Как представлены полковые дамы в повести поединок. Сочинение "Герои и проблематика повести А

"Поединок"


В рассказах о жизни армии, написанных на протяжении десятилетия (1894-1904), Куприн говорил об отдельных событиях армейской жизни. Однако впечатление цельности и завершенности такой темы могло дать только большое, эпическое произведение. Таким произведением стал "Поединок". "Ночлег", "Поход", "Ночная смена", "В казарме" явились набросками к повести "Поединок".

Мария Карловна вспоминает, какое большое значение придавал Горький работе Куприна над "Поединком": "С Горьким, Машенька, мы хорошо поговорили,- рассказывал мне на другой день Александр Иванович, вернувшись из "Знания".- Он подробно расспрашивал о моих военных годах и о том, что план "Поединка" у меня еще в голове не совсем сложился, хотя я и много о нем думаю. Горький все-таки остался очень недоволен нашим разговором.

Пишите же, пишите не откладывая. Такая повесть теперь необходима, - сказал он.- Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают в солдаты, а во время демонстрации на Казанской площади студентов и интеллигенцию избивали не только полиция, но под командой офицеров и армейские части... Это задело не только ко всему равнодушных обывателей, но и широкую публику - ведь почти в каждой семье сын или брат студент. Поведение офицеров возмутило всех. И к чему же это повело? Офицерство возомнило себя властью, призванной защищать престол и отечество от "внутренних врагов".

- "Поединок" скоро не могу написать, - ответил я Горькому.- Повесть должна закончиться дуэлью, а я не только никогда не дрался на дуэли, но не пришлось мне быть даже секундантом. Что испытывает человек, целясь в своего противника, а главное, сам стоя под дулом его пистолета? Эти переживания, психология этих людей мне неизвестны. И мысль моя невольно возвращается к подробностям дуэли Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым. Но это же литература, а не личные реальные переживания. Теперь я с досадой думаю о том, что было несколько случаев в моей жизни, которые, если бы я захотел, могли кончиться дуэлью, но эти случаи я упустил, о чем теперь сожалею.

Тут, Маша, Алексей Максимович встал и раздраженно заходил по комнате.

Вы черт знает что говорите, собираетесь писать об офицерах, когда офицерская закваска еще так крепко сидит в вас. Дуэль была неизбежна, - произносите вы равнодушно, точно это безобразие в порядке вещей... Не ожидал от вас. Знайте только, если вы эту повесть не напишете, - это будет преступлением". Работа над "Поединком" долго не ладилась, Куприн никак не мог найти фамилии главного героя. И вот однажды Мария Карловна, вернувшись от знакомых, так ответила на вопрос Куприна "...А кто там был?"

Могу тебе перечислить, но ведь ты никого из них не знаешь. Были старики-нотариусы, а из молодежи Рукавишниковы и бывший Сонин поклонник Ромашов - он теперь уже женат.

Александр Иванович внезапно поднял голову, уставился на меня и, еще продолжая держать в руках изуродованную пепельницу, переспросил:

Кто, кто?

Но я же сказала тебе - кто.

Нет, повтори еще раз последнюю фамилию.

Мировой судья Ромашов. Ромашов, мировой судья. Понял наконец? - повторила я сердито.

Александр Иванович вскочил, отшвырнул пепельницу.

Ромашов, Ромашов, - вполголоса произнес он несколько раз и, подойдя ко мне, взял за руки.- Маша, ангел мой, не сердись на меня. Я всегда волнуюсь и злюсь, как дурак, как ревнивый дурак, когда тебя долго дома нет. Я же знаю, что я смешной. Конечно. Ромашов. Ромашов, Только Ромашов... Да, именно Ромашов. Какая ты умница, Машенька, что поехала к Соне. Могло же так случиться, что никогда не узнал бы о существовании Ромашова. А теперь "Поединок" ожил, он будет жить... Будет жить!!"

Немало помог Куприну в работе над повестью Горький. "Помню, - вспоминал Куприн, - я много раз бросал "Поединок", мне казалось, недостаточно ярко сделано, но Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил".

Влияние Горького, по словам Куприна, определило "все буйное и смелое" в повести.

Напечатанный в VI книге "Знания" "Поединок" имел посвящение: "Максиму Горькому с чувством глубокого уважения и искренней дружбы эту повесть посвящает автор".

Хотя в "Поединке" и нет четкой и осознанной революционности, но не подлежит сомнению, что повесть в наибольшей степени выразила прогрессивные взгляды Куприна, которые сформировались под влиянием Горького.

Главным героем "Поединка", повести во многом автобиографичной, является подпоручик Ромашов. Мечтательность и безволие - главные его черты. Ромашов добр, отзывчив. У него врожденное чувство справедливости, и этим он отличается от других офицеров.

О прошлом Ромашова Куприн ничего не рассказывает. Герой повести ведет скучный образ жизни, пьянствует, находится в связи с нелюбимой женщиной. Все его обширные планы самообразования, изучения языков, литературы и искусств остаются лишь планами. Ромашов мечтает лишь о блестящей карьере: "В мечтах он видит себя выдающимся полководцем".

Постепенно Ромашов освобождается от многих привычек, свойственных офицерству. "Неужели весь смысл жизни заключается в том, чтобы держать руки по швам, а ноги вместе?" - спрашивает он себя.

Ромашов постепенно приходит к выводу, что военная служба лишена какой бы то ни было разумной цели. Ее ненавидят все: и солдаты, и офицеры, и он сам. Ромашов - противник войны. "...Разве естественно убивать?" Он наивно предлагает, чтобы все - военные и гражданские - люди заявили: "Не хочу воевать!", бросили оружие, - и тогда, верит Ромашов, война навсегда исчезнет.

Как избавить солдат от гнета, от бесправия? На этот вопрос ни Ромашов, ни другие герои повести ответить не могут. Ромашов приходит к выводу, что солдатам придется терпеть до поры до времени, а для себя видит выход в том, чтобы бросить армию, стать свободным человеком и предаться одному из трех "гордых призваний человека" - науке, искусству или свободному физическому труду. Но все в будущем.

Один из друзей Куприна рассказывал в 1918 году о предполагаемом продолжении "Поединка": "Ромашов, только раненый, а не убитый, выздоравливает физически и морально. После перенесенного кризиса для него наступила новая жизнь. Он окончательно порвал с прошлым, со средой и условиями, при которых жил раньше. К этому окончанию повести должно было примкнуть другое произведение, объединенное с первым лишь общностью героя. То есть главным действующим лицом оставался Ромашов, но уже в другой роли, участником других событий. Это был бы в своем роде новый Фауст второй части, переживший свой первый роман с Гретхен.

Повесть, случайно оборванная сообщением о смерти Ромашова (Куприн не мог дать себе отчета, как он согласился на это формальное окончание), долго мучала автора, который из-за этого не приступил к обработке второй части.

Предположительно, вторая часть была озаглавлена "Нищие". Она так до сих пор и осталась только в конспекте".

В "Поединке" в качестве одного из главных героев наряду с Ромашовым выступает Назанский. В беседах Назанского и Ромашова и заключена идейная сущность повести. Назанский остро ощущает несправедливость существующего строя, бесцельность своей жизни, ищет и не находит выхода из тупика. Это человек, проповедующий равенство и счастье, воспевающий человеческий разум, любовь, природу. Назанский верит в прекрасную грядущую жизнь, в то, что созреют силы для борьбы с социальной несправедливостью. Но взгляды Назанского, проповедующего крайний индивидуализм, путаны. Наделенный и умом, и силой, и красотой, горячим стремлением к правде, он, казалось бы, должен быть активным борцом за человеческое счастье! Но увы! Как и многие другие герои Куприна, Назанский плывет по течению жизни. Это было характерно не только для многих героев писателя, но и вообще для интеллигентов, далеких от народа, остающихся в стороне от борьбы, бессильных духовно. И вот такого героя Куприн думал сделать глашатаем социальной правды...

Шурочка - Александра Петровна - в противоположность влюбленным в нее Ромашову и Назанскому обладает сильной волей, знает, чего хочет, и добивается этого всеми средствами. Она мечтает о "большом настоящем обществе, свете, музыке, поклонении, тонкой лести", рвется в столицу. И ради завоевания своего места в свете Шурочка отвергает страстную любовь Назанского, делает все, чтобы "протолкнуть" мужа в академию, ради сохранения карьеры и репутации мужа жертвует Ромашовым. В Шурочке сплелись эгоизм честолюбивой мещанки, внешнее обаяние и ум. Воля и упорство ее направлены на достижение корыстных, эгоистических целей.

Образ Шурочки - одно из самых удачных созданий писателя в "Поединке". А. В. Луначарский отмечал, что Куприну удалось "вывести и любопытный, совершенно живой и бесспорно интересный женский тип".

"Идеал" Шурочки мелок, пошл и ограничен. И уже совсем отвратительной предстает Шурочка в разговоре с Ромашовым накануне дуэли.

Другие полковые дамы во много раз хуже Шурочки: злы, глупы, невежественны, лицемерны. Таковы Раиса Петерсон, Анна Ивановна Моргунова, жена капитана Тальмана и другие. Мир "полковых дам" Куприн изобразил с такой же беспощадностью, как и мир офицерства.

С большой симпатией показал писатель солдат. В судьбе загнанного и забитого Хлебникова ярко раскрывается тяжелое положение солдата, несчастного и страдающего человека. Разговоры с Хлебниковым совершили перелом в душе Ромашова. Он, воспитанный в духе превосходства над солдатской массой, равнодушия к тяжелой солдатской судьбе, начинает понимать, что Хлебников и его товарищи "обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием", что солдаты тоже люди, люди, имеющие право на сочувствие.

А. И. Куприн вспоминал, что сцена у полотна железной дороги произвела большое впечатление на А. М. Горького. "Когда я читал разговор подпоручика Ромашова с жалким солдатом Хлебниковым, Алексей Максимович Горький растрогался и было страшно видеть этого большого взрослого человека с влажными глазами".

Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но прежде всего видит в нем барина. Гуманизм Ромашова ограничивается сочувствием солдату и советом - "надо терпеть, мой милый, надо терпеть".

В "Поединке" Куприн показал моральный и духовный распад военной интеллигенции, отдаленность ее от народа.

"За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры совсем по-школьнически опаздывали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется. Ротные командиры, большею частью люди многосемейные, погруженные в домашние дрязги и в романы своих жен, придавленные жестокой бедностью и жизнью сверх средств, кряхтели под бременем непомерных расходов и векселей. Они строили заплату на заплате, хватая деньги в одном месте, чтобы заткнуть долг в другом; многие из них решались - и чаще всего по настоянию своих жен - заимствовать деньги из ротных сумм или из платы, приходившейся солдатам за вольные работы; иные по месяцам и даже годам задерживали денежные солдатские письма, которые они, по правилам, должны были распечатывать. Некоторые только и жили, что винтом, штоссом и ландскнехтом: кое-кто играл нечисто, - об этом знали, но смотрели сквозь пальцы. При этом все сильно пьянствовали как в собрании, так и в гостях друг у друга, иные же, вроде Сливы, - в одиночку".

Понятно, что не этим людям суждено бороться вместе с народом за его будущее. Единственным путем, который принес бы народу освобождение - был революционный путь, но его так и не увидели ни Ромашов, ни сам писатель.

Куприн симпатизирует не только Ромашову, но и Михину, Назанскому, Стельковскому, корпусному командиру. Стельковский приучил офицеров своей роты обращаться с солдатами без крика и добивался того, чего добивались офицеры других рот с трудом "посредством битья, наказаний, оранья и суматохи". За такое отношение солдаты "воистину" любили Стельковского.

Но Ромашовых и Стельковских мало. Им противостоят Николаевы, Петерсоны, Дицы. В "Поединке" пороки военного быта даны как выражение общего неизлечимого недуга всего самодержавного строя.

"Поединок" являет собой образец точной, строго продуманной композиции. В повести последовательно раскрывается внутренний мир Ромашова, показывается закономерность и неизбежность его гибели. Само название повести - "Поединок" - передает смысл драмы, личный и общественный конфликт, положенный в основу сюжета. Но название повести имеет и другой, гораздо больший социальный смысл. Смысл этот - в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нем самом, с кастовыми офицерскими предрассудками и традициями, с мещанством и обывательщиной. Ромашов, посмевший противопоставить себя нравам и обычаям офицерской среды, стал жертвой поединка.

Высоко оценивая "Поединок", Горький говорил: "Великолепная повесть! Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью Куприна было - приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм". Дочь Л. Н. Толстого Татьяна Львовна записала в дневнике: "По вечерам читаем "Поединок" Куприна, причем больше всех читает папа. Ему нравится..." Сам Куприн придавал большое значение повести., Он говорил: "Первой своей настоящей вещью я считаю "Поединок"... "Поединок" для меня составляет мой главный "девятый вал".


Сборник "Знания", в котором был напечатан "Поединок"

Выход "Поединка" был заметным событием литературной жизни. "Поединок" буквально прогремел по всей стране, охваченной революционным пожаром. Вдохновенные монологи Назанского читали на концертах, которые устраивала революционная молодежь. Интересно, что группа передовых офицеров, приветствуя выход "Поединка", писала в одной из газет в 1905 году: "Язвы, поражающие современную офицерскую среду, нуждаются не в паллиативном, а в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни". Под "полным оздоровлением" имелось в виду, конечно, революционное переустройство страны.

Работая над повестью, Куприн объективно сближался с революционно-демократическим движением, и его политическую позицию можно назвать революционно-демократической, имея в виду слова В. И. Ленина о "революционной буржуазной демократии", "которая, хотя бы она и была не вполне сознательна политически, с рядом предрассудков и пр., способна на решительную и беспощадную борьбу против всех остатков крепостнической России..."

Сатирик В. Князев остроумно заметил в 1918 году, что повесть Куприна нанесла "царской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой русскому флоту". Ибо люди, которые пришли в армию в первую мировую войну, уже привыкли читать книги, и "Поединок" раскрыл им глаза, внушил ненависть к офицерам и заставил, наряду с другими причинами, повернуть штыки против истинного врага - помещиков и капиталистов, "Жить в России и не знать "Поединка", - писал Князев, - это все равно, что бродить по зоологии и не видеть слона".

Написанный на основе впечатлений от армейской жизни конца XIX века "Поединок" надолго "пережил себя". Он воспринимался как рассказ о современной русской армии не только в период войны с Японией и революции 1905-1907 годов, но и позднее, в пору первой мировой войны. Повесть помогает понять и психологию белого офицерства периода гражданской войны.

Саша приходится супругой поручику Николаеву. Офицер Ромашов служит с поручиком в одной воинской части и является преданным другом его жене.

Описание внешности Шурочки.

Николаева Александра Петровна является молодой особой женского пола. У неё милое, бледное лицо с алыми губами. На мочке левого уха есть маленькая родинка. Глаза синего цвета. На вид маленькая, лёгкая, гибкая, сильная женщина. Её движения порывисты и внезапны. Она очень стильная, хотя волосы не темные, но в некоторой степени проявляется образ «Кармен» или цыганки.

Характеристика Александры.

Шурочка полагает что она не красивая, но интересная женщина. Шурочка интеллигентная женщина. Знает несколько иностранных языков и умеет компетентно и искусно вести диалог с людьми. Она бывает своенравна и иронична. Любит заниматься рукоделием. Цель её жизни вырваться из провинциального городка мужа. Шурочка говорит о том, что она презирает своего мужа. Отказывается заводить детей пока он не станет много зарабатывать. А живёт с ним только потому, что вложилась в его карьеру. Мечтает о том, что её мужа зачислят в Академию и он увезет её из провинции. Она изо всех сил помогает мужу подготавливаться к экзаменам. Она ободряла его в часы подавленности и верила в него. Ромашов влюблён в неё и Саше он симпатичен, но она уверенна в его слабом характере и не видит совместного будущего с ним. Для Александры главное в мужчине – это его репутация в обществе и сила. Она считает себя хладнокровной и отвратительной женщиной.

Исходя из выше сказанного у Сашеньки очень богатый опыт за плечами, она умеет выживать в критичных ситуациях, у неё есть укорененные жизненные принципы. Её приоритеты уже давно расставлены и то что умер Ромашов на поединке, не было ее холодным расчетом, в жизни к сожалению бывают потери и мы ничего не можем с этим поделать.

Александра по моему мнению получилась положительным героем произведения. Все мы ошибались в своей жизни не раз, потому и получали огромный опыт. Ведь если ты сам не примешь решение, то это решение примут за тебя. Легко перекладывать ответственность на другие плечи, ведь тогда будет кого обвинять в случае неудач.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Сочинение Старый граф Безухов в романе Война и мир

    Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.

  • Сочинение Илья Бунчук в романе Тихий Дон Шолохова

    Илья Бунчук – рьяный борец противник старого режима, который существовал ранее на протяжении долгого времени. Его идеология не просто приверженность, это смысл его жизни, за которое он регулярно борется.

  • Жизненный путь - это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.

  • Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести - кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» - ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство - следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», - говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли - «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять - все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива - «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского - терпеливого, хладнокровного, настойчивого - не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску - ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

Комментарий учителя:

Обратим внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета «с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные, окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов». Ромашов чувствует себя «низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок».

Как изображены «полковые дамы»?

(Жены офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Полковые дамы - олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ - Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. 4-Нот мысли о прежней фцзической близости с этой женщиной у него было та кое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья (глава IХ) Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребенка. Фу, какая гадость!» - признается она Ромашову (глава XIV).)

В чем особенность изображения солдат?

(Солдаты изображены массой, пестрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них свою злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки. Куприн дает и индивидуализированные образы (их в повести около двадцати). Целый ряд простых солдат - в главе ХI: плохо соображающий, недогадливый Бондаренко, запуганный, оглушенный окриками Архипов, который «не понимает и не может заучить самых простых вещей», неудачник Хлебников, образованный, умный, независимый Фокин.)

Какова роль образа Хлебникова?

(Образ рядового Хлебникова, безземельного, разоренного и обнищавшего русского мужика, «забритого в солдаты», детализирован более других. Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения - вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок», на котором нелепо торчал вздернутый кверху грязный нос, с глазами, в которых застыл тупой, покорный ужас этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалел Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик... Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть…». Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.)

Нестерова И.А. Тема любви в повести Куприна Поединок // Энциклопедия Нестеровых

Анализ любовной линии в повести "Поединок".

Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

Любовная тема в Поединке развивается в рамках сюжета.

Повесть "Поединок" рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

В повести "Поединок" Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

Героями произведений А.И. Куприна являются "маленькие люди": солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова "маленький человек" у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести "Поединок", созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.

Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.

Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был "среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...". Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: "...завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный...". Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.

Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: "От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: "И он рассмеялся горьким, презрительным смехом". Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту "ограниченную женщину". Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.

На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: "тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге... взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться... У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью". Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, "беспросыпном пьянице", за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.

Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня "полковой дамы". Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.

А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.

В повести "Поединок" А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.

В данном произведении автор попытался отобразить суровую действительность русской армии. Показать с изнаночной стороны, сделав акцент на беспредел, творящийся в полку. Образ и характеристика Шурочки в повести Куприна «Поединок» выгодно выделяют ее на фоне других офицерских жен. Она словно лучик света в темном царстве, озаряет все вокруг, но с такими, как она, надо быть осторожнее. Лучи могут не только обогреть, но и опалить.

Шурочка – Александра Петровна Николаева. Замужем за поручиком Николаевым. Тайная любовь Георгия Ромашова. Именно она стала причиной дуэли между офицерами.

Семья

Александра живет с мужем вдвоем. Детьми не обзавелись. Да и мужа Шурочка никогда не любила.Она с ним потому, что вложилась в его карьеру. Расстаться с ним, значит пустить вложенные средства на ветер. Не для того она это затевала. Лучше потерпеть, но добиться своего.

«...я своего мужа не люблю...»

«...я не хочу ребенка. Фу, какая гадость! Обер-офицерша, сорок восемь рублей жалованью, шестеро детей, пеленки, нищета...Какой ужас!»

Внешность

Шурочка молодая женщина с черными волосами и бледным смуглым лицом. На фоне его бледности алым пятном выделялись губы. Глаза ярко-синего цвета. Мочку левого уха украшала небольшая родинка. Маленького роста. Миниатюрной комплекции. Размер ее стопы, как у ребенка. На ногах всегда аккуратненькие туфельки. Внешне ее можно было принять за цыганку, да и натура у нее была горячая и свободолюбивая. Сама себя она не считает красавицей, но уверена, что мужчины ценят в ней другие качества.

«...в глубине синих зрачков...»

«...бледное и смуглое лицо. Страстное лицо. И на нем красные, горящие губы – как они должны целовать! – и глаза, окруженные желтоватой тенью...»

«...собрав свое лицо в милую гримасу...»

«...ты маленькая, ты легкая, я бы поднял тебя на руки, как ребенка...»

«...на левом ухе, внизу, у тебя маленькая родинка, точно след от сережки...»

Характеристика

Шурочка умная и обаятельная женщина. Блещет остроумием. Незаурядна. Ее энергии можно позавидовать. Она никогда не сидит без дела. В свободное время занимается рукоделием. Не любит распускать слухи и сплетни.

Может расположить к себе любого собеседника. С ней очень интересно общаться. Она знает несколько иностранных языков. Поддержит любой разговор. Ее цель вырваться из этой глуши, где все ненавистно и противно.

Настоящий характер главной героини открывается постепенно. За ее внешней обаятельностью скрывается холодная и черствая натура. Именно Шурочка настойчиво подталкивает Ромашова принять участие в дуэли, обещая, что это абсолютно безопасно. Обманом она выбивает у него согласие, подставляя смерти в руки.

Черты характера

Эта женщина словно два разных человека сочетает в себе хорошее и плохое. С виду мила и обаятельна, но ей ничего не стоит подставить под удар близкого человека ради достижения собственных целей. Она привыкла думать только о себе. Вся ее жизнь эгоистичная борьба за личное счастье. Среди основных черт характера стоит выделить следующие:

  • доброта;
  • эгоистичность;
  • целеустремленность;
  • расчетливость;
  • коварность;
  • гордость;
  • властолюбие:
  • хитрость;
  • двулична;
  • незаурядность;
  • самолюбие.
Похожие публикации