Что такое балет, история балета. Конспект учебного занятия " Балетный спектакль: композитор, балетмейстер, художник, артист" Современные балетмейстеры мира

БАЛЕТМЕЙСТЕР-ПОСТАНОВЩИК

Режиссер-постановщик балетных спектаклей:

Обеспечивающий высокий художественный уровень порученных ему

постановок;

Организующий работу по подготовке и выпуску спектаклей,

Планирующий репетиционный процесс.

Балетмейстер-постановщик руководит работой художника-постановщика и

контролирует работу художественно-постановочной части.

Словарь балета. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЛЕТМЕЙСТЕР-ПОСТАНОВЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре балета:
    (нем.Balletmeister - мастер балета). Балетмейстер - автор и режиссер-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев. Опираясь …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    режиссёр-постановщик, творческий работник, осуществляющий постановку спектакля, фильма. См. Режиссёрское искусство …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографические сцены, танцы, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    составитель, сочинитель или руководитель балетов. См. …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР
    [немецкое ballettmeister] режиссер балета, постановщик танцев и мимических движений в …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш Постановщик танцев в балете, в музыкальном сценическом представлении и т.п. Балетмейстерский - относящийся к балетмейстеру, балетмейстерам.||Ср. ХОРЕОГРАФ …
  • ПОСТАНОВЩИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Специалист, к-рый руководит постановкой, ставит спектакль. П. фильма. Режиссер-п. Оператор-п. …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. II прил. балетмейстерский, oая, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БАЛЕТМ́ЕЙСТЕР (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореогр. миниатюр, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? составитель, сочинитель или руководитель балетов. См. …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постано"вщик, постано"вщики, постано"вщика, постано"вщиков, постано"вщику, постано"вщикам, постано"вщика, постано"вщиков, постано"вщиком, постано"вщиками, постано"вщике, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    балетме"йстер, балетме"йстеры, балетме"йстера, балетме"йстеров, балетме"йстеру, балетме"йстерам, балетме"йстера, балетме"йстеров, балетме"йстером, балетме"йстерами, балетме"йстере, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. ballettmeister) автор в постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре иностранных выражений:
    [нем. ballettmeister] автор в постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре синонимов Абрамова:
    [сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними (Даль, балет)] см. …
  • ПОСТАНОВЩИК
    балетмейстер, режиссер, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в словаре Синонимов русского языка:
    постановщик, танцмейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПОСТАНОВЩИК
    постан`овщик, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    балетм`ейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постановщик, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    балетмейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК в Орфографическом словаре:
    постан`овщик, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Орфографическом словаре:
    балетм`ейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    специалист, который руководит постановкой, ставит спектакль П. фильма. Режисер-п. Оператор-п. …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре русского языка Ожегова:
    автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постановщика, м. (театр., кино). Лицо, руководящее сценическим оформлением, осуществляющее постановку спектакля, фильма. Постановщик балета "Красный мак". Постановщик фильма "Броненосец …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    балетмейстера, м. (нем. Balletmeister) (театр.). Постановщик танцев в балете. || Преподаватель балетных …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постановщик м. Тот, кто руководит постановкой спектакля, фильма и …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    балетмейстер м. Постановщик балетов, танцев, хореографических …
  • ПОСТАНОВЩИК
    м. Тот, кто руководит постановкой спектакля, фильма и …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Постановщик балетов, танцев, хореографических …
  • ПОСТАНОВЩИК
    м. Тот, кто руководит постановкой спектакля, фильма и …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Постановщик балетов, танцев, хореографических …
  • ЖЕСТ в Словаре постмодернизма:
    - пластико-пространственная конфигурация телесности (см. Телесность), обладающая семиотически артикулированной значимостью. Выступает универсально распространенным коммуникативным средством (как показано психологами, при диалоге …
  • НОВАЯ ВОЛНА
    (франц. — La nouvelle vague) Предложенное журналисткой Франсуазой Жиру наименование группы режиссеров, дебютировавших в 1957-58 гг. картинами, которые выделялись негативным …
  • АРТО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Антонен (Artaud Antonin), 1896-1948 Французский поэт, прозаик, драматург и сценарист, новатор театрального языка, создатель театра жестокости. Он снискал себе славу …
  • АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - по определению закона РФ об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г. произведение, состоящее из зафиксированной …
  • АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Большом юридическом словаре:
    - по определению Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. произведение, состоящее из зафиксированной …
  • ПОСТАНОВОЧНЫЙ
    ДОГОВОР - разновидность авторского договора о передаче неопубликованного произведения для использования его путем публичного исполнения. В силу П.д. одна сторона …
  • ИСПОЛНИТЕЛЬ в Словаре экономических терминов:
    - 1) в соответствии с российским уголовным правом (ст. 33 УК РФ) - один из видов соучастников преступления. И. признается …
  • АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОИЗВЕДЕНИЕ - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) , предназначенное …
  • ТОЙФЕЛЬ в Историческом справочнике Терроризм и террористы,:
    Фриц, деятель контркультуры, автор и постановщик хэппинингов, организатор "Коммуны № 1", активист сексуальной и социальной революции. Вдохновленный гибелью в брюссельском …
  • ГРАФ, ГЕРБЕРТ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Graf), (1903-1973), немецкий театральный режиссер. В 1925 закончил Венский университет, где защитил диссертацию "Рихард Вагнер как режиссер-постановщик". Театральную карьеру начал …
  • 1969.08.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    На экраны выходит третья серия фильма "Братья Карамазовы" по роману ДОСТОЕВСКОГО. Режиссер-постановщик Иван ПЫРЬЕВ не успел закончить работу над фильмом, …

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».


Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского . Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица », «Весна священная», «Петрушка »), а также работа балетмейстеров М. Петипа , Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.



Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.


Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.


Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.


Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

РАБОТА НАД БАЛЕТНЫМ СПЕКТАКЛЕМ

БАЛЕТМЕЙСТЕР

«Балетмейстер - по-русски значит: мастер танца. Существуют два вида балетмейстеров - балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик. Это разные профессии, хотя они часто совмещаются в одном лице. /.../

Балетмейстер-сочинитель создает танцевально-пантомимную партитуру всего балета, а балетмейстер-постановщик передает ее исполнителям и разучивает с ними так же, как, например, дирижер разучивает с оркестром произведение, полученное им от композитора. Если балетмейстера-сочинителя можно сравнить с композитором, то балетмейстера-постановщика - с дирижером» [стр.119-120].

«Помощником балетмейстера-сочинителя и постановщика во все время работы по созданию нового балета должен быть его ассистент - балетмейстер-репетитор. По мере того как балетмейстер заканчивает постановку очередного номера, он передает его репетитору, который занимается отделкой танца. Ему же поручается спектакль после премьеры. Репетитор повторяет с артистами наиболее ответственные места перед каждым представлением, вводит в случае надобности новых исполнителей на сольные номера и „запасных“ в массу. Присутствуя на каждом спектакле, он наблюдает за точным его исполнением как артистами балета, так и работниками постановочной части. От балетмейстера-репетитора во многом зависит сохранение качества спектакля в продолжение всей его сценической жизни» [стр.124].

"Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может. /.../

Балетмейстер и режиссер - это разные профессии. Режиссер драмы или оперы, ставя спектакль, имеет дело с готовым текстом, балетмейстер же сам сочиняет «текст» балета, а затем уже его ставит. Правильнее было бы сказать: балетмейстер - это сочинитель балета, мыслящий хореографическими образами. Балетный театр - это театр музыкальный, и, разумеется, балетмейстер мыслит образами музыкально-хореографическими. Кроме того, поскольку необходимыми составными частями балетного спектакля, кроме танца и музыки, являются пантомима, декорации, костюмы, свет и т.п., - все это в сумме и составляет предмет образного мышления балетмейстера, задумывающего новый балетный спектакль [с.137].

Программа

«Как рождается балетный спектакль?

Рождение каждого балета, как и всякого другого художественного произведения, начинается с замысла. Замысел включает в себя идею балета и тему, на которую впоследствии будет создано хореографическое произведение.

Возникший у автора замысел воплощается им в программе, заключающей точное, последовательное описание развития действия, построенного по законам драматургии, с обозначением места, времени и характера действия, с перечислением и характеристикой всех действующих лиц как основных, так и второстепенных.

Драматургия, заложенная в такой программе, определит в дальнейшем драматургию музыкальную и хореографическую. Поэтому все достоинства, так же как и недостатки программы могут перейти в музыку и хореографию балетного спектакля» [с.147].

Существует разница между программой, композиционным планом (сценарием) и либретто. "Программой мы называем содержание, сюжет будущего балета, изложенный в литературной форме. Программа принадлежит драматургу./.../

Также нельзя путать понятие «программа» с понятием «сценарий», или «композиционный план». Если в программе, как я уже говорил, мы имеем дело с литературным описанием сюжета будущего балета, то сценарий есть подробная, специальная разработка этого сюжета, разбивка его на отдельные будущие музыкально-танцевальные номера и небольшие эпизоды. Поэтому если программа может быть написана любым драматургом, сценарий обязательно требует работы специалиста-хореографа. Такой сценарий в балете называется композиционным планом. Композиционный план пишется для композитора, который будет сочинять музыку будущего балета, и понятно, что и он еще не заключает в себе хореографии. Только получив от композитора музыку, балетмейстер начинает сочинять хореографию спектакля и создает его хореографический текст [с.148-149].

«Либретто балета - это краткое описание содержания уже готового спектакля.

Поэтому программа, первоначально предложенная драматургом для сочинения балета, и либретто, написанное после того, как балет уже поставлен на сцене, часто не совпадают в своем тексте. Либретто может быть написано любым литературным работником, а не обязательно самим драматургом» [с.150].

«Автор программы должен стараться построить драматургию балетного спектакля с таким расчетом, чтобы его действие проистекало в настоящем времени, так как балет не пользуется словами, которыми можно рассказать о том, что уже произошло или что должно произойти» [с.150].

Изучение материалов

«Получив на руки программу, балетмейстер может приступить к созданию музыкально-хореографического плана для композитора. Но перед этим ему необходимо провести большую подготовительную работу по изучению материалов, относящихся к произведению, над которым ему предстоит работать. Он должен глубоко и подробно изучить эпоху, к которой относится действие балета, характер народа, о котором идет речь, его быт и обычаи. Он знакомится с литературными источниками, с иконографическими и другими материалами, что должно помочь ему яснее представить себе жизнь той эпохи, в которую происходит действие его балета» [с.153].

Конспект

учебного занятия

«Балетный спектакль:

Композитор, балетмейстер, художник, артист »

Тема занятия: «Балетный спектакль: композитор, балетмейстер, художник, артист. Просмотр балетного спектакля(фрагмента)»

Возраст: 8-10 лет (второй год обучения).

Цель: сформировать у обучающихся представление о балетном спектакле.
Задачи:
Образовательные : знакомство обучающихся с профессиями, задействованными в создании спектакля.
Развивающие : формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательные : воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.

Методическая цель занятия : активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование понятия «балетный спектакль», осознание обучающимися уникальности хореографического искусства.

Тип занятия : теоретическое с элементами практики, овладение новыми знаниями

Форма занятия : групповая

Организационно – педагогическое обеспечение занятия :

1. Технические средства и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, телевизор.

2. Методы проведения: словесный - рассказ педагога с элементами беседы, наглядный - компьютерная презентация; практический –повторение, элементы импровизации

Структура урока :

1-я часть – подготовительная или организационная

(вход в зал, приветствие, сообщение темы занятия)

2-я часть – основная

(рассказ педагога, повторение позиций, упражнения на середине зала в повороте по точкам, танцевальная импровизация, просмотр слайдов)

3-я часть – заключительная

(обобщение и закрепление нового материала, мини – викторина, подведение итогов, просмотр балета «Щелкунчик» или фрагментов из него)

ХОД ЗАНЯТИЯ :

  1. Подготовительная часть включает в себя: вход в зал, настрой на занятие, поклон, проход по залу спокойным шагом, лёгкий бег по кругу и возвращение на свои места, объявление темы занятия «Балетный спектакль, его создатели»
  2. Основная часть:

Педагог: Сегодня мы поговорим о балетном спектакле. Французское слово "ballet" произошло от итальянского «balletto», что значит танцевать.

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Давайте исполним движения из разных групп, которые ещё Пьер Бошан сформировал: приседания, прыжки, повороты (наша подготовка к вращениям). Обучающие исполняют. (МУЗ. ФРАГМ.). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Мы с вами знаем или нет эти позиции? Давайте их повторим (МУЗ. ФРАГМ.). Хорошо.

Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так же были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается « Балет об Орфее и Евридике» (муз. Г.Шютца) Он был исполнен в 1673 году в селе Преображенском, Москва. Спектакль сочетал пение, декламацию и танцы. Его подготовил иностранец Никола Лима. Точно неизвестно, кто он был по происхождению - скорее всего, шотландец, эмигрировавший во Францию, а затем приехавший в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. Это был первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене . По описанию историков, балет начинался с арии – речи главного героя, восхвалявшего доблести царя. По ходу действия «пение Орфея заставляло двигаться скалы и деревья», а в финале две «пирамидальные скалы» плясали в честь Алексея Михайловича. Но уже много позже, после ассамблей при Петре I, на рубеже 30 - 40-х годов XVIII века родился профессиональный балетный театр в России. Стали создаваться балетные спектакли.

Как вы думаете, кто этим занялся? Ответ обучающихся .

Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий.

Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию - его сцены и танцы - на сюжет, предложенный драматургом .

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister ) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов. Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события. Михаил Фокин создавал свои балеты, черпая вдохновение в живописи художников «Мир искусства», Мариуса Петипа на «Спящую красавицу» вдохновила музыка Чайковского (МУЗ. ФРАГМ.). Касьян Голейзовский сочинял свои гениальные миниатюры, вдохновлённый общением с природой. Лунные блики на полу подтолкнули неисчерпаемую фантазию балетмейстера на сочинение знаменитой «Мазурки» для Екатерины Максимовой. А выпавший из окна лёгкий платочек, кружившийся в воздухе, воплотился в знаменитой «Русской» (МУЗ. ФРАГМ.). Кого из балетмейстеров вы знаете? Назовите. Ответ обучающихся.

Назову вам некоторые знаменитые имена российских балетмейстеров: Мариус Петипа, Михаил Фокин, Юрий Григорович. Мариус Петипа к постановочным репетициям готовился дома, в своём кабинете. На специальном столике помещалась доска похожая на шахматную, со множеством небольших балетных фигурок. Двигая их по полю, балетмейстер придумывал свои грандиозные танцевальные ансамбли. И только затем требовал перо и бумагу. На чистых, белых листах при помощи нехитрых значков – кружочков, стрелочек, крестиков он зарисовывал танцевальные сцены, рассчитанные на сотню артистов.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.

Для того, чтобы всем было понятно о чём балет, существует….кто знает что? Правильно! Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. В основе сюжета балетных спектаклей часто лежат сказочные, волшебные истории. Например, сюжет балета «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана: «Накануне Рождества маленькой девочке Маше дарят Щелкунчика - куклу, умеющую раскалывать орехи. Ночью Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он бесстрашно сражается с армией крыс и мышей. Маша бросает свою туфельку в Мышиного короля, а потом принц уносит её во дворец сладостей. Там Маша попадает на бал и видит, как танцуют в разных странах мира. Там же фея Драже танцует па-дэ-дэ с принцем. В конце Маша просыпается и понимает, что это был сон». Либретто очень часто основывается на литературном произведении, но автором может быть и композитор, и балетмейстер, и художник, и артист.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии .

Вы знаете, композиторов, писавших музыку для балетов? Назовите! Ответ обучающихся. (Глиэр, Асафьев, Минкус, Пуни, Чайковский, и т.д.)

С XIX века ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета. Всему миру известны балеты Петра Ильича Чайковского, Сергея Сергеевича Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), Родиона Константиновича Щедрина («Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Чайка», «Конёк-Горбунок» и «Дама с собачкой») и других композиторов.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, создавать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

А кто-же будет воплощать задуманное балетмейстером? Ответ обучающихся.

Конечно артисты, их много – это солисты, и это кордебалет. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Марис Лиепа, Владимир Васильев и другие. Работает с ними педагог-репетитор. Именно с ним, танцовщики разучивают движения своих партий, отрабатывают их и повторяют множество раз, репетируют.

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Тут трудятся художники-декораторы. Вот некоторые прославленные имена: Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Эскизы к сценам спектакля всегда точно это передают.

Непосредственно перед выходом на сцену с исполнителями работают гримёры, создавая нужный образ. Некоторые образы требуют «специального грима», например, образ Мышиного короля из балета «Щелкунчик», злого волшебника Ротбарда из балета «Лебединое озеро», герои из балета «Чипполино».

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма. Сочиняя музыку к балету, композитор создает самостоятельное музыкальное произведение искусства; балетмейстер же, вдохновленный музыкой, создает на ее основе хореографическое произведение - самый балет. В единстве музыки и танца, в синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля, определяется характер будущей хореографии.

«Помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя, беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая, танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние и в дремучий мороз,

После грозного потрясения, злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь, легче дышится и внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется, и наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится танец маленьких лебедей.»

О каком музыкальном фрагменте идёт речь в этом стихотворении Маргариты Алигер? Ответ обучающихся.

Кто написал этот балет? Ответ обучающихся.

Этот балет о прекрасной принцессе и её подругах, которых злой волшебник превратил в лебедей. Расколдовал их отважный принц Зигфрид.

Какими вы представляете маленьких лебедей? Ответ обучающихся (неумелые, неуклюжие). Давайте попробуем их изобразить, сымпровизировать. (МУЗ. ФРАГМ.)

3. Заключительная часть:

Итак, ребята, мы разобрали что же такое балетный спектакль. Теперь вопросы и задания:

  • Ребята, кто такой балетмейстер?
  • Кто пишет музыку для балета?
  • Что такое либретто?
  • Кто создаёт образы героев? (гримёры, художники, костюмеры)
  • Кто украшает сцену? (декораторы)
  • Какие вам известны балеты?
  • Найдите лишнее: Хачатурян, Петипа, Прокофьев, Чайковский
  • Перечислите фамилии композиторов, которые работали в этом направлении.
  • Назовите фамилии известных вам артистов балета.
  • Найдите лишнее: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Щелкунчик».
  • Кто является главными действующими лицами в балете? (Артисты)
  • па-де-де
  • па-де-труа
  • гран-па
  • адажио

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

Где мы можем увидеть балет? Ответ обучающихся. Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с моими вопросами.

А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом занятии? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанного?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Теперь посмотрим сцены из балета «Щелкунчик».

Молодцы! Вы были очень внимательны. Впечатлениями будем делиться на следующем занятии, всё обдумайте, запомните! Всего вам хорошего! Занавес закрывается!

Р.S. или пояснение: музыкальные фрагменты, обозначенные в тексте - (МУЗ. ФРАГМ.) исполняет концертмейстер.

Список литературы

Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

Демидов А.П. Юрий Григорович. / М.: Планета, 1987.
Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. /М.: Искусство, 1989.

Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

Пасютинская В.М . Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

Смирнова Э.С.

http://www.artcontext.info


То есть балетным спектаклем , обладающим фабулой, сюжетом и действующими (именными) персонажами. Создаваемый по законам театрального действия, такой спектакль синтезирует в себе разные виды драматургии - сценарную, музыкальную, хореографическую, сценографическую, каждая из которых обретает «балетную» окраску, обусловленную «работой на танец» и специфическим существованием в предлагаемых танцем условиях. Здесь знание и понимание балетной специфики - то есть правил и закономерностей, которые выгодны танцу и способны обеспечить балетному спектаклю успешную жизнь - необходимы как для практической работы хореографов, задумывающих постановку сюжетного произведения, так и для профессионального балетоведческого анализа существующих балетных спектаклей.

Создание театрального балета подразумевает следование постановщика в творческом процессе законам режиссерского искусства как искусства постановки спектакля и создания авторского сценического текста. Вопросы режиссерской концепции взятого за содержательную , построения спектакля в его процессуальной целостности, приемов балетной режиссуры, используемых для воплощения сюжета, относятся к тем основным понятиям, которые невозможно обойти в процессе подготовки студентов к анализу постановочных принципов балетных спектаклей. Но здесь важно именно совмещение универсального режиссерского начала со спецификой сюжета, действия, структур и языка балета.

Внутренние разделы и подразделы первой части составляют опорные темы театральной эстетики и этапы творческого процесса при воплощении замысла спектакля. Сюда же входят и сюжетные хореографические миниатюры с их особыми требованиями к драматургии.

Тема 1. Балет как вид театрального искусства.

Лекция 1 . Театральное искусство как взаимодействие и синтез искусств

Специфика синтеза искусств в театре. Слагаемые театра: драматург - актер - зритель. Сценическое пространство. Театр и жизнь: условность и безусловность. Природа театрального действия. Конфликт как основа театральной драматургии.

Лекция 2. Театральная режиссура как искусство постановки спектакля

Инобытие драматургии в спектакле. Постановка спектаклей в до-режиссерском театре. Появление фигуры режиссера. Режиссер как интерпретатор первоисточника. Режиссер как автор спектакля. Режиссер как создатель сценического текста. Критерии режиссерского спектакля.

Лекция 3. Театральная и режиссерская природа балетного театра -

Сложносоставная природа балетного спектакля. Балетмейстер как драматург. Балетмейстер как режиссер. Хореографический текст как основа сценического текста балетного спектакля. Сочинение хореографического текста как постановка балетного спектакля. Общие и специфические законы балетной режиссуры.


Тема 2. Режиссерская концепция спектакля

Лекция 1. Литературный первоисточник как основа замысла спектакля

Взаимодействие постановщика с авторским произведением. Содержание первоисточника. Понятия темы , идеи, фабулы, сюжета, жанра, стиля, образов и характеров героев. Методология анализа литературного произведения. Объективные характеристики текста.

Домашнее задание : внимательно прочитать предлагаемый литературный текст (по выбору преподавателя) и выявить его художественные слагаемые.

Семинар: Анализ темы, сюжета и проблематики литературного произведения - 2 ч.

Тематика произведения. Состав и расстановка действующих сил. Характеристика героев. Логика развития сюжета. Авторская позиция. Содержательная квинтэссенция произведения.

Интерпретация литературного сюжета как его «второе авторство». Видение первоисточника от авторского «я». Первые показатели авторской трактовки: название, список действующих лиц, идея финала. Современный взгляд на проблематику первоисточника. Авторский отбор главного и второстепенного, авторский взгляд на иерархию действующих лиц. Режиссерская концепции как сумма идей в истолковании первоисточника.

Домашнее задание: знакомство с предлагаемым литературным текстом (по выбору преподавателя) и вольная интерпретация его сюжета.

Семинар по теме: Режиссерская трактовка литературного произведения

Избранный угол зрения на сюжет. Режиссерская акцентировка событий и отношений персонажей. Идейная направленность концепции.

Лекция 3. Режиссерские концепции балетов

Множественные трактовки одного сюжета. Режиссерские повороты темы. Идейно-содержательная основа спектаклей, связанных одним первоисточником или партитурой (с использованием видеопоказа).

«Жизель» - классич., Эка, Марсии Хайде

«Фауст» - Перро, по сценарию Гейне, Боярчикова.

«Лебединое озеро» - классич., Бурмейстера, Григоровича, Васильева , Ноймайера, Эка и др.

«Щелкунчик» - Льва Иванова, Вайнонена, Григоровича, Бельского, Чернышева, Боярчикова, Пети, Ноймайера и др.

«Эсмеральда» - классич., Бурмейстера, Пети («Собор парижской богоматери»)

«Спящая красавица» - классич., Пети, Ноймайера, Эка.

Философские и духовные основы балетного искусства. Балет как форма приобщения к возвышенному. Жанровый диапазон балетных сюжетов. Отношение к реальности. Остранение от реальности: поэтические фантазии балета, бегство в иллюзию. Эмоциональная подоплека балетных сюжетов. Состав действующих лиц. Типы балетного сюжета (по главенству героев): «монологический», «парный», «смешанный». Характеристика балетных героев. Герой и идея героя. Расстановка героев по «лагерям» конфликта.

Лекция 2. Специфика балетных «миров»

Герои и среда. «Миры» как способ организации балетной среды. Контраст и конфликт «миров». Полистилистика «миров». Содержание балетных «миров». Герой и «мир» - «блуждания» и принадлежность. Объективность и субъективность, реальность и идеальность балетных «миров».

Лекция 3. Специфика балетных ситуаций

Прямое отображение жизненных ситуаций. Балетная ситуация как капкан для чувства. Сновиденные состояния. Трансформация литературного сюжета в балетный: отбор танцевально выгодных ситуаций.

Семинар по теме: анализ известных балетных сюжетов и сценариев по их специфическим сюжетным ходам (По книге Ю.И.Слонимского «Драматургия балетного театра Х1Х века»)

Поворот первоисточника в сторону балетной образности. Поиски сюжетных выходов в танцевальные пространства.

Тема 4. Сценарная драматургия балета

Лекция 1. Природа действия в драме и балете

Сущность драмы. Конфликт как движущая сила драматического действия. Композиция и этапы действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Динамический характер драматического действия. Экспозиционный характер балетного действия. Коллизийные ситуации в драме и балете. Внешнее и внутреннее балетное действие. Номерная структура балетного действия.

Лекция 2. Сценарий многоактного сюжетного балета

Функции сценария. Сценарий как единство литературного и действенно-театрального начала. Ориентиры сценария на выразительные средства балетного спектакля - танец и пантомиму. Закон наглядности балетного сюжета. Контуры будущей драматургической структуры балета в сценарии. Подсказки балетмейстерских ходов и решений в сценарии.

Семинар: анализ балетных сценариев Указания по письменной работе.

(по книге Ю.И.Слонимского «Драматургия балетного театра», сценариям Михаила Фокина, Леонида Якобсона и др.).

Тема 5. Режиссерско-хореографическое построение балета.

Похожие публикации