Критерии оценивания егэ по литературе от фипи. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе на тему: Критерии оценивания части С ЕГЭ по литературе

Методика прохождения ЕГЭ меняется каждый год. Специалисты изобретают новые способы определения уровня знаний учеников, разрабатывают перечень вопросов, обновляя их тематику, меняют количество обязательных предметов. Такое положение вещей чрезвычайно настораживает и пугает будущих выпускников, ведь им также необходимо знать, к чему готовиться и чего ожидать от важного для их жизни экзамена.

В нашей статье мы расскажем основные этапы прохождения ЕГЭ по литературе 2017 года, а также озвучим возможные изменения, которые коснутся этого экзамена.

Дата проведения

До главных школьных экзаменов осталось не так уж много времени. Не за горами пора, когда “покой нам только снится”, а на письменном столе собираются горы учебников по разным предметам. Конечно, подготовка к ЕГЭ отнимает много свободного времени, сил и нервов. Предварительное расписание будущих экзаменов уже составлено и выглядит оно следующим образом:

  • Досрочный этап — 24 марта 2017 года. Резервный день досрочного этапа — 3 апреля 2017 года.
  • Основной этап — 13 июня 2017 года, а резервный день закреплен за 20 июня 2017 года.

Обязательные предметы, вынесенные на ЕГЭ 2017

Это наиболее животрепещущая тема, стремительно переходящая от одного ученика к другому. Многие школьники переживают, что список обязательный предметов значительно расширится и им придется еще больше времени прозябать за учебниками, вместо заслуженного отдыха после уроков.

На сегодняшний день нет окончательного списка новых обязательных предметов, ведь на рассмотрении у чиновников было несколько дисциплин: от истории до физики.

  • — необходим для поступления в любой ВУЗ страны.
  • Математика — экзамен разделен на два уровня (базовый и профильный).

ЕГЭ по литературе: возможные изменения

Ближе к 2018 году экзамен по литературе должен быть в корне пересмотрен и в некоторые его пункты внесут кардинальные изменения. В частности, специалисты намерены полностью убрать задания с короткими ответами, оставив лишь небольшие сочинения и одно полноценное.

Впрочем, пока еще рано бить тревогу и панически бояться окончания года — ЕГЭ по литературе в 2017 году придет по привычной всем схеме:

  • 1 блок — Смысловой. Здесь ученикам представлен небольшой отрывок эпического или драматического произведения с 7 вопросами по его содержанию (краткими). Кроме того, выпускник должен написать пару мини-сочинений по заданной тематике.
  • 2 блок — Лирическое произведение с несколькими вопросами к нему, а также два мини-сочинения.
  • 3 блок — Развернутое сочинение на любую из трех заданных тем.

Тем не менее, небольшие изменения все-таки произойдут. Они будут касаться построения вопросов — в уклон сделают на знание реалий текста, а не на знание основных литературных терминов. Из этого следует, что для сдачи экзамена недостаточно обладать узкими познаниями в литературе.

Также хочется заострить внимание еще на одной особенности экзамена по литературе — на стихотворения. Как правило, ученики надеются, что в бланках они найдут стихотворное произведение определенного автора из школьной программы.

Тем не менее, исходя из правил КИМы, если поэт был включен в кодификатор, то на экзамене для анализа могут подать любое его произведение. Это достаточно правильный подход, ведь во время прохождения итогового испытания выпускник должен показать в мини-сочинении, насколько правильно он умеет анализировать, не ссылаясь на страницы учебников.

Уже в 2016 году “нешкольные” стихотворения можно было отыскать во многих вариантах КИМов, поэтому в 2017 году этот ход обязательно повторится.

Итоговое сочинение

Для хорошей оценки по этому блоку недостаточно просто взять и изложить свои мысли на бумаге. Необходимо тщательно продумать каждое предложение, грамотно оформить и выразить свое мнение в понятной и простой форме. Орфографические и пунктуационные ошибки привлекают внимание проверяющих, поэтому нужно их избегать.

Кроме того, каждый ученик должен постараться раскрыть заданную тему полностью, используя не только свои жизненные примеры, но и аргументы из области литературы. Структура текста должна выглядеть следующим образом: введение, несколько аргументов и примеров, заключение.

Чтобы итоговое сочинение было качественным, выпускнику уже сейчас доступен перечень произведений, которые вынесены на ЕГЭ по литературе. Прочитав их, а также ознакомившись с дополнительной информацией про автора, историей написания, ключевыми моментами и другими подробностями, вы обязательно напишете достойное произведение, которое заслуживает высочайшей оценки.

Шкала оценивания

В 2017 году для того, чтобы пройти пороговое значение по данному экзамену, необходимо набрать всего лишь 36 баллов. Их заработать не так-то и сложно — достаточно решить 9 заданий (с 1 по 7, 10 и 11). В соответствии с пятибалльной шкалой первичные/тестовые баллы выглядят следующим образом:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Любой выпускник мечтал бы увидеть заветную “Пятерку” в аттестате, но не каждому дано сдать экзамены на высокие оценки. Только тот, кто не жалеет собственных сил и времени, тратит их на подготовку, без конца листает вспомогательную литературу, имеет все шансы получить “Отлично”. Подготовку к ЕГЭ можно выполнять различными способами:

  • Раз за разом проходить демоверсию экзамена.
  • Ознакомиться с вопросами при помощи тестов, которые похожи на те, что будут вынесены на ЕГЭ.
  • Обратиться к репетиторам.

Какой бы из предложенных вариантов вы ни выбрали, необходимо помнить, что без определенного багажа знаний, ни один из них работать не будет. Больше читайте, анализируйте, пытайтесь составлять сочинения, и тогда успешная сдача экзамена вам гарантирована.

Видео новость

Оценивание заданий части С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерий Баллы

Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку

в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки

г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 1 речевой ошибки 1

б) допущено более 1 речевой ошибки 0

Максимальный балл 4

Оценка выполнения заданий С2 и С4, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения и убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов*, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения или убедительно обосновывает выбор одного из произведений; и/или допускает отдельные недочёты при сопоставлении этих произведений с предложенным текстом в заданном направлении; и или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение; и/или допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает выбор произведения и убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); и/или допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции

г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор, не сопоставляет произведения с предложенным текстом или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления; или указывает название только одного произведения и его автора, но не во всём убедительно обосновывает выбор произведения и не даёт убедительного сопоставления этого произведения с предложенным текстом; и/или в ряде случаев допускает искажение авторской позиции; и/или допускает 3 фактические ошибки

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию; и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом; и/или существенно искажает авторскую позицию; и/или допускает более 3 фактических ошибок

Максимальный балл 4

Выполняя задание, экзаменуемый должен опираться на произведения не менее чем двух авторов (с учётом того автора, которому принадлежит предложенный в задании текст).

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре

сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется . По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции – в колонку 8, по третьей –

в колонку 9, по четвёртой – в колонку 10, по пятой – в колонку 11. При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём

написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Критерии Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3–4 фактические ошибки

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения; и/или допускает более 4 фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные __________понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения, и/или допускает 1 ошибку в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями и/или мысль повторяется и не развивается

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

5. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка 3

б) допущены 2–3 речевые ошибки 2

в) допущены 4 речевые ошибки 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

Максимальный балл 14

При написании сочинения (С5.1–С5.3) выпускнику необходимо ориентироваться на следующие требования:

− раскрытие темы сочинения с опорой на авторскую позицию;

− убедительность аргументации;

− умение формулировать и обосновывать свою точку зрения;

− точность в изложении литературных фактов;

− грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;

− разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

− композиционная цельность сочинения, логическая связность его частей, отсутствие нарушений последовательности внутри смысловых частей и необоснованных повторов

− грамотное речевое оформление сочинения.

Отвечая на проблемный вопрос, выпускник может получить от 0 до 14 баллов.

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Для того чтобы оценить качество выполнения заданий С1, С3, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

3. Формулирует ли свою обоснованную точку зрения? (Данный аспект оценивания не является обязательным и зависит от особенностей формулировки задания).

4. Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?

5. Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализа пересказом текста?

6. Допускает ли фактическую(–ие) ошибку(–и)?

7. Допускает ли речевые ошибки?

Ответ на задания С1 и С3 должен соответствовать следующим требованиям:

формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию, а при необходимости – с учетом своей точки зрения;

убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;

точность в изложении литературных фактов;

грамотное речевое оформление ответа.

Ответ на задания С2 и С4 должен соответствовать следующим требованиям:

формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию,

привлечение литературного контекста с обоснованием оснований сопоставления(указание названия двух произведений и их авторов (допустимо указание двух

точность в изложении литературных фактов.

Для того чтобы оценить качество выполнения заданий С2, С4, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Дает ли выпускник прямой связный ответ на вопрос задания?

2. Называет ли произведение(–я) русской классики, в котором(–ых) нашла отражение указанная в задании проблема?

3. Дает ли убедительное обоснование выбора каждого произведения?

4. Допускает ли выпускник фактическую(–ие) ошибку(–и)?

Для удобства анализа ответов на задания С1 и С3 можно выделить 4 уровня выполнения указанного требования (Отражение параметра «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий С1 и С3.) :

1) выпускник дает убедительный аргументированный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию;

2) выпускник в целом дает правомерный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию, но некоторые тезисы не обосновывает;

3) выпускник при ответе на вопрос допускает серьезные просчеты (например, не отвечает на вопрос прямо, не опирается на авторскую позицию, неубедительно

обосновывает свои тезисы, подменяет анализ пересказом текста);

4) выпускник не справляется с заданием.

Для удобства анализа ответов на задания С2 и С4 можно выделить 5 уровней выполнения указанных требований («Привлечение литературного контекста; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов») :

1) выпускник отвечает на вопросы задания с учетом авторской позиции, даёт развёрнутое аргументированное обоснование выбора двух произведений и указывает авторов;

2) выпускник отвечает на вопросы задания с учетом авторской позиции, даёт обоснование выбора двух произведений и указывает авторов, но это обоснование имеет изъяны (не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения, и/или убедительно обосновывает выбор только одного из произведений);

3) выпускник в целом отвечает на вопросы задания с учетом авторской позиции, развёрнуто аргументированно обосновывает выбор одного произведения с указанием автора;

4) выпускник указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор, и/ или при обосновании существенно искажает авторскую

позицию;

5) выпускник не справляется с заданием (не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается

При анализе ответа выпускника на задания С1–С4 по указанным параметрам эксперт, проверяя точность выставленных баллов, должен ответить на два следующих дополнительных вопроса.

1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы?

Для удобства анализа можно выделить 4 уровня выполнения данного требования:

1) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы;

2) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, но не все свои суждения обосновывает;

3) выпускник рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ;

4) выпускник не аргументирует ответ.

2. Подменяется ли рассуждение пересказом текста?

Для удобства анализа можно выделить 3 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) выпускник не подменяет рассуждение пересказом текста;

2) выпускник частично подменяет рассуждение пересказом текста;

3) Выпускник подменяет рассуждение пересказом текста.

Следует обратить внимание на последовательное отражение параметра «фактические ошибки» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий С1–С4

Задания С1 и С3

Фактические ошибки и неточности отсутствуют. 3

Экзаменуемый допускает 1 фактическую ошибку. 2

Экзаменуемый допускает 2 фактические ошибки. 1

Экзаменуемый допускает 3 фактические ошибки и более. 0

Задания С2 и С4

Точность и полнота ответа Баллы

Фактические ошибки в ответе отсутствуют. 4

Экзаменуемый допускает 1 фактическую ошибку. 3

Экзаменуемый допускает 2 фактические ошибки. 2

Экзаменуемый допускает 3 фактические ошибки. 1

Экзаменуемый допускает более 3 фактических ошибок. 0

При анализе ответа выпускника на задания С1-С4 по указанному параметру эксперт должен ответить на ключевой вопрос: Допускает ли выпускник фактическую(–ие) ошибку(– и)?

В соответствии с критериями С1 и С3 выделяются 4 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) фактических ошибок нет;

2) допущена 1 фактическая ошибка;:

4) допущены 3 фактические ошибки и более.

В соответствии с критериями С2 и С4 выделяются 5 уровней выполнения задания по указанному параметру:

1) фактических ошибок нет;

2) допущена 1 фактическая ошибка;

3) допущены 2 фактические ошибки;

4) допущены 3 фактические ошибки;

5) допущено более 3–х фактических ошибок.

4. Отражение параметра «Следование нормам речи» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий С1 и С3

Следование нормам речи

а) допущено не более 1-й речевой ошибки; 1

б) допущено более 1-й речевой ошибки 0

Для того чтобы оценить качество выполнения задания С5, необходимо выявить следующие аспекты ответа экзаменуемого:

1. Раскрывает ли выпускник тему сочинения?

2. Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли эти тезисы соответствующей аргументацией, опираясь на авторскую позицию?

3. Формулирует ли свою точку зрения и дает ли её убедительное обоснование?

4. Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?

5. Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?

6. Использует ли теоретико-литературные понятия? Применяет ли их для анализа произведения или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?

7. Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?

9. Привлекает ли выпускник текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Не подменяет ли анализ пересказом текста?

10. Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для суждений о прочитанном?

11. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? Обладает ли сочинение композиционной цельностью? Связаны ли части высказывания

между собой логически?

12. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы?

13. Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество

речевых ошибок понимание смысла высказывания?

Логические ошибки

1) нарушение последовательности высказывания,

2) отсутствие связи между частями высказывания,

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4) раздробление микротемы другой микротемой,

5) несоразмерность частей высказывания,

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.

Речевые ошибки

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

5) необоснованный пропуск слова;

6) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов.

Стилистические ошибки

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.


На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по литературе был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по литературе

Общее число участников ЕГЭ 2017 г. по литературе составило 41 267 человек, что чуть ниже числа экзаменовавшихся в 2016 г. (43 585 человек), но выше, чем в 2015 г. (37 512 человек). Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Наибольшее число участников отмечается в следующих субъектах РФ: г. Москва (5392 человека), г. Санкт-Петербург (2556 человек), Московская область (2679 человек), Краснодарский край (1368 человек), Ростовская область (1090 человек), Свердловская область (1035 человек), Нижегородская область (931 человек).

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 59,68, что чуть выше показателей 2016 г. (57,91) и 2015 г. (57,12).

Наиболее многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41–60 и 61–80 т.б. (41% и 40% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет более 8,6% от общего числа участников. В сравнении с 2016 г. в 2017 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких баллов (0–40 т.б.). Наметилась тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 2%), что объясняется, в частности, тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в связи с введением итогового сочинения.

Минимальный балл ЕГЭ 2017 г. составил 8 п.б. (32 т.б.), как и в 2016 г. Доля выпускников, не набравших в 2017 г. минимального количества баллов, равна 2,9%, что на 1,4% меньше, чем в 2016 г. (4,3%) и на 2,4% меньше, чем в 2015 г. (5,3%). Данный результат также свидетельствует об улучшении качества подготовки выпускников к экзамену по литературе.

100 баллов за ЕГЭ по литературе в 2017 г. получили 343 человека. (0,83%), что в абсолютном исчислении больше, чем в 2016 г. (256 человек). Динамика количества 100-балльников связана с повышением качества подготовки выпускников, мотивированных на успешную сдачу экзамена по литературе.

Анализ результатов ЕГЭ 2017 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Ежегодно около 40 тысяч выпускников выбирают ЕГЭ по литературе. Это связано с тем, что данный предмет обязателен для поступления на такие специальности как: филолог, лингвист, преподаватель гуманитарных наук. Благополучно справляются порядка 90% абитуриентов, выбравших эту аттестацию. Однако высокого результата добиваются не все.

Кто-то недостаточно хорошо знает содержание классики, другие – не доучили теорию. Но главная причина провалов заключается в незнании формата экзамена и непонимании того, что ожидают увидеть эксперты.

Ознакомьтесь с нововведениями и важнейшими требованиями к выполнению, чтобы не допустить роковую ошибку и не потерять заветные цифры.

Основное:
– В КИМе 17 заданий, из которых базового уровня сложности – 12 (краткий ответ), повышенного – 5 (развернутое объяснение).
– Порог – 8 первичных баллов (32 вторичных или тестовых).
– Использование дополнительных материалов не предусмотрено, то есть взять с собой что-либо, кроме черной гелиевой ручки и паспорта, вы не сможете.
– Работа рассчитана на 235 минут.

Структура экзамена

Тест состоит из 2-х разделов.

I часть составлена их двух сегментов. Первый включает эпические, лироэпические, драматические произведения – №1-9. Ко второму относится оценка лирической композиции – №10-16. Причем на №8, 9, 15, 16 требуется ответить в 5-10 предложение на бланке 2;

II часть представлена в формате полноценного сочинения объемом не менее 200 слов. Его тему нужно выбрать из 4-х предложенных.

Критерии оценивания

Как уже было сказано, минимально необходимо набрать 8, а максимально 57 за весь тест. Ниже подробнее разберем оценочную систему:

  • за правильные №1-7 и №10-14 дают по – 1;
  • номера восемь и пять расцениваются в – 5;
  • вопросы 9 и 16 оцениваются в – 10;
  • последний пункт самый дорогой – 15.

Здесь необходимо учитывать, что получить максимум возможно только при условии соответствия вашего ответа критериям, привлечения литературных аргументов, логичности и соблюдения речевых норм. В противном случае, ваш труд будет оценен лишь частично.

Тематика

Основная трудность состоит в том, что приходится оперировать большим количеством материала. В кодификаторе этого предмета упомянуты:

  • 9 поэм;
  • 150 стихотворений;
  • 6 пьес;
  • 11 романов;
  • 20 рассказов;
  • 4 повести.

Их ученик должен досконально изучить и уметь разносторонне использовать. Ведь этих книг в аудитории с вами не будет.

Сочинение 17

По праву сочинение можно назвать самой глобальной задачей из всех вышеупомянутых. Здесь от одиннадцатиклассника потребуется не только понимание смыслового контекста, но и грамотность.

Для начала предлагается сделать выбор в пользу одного направления из классификации художественных творений по временному интервалу:

  • древнерусская или XVIII - первая половины ХIХ века;
  • вторая половина ХIХ в;
  • конец ХIХ-ХХ в;
  • ХIХ - начала XXI в.

Чтобы набрать наибольшую сумму баллов, пишите с соблюдением нескольких аспектов:

  • Проблема раскрыта глубоко, авторская позиция не искажена.
  • Отсутствуют в привлекаемых теоретико-литературных понятиях.
  • Данный отрывок привлечен обоснованно на уровне анализа.
  • Изложение последовательно и логично.
  • Соблюдены правила русского языка.

Если вы написали менее 150 слов, то ваша работа не будет считаться выполненной и оцениваться.

Успешная сдача государственной проверки основана не только на том, что вы много читаете, ведь это еще не означает полное понимание мыслей автора. Качественно читать, значит – запоминать и анализировать прочитанное, уметь формулировать свое мнение, проводить параллели между книжными и историческими событиями и выстраивать причинно-следственную связь сюжетной линии.

Вся собранная информация актуальна, а, следовательно, пригодится вам на ЕГЭ. Воспользуйтесь ею, чтобы повысить свои шансы на зачисление в .

Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.

До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

  • Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
  • Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 30
2010 29 57,59 54 313 5 422 240
2011 32 57,15 39 317 5 355 240
2012 32 56,3 46 030 4,8 324 240
2013 32 58,4 44 420 5,6 457 240
2014 32 53,6 235
2015 40 56,9 235
2016 32 235
2017 32 235
2018
Похожие публикации