Интерактивные технологии в реализации фгос дошкольного образования. Интерактивные технологии обучения в доу, как метод реализации новых фгос

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений. В статье раскрыта суть интерактивного обучения и представлены интерактивные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.

Для начала следует разобраться, что же это такое «интерактивное обучение»?

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Понятие интерактивное обучение- это «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой». Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Использование интерактивной модели обучения исключает доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и многое другое. Помимо оснащенности учреждения данным оборудованием необходимы также подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Рассмотрим второе направление интерактивного обучения - это организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Таких технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с детьми.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику каждой технологии.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, а дети слушают, анализируют и дают оценку.

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи: развивают свободное общение со взрослыми и детьми; развивают все компоненты устной речи детей; способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.


«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Юлия Юрьевна Тришина

воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус городского округа Тольятти

Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи :

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

    Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

    Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

    Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

    Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных современных технологий и психолого-педагогических подходов к данному процессу. И только при правильной педагогической организации деятельности воспитанников развитие ребенка как Личности может и должна стать устойчивой чертой характера дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на занятии, в том числе и основные методические инновации связаны с применением интерактивных педагогических технологий обучения, поэтому я выбрала тему мастер-класса «Интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная – ребенок выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Коллеги, давайте будем разобраться, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)

Прекрасно! Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с предметно-развивающей средой, которая служит областью осваиваемого опыта, т.е «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Основные задачи такого обучения и воспитания:

    Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

    Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

    Интегрированное содержание работы с детьми;

    Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

    Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

    При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

    При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

    В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

    технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

    организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Уважаемые коллеги! В последнее время с интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира») . Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для инициативы детей. В интерактивной педагогической технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Применение педагогического интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации воспитательно- образовательной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;

При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;

К интерактивные играм относятся: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;

А к технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Давайте рассмотрим каждую из них:

«Работа в парах»

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

«Хоровод»

Дети с помощью предмета выполняют задание по очереди, воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, формируются начальные навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста «Большой круг»

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

«Аквариум»

Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности», заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Дает возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

«Дерево знаний»

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

«Интервью»

Используют на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

«Мозговой штурм»

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

Уважаемые коллеги ! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Данная технология называется «Цепочка» . Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения ( Участники выполняют действия)

Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе(тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Продукты питания», согласно нашему тематическому планированию в Учреждение. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм» , используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)

Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется « Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия )

Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу (Например: Яблоко и яблока в разрезе), то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия )

Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение» . Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер –класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии по тому, что….» (Участники высказываются)

И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель - воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Литература:

    Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

    Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

    Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

    Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

    Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

    Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

    Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.

Мошкова Светлана Владимировна,

воспитатель

МАУДО "Детский сад № 9" города Ялуторовска

а технологии образования – это Бог»

В.П. Тихомиров

Цель: рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога;

Задачи:

  • мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;
  • способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, столы, мольберт;

Ход практикума:

Слайд № 1 (название практикума)

1. Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Игра «Импульс», Игра «Пожелания».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на практикуме в рамках стажировочной площадки. Сейчас я вам предлагаю встать в круг, взять друг друга за руки и передать своим пожатием импульс по кругу. Ну, а для того чтобы удержать полученную энергию и усилить её, давайте подарим друг другу комплименты с добрыми пожеланиями.

2. Вступление. Тема нашего практикума - «Играя, познаем мир!» (использование интерактивных технологий в образовательном процессе)

Слайд № 2

Счастливый случай нас собрал

Вот в эти стены, в этот зал.

Интерактивные технологии обучения

Не дадут скучать и унывать,

Затеют спор веселый, шумный,

Помогут новое узнать.

В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дошкольное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.

Слайд № 3

3. Теория

Давайте же, определим понятия.

Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, воспитанников друг с другом.

Слайд № 4

Интерактивные технологии используемые в работе
с детьми 3-7 лет.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

4. Практическая часть

Форма проведения: путешествие е в страну Знаний. Количество 12 человек.

Демонстрационный материал:

1. Поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шарик;
2. Схема поезда с тремя вагонами;
3. Макет реки (таз наполненный водой)
4. Тарелка с очищенными дольками чеснока;
5. Дерево;
6. Детский микрофон;

Раздаточный материал:

1. Символы на грудь - воздушные шарики: 2 красных, 2 синих, 2 зеленых, 2 желтых, 2 оранжевых, 2 фиолетовых с восклицательным и вопросительным знаком;
2. Картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью по воздуху и с помощью воздуха и бензина;
3. Флажок красного цвета для станции «Воздушная»
4. Плоские воздушные шарики: красного – 12 штук, зеленого – 12 штук, синего – 12 штук

Предметы для проведения опытов:

1. Трубочки для коктейлей – 12 штук;
2. Прозрачные одноразовые стаканы – 12 штук;
3. Воздушные шары – 12 штук;
4. Полиэтиленовые пакеты – 12 штук;
5. Кораблики – деревянная щепка с бумажным парусом);
6. 6 тазов с водой;
7. Пол листа бумаги;

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли детей и принять участие в путешествии в страну Знаний по теме «Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем», где будут использованы некоторые интерактивные технологии в работе с детьми, представленные на слайде

Методические указания

1 часть. Вхождение в тему. Раздача символов (желающие 12 человек)

Игровая технология

Воспитатель: Обратите внимание на схему (на мольберте едет паровоз с прицепными вагонами). Я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на этом поезде, но сначала мы должны украсить наш поезд, чем мы узнаем позже.

  1. Игровая мотивация

Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие на подносе на столе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Ответы детей)

Информационно-коммуникативная технология

Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран, давайте проверим правильность ваших ответов (на экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Пузырь, соломинка и Лапоть») Дети называют героев сказок и выбирают нужную, объясняя почему.

Воспитатель: Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?

Дети: Пошли однажды они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул.

Слайд № 5

Воспитатель: воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке (с ярким игрушечным микрофоном)

На что был похож Пузырь?

Как вы думаете, что было у него внутри?

Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти Соломинку и Лапоть?

Почему лопнул Пузырь?

Обобщение : Пузырь исчез, потому, что из него вышел весь воздух.

  1. Игровое упражнение «Едем на поезде в страну Знаний»

Воспитатель: я в начале нашего путешествия говорила, что нам нужно украсить наш поезд. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.

Кто знает, как доказать что воздух существует? (с помощью опытов)

Возьмите воздушные шары и обозначьте:

Красными воздушными шарами – уверенность в своих знаниях;

Зелеными – свои колебания, сомнения в умении провести опыты.

2 часть. Экспериментальная деятельность

1. Серия опытов

Интерактивная технология «Работа в парах»

Слайд № 6

Воспитатель: я предлагаю вам разделиться в пары, чтобы пара состояла из шаров одинакового цвета, но разного знака (садятся за столы парами)

Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?

Дети : воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.

Воспитатель: а можно нам увидеть этого «невидимку»? Может быть кто-нибудь из вас с ним уже встречался?

Дети: пузыри на поверхности воды и др.

Воспитатель : как же можно обнаружить воздух?

Дети: пары выдвигают гипотезу – с помощью опытов.

Обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы.

ЗАДАНИЕ 1. Создать поток воздуха у лица

Опыт № 1 – взять листок бумаги, сделать веер и помахать им около лица

Вопрос : что ощущаете? (легкий ветерок, прохладу – ответы в парах). Какой можно сделать вывод? – ответы в парах

Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем)

ЗАДАНИЕ 2. Увидеть воздух, которым мы выдыхаем

Опыт № 2 – взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой

Опыт № 3 – надуть воздушный шарик (2-3 вдоха)

Вопрос : Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Вспомните строение человека, где расположен воздух, как дышит человек. Какой можно сделать вывод – ответы в парах

Вывод: воздух находится внутри тела в легких, его объем можно измерить

ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что воздух прозрачный

Опыт № 4 – взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края

Вопрос : можно ли увидеть через воздух-невидимку все, что находится вокруг нас? Какой можно, сделать вывод – ответы в парах

Вывод : воздух прозрачный, невидимый, через него можно видеть, все, что нас окружает

2. Игровые упражнения

Интерактивная технология «Хоровод»

Слайд № 7

Воспитатель: давайте встанем в круг и я буду вам бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.

Нужен ли воздух людям и животным? (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)

- Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? Если купить в магазине рыбок для аквариума, поместить их в банку, которую плотно закрыть крышкой, что может произойти? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)

А человек может долго находиться под водой без маски водолаза? Почему? (нет не может, т.к. ему не хватает воздуха) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?

Воспитатель: мы с вами выяснили, что нос нужен для дыхания и не только. Что еще умеет определять нос? (определять запахи)

Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнении «Угадай запах?»

Воспитатель: закройте глаза, зажмите нос (в это время перед детьми проносят тарелку с дольками свеженарезанного чеснока)

Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока? Какой можно сделать вывод?

Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем его.

3 часть. Физкультурная пауза

Воспитатель: я приглашаю вас на морской берег, здесь всегда свежо, часто дует ветер. Как вы думаете, чем может пахнуть море?

(включается запись морского шума, дети представляют волны, плавающих в воде рыб. Проводится игра «Морская фигура – на месте замри»)

4 часть. «Воздух и транспорт»

Интерактивная технология «Дерево знаний», игра «Подбери нужную картинку»

Слайд № 8

Воспитатель: можно ли назвать воздух помощником человека? (ответы)

Дети делятся на 2 группы по принципу: 1 группа - воздушные шары с восклицательными знаками, вторая группа – с вопросительными.

Воспитатель: я сейчас вам раздам картинки транспорта в конвертах

1 группа (с вопросительными знаками) – выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе и поместите их на дерево с синим символом.

2 группа (с восклицательными знаками) – с помощью бензина и тоже поместите на дерево с коричневым символом.

Воспитатель: посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся картинки транспорта? (ответы в группах)

5 часть. Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация «Переправа»

Воспитатель: а сейчас будем работать снова в парах по цвету воздушных шаров на груди. Мы сегодня с вами разговаривали про сказку «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и узнали, что сказочные герои не смогли перебраться на другой берег реки. Как мы можем помочь им перебраться? (ответы детей)

Как вы думаете, из чего можно сделать кораблик, парус? (ответы детей)

1. Опыт «Воздух может двигать предметы»

Воспитатель В таз с водой нужно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха.

(дети работают в парах, дуют на парус по очереди, договариваясь о совместным действиях, чтобы кораблик двигался быстрее, нужно дуть в одном направлении)

Воспитатель : объясните, почему плывет кораблик? Какой можно сделать вывод? (ответы в парах).

Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.

Технология Кейс»

Слайд № 9

1 этап:

Воспитатель: послушайте пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Что означает эта пословица? (ответы детей)

Вывод: в любом деле нужно трудолюбие.

Воспитатель: послушайте, я расскажу вам историю.

Дети на уроке труда в школе делали кораблики-оригами. У всех работа получилась аккуратная. Только Вовин кораблик учительница не смогла представить на выставке.

Воспитатель: объясните, почему? (ответы детей)

2 этап:

Воспитатель: подумайте и скажите, что нужно было сделать Вове, чтобы его кораблик взяли на выставку? (ответы детей)

3 этап: давайте выберем правильный вариант ответа. (делать кораблик того же цвета, что все остальные дети, края не обрывать, а стричь ножницами, сгибать аккуратно, не мять, и т.д)

4 этап: вспомните пословицу и сделайте вывод: что вспоминая эту пословицу дети будут трудиться, и выполнять свою работу только на хорошо.

6 часть. Проработка содержания темы.

Интерактивная технология «Интервью»

Воспитатель: я уду задавать вопросы, а вы отвечайте полным ответом.

Расскажите нашим гостям – сказочным героям – Лаптю, Соломинке и Пузырю, что вы узнали нового о воздухе?

Посмотрите на нашу схему поезда, что вы видите? Давайте отметим флажком первую остановку в стране Знаний.

Что вы узнали на этой остановке? (воздух невидимый, легкий, он всюду вокруг нас и в воде, воздух необходим для человека, животных, рыб, воздух помогает двигаться транспорту)

- Как можно назвать остановку в стране Знаний? (воздушная)

- Давайте обозначим станцию «Воздушная» красным флажком.

7 часть. Рефлексия деятельности детей

Воспитатель: я хочу вас поблагодарить за активное участие, любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.

Воспитатель: Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе? Если да, то украсьте вагоны синими воздушными шарами. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать о свойствах воздуха, прикрепите к вагонам синие шары. Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным, увлекательным и познавательным. Спасибо

Литература:

  1. Журнал «Методист дошкольного образования», выпуск 16, стр.61
  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Энциклопедия «Почемучка». М., 1997
  3. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи: Учеб.метод.пособие/Под ред. О.В.Дыбиной. М., 2014

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Похожие публикации