Послевоенное восстановление народного хозяйства ссср. Восстановление экономики ссср после великой отечественной войны

  • 8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
  • 9. Московское княжество в XIV веке. Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
  • 10. Объединение русских земель вокруг Москвы при князьях Иване III и Василии III в конце XV – на­чале XVI вв. Образование Российского государства
  • 11. Российское государство в XVI в. Политика царя Ивана IV Грозного (1533–1584 гг.).
  • Внешняя политика Ивана IV.
  • 13. Россия в хvii веке. Царь Алексей Ми­хайло­вич «Тишайший» (1645–1676 гг.).
  • Никон (1605–1681) имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «особенным другом». Став в 1652 г. Патриархом, Никон с 1653 г. Приступил к ре­форме.
  • Восстание Степана Разина (1670–1671 гг.).
  • Причины:-закрепощение крестьян по Соборному Уло­жению 1649 г.;
  • -Бегство на Дон беглых крестьян; -недовольство народов По­вол­жья государ­ственной эксплуатацией.
  • Участники восстания: казаки, кресть­яне, хо­лопы, посадские люди, нерусские народы Поволжья.
  • 14. Внешняя политика России в XVII веке
  • Колонизация сибири.
  • 15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
  • 16. Царствование императрицы Екатерины Второй Великой (1762–1796 гг.)
  • 17. Правление императора Павла I (1796–1801 гг.).
  • 18. Внешняя политика России во 2–й половине хviii века при Екатерине II и Павле I
  • 19. Реформы императора Александра I (1801–1825 гг.)
  • Отмена крепостного права в России в 1861 г.
  • ** Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
  • 23. Россия в начале хх века. Русско-япон­ская война 1904–1905 гг. Революция 1905-1907 гг.
  • Русско-япон­ская война 1904–1905 гг. Причины войны:
  • 24. Россия в первой мировой войне 1914–1918 гг.
  • 25. Российская революция 1917 года
  • 5. Свержение Времен­ного правительства. Победа большевиков.
  • Часть 2. Россия в хх веке
  • 45. Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир
  • 46. Социально-экономическая политика большевиков в годы гражданской войны. «Военный коммунизм»
  • 47. Гражданская война в России
  • 48. Новая экономическая политика большевиков. Образование ссср
  • 49. Борьба за власть в политическом руководстве страны в 1920-е годы и её результаты
  • 50. Индустриализация во второй половине 1920–1930-е гг.
  • 51. Коллективизация сельского хозяйства в ссср в конце 1920-х–1930-е гг.
  • 52. Общественно-политическая жизнь ссср в 1930-е годы. Политические процессы и массовые репрессии
  • 53. Культурная жизнь в ссср в 1920–1930-е годы. Культура рус­ского зарубежья
  • 54. Внешняя политика ссср в 1920 – середине 1930-х гг.
  • 55. Внешняя политика ссср в предвоенные годы (1936–1941 гг.)
  • 56. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия 1941 г. Битва за Москву
  • 57. Военные действия в 1942–1943 гг. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
  • 58. Основные события Великой Отечественной войны в 1944–1945 гг. Разгром милитаристской Японии. Завершение Второй мировой войны. Значение победы ссср
  • 59. Восстановление и развитие хозяйства ссср в послевоенные годы (1945–1953 гг.).
  • 60. Общественно-политическая жизнь страны в 1945–1953 гг.
  • 61. Внешняя политика ссср в 1945–1953 гг. Начало «холодной войны»
  • 62. Общественно-политическая жизнь ссср в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущёв
  • 63. Социально-экономическое развитие ссср в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
  • 64. Внешняя политика ссср в 1953–1964 гг.
  • 65. Культурная жизнь страны в 1950–начале 1960-х гг.
  • 66. Общественно–политическая жизнь ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг. Л. И. Брежнев. Ю. В. Андропов. К. У. Черненко
  • 67. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг.
  • 68. Международное положение и внешняя политика ссср в 1964–1985 гг.
  • 69. Культурная жизнь ссср в 1960–1980-е гг.: достижения и противоречия.
  • 70. Общественно-политическая жизнь ссср в 1985–1991 гг. Распад ссср
  • 71. Социально-экономическое развитие ссср в эпоху «перестройки» в 1985–1991 гг.
  • 72. Внешняя политика страны в 1985–1991 гг.
  • 73. Россия в 1992–2011 гг. Конституция 1993 г. Политические партии и дви­жения
  • 74. Социально-экономическое развитие России в 1992-2011 гг. Рыноч­ные реформы и их последствия. Современное российское общество и его социальные проблемы
  • 75. Внешняя политика России в 1992–2011 гг.
  • 59. Восстановление и развитие хозяйства ссср в послевоенные годы (1945–1953 гг.).

    Восстановление экономики. В послевоенные годы стояли задачи:

    Перестройка промышленности на мирный лад (кон­версия );

    Возрождение разрушенного в годы войны;

    Новое строительство.

    Четвёртая пятилетка (1946–1950 гг.) предусмат­ривала увели­чение выпуска промышленной продукции по срав­нению с довоенным уровнем на 48 %, сельскохозяйственной – на 23 %. К 1945 г. объём промышленного производства в СССР превысил по­казатели 1940 г. Демилитаризация экономики завершилась к 1947 г. Были восстанавлены раз­рушенные электростанции, в том числе крупнейшая в Европе – Днепрогэс, шахты Донбасса, заводы Украины и России. Республики Прибал­тики, Молдавии, западные области Украины и Белоруссии, включённые в со­став СССР накануне войны, из аграрных пре­вратились в ин­дустриальные. Здесь были созданы новые отрасли про­мышленности: ме­таллообра­батывающая, машиностроительная, электротехническая.

    За годы 4-й пятилетки было восста­новлено и вновь сооружено 6.200 крупных предпри­ятий. Промыш­ленное произ­водство в 1950 г. пре­взошло довоенные показа­тели на 73 %. (Следует уточнить, что это дан­ные официальной статистики. Цифры современных альтер­нативных расчётов при­мерно на четверть или треть ниже).

    Причины роста производства :

    Трудовой подвиг народа. Миллионы людей с энтузиазмом вклю­чи­лись в работу. Возникло новое по­коление стахановцев: токари П. Быков и Г. Борткевич , сталевар П. Болотов и др.;

    Бесплатный труд узников ГУЛАГа и во­еннопленных. (К 1946 г. общая численность военнопленных в СССР составила 2 млн. 228 тыс. человек, в том числе 1 млн. 645 тыс. военнопленных с германского фронта и 583 тыс. японцев;

    -репарации с Германии (возмещение ею причинённого ущерба) на сумму в 4,3 млрд. долларов. Они обеспечили до 50% объёма обо­рудования, установленного в промышленности;

    Перераспределение средств из сельского хозяйства и лёгкой промышленности в тяжёлую промышленность;

    Денежная реформа 1947 г. После отмены карточной системы деньги менялись в соотношении 10 старых рублей к 1 новому.

    Трудности восстановительного периода :

    1. Острая нехватка рабочей силы.

    2. «Холодная война» требовала больших рас­ходов. По­сле сокращения армии с 11,4 млн. человек в мае 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г. её численность была увеличена до 6 млн. к нач. 1950-х гг. Военные расходы по­глощали 25 % госбюджета. Огромные средства шли на разработку ядерного оружия.

    3. Лёгкая и пищевая промышленности про­должали финансироваться по остаточному принципу и не удовлетворяли запросы населения. Хотя был освоен выпуск легковых автомобилей «Победа» и «Моск­вич», ра­дио­приёмников, телевизоров, фотоаппаратов, далеко не всем эти товары были доступны.

    4. Низкий уровень жизни народа, зачастую жившего в землянках и бараках.

    5. «Сталинский план преобразования при­роды» 1948 г. выдвинул нереальные утопические задачи создания искусственного моря в Сибири, строительства плотины через Тихий океан и т. п.

    Сельское хозяйство вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60 % от довоенной. Не хватало тех­ники, крестьяне пахали на коровах или впрягались сами. Засуха 1946 г. вызвала го­лод и окончательно подорвала силы колхозов. Почти ничего не получая от кол­хозов, крестьяне жили за счёт личного подсобного хозяйства. Но с 1946 г. приуса­дебные участки были не только урезаны, но и обложены непо­мерными налогами. Был введён налог на каждое фруктовое дерево. В 1947 г. был подтверждён обязательный минимум трудодней, введённый в конце 1930-х го­дов. За его невыполнение грозила ссылка. В 1948 г. правительство «рекомендовало» колхозникам про­дать государству мелкий скот, хотя его содержание разрешалось колхозным уставом. Как следствие, крестьяне тайком забили более 2 млн. свиней, овец и коз. Были насильственно коллективизированы едино­личные хозяйства в Прибалтике, Молдавии, в за­падных областях Украины и Белоруссии. До 900 тыс. раскулаченных были со­сланы в Сибирь. Высоко­эффективные хуторские хозяйства были разорены.

    Сталин в 1952 г. опубликовал работу «Экономические проблемы со­циа­лизма в СССР », где возражал против любых уступок рыночным от­ношениям. Предлагалось «излишки колхозного производства ис­ключить из товар­ного обращения и сдавать их государству». С точки зрения вождя, это приближало общество к коммунизму. В резуль­тате колхозы были обречены на хроническую убыточность и нищету.

    «Экономика после войны»

    Зятикова С.А.,

    учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74

    Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

    Оборудование урока:

    1. Компьютеры
    2. Доступ к интернету
    3. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1 .

    Задачи урока:

    1. Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
    2. Создание проекта по теме урока.
    3. Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
    4. Выступать публично и научно выражать свои мысли.

    Цели урока:

    Специальные:

    1. Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
    2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
    3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

    Общепредметные:

    1. Развитие аналитического мышления.
    2. Воспитание толерантности.
    3. Продолжить формирование основных компетенций:
    • учебно-информационных:
    • работать в информационной среде,
    • обрабатывать информацию,
    • создание презентации,
    • коммуникативных:
    • работать в группе,
    • выступать публично,
    • социальных:
    • определять тему,
    • прослеживать причинно-следственные связи,
    • аргументировано обосновывать свои выводы.

    План урока.

    1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
    2. Изучение нового материала:

    (Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

    1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
    2. Домашнее задание.

    Ход урока

    I. Введение в тему. (Стадия вызова).

    Учитель . Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

    Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

    – В чем же состояла эта реальность?

    – Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

    Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

    Презентация, слайд 1.

    Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

    Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

    – Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

    Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

    1. Перевод страны на мирные рельсы.
    2. Восстановление экономики СССР.

    Презентация, слайд 2.

    Задание учащимся . На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

    Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

    Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

    Презентация, слайд 3.

    Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

    План изучения нового материала:

    1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
    2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
    3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
    4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
    5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

    Презентация, слайд 4.

    Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

    • особенности восстановления экономики СССР;
    • социальные последствия процесса восстановления;
    • итоги экономического развития к 1953 г.,
    • источники послевоенного восстановления.

    А также ответить на следующие вопросы:

    1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
    2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

    Презентация, слайд 5.

    II. Изучение нового материала.

    Изучение материала строится на основе групповой работы.

    Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

    Условия работы в группах:

    1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
    2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

    1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

    1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
    • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
    • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
    • Какая из альтернатив победила и почему?
    • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

    2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

    1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
    • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
    • Укажите трудности восстановительного периода.
    • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
    • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

    1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
    • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
    • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
    • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

    1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
    • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
    • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

    5 группа . Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

    1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
    • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
    • Покажите изменения быта советского человека.
    1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
    2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

    Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

    (Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13 )

    III. Рефлексия.

    Обсуждение проблемных заданий.

    – Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

    Презентация, слайд 14.

    – Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

    – Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.

    Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

    Самооценка .

    Ф.И.____________________________

    Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

    1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
    2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
    3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
    4. Материал усвоен полностью.

    IV. Домашнее задание.

    1. Параграф 35.
    2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

    Презентация, слайд 16.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Восстановление экономики и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.). Первые попытки либерализации тоталитарного режима. СССР во второй половине 60-х годов. Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.

      реферат , добавлен 07.06.2008

      Задачи восстановительного периода в СССР в 1946-1953 гг.: закрепление победы; восстановление народного хозяйства; подъем экономики и культуры; обеспечение благосостояния и достойного жизненного уровня советских людей. Переход к мирному строительству.

      презентация , добавлен 29.01.2013

      Состояние экономики Союза Советских Социалистических Республик после окончания войны. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Укрепление тоталитаризма. Новый виток репрессий. Ужесточение внешней политики. Апогей "холодной войны". Смерть Сталина.

      курсовая работа , добавлен 10.10.2014

      Начало послевоенного восстановления и развития промышленности, транспорта и других отраслей. Развитие социальной политики СССР. Трансформация системы государственного управления. Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1965 года.

      реферат , добавлен 23.11.2008

      Экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953); голод 1946-1948 гг. Начало "холодной войны" и создание атомной бомбы. Политический режим в последние годы жизни Сталина; развитие советской культуры: борьба с космополитами, "железный занавес".

      реферат , добавлен 19.10.2012

      Изучение основных предпосылок и задач Новой экономической политики (НЕП) в СССР. Крестьянские волнения 1920-1921 гг. Главная цель НЕПа - восстановление товарно-денежных отношений. Переход от административно-командных методов управления к экономическим.

      реферат , добавлен 05.02.2011

      Экономические преобразования в СССР, проводимые Хрущевым в 1956-1964 г., их сущность и результаты. Выработка основной линии реформирования в промышленности и сельском хозяйстве. Реорганизация системы управления народным хозяйством Советского Союза.

      Конспект по истории России

      Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

      В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.

      Предстояло выбрать путь экономического возрождения - поддержать наметившиеся тенденции или отвергнуть их и вернуться к модели 30-х гг. Первый путь отстаивали секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Родионов. Сторонниками возврата к старой модели были Берия и Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности. Растущая международная напряженность и интересы оборонной промышленности, плохой урожай и голод 1946 г., наконец, смерть Жданова (1948 г.) привели к победе сторонников принудительных мер.

      Экономика была основана на 2-х формах собственности : государственной и колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не существовало. Руководство экономикой носило централизованный, плановый, тоталитарный характер.

      Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) В 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет 2-го созыва, который на своей сессии утвердил новый пятилетний план. 4-й пятилетний план был более реалистичен, чем первые три. Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Однако условия труда оставались очень тяжелыми, зарплата была очень низкой, имели место командные методы руководства. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

      С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край.

      В течение пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа . Но ни то, ни другое не привело к значительному росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей объяснялось, прежде всего, высокими, в сравнении с зарплатой, ценами и образом жизни, не стимулировавшим рост потребностей. Кроме того, снижение цен касалось только городского населения. Снабжение городов улучшалось за счет ухудшения жизни на селе. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

      Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства . Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток сельского населения в города. А в это время зерно вывозилось в страны Восточной Европы.

      Послабления крестьянству были свернуты, руководство требовало выполнения планов любой ценой, исходя не из возможностей колхозов, а из потребностей государства. Контроль над сельским хозяйством вновь усилился. Оплата труда на селе была в 4 раза ниже, чем в городе, пенсионное обеспечение отсутствовало, колхозное крестьянство было лишено паспортов и свободы передвижения. На его долю приходился тяжелый труд, связанный с низкой технической оснащенностью. Закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Налоги на все, что мог содержать колхозник, делали невыгодным иметь скот, выращивать фруктовые деревья. Крестьяне принуждались все свое время отдавать общественному производству. Отсутствовали крупные капиталовложения в сельское хозяйство.

      На рубеже 40-х - 50-х гг. было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти.

      Однако меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн против 36,4 млн. в 1940 г.

      Итоги четвертой пятилетки были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.) сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Все напоминало развитие 30- хх гг. - распыление средств, капиталовложений, дефициты и дезорганизация производства, расстройство финансов, рост незавершенного строительства, чистки в руководстве, активное использование труда заключенных, недовольство рабочего класса.

      Но сделано было очень много. Восстанавливались города и предприятия, снова развивались и росли стахановское движение и социалистическое соревнование. В 1948 г. довоенный уровень был достигнут и превзойден. В области промышленности восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. предприятий. Валовой объем промышленной продукции возрос на 73%. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 млн. человек. В области с\х довоенный уровень был достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного уровня. Национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья.

      У Великой Победы была и великая цена. Война унесла 27 млн. человеческих жизней. Хозяйство страны, особенно на территории, подвергшейся оккупации, было основательно подорвано: полностью или частично разрушено 1710 городов и городских поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей, 75 млн. человек лишились крова. Концентрация усилий на военном производстве, необходимая для достижения победы, привела к значительному оскудению ресурсов населения и к снижению производства товаров народного потребления.

      Во время войны резко сократилось и до того незначительное строительство жилья, в то время как жилищный фонд страны был частично разрушен. Позднее в действие вступили неблагоприятные экономические и социальные факторы: низкая заработная плата, острый жилищный кризис, вовлечение все большего числа женщин в производство и прочее.

      В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

      Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

      В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
      Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
      Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
      Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
      Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.
      Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.

      Были заложены основы жилищного строительства. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.

      Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
      Масштабный переход на новые, прогрессивные решения в области строительства начался с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которым предусматривалась постройка 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организация изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа. Для того что обеспечить масштабное жилищное строительство с 1954 года, необходимо было проделать колоссальную работу, которая началась еще в 1948, когда И.С. Сталиным была отправлена внушительная делегация специалистов, для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.

      После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
      Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
      В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

      Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.

      Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства. Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.

    Похожие публикации