Конспект занятия по рисованию в средней группе «Осьминог. Конспект по рисованию с элементами триза веселые осьминожки" с детьми старшей группы Занятие по рисованию осьминожка средняя группа

Юлия Корчагина
Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми в старшей группе «Осьминог»

Конспект совместной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

рисование «Осьминог » ,

(старшая группа ) .

Разработала : воспитатель старшей

группы №5 Корчагина Ю . Л.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная.

Тема : «Осьминог » .

Тип : интегрированное.

Образовательная область : «Художественно -эстетическое развитие» .

Интеграция образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» . Формы организации детей : коллективная.

Цель : создать условия для стимулирования познавательного интереса к изобразительной деятельности в процессе работы над творческой композицией «Осьминог » .

Обучающие задачи :

1. Учить детей изображать подводный мир , используя нетрадиционную технику рисования – рисование восковыми мелками и акварелью.

2. Учить изображать подводного обитателяосьминога .

Развивающие задачи :

3. Развивать познавательный интерес к творческой деятельности через нетрадиционную технику рисования .

4. Развивать воображение , чувства цвета и композиции, зрительную память, кругозор.

Воспитывающие задачи :

4. Воспитывать любовь к природе, создавать радостное настроение.

Материал и оборудование :

Технические средства обучения :

Интерактивное оборудование, презентация «Подводный мир» , аудиозапись «Шум моря» .

Демонстрационный материал : красивая коробочка, ракушки, две ёмкости с водой (в одной вода солёная, в другой пресная, два яйца.

Раздаточный материал : акварельные краски, восковые мелки, салфетки, кисти.

Ход : воспитатель включает на магнитофоне аудиозапись «Шум моря» .

Воспитатель : ребята, а что эта за мелодия? (ответы детей – вода, море, морской прибой, тихий шелест волн) .

Воспитатель : Скажите, а кто из вас был на море? Может кто-то слышал интересные рассказы о нём? Какое оно? (ответы детей : глубокое, синее, далёкое) .

Воспитатель : Море –эта огромная масса воды, необходима для жизни на нашей планете : ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир.

Воспитатель : ребята, а кто живёт в море? (ответы детей – рыбы, морские животные) .

Воспитатель : ребята, а знаете, что рыбы соприкасаются плавниками и открывают рот произнеся : «Па -па!» . А давайте и мы передадим своё хорошее настроение по- рыбьему! Вставайте в два ряда, навстречу друг другу и попробуйте передать своё хорошее настроение! Передали! Молодцы!

Воспитатель : ребята, а какая в море вода? (ответы детей : солёная)

Воспитатель : правильно, вода в море солёная. Ребята, а кто-нибудь из вас умеет плавать? (ответы детей) Очень хорошо! А тем, кто ещё не научился плавать, я дам совет : легче всего научится плавать в солёной, морской воде, потому что солёная вода хорошо удерживает предметы на поверхности, а в пресной воде предметы ложатся на дно.

Воспитатель : а давайте проверим это? У меня на столе две ёмкости : в одной пресная вода, а в другой – солёная. Можем мы, смотря на ёмкости глазками определить, где вода солёная, а где пресная? (ответы детей - нет) .

Воспитатель : а почему? (ответы детей – потому что в обеих ёмкостях вода прозрачная) .

Воспитатель : а давайте проведём эксперимент! Я беру в руки два яйца и начинаю погружать их в ёмкости. Что происходит?

Воспитатель : что происходит с яйцом в первой ёмкости? (ответы детей – оно утонуло, легло на дно) .

Воспитатель : а что произошло с яйцом во второй ёмкости? (ответы детей – оно осталось на поверхности) .

Воспитатель : скажите, тогда в этой ёмкости вода какая? (ответы детей – солёная) . А в другой? (ответы детей – пресная.)

Воспитатель : вот мы с вами и определили, где вода солёная, а где пресная и убедились, что в солёной воде легче научиться плавать, потому что солёная вода удерживает все предметы на поверхности.

Воспитатель : а теперь, мы можем отправиться на дно морское. Вы согласны? (ответы детей) .

Воспитатель : а на чём мы можем с вами отправится? (ответы детей : на подводной лодке) .

Тогда закрывайте глазки и давайте произнесём волшебные слова. Произносить их надо дружно и правильно. (Звучит музыка моря)

Детский сад наш изменился

В океан он превратился

Мы отправимся гулять

Дно морское изучать!

Слайд №1. Картинка : «Морской берег» (дети рассматривают картинку с морем) .

Слайд №2. Картинка : «Морское дно» (дети рассматривают картинку с морским дном) .

Слайд №3. Картинка : «Рыбы» (дети рассматривают картинку с рыбами) .

Слайд №4. Картинка : «Морские животные» (дети рассматривают картинку с морскими животными) .

Слайд №5. Картинка : «Морская звезда» .

Воспитатель : назовите, как называется это морское животное? (ответы детей – правильно – это морская звезда) . Морские звёзды могут быть окрашены в самые разные цвета : оранжевый, желтый, красный, зелёный. Это хищные животные и живут они до 30 лет. Питаются улитками.

Слайд №6. Картинка : «Морская черепаха» .

Воспитатель : а это морская черепаха. Она очень похожа на обыкновенную черепаху. Морская черепаха не умеет прятать свои лапки и голову в панцирь. Питается черепаха водорослями. Живёт до 80 лет.

Слайд №7. Картинка : «Акула» .

Воспитатель : а это кто ребята? Правильно это акула. Она питается морскими животными, рыбами и может даже напасть на человека.

Слайд №8. Картинка : «Дельфины» .

Воспитатель : узнали вы это морское животное. Правильно это сильные, большие, умные морские животные. Они могут прийти на помощь человеку. Питаются рыбами. Дельфины умеют плавать, прыгать.

Слайд №8. Картинка : «Осьминог » .

Воспитатель : а это морское животное вы узнали? Ответьте, кто это? (ответы детей : осьминог )

Воспитатель : ребята, наша подводная лодка остановилась и перед вами умное, очаровательное, совершенно безобидное морское животное – осьминог . У него восемь длинных щупалец, с мощной мускулатурой, которые служат для захвата пищи. На щупальцах имеются присоски . С их помощью осьминог ловит свою добычу . Также осьминог может менять форму своего тела и даже цвет. Питается : моллюсками, креветками, рыбами.

Воспитатель : сегодня, я расскажу вам интересную историю, которая произошла в семье осьминогов .

Жил осьминог со своей осьминожкой

И было у них осьминогов немножко .

Все они были разного цвета :

Первый – зелёный, второй – фиолетовый,

Третий, как зебра весь полосатый.

Чёрные оба – четвёртый и пятый.

Шестой – темно-синий,

От носа до ножек

И жёлтый при жёлтый

Седьмой осьминожка .

Восьмой - словно спелая ягода – красный

Словно не дети, а тюбики с краской.

Но была у детишек плохая черта,

Они как хотели меняли цвета.

Каждый мог сделаться цветом любого

От тёмно-красного до голубого.

Но вот однажды камбала

Маму в гости позвала.

Мама рано поднялась, мама быстро собралась и ушла .

А папа за детишками остался наблюдать.

Их надо разбудить, одеть , намыть и накормить, и вывести гулять.

Только мама за порог, малыши из коек – скок, поменяли все цвета,

Стали цветом, как вода.

Папа деток своих ищет, папа ползает по днищу,

Нету деток! Беда! Беда! И кругом одна вода!

Бедный папа загрустил

Нет у папы больше сил!

Воспитатель : вот такая история. Ребята, какое настроение у папы? (ответы детей : грустное, обиженное) . Какими стали его детки? (ответы детей : прозрачными, как вода) . Ребята, а вы хотите помочь папе? А как мы поможем папе? (ответы детей) .

Воспитатель : давайте мы папе нарисуем его деток! Вы согласны? (ответы детей) .

Физминутка : «Морская зарядка» .

В море быстро мы спустились (дети шагают на месте) .

Наклонились и умылись (наклон и «умывание» ладошками рук лица).

1,2,3,4 – (хлопки руками)

Вот как быстро освежились! (потрясти ладошками рук) .

А теперь поплыли дружно (стоят на месте) .

Делать так руками нужно (стоят на месте) .

Вместе раз – это брас (плывут, как «лягушки» ).

Одной – другой – это кроль (вперёд одна рука, потом другая) .

Две ладошки прижму (прижать у груди ладони,

И по морю поплывут (ладошки «плывут в разные стороны)

Две ладошки друзья – это лодочка моя (из ладошек сделать лодочку) .

Паруса я подниму (поднять ладошки вверх)

И по морю поплыву, а по бурным волнам (ладошки вперёд плывут)

Плывут лодки тут и там!

Воспитатель : а теперь проходите в нашу мастерскую. (звучит морская музыка) . Давайте начнём!

Рисовать деток папе мы будем так. На столах у вас альбомные листы. На подносах лежат разноцветные восковые мелки и акварельные краски.

Воспитатель : берём восковые мелки коричневого цвета и рисуем в нижней части листа камешки (овалы и круги разного цвета) . Чтобы камешки казались объёмными, делаем штриховку. Вокруг камней рисуем жёлтый, оранжевый песок. Восковым мелком зелёного цвета (лучше всего использовать сразу несколько оттенков – светлый, тёмно – зелёный, изумрудный) рисуем водоросли в виде «ленточек» и в виде «ёлочек» . Далее берём любой цветной мелок и рисуем голову осьминогу . На какую геометрическую фигуру похожа голова осьминога ? (ответы детей – на круг) .

Воспитатель : закрашиваем её мелками. Возьмите в руку мелок и в воздухе покажите, как вы будете рисовать (дети взяли мелки и показывают) . А как закрашивать? (дети показывают) .

Воспитатель : ребята, а что у осьминога ещё есть , кроме головы? (ответы детей – восемь длинных щупалец) .

Воспитатель : на что похожи щупальца осьминога ? (ответы детей – на длинные верёвки) .

Воспитатель : мы их будем рисовать вот так (показ воспитателя) . А теперь вы покажите в воздухе, как вы будете рисовать щупальца осьминога ? (дети взяли в руки мелки и показывают) .

Воспитатель : а теперь мы дорисуем глазки и рот осьминогу (дети показывают в воздухе) .

Воспитатель : приступаем к работе с красками. На рисунок накладываем прямоугольник из марли. Разводим синюю краску и делаем заливку всего листа через марлю, не боясь закрасить изображение . Все линии, проведенные восковыми мелками – проявляются. Марлю осторожно убираем рисунка.

Воспитатель : а теперь приступаем к работе.

Под музыку дети рисуют.

Воспитатель : папа счастлив, все его дети на месте. Ребята он благодарит вас за помощь и хочет вас наградить (подарить в красивой коробочке разные ракушки) . Дети говорят спасибо и прощаются с папой осьминогом .

Воспитатель : а нам пора возвращаться в детский сад. Дети говорят волшебные слова :

Вокруг себя ты повернись

И в саду ты очутись!

Воспитатель : где мы с вами побывали? Чем занимались? Что узнали нового? Кому помогли? Что понравилось больше всего?

Воспитатель : ребята, если вам понравилось, то похлопайте в ладоши! Спасибо за помощь!

Это комплексное занятие по рисованию с элементами ТРИЗа. Дети закрепляют знания о подводном мире, знакомятся с новым методом рисования манкой. Закрепляют ранее ознакомленные методы рисования: пальцами, печать от руки, набрызги. Была проведена предварительная работа, где дети смотрели мультфильм про осьминожек, слушали рассказы про осьминожек, слушали рассказы о подводном мире. Дети выполнили на своих рисунках набрызги: море и печать от руки - осьминожки.

Методика направлена как на эстетическое развитие, так и на развитие мышления, фантазии.

Введение.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычным материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от этого зависит, какой - богатой или бедной будет его духовная жизнь. Поэтому я использую не только традиционные, но и нетрадиционные методы рисования.

Тема: «Весёлые осьминожки»

Программное содержание:

Развивать интерес к нетрадиционному рисованию.

Познакомить детей с рисованием используя манку.

Закрепить ранее ознакомленные методы рисования: набрызг, печать от руки, палитра - пальчиками.

Совершенствовать технику рисования.

Расширить знания детей о подводных животных.

Воспитывать аккуратность, уверенность в себе.

Развивать эстетический вкус.

Активизировать словарь: печать от руки, рисование манкой, подводный мир.

Раздаточный материал: тонированная бумага голубого цвета, заранее нанесены набрызги печать от руки ребёнка, клей ПВА, манная крупа, гуашь коричневая, красная, зелёная, вырезанные глазки (2шт) из бумаги, кисточки, салфетки, вода.

Демонстрационный материал: картинка с подводным миром, рисунок с изображением осьминога, игрушка осьминог. Мольберт, тонированный голубым цветом, набгызги синей гуашью, печать от руки.

Организация обстановки: дети сидят за столами, расставленными буквой «П».

Предварительная работа: просмотр мультфильма. Чтение рассказов о подводных животных, разучивание стихов о подводном мире, выполнить набрызги на голубой бумаге синей гуашью и печать от обеих рук ребёнка.

Ход занятия:

Восп: - Ребята к нам пришли гости посмотреть, что мы сегодня будем делать. Поздороваемся с ними.

Восп: - Ребята, сели поудобнее.

Дети вы поздоровались, двигались, сели, а что если делаю я (вздох)

Ответы детей :- (Дышите).

Восп: - Правильно для того чтобы мы двигались, говорили, рисовали, играли нам нужен воздух. И всё живое на земле: животные, насекомые, птицы, растения, деревья тоже дышат воздухом.

А теперь представим, что мы заглянули в море. Как вы думаете, там есть воздух? Там живет кто нибудь?

Ответы детей: - (Раки, акулы, киты, морские ежи).

Восп: - Да есть воздух, там много живых организмов. Например: рыбы, улитки, морские ежи, черепахи, водоросли, осьминожки.

Вот посмотрите на картинку, какой красивый осьминог. Как вы думаете, почему его так назвали?

Ответы детей: (Потому что у него много ножек).

Восп: - Его так назвали по тому, что у него много ног - щупальца.

Посмотрите, я сделала игрушечного осьминога, с ним можно играть.

Показ макета – игрушки.

Чтение стихотворений об осьминоге.

1реб. - Осьминожки - осьминог!

Сколько рук и сколько ног?

Восемь, девять или пять?

Ты по дну идешь гулять.

В водоросли ты попал -

Сразу вдруг зеленым стал.

А когда ты на песке,

Желтый цвет идет к тебе.

2реб. - Утром рано солнце встанет,

Осветит морское дно.

И проснемся мы сестрички,

Осьминожки невелички.

Будем весело играть,

В море рыбок догонять.

В море дно покрыто камнем

И кораллом, жемчугом.

Как приятно нам резвиться

В чистом омуте морском.

Проведение физкультминутки.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять.

Восп: - Я сделала осьминога игрушечного, а вам предлагаю нарисовать красивых осьминожек в море, где есть водоросли, вода, камни.

Мы с вами заранее нарисовали отпечатки рук, а если мы повернём рисунок и приклеим на ручках глазки, а ротик и носик нарисуем, получаются осьминожки – веселые, разноцветные, плавающие в море. Дальше мы с вами пальчиками нарисуем камни на дне моря. Водоросли мы нарисуем кисточкой зеленой гуашью, а чтобы водоросли у нас зацвела, мы вдоль стебля кисточкой нанесем клей точками и обильно насыпим их манкой. Остаток манки осторожно высыпим обратно в посуду. Вот посмотрите, какой красивый получился у меня рисунок. А вы хотите нарисовать такой же красивый рисунок с осьминожками.

Ответ детей: (Да)

Восп: - Все что вам нужно есть на столах, можете приступать к работе.

Работа за столами.

Во время работы оказать помощь, если дети в ней нуждаются. Когда дети закончат работу осмотреть рисунки. Полюбоваться подводным царством. Отметить самый смешных и красивых осьминожек. Ребятам предложить выставить свои работы на показ родителям.

Уборка рабочего стола.

Список используемой литературы:

1.Дошкольное воспитание №2.-2004г.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.-«Конспекты занятий по изобразительной деятельности».

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Предлагаю использовать нетрадиционную технику в проведении НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса

йőзőс велőдőмőн веськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Конспект НОД

по изобразительной деятельности

В подготовительной группе на тему: «Крошки - осьминожки»

(нетрадиционная техника рисования)

Бадрутдиновой Миляуши Гумеровны,

Воспитателя

г.Усинск, 2015г.

Цель : Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию, развивать мелкую моторику рук.

Программное содержание:

  • - Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога);
  • - развивать восприятие, чувство формы ритма;
  • - воспитывать любознательность, самостоятельность.
  • -активизировать словарь: осьминог, водоросли.

Материалы к занятию:

  • Для воспитателя: картинки – образцы с изображением осьминогов, лист формат А3, гуашь, кисточка.
  • Для детей: альбомный лист, гуашевые краски разного цвета, кисточки, банки с водой, клеенки, салфетки.

Индивидуальная работа : показ способов изображения.

Структура занятия и методические приемы:

1часть – вводная:

  • - заинтересовать детей, загадка, художественное слово,
  • - сообщение цели урока,
  • - беседа, рассматривание иллюстраций,
  • - показ способов рисования,
  • - малоподвижная игра « море волнуется».

2 часть – основная:

  • - самостоятельная деятельность детей,
  • - индивидуальная работа;
  • - помощь.

3 часть – заключительная:

  • - оценка,
  • - беседа, анализ детских работ.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в подводное путешествие к морскому царю Нептуну. Он и его дочки-русалочки решили устроить праздник и пригласили на него всех жителей подводного царства. Море прекрасное, сильное, огромное. Оно удивляет и восхищает. Там в глубине вод у царя много друзей: дельфины, нарядные и веселые рыбки, смешные морские коньки, огромные осьминоги. Закройте глаза и представьте картину морского мира (тихо звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Садко»). Педагог читает стихотворение Г. Лагздынь «Море голос подает»

Мчатся белые барашки,

Гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки

Мне покоя не дают.

Я лежу на берегу,

Дом из гальки стерегу!

А вода – качается…

А глаза – сли-па-ют-ся…

Волны ластятся ко мне…

Что такое? Я – на дне!?

Вот сверкнули плавники.

Это рыбьи косяки –

Иваси, теска, селедка,

Еж на дне лежит как щетка!

Ярко-синие иголки

У него тверды иголки.

Вот медуза, студнем блуза,

Вся прозрачная без груза.

Абажуром ходит блуза,

Бант на блузе с бахромой.

Вот несется осьминог,

Пара глаз и восемь ног.

Звезды плавают по днищу,

Звезды в море ищут пищу.

Толстый краб ползет, спешит,

Рыб пугает и смешит.

Обхватив хвостом травинку,

За коралловый пенек,

Хочет сесть в воде конек.

Одноглазой камбале

Хорошо лежать на дне.

Только много ль належишь?

Хоть бочком, а побежишь!

Проплывает мимо скат –

Электрический заряд.

Каждой рыбке с детства ясно:

Встреча с ним всегда опасна.

У кальмара десять ног,

Но кальмар не осьминог.

Он сидит среди актиний,

Фиолетовых и синих,

Плавно щупальцами крутят,

Дно морское тихо мутят.

Поднялась со дна вдруг тина!

В море – грохот! В море – гул!

Нападают на дельфина

Кровожадных пять акул!

Загоняю хищниц в трал.

Что со мной?

Никак я спал?

Шепот гальки, шум прибоя…

Это море! Знаю – море!

Усыпляет и зовет!

А теперь откройте глазки и скажите, кого вы видели под водой? (Ответы детей). Педагог выставляет иллюстрации с этими обитателями моря. Дети описывают морских жителей, их внешний вид, их цвет и форму. Молодцы! Давайте в подарок царю Нептуну нарисуем его подводное царство. Он будет очень доволен. Сейчас я вам раздам листочки и кисточки. Но, что случилось? Почему листочки стали черными и где кисточки? Чем мы будем рисовать?

Дети фантазируют.

Ребятки, послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать:

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо …(Осьминог)

Правильно, это осьминог!

Он живет на самом дне,

На ужасной глубине –

Многорукий, многоногий, руконогий.

Ходит в море без сапог

Спрут Кальмарыч Осьминог.

Посмотрите на картинки, каких цветов бывают осьминоги? Правильно, они разноцветные. Кто мне сможет описать их? Айрат, попробуй описать! Молодец, Айрат! А кто хочет добавить?Правильно, ребятки, голова- туловище у осьминога в виде купола зонтика или гриба и много ног. Осьминог – потому что восемь ног.

А как вы думаете, можно ли изобразить осьминогов без кисточки? А как можно? Эльвина, как ты думаешь? Ребятки, посмотрите на свои ладошки! Как вы думаете, можно ли с помощью них изобразить осьминога? Правильно, можно! Можно обвести нашу ладошку, перевернуть листочек – и получится самый настоящий осьминог! Сейчас я вам всё покажу!(обвожу руку карандашом, переворачиваю листочек, и показываю детям) посмотрите, похоже на осьминога? А для того, чтобы его изобразить в движении, нужно дорисовать щупальца так, чтобы они извивались в воде (волнистыми линиями), будто осьминог плывет. А теперь его нужно раскрасить! (раскрашиваю) и в конце нужно нарисовать глазки. А как глазки можно изобразить без кисточек? Раиль, скажи пожалуйста! Правильно, можно нарисовать с помощью пальца. Для этого указательный палец правой руки макаем в черную краску и оставляем отпечаток на голове осьминога.

– Зеленая порода

Хранит запасы йода.

Как вы думаете, ребята, что это? Правильно, это водоросли. В море очень много водорослей, мы их тоже будем рисовать. Айрат, какого цвета водоросли? Какой они формы? Правильно, ребятки, они зеленые длинные и волнистые. Кто хочет показать, как их нужно рисовать? Тимур, выйди, нарисуй! Кто еще хочет? Даша, нарисуй тоже! Молодцы, ребятки!

Итак, с чего начинаем рисовать? Амир, скажи пожалуйста, правильно, молодец! А сейчас давайте сначала поиграем в игру “Осьминог”

Жил в глубоком море славный осьминог.
Говорят, что было у него семь ног.
Непослушные были ноги у него,
Шутом-танцором делали его.
Однажды прыгали, скакали –
Семь ботинок разорвали.
Чтоб ботинки починить,
Надо гвоздики прибить.
Осьминог взял молоточки
И прибил враз все гвоздочки.
Не успел отдохнуть осьминог,
Снова пляшут его семь ног.

(Дети самостоятельно придумывают движения и выполняют их в соответствии с текстом).

Молодцы, ребятки! Какие хорошие и интересные морские фигурки у вас получились!

А теперь вы можете приступить к работе! Ребята, не забудьте нарисовать волнистые щупальца и водоросли, ведь тогда ваши крошки – осьминожки смогут играть в прятки!

(дети рисуют, я индивидуально подхожу к каждому, при необходимости помогаю, подсказываю).

Ребята, кто закончил, принесите свой рисунок на стол.

Все закончили? А теперь подойдите все к своим работам. Раиль, скажи пожалуйста, тебе чей рисунок больше всех понравился? Почему? А тебе, Егор? А тебе, Аделина?

Да, ребята, у всех получилось сказочно красиво! Все очень старались, нарисовали настоящих осьминогов! Мне понравились все работы! Давайте похлопаем друг другу, потому что все вы этого заслужили!

Педагог помогает детям советами. По окончании работы педагог интересуется у каждого ребенка, что интересного он нарисовал. Дети рассматривают рисунки и объединяют их в единую композицию «Подводное царство».

Молодцы, ребята! Теперь царь Нептун и его гости могут спокойно веселиться на празднике.


Задачи. Создать условия для экспериментирования с отпечат­ками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэ­том перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щу­пальца осьминога). Развивать восприятие, чувство формы и рит­ма. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициа­тивность.

Предварительная работа. Рассматривание изображений осьминога и водных растений, чтение стихотворения , просмотр мультфильма (по возможности).

Материалы, инструменты, оборудование. Лист бумаги большого формата светло-голубого цвета или кусок обоев, краски гуашевые разного цвета в баночках и кюветах (блюдцах) по величине ладошек, кисти, банки с водой, клеенки или старые газеты для застилания сто­ла (пола) во время работы, салфетки бумажные и матерчатые.

Педагог сообщает детям, что сейчас они нарисуют, как осьминоги плавают в море и меняют свой цвет. Показывает изображение осьми­нога, уточняет представление о его внешнем виде (голова-туловище в виде купола зонтика или гриба и много ног), помогает «расшифро­вать» название: осьминог - потому что восемь (осемь) ног. Обращает внимание детей на материалы, приготовленные к занятию. Спраши­вает, можно ли изобразить осьминога без кисточки - с помощью од­них ладошек и краски. Педагог окунает ладошку одной руки в кювету или блюдце с краской и ставит, перевернутый отпечаток - так, что­бы растопыренные пальцы были направлены вниз и дали отпечатки щупалец. Затем берет кисточку и дорисовывает щупальца так, чтобы они извивались в воде, будто осьминог плывет. Спрашивает, что еще в море похоже на щупальца осьминога. Дети вспоминают (или педа­гог подсказывает), что в море есть водоросли и другие водные рас­тения, которые похожи на волнистые ленты. Педагог рисует сначала одинарную волнистую линию, идущую с морского дна. Затем рядом изображает двуцветную водоросль - проводит волнистую линию од­ного цвета и рядом (впритык) с частичным наложением - волнистую линию другого цвета.

Спрашивает, бывают ли двуцветные осьминоги, как таких ось­миногов можно нарисовать. Повторно окунает свою цветную ла­дошку в краску, показывает детям, окунает пальчики или часть ладошки в краску другого цвета, снова показывает детям и ставит новый отпечаток - появляется второй осьминожек. Дорисовыва­ет щупальца одним или двумя цветами. И предлагает детям нари­совать еще много разноцветных осьминогов, которые плавают по морю и меняют свой цвет так, что папа-осьминог никак не может их узнать. Напоминает, чтобы дети не забыли нарисовать волнис­тые щупальца и водоросли, чтобы крошки-осьминожки могли иг­рать в прятки.

Дети экспериментируют с отпечатками ладошек, линиями и цве­том. Создают коллективную композицию «Осьминожки играют в прятки».

Последующая работа. Завершение оформления коллективной композиции «Осьминожки играют в прятки», рисование камушков, раковин фломастерами или цветными карандашами (по желанию), составление рассказа о том, как крошки-осьминожки перехитрили папу-осьминога.

А вот еще немножко осьминожек!

Задачи: Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, графические навыки, моторику рук. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

Нетрадиционные техники: Печать ладошкой, рисование пальчиками.

Предварительная работа: Беседа о море, как среде обитания разных морских животных и растений. Рисование в технике печать ладошкой: «Птичка», «Тюльпан », «Рыбка», морское дно.

Материалы и оборудование: Банки с водой, ватман с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки влажные. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы,осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков».Музыкальное сопровождение: шум моря,песня «Осьминожки».

Ход занятия:

Ребята, здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие, скорее занимайте свои места на подводной лодке. Включается проектор со слайдами изображением моря:

Ребята, посмотрите на картинку. Что на них изображено? (море)

Море какое? (глубокое, сильное, огромное ) .

А теперь мы с вами будем погружаться в море на нашей подводной лодке.

Там в глубине, в пучине вод живет большой скат, морская звезда, большая морская черепаха и благородные дельфины, и хищница акула, и необыкновенный осьминог и его дети, маленькие осьминожки. Ребята, они очень рады, что мы зашли к ним в гости и хотят с вами повеселиться.

Физкультминутка: Танец «Осьминожки».

Молодцы, ребята. Повеселились мы на славу. Присаживайтесь на свои места, я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов: (картинка семьи осьминогов)

Жил осьминог со своей осьминожкой

И было у них осьминожков немножко

Все они были разного цвета:

Первый зеленый, второй фиолетовый

Третий, как спелая ягода красный

Словом не дети, а тюбики с краской.

Но была у детишек плохая черта,

Они как хотели, меняли цвета

Каждый мог сделаться цвета любого,

От темно красного до голубого.

Вот однажды камбала маму в гости позвала,

Чтобы с ней на глубине поболтать наедине.

Мама рано поднялась,

Мама быстро собралась

А папа за детишками остался наблюдать

Их надо разбудить, одеть,

Умыть и накормить

И вывести гулять.

Только мама за порог,

Малыши с кроваток скок

Поменяли все цвета,

Стали цветом как вода

Папа деток своих ищет,

Папа ползает по днищу

Нет ребят-беда,беда

И кругом одна вода.

Бедный папа загрустил

Нет у папы больше сил.

Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный)

Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят)

Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Наши ручки нам уже много раз помогали. Что мы рисовали при помощи наших ладошек? (рыбку, тюльпан, птичку). А сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков. Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листок пальчиками вниз.

Вот такие у нас получились осьминожки! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку.

А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик.

А теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей ручке-мизинчек. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками.

Вот ребята, осминожков мы нашли, ну вот они и очутились дома.

(меняю картинку грустного папы на веселого)-Посмотрите ребята, а папа осьминог улыбается. Теперь папа какой? (веселый, счастливый, радостный). А вот и мама вернулась, посмотрела-все в порядке и улыбнулась(выставляю картинку мамы). Тише ребята! Мне кажется папа нам что-то говорит(прислушиваемся), ребята, папа говорит вам большое спасибо за помощь.

Ну а теперь нам пора возвращаться на сушу но для этого нам надо выполнить еще одно морское задание нам надо показать обитателей морского дна

Игра «Море волнуется, раз»

Дети садятся на подводную лодку (на стулья) и появляется картинка суши.

А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок- помогли папе найти своих деток. Спасибо вам ребята.

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение города Нижневартовска

детский сад №61 «Соловушка»

открытого занятия по нетрадиционной технике рисования

отпечаток ладошкой и рисование пальчиками

средняя группа

Похожие публикации