«интерактивная технология «карусель» как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием лего-конструктора. Интерактивная технология обучения дошкольников

Горбачева Марина Витальевна Воспитатель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова"

Аннотация: данная статья отражает опыт использования интерактивных технологий в ДОУ на разных возрастных этапах развития ребенка.

Ключевые слова: интерактивные технологии, цепочка, карусель, аквариум, интервью.

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Э. Хаббард)

Весь процесс в дошкольного воспитания направлен на создание всесторонне развитой личности. С приходом небывалого развития информационно-коммуникационных технологий в структуре всех сфер образования пришла и необходимость к модернизации в том числе и воспитательного процесса в ДОУ. Свое отражение данный процесс нашел в новых образовательных Стандартах. Само интерактивное обучение представляет процесс построенный на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Обучение основано на диалогах и совместного процесса познания детьми чего-то нового. Самое важное достижение данного процесса в том что педагог уступает место активности учащихся, обучение где дети находят знания через самостоятельный поиск. Все исследования интерактивного обучения строятся вокруг понятий общение, диалог, взаимодействие.

Основой такого вида образовательного процесса заключается в том что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, у каждого ребенка появляется возможность рефлектировать отталкиваясь от своих личных знаний и размышлений. Во время совместной деятельности каждый ребенок вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен идеями, знаниями и что очень важно способами деятельности. Такой подход обеспечивает позитивной, доброжелательной, взаимной атмосферой обмена знаниями и переводит к более продуктивным формам кооперации и сотрудничества. Интерактивное обучение применяется во всех сферах образования.

Мотивацией для создания данной статьи на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

  • активная работа по изучению современных подходов интерактивного обучения в ДОУ;
  • опыт в применении технологий интерактивного обучения в ДОУ;
  • практическое наблюдение за эффективностью внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Актуальность выбора темы статьи обусловлена:

  • требованиями ФГОС по развитию УУД, определяющих эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной;
  • необходимостью формирования УУД, у детей старшего дошкольного возраста.

Я использую в своей работе разнонаправленные интерактивные методы для получения вышеуказанных результатов в образовательной деятельности дошкольников. Для удобства рассмотрим применение разных интерактивных форм работы по группам возрастного развития детей в ДОУ.

  • II Младшая группа
  • хоровод
  • работа в парах

Средняя группа

  • работа в парах
  • цепочка
  • карусель

Старшая группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в малых группах «тройках» )

Подготовительная группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в подгруппах от 3х и более)
  • дерево знаний

Разберем каждый метод на примерах в работе

«Работа в парах»

Дети развивают свои коммуникативные навыки, выбирают пару и договариваются кто будет отвечать на задание (выполнение совместно) В таком подходе к игре ребята учатся договариваться между собой, последовательности выполнения общего задания.

Например: Ребята у каждой пары на столе карточки с буквами

Вам надо собрать слова и рассказать значение каждого.

«Хоровод»

Техника «Хоровод» отличается тем что в самом начале роль воспитателя как ведущего необходима для того чтобы дети выполняли задания по очереди т.к чаще всего дети дошкольного возраста этого сделать не могут, для начала алгоритм игры вырабатывается с помощью предмета. Ребенок у которого находится предмет отвечает на поставленную задачу а остаьные стараются его выслушать. Интерактивная технология «Хоровод» эффективна тем что помогает выработать навыки произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Например: Игра «Слова» дети называют слова на последний звук слова предыдущего участника.

«Цепочка»

Последовательное решение одной задачи главная цель интерактивной технологии «Цепочка» . Детей объединяет цель и появляется желание поддержать друг, друга. Такая обстановка располагает к принятию общего решения к поставленной задаче.

Например: Ребята у каждого из вас есть карточка с буквой на которой написана цифра, вам надо построить цепочку по мере возрастания цифр.

Какое же слово получилось? (Радуга)

«Карусель»

Внедрение данной техники активно формирует у детей навыки сотрудничества, нравственности, взаимовыручки. Активная работа в парах.

Например: Дети выбирают себе пару и договариваются кто будет в внутреннем круге а кто во внешнем. Дети во внутреннем круге отвечают какое количество единиц в двухзначном числе на карточке. А дети стоящие во внешнем круге отвечают какое количество десятков. При выполнении ребята сами выбирают между собой кто именно будет отвечать, так же исправляют ошибки друг друга.

«Интервью»

«Интервью» помогает ребенку обобщить все знания по теме или подвести итог чего либо. Активно развивается диалогическая речь которая приводит к взаимодействию «взрослый-ребѐнок» ,

«ребѐнок-ребѐнок» .

«Аквариум»

Данная технология. Интерактивная технология

«Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты

Что же такое интерактивная технология обучения?

Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

Формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа - работа в парах, хоровод;

Средняя группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику каждой технологии.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-

ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому

ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Л.А.Попова. «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраст

Детские интерактивные игры

Вопрос о выборе этого метода в работе с дошкольниками является дискуссионным. На наш взгляд, возможность его использования в детском саду зависит от подготовленности воспитателя, прежде всего от владения особенностями данной методики. Безусловно, в небольшой статье невозможно проанализировать все аспекты проблемы. Задача автора — расширить представления воспитателя о специфике применения метода интерактивной игры в работе с дошкольниками.

Начнем с небольшого экскурса в историю вопроса. Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

Вариант 1. Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»
Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети знакомятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают в огороде.)
  2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)
  3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)
  4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке.

Для проведения игры необходимо сформировать две-три команды по шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры, пластилин.

Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная (вылепленная из пластилина или глины) или настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

  • работать не дольше 10 минут;
  • общаться можно только мимикой и жестами (невербально).

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).
По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему).

Вариант 2. Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок» (алгоритм игры тот же)
Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное.
Вопросы для обсуждения

  1. Где находился теремок? (В поле.)
  2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
  3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)
  4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)

Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вариант 1).
После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.

Используя интерактивные игры в обучении дошкольников, педагог сталкивается с проблемами мотивации участников (заинтересованность дошкольника, «выпадение» из игры и др.), разработки и использования данного метода в обучении и воспитании дошкольников (разработка игр, методическая литература, квалификация педагога и др.).

Вариант 3. Интерактивная игра «Домашний питомец»
Как обычно, до игры проводится подготовительное занятие, на котором детей знакомят с выбранным животным (в нашем случае с курицей) через обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки, назвать русские народные сказки, вспомнить мультфильмы, стихотворения, частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
Белое круглое долго лежало,
Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое пушистое
И золотое. (Яйцо и цыпленок.)
Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу. (Петух.)
Раньше всех встает,
«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)

Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Курица», спрашивает, о какой курице рассказывается в стихотворении.

Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споет.

Детям читают русскую народную сказку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок». Предлагают ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто его утешил?».
«Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!». Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».

Затем педагог переходит к следующему этапу интерактивной игры, цель которого — разнообразить представления детей о домашнем питомце, учить их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей, пластилин, детали конструктора.

Задача — совместно создать образ цыпленка. Дети не должны общаться между собой словесно. В зависимости от подготовленности детей педагог может вносить изменения в игру. Если дошкольники затрудняются с выполнением задания, им предлагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и из какого материала (слепить из пластилина лапки, вырезать из бумаги крылья, собрать из деталей конструктора голову и тело). Задача педагога — ничего не придумывать за детей, а только направлять их фантазию в творческое русло.

После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты своего труда. Вторая группа дошкольников должна отгадать, что было создано детьми первой группы.
Вариант 4. Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводится подготовительное занятие, на котором дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и сказку Л.Н.

Толстого «Белка и волк».
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

* * *

Далее детям читают сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк» и предлагают ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела себя белка, столкнувшись с волком?».
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.

Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».

В заключение педагог читает стихотворение о белке, написанное неизвестным автором специально для детей; спрашивает, какими качествами выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки:
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки,
Очень добрые хозяйки.

В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

* * *
Знайте, вот что не безделка: ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет И орешки всё грызет,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…А.С. Пушкин

Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки:
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки,
Очень добрые хозяйки

Зулфия Хабибуллина
Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении

Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении

Первое неоспоримое право ребенка –

высказывать свои мысли.

Я. Корчак

На определенном этапе своей педагогической деятельности я поняла, что не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика , преследующая главную цель : развитие ребенка как личности.

Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.

Слово «интерактив » произошло от английского слова «interact» . «Inter» -«взаимный» , «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это обучение , построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания , освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Пройдя обучение , участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить не только уроки, но и НОД с использованием интерактивных методов .

Такое обучение дает неожиданные положительные результаты :

Умение высказать свое мнение и отстоять его;

Активность и желание участвовать в работе;

Раскованность во время ответа, уверенность в себе.

Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.

Методы , которые я использую в работе с детьми .

НОД в группах я начинаю со знакомства с детьми.

Знакомство

Цели : Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

После того, как все дети представились, спрашиваю у детей :

Почему важно знать историю своего имени?

Например : Тема : Времена года

Знакомство : Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

«Мозговой штурм» - цель : «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Например : Ребята, какая сегодня погода?

«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например :

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

В ДОУ предлагаю использовать так . На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе , также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию .

1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например : МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

В ДОУ можно использовать таким образом .

1 строка : Предмет или явление одним словом.

2 строка : Описать какой этот предмет.

3 строка : Действия данного предмета.

4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

5 строка : Как можно по другому назвать этот предмет?

Я поняла, что детей нужно воспитывать и учить добротой, требовательностью, уважением, личным примером, учить их строить хорошие взаимоотношения с другими. Чтобы быть понятой детьми, нужно понимать каждого ребенка в отдельности.

Я считаю, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать , быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться . Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все , что превращает деятельность в радостный акт познания.

Использованная литература :

1. Новая школа : Пространство Возможностей

Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции

Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325

2. Руководство по развитию критического мышления

(Методическое пособие ) Ташкент – 2002 г.

Москва, Мозаика – Синтез 2005 г .

4. Уполномоченное Образование

(Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Светлана Могилевец
Интерактивная технология обучения дошкольников

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу посмотреть притчу.

СЛАЙД № 2

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

СЛАЙД № 3

Пройдет немного времени, и наши дошколята станут первоклашками. В наших руках есть возможность помочь ребятам подготовиться к школе так, чтобы они не испытывали трудности в усвоении школьной программы. Школьная программа будет лучше усваиваться, если будет сформирована школьная готовность.

Слайд № 4

Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.

В свете введения ФГОС в образовании взгляды на образовательный процесс в школе и детском саду становятся одинаковы, и цель преследуется одна : развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе .

Если сказать другими славами, то мы сейчас стараемся реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Задачи образовательных областей должны решаться в процессе интегрированной деятельности детей и адекватной возрасту форме

Слайд № 5

Что касается готовности к школьному обучению , то она складывается из нескольких показателей.

Физическая,

Специальная (педагогическая,

И психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная , эмоционально – волевая, коммуникационная готовность.

Хочется сказать, что они все должны формироваться в совокупности и ни один из ее видов не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект . А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не будет развивать навыки коммуникации.

СЛАЙД № 6 - 7

Поэтому мы решили, что для нас, актуальна , которая способствует всестороннему развитию дошкольников и направлена на формирование у них новых качеств и умений.

Что же такое интерактивная технология обучения ?

Само определение связано с понятием «интерактивный » . Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение , которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Создаются комфортные условия обучения , при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным сам процесс обучения .

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Технология интерактивного обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

СЛАЙД № 8 - 9

Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация» , а именно :

Развивают свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивают все компоненты устной речи детей;

Способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Необходимо ребенка научить общаться : (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль; если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.)

Слайд № 10

Приемов интерактивного обучения , которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество.

При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Младшая группа – хоровод;

Средняя группа – хоровод, цепочка; интервью

Старшая группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках) ;

Подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику некоторым приемам.

«Хоровод»

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

Противоположности

«Цепочка»

прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Рассказать сказку

Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.

Называть слова на последний звук слова. «Города»

Назвать пословицы о дружбе.

Назвать сказки в которых есть сказочный герой волк

«Работа в парах»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

-«назови первый звук в слове»

Работа по мнематаблицам

«Работа в малых группах»

В режиме этого приема отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек . Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим .

Надо разделиться на две группы. Решить какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей» .

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение . И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода.

Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.

Следующий этап : нужно научить детей обсуждать

Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их

Рассказывание сказки по сюжетным картинкам

«Карусель»

Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и этостимулирует общение между детьми.

Он «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для того необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

Или еще игра «Живое- неживое»

«Интервью »

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью » .

Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок» , «ребёнок-ребёнок» .

На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует прием «Интервью » . Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.

«Большой круг»

Прием «Большой круг» - который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Воспитатель задает детям вопрос, например «Откуда взялась лужа?» и дети

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний» . Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре и вспомнить правила работы в парах.

Возьмите с «дерева знаний» большую карту, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь кто будет отвечать.

Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно , интересное , творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.


Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Интерактивная технология «Карусель» как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора»
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в условиях детского сада и семьи в процессе активного игрового взаимодействия по освоению интерактивной технологии «Карусель» с использованием ЛЕГО-конструктора.
Задачи:
Познакомить педагогов, с методическими особенностями технологии «Карусель» в ДОУ;
Познакомить родителей с использованием ЛЕГО конструктора в условиях детского сада и дома;
3. Формировать у педагогов умение применять интерактивную технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков;
4. Мотивировать педагогов к саморазвитию и повышению квалификации, открытости в условиях реализации ФГОС ДО и стандарта педагога.
5. Проанализировать целесообразность применения технологии «Карусель» как средства формирования коммуникативных навыков.
Оборудование: наборы ЛЕГО, столы, стулья по количеству участников, стикеры, презентация опыта работы, лист бумаги, карандаши, фломастеры, цветовые сигналы, анкета.
Ход мастер-класса.
I. Презентация опыта работы.
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Некрасова Ираида Павловна, воспитатель1 КВ категории МБДОУ детский сад № 5.
Вашему вниманию представляю опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи».
Формирование социально-коммуникативного развития дошкольников на педагогическом уровне определяется заказом общества на воспитание развитой личности ребенка.
Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Что отражено в нормативных документах, представленных на слайде.
Все это актуализирует поиск реальных источников формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Представленная на слайде диаграмма отражает исследование социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет детского сада 5 на начало 2015-2016 учебного года. Как можно видеть, способность детей 5-6 лет договариваться друг с другом во время игры, воспринимать проигрыш без обиды, понимать эмоции других детей сформированы на низком и среднем уровне.
Данные способности являются ключевыми для готовности детей к обучению в школе.
Анализ диагностики социально-коммуникативного развития позволил определить основную проблему.
Рабочей гипотезой нашей деятельности было предположение, что проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса. Являясь муниципальным ресурсным центром и реализуя долгосрочный проект «ЛЕГО технологии в развитии дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи», включающий краткосрочные проекты с участием всех субъектов образовательных отношений и социальных партнёров, который позволит выстроить систему работы направленную на формирование социально-коммуникативных навыков дошкольником в соответствии ФГОС ДО.
На сегодняшний день нами намечен план, заключены договора с социальными партнёрами, приобретён ЛЕГО-конструктор. Дети и родители стали участниками фестивалей на муниципальном уровне: «Мир на ладошке: парад военной техники», «Лето в лукошке», фестиваль технического творчества «Шаг в будущее».
Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что участие в фестивалях, занятия по ЛЕГО-конструированию на базе Дворца детей творчества и молодёжи, совместное конструирование на семейных клубах и игровой деятельности во всех возрастных группах детского сада способствует повышению уровня развития социально-коммуникативных умений обучающихся, у детей развивается умение слушать и слышать партнера, согласовывать свои действия с партнером равным и старшим по возрасту и социальному статусу, адекватно воспринимать сущность взаимодействия, преодолевать конфликтные ситуации. Приятно наблюдать во время участия в фестивале технического творчества «Шаг в будущее», что наши дети могут договариваться о совместной постройке, изменять её, исследовать и проводить испытания с детьми разными по возрасту и из разных детских садов и школ.
Проведённая работа, повышение квалификации, самообразование позволили мне принять участие в в профессиональном конкурсе.
II. Поиск, решение задачи, проблемы.
И сегодня предлагаю вам вместе со мной принять участие в определении целесообразности применения интерактивной технологии «Карусель», как метода социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора.
Данная технология предполагает образование двух колец: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через определённый отрезок времени. Перед всеми детьми ставиться образовательная задача в виде легенды, истории где им необходимо решить эту проблему. Таким образом, они выполняют ряд творческих заданий при этом увлеченно беседуют, делятся своими мнениями, приходят к единому решению. Игра проходит динамично и результативно.
Сейчас вам необходимо определить место за столом в соответствии с выбранным вами стикером.
Красный стикер – ребёнок, жёлтый – родитель, зелёный – педагог. Участники нашей игры займите ваши места.
III. Мотивация к деятельности.
Нам пришло смс. «Дорогие дети, родители и педагоги наша семья недавно переехала в новую квартиру. Наш район «Солнечный» – новостройка, в нем уже появились магазины, больница, школа, детский сад. Но наши дети заскучали. Что должно появится в нашем микрорайоне, чтобы их жизнь стала интересней? (хочется подсказать вам, что маленький Ваня любит гулять качаться на качели, а Верочка – очень любит животных.) Мы хотели бы обратиться со своими предложениями к мэру города. Помогите нам спланировать развлечения для наших детей. С уважением, семья Ивановых».
- Давайте поможем семье Ивановых. В каждой группе нужно выбрать руководителя. Это будут мои помощники. Они присаживаются в центр круга.
- Остальные группы переходят по часовой стрелке к другому столу по звуковому сигналу.
IV. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. Работа в подвижных группах.
- На первом этапе вам нужно продумать проект и зарисовать его на бумаге. На это вам даётся 5 минут. Звонок колокольчика приглашает вас перейти в другую группу.
- На следующем этапе с помощью ЛЕГО-конструктора вам необходимо создать проект который должен соответствовать следующим параметрам.
1. Оригинальность;
2. Многофункциональность:
3. Прочность.
На это вам даётся 7 минут. Звонок колокольчика пригласит вас перейти в другую группу.
- На заключительном этапе вам нужно презентовать проект созданный вашими товарищами. На это вам даётся 5 минут.
- Приглашаем на презентацию проектов.
V. Рефлексия.
Выразите своё мнение с позиции ребёнка, родителя и педагога об эффективности данной технологии в представленной анкете.
Хочется услышать мнения детей, родителей, педагогов.
Для обратной связи в нашем микрорайоне «Солнечный» работает светофор, на который можно приклеить ваш стикер.
Зелёный свет - наша встреча вам показалась интересной,
Жёлтый свет если вы хотели бы данной технологией с другими педагогами и родителями.
Красный свет – ничего нового вы не узнали.
VI. Заключение.
Предлагаю вам буклет по работе с данной технологией!
Анкета.
1 .Способность к конструктивному ведению диалога:
- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
- умение воплощать собственную мысль в форму логически
стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.
2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:
- умение конструировать образ «Я» на основе согласования
собственных и чужих представлений о себе;
- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
- умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
- умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
- умение избегать возможных конфликтов в общении и связанного с ними эмоционально-психологические напряжения.
Как вы считаете, какие показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления будут формироваться у детей с применением интерактивной технологии «Карусель»?
«+» качество проявляется
«-» не проявляется
РЕБЁНОК


Приложенные файлы

Похожие публикации