Что такое ассоциативное мышление. "ассоциативное мышление в развитии памяти"

Образование ассоциаций - одна из основ нашего интеллекта. мышление и память построены на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже усвоено нашим мозгом, стало его достоянием.

Ассоциации могут возникать по смежнос­ти (например, в пространстве: пирамида - Египет, огонь - печь, кенгуру - Австралия, младенец - колыбель, мысль - мозг и во вре­мени: декабрь - рождество, начать - продол­жать, детство - юность).

Очень часто возникают ассоциации по сходству (меч - нож, птица - самолет, хрус­таль - стекло) или по контрасту (яркий - тус­клый, соглашаться - возражать, скрытный - откровенный, старательно - небрежно).

Существуют и другие виды ассоциаций, которые обусловлены логическими связями между объектами, например причинно-след­ственными отношениями: удар молнии - по­жар, лечение - выздоровление оскорбле­ние - месть; родовидовыми отношениями: млекопитающее - человек, наука - биохи­мия, число - простое число, строение - ста­дион; отношениями «часть - целое»: крове­носная система - артерия.

Тренируя способность образовывать ассо­циации, мы одновременно делаем несколь­ко очень важных вещей: тренируем беглость мышления, развиваем мнемические способ­ности (то есть укрепляем память), стиму­лируем воображение, а значит, и творческое мышление. Ассоциативный тренинг - важная часть многих современных систем развития творческого потенциала личности, решения изобретательских и управленческих задач.

В ассоциативном тренинге используются различные упражнения, в том числе на со­здание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Разумеется, полезно тренировать себя и в образовании на­правленных ассоциаций, когда нужно связать между собой разнородные предметы и явле­ния, создать в своем воображении яркий чув­ственный образ, чаще всего зрительный.

Итак, начинаем тренировку. Некоторые упражнения помогут не только потрениро­ваться в развитии своих ассоциативных спо­собностей, но и оценить их уровень, например скорость их образования или степень шаблон­ности.

Непроизвольные ассоциации

Для этого эксперимента желательно ис­пользовать магнитофон или диктофон. Если фиксировать ассоциации на бумаге, то оце­нить скорость их образования будет сложнее. Приготовьте еще и секундомер. Прикройте листком бумаги список слов, который вы ви­дите ниже. Готовы? Теперь откройте первое слово, включите магнитофон и секундомер. Перечисляйте в микрофон все слова, которые приходят вам в голову в связи с прочитан­ным словом (называются только отдельные существительные в именительном падеже, не фразы). На одно слово-стимул дается ми­нута. Сделайте то же по очереди с другими словами.

Впечатление

Необходимость

Календарь

Карандаш

Изменение

Эксперимент

Ожидание

Катастрофа

Влюбленность

Как оценить проделанное? Можно определить свою продуктивность в условиях непро­извольного ассоциирования (среднее коли­чество ассоциаций на один стимул). Что еще? Можете выяснить, какой тип ассоциаций у вас преобладает (о типах мы говорили раньше). Один человек на все слова-стимулы будет ре­агировать одинаково, например ассоциация­ми по смежности. Практически он перечислит то, что видит вокруг себя или на картине, ко­торую рисует в своем воображении. У другого человека может возникнуть очень мало ассо­циаций по смежности; большинство связей у него образуется, например, по контрасту. Кто- то сосредоточен на логических связях между предметами и явлениями. Есть люди, которые дают много ассоциаций, непонятных сторон­нему наблюдателю. Такой результат чаще все­го говорит об их богатом личном культурном и эмоциональном опыте.

Вообще-то оценка эмоциональной значи­мости тех или иных слов-стимулов не свя­зана напрямую с тренировкой интеллекту­альных способностей. Но вы, скорее всего, отметите разницу в количестве ассоциаций на слова различных групп. В нашем списке присутствовали три варианта слов. К пер­вому относятся те, что обозначают пред­меты, которые вы видите непосредственно перед собой (например, календарь на стене или часы на руке). Включены также слова, обозначающие объекты, отсутствующие, но знакомые и при этом эмоционально «ней­тральные» (роща, эксперимент, дорога). И наконец, слова, несущие эмоциональную нагрузку (катастрофа, влюбленность, ошиб­ка, необходимость). Возможно, резкие раз­личия в количестве ассоциаций на слова разных групп помогут вам обозначить свою эмоциональную проблему; например, если до сих пор вы не могли понять, что же за­ставляет вас испытывать душевный диском­форт, мешает решить какую-то практичес­кую задачу, является причиной конкретного конфликта в семье или на работе.

Два списка

Мы приготовили для вас несколько спис­ков слов. Вам нужно против каждого слова в списке написать другое, первое пришедшее вам в голову слово. Специально придумывать и подыскивать слова не надо. Записывать сло­во нужно так: вы ставите справа от этого слова точки, пока не возникнет ассоциация, записы­ваете ее и переходите к следующему слову из списка.

Например:

баскетбол

Апельсин

Итак, вот наши списки слов для ассоции­рования:

Поздравление

Конфликт

Карандаш

Прическа

Терроризм

Конструкция

Искусство

Поединок

Землетрясение

Телевизор

Чтобы оценить результат, подсчитаем ко­личество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в трех сериях. При этом можно учесть и скорость ассоциативного процесса, и особенности наших эмоциональных реакций; в этом нам поможет количество точек перед каждой ассоциацией. Не исключено, что сло­ва, вызвавшие явные затруднения в ассоци­ировании, помогут выделить какую-то вашу эмоциональную проблему.

А теперь потренируемся в образовании на­правленных ассоциаций.

Что может быть зеленым?

Для этого упражнения понадобится неболь­шая подготовка. Из бумаги нарежьте квадра­тики различных цветов или просто напишите названия цветов спектра и дополнительных цветов на листочках бумаги. Сложите заготов­ки в какую-нибудь емкость - банку или короб­ку и вынимайте карточки наугад. Допустим, это оказался зеленый цвет. За минуту вам нужно назвать все, что может быть зеленым. Можно записывать слова на магнитофон или на бумаге. Простое задание? Посмотрим! Итак, что может быть зеленым? Блузка, трава, кактус, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор... Стоп, минута прошла. Попробуйте оценить количе­ство найденных ассоциаций так: сколько среди них неспецифических связей - например, блуз­ка и забор могут быть зелеными, а могут быть и любого другого цвета; сколько связей неотъем­лемых, но очевидных - например, трава, кактус, изумруд... Но особо высокой оценки заслужива­ет присутствие в вашем ассоциативном потоке оригинальных связей. Скажем, зеленым может быть континент (Австралия), лицо человека, змий как символ известного пристрастия и т.п.

Сделайте то же с другими цветами. Это упражнение стимулирует воображение, тре­нирует беглость мышления, развивает вер­бальные навыки. Через какое-то время вы за­метите, что будет расти не только количество ассоциаций в минуту, но и их оригинальность.

Упражнение прекрасно подходит и для заня­тий с детьми самого разного возраста. Его мож­но проводить и в соревновательной форме.

Если вы ставите перед собой цель трени­роваться упорно и серьезно, это упражнение можно разнообразить практически до беско­нечности. Например, вместо названий цветов использовать такие признаки, как форма, раз­мер, качество поверхности предметов, вкус, свойства характера и многие другие аспекты. Предлагаем такой список признаков:

шершавый, быстрый, колючий, тя­желый, бесконечный, медлительный, пу­шистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, краткий, выпуклый, интересный, звонкий, простой, кривой, открытый, надежный, упругий, пресный, серьезный, хмурый, твердый, приветливый, сухой, широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яр­кий, беззаботный, громкий, холодный, вы­сокомерный, забавный и т.д.

Используйте эти признаки для тренировки, группируя их между собой или вперемешку.

Интересный вариант - ассоциирование с символическим материалом (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, арабские цифры, геометрические фигуры и тела и другие символы).

В качестве стимулов можно брать также имена людей, названия стран, химических элементов и др. Например, выясните, какие ассоциации возникают у вас:

с именами: Роман, Аркадий, Светла­на, Никита, Джордж, Елизавета, Майя, Михаил, Валентин и т.д.

с названиями стран: Испания, Англия, Россия, Кения, Индия, Никарагуа, Канада, Панама, Шотландия, Бразилия; Австра­лия, Египет, Франция, Беларусь, Италия, Хорватия, Колумбия, Палестина, Сирия, Япония, Германия, Алжир и т. д.

Ассоциации со знаменитостями

В этом упражнении предлагается сравнить известную личность с самыми разными пред­метами и явлениями, например с животным, в том числе насекомым, птицей, а также цвет­ком, деревом, предметом мебели, погодным явлением, стихийным бедствием, кулинарным изделием, временем года, транспортным сред­ством, персонажем какого-либо произведе­ния, видом спорта, музыкальным инструмен­том, предметом одежды, числом или цифрой и т.д. Выбор объектов для потока ассоциаций может быть довольно широким: популярные телеведущие, звезды эстрады, актеры, литера­турные герои, знаменитые спортсмены.

Символ профессии

Попробуйте связать каждый предмет из следующего списка с как можно большим числом известных вам профессий:

колесо, дерево, кисть, рельсы, маят­ник, дрель, зеркало, ножницы, глина, доро­га, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.

Например, зеркало - с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гри­мера, микробиолога (зеркало - деталь микро­скопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зер­кальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды и т. д.

Как и многие упражнения нашего ассоци­ативного тренинга, это упражнение будет по­лезно и детям разного возраста. Если нет под рукой заранее заготовленного списка предме­тов, в качестве слов-стимулов можно исполь­зовать названия любых предметов, которые попали в данный момент в ваше поле зрения: монетка, тюбик с помадой, ключ, пластиковая бутылка, ложка, CD-диск, лампа, птичье перо, коробок спичек, часы и т. д.

Немыслимые ассоциации

Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направлен­ному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевид­ная связь между этими отдаленными поняти­ями. Причем каждая промежуточная ассоциа­ция оказывается вполне естественной: пятерка - хорошая отметка, хорошая отметка - поощрение, поощрение - подарок, подарок - велосипед.

Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния меж­ду двумя понятиями.

Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». здесь мар­шрут из естественных ассоциаций может быть следующим:

небо - туча,

туча - дождь,

дождь - вода,

вода - питье,

питье - чай.

Попробуйте измерить смысловое рассто­яние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):

пейзаж - холодильник,

окурок - лягушка,

зависть - пальма,

гурман - хранилище,

багажник - младенец,

мороз - середина,

строитель - освобождение,

джунгли - рекорд,

старшина - драма,

исповедь - оркестр,

поленница - серебро,

телеграмма - легенда,

гордец - поход,

тесто - криминалист,

сокровище - змея,

ворота - литература,

минута - подосиновик,

свидетельство - рычаг,

требование - хоровод,

человечество - остров.

Между прочим, известный американский психолог С. Медник обращает внимание на важность отдаленного ассоциирования как одной из составляющих творческого потен­циала. Он предложил своеобразный тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-стимула, к примеру, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ас­социацию, которая соединила бы эти два поня­тия (в данном случае она выражается словом «зеленый»). Тест может быть и другого рода. Даются три слова, скажем: «небо», «кровь», «Дунай». Требуется придумать определение, которое подходило бы ко всем этим трем сло­вам (в данном случае «голубой»).

Идея этого теста используется в следую­щем упражнении.

Чужие ассоциации

Немного раньше мы уже потренировались в образовании ассоциаций на названия стран. Интересно, сможете ли вы включиться в ас­социативный процесс другого человека? На­сколько вы владеете общечеловеческим запа­сом ассоциаций? Попробуйте справиться со следующим заданием.

Развитие ассоциативного мышления в процессе восприятия музыки.

Восприятие музыкального произведения у детей младшего школьного возраста происходит в основном через создание внутренних близких и знакомых им визуальных картин в воображении. Виртуальные картинки могут быть почерпнуты ими из личного опыта, рассказов взрослых, знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей.

Дав прослушать то или иное музыкальное произведение, доступное для детского восприятия, педагог предлагает описать те картины, которые рождались у детей в их воображении в момент звучания музыки, так как музыкальный художественный образ не несет в себе ярко выраженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутреннее видение, т.е. нашли визуальный и словесный образ, адекватный музыкальному.

Игры и разминки на образное восприятие колорита. Для восприятия произведений изобразительного искусства необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступить к работе по усвоению холодной и теплой гаммы цветов.

Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям не только органично воспринять характер и настроение произведений живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, наблюдении за явлениями окружающей жизни. Дети смогут взглянуть на себя, свою одежду, окружающий интерьер глазами художника, т.е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с эмоционально-эстетических позиций.

Разминка «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Так вырабатывается реакция на ладовое своеобразие музыкального образа и цветовую ассоциативность.

Игра «Угадай, кто я». Педагог показывает тот или иной флажок, и дети называют те предметы, которые им встречались в жизни такого же цвета. В игре могут использоваться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лоскутки тканей и др.

Двигательно – пластические игры, упражнения и этюды. Освоение пластики, динамика красоты движений, богатства мимического рисунка составляют важный аспект эстетического воспитания. Начинать такие занятия следует с игр и простых упражнений, позволяющих ребенку адаптироваться с тем пространством, в котором он находится, ощутить свои пластические возможности.

Затем переходят к упражнениям для развития пластики рук. Их можно выполнять и сидя и стоя. Желательно, чтобы они сопровождались ритмичной музыкой, совпадающей с образами, создающимися жестами. При выполнении упражнений важно учитывать субъективные особенности детей, их темперамент и творческое воображение. Образы, предлагаемые для пластического воплощения, должны быть предварительно охарактеризованы самими детьми с учетом их личного опыта и наблюдений.

Ситуативные этюды могут воспроизводить сюжеты известных картин, быть музыкально – пластическими импровизациями или иллюстрировать определенные жизненные ситуации, возникающие в жизни. Такие этюды направлены на адекватную передачу эмоций и движений, на соответствие образа мыслимого и создаваемого.

Игра «Я - портрет». Ребенок воображает себя изображением на портрете. Его задача – определить и выбрать для себя фон, на котором он изображен. Остальные называют этот фон.

Пластический этюд для рук «Листья падают…». Под плавную музыку вальса дети руками имитируют падающие листья. Движения должны быть легкими, соответствующими музыкальной мелодии. Можно усложнить задание: «Подул ветер». Тогда меняется характер музыкального образа – дети изображают листья, уносимые ветром.

Этюд «Снег кружится». Под музыку ребята плавно опускают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падает снег, вдруг ветер подхватывает снежинки, начинается метель… Можно развить, предложив детям подняться с мест и дополнить пластику рук движениями всего тела. Завершение этюда – снежинки падают на землю, причем опускаются не все вместе, а поочередно. Дети учатся легкости кистевых движений, плавности жестов и других предметов.

Игра «Замри!». Ребята исполняют динамический пластический этюд на заданную тему. По команде «Замри!» они застывают в тех позах, в каких она их застала. В этом случае пластический этюд переходит из динамичной формы в статичную, что дает детям представление об относительности движения и покоя, развивает координацию .

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Ассоциативное мышление — что это такое?

Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация. Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом. Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

  • контрастные, противоположные (вода-огонь);
  • родственные (карета-машина);
  • обобщенные (яблоко-фрукт);
  • близкие в пространстве и времени (жара-лето);
  • причинно-следственные (карандаш-рисование);
  • тематические (зуд-аллергия);
  • образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
  • имеющие фонетическое родство (точка-дочка).

А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление – что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?


Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.

Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.

Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.

Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.

У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу. Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе. Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.

С помощью ассоциативного мышления дети познают окружающий мир. Ассоциации в жизни ребенка влияют на его восприятие мира и дальнейшее обучение.

Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.

Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках. Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания. Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.

Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.


Какие навыки помогает развивать ассоциативное мышление

Мы не можем отрицать, что человек с развитым мышлением будет гораздо успешнее чем тот, кто его не развивал. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

  • формируется неординарная фантазия;
  • улучшается память;
  • появится произвольное внимание;
  • ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;
  • ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Нужно обеспечить благоприятные условия развития ребенка. Исключить любой стресс из его жизни, ведь именно он создает почву для формирования возрастных страхов. А они, как известно, сильно тормозят рост человека, как успешной и интересной личности.

Ассоциативное мышление приносит пользу во время учебы. Школьникам, студентам легче запоминать материал, анализировать информацию с помощью построения особых связей между словами.

Взрослым ассоциации помогают при решении самых разных задач, они стимулируют активную работу мышления. Специальные упражнения помогают успешнее делать новые открытия, придумывать креативные идеи, лучше запоминать новые сведения. Так, например, система быстрого усвоения информации Тони Бьюзена основывается именно на ассоциативном методе.

В современном обществе высоко ценятся люди с независимым критическим мышлением. Такие люди яркие и творческие, сразу привлекают к себе внимание. Большинству с ними всегда интересно проводить время.

Надеюсь, перечисленных навыков достаточно, чтобы начать работать с ассоциациями. Но хотелось бы выделить еще одну причину – самопознание. Фрейд считал, что наше подсознание с помощью ассоциаций посылает нам тайные послания, разгадка к которым откроет много новой информации о сознании. Если вы готовы открыть новые сведения о себе, тогда приступайте к выполнению упражнений.

5 упражнений, которые помогут вам успешнее работать с ассоциациями

Ряд специальных упражнений для развития ассоциативного мышления помогут интересно и успешно развить наше сознание, пополнить словарный запас и улучшить грамотность речи. Все упражнения достаточно просты и легко выполняются на протяжении всего дня.

Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями:

  1. Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
  2. Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
  3. Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
  4. Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
  5. Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».

Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.


Как часто нужно заниматься?

Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.

Зачем же это нам нужно?

Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле. Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти. Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.

Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок. Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно. Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте. Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.

Похожие публикации