Проблема совести: аргументы из литературы и сочинение о нашем главном судье. Проблема совести: аргументы Совесть примеры из литературы егэ

Проблема совести является актуальной и сегодня. Ведь именно она часто влияет на наши решения. Благодаря данному отрывку из романа Булгакова “Мастер и Маргарита” мы может проанализировать этот вопрос более детально.

Мы видим прокурора Пилата, от выбора которого зависит жизнь Га-Ноцри. Он может либо поступить по совести и спасти жизнь “сумасшедшего философа”, либо выбрать карьеру.

В итоге, его решение принесло одни страдания. Автор романа показал, как важно оставаться человеком, сопереживать другим.

Это проблема актуальна

и сегодня. Люди все чаще становятся эгоистами на пути к карьере и устройству. Это приводит к тому, что нравственные ценности постепенно уходят в небытие. На примере романа Булгакова “Мастер и Маргарита” мы видим, как все больше людей принимают те принципы и ту идеологию, которая позволяет закрыть рот совести и делать то, что угодно им самим.

Любое правительство должно не только рассчитывать на выгоду, но и действовать по совести, переживая за судьбу народа. Совесть помогает человеку поступать правильно. Только так можно добиться успеха. Пусть это будет сложный путь и тернистый, но он будет честным. Тогда,

что бы человек ни создал, оно будет стоять на твердом фундаменте, и основание его не поколеблется.

Да, Пилат дал согласие на казнь. Даже не смотря на то, что это не было угодно ему. Он был несчастным человеком, который не смог переступить через себя и выйти из зоны комфорта. Он думал, что так будет лучше для него, но ошибся. Мучения Пилата – это следствие его трусости и нежелание прислушаться к совести.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Л. Ф. Воронкова в своем тексте обращается к проблеме совести. Данный вопрос актуален, поскольку бесстыдные поступки в жизни – не редкость. Лишь совесть способна уберечь...
  2. Проблема, которую поднял автор текста Что такое совесть? Как она влияет на человека? Этими вопросами задаются многие люди. А. Г. Ермакова в своем произведении описывает...
  3. Автор прочитанного мною текста, известный писатель-публицист В. Солоухин, взволнованно говорит о важной нравственной проблеме совести. Вспоминая тяжелые голодные военные годы, писатель рассказывает о том, какие...
  4. Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан...
  5. 1. М. Зощенко в рассказе “история болезни”. Вспомним эпизод, когда медсестра разговаривает с больным. Она предлагает герою пройти на “обмывочный пункт”. Это привело в замешательство...
  6. Я считаю, что искусство – это наш дар. Причем важно то, что это дар, который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство –...
  7. Не каждый человек способен поступить в той или иной ситуации честно и по совести. К сожалению, многие забывают о существовании совести, когда им нужно быстро...

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Д.С. Лихачев поднимает проблему совести.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор задается вопросами: «Что нужно человеку? Как прожить жизнь?» Лихачев убежден в том, что человек, прежде всего – не должен совершать никаких поступков, которые бы «роняли» достоинство. Писатель подводит нас к мысли о том, что люди должны поступать по совести, руководствуясь законами нравственности.

Вовлекая читателей в непростой разговор о совести, автор говорит о том, что «человек не должен идти против своей собственной совести», «не должен совершать сделку с ней». Цель автора – убедить читателей в том, что человек должен совершать поступки по совести даже в обыденной, повседневной жизни.

С точки зрения Лихачева, совесть подсказывает нам, учит нас, помогает не нарушать этические нормы, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

С этим нельзя не согласиться, потому что совесть можно назвать важнейшей характеристикой души человека, ведь именно она является внутренним судьей, который подсказывает, как человеку поступить в той или иной ситуации.

Многие писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск».

Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, преданный своему делу. Полицаи схватили его воспитанников и пообещали их отпустить, если Мороз сдастся. Учитель поступил по совести, поспешил на помощь детям, хотя знал, что погибнет.

Когда перед Павликом Миклашевичем, единственным выжившим из ребят, встал вопрос о выборе жизненного пути, он стал учителем и пронес идеи своего наставника через жизненные испытания. Это свидетельствует о том, что поступок по совести не обесценивается.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Катерина Петровна. Это старая и одинокая женщина. Забытая своей дочерью, она доживает свои последние дни в одиночестве. Сторож Тихон по-настоящему заботится о Катерине Петровне. Совесть не позволяет ему оставить её одну.

Он чужой человек Катерине Петровне, а жалеет её больше, чем родная дочь. Именно он находится рядом с пожилой женщиной в её последние минуты. Настя же оставляет свою маму в одиночестве. Приехав в Заборье, она не застает Катерину Петровну в живых. Она никогда не простит себе этого, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

Понятие совести тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека. Поступки по совести позволяют человеку жить в гармонии с самим собой и с внешним миром.

Сочинение в формате ЕГЭ (по тексту Сергея Семёновича Качалкова-про СОВЕСТЬ)

Я только что внимательно прочитала текст Качалкова Сергея Семёновича, современного писателя-прозаика. О чём он? О нашей человеческой совести... В данном тексте автор выдвигает вопрос: «Почему иногда молчит совесть?».

Среди наших нравственных ориентиров совесть занимает одно из ведущих мест. В толковых словарях это слово в переводе с греческого означает «сознание и знание самого себя». Совесть-наш внутренний свидетель и судья. Она может давать оценку всем нашим поступкам, чувствам, решениям. Совесть помогает принять верное решение или предостеречь от неверного. В итоге она может содействовать нашей радости или очень сильно мучить нас...Писатель Качалков С.С. рассматривает данную проблему на примерах из жизни героя-рассказчика, который поведал читателю несколько эпизодов из своей жизни. Автор обращает внимание читателей на то, что сначала Плетёнкин Сергей Николаевич, вернувшись с работы довольный и радостный, не задумался над тем, почему так легко заработал пятьсот рублей. Так, в предложении четвёртом(4) С.С. Качалков пишет: «Душа его от радости пела...»

Но постепенно автор заостряет внимание читателей на том, что рассказчик начинает вспоминать эпизоды из своей школьной жизни... Почему? Да потому что совесть, которая когда-то крепко спала, молчала, сейчас начинает волновать и мучить героя. И герой страдает: ведь Сергей Плетёнкин в школьные годы нечестным путём занял в городском конкурсе сочинений первое место и получил за это путёвку в Петербург. Так, в предложении тридцать четвёртом (34) рассказчик заявляет на выпускном балу Насте: «Ну, получается, что я обманул тебя?» . Ведь помогла ему написать сочинение та самая Настя Абросимова, с которой теперь он так легко взял пятьсот рублей. Значит, совесть рассказчика начала просыпаться...

Позиция автора выражена очень просто и чётко. Совесть –это такое чувство, которое созреть должно и окрепнуть. А с рассказчиком данного текста случилось то, что эта самая совесть была в нём крохотной и зелёной. И герой не замечал, где зло, а где добро.

Трудно не согласиться с позицией автора, так как сейчас мы видим, что есть множество людей, про которых можно сказать: «Он совесть потерял» или «У него совести нет».

В письме Д.С. Лихачёва «По велению совести» мы находим мысли, подтверждающие проблему данного текста. В нём автор пишет о том, что жить надо только с душевной необходимостью. Именно душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро-это самое ценное в жизни человека. Жить надо по-доброму, принимать правильные решения, чтобы не оступиться. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не было стыдно вспоминать. Это и есть жизнь по совести...

Мне на всю жизнь запомнились уроки русского языка в пятом классе, на которых мы сначала читали и анализировали небольшой, но очень значимый рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». Помнится, что героиня произведения Нина Карнаухова решила прогулять школу и поэтому украдкой прошла в рощу. И здесь она повстречала малыша. Не разобравшись, в чём дело, Нина обозвала мальчика «несчастным прогульщиком». А оказалось, что этот малыш шёл в школу, испугался собаки и заблудился...Героиня отвела малыша, а сама вернулась в рощу. Тревожно было на душе у девочки. И Аркадий Гайдар подчёркивает, что Нина Карнаухова села и горько заплакала, так как её сердце грызла беспощадная совесть. Сейчас мне вспоминаются слова

А. С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста».

О чём же заставляет нас задуматься текст писателя

С. С. Качалкова? Думается, о самом главном в нашей жизни. Ведь человек сверяет свою жизнь по совести, так как совесть -самый лучший контролёр в жизни. Пусть будет больше людей, для которых это золотое правило станет главным. Тогда и жизнь наша станет лучше, светлее и добрее. Вспоминаются слова другого поэта- Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство,

Вот оно, святое наше воинство.

Сочинение по тексту:

«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.

Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьёзной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убеждён: если он найдёт ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощённых народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.

Так где же и в чём всё-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.

Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть - это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости - главного мерила всех поступков человека.

Проблему совести и её воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все её предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» - тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места.

О том, как можно воспитать в ребёнке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.

Итак, можно сделать вывод о том, что совесть - одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.

Текст Фазиля Искандера:

1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упрёмся в тупик.
(3)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (10)Думаю, совесть порабощённых народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя.

(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.

(14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.

(15)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.

(24)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.

(29)В последнее время я редко пишу стихи. (30)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.

……………………………………………………………………

(31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк. (32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.

Похожие публикации