Легендарный писатель и врач увековечен донецкой почтой. Неизвестный вересаев Вересаев писатель и врач

Викентий Викентьевич Вересаев (1867 – 1945) – русский советский писатель, рассказавший об исканиях и метаниях интеллигенции на переходе от XIX к XX вв., переводчик Гомера, литературовед, создавший философские и документальные работы о русских писателях (Ф. Достоевском, Л. Толстом, А. Пушкине и Н. Гоголе). Редкое творческое долголетие выпало на долю В. Вересаева. Современник М. Салтыкова-Щедрина и , В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был современником , А. Твардовского, Л. Леонова. Викентий Вересаев вошёл в историю, прежде всего как писатель, однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия.


Викентий Вересаев (литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича*) родился 16 января 1867 г. в Туле в русско-польской семье. Отец из рода польских дворян (по семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание), был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад. В семье было 8 детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое. Викентий начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека.

Учился В. Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В 13 лет начал писать стихи.

Учёба на историко-филологическом факультете Петербургского университета

В 17 лет в 1884 году закончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряжённой атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». Уже на втором курсе в 1885 году в журнале «Модный свет» напечатал своё первое произведение – стихотворение «Раздумье», подписанное никому не известной фамилией В. Викентьев (под таким псевдонимом вначале выступал в печати В. Вересаев). «Раздумье», по мнению самого автора, относилось к эпохе его «байронизма», целиком примыкало к темам и настроениям юношеской поэзии.

В.В. Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета, 1885 г.

В. Вересаев много пишет и много читает, стремясь овладеть «секретами» творчества. В гимназические и первые студенческие годы им было написано около 80 оригинальных стихотворений и переведено свыше 40 поэтических произведений И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера, Т. Кернера, Ф. Горация и др. Время от времени юноша посылал свои стихи в редакции журналов, но неизменно получал отказ, стихи не печатали. Однако первое увидевшее свет стихотворение было одновременно и одним из последних. В. Вересаев ещё 8 мая 1885 года записывает в дневнике: «... Во мне что-то есть, но... это «что-то» направится не на стихи, а на роман и повесть».

Через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием. Скромный и застенчивый студент Петербургского университета становится писателем.

Учёба на медицинском факультете Дерптского университета

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает в Дерптский (Тартуский) университет, на медицинский факультет. «...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов», – так позднее объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине («Автобиография»).

В 1892 г., ещё, будучи студентом, он ездил в Екатеринославскую губернию «на холеру» и в одном из участков заведовал бараком на Вознесенском руднике (ныне г. Донецк). Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести «Без дороги».

В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу В. Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ » (1893).

В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провёл он 6 лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

В. Вересаев – врач

После окончания Дерптского университета в 1894 году В. Вересаев приезжает в Тулу заниматься врачебной практикой. Убедившись в том, что даже хорошая (по тем временам) теоретическая подготовка не позволяет заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, отправляется в Петербург, где устраивается сверхштатным ординатором в барачной больнице для острозаразных больных им. С.П. Боткина. «Сверхштатным» означало много работать и ничего не получать.

Осенью 1894 года заканчивает большую повесть «Без дороги», напечатанную в «Русском богатстве». «Без дороги» – это повесть о поколении, «ужас и проклятие» которого в том, что «у него ничего нет». «Без дороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно и бесповоротно…». Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача Дмитрия Чеканова, тщетно пытавшегося претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Он отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил всё и пошёл на земскую службу. Земское начальство, однако, невзлюбило гордого и независимого доктора, и он «должен был уйти, если не хотел», чтобы ему «плевали в лицо...». Повесть открыла цикл произведений В. Вересаева, посвящённых настроениям русской интеллигенции, – «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Демократически настроенный писатель начала XX века

В «Русском богатстве» В. Вересаеву было предложено постоянное сотрудничество. Он примкнул к литературному кружку марксистов, поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодёжью.

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени В. Вересаев целиком посвящает себя литературному творчеству.

Большую известность В. Вересаеву принесли «Записки врача» , опубликованные в журнале «Мир Божий». «Записки врача» – биографическая повесть об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач – если он врач, а не чиновник врачебного дела – должен, прежде всего, бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Работая над книгой, В. Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчёты, материалы врачебных съездов. В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Немалое место в ней занимают вопросы обучения профессии, ярко описываются переживания студента-медика. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил – бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Вскоре после этого Л. Толстой предложил В. Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

Иллюстрация к книге В.В. Вересаева «Записки врача»


Деятельность В. Вересаева обращает на себя внимание властей. В апреле 1901 года у него на квартире производят обыск, его увольняют из больницы, а в июне постановлением министра внутренних дел ему запрещают в течение двух лет жить в столичных городах. В. Вересаев уезжает в родную Тулу, где находится под надзором полиции. Но и там активно участвует в работе местной социал-демократической организации.



В. Вересаев побывал в Ясной Поляне у Л. Толстого. Но не как врач, а как приглашённый молодой писатель. В своих воспоминаниях В. Вересаев рассказывал, что пришлось долго ждать в приёмной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения. Со временем, по словам В. Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всём своём блеске. Один из первых вопросов, который задал Л. Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям В. Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости**.

Когда срок высылки закончился, В. Вересаев переехал в Москву.

В. Вересаев и А. Чехов

Тёплые отношения сложились у В. Вересаева с А. Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда В. Вересаев уехал в Ялту. Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача».

«Я познакомился с Чеховым в Ялте весною 1903 года. Повёз меня к нему Горький, который был с ним знаком уже раньше.

Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение: «Просят не курить».

Чехов держался очень просто, даже как будто немножко застенчиво. Часто покашливал коротким кашлем и плевал в бумажку. На меня он произвёл впечатление удивительно деликатного и мягкого человека. Объявление «Просят не курить» как будто повешено не просто с целью избавить себя от необходимости говорить об этом каждому посетителю, мне показалось, это было для Чехова единственным способом попросить посетителей не отравлять табачным дымом его больных лёгких. Если бы не было этой надписи и посетитель бы закурил, я не представляю себе, чтобы Чехов мог сказать: «Пожалуйста, не курите, – мне это вредно»…» («Из литературных воспоминаний»).

Личное общение В. Вересаева с А. Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. А. Чехов советовался с В. Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что В. Вересаев – единственный врач, который может чётко и прямо сказать о положении вещей.

В. Вересаев – врач на японской войне

С началом Русско-японской войны (1904) В. Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Вернулся с войны В. Вересаев лишь в начале 1906 года. Был награждён орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.

Впечатления этих лет получили отражение в записках «На японской войне» (1906 – 1907) и в примыкающем к ним цикле «Рассказов о японской войне» (1904 – 1906), которые признаны документами большой впечатляющей силы, по которым современники и потомки изучали кошмарные события войны.

Предреволюционные годы

После демобилизации В. Вересаев живёт в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1908), в которой рассказывается о революционерах.

Большой интерес представляет работа о Ф. Достоевском, Л. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (2 части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества – это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся всё выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..». «Не прочь от жизни, а в жизнь, – в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь – вот основа жизни. В. Вересаев считал «Живую жизнь» одним из самых дорогих произведений в своём творчестве. Первая часть – «О Достоевском и Льве Толстом» – вышла в 1910 году, вторая – «Аполлон и Дионис» – в 1914 году. В то время они вызвали большую полемику.

В 1911 году по инициативе В. Вересаева было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нём он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед.

В этом же году в Москве В. Вересаев познакомился с . Но назвать дружественными эти отношения было нельзя. В. Вересаев отдавал должное И. Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились – было странно видеть соединение в И. Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником»**.

С увлечением занимался В. Вересаев и переводами. Ещё в гимназические годы он проявил интерес к философии и поэзии древних греков, обострившийся в конце 1900-х годов, что было связано с разрабатывавшейся им тогда теорией «живой жизни». Путешествие в 1910 году по Греции утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков как раз и воплощало радостное единение человека с окружающей его природой. Он вновь, как и в юности, увлёкся переводами (в 1912 году вышли в свет его переводы «Из Гомеровых гимнов» ) и до конца жизни не расставался с эллинской поэзией.

Когда в 1917 году Россию потряс новый революционней взрыв, В. Вересаев не остался в стороне: он принимает па себя обязанности председателя художественно-просветительной комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, задумывает издание дешёвой «Культурно-просветительной библиотеки».

Крым

Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, В. Вересаев уезжает в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. В. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 лет он объезжал пациентов на велосипеде.

В 1919 году В. Вересаев становится членом коллегии Феодосийского наробраза, заведует отделом литературы и искусства. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен высшей литературной награды России – Пушкинской премии Академии наук (1919).

5 мая 1920 года по доносу провокатора, проходившая на даче В. Вересаева подпольная областная партийная конференция большевиков была обнаружена белогвардейцами. В газетах появились сообщения, что В. Вересаев расстрелян белогвардейцами. Но, всё обошлось.

В. Вересаев начинает писать роман «В тупике» (1920 – 1923) – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Роман рассказывал о событиях в Крыму, о зверствах белых и красных.

Москва

Вернувшись в 1921 году в Москву, он много сил отдаёт работе в литературной подсекции Государственного учёного совета Наркомпроса, созданию советской литературной периодики (был редактором художественного отдела журнала «Красная новь», членом редколлегии альманаха «Наши дни»). Его избирают председателем Всероссийского союза писателей. В. Вересаев выступает с лекциями перед молодёжью, в публицистических статьях изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую.

Роман «В тупике» прочли в Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. На вечере Каменев заявил, что всё написанное – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрёка, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами – то ли ещё бывало!» ***.

Последний этап творчества. Литературоведение и переводы

После романа «В тупике» начинается последний этап творчества В. Вересаева. И в этот период у него случались неудачи, но никогда раньше он не достигал такой поистине философской глубины в анализе действительности, никогда он не работал столь активно в самых разных литературных жанрах.

В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения – М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века. Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход В. Вересаева к художественной публицистике.

В 20-е и 30-е годы В. Вересаев отдаёт много сил литературоведческой и публицистической работе. Он стремился говорить с самым широким читателем. Статья о мужском эгоизме в семье – «Разрушение идолов» , – напечатанная в 1940 году «Известиями», породила горячую дискуссию. А с заметками «О культурности в быту» и «О культурности на производстве» писатель выступал по радио.

Огромный читательский интерес и жаркие споры среди пушкинистов вызвал «Пушкин в жизни» (1926). В этом своеобразном монтаже свидетельств современников великого поэта В. Вересаев стремился дать представление о «живом Пушкине, во всех сменах его настроений, во всех противоречиях сложного его характера, – во всех мелочах его быта». В. Вересаев писал не монографию о жизни и творчестве A.С. Пушкина, а воссоздавал «пушкинскую легенду», рисующую образ «невыразимо привлекательного и чарующего человека». Строгому анализу биографии великого поэта B. Вересаев посвятил другую книгу – «Жизнь Пушкина» (1936).

В 1933 г. писатель заканчивает ещё один «свод подлинных свидетельств современников» «Гоголь в жизни». Продолжает заниматься и Пушкиным, в 1934 году издаёт «дополнение» к книге «Пушкин в жизни» – «Спутники Пушкина».

В статье «Великим хочешь быть – умей сжиматься» (1939) даёт советы молодым писателям, опираясь на поэтическую практику Пушкина. А когда началась Великая Отечественная война, В. Вересаев в своей антифашистской публицистике широко использует патриотические стихи великого поэта («Пушкин о борьбе за родину» ).

В 1926 году был издан отдельной книгой перевод «Работ и дней» Гесиода, а в 1930 – 1940-е годы писатель перевёл «Илиаду» и «Одиссею» Гомера (8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года). Переводы В. Вересаева получили высокую оценку эллинистов. Академик И. И. Толстой писал в одном из писем: «сделанные В. Вересаевым переводы Сафо, Архилоха, Гесиода и Гомеровых гимнов... я считаю, по точности передачи и стилистическому чувству подлинника, лучшими переводами с древнегреческого во всей нашей русской литературе».


В конце 30-х годов начинают печататься рассказы о детях, как потом оказалось, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

Последней книгой В. Вересаева, своего рода книгой итогов, стало весьма своеобразное в жанровом отношении произведение, названное им «Без плана». Писатель так и не успел полностью завершить работу над ним. Замысел книги возник в середине 20-х годов. В. Вересаев отдал ей двадцать лет из шестидесяти, посвящённых литературе, и вложил в неё весь свой писательский опыт. «Без плана» – по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословно воспроизводят заметки из дневников и записных книжек ещё 80 – 90-х годов прошлого века, а последние строки относятся к 1945 году, к году смерти писателя.

Книга должна была состоять из трёх циклов: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «Записи для себя». Её жанр определён в подзаголовке так: «Мысли, заметки, сценки, выписки, воспоминания, из дневника и т.п.». Их сотни, сотни документальных новелл и миниатюр – от довольно крупных мемуарных очерков до совсем коротеньких рассказов, просто отдельных наблюдений и замечаний автора порой всего в несколько строк, – спаянных в единое произведение. Появление такого жанра в творческой биографии В. Вересаева вполне логично, больше того – это итог определения писателем своей художнической индивидуальности.

В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне всё менее интересными становятся романы, повести и всё интереснее – живые рассказы о действительно бывшем...». В. Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

«Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л. Толстым, А. Чеховым, В. Короленко, Л. Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов» ). В них отчётливо проявилась та «связанность с жизнью» , к которой В. Вересаев всегда тяготел в своём творчестве.

Осенью 1942 года В. Вересаев писал в дневнике: «Мне кажется, я мог бы быть крупным писателем, если бы имел другой темперамент. По склонности я – кабинетный учёный, мне бы сидеть у себя в кабинете с книгами, больше мне ничего не надо. В жизнь меня не тянет... А писательская моя сила – именно в связанности с жизнью. Часто, когда слушаю рассказы бывалого человека об его жизни... я думаю: «Эх, мне бы это пережить, – что бы я сумел дать!».

Редкая по суровости самооценка!

Вот так, трезво учитывая особенности своего дарования, свои сильные и слабые стороны, В. Вересаев упорно искал собственную дорогу к правде в искусстве. И нашёл её в жесткой документальности изображения.

Несмотря на старость и резкое ухудшение здоровья, последние годы в творчестве В. Вересаева очень продуктивны. Его плодотворная литературная деятельность в 1939 году отмечена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1943-м – присуждением Государственной премии I степени.

Вплоть до дня смерти он поглощён работой: переводит, продолжает заниматься книгой «Без плана», полон новых замыслов.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, В. Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию, – считаться честным писателем». 3 июня 1945 года В. Вересаева не стало. Он умер в тот день, когда закончил редактировать «Илиаду». Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» – в 1949, а «Одиссея» – в 1953.

Как-то В. Вересаева спросили: «Если бы никогда не появилось в печати ничего, что вы написали, было бы что-нибудь в нашей жизни хоть немножко иначе, чем теперь?». И он ответил: «Вот перед вами упала капля дождя. И вы спрашиваете: изменилось ли бы что в урожае, если бы этой капли совсем не было? Ничего бы не изменилось. Но весь дождь состоит из таких капель. Если бы их не было, урожай бы погиб» («Записи для себя»).

В. Вересаев всегда был скромен. Лучшие его произведения явились живительной влагой для всех, кто посвятил себя народу и революции. На долгом и трудном писательском пути он порой ошибался, но никогда не лгал, не заключал сделок с совестью, а честно искал правду. В. Вересаев «не произнёс в своих писаниях ни одного лукавого, неверного слова. Правдивостью, искренностью проникнуты все его произведения, и они оказали громадное влияние на формирование сознания дореволюционной молодежи и интеллигенции». Эти строки А. Серафимовича, написанные им в связи с присуждением государственных премий 1943 года, очень точно объясняют, почему такой весомой «капелькой» в русской литературе был Викентий Викентьевич Вересаев.

Вересаев, В. В. Спутники Пушкина: в 2т. Т.2 [Шрифт Брайля] / В. В. Вересаев. – М. : «Репро», 2002. – 12 кн. – С изд.: М.: Советский спорт, 1993.

Аудиокниги на флеш-картах

Аннинский, Л.А. Серебро и чернь: русское, советское, всемирное в поэзии Серебряного века [Звукозапись] / Л.А. Аннинский; читает В. Герасимов. Пушкин в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев ; читает В. Герасимов. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах / И. Л. Волгин; читает Е. Терновский. Лиля Брик. Жизнь / В. В. Катанян; читает В. Герасимов. Савва Морозов / Т. П. Морозова; читает Л. Ларионова. Сергей Есенин. Воспоминания родных. Стихотворения / читает В. Лебедева. – М. : Логосвос, 2011. – 1 фк., (88 час.50 мин.).

Васильев, Б. Л. Глухомань [Звукозапись] ; Дом, который построил дед. Кн.2 ; Картёжник и бретёр, игрок и дуэлянт; Отрицание, отрицания; Утоли моя печали: романы / Б. Л. Васильев; читает В. Герасимов, Ю. Заборовский. Бегство от Франка: роман / Х. Вассму; читает И. Воробьёва. Записки врача / В. В. Вересаев ; читает Ю. Заборовский. Размышления о Кристи Т. : повесть / К. Вольф; читает Н. Грачёва. – М. : Логосвос, 2013. – 1 фк., (87 час.25 мин.).

Веллер, М. И. Рассказы [Звукозапись] / М. И. Веллер; читает Л. Музырь. Ураган идёт с юга: исторический роман / А.А. Вахов; читает Л. Селезнёва. Живая жизнь: философские иссследования / В. В. Вересаев ; читает Ю. Оборотов. Нашла себе блондина! : роман / Е. Н. Вильмонт; читает Т. Дюпина. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (81 час.11 мин.).

Плоскопечатные издания

Вересаев, В. В. В тупике. Сёстры [Текст] : романы / В. В. Вересаев. – М. : Книжная палата, 1990. – 400 с. Вересаев, В. В. Сочинения: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1990.

Вересаев, В. В. Собрание сочинений: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1985.

Когда он освоился в медицинской профессии, то написал "Записки врача", которые вызвали грандиозный скандал и повлекли изменение законодательства в России и европейских странах.

Викентий Смидович, сын тульского врача, с детства ощущал присутствие в своей жизни какой-то тёмной силы. Много лет спустя он вспоминал: «Давно уже я заметил, если скажешь: "Я, наверно, пойду завтра гулять", то непременно что-нибудь помешает: либо дождь пойдет, либо нечаянно нашалишь, и мама не пустит. И так всегда, когда скажешь "наверно". Невидимая злая сила внимательно подслушивает нас и, назло нам, все делает наоборот». Ощущение это не покидало Смидовича до последнего вздоха. Не веря в сверхъестественное, он считал эту силу гнездящейся внутри нас и называл её «чувство зависимости». С детства пытался он обмануть её.

В гимназии Витя Смидович показал великолепную память и способности к древним языкам. Но он чувствовал, что злая сила не пустит его просто так ни в литературу, ни в гуманитарное знание. И окончив университет кандидатом исторических наук, не стал писателем, а решил выучиться на врача. Сам себе он объяснил этот манёвр тем, что «специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый». На медицинском факультете Смидович был одним из первых студентов: усердно занимался, в анатомичке не дрожал. Во время холерной эпидемии 1892 года ему доверили заведование бараком на Вознесенском руднике, ныне в черте города Донецка. В других местах докторов тогда били, порой до смерти, но студенту шахтёры доверяли.

Рождение Вересаева

Холера сдалась, и Смидович уже собрался уехать, когда в барак вбежал санитар Степан, взятый из горняков «… растерзанный, окровавленный. Он сообщил, что пьяные шахтёры избили его за то, что он "связался с докторами" и что они толпою идут сюда, чтобы убить меня. Бежать было некуда». Сейчас в этом месте проходит Водолечебная улица Донецка, и кругом возвышаются дома. А тогда до горизонта простиралась голая степь – не спрячешься. «Мы сидели со Степаном в ожидании толпы. Много за это время передумалось горького и тяжелого. Шахтёры не пришли: они задержались по дороге во встречном шинке и забыли о нас».

Злой рок отступил. Наш герой сделал вывод, что ему предстоит некая миссия. Новую жизнь надо начать под новым именем: так возник псевдоним Вересаев. В качестве миссии была избрана ещё незатронутая тема – трагическое положение, в которое врач поставлен самой своей профессией: «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала… Постараюсь писать все, ничего не утаивая, и постараюсь писать искренне». Жанр самый новаторский – откровенное художественное рассуждение с цитатами, историческими примерами и рассказами из своей и чужой практики. Впоследствии так был написан «Архипелаг ГУЛАГ».

Записки врача

Начинается книга с того, что студентов учат плохо, и молодые врачи набивают руку ценой здоровья пациентов. Вересаев решился рассказать, как лично погубил двух больных – старику-штукатуру выписал по непроверенной новой методе смертельную дозу наперстянки, и неумело сделал маленькой девочке первую и последнюю в своей жизни трахеотомию. Другого пути в медицине нет: он идёт «через горы трупов». Мало того, через эксперименты над больными. Тут Вересаев со знанием дела приводит много примеров.

Профессор Коломнин в 1886 году решил попробовать обезболивание, вводя кокаин в прямую кишку. Больная умерла от отравления. Коломнин «приехал домой, заперся у себя в кабинете и застрелился». Безопасная доза кокаина была ещё неизвестна, она оказалась в 25 раз меньше той, что вводил Коломнин.

Но не все доктора так щепетильны. Иные сознательно ставят опыты на пациентах. Доктор Фосс в Калинкинской больнице решил убедиться, что сифилис передаётся через грудное молоко. Он подкожно ввёл юной проститутке, госпитализированной с уретритом, целый шприц молока сифилитички. Девушка заболела. Фосс уверял, что его жертвы сами дали на опыт своё согласие. Но знала ли та девочка, на что согласилась?

С другой стороны, и общество относится к врачам безобразно. Вот предприниматель обратился к редактору «с просьбою "пропечатать" в газете врача, подавшего на этого знакомого в суд за неуплату гонорара.
- Да отчего вы не заплатили ему? - спросил сотрудник газеты.
- Да так, знаете, - праздники подходят, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну, всё такое прочее...
Врач должен быть бескорыстным подвижником - ну, а мы, простые смертные, будем на его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках».

А между тем врачи гибнут на работе. «От заразных болезней умирает 37% русских врачей вообще, около 60% земских врачей в частности». Из десяти умерших врачей в возрасте от 25 до 35 лет один кончает с собой. Причина в том, что медики плохо живут – большинство получает не более 1000 рублей в год. «Мало есть интеллигентных профессий, труд которых вознаграждался бы хуже». Но пациентам живётся ещё горше. Вересаев из личной практики знал, что на фабриках «рабочему ставится условием не просить по городу милостыни, женщина-работница принуждена у нас отдавать себя мастеру, быть проституткой, за одно право иметь работу». Изменить это положение врачи не в силах, нужно переустройство всего общества.

Сенсация книжной индустрии

Книга вышла в 1901 году и стала сенсацией в России и по всей Европе. Печать обрушилась на Вересаева с обвинениями во лжи. Студенты-медики предложили своим профессорам дискуссию с автором на Высших женских курсах. Очередь за билетами растянулась на квартал, пока желающие не выломали двери, так что диспут пришлось перенести в более просторный зал консерватории.
Позиция автора оказалась неуязвимой: ведь результаты опытов на людях публиковались в научных журналах. Дискуссия привела к тому, что эксперименты по заражению добровольцев запретили в России и других цивилизованных государствах.

Автор же попал под надзор полиции за то, что якобы отдал свои гонорары социал-демократам на революцию. Даже если и так, отдал он не всё. Вересаев разбогател, и на время поверил, что злой рок оставил его. Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, он уехал в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 он объезжал пациентов на велосипеде, при этом из одежды на нём была только ночная рубашка, подаренная Ильёй Эренбургом.

В тупике

Он стал писать роман «В тупике» о том, что творилось в Крыму – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Известие об этом произведении достигло Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. Вересаев описывал зверства белых и красных. Закончилось чтение на главе, в которой положительная героиня бросает своему бывшему другу-коммунисту:
«Когда вас свергнут, когда вы даже сами сгинете на месте от своей бездарности и бессмысленной жестокости, - и тогда… всё вам простят! Что хотите, делайте, омохнатьтесь до полной потери человеческого подобия, - всё простят! И даже ничему не захотят верить… Где же, где же справедливость!»

Каменев заявил, что всё – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрека, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами - то ли еще бывало!»

Пушкин в жизни

За ужином Дзержинский сидел рядом с Вересаевым и совершенно очаровал его. Он сказал, что бойня, которую устроили в Крыму Пятаков, Землячка и Бела Кун – это ошибка, перегиб и превышение полномочий. Интересовался творческими планами. Вересаев поведал, что собирается написать о Пушкине – это будет совершенно новый жанр: ни одного слова от автора, только впечатления и воспоминания окружавших поэта людей. Пушкин глазами других. Реакция Сталина и Феликса Эдмундовича на этот замысел выглядела обнадёживающе.

Но злая судьба явила Вересаеву свою новую черту: когда берёшь в герои историческое лицо, с тобой начинают происходить те же несчастья, что и с ним. «Пушкин в жизни» начинается с приезда поэта к царю из ссылки. Николай I заверяет Пушкина в полной поддержке и сам собирается стать его цензором, причём весьма доброжелательным. В ответ Александр Сергеевич выжимает из себя нечто верноподданное, ощущая «подлость в каждом члене», а новые, да и старые его вещи цензура пощипывает всё сильней. Это же самое стало происходить с Вересаевым. Даже роман «В тупике» беспощадно кромсали, отвечая наглым смехом на слова «Политбюро одобрило».

Понимая по сюжету «Пушкина», чем это закончится, Вересаев опять обманул злой рок и перестал сочинять. Он решил сделать то, о чём мечтал ещё на историческом факультете – перевести «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. 8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года. Вересаев умер в тот день, когда закончил редактировать свою «Илиаду». Специалисты говорят, что это лучший перевод Гомера на современный европейский язык.

Михаил Шифрин

Русский писатель Вересаев Викентий Викентьевич (Смидович) занимает особое место в плеяде отечественных прозаиков. Сегодня он теряется на фоне своих выдающихся современников Л. Н. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина, М. Шолохова, но у него есть свой стиль, свои высочайшие заслуги перед русской словесностью и целый ряд превосходных сочинений.

Семья и детство

Родился Вересаев Викентий Викентьевич, биография которого была связана с двумя призваниями: врача и литератора, 4 января 1867 года в Туле. В семье будущего писателя было немало намешано национальностей. Родителями матери были миргородский украинец и гречанка, по отцовской линии в роду были немцы и поляки. Родовая фамилия литератора - Смидович, принадлежала древнему польскому дворянскому роду. Его отец был врачом, он основал первую в Туле городскую больницу, стал инициатором создания санитарной комиссии в городе, стоял у истоков Тульского общества врачей. Мать Викентия была высокообразованной дворянкой, она первая в городе открыла в своем доме детский сад, а затем и начальную школу. В семье было 11 детей, трое скончались в детстве. Всем детям было дано качественное образование, в доме постоянно бывали представители местной интеллигенции, велись беседы об искусстве политике, судьбе страны. В этой атмосфере и рос мальчик, который в будущем сам станет ярким представителем русского образованного дворянства. С детства Викентий зачитывался книгами, особо любим им был приключенческий жанр, особенно Майн Рид и Начиная с подросткового возраста, будущий литератор каждое лето активно помогал семье, он работал наравне с крестьянами: косил, пахал, возил сено, поэтому тяжесть сельскохозяйственных работ знал не понаслышке.

Учеба

Викентий Вересаев вырос в семье, где образование было обязательным для всех. Родители мальчика сами были людьми просвещенными, имели отличную библиотеку и любовь к учебе прививали детям. У Вересаева были очень хорошие природные гуманитарные задатки: отличная память, интерес к языкам и истории. В гимназии он учился очень прилежно, и каждый класс заканчивал с наградой в числе первых учеников, особенных успехов он достиг в знании древних языков и уже с 13 лет начал заниматься переводами. Окончил гимназию Вересаев с серебряной медалью. В 1884 году он поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который оканчивает, получив степень кандидата исторических наук. Но увлечение идеями народничества, влияние взглядов Д. Писарева и Н. Михайловского подвигло его на поступление в 1888 году в Дерптский университет (г. Тарту) на медицинский факультет. Молодой человек справедливо полагал, что профессия медика позволит ему «отправиться в народ» и принести ему пользу. Еще будучи студентом, в 1892 году он ездил в Екатеринославскую губернию, где работал во время эпидемии холеры заведующим санитарным бараком.

Жизненные перипетии

В 1894 году, окончив университет, Вересаев возвращается в Тулу, где начинает работать врачом. Викентий Вересаев, биография которого отныне связана с медициной, во время своей врачебной практики внимательно наблюдал за жизнью людей и делал заметки, которые затем становились литературными произведениями. Так в его жизни переплелись два самых главных дела жизни. Через два года Вересаев переезжает в Санкт-Петербург, его приглашают как одного из лучших выпускников медицинского факультета на работу в Петербургскую барачную (будущую Боткинскую) больницу для острозаразных пациентов. Пять лет он работает там ординатором и заведующим библиотекой. В 1901 году он отправляется в большое путешествие по России и Европе, он много общается с ведущими литераторами того времени, наблюдает за жизнью людей. В 1903 году он переезжает в Москву, где намеревается посвятить себя литературе. С началом Русско-японской войны Викентия Викентьевича как врача мобилизуют, и он становится младшим ординаторов в полевом передвижном госпитале в Манчжурии. Впечатления того времени позже станут темой нескольких его произведений. Во время Первой мировой войны также был военным врачом в Коломне, занимался организацией работы московского военно-санитарного отряда.

Прогрессивно настроенный Вересаев принял обе русские революции, в них он видел благо для страны. После Октябрьского переворота стал председателем Художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве. С 1918 по 1921 год жил в Крыму и был очевидцем ожесточенных боев между белыми и красными, этот период лишений и тягот станет также источником сюжетов для литературных сочинений. С 1921 года писатель живет в Москве, пишет и активно участвует в просветительской и организационной деятельности.

Во время Второй мировой войны уже пожилого писателя эвакуируют в Тбилиси. Он успел увидеть победу СССР в войне и скончался 3 июня 1945 года в Москве.

Первые литературные опыты

Вересаев Викентий начинает писать еще в гимназическом возрасте, первоначально юноша видел себя поэтом. Его первая публикация - это стихотворение «Раздумье», изданное под псевдонимом В. Викентьев в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 году. Через два года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев он публикует рассказ «Загадка», в котором дает свои ответы на главные вопросы бытия: что есть счастье и в чем смысл жизни. С этого времени литература стала постоянным занятием Викентия Викентьевича.

Становление мастера

Викентий Вересаев с самого начала своего пути в литературе определил свое направление как путь исканий, он в своих произведениях отразил мучительные метания русской интеллигенции, которые он пережил сам, пройдя путь от увлечения народничеством и марксизмом до умеренного патриотизма. Он почти сразу понял, что поэзия - это не его путь, и обратился к прозе. Сначала он пробует себя в малых формах: пишет рассказы, небольшие повести. В 1892 году он печатает серию очерков «Подземное царство» о жизни и тяжелом труде донецких шахтеров. Тогда он впервые использует псевдоним Вересаев, который и стал его литературным именем. В 1894 году он публикует повесть «Без дороги», в которой в образной форме повествует о поисках пути, смысла жизни русской общественностью и интеллигенцией. В 1897 году повесть «Поветрие» продолжает эту же тему, фиксируя обретение молодым поколением руководящей социал-демократической идеи.

Годы славы

В 1901 году выходят вересаевские «Записки врача», которые принесли ему известность на всю страну. В них писатель рассказывает о пути молодого врача, о тех реалиях профессии, которые обычно замалчивались, об экспериментах над больными, о моральной тяжести этой работы. Произведение показало большой писательский талант Вересаева, тонкий психологизм и наблюдательность автора. С этого времени он входит в плеяду ведущих литераторов страны, наравне с Гаршиным и Горьким. Прогрессивные взгляды писателя не остались незамеченными, и власти отправляют его под надзор в Тулу, чтобы сократить его активность.

В 1904-1906 годах выходят его записки о Японской войне, в которых он уже почти напрямую говорит о необходимости противостояния власти самодержавия. Вересаев Викентий также занимается книгоиздательской деятельностью, входит в разные литературные объединения. После революции активно участвует в просветительской работе, участвует в издании новых журналов. После революции обращается и к крупным формам и литературной критике Вересаев Викентий Викентьевич. Произведения в форме «критического исследования» о Пушкине, Толстом, Достоевском, Ницше стали новым словом в литературно-художественной прозе. Автор всегда стремился «воспитывать молодежь», транслировать высокие идеалы и просветительские идеи. Из-под его пера выходят великолепные критико-биографические очерки об И. Анненском, А. Чехове, Л. Андрееве,

Много времени писатель отдает переводческой деятельности, в его изложении увидели свет многие произведения из древнегреческой поэзии. За них Вересаев даже был удостоен Пушкинской премии. Даже в свой последний день Викентий Викентьевич занимался редактурой перевода «Илиады» Гомера.

Писательский метод

Вересаев Викентий свою писательскую судьбу связал с «новой жизнью», в этом он перекликается с М. Горьким. Его писательская манера отличается не только ярким реализмом, но и тончайшими психологическими наблюдениями за собственными переживаниями. Автобиографичность стала отличительной чертой его творчества. Свои впечатления о жизни он излагал в очерковых сериях заметок. Мировоззренческие искания нашли свое выражение в повестях, которыми стал знаменит Викентий Вересаев. «Состязание», «Эйтимия» и некоторые другие рассказы стали его повествованием о личной жизни и размышлениями о женском идеале.

Наиболее ярко творческая суть Вересаева выразилась в таких произведениях, как романы «В тупике» и «Сестры».

Критика и отзывы

Вересаев Викентий при жизни был довольно благосклонно встречен критикой, его отмечали как актуального и передового автора. Современные литературоведы редко обращаются к творчеству писателя, что, однако, не означает отсутствие у него творческих находок и талантливых произведений. Отзывы современных читателей тоже редки, однако очень благосклонны. Современные ценители Вересаева отмечают его великолепный стиль и созвучие мировоззренческим исканиям современной молодежи.

Частная жизнь

Вересаев Викентий Викентьевич был постоянно поглощен своей работой. В жизни он был простым и очень доброжелательным и приветливым человеком. Он был женат на своей троюродной сестре Марии Гермогеновне. Детей у пары не было. В целом он прожил благополучную жизнь, наполненную работой и участием в организации просветительского и творческого процесса в стране.

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) вошел в историю прежде всего как писатель, автор знаменитых «Записок врача», однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия.

В.В. Смидович (псевдоним Вересаев он избрал в 1892 г.) родился в Туле 4 (16) января 1867 г. в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И. Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830-1831 гг., был известным в городе врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель и его семеро братьев и сестер, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним.

В мае 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию. Несмотря на «медицинскую атмосферу», которая царила в доме, будущий писатель, ощущая в себе литературный талант, поступил не на медицинский, а на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако, успешно окончив его и получив звание кандидата, в 1888 г. Викентий Викентьевич поступает на медицинский факультет Дерптского университета.

В своих «Воспоминаниях» писатель объясняет свой выбор «влечением к наукам точным и знаниям реальным», а главное желанием стать писателем. По его мнению, писатель должен хорошо знать человека как в здоровом состоянии, так и во время болезни. В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ (1893). По окончании университета, в 1894 г., убедившись в том, что даже хорошая (по тем временам) теоретическая подготовка не позволяет заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, отправляется в Петербург, где устраивается сверхштатным ординатором в барачной больнице для острозаразных больных им. С.П. Боткина. «Сверхштатным» означало много работать и ничего не получать.

Многие годы жизни Викентий Викентьевич были посвящены медицинской деятельности, в которой он проявил себя как компетентный самоотверженный врач и общественный деятель, отстаивавший права пациентов и врачей.

Так, известно, что во время холерной эпидемии 1892 г. Вересаев поехал на борьбу с болезнью в Донецкий бассейн, где два месяца заведовал холерным бараком недалеко от Юзовки. Во время русско-японской войны он был мобилизован на фронт в качестве младшего ординатора одного из полковых госпиталей, где не только занимался врачебной деятельностью на передовой, но и выполнял гражданский долг писателя — быть честным и беспристрастным свидетелем происходящего. Этому периоду были посвящены его произведения «Рассказы о японской войне» и

«На войне», которые признаны документами большой впечатляющей силы, по которым современники и потомки изучали кошмарные события войны.

Будучи врачом, активным общественным деятелем (Викентий Викентьевич придерживался взглядов радикальной политики, был близок к идеям марксизма) и литератором одновременно, в своих произведениях Вересаев затронул многие актуальные вопросы медицины и общества. Его «Записки врача», опубликованные в 1901 г., и по сей день не утратили своего общественного и даже (несмотря на прогресс науки) медицинского значения.

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, — говорит В.В. Вересаев, — обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Работая над книгой, Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчеты, материалы врачебных съездов.

В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Немалое место в ней занимают вопросы обучения профессии, ярко описываются переживания студента-медика.

Начиная с третьего курса университета, молодой врач знакомится уже не с абстрактными болезнями, а видит людей, страдающих от опухолей, язв и ран. Весь мир начинает казаться ему одной сплошной больницей: «Предметом нашего изучения стал живой, страдающий человек. На эти страдания было тяжело смотреть; но вначале еще тяжелее было то, что именно эти-то страдания и нужно было изучать. Потоки крови при хирургических операциях, стоны рожениц, судороги столбнячного больного — все это вначале сильно действовало на нер вы и мешало изучению; ко всему этому нужно было привыкнуть».

Одним из наиболее злободневных вопросов для Вересаева является беспомощность врача на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности. Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу: происходит это потому, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. В.В. Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы «первой операции», когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь. Многое из того, что В.В. Вересаев предлагал в «Записках врача» в области медицинского образования, было правильным для того времени, когда он работал над этим произведением, и осталось актуальным и в настоящее время.

В книге немалое место уделено вопросу врачебных ошибок. В.В. Вересаев так пишет о хирургии: «Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, — там ошибок нет, где творчество, — там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки через «горы трупов». Он приводит примеры, как не -

опытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. Вот в результате неудачной операции больная погибла от перитонита. На вскрытии патологоанатом подтвердил диагноз и показал студентам кусок вырезанной кишки со зловещей ранкой, окруженной гнойным налетом. Эта небольшая ранка и погубила девочку.

В своем заключении профессор указал, что при той массе сращений, которыми изобиловала опухоль, заметить такое поражение было нелегко, и в столь тяжелых операциях ни один самый лучший хирург не может быть гарантирован от несчастных случайностей. Б.А. Боравский в своем исследовании «Медицина в литературе и искусстве» обращает внимание на дидактическое значение художественного показа терапевтических ошибок: рассказ Вересаева о возникновении смертельного сепсиса после втирания мази в область воспаленной железы не раз удерживал от повторения подобной ошибки. «Да, ошибки возможны в любой специальности, — рассуждает В.В. Вересаев, — но нигде они так не ощутимы, как в медицине, где имеешь дело с человеком, и поэтому надо делать все, что в силах врача и медицины, чтобы ошибок было как можно меньше». Однако, предостерегая врачей от ошибок, он в то же время посвящает немало страниц защите ставших жертвами тяжких обвинений потому лишь, что им не удалось вылечить больного.

В.В. Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, — пишет он, — но к этому одно существенное ограничение: если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну. Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании он нарушил вверенную ему больным тайну».

В своих философско-этических рассуждениях В.В. Вересаев уделяет много внимания опытам на людях. Медицина должна совершенствоваться и обогащаться, — указывает он, — практический опыт и врачебное мышление врача должны вырабатываться наблюдениями у постели больного, изучением литературы, опытами на животных в физиологических лабораториях, в прозекторских на трупах, где мертвые помогают лечить живых. Без вскрытий не может выработаться хороший врач, совершенствоваться медицинская наука. Наряду с этим он с возмущением приводит многочисленные примеры, когда врачи прибегают к опытам на людях, называя их «возмутительной гнусностью».

Вересаев призывал коллег к гуманному и честному отношению к больному человеку: «Надо быть с ним всегда честным, хотя и не всегда ему можно сказать правду; всегда следует думать о том, чтобы поднять его дух, вселить больному веру в исцеление, завоевать его доверие к себе, изобретать, фантазировать, создавать хорошее, бодрое настроение». Именно таким должен быть врач.

Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки». Но и в этом прекрасном будущем, по мнению В.В. Вересаева, процесс физического развития будет протекать крайне односторонне: будет развиваться интеллект, физически же человек будет регрессировать; он все более будет терять положительные качества, унаследованные от природы. Для того чтобы этого не было, писатель считает необходимым, чтобы все больше развивался не только мозг, но и мышцы человека, чтобы у него были «изощренные органы чувств, ловкое и закаленное тело, дающее возможность действительно жить с природой одной жизнью». В «Записках врача» Вересаев прямо указывает, что с культурой регрессирует образ человека, создавшийся путем долгого и трудного развития. И чем больше будет преуспевать медицина, тем больше будет идти это ухудшение.

С большой остротой он показывает, что массовые заболевания, преждевременная старость, высокая смертность — прямой результат тяжелого, изнурительного труда, безысходной нужды и бескультурья широких народных масс. Доктор рассказывает о своих пациентах: к нему на прием приходит прачка с экземой рук, ломовой извозчик с грыжей, прядильщик с чахоткой. Чем может он помочь им? Прописать порошки и мази, посоветовать, чтобы у прачки не мокли руки, чтобы ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений?

Но доктор прекрасно понимает, что пациенты поблагодарят его за советы и лекарства, но объяснят ему, что дела своего не бросят, так как им нужно жить.

Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В. Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной; он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова, он должен не только указывать, — он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.

«Не может существовать такой на уки, которая бы научила залечивать раны с торчащими в них гвоздями; наука может только указывать на то, что человечество так не может жить, что необходимо прежде всего вырвать из язв гвозди…» Кто решится сказать, что эти слова утратили свою актуальность и в наше время?

Подготовила Наталья МЯГКОВА

(настоящая фамилия - Смидович) (1867-1945) русский писатель

В сознании большинства писателей имя Вересаева Викентия Викентьевича занимает видное место в ряду известных художников слова начала XX века. Лишь в последние годы стало очевидно, что он занимал заметное место и в советской литературе, но был сознательно отлучен от нее в тридцатые годы.

Викентий Вересаев родился в Туле, где его отец работал земским врачом. Мальчик начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека. В семье было много детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое.

Закончив Тульскую классическую гимназию, Викентий Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже на втором курсе он напечатал свое первое произведение - стихотворение «Раздумье», а через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием.

После окончания Петербургского университета, со степенью кандидата исторических наук, Викентий Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета. В то время он находился под сильным влиянием идей народников и считал, что должен своим трудом приносить практическую пользу людям.

В 1894 году Вересаев получает диплом врача и возвращается в Тулу. Вскоре наступает разочарование в народнических идеях. Свои настроения писатель отражает в повести «Без дороги» (1895). Она ввела его в круг известнейших русских писателей того времени - Ивана Бунина , Максима Горького , Владимира Короленко , Антона Чехова . Повесть открыла цикл произведений Викентия Викентьевича Вересаева, посвященных настроениям русской интеллигенции, - «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени Вересаев перестает заниматься медициной и целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. писатель был призван в армию, где ему вновь пришлось вернуться к врачебной деятельности. Он проявил себя как пацифист, противник войны, отразив свои наблюдения в автобиографических записках «На войне» и сборнике очерков «Рассказы о войне» (1906).

После демобилизации, Викентий Вересаев живет в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1909), в которой рассказывается о революционерах.

В 1911 году по его инициативе было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нем он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед: выпускает книги о Достоевском, Толстом, а также переводы с древнегреческого языка. Интерес к античности возник у Вересаева после путешествия в Грецию в 1912 году. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен Пушкинской премии - высшей литературной награды России.

Октябрьскую революцию Викентий Викентьевич Вересаев вначале принял и даже; вошел в руководство всероссийского союза писателей. Однако политика новой власти, направленная на подавление интеллигенции, вскоре оттолкнула писателя от участия в общественной, жизни. К тому же в 1918 году было закрыто его издательство, что вызвало у писателя вполне обоснованный протест. В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения - М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века.

Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход Вересаева к художественной публицистике. Он составляет книги «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», где занимательный рассказ о жизни писателя создается посредством умелого подбора цитат. Такой прием создания биографии был совершенно новаторским, поэтому произведения Викентия Вересаева неоднократно издавались в советское время и практически стали восприниматься как единственные, которые им были написаны. Остальные же его рассказы и романы были опубликованы гораздо позже.

В 1933 году Викентий Викентьевич Вересаев завершает роман «Сестры», в котором продолжает основную тему своего творчества. Он всегда писал об интеллигенции в сложные драматические периоды истории. Но рассказанное им наслоилось на один из самых, пожалуй, страшных периодов в развитии русского общества XX века. Вересаев описывает начало процесса создания тоталитарного мышления и одновременно выносит своеобразный приговор происходящему.

Последствия было легко предугадать. Как и многие другие произведения того времени, роман был запрещен и остался неизвестным широкому читателю точно так же, как и произведения на ту же тему А. Платонова. Только в 1988 году он был впервые опубликован полностью.

Писателю не оставалось ничего другого, как снова уйти в прошлое. Он продолжает писать мемуары, которые будут собраны его близкими. Для читателя Викентий Вересаев становится известным как автор переводов поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также поэмы Гесиода «Труды и дни». В это время писатель жил в подмосковном поселке Николина Гора, где позже его вдова открыла музей.

В конце тридцатых годов начинают печататься рассказы о детях, потом окажется, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

Похожие публикации