Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе. Конспект урока по орксэ "духовные ценности человечества

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Бондарева Ольга Викторовна,

МБОУ Лемешкинская СОШ,

учитель начальных классов

Село Лемешкино, 2013 год.

Тема урока: Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества. (ценностями культуры человечества)

Задачи:

    Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

    Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам

Формируемые УУД:

Идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Различать основные нравственно-этические понятия;

Оценивать свои и чужие поступки;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Ключевые слова: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», учебник «Основы православия», рабочие тетради.

План урока

    Организация деятельности обучающихся.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    Актуализация знаний обучающихся.

    Проблемный вопрос. Комментированное чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

    Виртуальная экскурсия.

Физкультминутка.

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I . Организация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель повторяет слова - пожелания детей.

Как назвать все пожелания одним словом? ценности

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех. Родина, Россия

Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность... Культурные ценности – литература, живопись… К ним же относятся ценности духовные . Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией.

III . Изучение новых знаний.

Давайте разберёмся, что такое культура? (Проблемный вопрос)

Назовите всё, что связано со словом культура.

Дом культуры, физкультура, культурные растения, культура поведения.

Какое общее значение придаёт слово культура словам в словосочетании?

Влияние человека.

Так что такое культура?

Ответы детей .

- «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории». Слайд 3

Работа с учебником.

Прочитай текст. Выдели смысловые части текста, рассказывающие о культуре.

Культура объединяет три направления: науку, искусство и религию.

наука

Культура искусство

религия

Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми. Слайд 4,5.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П.И. Чайковский, А.С.Пушкин, Н.К.Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

И в религии есть известные личности. Но что есть религия?

- Как вы понимаете значение слова «религия»? Знакомство с понятиями религия, ритуал. Слайд 6.

Рассказ учителя.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».

В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

А знаете ли вы что, в современном мире насчитывается до 3 тысяч религий.

Какие религии вы уже знаете?

Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

На карте России вы видите, какие религии мирно соседствуют в нашей стране. Слайд 7

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по священным сооружениям разных религий.

Слайд 8,9,10,11

V . Первичное закрепление знаний. - Чем религии отличаются друг от друга?

Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра, пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу - помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных

А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

а) Чтение и обсуждение притчи.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? (Слайды 6-13)

Давным-давно в стране,

где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…

А почему дом был большим???

Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность??? (слайд 14-15)

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Что же может объединять семью?

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (16) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете??? (17 слайд)

    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

    Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

    Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

    Передача семейных реликвий подрастающему поколению

А в ваших семьях какие есть традиции???

Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Назовите их

Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наш предков и традиции нашего народа.

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран

2 кiшi тобына арналfан yйымдаскан оку кызментiнiн технологиялык картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
2 младшая группа Болiмдер. Подобласти, разделы: Познание. Коммуникация. Основы экологии.
Такырып. Тема: «Наблюдение за золотой рыбкой».
Максаты: Цель: учить детей узнавать и называть золотую рыбку; видеть особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая; выделять части тела: у рыбки есть хвост, плавники, глаз, рот. Познакомить детей с особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хватает корм ртом; дать детям знания о том, что рыбку нужно кормить. Развивать речь, внимание, воспитывать бережное отношение к рыбкам.
Билингвальный компонент: балык – рыбка, су – вода.
Метод. приемы и оборудование: аквариум с золотой рыбкой, раздаточный материал «Золотая рыбка».
Кызмет керендерi Этапы деятелТэрбнешiнiн iс – эрекетi
Действия воспитателя Балалардын – эрекетiДеятельность детей
Мотивациялык – Лептiк
Мотивационно - побудительный Включает аудиозапись «Шум моря».
- Чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Правильно – это рыба.
Вовлекаются к учебно – игровую деятельность.
Отгадывают – рыба.
Yйымдастык – Iзденiстiк
Организационно - Поисковый - Где живут рыбы? Как называются водоемы, где живут рыбы?
Предлагает рассмотреть аквариум с золотой рыбкой.
- Это аквариум. На его дне лежат камешки, ракушки. Есть в аквариуме и растения – это водоросли, они нужны рыбкам. Водоросли дают воздух рыбкам.
- Рассмотрите внимательно рыбку.
(Если в аквариуме есть другие рыбы, педагог перемещает рыбку в отдельную емкость.)
- Что есть у рыбки?
- У рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники. Тело рыбки покрыто маленькими чешуйками.
Словарная работа: чешуя.
Посмотрите, какие они красивые и блестящие, это ее наряд.
- Как вы думаете, есть ли у рыбки ноги?
Вместо ног у нее плавники и хвостик, с их помощью рыбка может плавать в воде. На голове у рыбки есть глазки и рот. Глазками рыбка нас видит. Она боится, когда ее пугают.
- Как рыбка ест корм?
(Если дети затрудняются отвечать, педагог отвечает сама и просит детей повторить.)
О рыбках в аквариуме нужно заботиться, вовремя кормить, менять воду в аквариуме.
Билингвальный компонент: рыба – балык, вода – су.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавала – ныряла
В чистой, солнечной воде,
То совьется, разовьется,
То зароется в песке.
Работа с раздаточным материалом «Золотая рыбка».
Предлагает рассмотреть картинки, объясняет порядок выполнения работы.
Проводит индивидуальную работу.
Отвечают на вопросы, рыбы живут в воде, размышляют, называют: реки, озера, моря.
Рассматривают аквариум, знакомятся с его функциональным назначением.
Наблюдают за рыбкой.
Слушают педагога, отвечают на вопросы, отмечают, что у рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники.
Повторяют: чешуя.
Ног у рыбки нет.
Размышляют, отвечают, рыбка хватает корм ртом.
Повторяют: рыба – балык, вода – су.
Кисти рук сомкнуты.
Делают плавные волнообразные движения из стороны в сторону, имитируя движение рыбки в воде.
Рассматривают картинку, выполняют задание, рисуют чешуйки (проводят волнистые линии).
Рефлексивтi – Корригирдiктi
Рефлексивно - корригирующий Рефлексия. Поощряет детей. Какие красивые рыбки у вас получились!
Что сегодня делали? Что понравилось? Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Кутiмдi нэтиже – Ожидаемый результат:
Елестету – Воспроизводят: называют рыбку, части тела, где живет, особенности поведения рыбки.
Тусiуе – Понимают: особенности строения рыбки, рыбки живут в воде, за ними нужно ухаживать, кормить их.
Колдану – Применяют: навык наблюдения; навыки, полученные в процессе деятельности.


Приложенные файлы

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Предмет - Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс -5

Тема урока - «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Цель : Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогу т

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Назвать памятники истории и культуры народов России,

Определять понятия:

Духовные ценности,

Милосердие

Сострадание

Доброта

Отзывчивость

Продолжат формирование

Умений проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, -представлять результаты своей творческо-поисковой работы.

Способности решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление.

Воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре

Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей,

Сохранение мотивации к учебной деятельности, положительное отношение к процессу познания.

Словарь урока : Духовные ценности. Милосердие. Сострадание. Доброта. Отзывчивость.

Ресурсы урока: Виноградова НС.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебник, проектор, раб. лист.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация

Конституция Российской Федерации

Статья 44.

2.-Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как вы думаете, какие главные слова звучит в этой статье?

Кто должен это делать?

Сформулируйте тему занятия.

Вопросы к уч-ся

3 этап. Актуализация знаний

4 этап.

Целеполагание

и планирование

После изучения данной темы вы сможете:

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Различать культурные сооружения разных религий,

Назвать памятники истории и культуры народов России.

Понимать ценность духовной культуры.

План

1. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2.Возрождение духовных ценностей.

3.Символ доблести и славы народа - Храм Христа Спасителя.

4.Объекты культурного наследия.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1.Текст учебника. стр. 129 Вопрос.

Чтобы сохранить духовные ценности российского народамилосердие, сострадание, доброту, отзывчивость - необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

(Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость)

О каких духовных ценностях российского народа говорится в тексте?

Что означают эти слова?

(Милосердие- Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м.

Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания .

Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Отзывчивость - это сердечность, сочувственное отношение, чувствительность, чуткость

Что нужно для сохранения духовных ценностей?

(объединить усилия гос-ва и общества)

Какие факты свидетельствуют о возрождении вечных духовных ценностей?

(восстановление памятников духовного наследия)

стр. 129 Вопрос

2. Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Происходит взаимная работа государства, общественных и религиозных организаций.

Активно осуществляется восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Учебник стр130-132.

По данному вопросу выступают ученики.

, , .

Храм Рождества Богородицы

с. Гуторово 1775 г.

С. Кутафино. Церковь Тихвинской Божией Матери. 1816-1826, 1878-1881 гг.

С. Шахово. ц. Св. Живоначальной Троицы 1845 г.

С. Ретяжи. Церковь Обновления храма Воскресения Христова. 1765 г.

-Приход Свято-Ильинской Церкви

(с. Апальково)

Восстановление Свято-Ильинской церкви

3. Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов?

Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года:

«Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что, как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».

. -О каком храме пойдет речь?

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен,

Фигур, и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя - святилище Христа,

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца?

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголящим устам!

России быть, и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Итак, дети, о каком храме идет речь? (о храме Христа Спасителя)

просмотр ролика.

В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор Константин Тон.

И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!

Рабочий лист.

Учебник стр133-134.

Игра «7 предложений».

4. В нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия. Под особую охрану государства взяты старинные особняки, музеи, храмы, заповедники, дворцы.

Создан « Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

О сохранении духовных ценностей должны заботиться государство, общество, каждый человек.

Объекты культурного наследия ( и ) - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями , , , объектами и и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой с точки зрения истории, , , , , науки и техники, , или , социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и , подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры (Орловская область) -

Учебник стр.135. Составьте «Правила поведения в музее» (на примере посещения школьного краеведческого музея Н.С. Лескова).

Вступают в диалог.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов.

Работа с заданием 1.

Ответы детей.

Работают с заданием 2.

Выступают.

Работают с тестом.

Работают с заданием в рабочем листе.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек.

Что же такое духовные ценности?

Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?

Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Тест.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание.

узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Похожие публикации