Интеллектуальные программы на российском телевидении. Феномен игры в современной культуре

25 лет назад у нас еще не было так много кинотеатров и развлекательных центров, как сейчас, поэтому телепередачи были излюбленным способом весело провести время.

Особенно нам нравились телевизионные викторины, соревнования и конкурсы. Их можно было не только смотреть, но и поболеть за понравившихся участников. Некоторые передачи любимы народом так, что их показывают до сих пор.

Любовь с первого взгляда

Трое парней и трое девушек отвечают на каверзные вопросы телеведущих, но только одна пара в конце получает главный приз. Это романтическое шоу просуществовало на канале РТР 8 лет и было так популярно, что спустя несколько лет его неоднократно пытались возродить другие телеканалы. Но успеха оригинальной передачи им повторить не удалось.

Брэйн ринг

Однажды у Владимира Ворошилова родилась идея: а что, если придумать передачу, похожую на его родную «Что? Где? Когда?», но с двумя командами? Через некоторое время он реализовал свой замысел, и игра так полюбилась народу, что ее стали выпускать регулярно. Интеллектуальные бои команд, где время ответа на вопросы было ограничено, буквально приковывала к экранам весь честной народ.

Звездный час

Эта увлекательная передача существовала на телевидении 10 лет и проходила в формате интеллектуальной игры, а ее ведущим был Сергей Супонев, который как никто умел находить с детьми общий язык. К сожалению, после трагической гибели Сергея, передача закрылась. Продюсеры так и не смогли найти ему достойную замену.

Счастливый случай

Эта телевикторина пользовалась большим успехом у семейных людей, потому что принимать участие в ней можно было составом всей семьи. Передачу показывали очень долго, а закрыли по нелепой причине. Фирма, которой принадлежали права на передачу, решила выпустить по ее мотивам настольную игру. Но качество печати оказалось настолько низким, что начал падать рейтинг всей программы.

Устами младенца

Участие в этой забавной игре принимали супружеские пары. Они разбивались на команды и за ограниченный промежуток времени старались разгадать как можно больше загадок. А загадки задавали им маленькие детишки, что было очень мило и увлекательно.

Угадай мелодию

Ведущий проверяет музыкальную грамотность участников и оценивает ее по курсу Центробанка России. Эту игру неоднократно закрывали, но наши зрители так увлечены музыкой, что передача постоянно возрождается. Примечательная черта передачи – в студии играет живой оркестр.

Зов джунглей

Под развеселую музыку среди ярких декораций дети увлеченно бегали, прыгали, лазили, а командовал этим парадом наш любимый Сергей Супонев. Игра была похожа на «Веселые старты» с яркими призами, в которых участвовали две команды школьников. Дети увлекались ею в течение 9 лет, пока ее не постигла та же печальная участь, что и передачу «Звездный час».

L-club

Передача была придумана Леонидом Ярмольником и названа в честь него. Леонид вспоминает, что задумывал ее, как познавательно-развлекательную, собирался показать зрителям весь мир. Но в итоге увлекся другим проектом и забросил ее. Зато мы надолго запомнили, как логотип телекомпании BИD в конце передачи превращался в лицо Ярмольника и показывал язык.

Два рояля

В этой музыкальной передаче между собой соревновались две команды, в каждую из которых обязательно входил пианист. Кто угадал больше песен – тот и победил. Передача транслировалась не очень долго, но завоевала определенное число поклонников. К сожалению, в настоящий момент ее уже не показывают.

Поле чудес

Это легендарное шоу пришло к нам из Америки, но благодаря чудной и обаятельной манере общения Леонида Якубовича оно завоевало популярность куда большую, чем в свое время оригинал. Редко какая передача может похвастаться такой всенародной любовью. Ведь участники разгадывают слова, выигрывают призы и обмениваются с Якубовичем разными удивительными подарками уже 25 лет.

Интеллектуальные программы на российском телевидении


Введение

1. Российское телевидение на современном этапе. Интеллектуальная направленность современного телевидения

2. Характеристика интеллектуальных программ российского телевидения

2.1 Игры в знание на деньги

2.2 Интеллектуальные ток-шоу

Заключение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее несколько лет на экранах российских каналов все чаще появляются телепрограммы интеллектуального содержания. Данное веяние реализуется как через телеигры, так и через конкурсы, беседы в студии и пр. Это передачи, определяющие себя в качестве «интеллектуальных», относящиеся к «высокой культуре», строящиеся вокруг беседы экспертов, профессионалов. Их цель - научить зрителей думать, передавать знание в его «гуманитарной» версии. Они в большей или меньшей мере воспроизводят конвенции популярных программ, существуют на телевидении, но при этом стремятся транслировать критическое отношение к массовой культуре. Здесь постоянно звучит опасение: «Любите ли вы великую русскую литературу?», «Массовая культура - это просто зло или зло абсолютное?».

По своему устройству это - не визуальные программы: их можно не смотреть, а только слушать или читать в виде книги. В них не используются ресурсы телевидения как медиа, хотя, возможно, именно это могло бы дать какие-то новые ходы для того, чтобы свернуть «разговоры о культуре» с привычной колеи. В программах часто консервируется образ эксперта, носителя знания (иногда путем его симуляции), воспроизводятся представления о роли «интеллигенции», просвещающей «народ»; зрители привычно демонстрируют готовность внимать - на ограниченном пространстве в ограниченное время. Хотя эта позиция не кажется современной, но и она в дефиците на отечественном телевидении. Пока остается открытым вопрос о том, можно ли предложить какие-либо иные решения для «интеллектуальных программ», где были бы задействованы технологии и языки медиа и разрушались бы привычные границы между интеллектуальными стратами в российском обществе.


Приоритетным для современного российского телевидения является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает. Если верить телевидению, то реформы. которые проводились в 90-е годы полностью провалились, приватизация госсобственности это верх несправедливости и коррупции, бизнесмен и преступник это синонимы, и страна Россия - это страна преступников. Телевидение - самое мощное средство психологического воздействия, сильнее любой правоохранительной системы, ФСБ, МВД. А тот кто владеет телевидением и интерпретирует события - тот владеет страной.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".

Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.

Когда речь идет о просветительской миссии телевидения, то мы видим, как много мы потеряли. Когда-то у нас были великолепные образовательные каналы, учебные и научно-популярные программы. Но после того, как 4 канал передали НТВ, мы из страны, которая в свое время гордилась своим образовательным и учебным телевидением, превратились в страну, в которой нет образовательного вещания. Одним словом, произошла культурная катастрофа, и это одна из самых больших потерь нашего телевидения, которую ничем не восполнить. По роли телевидения в воспитании человека, гражданина, личности, в просвещении мы стали одной из самых отсталых стран. И если сегодня не предпринять срочных мер по восстановлению образовательного вещания с наработанными богатыми традициями, то мы будем терять одно поколение за другим.

Общество должно ставить перед коммерческим телевидение и бизнесом определенные условия. Эфирные частоты - это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно во благо, на развитие граждан, а это не происходит. И телевидение, и общество потеряли инстинкт самосохранения, вобрав в себя все худшее из советского и западного телевидения. Даже американские студенты, стажирующиеся у нас на телевидении, поражены обилием крови и насилия, жестокости на наших экранах. Не случайно, 70% людей, при социологическом опросе, проведенном в 2004 году, высказались за введение цензуры. Не политической, а нравственной, предохраняющей от пагубного воздействия. Во Франции есть наблюдательный совет по телевидению, в который президентом назначается по три человека, которые получают зарплату и не имеют права нигде больше работать, до завершения своих полномочий. Денежные санкции, выставляемые телеканалам за рубежом очень большие, могут даже отобрать лицензию.

Требуется политическая воля, как всего телевизионного руководства, так и всего телевизионного сообщества, чтобы выйти из этого сегодняшнего состояния, в котором мы находимся.

Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".

Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы "Цивилизация", "В мире животных", "Клуб путешественников".

Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами. В последнее время на Первом канале наблюдается приоритет отечественных сериалов, которые пользуются огромным успехом: "Спецназ", "Убойная сила", "Граница. Таежный роман", "Остановка по требованию".

Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М. Скорсезе, "Леон" Л. Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р. Бениньи...

Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей - "Песня года", а также концерты известных исполнителей А. Пугачевой, О. Газманова, В. Леонтьева, группы "Чайф", "Аквариум" и других. Среди заметных музыкальных акций канала - концерты Стинга, Дэвида Боуи, Джо Кокера, Тины Тернер, Майкла Джексона. Игровые передачи Первого канала имеют постоянную большую аудиторию, несмотря на то, что некоторые из них существуют уже много лет. Это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН. Новые игры - "Народ против", "Русская рулетка" и "Слабое звено", адресованы телеинтеллектуалам.

Во всем мире Россия продолжает сохранять статус интеллектуальной державы. Косвенно об этом может свидетельствовать обилие интеллектуальных шоу на отечественном телевидении (которые, правда, теряются на фоне массированной атаки развлекательным трешем), которые на протяжении десятилетий не теряют популярности и не сходят с экрана. вспомнила, кто подсадил Россию на иглу интеллектуальных телеигр, как русские сделали лучшую игру про умных джентльменов, которую теперь хотят показывать по всему миру, каким Александр Друзь был в молодости и кто из «Самого умного» оказался действительно самым умным.

Не поделили телевизор

Интеллектуальную войну на телевидении развязал . Бывший театральный художник и режиссер-постановщик, успевший блеснуть во МХАТе, Малом театре, «Современнике» и Театре на Таганке, в середине 1960-х меняет специализацию и в поисках достойного заработка отправляется на ТВ. Для телевидения Ворошилов оказался находкой. Поработав над документальными проектами, он выдумал первую передачу, не похожую ни на один советский телепроект: формально интеллектуальную, а по сути рекламную викторину «Аукцион». Ее участники отвечали на вопросы о различных товарах, а в финале шоу лучший игрок получал этот самый товар в подарок.

Программа закрылась очень быстро и со скандалом. Виной стал телевизор - кому-то из чиновников такой приз показался подозрительным. В результате победитель «Аукциона» остался без награды, а Ворошилов - без работы. Ему запретили появляться в эфире. По другой версии, программу закрыли из-за запрещенной бардовской песни, прозвучавшей в одной из передач.

Однако спустя некоторое время запрет сняли, и Ворошилов приступил к съемкам интеллектуального казино «Что? Где? Когда?», которому суждено было стать знаковым в истории советского, а потом и российского телевидения.

Мало кто помнит, но в 1975 году, когда ЧГК только запустили, программа была совершенно другой. В соревновании принимали участие не «господа» знатоки, а семьи. Но уже через год формат изменили. Программа стала позиционироваться как молодежный телевизионный клуб, в ней принимали участие студенты . Каждый играл сам за себя и должен был отвечать на вопросы мгновенно. О денежной прибыли никто и не помышлял - в 70-80-е годы лучшим игрокам в награду доставались книги.

Оставаясь за кадром, Ворошилов, известный зрителям как «господин ведущий», был главным в своем шоу. Он отбирал участников и имел особое представление об интеллектуалах. Ворошилов терпеть не мог зазнаек и считал, что ЧГК - для тех, чей интеллект является гармоничной составляющей личности. Поэтому зубрилок в казино брали неохотно. Несмотря на парадоксальность этой мысли, Ворошилов полагал, что для игры в «Что? Где? Когда?» не нужно быть семи пядей во лбу - достаточно школьного образования и смекалки.

Зрители долгое время не знали, как выглядит ведущий, слышали лишь его голос за кадром. Не знали и о том, что всеми любимое шоу было именно его детищем. В последние годы «господин ведущий» представал перед публикой, но это было необязательно: даже оставаясь за кадром, он заставлял знатоков трепетать.

Игра глубоко пустила корни на телевидении. Нервическое перебирание версий за игровым столом, потные от напряжения лбы «дам и господ», споры до пены у рта, минута нервотрепки, пререкания с ведущим, ожидание правильного ответа и долгожданное облегчение - вся страна проживала c кругом знатоков минуту обсуждения, зрители по ту сторону экрана на 60 секунд тоже превращались в команду ЧГК, в войска диванных знатоков. Никаких лишних эффектов - только живые человеческие эмоции.

«Что? Где? Когда?» - старейший проект на отечественном ТВ, который продолжает держать в напряжении зрителя по сей день. Из простого телешоу игра стала социальным явлением. Видя живой интерес к ней в обществе, знатоки шагнули в офлайн и создали так называемый спортивный ЧГК: команды соревнуются, отвечая на одни и те же вопросы, а сильнейшие выходят в финал. В ЧГК играют повсеместно: сборные есть в любом уважающем себя вузе, в школах, поклонники игры арендуют помещения и устраивают мозговые штурмы без всякого вознаграждения. Игра потеряла налет элитарности и переросла своего создателя: «Что? Где? Когда?» на экране превратился лишь в телевизионную версию.

Уникальную российскую нетленку пытались адаптировать за рубежом. И если в постсоветских странах проект прижился, то в США его ждала непростая судьба. поверил американскому актеру украинского происхождения Алексу Резнику (сериал «Скорая помощь», фильм «Социальная сеть»), который рекомендовал обратить внимание на уникальную придумку русских. Американцам понравилась идея интеллектуального казино, поэтому телешоу Million Dollar Mind Game (так назывался аналог ЧГК в США) было построено именно вокруг стремления к выигрышу - победитель получал миллион долларов. Версия была далека от оригинальной: гораздо меньше, чем в привычном нам «Что? Где? Когда?», уделялось внимания вопросам, а уникумов вроде Александра Друзя или Ровшана Аскерова не было. Шоу просуществовало год и было закрыто.

Кадр: шоу Million Dollar Mind Game

Молодой Ровшан Аскеров готов поколотить Козлова

В середине 1980-х - начале 1990-х быть умным стало модно. Об этом свидетельствует интеллектуальный бум на телевидении. Во времена, когда взгляд Друзя еще не испепелял безразличием, а кудри Максима Поташева чернели как смоль, ТВ блистало россыпью новых молодых звезд. Среди них - молодой, но уже усатый уроженец Луганска . Он попал на телевидение в 1986 году, и ему там так понравилось, что спустя всего несколько лет игры в «Что? Где? Когда?» он стал одним из самых востребованных ведущих на федеральном телевидении. Его звездный час - программа «Брейн-ринг», сплав суперпопулярной передачи «Музыкальный ринг» и «Что? Где? Когда?», где команды уничтожали друг друга на ринге не кулаками, а силой интеллекта.

Первый выпуск вышел в эфир в мае 1990 года. Нетрудно догадаться, что запускал передачу трендсеттер той эпохи Ворошилов. Вместе с женой Наталией Стеценко он основал одну из первых частных российских телекомпаний «Игра-ТВ». Производитель как с конвейера выпускал в эфир проект за проектом, которые поколение 90-х с вспоминает с теплой ностальгией. Чего стоит смелое шоу «Любовь с первого взгляда», которую вел сын жены Ворошилова , после смерти мэтра принявший на себя роль ведущего ЧГК.

По накалу «Брейн-ринг» не уступал «Что? Где? Когда?» Команды, состоящие в основным из очень молодых людей, буквально жили на ринге, что добавляло игре зрелищности. Не прогадали и с Козловым - до одержимости азартный, он оказался умелым ведущим, способным выдерживать интригу, а в случае необходимости поддать перца.

Иногда джазу задавала старая гвардия. Тогда на сцену выходил Друзь и показывал молодежи, как правильно мыслить, чтобы побеждать.

Спойлер. В начале 1990-х Александр Друзь выглядел ровно так же, как и нынче.

Порой эмоции в «Брейн-ринге» зашкаливали настолько, что казалось - драка неизбежна. По крайней мере, когда в «Брейн-ринге» играл молодой и взрывной Ровшан Аскеров.

Эмоциональность Козлова сыграла с ним злую шутку. По слухам, в 1996 году она сдетонировала с упертостью и нежеланием упускать прибыль основного акционера . У «Игры-ТВ» были отлаженные отношения с ОРТ: за каждый выпуск канал платил аффилированной с ней Международной ассоциации клубов 35 тысяч долларов. К середине 1990-х в структуре телекомпании появилось рекламное подразделение, которое оштрафовало канал на 1,3 миллиона долларов за превышение уровня спонсорской рекламы в шоу. В результате ОРТ перестало платить производителю деньги, за что подало на канал в суд.

Но суд становиться на сторону МАК не собирался, и отношения Козлова с Березовским окончательно испортились. В итоге производители не солоно хлебавши перекочевали на другой канал, тогда только начавший вещание, - «ТВ-Центр». Но в 2000 году новое руководство канала закрыло программу, как говорилось, из-за высокой стоимости ее производства. В 2001 году умер Ворошилов, и перезапуск передачи отложили в долгий ящик.

В 2009 году за него взялся холдинг «СТС Медиа», для которого «Игра-ТВ» уже делала музыкальную программу «Жизнь прекрасна». Однако и на СТС «Брейн-ринг» продержался только три года. В 2013 году шоу внезапно всплыло на канале «Звезда» , но только на два месяца, после чего кануло в небытие. И вот в 2018 году возродить былую легендарную передачу берется . Премьера намечена на начало марта.

Детки в порядке

Однажды недавно начавшему работать на телевидении кандидату наук дали задание придумать передачу для старшеклассников. К тому времени у него уже был опыт запуска программ для подростков: в 1989 году он выпустил в эфир литературную викторину «Образ».

9 выбрали

Что общего между детской юлой, хрустальной совой и субботним вечером? А то, что все это органично вписывается в один ансамбль, за "творчеством" которого любители интеллектуальных задач наблюдают вот уже 38 лет - именно столько исполняется старейшей (и популярнейшей!) из российских интеллектуальных телепередач "Что? Где? Когда?". Аналогичные проекты с завидной частотой появляются в эфире телеканалов, и, как правило, рейтинги у них достаточно высоки.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию ТОП-5 интеллектуальных программ, которым, несмотря на разный формат, призовой фонд, персоналии ведущих, удавалось удерживать большую часть населения страны у телеэкранов, а телезрителям затем козырять "приобретенными" знаниями на дружеских посиделках.

Итак...

Что? Где? Когда?

Мало кто помнит, что изначально у программы были совершенно иные правила. Не было никакой "команды телезрителей", не было вообще никаких команд. Точнее, номинально соревновались две семьи, и играли каждый сам за себя, отвечая на вопросы, придуманные редактором. Юла появилась через год после выхода первой программы и "выбирала" не вопрос, а игрока, который должен был без "минуты на обсуждение" дать ответ на вопрос.

Ведущего, кстати, тоже не было. Со временем правила преобразились. Интеллектуальный клуб перед распадом СССР превратился в Интеллектуальное казино. Затем снова вернулось к клубной системе. За всю историю у игры было всего трое ведущих - Александр Масляков, Владимир Ворошилов и Борис Крюк . У передачи появились хорошие спонсоры, собственный "дом" - "Охотничий домик" в Нескучном саду в Москве. Дресс-код - black-tie . Особенно популярна передача среди русскоязычного населения.

Брэйн-ринг

Многие называют эту программу "Что? Где? Когда?" для молодежи". Хотя сама идея программы появилась в 1980 году - сразу после международных игр "ЧГК". Автором программы был все тот же Владимир Ворошилов . Он же и вел ее на первых порах после первого эфира в 1989-ом. Но сославшись на занятость, уступил эту должность в пользу Бориса Крюка , который в силу обстоятельств не смог появиться на съемках, и вместо него ее постоянным ведущим стал Андрей Козлов .

Правила игры включают массу нюансов, позволяющих оживить процесс и внести в него долю "соревновательного" азарта. Среди участников нередко появляются и завсегдатаи "Что? Где? Когда?"

Умники и умницы

Осенью, а именно 18 сентября 1991 года на канале РТР появилась новая молодежная интеллектуальная викторина, в основе которой лежал принцип школьной олимпиады, - "Умники и умницы". Главная тема - мировая культура и история. Ведущий - писатель, философ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, Юрий Вяземский .

Программа постепенно, но довольно быстро набирала обороты и завоевывала любовь зрителей и с определенного времени включается в Перечень олимпиад школьников как Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умницы и умники" 1 уровня по профилю "гуманитарные и социальные науки". Главный приз программы предполагает поступление в МГИМО на льготных условиях.

Своя игра

7 апреля 1994 года авторами программ "Сам себе режиссер" и "Устами младенца" зрителям была представлена новая игра-викторина - "Своя игра". Отличительной чертой игры было то, что вопросы задавались в форме утверждения - игрок должен был "уточнить", о чем идет речь. Как нетрудно догадаться, "Своя игра" - российская версия американской телеигры Jeopardy! ("Рискуй!"), которая впервые вышла на экран в 1964 году.

Основные правила викторины практически не изменились за все время ее существования. Даже декорации менялись всего один раз. Программа пользуется невероятной популярностью. Ее версии появлялись в сетке телеэфира в 28 странах, но только в трех из них идет до сих пор. И Россия в их числе.

Слабое звено

В 2000 году в эфире Соединенного Королевства на канале ВВС Two стартовала новая телеигра Weakest Link . А уже в 2001 году 25 сентября на Первом канале. Формат программы оказался довольно необычным - главным принципом была провокация со стороны ведущего, постоянно отпускающего шпильки в адрес каждого игрока. Кроме того, по ходу игры каждый участник должен проголосовать против одного из своих товарищей по команде, указав на его недостатки. При этом каждый из выбывших после имел возможность дать свою оценку оставшимся игрокам.

У программы появились как ярые критики (именно из-за весьма жестоких и обидных комментариев в адрес игроков), так и преданные поклонники (провокация "держит" внимание зрителей в течение всей игры и при этом позволяет показать "истинное лицо" и выплеснуть все свои эмоции по поводу сложившейся ситуации). "Слабое звено" просуществовало на разных телеканалах страны вплоть до 2008 года. Ведущими программы были поочередно Мария Киселева и Николай Фоменко .

Мысли вслух... Не так давно на телеканале Россия К было запущено интеллектуальное реалити-шоу "Полиглот ", которое, на мой взгляд, вполне достойно войти в данный ТОП отдельным пунктом.

А какие интеллектуальные программы нравятся вам?

Леокадия Коршунова , etoya.ru

Телевизионные игры

Фактор свободного времени человека определяет спрос и предложения на различные товары и услуги, в первую очередь, быстро растущей отрасли - «индустрии развлечений». Причем телевидению в современном обществе принадлежит первое место .

Внешняя сторона телеигры проста, - существует приз (или несколько призов) и существуют условия, выполнение которых приводит к обладанию призом (сама игра). Приз может быть значительным, и тогда это подчёркивается, а может быть пустяковым. В этом случае предполагается, что само участие в игре или то, что человека показывают по телевизору, является достаточным воздаянием. Как правило, игроки - люди из массы, они неизвестны, хотя чем-нибудь примечательны. Но есть и другой вариант: в роли игроков выступают люди с именем, персонажи светской хроники, их присутствие должно сделать игру еще более интересной. То, что зритель тратит время на своих телекумиров, понятно. Следует разобраться в другом: почему привлекают внимание игры, где этих кумиров нет.

Популярный ведущий. Знакомое, приятное лицо. Узнаваемый (и ожидаемый) стиль. Переключаясь на телеигру, словно заходишь в гости к хорошему знакомому. Таким образом, обеспечивается иллюзия общения.

Иллюзия интеллектуальности. Большинство телеигр построено на том, что где-то как-то всё-таки надо думать. Процесс мышления может доставлять удовольствие, которое легко получить, если при этом не требуется никакого труда. Конфигурация игры разрешает противоречие между трудом и удовольствием. Заранее известен контекст, в котором может быть поставлена задача. Задачи подбираются таким образом, чтобы их можно было решить в отведённое для этого время. И, наконец, главный подарок: когда зритель у телевизора решает задачу быстрее, чем игроки в зале, а ещё лучше, - когда игроки ошибаются, а ты оказываешься прав. Игра дает людям возможность почувствовать себя умнее других. Надо ли говорить, что это все - лишь иллюзия интеллектуальной деятельности, аналогичная разгадыванию кроссвордов. Телеигра не развивает и ничему не может научить, разве что даст представление о каких-либо фактах, предварительно выдернув их из контекста.

Клоунада. Игра сопровождается традиционными шутками, а иной раз и ужимками. Тон задаёт ведущий, а игроки подстраиваются под него. Игра призвана поддерживать у зрителя определенный эмоциональный тонус. Никто не видит беды в том, что хорошее настроение зрителя достигается с помощью пошлых приёмов.

Азарт. В современном мире на корысти построено очень много (человек должен хотеть много зарабатывать, он должен хотеть много покупать, наконец, он должен хотеть сделать карьеру). Чтобы установленный порядок вещей не дал вдруг трещины, корысть надо подпитывать и воспитывать. Телеигра делает и то, и другое .

Болея за кого-либо из игроков, мы радуемся и материальной составляющей их успеха. Благодаря эффекту замещения, мы как бы участвуем с их помощью в игре сами, поэтому их выигрыш в какой-то степени и наш выигрыш, пускай и иллюзорный. Распространенный элемент телеигр - игры с телезрителями, когда каждый сидящий у телеэкрана может получить маленький, но вполне реальный приз.

Но все это отступает в тень по сравнению с культом победителя, который практикуют почти все игры. Победителю достаётся крупный план, лёгкое облачко славы. Ему вручается не один, а сразу несколько призов - от разных спонсоров. Наблюдая финал игры, телезритель усваивает где-то на подсознательном уровне мысль, что, если повезёт, можно без особого труда получить ценную вещь, а то и вполне внушительную сумму.

Отсюда два вывода. Первый: если у тебя чего-то нет, ты можешь получить это (рождается вожделение). И второй: главное - не труд, а удача (реальность подменяется иллюзией) .

При этом существует достаточно большое разнообразие форм телевизионных игр. Самой распространённой является интеллектуальная игра, в которой участник может заработать различные суммы выигрыша, ответив правильно на определённое количество вопросов, применив свои знания или доверившись удаче. Примером таких игр может служить довольно-таки популярное в недавнем прошлом капитал-шоу «Поле чудес» (ведущий - Леонид Якубович). Программа впервые вышла в эфир в 1990 году, и до сих пор снимаются новые выпуски. Эта игра рассчитана исключительно на массы, и её интеллектуальный уровень в настоящее время по сравнению с первыми выпусками сильно упал. Однако данный проект является вполне успешным, поскольку он изначально ориентирован на обывателя. По сути, это больше шоу, чем игра.

Отличным примером интеллектуальной телевизионной игры может служить игра «Кто хочет стать миллионером?» (с 1999 по 2001 гг. - «О, Счастливчик!»), в которой участник выигрывает, правильно ответив на 15 вопросов из различных областей знаний. Игра пользуется невиданной популярностью, возможно, это связано с тем, что она является реализацией известной сказки «О рыбаке и рыбке». Игрок начинает с нуля, он может пытаться заработать всё больше и больше, рисковать, но может потерять почти всё и остаться с небольшой суммой. Именно риск завораживает как самого участника, так и телезрителя.

Каждый человек может найти для себя что-то интересное и познавательное, в эфир выходят такие телеигры, как «Что?Где?Когда?», «Своя игра», «Умницы и умники», «Самый умный», «Брэйн-ринг», были популярны программы «Слабое звено», «Русская рулетка» и пр. С 2007 года на телеканале ОНТ транслируется игра «Один против всех», ведущим которой является Георгий Колдун. Рейтинги этой интеллектуальной игры довольно высокие.

Специально для маленьких телезрителей были запущены и детские телевизионные игры, среди которых были особенно популярны «Спортландия», «Зов джунглей», «Царь горы», «Звёздный час», в настоящее время - «Ступени», «АБВГДейка», “Бен 10: Сверхсложная задача” на канале Cartoon Network. На современном телевидении существуют множество каналов, которые ориентированы специально на детей, - «Карусель», «Детский», «ABC Kids», «Disney» и др. Они транслируют лучшие мультфильмы и сериалы мира, спортивные игры, интеллектуальные викторины, новости литературы, музыки, театра, а также специально произведённые программы.

Были созданы и развлекательные игры, которые не несут особой смысловой нагрузки и призваны заинтересовать участника своим шуточным, развлекательным содержанием. Среди таких игр следует назвать «Интуиция», «50 блондинок», «Рассмеши комика», «Без башни», «Любовь с первого взгляда», «Сто к одному», «Убойная лига», «Смех без правил». В таких программах вопросы либо уходят на второй план, либо вообще не задаются, а результат игры часто зависит от везения. Канал MTV транслирует множество развлекательных телепередач-игр, рассчитанных на молодёжь: «Следующий», «Бешеные предки», «Тачку на прокачку», «Свободен», «Love-машина» и др.

В последнее время большие рейтинги просмотров у кулинарных шоу, в которых игровой элемент совмещается с трудовой деятельностью. В такие известные и модные телепередачи, как «Смак», «Едим дома!» был внесён игровой фактор, появились соревнования в мастерстве между участниками (командами), азарт, выигрыш: «Званый ужин», «Адская кухня», «Кулинарный поединок», «Властелин вкуса», «МастерШеф».

Своих телезрителей и поклонников находят и музыкальные телешоу, основанные на соревновании начинающих музыкантов и исполнителей. И если раньше на российских и советских телеканалах можно было увидеть только передачи «Угадай мелодию» и «Два рояля», то теперь выбор намного расширился. Самыми известными мировыми музыкальными и вокальными телешоу являются «Х-фактор», «Голос Америки», «Голос», «Призрак оперы», «Фабрика звёзд». На ОНТ также существуют музыкальные телеконкурсы: детский - «Я пою!» и довольно известная молодёжная «Академия талантов».

Особую популярность получили и так называемые реалити-шоу. Популярность реалити-шоу у телезрителей можно объяснить тем, что это, пожалуй, единственная возможность увидеть на экране себе подобных: ничем не примечательных людей, которые интересны лишь желанием любой ценой «раскрасить» свою тусклую, лишённую событий жизнь. И ради этого они готовы поступиться и собственной свободой, и чувством собственного достоинства, не говоря уже о достоинстве других.

Со временем форматы реалити-шоу стали развиваться по нескольким направлениям:

шоу подглядывания, в котором удовлетворяется присущая абсолютному большинству населения Земли страсть подглядывания и подслушивания («Большой Брат» (Голландия), «Большая диета» и «Разбитые» (Великобритания); «За стеклом », «Дом-2», «Каникулы в Мексике» (Россия));

шоу выживания отличается невыносимыми для нормальной жизни условиями, в которых участники проекта бьются за победу («Survivor»» (Швеция), «Alive» (США) и «Последний Герой» (Россия));

шоу обучения, кроме развлекательной функции, несет в себе практическую выгоду, как для зрителей, так и для участников. Перед участниками ставится задача по освоению новой профессии или повышению профессионального уровня, а у зрителей появляется возможность получить практические знания («Фабрика звезд » и «Дом » (Россия), «Подиум» (США));

шоу игры («Чики & Фрики », «Битва визажистов » (США), «Обмен жёнами»).

Однако реалити-шоу имеют и негативную сторону. Организаторы шоу в погоне за зрелищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят её, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон.

Похожие публикации