Трехступенчатый контроль по охране труда: методические рекомендации. Организация контроля за состоянием охраны труда на предприятии

Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

Виды контроля

Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.

Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

Трехступенчатый контроль: его суть

Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) — должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) — начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) — комиссией под руководством главного инженера организации.

Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" (Регламент, утв. ОАО "РЖД" 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

1-я ступень контроля

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

2-я ступень контроля

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

3-я ступень контроля

Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.

По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Московского

областного объединения

организаций профсоюзов

В.В. Кабанова

Начальник Главного управления

по труду и социальным вопросам

Московской области

В.А. Рушев

ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи организациям в осуществлении ступенчатого ведомственно - общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах и определяют примерный порядок осуществления контроля за состоянием безопасности труда, устранения выявленных нарушений на всех ступенях контроля.

1. Общие положения

1.1. Ступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителей работодателя и профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. Ступенчатый контроль не исключает проведения ведомственного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов, а также контроля, обусловленного Положением о комитете (комиссии) по охране труда и Положением об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

1.2. Целью контроля является выполнение требований безопасности труда в процессе производственной деятельности, предупреждение производственного травматизма, в том числе микротравм, аварийности производства, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, обеспечение прав работников на охрану труда, предусмотренных действующим законодательством, а также своевременное устранение нарушений действующих правил и норм по охране труда.

2. Основные положения ступенчатого контроля

2.1. Ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом - постановлением работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

В зависимости от численности работающих, количества самостоятельных подразделений, структуры управления организации контроль может осуществляться и по большему числу ступеней.

2.2. Руководство организацией ступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

2.3. Результаты обследования записываются в журналы ступенчатого контроля за безопасностью труда (далее - журналы) 1-й и 2-й ступеней (рекомендуемые формы журналов приведены в приложениях 1 и 2); результаты обследования 3-й ступени оформляются актом.

2.4. Журналы должны быть прошнурованы, а листы пронумерованы. На последнем листе журналов должна быть подпись руководителя службы охраны труда, скрепленная печатью.

2.5. Не допускаются зачеркивания, подчистки и исправления записей в журналах.

2.6. Журналы выдаются работниками службы охраны труда под роспись:

1-й ступени - мастеру;

2-й ступени - руководителю подразделения.

2.7. Журналы каждой ступени должны предъявляться по первому требованию представителям органов надзора и контроля и другим лицам, осуществляющим контроль и надзор за состоянием охраны труда.

3. Организация и порядок проведения контроля

на первой ступени

3.1. Проверка условий и безопасности труда должна проводиться ежедневно в начале рабочей смены, в дальнейшем - в течение всей смены.

3.2. Проверке подлежат:

3.2.1. Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.2.2. Состояние и правильность организации рабочих мест.

3.2.3. Состояние проходов и проездов вблизи рабочих мест.

3.2.4. Исправность оборудования, контрольно - измерительных приборов, блокировок и сигнализации.

3.2.5. Состояние заземления (видимое крепление шины заземления к оборудованию и аппаратуре).

3.2.6. Наличие и исправность ограждений вращающихся частей оборудования и опасных зон.

3.2.7. Эффективность работы вентиляционных систем.

3.2.8. Наличие и исправность средств подмащивания для работы на высоте.

3.2.9. Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда.

3.2.10. Наличие и исправность инструмента и приспособлений.

3.2.11. Состояние площадок для складирования материалов, полуфабрикатов и изделий.

3.2.12. Соблюдение требований безопасности при складировании материалов, их погрузке, транспортировке и разгрузке.

3.2.13. Наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

3.2.14. Соблюдение работниками требований, изложенных в инструкциях по охране труда и пожарной безопасности, при производстве работ в течение смены.

3.2.15. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе с электроинструментом, электрооборудованием и в электроустановках.

3.2.16. Выполнение работ повышенной опасности.

3.2.17. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными, взрыво- и пожароопасными веществами и материалами.

3.2.18. Соблюдение технологических регламентов.

3.2.19. Наличие на руках у работающих удостоверений по охране труда на право выполнения соответствующих работ.

3.3. По выявленным нарушениям и недостаткам мастером и уполномоченным (доверенным) лицом намечаются мероприятия, устанавливаются сроки их устранения и назначаются исполнители по устранению нарушений и недостатков.

3.4. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором мастера.

3.5. Если нарушения не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю служебной запиской для принятия соответствующих мер.

3.6. В случае выявления нарушения требований правил и норм, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работы должны быть приостановлены до устранения этого нарушения с незамедлительным извещением об этом руководителя подразделения.

3.7. Результаты проверки записываются мастером в разделе II журнала первой ступени контроля (приложение 1) с росписью мастера, бригадира, уполномоченного (доверенного) лица и исполнителя.

3.8. Мастер с участием бригадиров, уполномоченных (доверенных) лиц ежедневно перед началом работы проводит пятиминутное совещание с работниками по выполнению требований безопасности труда.

3.9. На совещании подводятся итоги работы участка за прошедший день, обращается внимание на безопасное производство работ и намеченные к выполнению на текущий день мероприятия по охране труда.

3.10. В течение рабочей смены мастер осуществляет контроль за соблюдением работниками правил и норм безопасности труда.

3.11. При обнаружении нарушения мастер обязан предупредить рабочего, о чем должна быть сделана соответствующая запись в разделе III журнала первой ступени (приложение 1) с росписью нарушителя и заполнением всех граф раздела. При нарушениях правил безопасности по пункту 3.5 мастер должен написать служебную записку руководителю подразделения о принятии соответствующих мер, например, о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя или использовании мер общественного воздействия.

3.12. Мастер несет ответственность за правильное ведение журнала первой ступени.

3.13. Ежедневно мастер должен отчитываться перед руководством подразделения о состоянии охраны труда на производственном участке.

4. Организация и порядок проведения контроля

на второй ступени

4.1. Комиссия в составе: руководителя подразделения, технолога, уполномоченного (доверенного) лица, члена комитета (комиссии) по охране труда профсоюза или иного уполномоченного коллективом представительного органа один раз в неделю должна проверить:

4.1.1. Организацию и результаты работы первой ступени.

4.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок второй и третьей ступеней.

4.1.3. Выполнение приказов и распоряжений по предприятию и подразделению, решений Дней охраны труда, совещаний, собраний по вопросам охраны труда, решений профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками органа, комитета (комиссии) по охране труда.

4.1.4. Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям службы охраны труда, других органов надзора и контроля.

4.1.5. Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, аварий, профзаболеваний и производственных неполадок.

4.1.6. Состояние и соответствие оборудования, тары, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно - технической документации по охране труда.

4.1.7. Соблюдение графиков планово - предупредительного ремонта оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов, регламентов и инструкций.

4.1.8. Состояние прилегающих к подразделению территорий и территорий складских площадок.

4.1.9. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

4.1.10. Наличие и состояние на рабочих местах инструкций и плакатов по охране труда, знаков безопасности, покраску оборудования и строительных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТов и производственной эстетики.

4.1.11. Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно - измерительных приборов.

4.1.12. Своевременность и качество проведения инструктажей и обучения рабочих по безопасности труда.

4.1.13. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

4.1.14. Обеспечение работников молоком, лечебно - профилактическим питанием и спецмылом.

4.1.15. Состояние санитарно - бытовых помещений и устройств.

4.1.16. Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

4.2. Результаты проверки записываются в раздел II журнала первой ступени контроля с росписью членов комиссии.

4.3. Выявленные в ходе проверки на второй ступени контроля нарушения, которые невозможно устранить немедленно, записываются в журнал второй ступени (приложение 2).

4.4. Комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения.

4.5. Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами подразделения, то его руководитель обязан доложить об этом главному инженеру (техническому директору) служебной запиской для принятия соответствующих мер.

4.6. Копия служебной записки должна быть направлена в службу охраны труда предприятия.

4.7. В случае обнаружения нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия должна приостановить работу до устранения этого нарушения.

4.8. Еженедельно руководитель подразделения проводит совещание инженерных служб подразделения, мастеров, бригадиров, актива уполномоченного работниками представительного органа, на котором разбираются результаты проверки, ход выполнения приказов, распоряжений, планов - графиков, предписаний по охране труда, а также собственных решений по предыдущим проверкам.

5. Организация и порядок проведения контроля

на третьей ступени

5.1. Комиссия в составе: главного инженера (технического директора), руководителя службы охраны труда, главных специалистов, ответственных лиц по надзору за объектами, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, председателя профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа, председателя комитета (комиссии) по охране труда один раз в месяц должна проверить:

5.1.1. Организацию и результаты работы первой и второй ступеней.

5.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных третьей ступенью в прошлом месяце.

5.1.3. Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководства организации и решений Дней охраны труда, совещаний, профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа по вопросам охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда организации.

5.1.4. Выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими документами.

5.1.5. Выполнение мероприятий по результатам расследования несчастных случаев и актам специального расследования аварий и производственных неполадок.

5.1.6. Наличие и правильность ведения паспорта санитарно - технического состояния подразделения.

5.1.7. Организацию разработки и внедрения стандартов ССБТ.

5.1.8. Организацию технического надзора за содержанием в исправном и безопасном состоянии зданий, сооружений и помещений подразделений и прилегающих к ним закрепленных территорий в соответствии с требованиями нормативно - технической документации (НТД) по охране труда, состоянием проезжей части и пешеходных дорог, переходов.

5.1.9. Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического, теплотехнического и другого оборудования требованиям стандартов ССБТ, правилам и другой НТД по охране труда, наличие актов проверок.

5.1.10. Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств.

5.1.11. Выполнение графика планово - предупредительного ремонта всего оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования.

5.1.12. Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта.

5.1.13. Обеспеченность работающих санитарно - бытовыми помещениями, их санитарное состояние и работоспособность санитарно - бытовых устройств.

5.1.14. Организация лечебно - профилактического обслуживания работников.

5.1.15. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

5.1.16. Организация и качество проведения обучения и инструктажа работников по безопасности труда.

5.1.17. Готовность персонала к работе в аварийных ситуациях.

5.1.18. Соблюдение режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

5.2. Результаты проверки оформляются актом и записью в журнале второй ступени с росписью членов комиссии и председателя комитета профсоюза проверяемого подразделения. Акт хранится в службе охраны труда (акт оформляется службой охраны труда).

5.3. Ежемесячно главный инженер (технический директор) проводит День охраны труда, на который приглашаются: председатель профкома, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты, руководители подразделений, специалисты служб охраны труда и пожарной безопасности, цеховой врач, профсоюзный актив или представители иного выборного органа.

5.4. На Дне охраны труда доводятся до сведения участников результаты проверок, заслушиваются отдельные руководители подразделений и главные специалисты по допущенным нарушениям.

5.5. Служба охраны труда:

Ведет и оформляет протокол по результатам проведения Дня охраны труда;

Рассылает протокол руководителям подразделений и служб;

Осуществляет контроль за выполнением решений, принятых на Дне охраны труда;

Докладывает главному инженеру (техническому директору) о ходе выполнения протокольных решений.

5.6. Решения, принимаемые на Дне охраны труда, носят характер обязательного исполнения руководителями подразделений и служб. По вопросам, требующим принятия решений руководителем организации, главный инженер (технический директор) вносит руководителю организации соответствующие предложения, связанные с необходимостью выполнения намеченных мероприятий, а также наложения дисциплинарного взыскания на руководителей и специалистов, не обеспечивших устранение нарушений.

5.7. Профсоюзный комитет или иной уполномоченный работниками представительный орган по результатам работы системы ступенчатого контроля вправе заслушать на заседаниях отчеты о работе цеховых профсоюзных комитетов или иных уполномоченных работниками представительных органов о работе по осуществлению ступенчатого контроля за состоянием охраны труда.

Приложение 1

ЖУРНАЛ

ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РАБОЧИХ СМЕНЫ (УЧАСТКА, БРИГАДЫ),

ПЕРВИЧНАЯ И ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N
п/п

Фамилия
И.О.

Профессия

Первичная
аттестация
по профессии

Повторная проверка знаний

Примечание

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ПЕРВОЙ

СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ

N
п/п

Дата
обследования

Результаты
контроля,
отмеченные
нарушения

Необходимые
мероприятия
по устранению
нарушения

Ответственный
за выполнение
мероприятий

Отметка
о выполнении
мероприятий

Фамилии
и подписи лиц,
осуществляющих
контроль

Фамилия

Подпись

Раздел III. РЕГИСТРАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ

ОХРАНЫ ТРУДА

N
п/п

Дата
нарушения

Ф.И.О.
нарушителя

Характер
нарушений

Принятые
меры

Подпись
нарушителя

Приложение 2

ЖУРНАЛ

ВТОРОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИХ ПЕРВИЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N
п/п

Фамилия
И.О.

Занимаемая
должность

Первичная аттестация

Повторная проверка знаний

Общие правила
охраны труда
и промсанитарии

Правила
Госгортех-
надзора

Правила
эксплуатации
электроустано-
вок

Другие
правила
охраны
труда

Общие правила
охраны труда
и промсанитарии

Правила
Госгортех-
надзора

Правила
эксплуатации
электроустано-
вок

Другие
правила
охраны
труда

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

N
п/п

Дата
обследования

Наименование
участка работы,
Ф.И.О.
руководителя

Выявленные
нарушения
и недостатки
по охране
труда,
предписания
и предложения

Установленные
сроки
исполнения

Роспись
исполнителя

Дата
фактического
выполнения

Фамилии
и подписи
членов
комиссии

Примечание

В охране труда много разнообразного контроля существует. Это и текущий контроль за выполнением планов мероприятий и контроль наблюдения за состоянием здоровья персонала, и постоянный контроль состояния производственной среды. Существует и такой вид контроля как ступенчатый его еще называют трех ступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Трехступенчатый вид контроля входит в . Вот этот вид контроля мы в этой статье и рассмотрим.

Кто его проводит? В какие сроки? И что это за контроль такой?

Почему ступенчатый? Потому что имеет три ступени: первую, вторую и третью. Рассмотрим их:

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда.

1-я ступень контроля — проводится ежедневно (ежесменно. ежедневно) непосредственным руководителем работ (бригадиром, дежурным по станции, цеху, сменным мастером и т. д.) совместно с представителем комиссии по охране труда или работником участвующим в этом процессе. Проводится как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены).

В начале рабочего дня (смены) проверяется: устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой, состояние рабочих мест, готовность работников к выполнению трудовых обязанностей (состояние здоровья), состояние и исправность и наличие необходимого инструмента, приспособлений, целостность спецодежды и средств защиты, обуви, исправность и своевременное включение вентиляции, достаточное освещения, исправность заземляющих устройств, состояние проходов и проездов, наличие средств пожаротушения, аптечек для оказания первой помощи, удостоверений о проверке знаний по охране труда и допуске к работам и т.д. В течение рабочего дня (смены) необходимо контролировать соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда, наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты.

О проведении первой ступени контроля делается мастером запись в журнал с назначением ответственного за выполнение выявленного нарушения и с указанием срока выполнения, если не нет возможности выполнить сразу.

2-я ступень контроля — проводится руководителем подразделения (начальником участка, цеха, старшим мастером и т.д.) не реже 1-го раза в десять дней с участием уполномоченных по охране труда.

В ходе проверки проверяется: выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок 1-й и 2-й ступеней контроля, выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия, решений профсоюзного комитета, выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, исправность оборудования, транспортных средств, соответствие технологических процессов требованиям охраны труда, освещенность рабочих мест, исправность вентиляционных устройств и электрооборудования, наличие предупредительных надписей, плакатов и знаков безопасности, своевременность и качество проведения инструктажей и учебы по вопросам охраны труда, санитарное состояние цехов и санитарно — бытовых помещений, соблюдение режимов труда и отдыха.

Запись о проведении этой ступени контроля так же заноситься в журнал условий труда или журнал проведения трехступенчатого контроля. Назначаются ответственные за выполнение, выявленных нарушений как из числа мастеров, так из числа рабочих. Сроки выполнения выявленных нарушений устанавливаются длительные до проведения следующей ступени и разные в зависимости от сложности выполнения нарушения.

3-я ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей предприятия не реже одного раза в квартал с охватом всех производственных подразделений. При необходимости может быть создано несколько комиссий, состав которых определяется приказом по структурным подразделениям. В состав комиссии включаются заместители начальника и главный инженер, инженер по охране труда, представители профкома, уполномоченные по охране труда, главный технолог, инспектор отдела кадров, ответственный за электрохозяйство и т.д. Третья ступень проводится независимо от весенних и осенних технических осмотров зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, осуществляемых в целях подготовки к летнему и зимнему условиям работы.

В ходе 3-й ступени контроля проверяется:

— выполнение мероприятий по предыдущим ступеням контроля, организация проведения 1-й и 2-1 ступеней контроля:

— ведение журналов 3-х ступенчатого контроля, оформления записей в журнале инструктажа, записи об осмотрах оборудования и приспособления, средств защиты.

— выполнение указаний по охране труда контролирующими органами, предписаний органов надзора, по материалам несчастных случаев.

— наличие и правильность ведения санитарно-технического паспорта.

— техническое состояние зданий, сооружений, территории, производственного оборудования, транспортных средств, проведение ТО и ТР оборудования, состояние приспособлений и их выбраковка.

— наличие и содержание санитарно-бытовых помещений, обеспеченность работников спецодеждой и СИЗ, своевременность списания.

— выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.

Результаты проверок по всем ступеням контроля должны быть отражены в журнале контроля того подразделения, где проводилась проверка.

В организациях с незначительной численностью по приказу и положению руководителя предприятия может проводиться двухступенчатый контроль состояния условий охраны труда.

Принимается на предприятий ступенчатый контроль на основании утвержденного работодателем и приказа о его введение в действие.

Организация безопасной трудовой деятельности является одной из основных обязанностей работодателя. Законодательство предписывает в данном вопросе рекомендации по тем мероприятиям, которые могут проводиться для обеспечения безопасного рабочего процесса. Задача руководителя — адаптировать данные положения согласно специфике предприятия, а также организовать функционирование такой системы, которая в полной мере будет обеспечивать охрану труда на предприятии .

Трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда

Для многих возникает вопрос, что такое трехступенчатый контроль по охране труда. На практике это организация такой системы ответственности, которая распределяется по трем основным ступеням:

  • на первом уровне основным ответственным лицом является начальник отдела;
  • вторая ступень предполагает ответственность руководителя структурного подразделения;
  • третьим уровнем является специально созданный комитет во главе с руководителем всего предприятия.

Для функционирования данной системы необходимо наличие профсоюза или другого соответствующего органа. Его главной задачей в данном вопросе станет организация общественного контроля над состоянием производства.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Вопрос о том, как организовать трехступенчатый контроль по охране труда, решается в несколько этапов. Законодательство не делает данную систему обязательной, а потому процедура ее введения может отличаться. Стандартный порядок проведения соответствующих мероприятий также подразделяется на три группы.

Первая подразумевает ежедневные действия ответственного лица, которые осуществляются обычно в начале смены:

  • проверка технического состояния помещений и оборудования, его соответствие предписанным нормам;
  • отслеживание нарушений по технике безопасности, в использовании средств индивидуальной защиты или инструмента;
  • выявление неисправностей и неполадок, их скорое устранение, если оно возможно.

Второй уровень проведения проверок подразумевает мероприятия, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они включают в себя следующие действия:

  • проверку деятельности первой ступени;
  • устранение неполадок, которые были выявлены;
  • учет технического состояния оборудования, его ремонта или замены;
  • проверку организационных аспектов — проведение инструктажа персонала, выдачу соответствующего питания, профилактика профессиональных заболеваний.

Все нарушения и неполадки, которые выявляются в ходе проверок первых двух ступеней фиксируются в соответствующих журналах. Их своевременное устранение и предупреждение аналогичных ситуаций — основная задача ответственных лиц.

Третий уровень обеспечивает главные контролирующие функции над состоянием производства. Проводятся они обычно не реже квартального периода и заключаются в следующих мерах:

  • проверка проведения мероприятий двух других ступеней;
  • отслеживание исполнения тех нормативов, которые приняты на производстве;
  • решение вопросов обеспечения не только в техническом плане, но и в бытовом — удобство помещений, отдых, питание;
  • проведение мероприятий по информированию сотрудников о вопросах безопасности, организация инструктажей, оформление стендов.

Трехступенчатый контроль по состоянию охраны труда на предприятии позволяет обеспечить соблюдение всех мер безопасности на предприятии. Такое распределение ответственных лиц и подотчетности показывает свою эффективность, возможность своевременно обнаружить и устранить несоответствие предписанным нормам, не подвергая сотрудников опасности.


Трехступенчатый контроль по охране труда — нормативные документы

Введение трехступенчатой контролирующей системы предполагает создание нормативной базы , от которой такая структура будет отталкиваться. Основными документами в данном аспекте являются следующие нормативы:

  • приказ о введении данной системы в действие;
  • положение, включающее в себя нормы поведения, обязанности и ответственность каждого из уровней;
  • журналы проверок для первых двух ступеней, в которых учитываются все неполадки и меры, направленные на их устранение;
  • акты о проведенной проверке, осуществляемой третьим уровнем.

Для данных документов законодательство не предусматривает официальных образцов. Составляются они в произвольной форме, однако с учетом общей официальности данных нормативов. Обычно их приводят в тот же вид, что и другие акты на предприятии.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии — это отправной документ, который устанавливает порядок и сроки реализации данного действия. В таком акте содержится следующая информация:

  • установление ответственности определенных лиц за исполнение отдельных мероприятий;
  • указание на главное руководящее лицо, которое контролирует исполнение предписаний;
  • утверждение состава комиссии.

Кроме данных моментов указываются также и основания, по которым данный приказ вводится в действия. Обычно это ссылка на законодательные акты и нормативы.

Журнал трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда

Журнал трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда является документом учета всех нарушений, выявленных первыми двумя ступенями. В него вносятся следующие сведения:

  • даты осуществления проверок;
  • нарушения, которые были выявлены;
  • сроки, которые предписываются на устранение данных нарушений;
  • данные о проверяющих, а также о лицах, которые обязуются устранить выявленные неполадки.

Последний пункт предписывает также и необходимость проставления подписей указанных лиц. Также необходимо указывать и фактические даты, когда нарушения были устранены.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Похожие публикации