План – конспект открытого занятия на тему «Весенний пейзаж. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Конспект открытого занятия по развитию речи «Весенний пейзаж»

Цель: формирование речи и экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательная:

    Закрепить представления детей о весне.

    Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

    Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

    Научить составлять весеннюю композицию, используя акварельные краски.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

    Воспитывать у детей любовь к родному краю.

    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

    Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

    Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Предварительная работа: рассматривание картин по теме «Весна», беседа по теме «Весна».

Материал: картины с изображениями весенней природы, акварельные краски, акварельные мелки, свеча, бумага для рисования, кисти, стаканчики для воды, пластилин, пластинка с мелодией Чайковского «Времена года», фартуки для детей.

Ход занятия

Восп: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна.

Восп: Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

Восп: Какие весенние месяца вы знаете?

(ответы детей)

Восп: Какой первый месяц?

Какой последний?

Какой сейчас месяц?

(ответы детей)

Восп: Ребята, сейчас мы с вами немножко поиграем, я буду показывать картинки, а вы, глядя на них, будете отвечать какая весна. Подумайте, что общего между этими картинками и весной?

(Показ картинок)

(ответы детей)

Восп: Молодцы, ребята! Вот сколько слов характеризующих весну мы знаем.

Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение об этом прекрасном времени года.

(стихотворения детей)

Восп: Молодцы, очень красиво рассказали стихи. Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

Восп: Обратите внимание на эту картину Левитана. Какую весну художник изобразил на картине?

(ответы детей)

Восп: По каким признакам вы догадались об этом?

(ответы детей)

Восп: И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

Восп: Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и свечой, акварельными мелками, пластилинами и на ткани. С этими художественными материалами вы уже знакомы, можно в рисунке сочетать сразу несколько техник (акварельные краски и акварельные мелки).

Незабываем о линии горизонта, она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Воспитатель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Восп: Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

(воспитатель собирает рисунки, и каждому ребенку дает медали с надписью «Начинающие художники»)

В соответствии с современными требованиями к уроку в условиях введения ФГОС разработан ряд программ, который дает выбор современному педагогу.

Проанализировав содержание уроков по обучению пейзажу в программах второго поколения, мы выбрали рабочую программу под редакцией Б.М. Неменского и разработали технологические карты уроков для начального и основного классов. пейзаж урок изобразительный обучение

3 класс. «Искусство вокруг нас».

IV четверть. «Художник и зрелище».

Тема: «Картина - особый мир. Картина пейзаж» .

Цель: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, знакомство учащихся с жанром пейзаж.

Предметные: понять, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; узнать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; научиться изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; научиться рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Метапредметные: овладеть умением видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; захотеть общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; научиться организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; овладеть умением оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

3. Личностные: эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру; толерантно принимать разнообразия культурных явлений; совершенствование художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; овладеть навыком работы акварельными красками; захотеть использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Практическое задание: Изобразить осенний пейзаж по представлению.

Оборудование и материалы для учеников: 2 листа акварельной бумаги а4, 2 альбомных листа, графитный карандаш, ластик, кисть, стаканчик для воды, акварельные краски.

Зрительный ряд: репродукции картин художников пейзажистов И. Левитана «На Волге», «Владимирка», А. Саврасова «Грачи прилетели», «Распутица», Ф. Васильева «Деревня», «Рассвет», А. Куинджи «На острове Валааме», «Лунная ночь»; методические пособия «Композиция в пейзаже», «Линейная перспектива», «Воздушная перспектива», упражнение для глаз.

Музыкальный ряд: Ю. Энтин «Танец маленьких утят», Людвиг ван Бетховен «Тишина».

Технологическая карта урока:

Этапы и задачи урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Привлечь внимание детей.

Показывает слайды с фотографиями картин в музеях, жилых домах, учебных заведениях:

Рассказывает о картине в целом: дает определение, объясняет где и зачем мы встречаемся с картинами, рассказывает о мире в картине, о роли рамы для картины. Демонстрирует слайд с репродукцией работы И. Шишкина «Пейзаж с соснами» (1882 г.) без оформления и с оформлением рамой:

«Перспектива».

Расширять кругозор детей.

Дает определение жанра в изобразительном искусстве, затем определение пейзажа. Рассказывает краткую историю пейзажа. Формирует цель и задачи урока.

Объясняет какие типы пейзажей существуют, демонстрируя слайды с примерами работ:

Сельский пейзаж. Городской пейзаж.

К. Коро. Горный пейзаж, 1860.

Ф. Алексеев. Городская площадь, 1790.

Пейзаж с людьми. Пейзаж с животными.

Ф. Милле. Сборщицы колосьев, 1857.

Д. Фаттори. На отдыхе, 1873.

Речной пейзаж. Пейзаж с небом.

С. Дени. Река, 1891.

Николай Рерих. Веления неба, 1915.

Горный пейзаж. Пейзаж с равниной.

Э. Хоппер. Зерновой холм, 1930.

Ж. Мишель. Величие. 1812.

Окутывающий пейзаж. Панорамный пейзаж.

Ж. Коро. Луга в Фонтенбло, 1864.

Л. Гоффье. Вид на Валломброзу, 1890.

Показывает слайд с репродукцией картины А. Саврасова

«Грачи прилетели», 1871:

Читает стихотворение М. Лермонтова «Весенний пейзаж»:

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди лугов местами

Чернеет голая земля,

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Не молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведет,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

Вместе с учениками анализирует картину: какое настроение выражено в пейзаже, состояние души, какими деталями художник передает время года в работе.

Демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Куинджи «Лунная ночь», 1895:

Нарисуй мне шум дождя,

Смех природы озорной,

Лучик трели соловья,

И волнующий прибой.

Нарисуй закат в тиши,

Звезды- россыпь хрусталя,

Озеро в ночной глуши,

И чем дышит вся земля.

Нарисуй дыхание ветра,

Вздох речушки молодой,

Горизонт, что ждет рассвета,

И туман, что над водой.

Нарисуй деревья в платьях,

И травы большой ковер,

И луну в ночных объятьях,

Небо- сказочный шатер.

Нарисуй. Отдай народу

Сей мистический пейзаж,

Может быть тогда природу

Будут меньше обижать!

Вместе с учениками анализирует картину: какие чувства автор стремился донести до зрителя, состояние души произведения.

Объясняет, что художник добивается выразительности в пейзаже через определенные приемы. Начинает рассказывать о них.

Демонстрирует методическое пособие «Композиция в пейзаже», рассказывает о типах композиции:

Схемы типов композиций пейзажей: 1 - схема горизонтальных пространственных планов, 2 - горизонтальных пространственных планов и центральной плоскости; 3 - горизонтальных пространственных планов и ритма контрастных плоскостей, 4 - горизонтальных пространственных планов и плоскости кулисы, 5 - горизонтальных пространственных планов и 2 плоскостей кулис, 6 - горизонтальных пространственных планов и вертикальной линии, 7 - горизонтальных пространственных планов и 2 кулис из вертикальных линий, 8 - горизонтальных пространственных планов и вертикальных линий, 9 - пространственных планов диагонального направления, 10 - треугольного хода в глубину к точке схода в центре картины, 11 - треугольных ходов в глубину к точке схода в центре картины, 12 - треугольного хода в глубину к точке схода, находящейся у края картины, 13 - треугольных ходов в глубину, точка схода которых находится у края картины, 14 - хода в глубину дугообразного направления, 15 - хода в глубину дугообразного и треугольного направлений, 16 - ходов в глубину дугообразного направления, 17 - несколько ходов в глубину дугообразного и треугольного направлений

И. Левитан «На Волге», 1888. Тип композиции - треугольного хода в глубину, точка схода которого находится у края картины.

Ф. Васильев «Деревня», 1869. Тип композиции - горизонтальный пространственный план и плоскость кулисы.

Демонстрирует методическое пособие «Линейная перспектива»:

Дает определение линейной перспективы, основные понятия.

Приводит в пример репродукции картин:

А. Саврасов. Распутица, 1894. И. Левитан. Владимирка, 1892.

Показывает методическое пособие «Воздушная перспектива»:

Дает определение воздушной перспективы, основные законы.

Приводит в пример репродукции картин:

А. Куинджи. Ф. Васильев. Рассвет, 1873.

На острове Валааме, 1873.

Читает стихотворение А. Климанова «Воздушная перспектива»:

Не мудрствуя лукаво написать

Природу нынче - дорогого стоит.

Художник, небо, поле - благодать!

Холст, масло - впечатление такое,

Что он увидел поле в первый раз,

Ультрамарин с белилами мешая.

На умбре пашни ляжет снег в матрас -

Мазки, полоски - на переднем крае

И линии у горизонта тают,

Сливаясь с небом… так и мы с тобой

Сольемся с небом - живопись простая.

Слушать рассказ учителя. Знакомиться с картинами и именами крупнейших пейзажистов России.

Рассматривать и сравнивать картины- пейзажи, анализировать их, рассказывать о настроениях, которые художники передают в работе.

Овладевать знаниями композиции, линейной и воздушной перспективы.

4. Динамическая пауза.

Выполнить упражнение для отдыха глаз.

Показывает слайды презентации «Упражнение для глаз».

Выполнять каждое движения 6 раз:

Выполнить упражнения.

Упражнение 1. «Приемы работы акварельными красками»:

Объясняет основные приемы работы акварельными красками:

1) Наносить рядом друг с другом три вертикальные полоски разного цвета. Ждать, когда они подсохнут. Поверх них изобразить горизонтальные полоски других цветов.

2) Покрыть одним цветом три прямоугольника. Дать краске высохнуть. Затем наносить ее только на два прямоугольника. Третий прямоугольник заполнить акварелью еще раз - по просохшему слою.

3) Положить рядом друг с другом несколько мазков краской разного цвета, пока краски не высохли, размыть и соединить их края кисточкой.

4) Повторить третье упражнение с тремя и более цветами.

Пример работы:

Упражнение 2. «Краски осени»:

Дает задание пятнами при помощи акварели изобразить краски осени: неба, зелени, земли.

Пример работы:

Упражнение 3. «Развитие чувства пространства»:

Демонстрирует план местности, дает задание изобразить пейзаж этого плана, соблюдая законы линейной перспективы.

План местности:

Выполнять упражнения. Овладевать навыком работы акварельными красками. Развивать чувство пространства.

Упражнение 1: «Приемы работы акварельными красками». Пример детской работы:

Упражнение 2: «Краски осени». Пример детской работы:

Упражнение 3: «Развитие чувства пространства». Пример детской работы:

6. Динамическая пауза.

Выполнить танцевальные движения под музыку.

Учитель включает музыкальную композицию Ю. Энтин «Танец маленьких утят».

Выполнять танцевальные движения под музыку:

Выполнить композицию по теме урока, с соблюдением законов, правил перспективы и композиции.

Дает задание выполнить работу по теме «Осенний пейзаж», соблюдая законы композиции и перспективы, демонстрирует пример выполнения задания:

Включает музыку Людвига ван Бетховена «Тишина»:

Выполнять творческое задание. Пример готовой работы:

8. Рефлексия.

Что видим на 1 плане?

Что видим вдалеке?

Какие законы композиции соблюдаются?

Как соблюдается перспектива?

Предлагает проанализировать свои работы.

9. Подведение итогов:

Сделать вывод по уроку.

Делать вывод по уроку.

Результаты:

Предметные: Иметь представление, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Метапредметные: уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желать общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; уметь оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

3. Личностные: эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру; толерантно принимать разнообразия культурных явлений; иметь художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; владеть навыком работы акварельными красками; стремиться использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Даёт домашнее задание найти картину И. Шишкина «Пейзаж с гуляющими», 1869, проанализировать ее: определить настроение картины, познакомиться с композицией, пронаблюдать за правилами линейной и воздушной перспективы. Благодарит за работу.

Записать домашнее задание.

6 класс. «Изобразительное искусство вокруг нас».

IV четверть. «Человек и пространство».

Тема: «Пейзаж в графике» .

Цель: знакомство с графическими зарисовками и набросками пейзажей известных художников России, изучение приемов передачи воздушной среды при помощи графических материалов.

Предметные: развивать визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитывать уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобрести опыт создания художественного образа в жанре пейзаж; приобрести опыт работы в технике сухой пастели; развивать потребности общения с произведениями изобразительного искусства, осваивать практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

2. Метапредметные: научить соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; научить оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; научить работать индивидуально и в группе.

3. Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; развивать эстетическое сознание через наследие великих художников России, творческой деятельности эстетического характера.

Практическое задание: Создание графического пейзажа на тему «Настроение погоды» в технике сухой пастели.

Оборудование и материалы для учеников: 1 лист пастельной бумаги, 3 альбомных листа, графитный карандаш, ластик, сухая пастель.

Зрительный ряд: репродукции картин и зарисовки к ним: А. Саврасова «Грачи прилетели», А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре», И. Шишкин «Паутина в лесу»; методическое пособие «Воздушная перспектива в графике»; репродукции пейзажей, выполненных в разных графических техниках; упражнение для глаз.

Литературный ряд: Стихотворения: В. Козлова «Закат охладевал», Н. Чумаченко «Сосновый бор»; стихотворения для динамических пауз: «Вместе по лесу идем», «На двери висит замок».

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Скрипичный концерт, 3 ч. Allegro», П.И. Чайковский «Времена года. Апрель».

Технологическая карта урока:

Этапы и задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.

Настрой обучающихся на урок.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет явку учащихся.

Проверять готовность рабочих мест.

2. Этап мотивации и актуализации знаний.

Привлечь внимание детей.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Дает определение жанра пейзаж. Рассказывает о самостоятельном художественном значении графического пейзажа. Рассказывает краткую историю графики. Объясняет, что перед написанием великих произведений, художники всегда пребывали в поиске композиции: делали зарисовки и наброски графическими материалами. Демонстрирует слайды с репродукциями знаменитых картин и зарисовок к ним:

А. Саврасов. Грачи прилетели. 1871.

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880

И. Шишкин. Паутина в лесу. 1880-е.

Читает стихотворения Н. Чумаченко «Сосновый бор»:

Сосновый бор, сосновый бор

Какой размах, какой простор.

Здесь воздух редкой чистоты

Наполнен ароматом смол.

Здесь удивительный покой

Как свечи, стройные стволы,

Одевшись золотой корой,

Венчаются убором хвой.

Сосновый бор, сосновый бор

С тобой вступает в разговор

То трелью дятла, а порой

Поет охотничьей трубой.

Алмазной чистоты родник

Горгочет по камням елани,

Встречая всплеском солнца блик

И поцелуй дрожащей лани.

Сосновый бор, сосновый бор

Волшебных гуслей перебор

Внимательно слушать. Рассматривать слайды с фотографиями.

3. Сообщение теоретических сведений.

Поставить цели, задачи урока. Беседа по теме урока.

Обобщить знания по теме «Композиция»,

«Перспектива».

Расширять кругозор детей.

Определить последовательность рисования пейзажа.

Организовать активный диалог.

Формирует цель и задачи урока.

Рассказывает о средствах выразительности в графическом рисунке и многообразии графических техник. Демонстрирует слайды с репродукциями пейзажей, выполненных в разных графических техниках:

Рисунок. Виды рисунка:

Линейный рисунок. Тоновой рисунок.

Рисунок-набросок. Силуэтный рисунок.

Рассказывает о различных графических материалах в рисунке, демонстрирует примеры работ:

Простые карандаши. Цветные карандаши.

Уголь. Тушь.

Пастель. Сангина (сепия, бистр).

Соус. Акварель.

Книжная графика:

Иллюстрация. Лубок.

Прикладная графика:

Коллаж. Плакат.

Знакомит учащихся с печатной графикой и ее ролью в изобразительном искусстве. Рассказывает о понятиях «эстамп» и «гравюра». Демонстрируют слайды с видами печатной графики:

Выпуклые гравюры:

Ксилография. Линогравюра.

Рельефная гравюра на металле.

Углубленные гравюры:

Резцовая гравюра. Офорт.

Плоские гравюры:

Литография.

Рассказывает о приемах передачи воздушной среды при помощи графических материалов. Показывает методическое пособие «Воздушная перспектива в графике»:

Слушать рассказ учителя. Знакомиться со средствами выразительности в графическом рисунке и с многообразием графических техник.

Рассматривать слайды презентации.

Овладевать знаниями воздушной перспективы в графике.

4. Динамическая пауза.

Выполнить упражнение для снятия напряжения с мышц туловища.

Зачитывает стихотворение:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания -- руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой

ступни правой рукой, потом наоборот -- правой ступни

левой рукой.)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания -- руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Выполнять движения под руководством учителя.

5. Практическая деятельность по выполнению упражнений.

Выполнить упражнения.

Организует деятельность на изучение нового материала и повторение более раннего через следующие упражнения:

Упражнение 1. «Графические техники»:

Объясняет правила выполнения тонировки рисунка в разной технике:

Альбомный лист поделить на 6 частей. Затем выполнить следующие приемы работы карандашом:

1) Плоская тонировка. Заштриховать гранью карандаша прямоугольник.

2) Круговая тонировка. Круговыми движениями заштриховать прямоугольник.

3) Тонировка разной толщиной линий. Используя разное давление карандашом, изобразить в прямоугольнике темное небо со светлыми облаками.

4) Тонировка контурном. Используя разное давление на карандаш, нарисовать вьющуюся ленту, создавая трехмерный эффект.

5) Тонировка крестом. Заштриховать прямоугольник в одном направлении. Поверх первой штриховки, рисовать дерево штришками в другую сторону.

6) Точечная тонировка. Руку держать вертикально и, ставя быстро точки, рисовать изображение облака.

Пример работы:

Упражнение 2. «Приемы работы сухой пастелью»:

Объясняет основные приемы работы пастелью:

1) Пастель держать под углом и штриховать острой гранью.

2) Пастель держать вертикально и штриховать тупым краем.

3) Обертку снимать и рисовать всем боком пастельного карандаша.

4) Рисовать боком пастельного карандаша, а затем круговыми движениями тушевать рисунок.

5) Рядом штриховать двумя мелками разного цвета, затем при помощи растушевки соединять их.

6) Штриховать краем карандаша полоску, постепенно ослабляя силу давления, затем тушевать рисунок, получая тоновую растяжку.

7) Повторять седьмое упражнение, затем поверх растушевки штриховать краем карандаша другого цвета.

Пример работы:

Упражнение 3. «Дикая ежевика»:

Объясняет этапы упражнения, направленного на повторение основ воздушной перспективы:

Рисовать трехплановый пейзаж, используя сухую пастель. Первый план изображать насыщенным теплым цветом; второй - более мягким и холодным; третий - светло-голубым или светло-фиолетовым. Небо рисовать произвольным цветом. Приступать к выполнению ежевики. На первом плане кустарники изображать насыщенно, добиваясь контраста с поляной и небом; прорисовать детали: ветки, траву. На втором плане кусты с ежевикой показывать силуэтом, не прорисовывая детали, менее контрастно, чем на первом. На последнем - образы еще больше обобщать, рисуя их холодным цветом, по тону близкому к поляне, на которой они стоят.

Пример работы:

Во время выполнения детьми упражнений включает музыку А. Вивальди «Скрипичный концерт, 3 ч. Allegro»:

Выполнять упражнения. Овладевать навыком работы сухой пастелью. Развивать чувство композиции и пространства.

Упражнение 1. «Графические техники». Пример детской работы:

Упражнение 2. «Приемы работы сухой пастелью». Пример детской работы:

Упражнение 3. «Дикая ежевика». Пример детской работы:

6. Динамическая пауза.

Выполнить упражнение для снятия напряжения с кистей рук.

Учитель зачитывает стихотворение и демонстрирует движения рук под него:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Выполнять движения руками под руководством учителя.

7. Практическая деятельность по выполнению основного задания.

Выполнить рисунок по теме урока, с соблюдением законов, правил перспективы и композиции.

Дает задание выполнить работу по теме «Настроение погоды», соблюдая законы композиции и перспективы, показывает пример выполненного задания:

Включает музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»:

Во время практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный контроль.

Выполнять творческое задание. Пример детской работы:

8. Рефлексия.

Формировать умение оценивать себя и других людей, видеть ошибки и положительные стороны в работе.

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Задает вопросы:

Какое настроение передает пейзаж?

Что видим на 1 плане?

Что видим вдалеке?

Как соблюдена воздушная перспектива?

Предлагает проанализировать собственные работы.

Вспоминать цель и задачи. Анализировать работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывать своё мнение. Осуществлять самооценку.

9. Подведение итогов:

Сделать вывод по уроку.

Делает вывод по уроку.

Результаты:

1. Предметные: развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобрести опыт создания художественного образа в жанре пейзаж; приобрести опыт работы в технике сухой пастели; развить потребность общения с произведениями изобразительного искусства, освоить практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

2. Метапредметные: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки; уметь работать индивидуально и в группе.

3. Личностные: сформировать ответственное отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; развить эстетическое сознание через наследие великих художников России, творческой деятельности эстетического характера.

Задаёт домашнее задание найти 2-3 иллюстрации в жанре пейзаж, проанализировать их: определить настроение картины, познакомиться с композицией, пронаблюдать за передачей воздушной перспективы. Благодарит за работу.

Записать домашнее задание.

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Неповторимая весна».

Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 2-3 классов.


Сафронова Кристина Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства МБОУ г. Иркутска СОШ №7.
Описание материала: Данный конспект урока подходит для детей 8-9 лет, как для уроков изобразительного искусства, так и для внеурочной деятельности. В ходе изучения нового материала учащиеся узнают о том, что благодаря определенной палитре цветов можно нарисовать пейзаж любого весеннего месяца. Совместно с традиционным изображением живописного фона учащиеся используют нетрадиционный прием рисования – выдувание рисунков для рисования деревьев. И в конце выполнения рисунка учащиеся снова берут кисточки для завершения и украшения рисунка. Смена видов деятельности вызывает интерес у учащихся к художественному творчеству, повышает работоспособность и достигает интересных результатов.
Цель: Выполнить живописное изображение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков. Обучающие:
- Учить находить самые главные особенности мартовского, апрельского и майского пейзажей на примере пейзажей русских художников.
- Закреплять знания работы с акварельными красками, смешивать цвета для получения новых оттенков.
- Повторить правила работы рисования с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, фантазию, эмоциональное эстетическое восприятие окружающего мира, природы.
- Развивать элементарные навыки культуры труда.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к природе, творчеству, коммуникативную культуру общения.

Универсальные учебные действия

Личностные:
- Иметь положительное отношение к учению.
- Совершенствовать имеющиеся навыки работы с акварельными красками.
- Закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Регулятивные:
- Понимать и сохранять учебную задачу.
- Контролировать процесс и результаты деятельности.
- Адекватно оценивать достижения свои и одноклассников.
Познавательные:
- Выбирать основания и критерия для сравнения произведений живописи с литературными произведениями.
- Самостоятельно выбирать расположение листа и создавать композиции в нем.
- Самостоятельно находить пути решения творческой задачи.
Коммуникативные
- Адекватно слушать учителя, одноклассников.
- Участвовать в общей беседе: слушать, отвечать на поставленные вопросы, анализировать ответы одноклассников.
Материально-техническое обеспечение
Наглядный материал: презентация по теме урока, примерные работы.
Оборудование для учителя: 3 шаблона палитр из ватмана, гуашь, формат А3, кисть №12, кисть №2, баночка с водой, тушь черная, тушь красная, палитра, трубочки для коктейля.
Оборудование для ученика: гуашь, формат А4, кисть:5, №1, баночка с водой, палитра.
Тип урока: комбинированный.

1. Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный этап
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.

Это стихотворение детского поэта Виктора Лунина
- Ребята скажите, о чем это стихотворение?
О весне.
- С каким образом сравнивает автор стихотворения весну?
С художницей, которая пробудилась ото сна.
-А вы сегодня хотите стать художником как весна?
Да.
Для этого слушайте внимательно и выполняйте все старательно

3. Актуализация знаний.
Весна – самое удивительное, прекрасное время года, это время когда просыпается природа. Спокойно становится на душе, хочется радоваться, больше находиться на улице, при этом появляется много сил и энергии.
- На основе стихотворения и небольшой беседы в начале урока можем ли мы назвать тему урока?
Конечно же, весна, весенний пейзаж.
Посмотрите на работы выполненные ребятами.
- Похожи ли они друг на друга?
Все рисунки разные
- А что всё-таки общее между ними?
Деревья нарисованы при помощи трубочки для коктейля выдуванием рисунков из капли краски.
Итак, тема урока «Неповторимая весна». Выполнение живописного изображения весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.

4. Изучение нового материала.
Многие художники и поэты восхищаются этим удивительным временем года. И благодаря их произведениям мы можем увидеть и почувствовать абсолютно разную весну.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется «Март".
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!

Гайда Лагздынь
- Какой месяц описывается в данном стихотворении?
Март
- Какие особенности первого весеннего месяца?
Морозно, небо хмурое, прилетают птицы, еще лежит снег.
Таким образом, описывает поэт самый первый весенний месяц.
Художники тоже любят изображать этот удивительный весенний месяц.
Перед вами картина Исаака Левитана «Март»
- Какие фрагменты на картине говорят о том, что это начало весны?
Теплое солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья покрыты снегом, листьев еще нет, можно разглядеть присутствие скворечника на дереве. На полосах дороги уже растаял снег. Лошадка томится на солнышке.
Хорошо! А теперь послушайте следующее стихотворение Самуила Маршака Апрель! Апрель!
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- Какие перемены в природе описывает автор стихотворения?
А теперь рассмотрим глубоко прочувственную картину Василия Бакшеева «Голубая весна»
- Что вы можете рассказать о весне, представленной в этой картине?
С бесподобным мастерством художник сочетает желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев.

И еще одно стихотворение, конечно же, о мае месяце.
И. Авенберг
Зелень на деревьях
Первые листочки.
И на всех газонах –
Желтые цветочки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита.
Ярким майским цветом.
В голубом раздолье
Щебет не смолкает,
Пятнышком веселым
Бабочка порхает.

- Какую природу описывает автор стихотворения?
А вот какую картину написал Станислав Жуковский под названием «Старая усадьба. Май»
Этот художник очень любил изображать старинные русские усадьбы в сочетании с великолепием пейзажей разных времен года.
- Ребята, вы почувствовали разницу между тремя месяцами весны?
Да. Тогда выполним следующее упражнение.

5. Выполнение упражнения «Палитра».
На доске вывешиваются три палитры, вырезанные из формата А4, на слайде три картины, рассмотренные ранее.
Перед вами репродукции картин.
- Каким жанром изобразительного искусства можно назвать эти картины?
Пейзажем.
Совершенно верно. А чтобы на пейзажах показывать разные месяцы весны, определим палитру необходимых оттенков и цветов.
Ученик выходит к доске и рисует главные оттенки и цвета, характерные для мартовского, апрельского и майского пейзажа. Остальные работают в альбоме.

6. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Н четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – продолжаем рисовать!

7. Практическая работа.
Сейчас мы с вами при помощи полученных знаний выполним живописное изображение пейзажа, но для начала разделимся на три команды.
1 ряд – выполняет мартовский пейзаж
2 ряд – апрельский
3 ряд майский.
Начинаем рисовать с фона.
Делим лист на две части, определяя небо и землю.


Выполняем цветовое решение, используем правила воздушной перспективы - небо и земля к линии горизонта становится светлее.



Создаем композицию из деревьев. При помощи трубочки для коктейля из капли коричневой туши (спешиваем черную и красную тушь на палитре) выдуваем деревья.

Тема: «Первое дыхание весны» Рисование по представлению весеннего пейзажа.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: поэтапное выполнение, репродукции картин, презентация
Цель – сформировать понятие о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Развивать навыки выполнения весеннего пейзажа по представлению.
Задачи:
Образовательные: - учить применять теоретические знания о законах и средствах композиционного решения пейзажа в практической работе.
Развивающие: - умение анализировать картины художников, выявлять изоб. Средства применяемые художниками для передачи настроения и времени года. Навыки выполнения весеннего пейзажа акварелью в технике по сырому. Образное, логическое мышление и творческое представление.
Воспитывающие: - воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. Воспитывать творческую позицию при выполнении пейзажа.
УУД:
Личностные:
- получать представление о построении пейзажа по представлению;
- решение учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
План урока:
Организация начала урока. (1-3 мин)
- приветствие
- проверка готовности
- микро итог
2. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности (3-5 мин)
- показ образца
3. Актуализация знаний (3-5 мин)
- проблемно-диалоговая беседа
4. Первичное усвоение новых знаний (8-10 мин)
- сообщение нового материала
5. Первичная проверка знаний (2-3 мин)
- ответ на вопрос
6. Инструктаж к практической работе. (3-5 мин)
7. Практическая работа (20 мин)
- целевые обходы
- критерии оценивания
8. Информация о домашнем задании. (1-2 мин)
9. Итог (1-2 мин)
- подведение итогов урока.
Структура урока Ход урока
1.Орг момент Приветствие
Проверка готовности
Микро-итог
2.Актуализаия и мотивация учебной деятельности Ребята, я прочитаю стихотворение, ваша задача узнать и сказать мне какое время года описал поэт.
На безобразных зимних перекрестках
Ещё лежал позавчерашний снег,
Он не любил весенних теплых нег,
Но уберечься было так непросто!
Белы крупинки снежные, легки,
Но холодны у них прикосновенья,
Веселый дождь собрал в одно мгновенье
Их всех и разбросал по дну реки.
Оставив город без ночных гирлянд,
Дождь улицы, старясь, вымыл нежно.
Есть что-то в этой черноте бесснежной
Весны пронзительный и ясный взгляд.
- К какому времени посвящен этот стих?
Ответ: весна
Обратите внимание на экран.
Тема урока: «первое дыхание весны». Пейзаж.
3.Постановка цели и задач Задача сегодняшнего урока – выполнить весенний пейзаж по представлению.
4.Первичное усвоение

Ребята, давайте вспомним, какие признаки характерны для весны.
В этом вам помогут репродукции картин художников
- Пейзаж 1 – Какое время года изоб. художник?
(Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). В начале весны. 1917)
Ответ: весна
- А по каким признакам в определили что это весна?
Ответ: Верно, в первую очередь это птицы, грачи прилетели а значит наступила весна. Еще признак тающего снега.
- Пейзаж 2 – какое время года на этом пейзаже?
(Виктория Белова. «Осень»)
Ответ: осень.
Какие художественные средства здесь увидели?
Ответ: золотая листва на деревьях, дорога усыпанная цветными листьями.
-Ребята, внимательно, весна тоже бывает разной. Какая может быть весна еще?
Иллюстр. Картину -Бродская Лидия Исааковна (1910-1991). Весна на полях. 1983)
Ответ: в марте тает снег.
В апреле слышно пение птиц, набухают почки на деревьях. В мае цветут деревья и радуют своей красотой.
Дем. Слайд 2
-пейзаж в марте. Какой месяц весны художник изобразил на этой картине?
Ответ: март.
-Так по каким признакам вы это определили?
Слайд 3
-Апрельский пейзаж
След. Пейзаж посвящен..?
Ответ: апрель.
Слайд 4
- Пейзаж в мае.
- Расцвет весны это..?
Ответ: майский пейзаж. Все верно.
-Поскольку вы рисуете по представлению, вам необходимо знать и применять законы и средства композиции.
Слайд 5
Давайте повторим что такое композиция?
Композиция – это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображение. Одно целое.
- законы композиции:
- целостность и единство
-равновесие: статическое и динамическое
- Целостность – неделимость композиции.
- Равновесие – все элементы сбалансированные между собой.
Равновесие бывает:
- Статическое – состояние композиции, при котором сбалансированы между собой элементы в целом, производят впечатление неподвижности.
- Динамическое – это состояние композиции, при котором сбалансированы между собой элементы, производят впечатление движения.
- Дем. На репродукции закон равновесия.
Соподчинение – это выделение центра композиции.
Дем. Слайд 6 – Композиционный центр зависит от:
-своей величины и остальных элементов
-положения на плоскости
-цвета
- проработка элементов
5.Первичная проверка понимания И так, ребята, вы знаете теперь все законы композиции.
Расскажите мне, какие законы композиции бывают?
Ответ: ..
-Какими красками лучше изображать весенний пейзаж?
Ответ:…
6 Первичное закрепление знаний.
Практическая работа. А) на альбомном лист выпол. Работу пейзажа по представлению
Б) вводный инструктаж
-аналитический этап
1.этап Придумываем пейзаж (показ на доске динамического пособия содерж. Закон динамики)
-анализ произведения (закон статики)
2этап тонкими линиями намечаем придуманный пейзаж на альбомном листе. Для этого проводим линию горизонта, намечаем большими массами объекты.
3 этап. Уточняем элементы. Прорисовываем все мелкие детали, веточки, окошки, домики, дорожки.
Сам.работа:
-на линейный рисунок я вам даю 6 мин. Времени, постарайтесь уложиться в это время.
-Прохожу по классу,
-контролирую работы.
-Активизирую внимание уч-ся, продолжаю проводить вводный инструктаж
4 этап. Начинаем работать в цвете
-прокрываем водой лист. Убираем сухой кистью лишнюю воду.
-локальным цветом прокрываем небо и все объекты.
5 этап. Уплотняем собственные и падающие тени, прорисовываем стволы деревьев, веточки, выделяем первый план, второй план, третий.
Сам. Работа
-на цветовое решение я вам даю 10мин. Не отвлекаемся, спокойно работаем, если есть вопросы – поднимайте руку.
- Прохожу по классу выявляю типичные ошибки. , провожу фронтальную работу.
-Выявляю индивид. ошибки и корректирую в альбомах у детей.
- намечаю работы для анализа
-дем. Слайд 6
-критерии оценивания:
1. удачный придуманный сюжет
2. компоновка всех объектов пейзажа
3. цветовое решение
4. аккуратность выполнения рисунка
7.Контроль усвоения - анализ поведения – мне понравилось как вы сегодня работали, все молодцы.
-анализ работ
- вызываю к доске 6 человек, диффиринцирую работы: отвечающие всем критериям, имеющие небольшие недочеты, существенные ошибки.
-гластность оценок
5 – соответствует всем критериям
4- мелкие недочеты
3 – существенные недочеты
выставление оценок
8. Информация о Д.З - на следующий урок возьмите краски.
9. Рефлексия -уборка рабочих мест
- Сегодня все хорошо поработали, каждый выполнил свою работу в меру своих возможностей. Спасибо за урок! Все молодцы! До свидания!

Похожие публикации