История 20 века в симфониях. Шедевры классической музыки

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

Классические симфонии композиторов XX века

Ральф Воан-Уильямс


WILLIAMS Vaughan (1872-1958)


Воан Уильямс один из крупнейших композиторов первой половины XX века, сыгравший важную роль в возрождении интереса к британской академической музыке. Его наследие весьма обширно: шесть опер, три балета, девять симфоний, кантаты и оратории, сочинения для фортепиано, органа и камерных ансамблей, обработки народных песен и многие другие произведения. В своём творчестве он вдохновлялся традициями английских мастеров XVIXVII веков и народной музыкой. Произведения Уильямса отмечены масштабностью замысла, мелодизмом, мастерским голосоведением и оригинальной оркестровкой.

Симфония №7 "Антарктическая"

На основе музыкального сопровождения к фильму о подвиге Роберта Скотта написана Седьмая, «Антарктическая» симфония - произведение о силе человеческого духа.

Исполняют : Лондонский симфонический оркестр, дир. Андрэ Превэн (запись 1967 г.)
Длительность : 44:10
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 94,3 МБ
Ссылки :
"WILLIAMS_Vaughan_(1972-1958).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197195 - 16.09.2009 15:22

Чарльз Айвз


IVES Charles (1874-1954)


Американский композитор-новатор, наиболее самобытная фигура в истории американской музыки. Айвз страстно любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность, четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику), причем часто - гораздо раньше других композиторов. В наследии Айвза представлены многие жанры - вокально-хоровые, симфонические, камерные. Типичная примета его стиля - частое цитирование мелодий церковных и гражданских гимнов, духовных песен, которые Айвз считал подлинным голосом своего народа.

Симфония №4

Исполняют : Mary Sauer - piano, Richard Webster - organ, Members of the Chicago Symphony Chorus, Chicago SO - Michael Tilson Thomas
Длительность : 33:32
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 72,9 МБ
Ссылки :
"IVES_Charles_(1874-1954).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197671 - 17.09.2009 07:16

Арнольд Шёнберг


SCHOENBERG Arnold (1874-1951)


Австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник-живописец, представитель музыкального направления экспрессионизма, родоначальник атональной музыки и 12-тоновой системы композиции (известной также как «додекафония» или «серийная техника»). Шёнберг был одним из наиболее влиятельных деятелей западной музыки XX века.

Камерная симфония №1, соч.9
Исполняют : Ensemble Modern, Peter Etvs
Длительность : 20:00
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 43 МБ
Ссылки :
"SCHOENBERG_Arnold_(1874-1951).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196973 - 16.09.2009 11:23

Хавергал Брайан


BRIAN Havergal (1876-1972)

Ничего стоящего о Брайане на русском я найти не смог. Всем желающим предлагаю прочитать на английском в Википедии, в которой, в частности, рассказывается о грандиознейшей Первой симфонии, попавшей в книгу рекордов Гиннеса за продолжительность и число участников.

Симфония №1 "Готическая"

Исполняют : Slovak Opera Chorus, Slovak PO, Slovak Radio SO - Ondrej Lenard
Длительность : 1:51:05
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 216,9 МБ
Ссылки :
"BRIAN_Havergal_(1876-1972).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196125 - 15.09.2009 03:19
"BRIAN_Havergal_(1876-1972).part2.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196172 - 15.09.2009 04:14
"BRIAN_Havergal_(1876-1972).part3.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196184 - 15.09.2009 04:23

Антон Веберн


WEBERN Anton von (1883-1945)


Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.
Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке» изданного посмертно в 1960, и т. д.
Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина, и многих других.

Симфония в двух частях для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (1927-1928), соч. 21

Исполняют : Берлинский филармонический оркестр, дир. Пьер Булез
Длительность : 9:44
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 18,7 МБ
Ссылки :
"WEBERN_Anton_von_(1883-1945).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197153 - 16.09.2009 14:30

Артюр Онеггер


HONEGGER Arthur (1892-1955)


швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.

Симфония №4 "Базельские услады"

Четвертая симфония - своего рода пасторально-лирическое интермеццо. Название ее - "Базельские услады" - уточняет программу: умиротворенное созерцание идиллических картин жизни и природы Швейцарии. В музыке симфонии поют голоса природы, пастушеские наигрыши и рожденные швейцарским фольклором темы, она звучит несколько приглушенно, словно окутанная дымкой отдаленности.Примечательно, что несмотря на полифоническое письмо и конструктивную сложность отдельных частей (так, в финале органично сочетаются черты рондо, пассакальи и фуги) течение музыки симфонии кажется прозрачным и обманчиво простым благодаря тональной ясности, преобладанию диатоники, звуковому равновесию между голосами и рельефности всех мелодических линий.

Исполняют : Оркестр Баварского радио. дир. Шарль Дютуа
Длительность : 26:56
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 53,5 МБ
Ссылки :
"HONEGGER_Arthur_(1892-1955).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197431 - 17.09.2009 01:38

Пауль Хиндемит


HINDEMITH Paul (1895-1963)


Хиндемит - один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе - от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы - к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют «неоклассическим», но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта.
В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В 1933-35 он пишет одну из своих самых известных опер - «Художник Матис», в основе сюжета которой - жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии (3 части ее носят название картин Изенгеймского алтаря, принадлежащих кисти Грюневальда: "Концерт ангелов", "Положение во гроб", "Искушения cв. Антония"), которая стала одним из самых известных сочинений композитора.

Симфония "Художник Матис"

Исполняют : Симфонический Оркестр Сан-Франциско, дир. Герберт Бломштедт
Длительность : 27:12
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 53,9 МБ
Ссылки :
"HINDEMITH_Paul_(1895-1963).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197417 - 17.09.2009 01:12

Уильям Уолтон


WALTON William (1902-1983)


На стиль Уолтона подействовали сочинения И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева, а также джазовая музыка. Его стилю характерна ритмическая энергия, сладостно-горьковатая гармония, романтическая мелодия и бриллиантовая оркестровка. В творчестве присутствуют произведения для различных составов: для оркестра, для хора, объёмно представлена камерная, церемониальная музыка, а также музыка к кинофильмам. Его ранние сочинения, особенно поэма Faade принесли ему дурную славу, но впоследствии его оркестровые симфонические произведения и оратория "Пир Валтасара" вызвали мировой успех и знаменитость.

Симфония №1 си минор

Исполняют : Philharmonia Orchestra, дир. Бернард Хайтинк
Длительность : 51:11
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 107,3 МБ
Ссылки
"WALTON_William_(1902-1983).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197146 - 16.09.2009 14:19

Оливье Мессиан


MESSIAEN Olivier (1908-1992)


Творческая индивидуальность Мессиана начала складываться на рубеже 20-30-х годов. Музыкальный язык Мессиана формируется в деятельном изучении и переосмыслении современной музыки, романтической) и доклассической. Стилистическае черты произведений Мессиана этих лет осознаются в чрезвычайной зависимости, прежде всего, от музыки Дебюсси. Мессиан стал преемником Дебюсси в характерных особенностях сугубо французской традиции пластического восприятия явлений. Он воспринял из музыки великого соотечественника идею текучего, без резких сдвигов течения настроений, сливавшиеся в целом в одно, раз-нообразвое в оттенках "длящееся состояние".

Турангалила-Симфония ("Песнь любви")

Турангалила-симфония (фр. Turangalla Symphonie) - одно из наиболее популярных сочинений французского композитора Оливье Мессиана. Представляет собой симфонию с сольными партиями фортепиано и волн Мартено. Произведение имеет программу, связанную с индийской мифологией (в переводе c санскрита её название значит «Песнь любви»).
Симфония написана в 1946-1948 годах. Вместе вокальным циклом «Ярави, песни любви и смерти» (1945) и хоровыми «Пятью перепевами» (1949) составляют триптих, вдохновленный, по словам композитора, легендой о Тристане и Изольде. Все три произведения наделены сочной чувственностью, экзотическим колоритом и сложной - и, вместе с тем архаизированной, ритмической организацией музыкального материала. Кроме того, именно в тот период творчество Оливье Мессиана соприкасается с эпатажно-кичевой эстетикой, что, возможно, наиболее ярко отразилось именно в музыке «Турангалилы».
Произведение осталось единственным образцом жанра симфонии в творчестве композитора. Вместе с тем, это один из самых ярких образцов этого жанра в музыкальной культуре XX века.
«Турангалила -симфония» - одно из сложнейших произведений мирового оркестрового репертуара, которое предъявляет весьма высокие требования едва ли не к каждому оркестранту. Полная 10-частная версия произведения звучит почти полтора часа (в некоторых записях - ровно полтора). Сложность и продолжительность партитуры препятствуют широкому её исполнению, поэтому большинство меломанов знают произведение прежде всего в записи.

Исполняют : Royal Concertgebouw Orchestra, дир. Риккардо Шайи (Riccardo Chailly) (запись 1993 г.)
Длительность : 76:32
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 158,2 МБ
Ссылки :
"MESSIAEN_Olivier_(1908-1992).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196738 - 16.09.2009 05:32
"MESSIAEN_Olivier_(1908-1992).part2.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196753 - 16.09.2009 05:59

Бенджамин Бриттен


BRITTEN Benjamin (1913-1976)


Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.
Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: "Наши предки - охотники" (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл "Озарения" на стихи А. Рембо (1939) и "Семь сонетов Микеланджело" (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.
В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата "Баллада героев" (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, "Канадский карнавал" для оркестра, "Шотландская баллада" для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини ("Музыкальные вечера" и "Музыкальные утра").

Симфония-реквием, соч. 20

Исполняют : Симфонический оркестр Бирмингема, дир. сэр Саймон Рэттл (запись 1991 г.)
Длительность : 20:28
Формат : ogg 295 kbps
Размер : 33,8 МБ
Ссылки :
"BRITTEN_Benjamin_(1913-1976).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196202 - 15.09.2009 04:42

Лучано Берио


BERIO Luciano (1925-2003)


Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки. "Магнификат" для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника впервые привлек внимание общественности к 25-летнему композитору. Уже в инструментовке "Магнификата" обнаружилось пристрастие Берио к звуковым экспериментам.
Берио соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи, например в пьесе итал. "Temar - Omaggio a Joyce" (1958) для голоса и магнитофона. В этом произведении, как и в других своих работах, Берио вступал в диалог с современной литературой.
Стремление объединить в новой звучащей форме разнообразные сферы искусства и природы приводило к тому, что Берио вновь и вновь обращался к цитатам самого разнообразного музыкального материала. Так, в своей "Симфонии" (1968) для восьми голосов и оркестра он цитирует в третьей части скерцо из до-минорной симфонии Густава Малера. Однако Берио с другими современными ему композиторами 60-х годов объединяла не только эта техника коллажа, но и склонность к сценической музыке и экспериментальному театру. Уже его произведение "Круг", законченное в 1960 году, демонстрирует сценическую концепцию, построенную на жестах и движении вокалистов по сцене.

Исполняют : Royal Concertgebouw Orchestra, дир. Риккардо Шайи
Длительность : 31:02
Формат : flac
Размер : 131,8 МБ
Ссылки :
"BERIO_Luciano_(1925-2003).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/195997 - 15.09.2009 01:02
"BERIO_Luciano_(1925-2003).part2.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/196007 - 15.09.2009 01:19

Ханс Вернер Хенце


HENZE Hans Werner (1926-)


Сын учителя. Начал учиться музыке в Брауншвейге, но учебу прервала война, а затем плен. В 1945 работал в театре Билефельда, затем продолжил учебу в Гейдельберге у Вольфганга Фортнера. Работал в театрах Констанца и Висбадена. Участвовал в работе Дармштадтской летней школы новой музыки.
Не принимая политического климата ФРГ и настроений гомофобии в немецком обществе, в 1953 переехал в Италию. Живет в г. Марино (Лацио). В 1960-1970-х годах придерживался крайне левых политических взглядов, член Итальянской коммунистической партии. Преподавал на Кубе.
Испытал влияние Стравинского, двенадцатитоновой техники и сериализма, использует элементы джаза и рок-музыки.
Хенце принадлежит 10 симфоний, больше десятка балетов, свыше 20 опер и множество других произведений. Известен прежде всего своими оперными сочинениями, либретто к которым, как и к его балетам, писали крупные поэты и прозаики (У. Х.Оден, Ж.Кокто, И.Бахман, Х. М.Энсценбергер, В.Хильдесхаймер, Э.Бонд и др.). Работает в кино, писал музыку к фильмам Ф.Шлёндорфа, А.Рене, его музыка использована в фильме У.Фридкина Экзорцист (Изгоняющий дьявола, 1973).
Большое место в творчестве Хенце занимают доработки и переработки европейской музыки XVII-XX вв., феномены стилизации и пародии.

Симфония №8
Исполняют : Grzenich-Orchester Kln - Markus Stenz
Длительность : 25:17
Формат : ogg 320 kbps
Размер : 53,3 МБ
Ссылки :
"HENZE_Hans_Werner_(1926-).tar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197330 - 16.09.2009 17:51

Хенрик Гурецкий


GRECKI Henryk (b. 1933)


Зрелая музыка Гурецкого - образец сакрального минимализма, направления, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс, Гия Канчели, Софья Губайдулина и др. Его ключевое и наиболее известное сочинение - Третья симфония для сопрано и оркестра «Симфония скорбных песнопений» (1976). Исполненная Дон Апшоу и Лондонской симфониеттой (1992), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору широчайшую мировую известность.

Симфония №3, соч. 36 (1976 г.)

Симфония № 3 (Симфония печальных песен) - наиболее популярное из поизведений Хенрика Гурецкого (1976, ор. 36). Последняя из трёх симфоний композитора. Была создана в октябре-декабре 1976 года в Катовице.
Симфония написана для солирующего сопрано и оркестра. Текстом первой части стала Ламентация Девы Марии из Свентокшиского монастыря (Монастыря Святого Креста) (текст XV века), в котором Дева Мария обращается к умирающему на кресте Сыну, стремясь облегчить Его страдания. Вторая часть написана на слова, выцарапанные 18-летней Хеленой Вандой Блазусяковной из польских Татр на стене гестаповской тюрьмы в Закопане и обращённые к матери и к Деве Марии («О, мама, не плачь, не надо. Царица Небесная, будь всегда для меня опорой»). Третья часть - вариации на тему народной песни Опольского региона Польши.
В 1993 году запись Третьей симфонии Гурецкого (с участием Дон Апшоу, под управлением Давида Зинмана) заняла первое место в хит-параде классической музыки журнала Gramophone и попала в десятку самых продаваемых записей в мире (шестое место). С тех пор симфония Гурецкого стала одной из наиболее популярных симфоний второй половины XX века.

Исполняют : Henryk Grecki, Dawn Upshaw, London Sinf., Zinmann
Длительность : 53:41
Формат : flac
Размер : 226,9 МБ
Ссылки :
"GORECKI_Henryk_(b._1933).part1.rar" - Творчество Пендерецкого проникнуто идеями экуменизма. Будучи католиком, Пендерецкий нередко обращается к православной традиции («Утреня», 1970-1971; «Слава святому Даниилу, князю Московскому», 1997).
С большим интересом Пендерецкий относится к русской культуре, что проявилось при создании сочинений «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; в настоящее время не окончено) и оратории на тексты Сергея Есенина (не окончена, точное название неизвестно).
Большинство сочинений позднего Пендерецкого написаны на заказ. Среди музыкантов, в расчёте на мастерство которых созданы произведения композитора - Мстислав Ростропович. Впрочем, необходимость следования заказам никак не ограничивает творческую свободу композитора.

Симфония №2 "Рождественская"

Вторая симфония («Рождественская») - симфония Кшиштофа Пендерецкого, написанная зимой 1979-1980 годов.
Название «Рождественская» возникло благодаря тому, что в музыке симфонии была использована мелодия популярной рождественской песни «Тихая ночь» (Silent Night).
Вторая симфония - первая из симфоний, написанных Пендерецким в неоклассический период творчества. Филип Гласс никогда не разделял музыку на академическую и всю остальную. Не нравится ему и определение рамок собственного творчества течением «минимализм». Он вообще против всяких определений.
Классическое композиторское образование Филип Гласс получил, обучаясь в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Затем он уехал в Париж и учился у композитора Нади Буланже. Здесь судьба его столкнула с великим индийским музыкантом Рави Шанкаром. Индийская музыка настолько увлекла Гласса, что в течение нескольких лет он изучал неевропейскую музыкальную культуру не только в Индии, но и в Северной Африке и Гималаях.
Гласс, хоть и отрицает звание себя, как минималиста, но увлечение неевропейской музыкой привело его именно к этому течению.
Но, несмотря на свое увлечение неевропейской музыкой, Гласс много пишет в академических жанрах. У него 6 опер, и первая же опера «Эйнштейн на пляже», поставленная в Метрополитен-опера в 1976, принесла композитору широкую известность в Америке. Кроме того, Гласс автор нескольких симфоний, скрипичного концерта и других сочинений в академических жанрах.

Симфония №6 "Ода Плутонию"

Шестая симфония была заказана Глассу Carnegie Hall и Brucknerhaus Linz к торжествам по случаю 65-летия композитора. В качестве либретто к ней послужила Ода Плутонию Аллена Гинсберга. Три части симфонии соответствуют трём частям поэмы. Первая - "яростный крик протеста против радиационного загрязнения", вторая - символ "излечения", третья - "самоосознания".

Исполняют : Bruckner Orchester Linz, дирижёр Dennis Russell Davies
Длительность : 50:45
Формат : mp3 320 kbps
Размер : 112,7 МБ
Ссылки :
"GLASS_Philip_(b._1937).part1.rar" - http://arkhangelsk.data.cod.ru/197402 - 17.09.2009 00:45
"GLASS_Philip_(b._1937).part2.rar" -

В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658–1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso continuo в трех частях, с последовательностью темпов «быстро – медленно – быстро». Хотя подобные сочинения обычно назывались «концертами», они ничем не отличались от сочинений под названием «симфония»; например, в финалах и концертов и симфоний использовались танцевальные темы. Различие касалось в основном структуры первой части цикла: в симфониях она была проще – это, как правило, бинарная двухчастная форма барочной увертюры, сонаты и сюиты (АА ВВ). Само слово «симфония» с 10 в. означало гармоничное созвучие; к концу 16 в. такие авторы, как Дж.Габриели, прилагали это понятие к созвучию голосов и инструментов. Позднее в музыке таких композиторов, как Адриано Банкьери (1568–1634) и Саломоне Росси (ок. 1570 – ок. 1630), слово «симфония» стало означать совместное звучание инструментов без голосов. Итальянские композиторы 17 в. часто обозначали словом «симфония» (sinfonia) инструментальные вступления к опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям «прелюдия» или «увертюра». Около 1680 в оперном творчестве А.Скарлатти установился тип симфонии как инструментальной композиции в трех разделах (или частях), построенной по принципу «быстро – медленно – быстро».

Классическая симфония.

Слушателям 18 в. нравились оркестровые пьесы в нескольких частях с разными темпами, которые исполнялись как в домашних собраниях, так и в публичных концертах. Утратив функцию вступления, симфония развилась в самостоятельное оркестровое произведение, обычно в трех частях («быстро – медленно – быстро»). Использовав черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, ряд композиторов и прежде всего Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии – трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений. Центрами, где культивировалась классическая симфония, стали немецкий город Мангейм (здесь Ян Стамиц и другие авторы расширили симфонический цикл до четырех частей, введя в него два танца из барочной сюиты – менуэт и трио) и Вена, где Гайдн, Моцарт, Бетховен (а также их предшественники, среди которых выделяются Георг Монн и Георг Вагензейль подняли жанр симфонии на новый уровень.

Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций; лирическое начало, идущее от оперного вокального письма, проникает в темы медленных частей, разделов трио в третьих частях и в побочные темы других частей. Иные мотивы оперного происхождения (октавные скачки, повторения звуков, гаммообразные пассажи) становятся тематической основой быстрых частей. Симфонии Гайдна отличаются остроумием, изобретательностью тематического развития, оригинальностью фразировки, инструментовки, фактуры и тематизма; симфонии Моцарта отмечены богатством мелодики, пластичностью, изяществом гармонии и мастерским контрапунктом.

Превосходный образец классической симфонии конца 18 в. – симфония № 41 Моцарта (К. 551, до мажор (1788), известная под названием Юпитер . Ее партитура включает флейту, два гобоя, два фагота, две валторны, две трубы, литавры и группу струнных (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Симфония состоит из четырех частей. Первая, Allegro vivace, написана в живом темпе, в тональности до мажор, размере 4/4, в сонатной форме (т.н. форме сонатного аллегро: темы в первый раз появляются в экспозиции, затем развиваются в разработке, за которой следует реприза, обычно заканчивающаяся заключением – кодой). Вторая часть симфонии Моцарта написана в умеренном (moderato) темпе, в субдоминантовой тональности фа мажор, опять-таки в сонатной форме и носит певучий характер (Andante cantabile).

Третья часть состоит из умеренно подвижного менуэта и трио в до мажоре. Хотя каждый из этих двух танцев написан в рондообразной бинарной форме (менуэт – ААВАВА; трио – CCDCDC), возвращение менуэта после трио придает общей структуре трехчастность. Финал – это снова сонатная форма, в очень быстром темпе (Molto allegro), в основной тональности до мажор. Построенные на лаконичных мотивах темы финала излучают энергию и силу; в коде финала баховские приемы контрапункта сочетаются с виртуозностью моцартовского классического стиля.

В творчестве Л.ван Бетховена части симфонии теснее связываются тематически, и цикл достигает большего единства. Принцип использования родственного тематического материала во всех четырех частях, проведенный в бетховенской Пятой симфонии, привел к возникновению т.н. циклической симфонии. Бетховен заменяет спокойный менуэт более оживленным, часто буйным, скерцо; он поднимает тематическое развитие на новый уровень, подвергая свои темы всевозможным изменениям, среди которых контрапунктическая разработка, вычленение фрагментов тем, перемена лада (мажор – минор), ритмические сдвиги. Весьма выразительно применение Бетховеном тромбонов в Пятой, Шестой и Девятой симфониях и включение голосов в финале Девятой. У Бетховена центр тяжести в цикле смещается с первой части на финал; в Третьей, Пятой, Девятой финалы несомненно являются кульминациями циклов. У Бетховена появляются симфонии «характерные» и программные – Третья (Героическая ) и Шестая (Пасторальная ).

Романтическая симфония.

С творчеством Бетховена симфония вступила в новый век. Свойственные его стилю резкие смены темпа, широта динамического диапазона, богатство образности, виртуозность и драматичность, иногда неожиданность появления и многозначность тем – все это расчистило путь композиторам романтической эпохи. Осознавая величие Бетховена, они стремились идти его путем, не теряя при этом собственной индивидуальности. Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их; симфонии романтиков полны лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством тембрового и гармонического колорита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последовательностей. Когда логика и упорядоченность классицизма уступили место субъективизму и непредсказуемости, характерным для искусства романтизма, форма многих симфоний стала пространнее и фактура тяжелее.

Среди немецких симфонистов-романтиков – Ф.Мендельсон, Р.Шуман и И.Брамс. Мендельсону, с его классичностью в областях формы и пропорций, особенно удались Третья (Шотландская ) и Четвертая (Итальянская ) симфонии, отразившие впечатления автора от посещения этих стран. Симфонии Шумана, на которые оказали воздействие Бетховен и Мендельсон, тяготеют к цикличности и одновременно к рапсодичности, особенно Третья (Рейнская ) и Четвертая. В своих четырех симфониях Брамс благоговейно сочетает баховский по стилю контрапункт, бетховенский метод развития, шубертовский лиризм и шумановское настроение. П.И.Чайковский избежал типичной для западных романтиков склонности к подробным программам для симфоний, а также использования вокальных средств в этом жанре. В симфониях Чайковского, одаренного оркестратора и мелодиста, запечатлена склонность автора к танцевальным ритмам. Симфонии другого талантливого мелодиста – А.Дворжака отличаются достаточно консервативным, воспринятым от Шуберта и Брамса, подходом к симфонической форме. Глубоко национальны по содержанию и монументальны по форме симфонии А.П.Бородина.

Автором, в творчестве которого сформировался тип программной симфонии прошлого столетия, во многом отличающейся от абстрактной или, если можно так выразиться, абсолютной симфонии классической эпохи, стал Г.Берлиоз. В программной симфонии ведется повествование, или живописуется картина, или, обобщенно говоря, присутствует элемент «экстрамузыкального», лежащего за пределами самой музыки. Вдохновляясь бетховенской Девятой симфонией с ее финальным хором на слова шиллеровской Оды к Радости , Берлиоз пошел дальше в своей эпохальной Фантастической симфонии (1831), где каждая часть есть фрагмент как бы автобиографического повествования, причем через весь цикл проходят лейтмотивы-напоминания. Среди других программных симфоний композитора – Гарольд в Италии по Байрону и Ромео и Джульетта по Шекспиру, где наряду с инструментами широко используются и вокальные средства. Как и Берлиоз, Ф.Лист и Р.Вагнер были «авангардистами» своей эпохи. Хотя стремление Вагнера к синтезу слова и музыки, голосов и инструментов увело его от симфонии к опере, великолепное мастерство этого автора оказало влияние почти на всех европейских композиторов последующего поколения, включая австрийца А.Брукнера. Как и Вагнер, Лист был одним из вождей позднего музыкального романтизма, и его тяготение к программности породило такие произведения, как симфонии Фауст и Данте , а также 12 программных симфонических поэм. Листовские приемы образных трансформаций тем в процессе их развития сильно воздействовали на творчество С.Франка и Р.Штрауса, авторов более позднего периода.

В конце 19 в. творчество ряда талантливых симфонистов, среди которых каждый обладал ярким индивидуальным стилем, ознаменовало финальный этап классико-романтической традиции с ее преобладанием сонатной формы и определенных тональных отношений. Австриец Г.Малер насытил симфонию тематизмом, берущим истоки в его собственных песнях, в танцевальных мотивах; нередко он прямо цитировал фрагменты из народной, религиозной или военной музыки. В четырех симфониях Малера используются хор и солисты, и все десять его симфонических циклов отмечены необычайным разнообразием и изощренностью оркестрового письма. Финн Я.Сибелиус сочинял симфонии абстрактного характера, проникнутые глубоким чувством; для его стиля типично предпочтение низких регистров и басовых инструментов, однако в общем его оркестровая фактура остается ясной. Француз К.Сен-Санс написал три симфонии, из которых наиболее известна последняя (1886) – т.н. Органная симфония . Самой популярной французской симфонией этого периода можно, пожалуй, назвать единственную симфонию С.Франка (1886–1888).

Превосходным примером постромантической симфонии конца 19 в. является Вторая симфония до минор Малера, законченная в 1894 (ее иногда называют Воскресение в связи с содержанием хорала в последней части). Гигантский пятичастный цикл написан для большого оркестрового состава: 4 флейты (в том числе пикколо), 4 гобоя (в том числе 2 английских рожка), 5 кларнетов (из них один басовый), 4 фагота (из них 2 контрафагота), 10 валторн, 10 труб, 4 тромбона, туба, орган, 2 арфы, две солистки – контральто и сопрано, смешанный хор и огромная ударная группа, включающая 6 литавр, большой барабан, тарелки, гонги и колокола. Первая часть носит торжественный (Allegro maestoso) маршеобразный характер (размер 4/4 в тональности до минор); в отношении структуры это развернутая сонатная форма с двойной экспозицией. Вторая часть разворачивается в умеренном темпе (Andante moderato) и по характеру напоминает изящный австрийский танец лендлер. Эта часть написана в тональности субмедианты (ля-бемоль мажор) в размере 3/8 и в простой форме АВАВА. Третья часть отличается плавностью течения музыки, она написана в основной тональности и в размере 3/8. Это трехчастное скерцо является симфоническим развитием одновременно сочиненной Малером песни Проповедь св. Антония рыбам .

В четвертой части, «Предвечный свет» («Urlicht»), появляется человеческий голос. Эта оркестровая песнь, излучающая сияние и исполненная глубокого религиозного чувства, написана для альта соло и уменьшенного оркестрового состава; она имеет форму АВСВ, размер 4/4, тональность ре-бемоль мажор. Бурный, «дикий» финал в темпе скерцо содержит множество смен настроений, тональности, темпа, метра. Это очень крупная сонатная форма с монументальной кодой; в финал включены мотивы марша, хорала, песни, напоминающие о предшествующих частях. В конце финала вступают голоса (солирующие сопрано и контральто, а также хор – с гимном о воскресшем Христе на слова немецкого поэта 18 в. Ф.Клопштока. В оркестровом заключении появляются светлые, блестящие оркестровые краски и тональность ми-бемоль мажор, параллельная к основному до минору: свет веры рассеивает тьму.

Двадцатый век.

Резким контрастом к разросшимся позднеромантическим циклам Малера явились тщательно отделанные неоклассические симфонии таких французских авторов, как Д.Мийо и А.Онеггер. В неоклассическом (или необарочном) стиле писал русский автор И.Ф.Стравинский, который наполнил традиционные симфонические формы новым мелодическим и тонально-гармоническим материалом. Немец П.Хиндемит тоже сочетал формы, пришедшие из прошлого, с остро индивидуальным мелодическим и гармоническим языком (для него характерно предпочтение интервала кварты в тематизме и аккордике).

Крупнейшие русские симфонисты – С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны с традицией, но заново переосмысленной; для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России. Самыми «передовыми» можно считать его Первую, Десятую, Тринадцатую и Пятнадцатую симфонии, в то время как Третья, Восьмая, Одиннадцатая и Двенадцатая в большей степени связаны с традиционным «русским стилем». В Англии выдающимися симфонистами были Э.Элгар (две симфонии) и Р.В.Уильямс (девять симфоний, написанных между 1910 и 1957, в том числе с включением вокального элемента). Среди других авторов, каждый из которых связан с традициями своей страны, можно назвать поляков Витольда Лютославского (р. 1913) и К.Пендерецкого, чеха Богуслава Мартину (1890–1959), бразильца Э.Вилла-Лобоса и мексиканца Карлоса Чавеса (1899–1976).

В начале 20 в. американец Ч.Айвз сочинил ряд авангардных симфоний, в которых использованы оркестровые кластеры, четвертитоновые интервалы, полиритмия, диссонантное гармоническое письмо, а также коллажная техника. В следующем поколении несколько композиторов (все они учились в 1920-х годах в Париже у Нади Буланже) создали американскую симфоническую школу: это А.Копленд, Рой Харрис (1898–1981) и У.Пистон. В их стиле благодаря элементам неоклассицизма ощутимо французское влияние, но все же их симфонии создают образ Америки с ее просторами, пафосом и природными красотами. Симфонии Роджера Сешнса отмечены сложностью и прихотливостью хроматических мелодических линий, напряженностью тематического развития, обилием контрапункта. Уоллингфорд Риггер в своих симфониях применял серийную технику А.Шёнберга; Генри Коуэлл использовал в симфониях такие экспериментальные идеи, как мелодии гимнов в фугированной разработке, экзотические инструменты, звуковые кластеры, диссонантный хроматизм.

Среди других американских симфонистов середины 20 в. можно выделить Х.Хансона, У.Шумана, Д.Даймонда и В.Персичетти. Во второй половине столетия интересные симфонии были созданы Э.Картером, Дж.Рочбергом, У.Г.Стиллом, Ф.Глассом, Э.Т.Цвилих и Дж.Корильяно. В Англии симфоническую традицию продолжил Майкл Типпет (1905–1998). В 1990-х годах наблюдалось необычное явление: современная симфония стала «хитом» у широкой публики. Речь идет о Третьей симфонии (Симфонии грустных песен ) поляка Генриха Гурецкого. На рубеже третьего тысячелетия композиторы разных стран создали симфонии, отразившие тяготение их авторов к таким различным явлениям, как минимализм, тотальный сериализм, алеаторика, электронная музыка, неоромантизм, джаз и внеевропейские музыкальные культуры.

В мире музыки существуют единственные в своем роде, знаковые произведения, звуками которых и пишется летопись музыкальной жизни. Некоторые из этих сочинений представляют собой революционный прорыв в искусстве, другие отличаются сложной и глубокой концепцией, третьи поражают необыкновенной историей создания, четвертые являются своеобразной презентацией композиторского стиля, а пятые… настолько прекрасны по музыке, что не упомянуть их невозможно. К чести музыкального искусства, таких произведений очень много, и в качестве примера поговорим о пяти избранных русских симфониях, уникальность которых сложно переоценить.

♫♪ ♫♪ ♫♪

ВТОРАЯ (БОГАТЫРСКАЯ) СИМФОНИЯ АЛЕКСАНДРА БОРОДИНА (СИ-БЕМОЛЬ МИНОР, 1869–1876)

В России ко второй половине XIX века в композиторской среде назрела идея фикс: пора создавать свою, русскую симфонию. К тому времени в Европе симфония отпраздновала столетний юбилей, пройдя все стадии эволюционной цепочки: от оперной увертюры, покинувшей театральные подмостки и исполнявшейся отдельно от оперы, до таких колоссов, как Симфония №9 Бетховена (1824) или Фантастическая симфония Берлиоза (1830). В России мода на этот жанр не прижилась: попробовали раз, другой (Дмитрий Бортнянский - Концертная симфония, 1790; Александр Алябьев - симфонии ми минор, ми-бемоль мажор) - да и оставили эту затею с тем, чтобы вернуться к ней десятилетия спустя в творчестве Антона Рубинштейна, Милия Балакирева, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина и других.

Упомянутые композиторы рассудили совершенно правильно, осознав, что единственное, чем может похвастаться русская симфония на фоне европейского изобилия, так это своим национальным колоритом. И Бородину в этом нет равных. Его музыка дышит раздольем бескрайних равнин, удалью русских витязей, задушевностью народных песен с их щемящей, трогательной ноткой. Эмблемой симфонии стала главная тема первой части, услышав которую, друг и наставник композитора, музыковед Владимир Стасов предложил два названия: сначала «Львица», а затем - более соответствующее идее: «Богатырская».

В отличие от симфонических полотен того же Бетховена или Берлиоза, основанных на человеческих страстях и переживаниях, Богатырская симфония повествует о времени, истории и народе. В музыке нет драматизма, нет ярко выраженного конфликта: она напоминает череду плавно сменяющихся картин. И это коренным образом отображается на структуре симфонии, где медленная часть, обычно стоящая на втором месте, и оживленное скерцо (традиционно шедшее после нее) меняются местами, а финал в обобщенном виде повторяет идеи первой части. Бородин таким способом сумел добиться максимального контраста в музыкальной иллюстрации национального эпоса, а структурная модель Богатырской впоследствии послужила образцом для эпических симфоний Глазунова, Мясковского и Прокофьева.

I. Allegro (00:00)
II. Scherzo: Prestissimo - Trio: Allegretto (07:50)
III. Andante (13:07)
IV. Finale: Allegro (23:42)

♫♪ ♫♪ ♫♪

ШЕСТАЯ (ПАТЕТИЧЕСКАЯ) СИМФОНИЯ ПЕТРА ЧАЙКОВСКОГО (СИ МИНОР, 1893)


Свидетельств, трактовок, попыток объяснить ее содержание существует столько, что вся характеристика этого сочинения могла бы состоять из цитат. Вот одна из них, из письма Чайковского к племяннику Владимиру Давыдову, которому симфония и посвящена: «Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой. Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал». Что же эта за программа? В том Чайковский признается своей двоюродной сестре Анне Мерклинг, предположившей, что в этой симфонии он описал свою жизнь. «Да, ты угадала», - подтвердил композитор.

В начале 1890-х годов мысль о сочинении-мемуарах неоднократно посещала Чайковского. К этому времени относятся эскизы его неоконченной симфонии под названием «Жизнь». Судя по сохранившимся черновикам, композитор планировал изобразить некие абстрактные стадии жизни: юность, жажда деятельности, любовь, разочарование, смерть. Однако объективного замысла Чайковскому оказалось недостаточно, и работа прервалась, зато в Шестой симфонии он руководствуется уже исключительно личными переживаниями. Как же должна была изболеться душа композитора, чтобы родилась музыка с такой невероятной, потрясающей силой воздействия!

Лирико-трагические первая часть и финал неразрывно связаны с образом смерти (в разработке первой части цитируется тема духовного песнопения «Со святыми упокой»), о чем свидетельствовал и сам Чайковский, сославшись на эту симфонию в ответ на предложение великого князя Константина Романова написать «Реквием». Потому-то так остро воспринимаются светлое лирическое интермеццо (пятидольный вальс во второй части) и торжественно-триумфальное скерцо. О роли последнего в сочинении существует множество рассуждений. Как думается, Чайковский пытался показать тщетность земной славы и счастья перед лицом неотвратимой утраты, тем самым подтверждая великое изречение Соломона: «Всё проходит. Пройдет и это».

1. Adagio - Allegro non troppo 00:00
2. Allegro con grazia 18:20
3. Allegro molto vivace 25:20
4. Finale. Adagio lamentoso 33:44

♫♪ ♫♪ ♫♪

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ («БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЭМА») АЛЕКСАНДРА СКРЯБИНА (ДО МИНОР, 1904)

Если темным осенним вечером вам доведется побывать в Доме-музее Александра Скрябина в Москве, вы непременно почувствуете ту жутковато-таинственную атмосферу, окружавшую композитора при жизни. Странное сооружение из цветных лампочек на столе в гостиной, пухлые тома по философии и оккультизму за мутным стеклом дверцы книжного шкафа, наконец, аскетического вида спальня, где Скрябин, всю жизнь боявшийся умереть от заражения крови, скончался от сепсиса. Мрачноватое и загадочное место, прекрасно демонстрирующее мировоззрение композитора.

Не менее показательна для характеристики скрябинского мышления его Третья симфония, открывающая так называемый средний период творчества. В это время Скрябин постепенно формулирует свои философские воззрения, суть которых в том, что весь мир - это результат собственного творчества и собственной мысли (солипсизм в крайней стадии) и что создание мира и создание искусства, по сути, аналогичные процессы. Протекают эти процессы так: из первичного хаоса творческого томления зарождаются два начала - активное и пассивное (мужское и женское). Первое несет в себе божественную энергию, второе порождает мир материальный с его природными красотами. Взаимодействие этих начал создает космический эрос, приводящий к экстазу - свободному торжеству духа.

Как бы странно ни звучало все вышеизложенное, Скрябин искренне верил в эту модель Бытия, по которой и написана Третья симфония. Ее первая часть носит название «Борения» (борьба человека-раба, покорного верховному Властителю мира, и человека-бога), вторая - «Наслаждения» (человек отдается радостям чувственного мира, растворяется в природе), и, наконец, третья - «Божественная игра» (освобожденный дух, «создающий вселенную одной лишь властью своей творческой воли», постигает «возвышенную радость свободной деятельности»). Но философия философией, а музыка сама по себе дивная, раскрывающая все тембровые возможности симфонического оркестра.



I. Lento
II. Luttes
III. Voluptes
IV. Jeu Divin

♫♪ ♫♪ ♫♪

ПЕРВАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) СИМФОНИЯ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА (РЕ МАЖОР, 1916–1917)

На дворе 1917 год, тяжелые военные годы, революция. Казалось бы, искусство должно мрачно насупить брови и повествовать о наболевшем. Но горестные раздумья не для музыки Прокофьева - солнечной, искрящейся, по-юношески обаятельной. Такова его Первая симфония.

Творчеством венских классиков композитор интересовался еще в студенческие годы. Теперь же из-под его пера вышло сочинение а ля Гайдн. «Мне казалось, что, если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового», - прокомментировал Прокофьев свое детище.

Состав оркестра композитор избрал скромный, опять же в духе венского классицизма - без тяжелой меди. Фактура и оркестровка - светлые, прозрачные, масштабы произведения не велики, композиция отличается стройностью и логичностью. Словом, очень напоминает сочинение классицизма, по ошибке родившееся в ХХ веке. Однако есть и чисто прокофьевские эмблемы, например излюбленный им жанр гавота в третьей части вместо скерцо (позднее композитор использует этот музыкальный материал в балете «Ромео и Джульетта»), а также острая «с перчинкой» гармония и бездна музыкального юмора.

0:33 I. Allegro
5:20 II. Larghetto
9:35 III. Gavotta (Non troppo allegro)
11:17 IV. Finale (Molto vivace)

♫♪ ♫♪ ♫♪

СЕДЬМАЯ (ЛЕНИНГРАДСКАЯ) СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА (ДО МАЖОР, 1941)

2 июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов, чудом прорвавшись сквозь вражеское окружение, сумел привезти в блокадный Ленинград медикаменты и четыре пухлые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, а на следующий день в «Ленинградской правде» появилась короткая заметка: «В Ленинград доставлена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале Филармонии».

Событие, аналогов которому история музыки еще не знала: в осажденном городе страшно истощенные музыканты (участвовали все, кто остался в живых) под управлением дирижера Карла Элиасберга исполнили новую симфонию Шостаковича. Ту самую, которую композитор сочинял в первые недели блокады, пока его с семьей не эвакуировали в Куйбышев (Самару). В день ленинградской премьеры, 9 августа 1942 года, Большой зал Ленинградской филармонии был до отказа заполнен обессиленными жителями города с полупрозрачными лицами, но при этом в нарядных одеждах, и военными, приехавшими прямо с передовой. Через динамики по радио симфония транслировалась на улицах. В этот вечер весь мир, замерев, внимал небывалому подвигу музыкантов.

…Примечательно, но знаменитая тема в духе равелевского «Болеро», которую теперь принято олицетворять с бездумно движущейся и уничтожающей всё на своем пути фашистской армией, была написана Шостаковичем еще до начала войны. Однако в первую часть Ленинградской симфонии она вошла вполне закономерно, заняв место так называемого «эпизода нашествия». Провидческим оказался и жизнеутверждающий финал, предвосхитивший вожделенную Победу, от которой его отделяли еще такие долгие три с половиной года…

I. Allegretto 00:00
II. Moderato (poco allegretto) 26:25
III. Adagio 37:00
IV. Allegro non troppo 53:40

♫♪ ♫♪ ♫♪

Долго думал как его озаглавить. Первое, что пришло в голову, это естественно "20 моих любимых симфоний". Но посмотрев на получившуюся двадцатку понял, что далеко не все эти симфонии я люблю в данный момент и есть симфонии не вошедшие в этот список, которые я люблю больше. Следующим вариантом заглавия было "20 наиболее повлиявших на меня симфоний". Подумал и понял, что это тоже не верно, так как некоторые из этих симфоний вообще не повлияли ни на моё мировоззрение, ни на мои музыкальные вкусы, ни на мой собственный композиторский стиль. И решил я остановиться на другом названии, отражающем то, насколько значительное место занимала та или иная симфония в моей жизни...

20 самых значимых для меня симфоний.
хронологическом порядке, в начале зарубежные, потом русские и современные)


1. Моцарт. Симфония №41
Слушая эту симфонию (особенно финал) я всегда испытываю какое-то совершенно особенное ощущение восторга! Восторга бесстрастного и гармоничного...

2. Брукнер. Симфония №6
Чувства, передаваемые через эту музыку, не сравнить ни с чем! Удивительное благородство и удивительная глубина! Эта симфония - первая из брукнеровских, которую я полюбил и так она и осталась моей любимой из всей его музыки. Тот ни с чем не сравнимый градус человеческой теплоты (особенно во второй части) дал мне ощутить и почувствовать очень многое в своё время и рассказал мне об очень многом, за что я лично Брукнеру безмерно благодарен. Ставлю иногда запись с Шолти и так и начинает вспоминаться февраль 2006-го, мороз, режущие снег лучи солнца и ощущение чего-то удивительно трогательного-глубокого внутри.

3. Малер. Симфония №2
Вот почему-то именно Вторая из хоровых-"глобальных" симфоний Малера оказалась в этом списке, а не, скажем, Третья или Восьмая, которые я люблю не меньше. Сложно объяснить... Что-то в ней есть совершенно особенное, что заставляет меня её и слушать чаще и как-то особенно отметить для себя...

4. Малер. "Песнь о Земле" (для справки: это тоже симфония)
Это произведение не нуждается в моём скудном комментарии. Когда-то, на протяжении некоторого отрезка времени, я считал "Das Lied..." вообще своим САМЫМ любимым поизведением. Переоценить ту роль, которую сыграла эта музыка в моей жизни совершенно не представляется возможным...

5. Малер. Симфония №10 (реконструкция Д. Кука)
Эта симфония Малера сейчас является моей любимой из его симфоний! В этой музыке есть что-то совершенно запредельное. Чувствуется что симфония писалась почти что "с того света", только так можно объяснить ту экспрессию и одновременно ту мудрость, которые царят в этой музыке. Райские видения (так я называю соло флейты) в начале финала - на мой взгляд, это одни из лучших минут из вообще всей музыки!

6. Цемлинский. Лирическая симфония
Тем, кто не знает этой музыки необходимо срочно с ней ознакомиться!. Я мучительно выбирал, какую из этих двух симфоний включать в двадцатку: 4-ю Шостаковича или "Лирическую симфонию" Цемлинского. И в итоге остановился на последней, не смотря на то, что под знаком 4-й симфонии Шостаковича у меня в своё время прошёл почти целый год. И на данный момент я слушаю именно Лирическую симфонию Цемлинского и понимаю, что включил её в это список не зря!

7. Онеггер. Симфония №3
Первый раз послушал её более десятка лет назад. С тех пор, кода этой симфонии неизменно вызывает у меня слёзы. Запись этой симфонии с Мравинским - одна из моих любимых записей из тех которые у меня есть и которые я слушал из всей истории звукозаписи.

8. Чайковский. Симфония №4
Первая часть этой симфонии для меня является одной из вершин композиторского мастерства. Помимо совершенно необыкновенного романтического состояния души, которое дарит мне эта музыка, её ещё и необыкновенно приятно взять и послушать с партитурой (чего я в принципе делать не очень люблю, ибо считаю, что музыка пишется вовсе не для того, что бы её слушать с партитурой ), наслаждаясь тем, как это здорово и совершенно написано!

9. Чайковский. Симфония №5
Люблю эту симфонию больше чем Шестую и знаю её почти наизусть с тринадцатилетнего возраста!

10. Скрябин. Симфония №3 "Божественная поэма"
Скрябин - композитор, под знаком которого прошло в моей жизни несколько лет. Из всего фортепианного Скрябина в моём репертуаре присутствует около трети. Многие считают меня скрябинистом, хотя с не меньшей творческой отдачей и с не менее убедительным результатом я, как мне кажется, способен интерпретировать и музыку других композиторов. А 3-я симфония - наиболее значительное и яркое симфоническое сочинение Скрябина, впрочем, как мне сейчас видится не лишенное и некоторых недостатков. Эта музыка повлияла на меня очень сильно. Было дело, я надоел своим домашним бесконечным звучанием этой симфонии в моей комнате.

11. Рахманинов. Симфония №1
Незаслуженно принижаемая в достоинствах симфония... А на самом деле, совершенно гениальная! Слушается мной всегда свежо!

12. Рахманинов. Симфония №2
Эта музыка об абсолютном счастье! Ничего более упоительно-светлого и счастливого я в музыке не знаю.

13. Рахманинов. Симфония №3
Наверное моё любимое произведение Рахманинова. (А Рахманинов, к слову, всегда был и будет моим любимым композитором.)

14. Мясковский. Симфония №6
Симфония, пройти мимо которой, и не увлечься ей было совершенно невозможно.

15. Мясковский. Симфония №13
Почему-то именно эта странноватая и болезненная музыка повлияла на меня столь сильно, что мой новый квинтет почти также начинается как и эта симфония. Периодически меня очень сильно тянет слушать эту музыку и переживать те состояния, которые она мне предлагает...

16. Мясковский. Симфония №27
Музыка о счастье, как и 2-я Рахманинова, но только, в отличие от Рахманинова, о том счастье, которое приходит после больших страданий и потерь, о счастье, которое уже никто не отнимет...

17. Канчели. Симфония №6
Не хотел включать в двадцатку эту симфонию... Но пришлось!

18. Сильвестров. Симфония №5
Эпохальное сочинение. ИМХО, лучшее из того, что было написано за последнюю четверть ХХ века. Музыка совершенно необыкновенная.

19. Чаргейшвили. Симфония.
Гениальная совершенно не известная симфония незаслуженно забытого автора. Симфония, в которой автор себя буквально сжег. (После её написания композитор покончил с собой.) Удивительно трагическая музыка, произведение, в каждой ноте которого заложена личная трагедия человека, который стремится достучаться, докричаться до нас через звуки... После вслушивания в эту музыку, она начинает производить колоссальное впечатление!

20. Буцко. Симфония №6 "Русь уходящая"
Родное! Удивительно трогательный, не поддающийся описанию спектр чувств и переживаний.

Хотел было расширить этот список до 25, но в последний момент передумал... А так бы вошли сюда ещё и пара симфоний Брукнера, и вытесненная Цемлинским 4-я Шостаковича и ещё кое-то...

Похожие публикации