Эссее к произведению В.Моцарта "Турецкое рондо". Домашняя рабо «Турецкий марш» Моцарта назывался «Турецкое рондо Кто написал турецкий марш

    Ро́ндо (от фр. rondeau - «круг» , «движение по кругу») - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений. В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине.В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже. С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций.

    Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта - это «Турецкий марш». В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля мажор», состоявшую из трёх частей: первая часть - тема с вариациями «Andante grazioso»; вторая часть - менуэт; третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»).

    Первая часть здесь - не сонатное allegro, а шесть вариаций на светлую и спокойную, простодушно-грациозную тему. Она похожа на песенку, которую могли напевать при хорошем, умиротворенном настроении в венском музыкальном быту. В ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы - старинного итальянского танца или танцевальной песни.
    Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В первой вариации преобладает изящное прихотливое мелодическое движение, во второй - грациозная игривость сочетается с юмористичным оттенком (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). Третья вариация - единственная, написанная не в ля мажоре, а в ля миноре, - заполнена немного грустными напевными фигурациями, движущимися равномерно, словно с нежной застенчивостью. Четвертая вариация (с перекидыванием левой руки через правую), напротив, более смело размашистая. Пятая вариация, где первоначальный неторопливый темп Andante grazioso сменяется очень медленным - Adagio, представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами. А затем смена темпа на быстрый (Allegro) соответствует веселому танцевальному характеру последней, шестой вариации.

    Вторая часть сонаты - Менуэт. Как обычно, он построен в трехчастной репризной форме с точным повторением в репризе музыки первой части. Между ними находится средняя часть (Трио). Во всех частях Менуэта по-мужски решительные и властные размашистые интонации сопоставляются с интонациями по-женски нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения.

    Итак, сделав анализ прекрасного произведения В.А. Моцарта, я узнала много новых и интересных фактов об этом произведении.

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с формой рондо.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано.

Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют «Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его не назвал). Название «Турецкий марш» появилось из-за того, что эта музыка очень ритмичная и напоминает марш, хотя в ней чувствуется и танцевальность.

Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и скажите, какая это музыка по характеру. («Турецкое рондо» исполняется на фортепиано или звучит в записи.)

Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная, иногда громкая, торжественная.

П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая, полетная, но в рондо есть эпизод другого характера - торжественный, ликующий. (Исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать трехчастную форму рефрена и эпизода, подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру характеру музыки (оркестровка).

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы познакомились с «Турецким рондо» В. А. Моцарта. Как меняется характер музыки? (Звучит рондо.)

Д е т и. Сначала музыка нежная, веселая, потом торжественная, громкая.

П е д а г о г. Основная тема (она называется рефрен) рондо повторяется. Она чередуется с эпизодом другого характера. В этом рондо и основная тема, и эпизод состоят из трех частей. Основная тема нежная, воздушная, изящная (исполняет фрагмент). В этой теме есть серединка, которая звучит ярче, звонче, увереннее (исполняет фрагмент, 9-16-й такты). На каком инструменте можно сыграть начало рондо, чтобы подчеркнуть искристый, радостный характер музыки?

Д е т и. На металлофонах, колокольчиках.

П е д а г о г. А в серединке, когда музыка звучит ярче, звонче?

Д е т и. На треугольнике.

П е д а г о г. Давайте сыграем вместе первую, основную тему - рефрен. (Дети оркеструют рефрен.)

В этом рондо эпизод тоже состоит из трех частей. Он начинается и заканчивается яркой, решительной, призывной, торжественной, праздничной мелодией, сопровождающейся аккомпанементом, который похож на удары турецкого барабана - четкие и энергичные. (Исполняет фрагмент, 25-32-й такты.)

А середина эпизода, какого характера? (Исполняет фрагмент, 33-56-й такты.)

Д е т и. Нежная, быстрая, игривая, легкая.

Педагог. Да, мелодия эта состоит из быстрых, стремительных, летящих звуков в непрерывном движении. Она легкая, живая, полетная, лучистая. (Исполняет фрагмент повторно.) Но вот опять турецкий барабан настойчиво, сильно, решительно сопровождает торжественную мелодию. (Звучит фрагмент, 57-64-й такты.)

Кто хочет подыграть на барабане и бубнах в такт музыке, в начале и конце эпизода, когда звучит торжественная мелодия? (Дети оркеструют начало эпизода.)

А в середине эпизода, на каких инструментах можно подыграть лёгкой и воздушной мелодии?

Д е т и. На колокольчиках, треугольнике.

П е д а г о г. Давайте вместе сыграем эпизод. Я - на фортепиано, а вы сначала на барабанах и бубнах, а в середине – на колокольчиках и треугольнике. (Дети оркеструют эпизод.)

Потом первая тема - рефрен и эпизод - повторяются ещё раз, но эпизод «теряет» свою серединку, лёгкую, воздушную, ажурную, подвижную мелодию. Он звучит не полностью, а только его начало (с сопровождением турецкого барабана). Эта торжественная, праздничная музыка как бы утверждается. Заключительная часть рондо, которая называется кода, звучит радостно, решительно, энергично. Подыграйте мне на всех инструментах сразу в конце рондо. (Дети оркеструют коду, потом все рондо целиком.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать контрастные части рондо, оркестровать пьесу, передавать характер музыки в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами, что рондо произошло от древних хороводных песен, в которых хор повторял главную тему, а солисты исполняли разные куплеты. Давайте встанем в круг, в хоровод. Под звучание первой, главной темы - рефрена вы будете маршировать, легко и изящно, как подсказывает вам музыка. В средней части рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в ладоши - звонко или легко, а солисты внутри круга будут импровизировать свои движения, соответствующие характеру музыки. (Одни дети двигаются под музыку, другие оркеструют пьесу.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Соната № 11. Часть III. Alla turca («Турецкий марш»). Allegretto - 2 варианта исполнения: симфонический оркестр и фортепиано, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта - это «Турецкий марш» (его можно скачать бесплатно в формате mp3, где конкретно - указано в конце статьи).

Однако сам композитор никогда не называл эту мелодию «Турецким маршем»: авторское название данной музыки Моцарта - «Rondo Alla Turca», что переводится как «Турецкое рондо», или «Рондо в турецком стиле».

Из-за чего получилась такая путаница с названиями? И самое главное - причём же здесь турки? Чтобы ответить на эти вопросы, расскажем историю создания «Турецкого марша» («Турецкого рондо»).

В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля мажор», состоявшую из трёх частей: первая часть - тема с вариациями «Andante grazioso»; вторая часть - менуэт; третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»).

Впервые ноты моцартовской «Сонаты для фортепиано № 11 ля мажор» были изданы в австрийской столице - Вене, музыкальным издательством «Artaria & Co», в 1784 году.

Как только эту музыку стали исполнять различные австрийские музыканты, первую и вторую части сонаты № 11 сразу же как бы отбросили за ненадобностью и забыли, зато третья часть - «Rondo Alla Turca» - приобрела гигантскую популярность, при этом и музыканты и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш», и это название закрепилось за данной музыкой, и стало общепринятым.

Почему так произошло? Дело в том, что звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей - стилистика у моцартовского произведения была точно такая же.

Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя - именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века.

Австро-турецкие войны происходили в 1521, 1526, 1529, 1532-1533, 1540-1547, 1551-1562, 1566-1568, 1592-1606, 1660-1664, 1683-1699, 1716-1718, 1727-1739, 1788-1791 годах, при этом в 1529 и 1683 годах турки даже брали в осаду Вену.

Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.

Это напоминает ситуацию в бывшем СССР - власти изо всех сил ругали «загнивающий капитализм», «проклятый Запад», «агрессивный блок НАТО», а советские люди слушали «Битлз», «Boney M», джаз, рок-н-ролл, и прочую западную музыку.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет.

Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.

Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрияки надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.

И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.

Кроме того, фортепиано в Австрии стали делать со специальной «янычарской педалью», позволявшей приблизительно имитировать звучание турецкого барабана.

Чем же так зацепила австрийцев янычарская музыка? В первую очередь, своей необычностью. Когда скачаете «Турецкий марш» Моцарта, очень похожий на реальные янычарские марши, и начнёте его слушать, то поймёте, что он меньше всего на свете похож на привычные европейские (в том числе российские) марши.

Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу - она как бы не совсем для этого подходит.

И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий. Во время парадов янычары просто шли пешком, не «в ногу», очень часто даже пританцовывали с криками «Рахим Алла! Карим Алла!» («Господь милосердный! Господь щедрый!»). Всё-таки в восточных армиях никогда не занимались строевой подготовкой и «шагистикой», в отличие от армий «прусской военной школы».

Стиль турецко-янычарской военной музыки называется по-турецки «мехтер», янычарский военный оркестр - «мехтер такими», военные музыканты - «мехтеран», руководитель оркестра - «мехтербаши» (во всех словах ударение на последний слог).

В состав янычарского оркестра «мехтер такими» входили следующие музыкальные инструменты: большой турецкий барабан; маленькие барабаны; «бору» (турецкие медные трубы); тарелки; «кос» (огромные литавры); зурна (восточный вариант флейты); треугольник (самозвучащий ударный инструмент треугольной формы); «чевген» (специфический турецкий инструмент, представляющий собой палку, увешанную множеством колокольчиков).

Мехтербаши вместо дирижёрской палочки держал в руке бунчук - длинную палку с конским хвостом на конце.

Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 до 100, а в 1453 году, когда турецкий султан Мехмет II торжественно въезжал на лошади со своей свитой в захваченный турками Константинополь, играл гигантский военный оркестр в составе 300 музыкантов.

В отличие от европейских военных оркестров, «мехтер такими» никогда не играли в движении. Музыканты выстраивались в форме круга или полумесяца, после чего происходила следующая церемония:

Под звуки барабанной дроби мехтербаши входил в центр круга или полумесяца, после чего барабаны умолкали, и, положив правую руку на грудь, мехтербаши произносил: «Мерхаба эй мехтеран!» - «Здравствуйте, музыканты!».

Музыканты, также положив правую руку на грудь, хором отвечали: «Мерхаба мехтербаши ага!» - «Здравствуй, господин мехтербаши!».

После этого мехтербаши сообщал название мелодии, которую надо играть, затем кричал «Хасдууур! Хайди я Алла!» - «Играть чисто! Начинайте с Богом!», и музыканты начинали играть. После того, как мелодия была сыграна, мехтербаши читал специальную молитву «Гюльбанки».

И красивая церемония, и прекрасная музыка - всё это производило настолько мощное впечатление на австрийцев, да и на других европейцев, что даже после того, как в 1826 году турецкий султан Махмуд II по внутриполитическим соображениям ликвидировал янычарский корпус (вместе с оркестрами «мехтер такими»), и запретил музыку «мехтер», в Европе продолжали выступать «янычарские оркестры» вплоть до конца XIX века, и европейская публика с удовольствием собиралась послушать зажигательные турецкие марши.

Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где были рояль или пианино. Хотя существуют и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.

Учитывая, что современные турецкие военные оркестры, восстановленные в турецкой армии в 1952 году, играют в основном в европейском стиле, представить себе звучание настоящего янычарского оркестра хотя бы приблизительно можно только прослушав «Турецкое рондо» («Турецкий марш») Моцарта.

Но при этом всё же следует учитывать, что на современных фортепиано нет «янычарской педали», которая была на фортепиано во времена Моцарта, поэтому в ту пору «Турецкий марш» в фортепианном исполнении звучал всё же не совсем так, как он звучит сейчас.

Чтобы представить звучание янычарской музыки наиболее близко к оригиналу, когда будете слушать запись произведения Моцарта, попробуйте представить, как бы звучала эта мелодия, если бы её исполняли не на пианино, а на барабанах и других ударных инструментах.

У нас нет сведений, как отнёсся Вольфганг Амадей Моцарт к тому, что восхищённая публика переименовала его «Турецкое рондо» («Rondo Alla Turca») в «Турецкий марш». В конце жизни Моцарт очень много работал, и скорее всего, ему было не до этого, ведь «Rondo Alla Turca» он никогда не называл своим главным произведением, это был всего лишь незначительный эпизод в его творческой деятельности.

Однако у народа мнение совсем иное - если сейчас попросить кого-нибудь быстро навскидку назвать, какую музыку написал Моцарт, чаще всего называют именно «Турецкий марш».

И что особенно важно, Моцарта очень любят в Турции - там это самый известный среди западных композиторов-классиков. В Стамбуле проводится ежегодный Фестиваль классической музыки имени Моцарта. В некоторых стамбульских школах мелодию «Турецкого марша» даже используют вместо школьного звонка - считается, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей.

В сентябре 2006 года в интервью радио «Свобода» турецкая школьница Айше сказала: «Моцарта знают все. У моей бабушки была старинная музыкальная шкатулка. Мы открывали её, оттуда выскакивал нарядный толстый солдат с длинной саблей, который маршировал под музыку «Турецкого марша». Мы тоже маршировали вместе с ним» .

2006 год был объявлен турецким министерством культуры «Годом Моцарта». В честь этого события в Турции выпускался шоколад «Моцарт», полотенца, стаканы и турецкие ковры с портретом Моцарта…

Наверно, любителям музыки - и в Австрии, и в Турции, и в России, по большому счёту безразлично, как правильно называется самая знаменитая мелодия Моцарта - «Турецкое рондо» или «Турецкий марш». Это вечная музыка, слушать которую не перестанут никогда.

Скачать «Турецкий марш» («Турецкое рондо») Вольфганга Амадея Моцарта в формате mp3 можно бесплатно .

Краткосрочный проект

«Турецкий марш»

Вольфганга Амадея Моцарта

Разработала и провела

музыкальный руководитель

Каргальская Н.К.

2017год.

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : Краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.

Актуальность : Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Цель : Приобщение детей к мировой классической музыке. Повышение интеллектуально-культурного уровня детей.

Задачи:

1) Формировать устойчивый интерес к классической музыке.

2) Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на произведения.

3)Учить детей не только слушать, но и «слышать» музыкальное произведение.

4)Обеспечить развитие умения передавать ритмический рисунок, темп и характер музыки игрой на музыкальных инструментах.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

I этап (подготовительный)

Выбор музыкального произведения.

Подбор видеоматериала и иллюстраций к проекту.

Составление перспективного плана проектной деятельности.

Написание конспектов бесед.

Подбор музыкального материала к беседам.

II этап (основной)

Знакомство с творчеством композитора.

Определение характера и строения произведения.

Знакомство с историей создания произведения.

Знакомство с разновидностями маршей.

Слушание «Турецкого марша» в разном исполнении.

Знакомство с музыкальными инструментами-клавикордом и клависином.

Проведение бесед и развивающих игр.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижерами.

III этап (заключительный)

Исполнение концертного номера «Музыкального оркестра» на выпускном вечере (Алиса в стране чудес)

Календарно-тематический план

Работа по данному плану ведётся в рамках НОД (1 раз в неделю)

Число

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом.

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением».

3)Слушание различных отрывков музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестре.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром».

3)Показ иллюстрации «Музыкальные инструменты турецкого войска».

1)Беседа об истории создания «Турецкого рондо».

2)Показ видео «История клавикорда».

3)Слушание «Турецкий марш в фортепианном исполнении».

1)Показ видеоролика «Турецкий марш» В.А. Моцарта.

2) Беседа «Рондо в турецком стиле».

3)Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо».

1)Беседа о маршах.

2)Слушание маршей

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш».

1)Слушание «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

2)Показ видео «Турецкий марш» Л.В. Бетховена

3)Музыкальная игра «Дирижёр».

1) Показ видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» с хореографической зарисовкой.

Концертный номер «Сражение дирижёров» на выпускном вечере в подготовительной группе №5 (Алиса в стране чудес)

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом»

Сегодня мы познакомимся с великим композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом , который родился в г. Зальцбурге – в Австрии в 18 в.

Он очень рано, в 3 года, усаживался у клавесина и мог подолгу подбирать, искать красивые созвучия, а потом радостно их повторять. Уже в 4 года Вольфганг замечательно запоминал музыку – и мелодию и аккомпанемент, мог повторить музыкальную пьесу без ошибок как взрослый музыкант. А в 5 лет сочинял маленькие пьесы и проигрывал своему отцу, и тот записывал их в нотной тетрадке. Мальчик проявлял удивительные способности и уже в раннем возрасте его называли «чудо-ребенком» гением. И при этом он был похож на всех мальчишек : мог скакать по комнате верхом на палочке, играть с любимой кошкой, шалить как все дети.

С 6 лет Моцарт стал выступать перед слушателями, которые восхищались его необыкновенными способностями. Он играл на клавесине, скрипке, органе. Он мог играть, сочиняя на ходу так долго, как пожелает публика, и при этом оставаться скромным мальчиком, который от похвалы может расплакаться.

Какую великолепную музыку сочинял Моцарт. Он написал много симфоний, опер, танцев, маршей. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его так и называли «солнечный маэстро» .

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением»

3)Слушание различных «отрывков» музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестра.

Раньше, Турция была огромной страной и называлась она империей, в которой правил император-Султан. А большой была страна, потому, что турки много воевали и завоёвывали разные страны. И было у них войско очень большое. Это войско все боялись, как вы думаете почему?

Дети (ответы)

Правильно, потому, что оно было непобедимым. А впереди Турецкого войска всегда шёл оркестр, для устрашения противника. Издалека все слышали, что идёт турецкое войско. Оркестр играл перед боем, во время боя и после боя-празднуя победу.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром»

Какие музыкальные инструменты вы здесь увидели?

Дети (ответы)

Конечно барабаны-большые и малые, тарелки, турецкие медные трубы, огромные литавры, дудочки, турецкие флейты, «чевген»-(турецкий инструмен, представляющий из себя палку-увешанную множеством колокольчиков»).

А большой барабан, до сих пор называют «Турецким».

Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 человек до 300.

3)Показ иллюстраций «Музыкальные инструменты турецкого оркестра».

1)Беседа: «История создания Турецкого рондо»

Однажды турецкое войско проходило, прям под окнами дома, в котором жил В. А. Моцарт. А жил он в маленьком городке Зальцбург в Австрия. Он как обычно сидел за своим клависином….Ребята, а вы знаете, что такое клависин? давайте поговорим с вами об этом инструменте!

2)Знакомство с музыкальными инструментами:

клавикордом и клависином (XV-VVI век)

Клавикорд и клависин это предшественники фортепиано.

Звук у клавикорда извлекался с помощью штырька, который касаясь струны извлекал звук. Звук был очень нежным и певучим. Но при всей своей красоте звучания у клавикорда был недостаток- он играл очень тихо.

У клависина, звук извлекался уже щипком язычка, который цеплялся за струну. Звук у клависина был громче, чем у клавикорда, но менее красивым. Клавикорд и клависины были предметом роскоши того времени, располагались они в гостиных и были нарядно украшены. Ещё инструменты отличались размером. А подробнее, мы узнаем, посмотрев видео.

3)Показ видео «История клавикорда».

4)Показ видео «История клависина»

И так, продолжаем: Однажды, сидев за клависином, Моцарт сочинял очередную мелодию, но услышал чарующие звуки турецкого оркестра, вышел на балкон. Он очень был поражён красотой звучания этого оркестра. А когда оркестр завернул за угол, то Моцарт тут же сел за инструмент и подобрал мелодию «Турецкого марша».

5)Слушание «Турецкого марша» в фортепианном исполнении.

1)Показ видеоролика «Турецкий войско с оркестром»

2)Беседа «Рондо в турецком стиле».

Ребята, кто-нибудь услышал из вас, сколько частей в этой музыки?

Дети (ответы)

Конечно, III части. А скажите, все части одинакового характера?

Дети (Ответы)

Какая музыка в I части? Это и есть главная мелодия-рефрен «Турецкий марш» совсем не похожая на привычный нашему слуху марш.

Дети (задорная, радостная, праздничная, весёлая, звонкая, изящная)

А какого характера II часть-эпизод?

Дети (бодрый, торжественный, строгий)

А какая музыка в III часть-эпизода?

Дети (мелодичная, спокойная, нежная, быстрая, игривая, лёгкая, струящаяся)

Ребята, а как вы думаете что такое рондо? (ответы детей)

Рондо это музыкальная форма. Слово рондо это - то же самое, что хоровод или круговой танец. Основная мелодия-повторяется как бы образуя замкнутый круг, а в промежутках основной темы звучат эпизоды.

Ну, почему же «в турецком стиле» ? Двести лет назад, когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали неизвестную тогда турецкую музыку, в которой большую роль играли разные ударные

инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке. Шумные удары этого барабана Моцарт очень остроумно и воспроизвёл в своём турецком рондо. А ещё это произведение называют турецким маршем. Хотите попробовать пройти маршем, с барабанами изображая оркестр и с саблями изображая турецкое войско?

3) Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо». (Iчасть-ходьба с саблями, II часть-игра на барабанах, III часть-танец с платочками.)

1)Беседа о маршах.

Ребята уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению какого марша?

Дети (ответы)

Правильно, «Турецкому маршу».

А какие бывают марши?

Дети (Спортивный,

Похоронный,

Детский,

Сказочный,

Военно-строевой,

Свадебный,

Походный и др.)

2)Слушание маршей.

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш?

4)Домашнее задание: Нарисовать «Турецкий оркестр»

1)Слушание отрывков «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

«Турецкий марш» в рок обработке.

«Турецкий марш» в хоровом исполнении.

«Турецкий марш» в классическом оркестровом звучании.

«Турецкий марш» в исполнении бас гитар.

«Турецкий марш» в исполнении аккордеона.

Ребята, а вы знаете, что ещё один композитор написал музыкальное произведение с таким же названием. Сейчас мы посмотрим видео и внимательно послушаем «Турецкий марш» Л.В. Бетховена.

2) Показ видео «Турецкий марш» Людвига Вана Бетховена.

3) Музыкальная игра «дирижёр».

Ребята, всем известно, что оркестром руководит дирижёр. А для чего он нужен? Разве оркестр не может играть без дирижёра? (Ответы детей)

Конечно, без дирижёра оркестру не сыграть, ведь он показывает когда вступать и заканчивать каждой оркестровой партии (каждой группе инструментов), какую динамику играть.

Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт детям любые музыкальные инструменты, дети встают по партиям. Педагог выступает в роли дирижёра.

(При желании ребёнок тоже может выступать в роли дирижёра)

1) Просмотр видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» в исполнении трио, с шоу-балетом»

2)Разучивание концертного номера «Сражение дирижёров»

Этапы разучивания:

Распределение музыкальных инструментов.

Разучивание отдельных фрагментов по партиям.

Работа над динамикой, над чистотой исполнения.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижёрами.

Соединение отдельных фрагментов в целостное произведение.

Работа над ансамблевым строем.

Вот и подошёл наш цикл занятий к концу, я надеюсь, что вам понравилось это гениальное произведение В.А. Моцарта и вы с лёгкостью его узнаете, услышав на улице, в театре, по телевизору и т д. А ещё хочется верить, что в ваших сердцах навсегда останется частичка света и добра «Солнечного маэстро».


Похожие публикации