"обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов". презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему Новый урок – новые знания

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».

Ход урока

I. Организационный момент
(слайд2)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(слайд 3)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

II. Повторение пройденного материала.
(слайд 4)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(слайд 5)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(слайд 6)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

III. Изучение нового материала
(слайд 7)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(слайд 8,9)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С момента просватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьи
(слайд 10,11)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Л.Зыкиной, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(слайд 12)
- Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
- А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
- В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
- В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
- Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(слайд 13)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(слайд 14)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
- А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
- Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
- А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(слайд 15)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(слайд 16)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
-Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.

IV. Подведение итогов урока.
(слайд 17)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(слайд 18)

Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».

Ход урока

I . Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

II . Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

III . Изучение нового материала
(Приложение 1.слайд 6)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(Приложение 1.слайд 7)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С моментапросватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьей.
(Приложение 1.слайд 8)
Ребята, вы посмотрели и прослушали песню-причитание из "крестьянской" мелодрамы - "Тульская свадьба", в исполнении нашего Тульского фольклорного ансамбля"Услада" - уникального ансамбля, участники которого не только поют и танцуют, но и играют, как драматические артисты, таких коллективов больше нет.
(Приложение 1.слайд 9)
Репертуар "Услады" построен на музыкальном фольклоре Тульского края. Ансамбль изучает секреты русской песни в поездках по деревням, собирает предметы крестьянской старины, исторически точно подходит к музыкальному строю песни. Как говорят сами участники коллектива: "надевая лапти, мы чувствуем себя на голову выше, ведь будучи современными молодыми людьми, мы не забываем о традициях родной культуры".
(Приложение 1.слайд 10)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Ж.Бичевской, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(Приложение 1.слайд 11)
- Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
- А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
- В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
- В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
- Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(Приложение 1.слайд 12)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(Приложение 1.слайд 13)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
- А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
- Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
- А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(Приложение 1.слайд 14)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(Приложение 1.слайд 15)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
-Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.

IV . Подведение итогов урока.
(Приложение 1.слайд 16)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Как называется Тульский фольклорный ансамбль?
Что можно сказать о репертуаре этого ансамбля?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(Приложение 1.слайд 17)

Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Русский народ в своем большинстве придерживается христианского вероисповедания его православной конфессии, ценности которой отражаются в народном творчестве. Вся жизнь русского народа подчиняется незыблемым традициям и обычаям своего народа.

Фольклор - это устное народное творчество, которое складывается их обрядов и обычаев любого народа В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.


Крещение


Крещение - традиции

Это обязательный в православии обряд, по которому принято крестить, то есть принять в лоно церкви всех новорожденных детей. При обряде крещения должны кроме родителей присутствовать крестные мать и отец, в обязанность которых входило духовное наставление ребенка по мере его взросления. Мать ребенка загодя приготавливала крестильную рубашку и нательный крестик, а крестная мать дарила ребенку иконку с изображением святого покровителя. По православному обычаю ребенка при крещении нарекали именем святого, которое было в Святцах в день крещения ребенка.


Подарки на крестины

Приглашенные на крестины гости дарили ребенку памятные подарки, а родители готовили стол с богатым угощением. Мать ребенка хранила крестильную рубашку и бывало, что в этой крестильной рубашке крестили всех последующих в семье детей. Когда ребенку исполняется год крестная мать дарит ему серебряную или золотую ложечку «на зубок», которая хранилась в семье как семейная реликвия.


Совет

Если вы крещенный, то по всем вопросам по соблюдению обычаев и традиций обратитесь к своему духовнику.

Как соблюдать бытовые обрядовые традиции?

Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции. Просто обратитесь к первоисточникам.


Традиции русской свадьбы

Свадебные гулянья обычно происходили между постами, в основном осенью после окончания страды в полях или зимой в так называемый «свадебник» - время от Рождества до Масленицы. После того, как уже определилась пара из будущего жениха и невесты, по традиции проводился Сговор, на котором родители жениха и невесты оговаривали все условия для заключения брачного союза. Родители сговаривались, что они дадут молодым для обзаведения собственного хозяйства, где молодые будут жить. Обряд бракосочетания происходил только через венчание в церкви. Венчаться могли только крещеные и только одного вероисповедания. Если кто-то из будущих супругов исповедовал другую веру, то непременным условием был переход и крещение его в православие.


Важно!!!

Будущие супруги перед алтарем дают клятву самому Господу Богу, поэтому развод венчанных пар был практически невозможен.

Перед венчанием

Перед венчанием жених и невеста должны были поститься 7 дней, а в день венчания совершить таинство причащения. В венчальном обряде использовались иконы Спасителя и Богородицы Родители молодых для венчания должны были подготовить свечи, рушник и венчальные кольца. На венчании присутствовали со стороны жениха шафер, а со стороны невесты ее подружки.


После венчания

После венчания на пороге дома, уже молодых, родители встречали хлебом-солью и зорко следили кто из молодых отломит больший кусок от каравая. Считается, что тот, кто отломит больший кусок, будет главенствовать в семье.


Гуляние

Для приглашенных гостей готовится щедрое угощение, а гостей перед тем, как усадить за стол вели показывать приданное невесты, что являлось гордостью и символом богатой невесты. Чем больше белья, посуды в приданном, тем богаче считается невеста и тем благосклоннее принимается невестка в семью мужа. Гуляние на русских свадьбах может продолжаться от трех дней до недели.


Обычаи и обряды в русском фольклоре

Знание и следование национальным обычаям дают русскому человеку ощущение причастности к своим корням, что очень ценится в традиционной русской культуре. Особо чтимые русские фольклорные традиции ярче всего проявляются в праздничные дни: Масленицу, Пасху, Рождество, Святки, день Ивана Ку палы - это особо чтимые праздники, которые относятся к календарным праздникам. Крещение, свадьба и похороны относятся к бытовым обрядовым традициям.


Вывод:

Церковь наиболее прочно и традиционно соблюдает все обычаи и традиции, присущие православной конфессии. Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции.


История русского фольклора

Композиторы через свои музыкальные произведения стараются способствовать становлению человека, как высокодуховной личности. Особое внимание уделяется воспитанию детей.

Задачи композитора при воспитании детей

  • Образовательная: через обряды и обычаи русского фольклора знакомить детей- любителей музыки с историей возникновения обычаев и традиций на Руси.
  • Воспитательная. Развитие интереса к народному фольклору и музыке русских композиторов
  • Развивающая. Воспитание и развитие навыков слушателя музыки, музыкального слуха, умение анализировать музыкальные произведения.

Новый урок – новые знания

На первоначальном занятии происходят организационные мероприятия. Затем озвучивается тема урока, например, «Обряды и обычаи в творчестве композиторов». На последующих занятиях красной нитью проходит тема народного фольклора. Слушателям объясняют, что фольклор - это форма устного народного творчества. Музыкальный фольклор - это вокально-инструментальное и танцевальное творчество.


Совет

Чтобы понять культуру своего народа необходимо знакомиться со старинными народными песнями, преданиями, сказаниями и легендами. Темой всего народного творчества является освещение важнейших событий в жизни человека: крещение, свадьба, похороны.

Творчество Ф.С. Даргомыжского


Опера "Русалка"

Ярким примером проведения свадебного обряда является опера «Русалка» композитора А. Драгомыжского, который увлекался изучение русского музыкального фольклора. Он приглашал в свое имение крестьян и крестьянок и слушал народные песни в их исполнении.

Работая над оперой «Русалка, композитор изучал литературу того времени об обычаях и обрядах, которые отражали народный быт и особенно песенные традиции русского народа. В опере использовались сцены с народно-песенным фольклором. Некоторые песни сочинял сам А. С. Драгомыжский, а некоторые были старинными обрядовыми свадебными песнями в обработке композитора. На протяжении всего действия оперы Драгомыжский использовал хоровое пение. Известная ария из оперы «Как в горнице, светлице» - прекрасный образец русской обрядовой песни, исполненной женским трио. В опере композитор использовал и шуточно-бытовые русские традиции песни. Песня «Сватушка», исполненная женскими голосами - пример шуточно-бытовой русской песни. Музыкальный аккомпанемент только подчеркивает красоту хорового или сольного исполнения песен оперы.


Опера "Русалка" - произведение Даргомыжского

Свадебные хоры из оперы «Русалка» - отличный пример как восстанавливались народные обычаи и обряды русского фольклора. В опере развивались сцены княжеской свадьбы, где были показаны все обычаи и обряды русской свадьбы. На фоне княжеской свадьбы показана повседневная жизнь сельчан, которые также принимали участие в княжеской свадьбе.


Что музыкант хотел показать своей оперой?

Композитор в своей опере «Русалка» хотел показать, что все значимые события в жизни человека происходят по традиционным канонам обычаев и обрядов. Поэтому в свадебных обрядовых песнях отражалась светлая грусть невесты, которая прощалась с родным домом, матушкой и батюшкой.


Творчество Римского-Корсакова


Отрывок из оперы "Золотой петушок"

Еще одним ярким примером использования в своем творчестве народного фольклора стала опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», либретто которой написано по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина

Современные собиратели народного фольклора


Фольклор современный

Новая волна народного фольклора, которая проявилась в творчестве русских писателей В. Распутина, В. Белова появилась и в музыке. Известные композиторы Г. Свиридов Р. Щедрин широко использовали в своих произведениях формы фольклорной музыки. Творческие личности писателей, композиторов и кинематографистов научились смотреть в глубину веков, открывая новые истоки творчества русского народа, и поднимали своими произведениями силу духа русского народа.


Совет

Для того, чтобы почувствовать всю прелесть обрядовых песен, надо ходить на выступление ансамблей народной музыки.

Вывод:

Такие ансамбли, как хор имени М. Пятницкого, ансамбль Покровского, казачьи хоровые ансамбли - прекрасные представители русского народного фольклора. Но есть еще и первооткрыватели. Своим творчеством А. Драгомыжский показал, что русские композиторы свое творчество направляли на раскрытие творческого потенциала русского народа, изучение истоков народной песни, которые композиторы музыкально обрабатывали и давали песням новую жизнь. Фольклорное движение началось в 60 годы прошлого столетия и не угасает сегодня.


Народное творчество в современном мире

Фольклор – народное творчество, отражающее историю, быт, стремления и думы народа.

Жанры народных песен:

Обрядовые

Сатирические

Трудовые

Лирические

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Русская старинная свадьба

Первая часть «свадебной игры»
посвящалась прощанию девушки с родной семьей.

Послушайте русскую народную песню

«Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной.

Ф.Журавлев «Перед венцом»


В.Феоктистов
«Приготовление невесты к венцу»

Что общего между картинами и песнями?
Какое состояние передают они?

Послушайте свадебный хор

«Разгулялися, разливалися» -

Это мелодия народная или ее сочинил композитор?

Послушайте свадебный обряд из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского

Что роднит эту музыку с народными песнями?

Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились?

2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора?

3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1.От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?

2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фольклор – народное творчество, отражающее историю, быт, стремления и думы народа. Жанры народных песен: Обрядовые Сатирические Трудовые Игровые лирические

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Русская старинная свадьба

Первая часть «свадебной игры» посвящалась прощанию девушки с родной семьей. Послушайте русскую народную песню «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной.

Ф.Журавлев «Перед венцом»

Послушайте песню М.Матвеева «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Жанны Бичевской.

В.Феоктистов «Приготовление невесты к венцу»

1.Чем они отличаются песни друг от друга? 2.Какая из песен передает драматическое столкновение двух душевных состояний? 3. Какое исполнение понравилось больше? Почему?

Что общего между картинами и песнями? Какое состояние передают они?

Послушайте свадебный хор «Разгулялися, разливалися» - Это мелодия народная или ее сочинил композитор?

Послушайте свадебный обряд из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского Что роднит эту музыку с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

Что роднит эту музыку с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились? 2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора? 3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1 .От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки? 2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.


Похожие публикации