился с направлением. Сначала он учился в Стокгольме технике танца М. Грэм, затем его увлек драматический театр и даже кукольный. С 1976 года он работает в Стокгольме в Королевском драматическом театре в качестве ассистента режиссера, а одновременно – в Театре марионеток.

Все же несколько лет спустя Матс возвращается в сферу танца. Пройдя курс в Стокгольмской академии балета, в 1973 году он танцует в труппе своей матери, а в последующие два года – в Дюссельдорфе, в балетной труппе Немецкой оперы на Рейне.

В 1976 году состоялся дебют Матса Эка в качестве хореографа – с труппой «Кульберг-балет» он ставит балет «Денщик» на музыку по пьесе Г. Бюхнера «Войцек». В последующие годы появляются новые постановки: «Святой Георгий и дракон», музыкальное сопровождение которого было составлено из фрагментов народной и популярной музыки. Такой же «сборной» была музыка балета «Совето» – на сей раз джаз и рок, а главной сюжетной темой послужило восстание против апартеида в ЮАР. В этой постановке в последний раз вышла на сцену его мать и руководительницы труппы Биргит Кульберг – она исполнила роль Матери Африки.

В 1980-1981 годах хореограф ставит ряд спектаклей в Нидерладндском театре балета: «Вон там», «Что-то вроде» на музыку Г. Гурецкого, «Путешествие» на музыку С. Райха. Продолжает он ставить и балеты для труппы матери, которую с 1980 года возглавляет вместе с ней, а с 1985 – единолично, в частности, «Бернарде» по пьесе Ф. Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы» на музыку , Ф. Тарреги, Э. Вилла-Лобоса и .

Бесконечно уважая классический танец, М. Эк в своем творчестве ориентировался на модерн. Своим путем к прекрасному он считает гротеск, стремится к пародии, ниспровержению авторитетов и даже тяготеет к театру абсурда. Особенно ярко это проявляется в его версиях классических балетов. Эффект разорвавшейся бомбы произвело его « » – сочетание классического танца, модерна и минималистических жестов. В СССР такое «Лебединое озеро» вызвало бурю неприятия: босые лысые лебеди, судорожные, «кривляющиеся» движения, некрасивые позы… Но для балетмейстера это был способ показать двойственность человеческой души: красивые и элегантные в воде, лебеди становятся «корявыми» и агрессивными на берегу. Столь же неожиданной и даже вызывающей была его « », где девушки в белом – отнюдь не виллисы, а… пациентки психиатрической клиники. В «Спящей красавице» принцесса Аврора превращается в наркоманку, которую возвращает в жизни первый встреченный ею порядочный мужчина.

Свою постановку «Весны священной» сам Матс Эк считал неудачной, тем не менее идея спектакля была весьма оригинальной. Центральный мотив балета – жертвоприношение – хореограф заменяет… свадьбой, что, к слову, ничуть не противоречит языческому мироощущению: ведь свадьба тоже – ритуальная смерть. Да и для современного человека вступление в брак связано не только с надеждами на счастье, но и с определенными жертвами… Главными действующими лицами балета становятся отец, мать, дочь и ее жених, ожидающие важного события.

За балет «Кармен» на музыку Ж. Бизе/Р. Щедрина Матс Эк удостоился премии «Грэмми». И здесь он остался верен своим творческим принципам: балет представляет собой не изложение событий в хронологическом порядке, а некий «калейдоскоп». В понимании балетмейстера Кармен – это женщина, которая ведет себя как мужчина, отсюда размашистые, грубоватые движения, героиня даже курит сигару вместе с мужчинами, Хозе же с его стремлением выстроить домашний очаг, напротив, больше напоминает женщину.

Во многих постановках М. Эка главные женские роли исполняла его супруга – балерина Ана Лагуна. Сотрудничал он и с французской танцовщицей Сильви Гиллем, для которой поставил фильмы-балеты на музыку А. Пярта – «Дым» и «Промокшая женщина», танцевальную пьесу «Прощай» на музыку Л. Бетховена. Создавал он постановки для Михаила Барышникова – «Другой» на музыку Э. Сати, «Место».

Будучи прежде всего хореографом, Матс Эк не является только хореографом. Приобретенный в молодости опыт работы в драматическом театре не пропал даром – с конца 1990-х годов он поставил немало спектаклей в Королевском драматическом театре в Стокгольме, где когда-то начинал свою творческую деятельность: «Дон-Жуан» Ж. Б. Мольера, «Андромаха» Ж. Расина, «Мальтийский еврей» К. Марло, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Венецианский купец» У. Шекспира, «Игра снов» и «Соната призраков» А. Стриндберга. И в этой области М. Эк остается таким же смелым новатором, как и в балете: например, в спектакле «Вишневый сад» некоторые моменты (в частности, монолог Гаева, обращенный к «многоуважаемому шкафу») заменены хореографическими вставками. Этот спектакль, как и «Игра снов», в 2010 году был представлен на Чеховском фестивале в Москве.

Матс Эк проявил себя и в области оперной режиссуры, поставив в 2007 году оперу К. В. Глюка «Орфей» в Королевской шведской опере.

Музыкальные Сезоны

Матс Эк, новатор "интеллектуального балета"

Матс Эк - великий и талантливый хореограф из Швеции, являющийся одним из символов балета конца 20 века.Он относится к тем хореографам, которые в 70-ые годы занимались постановкой интеллектуального балета.

Сверстник и друг таких хореографов, как Килиан Иржи, Форсайт Уильям и Ноймайер Джон, он был единственным, кто не проходил обучение в студии балета Штутгарта, принадлежавшей Джону Крэнко. Что отличает его от коллег по хореографии, в собственных постановках он практически не использует традиционного балета, с которым хорошо знаком. Все свои основные постановки он создал, опираясь на материалы театрального балета 19 века.

Также Эк изменил некоторые балетные спектакли, сделав их самостоятельными. К их числу относятся "Кармен", "Спящая красавица", "Лебединое озеро" и "Жизель", сочиненная в роковом для многих возрасте 37 лет.

На свет Матс Эк появился в 1945 г. в городке Мальмё, семейство его было аристократическим: отец - Андерс Эк был популярным актером, а мать Биргит Кульберг - не менее известным преподавателем хореографии, она основала свою труппу балета и руководила ею, оказав большое влияние на совершенствование искусства хореографии, сестра-близнец Малин была актрисой драмы, а брат - Николас Эк был танцором. Супруга Матс Эка, вдохновлявшая его, была балериной и большинство спектаклей Эка создавалось с упором на ее талант и умения.

В самом начале

Обучался азам танца в Норчепинге и Стокгольме, однако вскоре забросил учебу, перейдя в театр драмы. В наше же время, для обучения можно арендовать зал , не прибегая к учебе в школе танца. К 1976 г., вдохновившись идеей спектаклей с марионетками, создал постановку с куклами, на основе драмы «Войцек». Некоторое время служил в Драматене (Королевском театре драмы), работав в паре с И. Бергманом (известным режиссером). После 1972 года решил вернуться в мир танца, пройдя курс обучения в балетной академии Стокгольма. К 1973 году стал танцором в «Кульберг-балете», а спустя год участвовал в балетной труппе Немецкой оперы.

В 1976 году состоялся дебют Матс Эка, как хореографа, начал он с постановки «Денщик», поставленной с использованием музыкального сопровождения Бартока. К 1977 году он создал балетное шоу «Святой Георгий и дракон», в нем четко прослеживались политические моменты, а также спектакль «Совето». В каждом из этих спектаклей Матс Эк отыграл главные партии.

Начиная с 1980 и до 1981 года, Матс трудился в балетном театре Нидерланд, а с 1980 по 1984 года вместе со своей матерью являлся артистическим директором в директора «Кульберг-балете», с 1985 по 1993 продолжил управлять им самостоятельно.

При постановке балета любил сотрудничать Никласом Эком (своим братом), а также с танцовщицей балета Сильви Гиллем и М. Боярышниковым.

Бесспорно, Матс соединил в себе множество знаний, дополнив их своей чувственностью, эмоциями и талантом. Пластика и хореография в его постановках достаточно просты, но при этом очень эффектны.

Стиль хореографии Матса Эка отличается своей пародийностью и склонностью к театру абсурда. В своих спектаклях он предпочитал незамысловатые костюмы, отсутствие пуантов и игру с танцевальными мотивами, таким образом, создав неповторимый почерк.

Матс Эк – крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца ХХ века. Он принадлежит к тому поколению балетмейстеров-интеллектуалов, которые начали ставить в 70-е годы. Соратник и сверстник Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, он единственный не прошел «штудии» у Джона Кранко в Штутгарте. В отличие от вышеупомянутых «штутгартцев» он почти не обращается в своих постановках к классическому танцу, который знает, любит и уважает. Зато все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992). Эковская «Жизель», которую он сочинил в роковые для многих 37 лет, открывала этот список. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Его прокляли классики-пуристы и до небес превознесли модернисты. Но на редкость дружно посмотрели все.


[спектакль «Жизель»]

С момента рождения (18 апреля 1945 года) Матс был обречен и на театр (мать - знаменитый балетмейстер, отец Андерс Эк – крупнейший драматический актер), и на бунт. Другие - дети как дети - сразу пошли по родительским стопам (сестра стала актрисой, брат - известным танцовщиком), а он после учебы работал то в кукольном театре, то ассистентом у Бергмана в кино. К танцу вернулся поздно, зато навсегда. В 27 лет да по зову души, поднакопив обширный художественный опыт и интеллектуальный багаж. Затанцевав в труппе матери, вскоре начал и ставить. Среди первых его работ «Святой Георгий и дракон». С «драконом» - подсознанием, фрейдовскими комплексами да юнговским коллективным бессознательным - он потом будет «воевать» всю дорогу. Открывая то один, то другой «клапан» адского котла, чтобы «не взорвался». В больших балетах, в таких миниатюрах, как «Мокрая женщина», «Дым », созданных для классической суперзвезды Сильви Гиллем, этой «мадемуазель Нет», которая, подобно Эку, изнутри «взрывает» классическую форму.


Как свидетельствуют его постановки, в спокойном, на вид рассудительном представителе суровой протестантской страны скрыто бушуют почти испанские фанатические страсти. Не отсюда ли тяга к компенсации в виде сочинений на испанские темы? Сами за себя говорят его балеты «Дом Бернарды» по Гарсиа Лорке, «Кармен». Испанской была даже его абсолютно антиклассичная муза Ана Лагуна, для которой он и поставил почти все центральные партии своих балетов… Матс Эк, несомненно, человек огромной культуры и знаний, притом живой, эмоциональный, страстный. Простой, логичный и ясный в своей пластике. Минималист с максимальным эффектом воздействия. В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Свой хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов. Он всегда узнаваем. По символическим излюбленным сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам.

[Виолетта Майниеце]

[спектакль «Квартира»]

Манеру Эка-хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близоcть к театру абсурда.

«Гротеск - вот мой путь к прекрасному» - таков девиз шведского балетмейстера Матса Эка.

ps: В Москве побывала Анна Лагуна – жена знаменитого хореографа Матса Эка, выдающаяся танцовщица, первая исполнительница многих его балетов. Она рассказала обозревателю «НГ» о планах «звездной» семьи. Матс Эк – не только всемирно известный балетмейстер, но и драматический режиссер. И с Эком-режиссером у россиян есть шанс познакомиться раньше, чем с Эком – автором балетов. Пока Большой театр ведет со шведским мастером длительные переговоры, авангардист из Стокгольма хочет привезти на гастроли в Москву свою драматическую постановку. ()

«Все мои опознавательные знаки связаны с танцем модерн (притяжение к полу, вес, „падающие“ движения - такого рода движущие силы), а не с классическим балетом, в котором вы имеете дело со строгой иерархией того, что есть красиво: фасад, центр, периферия и т.д. Я стараюсь комбинировать различные техники настолько свободно, насколько это вообще возможно. Мне все равно, классика это, модерн ли, взято с улицы или мы вообще нашли что-то совсем странное, если это что-то работает в общем контексте».
Матс Эк

Родился в Мальмё в 1945 г. в знаменитой артистической семье: отец - прославленный шведский театральный и кино- актер Андерс Эк, один из любимых актеров Ингмара Бергмана, мать - всемирно известный хореограф, основатель и руководитель собственной труппы Биргит Куллберг (1908-1999), оказавшая огромное влияние на развитие хореографического искусства как в Швеции, так и за ее пределами. Известным танцовщиком стал брат Эка - Никлас Эк. Выдающейся, всемирно известной танцовщицей - жена и муза Матса Эка Ана Лагуна. (Его сестра-близнец Малин - драматическая актриса).

Искусству танца (модерн в стиле Марты Грэм) обучался в Стокгольме и Норрчёпинге, однако перевесило увлечение драматическим театром, и он оставил свои занятия.
В 1966-73 гг. был режиссером и ассистентом режиссера в Королевском драматическом театре и Театре марионеток в Стокгольме.
В 1972 г. вернулся к танцу и прошел курс занятий в Стокгольмской академии балета.
В 1973 г. начал танцевать в составе Балета Куллберг.
В 1974-75 гг. танцевал в составе балетной труппы Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф).

В 1976 г. впервые выступил в качестве хореографа. Первая постановка, соединившая элементы классического танца и танца модерн, - «Денщик» на музыку Б. Бартока по мотивам пьесы «Войцек» Г. Бюхнера, - была осуществлена с артистами труппы Балет Куллберг. Как и те, что последовали за ней, - балет с ярко выраженными политическими мотивами «Святой Георгий и дракон» (1977 г.) на сборную музыку (коллаж из фрагментов произведений популярной и народной музыки) и «Совето» (1977 г.) на сборную музыку (джаз, рок), созданный под влиянием восстания против апартеида, произошедшего в 1976 г. в квартале трущоб Йоханнесбурга (ЮАР). В обоих исполнял главные партии. В балете «Совето» его мать исполнила роль Матери Африки, именно в этой роли она в последний раз выйдет на сцену.

В 1980-81 гг. вошел в труппу Нидерландского театра танца под руководством Иржи Килиана. Впоследствии поставит для нее несколько балетов: "Вон там"/"Over There" (1990 г.), «Путешествие» на музыку С. Райха (1991 г.) and "Что-то вроде"/"A Sort Of" на музыку Г. Гурецкого (1997 г.).

В 1978 г. ставит для труппы БалетКуллберг, встреченный с триумфальным успехом, - «Дом Бернарды» («Бернарда») по пьесе «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки на музыку И.С. Баха, Э. Вила Лобоса, И. Альбениса, Ф. Тарреги, испанской музыки для гитары.

В 1980-84 гг. делит вместе с матерью пост артистического директора Балета Куллберг. В 1985-93 гг. занимает эту должность единолично.

В 1982 г. создает свою версию «Жизели», ставшей своего рода классикой XX века и открывшей череду его парадоксальных, ироничных и трагичных одновременно переосмыслений балетного наследия. Эк продемонстрировал свой взгляд на такие знаменитые балетные партитуры, как «Весна священная» И. Стравинского (постановка 1984 г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1987 г.), «Кармен-сюита» (балет «Кармен», 1992 г.), «Спящая красавица» П. Чайковского (постановка осуществлена для Гамбургского балета, 1996 г.). «Каждая сказка напоминает прелестный деревенский домик, на дверях которого значится «Территория заминирована». (М. Эк)

В 1993 г., перестав руководить Балетом Куллберг, целиком сосредоточился на творческой деятельности. Возобновлял или ставил новые балеты для Балета Куллберг и для многих ведущих балетных театров мира, среди которых Большой театр Женевы/Grand Théâtre de Genève, Королевский Шведский балет, Балет Гетеборгской оперы, Нидерландский театр танца/НДТ (Гаага), балетные труппы Норвежской национальной оперы, Лионской национальной оперы, Парижской национальной оперы, Немецкой оперы на Рейне, миланского театра Ла Скала, Цюрихской оперы (Швейцария), Королевский балет Ковент-Гарден (Лондон), Финский национальный балет (Хельсинки), Штутгартский балет, Балет Метрополитен-оперы, Гамбургский балет, Государственный Баварский балет (Мюнхен), Базельский балет (Швейцария), Американский театр балета/ АБТ, Театр танца на Хаббард-стрит (Чикаго), Большой Канадский балет (Монреаль)/ Les Grands Ballets Canadiens de Montreal и многие др.

Поставил балеты:
«Времена года» на музыку А. Вивальди (1978 г.), «Антигона» на музыку М. Теодоракиса, Я. Ксенакиса (1979 г.), «Воспоминания юности» на музыку Б. Бартока (1980 г.), «Каин и Авель» на музыку Дж. Крамба и др. (премьера - Королевский Шведский балет), «Down North» на шведскую народную музыку (1985 г.), «Трава» на музыку С. Рахманинова (1987 г.), «Наподобие Антигоны» на музыку М. Хадзидакиса и греческую народную (1988 г.), «Пожилые дети» на сборную музыку (1989 г.), «Существа света» на сборную музыку (1991 г.), «Плоские пастбища» на шведскую народную музыку (Гамбургский балет, 1992 г.), «Соло для двоих» на музыку А. Пярта (сценическая версия ТВ-балета «Дым», 1996 г.), «Квартира» на музыку Флэшквартета (Парижская национальная опера, 2000 г.), «Алюминий» на музыку Дж. Адамса (Национальный театр танца, Мадрид, 2005 г.), «Редька» на музыку И. Брамса (Королевский Шведский балет, 2008 г.), "Почти дом"/"Casi Casa" на музыку Флэшквартета (труппа Современный танец Кубы/ Danza Contemporanea de Cuba, 2009 г.) и др.

Сотрудничал с выдающейся танцовщицей Сильви Гиллем, осуществив постановки для фильмов, - «Промокшая женщина» на музыку А. Пярта и «Дым» (с участием своего брата Никласа Эка, известного шведского танцовщика) также на музыку А. Пярта (оба - 1995 г.), танцпьесу «Пока» на музыку Л. ванн Бетховена (2011 г.). В репертуар Гиллем вошел также дуэт из балета «Квартира», который она исполняла с Николя Ле Ришем.

Последние годы отмечены сотрудничеством с Михаилом Барышниковым, для которого поставлены балеты «Место» на музыку Флэшквартета (с участием Аны Лагуны, 2008 г.), «Другой» на музыку Э. Сати с участием Никласа Эка), Барышников также исполнял с Лагуной «Соло для двоих».

Для себя и Лагуны поставил балет «Память» на музыку Н. Ролке (2005 г.), для себя, Лагуны и Никласа Эка - «Ickea» на музыку Флэск-квартета (2009 г.).

Поставил спектакли «Мальтийский еврей» К. Марлоу (театр Орион, Стокгольм, 1998 г.), «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера (1999 г.), «Андромаха» Ж. Расина (2002 г.), «Венецианский купец» У. Шекспира (2004 г.), «Игра снов» А. Стриндберга (2006 г.), «Вишневый сад» А. Чехова, (2010 г.), «Соната призраков» А. Стриндберга (2012 г., все - в Королевском драматическом театре, Стокгольм).
В 2007 г. в Королевской шведской опере осуществил постановку оперы «Орфей» К.В. Глюка.

Фото Лесли Лесли-Спинкс

Похожие публикации