Упражнение на развитие ассоциативного мышления. Что такое ассоциативное мышление
Развитие ассоциативного мышления в процессе восприятия музыки.
Восприятие музыкального произведения у детей младшего школьного возраста происходит в основном через создание внутренних близких и знакомых им визуальных картин в воображении. Виртуальные картинки могут быть почерпнуты ими из личного опыта, рассказов взрослых, знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей.
Дав прослушать то или иное музыкальное произведение, доступное для детского восприятия, педагог предлагает описать те картины, которые рождались у детей в их воображении в момент звучания музыки, так как музыкальный художественный образ не несет в себе ярко выраженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутреннее видение, т.е. нашли визуальный и словесный образ, адекватный музыкальному.
Игры и разминки на образное восприятие колорита. Для восприятия произведений изобразительного искусства необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступить к работе по усвоению холодной и теплой гаммы цветов.
Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям не только органично воспринять характер и настроение произведений живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, наблюдении за явлениями окружающей жизни. Дети смогут взглянуть на себя, свою одежду, окружающий интерьер глазами художника, т.е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с эмоционально-эстетических позиций.
Разминка «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Так вырабатывается реакция на ладовое своеобразие музыкального образа и цветовую ассоциативность.
Игра «Угадай, кто я». Педагог показывает тот или иной флажок, и дети называют те предметы, которые им встречались в жизни такого же цвета. В игре могут использоваться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лоскутки тканей и др.
Двигательно – пластические игры, упражнения и этюды. Освоение пластики, динамика красоты движений, богатства мимического рисунка составляют важный аспект эстетического воспитания. Начинать такие занятия следует с игр и простых упражнений, позволяющих ребенку адаптироваться с тем пространством, в котором он находится, ощутить свои пластические возможности.
Затем переходят к упражнениям для развития пластики рук. Их можно выполнять и сидя и стоя. Желательно, чтобы они сопровождались ритмичной музыкой, совпадающей с образами, создающимися жестами. При выполнении упражнений важно учитывать субъективные особенности детей, их темперамент и творческое воображение. Образы, предлагаемые для пластического воплощения, должны быть предварительно охарактеризованы самими детьми с учетом их личного опыта и наблюдений.
Ситуативные этюды могут воспроизводить сюжеты известных картин, быть музыкально – пластическими импровизациями или иллюстрировать определенные жизненные ситуации, возникающие в жизни. Такие этюды направлены на адекватную передачу эмоций и движений, на соответствие образа мыслимого и создаваемого.
Игра «Я - портрет». Ребенок воображает себя изображением на портрете. Его задача – определить и выбрать для себя фон, на котором он изображен. Остальные называют этот фон.
Пластический этюд для рук «Листья падают…». Под плавную музыку вальса дети руками имитируют падающие листья. Движения должны быть легкими, соответствующими музыкальной мелодии. Можно усложнить задание: «Подул ветер». Тогда меняется характер музыкального образа – дети изображают листья, уносимые ветром.
Этюд «Снег кружится». Под музыку ребята плавно опускают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падает снег, вдруг ветер подхватывает снежинки, начинается метель… Можно развить, предложив детям подняться с мест и дополнить пластику рук движениями всего тела. Завершение этюда – снежинки падают на землю, причем опускаются не все вместе, а поочередно. Дети учатся легкости кистевых движений, плавности жестов и других предметов.
Игра «Замри!». Ребята исполняют динамический пластический этюд на заданную тему. По команде «Замри!» они застывают в тех позах, в каких она их застала. В этом случае пластический этюд переходит из динамичной формы в статичную, что дает детям представление об относительности движения и покоя, развивает координацию .
Приветствую вас, друзья! С чем у вас ассоциируется Новый год? Кто-то ответит, что с запахом или вкусом мандаринов, у кого-то всплывет воспоминание о елке, кто-то вспомнит о семье, а может, о салате «Оливье». Ассоциации богаты и индивидуальны. Удивительно, но ученые придают им важное значение. Хотя мы привыкли обычно не обращать на них внимание, а зря! Ассоциативное мышление может быть очень полезно в современной жизни, когда переизбыток информации, а также дефицит свободного времени, делают нас более автоматичными, менее творческими.
Знакомство с миром ассоциаций
Мы часто произносим подобные фразы: «Ты у меня ассоциируешься с…», «У меня возникла ассоциация с…». Но совсем нечасто мы задумываемся о том, что же такое ассоциация. Этим словом чаще всего называют взаимосвязь предметов и явлений, присутствующую в сознании человека и запечатленную в его памяти.
Ассоциации накапливаются в течение человеческой жизни и зависят от полученного опыта. Нет законов, строго устанавливающих правила создания ассоциативных связей. Все индивидуально. Однако есть несколько общих принципов, благодаря которым мы обычно проводим параллели между предметами:
- Смежность : объекты находятся рядом во времени или пространстве. Например, чашка и блюдце, лето и жара.
- Сходство : когда объекты имеют нечто общее во внешнем виде. Допустим, мяч и голова – оба по форме круглые.
- Контрастность : понятия в нашем сознании могут противопоставляться. К примеру, черное и белое, правда и ложь.
- Причина–следствие : один объект является следствием другого. Самое простое: гром и молния.
Также наше сознание стремится обобщать, подчинять одно понятие другому, сопоставлять часть и целое, дополнять объекты.
Чаще всего ассоциации создаются по этим принципам. Интересно последить за образованием собственных взаимосвязей, а затем подумать, по какому признаку вы связали эти предметы. Если вдруг обнаружите, что ни один из вышеназванных пунктов не подходит к вашей ассоциации, это не значит, что она неправильная. Неправильных – не бывает! И в этом их прелесть.
В чем практическая ценность ассоциаций?
Умение строить необычные логические цепочки, безусловно, необходимо людям, чья деятельность связана с творческим поиском и созданием чего-то нового. Но даже если вы связаны с областью, где креативность не является ключевым навыком, способность выстраивать связи пригодится для развития памяти. Большинство мнемотехнических техник основано именно на работе с ассоциациями. К тому же в современном обществе высоко ценится независимое критическое мышление. Яркие творческие люди неизменно привлекают внимание, выделяются из толпы. Кажется, что с ними всегда интересно. А ведь это на самом деле так.
Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики. Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:
- осознание принципов работы логики,
- развитие воображения,
- восприятие смысловых связей,
- память.
Надеюсь этих поводов достаточно, чтобы заняться вплотную работой со своими ассоциациями. Кстати, есть еще один момент: самопознание. Именно на ассоциативном методе был основан психоанализ. З. Фрейд всегда считал ассоциацию тайным знаком нашего подсознания, разгадав который можно много нового узнать о сознании. А вы готовы узнать кое-что новое о себе? Если да, попробуйте пройти следующий тест.
Ассоциативный тест
Игра с ассоциациями – всегда глубинный процесс, исследование своей личности. С помощью данного теста у вас получится немного заглянуть в свое подсознание, чтобы понять, что сейчас с вами происходит или что важно.
- Запишите 16 любых случайных слов, первых, что придут в голову.
- Чтобы было немного проще, вот вам 16 букв: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С. Именно с них пусть начинаются ваши слова. То есть, первое слово – с буквы Т, второе – с Д и т.д.
- Получившийся ассоциативный ряд разбейте на пары (слова, которые стоят рядом) и подберите к этой паре новую ассоциацию. Получается, у вас останется 8 слов.
- Проделайте ту же операцию с новым рядом. И еще раз. Сначала у вас будет 4 слова, потом только два.
- Последняя – самая главная! – операция: подберите ассоциацию к оставшейся паре. Именно оно представляет на данный момент особую ценность. Внимательно посмотрите на него, подумайте, к чему это?
Как видите, способы, как развить ассоциативное мышление могут быть крайне увлекательными, а также познавательными.
Развивающие упражнения
В случае с ассоциативным мышлением занятия будут приносить удовольствие, окажутся легки, приятны. Это как раз тот случай, когда можно играть: чем больше – тем лучше. Однако игры лучше подбирать тематические: например, Имаджинариум – отличная настольная игра для небольшой компании. Неплохо, если вы привыкнете перебрасываться ассоциациями со своими близкими людьми. Любопытно иногда проследить, почему именно такое слово родилось в ответ. Так вы узнаете глубже не только себя, но и партнера.
Отлично может зайти игра, освобождающая сознание от стереотипов и клише. Договоритесь, что на встречный вопрос нужно ответить, не задумываясь, быстро, нелепо и невпопад. Например, на вопрос: «Который час?» - можно ответить: «Читаю книгу». Если ответы вдобавок будут еще и смешными, это упражнение на пару минут продлит вам жизнь.
Здорово расширяет круг ассоциаций и повышает ассоциативное мышление следующее задание: возьмите два несвязанных друг с другом слова, затем попробуйте построить между ними смысловую цепочку, начиная с одного, заканчивая другим.
Одним из упражнений, направляющих мышление, станет следующее: вам предстоит строить цепочку ассоциаций, но исходя из определенных ограничений. Например, представьте, что вы грузчик или врач, десятилетний ребенок или сорокалетняя женщина. Войдите в роль, отвечайте не от своего, а от их лица. Данное задание помогает лучше почувствовать различные системы ассоциаций, учит выходить из заданных рамок или, наоборот, оставаться в них.
Учитывайте тот факт, что эти упражнения не только развлечение, попытка скоротать время. Это способы развить важный навык. А значит заниматься нужно регулярно, уделяя хотя бы 15 минут на тренировку.
Даже обычную поездку в общественном транспорте можно сделать развивающим занятием: наблюдайте за рядом стоящими людьми, представляйте, сколько им лет, чем они занимаются, о чем думают.
Будет здорово, если вы начнете использовать мнемотехнические приемы. Они хорошо пригодятся для учебы и при запоминании больших объемов информации.
Приятных ассоциаций, с уважением Александр Фадеев.
Добавь в закладки: https://сайт
Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.
Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье.
Ассоциативное мышление: что это такое
Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.
Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.
В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:
- Контрастные или противоположные (утро-вечер).
- Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
- Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
- Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
- Причинно-следственные по (тучи – дождь).
- Тематические (кашель – болезнь).
- Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
- Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).
Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).
Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.
Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.
Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.
ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.
Упражнения для тренировки
Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.
Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.
Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.
Самые эффективные развивающие упражнения:
- Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
- Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
- Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
- Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
- Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
- Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».
Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает
Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и человека. Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девушка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.
Взрослый человек, например, при слове «персик» представляет себе сад, дерево, голубое небо, насекомых, летний зной, землю, запах фрукта.
Из ассоциативно – образного мышления вытекает также способность человека творить что – то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.
С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить свой творческий потенциал.
Как развить ассоциативное мышление?
Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций
Называем любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется в Вашей памяти.
К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д.
Упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций»
Называем два исходных слова. Далее подбираем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, имеются два слова: дерево - дождь. Составим цепочку: дерево – плоды – засуха - дождь. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел - орган - рояль.
Упражнение 3. «Сочетание по признаку»
Называем 2-3 слова, затем подыскиваем к ним несколько слов, подходящих к одному либо ко всем исходным по определениям или признакам. Например, полый и темный: куб, ведро, бочка, кувшин.
Упражнение 4. «Подходящие слова»
Выбираете 2-4 слова, затем ищем в памяти те слова, которые подходили бы к каждому взятому за основу цепочки слову одновременно. Например, исходные слова: камин – огонь – растопка. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан.
Упражнение 5. Необычные ассоциации
Исходя из одного первого слова в цепи, подбираем оригинальные, необычные слова, дальние от него по смыслу. Например, первое слово ручка. Банальная ассоциация – тетрадь. А вот «пускание мыльных пузырей» из ее полости или «древний состав чернил» уже более необычная ассоциация.
Тест на ассоциативное мышление
Игра в ассоциации используется как метод исследования своих глубинных проблем и особенностей личности, тестирования себя. С помощью теста вы можете заглянуть в свое подсознание!
- Введите первые 16 слов, которые приходят вам в голову.
- Для упрощения ниже Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
- Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
- Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
- Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
- Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
- Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.
Перечень букв, на которые начинаются слова-ассоциации:
Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем. Пройдя данный тест, Вы лучше познаете себя и корень своих проблем.
Образование ассоциаций - одна из основ нашего интеллекта. мышление и память построены на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже усвоено нашим мозгом, стало его достоянием.
Ассоциации могут возникать по смежности (например, в пространстве: пирамида - Египет, огонь - печь, кенгуру - Австралия, младенец - колыбель, мысль - мозг и во времени: декабрь - рождество, начать - продолжать, детство - юность).
Очень часто возникают ассоциации по сходству (меч - нож, птица - самолет, хрусталь - стекло) или по контрасту (яркий - тусклый, соглашаться - возражать, скрытный - откровенный, старательно - небрежно).
Существуют и другие виды ассоциаций, которые обусловлены логическими связями между объектами, например причинно-следственными отношениями: удар молнии - пожар, лечение - выздоровление оскорбление - месть; родовидовыми отношениями: млекопитающее - человек, наука - биохимия, число - простое число, строение - стадион; отношениями «часть - целое»: кровеносная система - артерия.
Тренируя способность образовывать ассоциации, мы одновременно делаем несколько очень важных вещей: тренируем беглость мышления, развиваем мнемические способности (то есть укрепляем память), стимулируем воображение, а значит, и творческое мышление. Ассоциативный тренинг - важная часть многих современных систем развития творческого потенциала личности, решения изобретательских и управленческих задач.
В ассоциативном тренинге используются различные упражнения, в том числе на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Разумеется, полезно тренировать себя и в образовании направленных ассоциаций, когда нужно связать между собой разнородные предметы и явления, создать в своем воображении яркий чувственный образ, чаще всего зрительный.
Итак, начинаем тренировку. Некоторые упражнения помогут не только потренироваться в развитии своих ассоциативных способностей, но и оценить их уровень, например скорость их образования или степень шаблонности.
Непроизвольные ассоциации
Для этого эксперимента желательно использовать магнитофон или диктофон. Если фиксировать ассоциации на бумаге, то оценить скорость их образования будет сложнее. Приготовьте еще и секундомер. Прикройте листком бумаги список слов, который вы видите ниже. Готовы? Теперь откройте первое слово, включите магнитофон и секундомер. Перечисляйте в микрофон все слова, которые приходят вам в голову в связи с прочитанным словом (называются только отдельные существительные в именительном падеже, не фразы). На одно слово-стимул дается минута. Сделайте то же по очереди с другими словами.
Впечатление
Необходимость
Календарь
Карандаш
Изменение
Эксперимент
Ожидание
Катастрофа
Влюбленность
Как оценить проделанное? Можно определить свою продуктивность в условиях непроизвольного ассоциирования (среднее количество ассоциаций на один стимул). Что еще? Можете выяснить, какой тип ассоциаций у вас преобладает (о типах мы говорили раньше). Один человек на все слова-стимулы будет реагировать одинаково, например ассоциациями по смежности. Практически он перечислит то, что видит вокруг себя или на картине, которую рисует в своем воображении. У другого человека может возникнуть очень мало ассоциаций по смежности; большинство связей у него образуется, например, по контрасту. Кто- то сосредоточен на логических связях между предметами и явлениями. Есть люди, которые дают много ассоциаций, непонятных стороннему наблюдателю. Такой результат чаще всего говорит об их богатом личном культурном и эмоциональном опыте.
Вообще-то оценка эмоциональной значимости тех или иных слов-стимулов не связана напрямую с тренировкой интеллектуальных способностей. Но вы, скорее всего, отметите разницу в количестве ассоциаций на слова различных групп. В нашем списке присутствовали три варианта слов. К первому относятся те, что обозначают предметы, которые вы видите непосредственно перед собой (например, календарь на стене или часы на руке). Включены также слова, обозначающие объекты, отсутствующие, но знакомые и при этом эмоционально «нейтральные» (роща, эксперимент, дорога). И наконец, слова, несущие эмоциональную нагрузку (катастрофа, влюбленность, ошибка, необходимость). Возможно, резкие различия в количестве ассоциаций на слова разных групп помогут вам обозначить свою эмоциональную проблему; например, если до сих пор вы не могли понять, что же заставляет вас испытывать душевный дискомфорт, мешает решить какую-то практическую задачу, является причиной конкретного конфликта в семье или на работе.
Два списка
Мы приготовили для вас несколько списков слов. Вам нужно против каждого слова в списке написать другое, первое пришедшее вам в голову слово. Специально придумывать и подыскивать слова не надо. Записывать слово нужно так: вы ставите справа от этого слова точки, пока не возникнет ассоциация, записываете ее и переходите к следующему слову из списка.
Например:
баскетбол
Апельсин
Итак, вот наши списки слов для ассоциирования:
Поздравление
Конфликт
Карандаш
Прическа
Терроризм
Конструкция
Искусство
Поединок
Землетрясение
Телевизор
Чтобы оценить результат, подсчитаем количество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в трех сериях. При этом можно учесть и скорость ассоциативного процесса, и особенности наших эмоциональных реакций; в этом нам поможет количество точек перед каждой ассоциацией. Не исключено, что слова, вызвавшие явные затруднения в ассоциировании, помогут выделить какую-то вашу эмоциональную проблему.
А теперь потренируемся в образовании направленных ассоциаций.
Что может быть зеленым?
Для этого упражнения понадобится небольшая подготовка. Из бумаги нарежьте квадратики различных цветов или просто напишите названия цветов спектра и дополнительных цветов на листочках бумаги. Сложите заготовки в какую-нибудь емкость - банку или коробку и вынимайте карточки наугад. Допустим, это оказался зеленый цвет. За минуту вам нужно назвать все, что может быть зеленым. Можно записывать слова на магнитофон или на бумаге. Простое задание? Посмотрим! Итак, что может быть зеленым? Блузка, трава, кактус, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор... Стоп, минута прошла. Попробуйте оценить количество найденных ассоциаций так: сколько среди них неспецифических связей - например, блузка и забор могут быть зелеными, а могут быть и любого другого цвета; сколько связей неотъемлемых, но очевидных - например, трава, кактус, изумруд... Но особо высокой оценки заслуживает присутствие в вашем ассоциативном потоке оригинальных связей. Скажем, зеленым может быть континент (Австралия), лицо человека, змий как символ известного пристрастия и т.п.
Сделайте то же с другими цветами. Это упражнение стимулирует воображение, тренирует беглость мышления, развивает вербальные навыки. Через какое-то время вы заметите, что будет расти не только количество ассоциаций в минуту, но и их оригинальность.
Упражнение прекрасно подходит и для занятий с детьми самого разного возраста. Его можно проводить и в соревновательной форме.
Если вы ставите перед собой цель тренироваться упорно и серьезно, это упражнение можно разнообразить практически до бесконечности. Например, вместо названий цветов использовать такие признаки, как форма, размер, качество поверхности предметов, вкус, свойства характера и многие другие аспекты. Предлагаем такой список признаков:
шершавый, быстрый, колючий, тяжелый, бесконечный, медлительный, пушистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, краткий, выпуклый, интересный, звонкий, простой, кривой, открытый, надежный, упругий, пресный, серьезный, хмурый, твердый, приветливый, сухой, широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яркий, беззаботный, громкий, холодный, высокомерный, забавный и т.д.
Используйте эти признаки для тренировки, группируя их между собой или вперемешку.
Интересный вариант - ассоциирование с символическим материалом (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, арабские цифры, геометрические фигуры и тела и другие символы).
В качестве стимулов можно брать также имена людей, названия стран, химических элементов и др. Например, выясните, какие ассоциации возникают у вас:
с именами: Роман, Аркадий, Светлана, Никита, Джордж, Елизавета, Майя, Михаил, Валентин и т.д.
с названиями стран: Испания, Англия, Россия, Кения, Индия, Никарагуа, Канада, Панама, Шотландия, Бразилия; Австралия, Египет, Франция, Беларусь, Италия, Хорватия, Колумбия, Палестина, Сирия, Япония, Германия, Алжир и т. д.
Ассоциации со знаменитостями
В этом упражнении предлагается сравнить известную личность с самыми разными предметами и явлениями, например с животным, в том числе насекомым, птицей, а также цветком, деревом, предметом мебели, погодным явлением, стихийным бедствием, кулинарным изделием, временем года, транспортным средством, персонажем какого-либо произведения, видом спорта, музыкальным инструментом, предметом одежды, числом или цифрой и т.д. Выбор объектов для потока ассоциаций может быть довольно широким: популярные телеведущие, звезды эстрады, актеры, литературные герои, знаменитые спортсмены.
Символ профессии
Попробуйте связать каждый предмет из следующего списка с как можно большим числом известных вам профессий:
колесо, дерево, кисть, рельсы, маятник, дрель, зеркало, ножницы, глина, дорога, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.
Например, зеркало - с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гримера, микробиолога (зеркало - деталь микроскопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зеркальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды и т. д.
Как и многие упражнения нашего ассоциативного тренинга, это упражнение будет полезно и детям разного возраста. Если нет под рукой заранее заготовленного списка предметов, в качестве слов-стимулов можно использовать названия любых предметов, которые попали в данный момент в ваше поле зрения: монетка, тюбик с помадой, ключ, пластиковая бутылка, ложка, CD-диск, лампа, птичье перо, коробок спичек, часы и т. д.
Немыслимые ассоциации
Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направленному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной: пятерка - хорошая отметка, хорошая отметка - поощрение, поощрение - подарок, подарок - велосипед.
Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.
Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». здесь маршрут из естественных ассоциаций может быть следующим:
небо - туча,
туча - дождь,
дождь - вода,
вода - питье,
питье - чай.
Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):
пейзаж - холодильник,
окурок - лягушка,
зависть - пальма,
гурман - хранилище,
багажник - младенец,
мороз - середина,
строитель - освобождение,
джунгли - рекорд,
старшина - драма,
исповедь - оркестр,
поленница - серебро,
телеграмма - легенда,
гордец - поход,
тесто - криминалист,
сокровище - змея,
ворота - литература,
минута - подосиновик,
свидетельство - рычаг,
требование - хоровод,
человечество - остров.
Между прочим, известный американский психолог С. Медник обращает внимание на важность отдаленного ассоциирования как одной из составляющих творческого потенциала. Он предложил своеобразный тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-стимула, к примеру, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая соединила бы эти два понятия (в данном случае она выражается словом «зеленый»). Тест может быть и другого рода. Даются три слова, скажем: «небо», «кровь», «Дунай». Требуется придумать определение, которое подходило бы ко всем этим трем словам (в данном случае «голубой»).
Идея этого теста используется в следующем упражнении.
Чужие ассоциации
Немного раньше мы уже потренировались в образовании ассоциаций на названия стран. Интересно, сможете ли вы включиться в ассоциативный процесс другого человека? Насколько вы владеете общечеловеческим запасом ассоциаций? Попробуйте справиться со следующим заданием.