Открытый урок с эстрадным ансамблем методика. Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала

Пермский край

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Калининская детская школа искусств»

Открытый урок.

«Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала»

Подготовил: Гурьянова Н.Л.
Преподаватель эстрадного вокала




с.Калинино 2017 г.

Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала.

Цель урока: показать и раскрыть основные моменты работы с вокальным ансамблем.
Задача урока: показать работу с вокальными упражнениями и проработать вокальные партии, аранжировки.

Ход урока.
1. Вступительное слово 3 мин.
2. Пояснительная записка 2 мин.
3. Распевание 8 мин.
4. Работа с вокальными партиями 20 мин.
5. Исполнение в концертном варианте 7 мин.
6. Заключительное слово 5 мин.

Музыкальный материал.
1. Д. Тухманов, Ан. Поперечный. «Аист на крыше»

2 . «Я бы хотела нарисовать мечту»


Вступительное слово.
Вокальный ансамбль школы искусств существует третий год и состоит из однородного двухголосного состава с элементами 4х голосья, учеников вокального отделения старших классов.
Всего занимается 4 человека по 2 в каждой партии. Ансамбль исполняет различные произведения на русском, английском языках и являются постоянным участником всех внутри школьных концертов, а так же принимают участие в муниципальных и межмуниципальных конкурсах.

Пояснительная записка.

Чтобы выявить характер голоса и определить какую партию ему поручить в ансамбле, нужно начинать с «распевки», с каждым в отдельности. В ходе распевания, руководитель определяет тип голоса, его диапазон, выявляет качественные (тембровые) характеристики певческого звука. Необходимо знать, что в эстрадном пении, деление на типы голосов условное. Это обусловлено тем, что эстрадные вокалисты поют в натуральном регистре. У них нет искусственно расширенного высокого участка диапазона, с использованием головных резонаторов. В эстрадном пении голоса различаются, соответственно своей «массе», как высокие и низкие, плюс индивидуальные качества певческого звука.

Прежде чем начинать работу по выработке единого певческого звукообразования у всех участников вокального ансамбля, важно выявить такие нюансы характера голоса как прозрачные, плотные, легкие, тяжёлые, звонкие, приглушённые, звучные, тихие и т.д.

Каждому составу, следует подобрать соответствующие распевки, с целью добиться умения петь упражнения без «своего» тембра, без «своей» вибрации и «своей» силы звука. Каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как исходящее из одного источника, одного тембра, одной громкости и с общим вибрато.

Лучшие упражнения для выработки единого певческого звукообразования – это диатонические гаммы и арпеджио. Упражнения и гаммы исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота.

Распевки поются в унисон (если состав смешанный – в октавный унисон), в диапазоне свободно, без напряжения берущихся звуков. При этом в нижнем регистре, низкие голоса поют субтоном, девушки «включают» грудной регистр голоса и поют на pp.

Распевание.

Альты поют упражнение до Ре первой октавы и возвращаются на исходную, сопрано поют до Си первой, ждут, когда альты споют свой оборот и присоединяются к ним с этой же ноты. Такты на три четверти просчитываются вслух или отмечаются телодвижением

Педагог играет упражнение двумя руками в малой и второй октавах. Во всех упражнениях в слоге уВа, гласную у произносить как английский W, исполняя его как форшлаг к слогу Ва .

Гамма для распевок ансамбля выглядит так:

Петь по полутонам вверх до Ре второй октавы. Альты вступают с ноты Ля малой октавы и поют до Фа первой. Руководитель играет упражнение двумя руками в малой и первой октавах.

Все упражнения петь от начала до конца, и только после этого руководитель делает замечания, даёт установку на исправление ошибок, и снова полностью выполнить весь ход упражнения.

Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно. Там где, скажем, низким голосам высоко, они опускаются на октаву или пропускают высокие ноты. Следует следить за динамическим и тембровым балансом голосов, не допускать выделения какого либо голоса. Атака во всех видах упражнений любая, но единая для всех поющих в ансамбле.

Чётко артикулировать скэт. Использовать только предлагаемые слоги. Распевать ансамбль следует до десяти минут. Обязательно применять нюансировку, различные тембровые оттенки и динамику.

Во время исполнения упражнений, ученики обязательно отбивают доли такта ступнёй. Когда унисон будет выполняться уверенно и чётко, ансамбль переходит к упражнениям гармонического склада.

Аккордовые упражнения.

Аккордовые упражнения петь piano. Руководитель определяет вид атаки, даёт настройку на фортепиано одним звуком или аккордом и просчитывает паузы вслух. Темпы медленные.

Участники ансамбля внимательно слушают настройку и лёгким звуком, без подъезда, начинают упражнение. Вслушиваются в каждый звук, интервал и аккорд. «Растворяют» в общем звучании свой голос.

Все аккордовые упражнения исполняются на crescendo.

Руководитель сам выбирает удобную тесситуру упражнений.

В следующем упражнении паузы отмечает руководитель. Исполнение свободное, по руке педагога.

В медленном темпе и очень свободно.

Скэт подобрать удобный, паузы выдерживать, нюансы соблюдать. Выучить наизусть. Петь в различных тональностях и темпах.

Разучивание партий.

Прежде чем ученики выпишут каждый свою партию для разучивания, необходимо ознакомить их с композицией, напеть каждую партию, обратить внимание на детали и характер интерпретации. На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию. Педагог играет эту же партию в октавный унисон, выдерживая фразировку задуманного общего звучания песни. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый. И только на третьем уроке происходит соединение всех голосов. Сразу же обратить внимание на фразировку и баланс голосов. На четвёртом уроке можно требовать исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.

Следующие два – три урока добиваться выполнения требований восьми пунктов.

ИСПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ

Исполнение эстрадной музыки имеет свои особенности:

а) допускаются отклонения от ритмического рисунка мелодии, зафиксированной в нотной записи.

б) принципиальное значение имеет способ звукообразования и манера интонирования.

в) каждый исполнитель должен обладать чувством свинга и острым ощущением ритма.

г) в ансамбле необходим лидер, способный повести за собой группу, в наибольшей степени владеющий навыками эстрадного исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работу с эстрадным ансамблем стоит начинать с работы над динамическим и тембровым балансом и вокальной артикуляцией. Добиться этого можно грамотно и упорно работая с вокальными упражнениями – трезвучиями, гаммами, арпеджио и аккордами, по всему рабочему диапазону данного ансамбля. Приступать к работе с вокальной композицией можно только после того как выучены и проработаны вокальные партии аранжировки, приступать к работе над художественной и вокальной интерпритацией композицией, когда она будет впета и отшливована технически. Работая с вокальным ансамблем, следует добиваться:

    Одновременного и бесшумного вдоха.

    Однотипной атаки.

    Инструментальной эмиссии звука.*

    Хорошо смешанного, «общего» тембра.

    Чётко одновременного начала и концовки упражнений.

    Строгого выполнения штрихов, пауз и нюансов.

    Устойчивой и чистой интонации.

* Нормой пульсации голоса в пении, считается 6-7 колебаний в секунду. Добавьте сюда едва уловимые отклонения в ту или другую сторону. И если четыре вокалиста с разной частотой вибрато споют аккорд, то в лучшем случае звучание его для слуха будет некомфортно. Чтобы достичь чистого интонирования, каждый поющий должен петь ровным (инструментальным) звуком, без вибрато. При этом стараться «растворить», «утопить» звук своего голоса, в звуке голоса рядом поющего

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: "Развитие ладового слуха и чувства метроритма".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

дополнительного образования

Курск - 2013

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Семушина Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр Детского творчества №5
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков певческого дыхания. Конспект занятия по эстрадному вокалу".
Дата публикации: 01.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования Центр Детского Творчества №5

«Формирование навыков

певческого дыхания»

Конспект занятия по эстрадному вокалу

Возраст учащихся 10-17 лет,

год обучения – любой

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной

г. Ульяновск, 2017 год

Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической

певческой деятельности учащихся.

Задачи :

Образовательные

Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;

Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению

правильного певческого дыхания;

Показать практическую значимость упражнений.

Развивающие

Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике

и укреплению здоровья.

Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских

навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное

диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,

эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.

Воспитательные

Воспитание художественного вкуса через освоение

Воспитание сознательного подхода к обучению.

Личностные

Научить использовать возможности своего организма для укрепления и

сохранения здоровья;

Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.

Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной

презентации.

Методы:

Словесные – комментарии, объяснения, беседа.

Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.

Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-

поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,

сравнительный анализ.

Технологии : личностно-ориентированная, развивающего обучения,

межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного

обучения, ИКТ.

Межпредметные связи : музыка, физкультура, сольфеджио, русский язык,

литература.

Планируемые результаты : усвоение учащимися знаний по формированию и

применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение

артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения

произведения.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для

проведения занятия с необходимым количеством посадочных мест, доска,

мел, стулья, листы бумаги, ручки, компьютер и мультимедийная установка.

Продолжительность занятия: 1 ч. 40 минут.

№ Этапы работы

Организационный момент

Педагогическая цель: создать условия

для эмоционального настроя и

плодотворной деятельности.

Приёмы мотивации: создание

атмосферы психологического

комфорта.

Методы : словесный, игровой.

Форма проведения: игра.

Форма работы: работа в парах.

Продолжительность: 3 мин.

Здравствуйте, ребята! У меня

прекрасное настроение, и я хочу,

чтобы и у вас оно стало таким

же. Предлагаю вам игру “Подари

тепло другу”.

Встаньте парами лицом друг к

другу. Пусть одни из вас раскроют

свои ладони, а другие накроют их

своими. Посмотрите ласково друг

другу в глаза так, чтобы ваши

ладони потеплели. Чувствуете

А сейчас пожелайте друг другу

что-нибудь хорошее, чтобы ваши

ладони потеплели еще больше.

Что вы пожелали друг другу?

(ответы учащихся)

Настроение улучшилось? Тогда

начинаем!

Актуализация знаний для изучения

нового материала

Педагогическая цель: подготовить

детей к изучению нового материала,

создать ситуацию выбора приоритета

жизненных ценностей, определить

понятия «здоровье».

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации для

самомотивации детей.

Метод: игровой с элементами

проблемного обучения.

Форма проведения: беседа, игра-

путешествие.

Форма работы: коллективная,

самостоятельная работа.

Оборудование: стол, бумага,

карандаши.

Продолжительность: 12 мин.

Предлагаю отправиться в

путешествие на воздушном шаре.

Нарисуйте на листах бумаги

воздушный шар, который летит

над землей. В корзине воздушного

шара нарисуйте человечка.

Представьте, что это вы летите

на воздушном шаре. Вокруг голубое

небо, светит солнце. Напишите 9

жизненных ценностей, важных для

Вас настолько, что Вы взяли бы их

с собой в путешествие (например,

дружба, любовь, семья, богатство,

здоровье...). Представьте, что ваш

воздушный шар начал снижаться и

может скоро упасть. Чтобы

подняться вверх, необходимо

срочно избавиться от лишнего

балласта. Сбросьте балласт, то

есть вычеркните 3 (а потом еще 3)

слова из списка. Что вы оставили в

Учащиеся перечисляют свои

жизненные ценности. Педагог

записывает их в столбик на доске.

Если жизненные ценности

повторяются, педагог ставит

плюсы. Затем по количеству

плюсов и по важности для

жизненных ценностей. Например,

1 место – здоровье, 2 место -

семья и т.д. Приходят к общему

выводу о том, что главная

жизненная ценность для человека -

его здоровье.

Что же такое здоровье? (Дети

высказывают свои варианты

С помощью педагога приходят к

выводу, что «здоровье» – это не

просто отсутствие болезней,

это состояние полного

физического, психического,

социального благополучия.

Чем вас лечат, когда вы болеете?

Дети обычно отвечают:

«Лекарствами».

А можно быть здоровым без

лекарства?”

Можно, но как?

Приходят к выводу о том, что

нужно следить за своим здоровьем,

вести здоровый образ жизни,

заниматься спортом, учиться

правильно дышать.

Изучение нового материала

Педагогическая цель: формировать

знания о роли дыхания в жизни

человека, навыки правильного

певческого дыхания, развивать

музыкальный и гармонический слух,

Приём мотивации: эмоциональность

изложения, наглядность,

Объяснение материала с

использованием компьютерной

презентации.

Тема нашего занятия –

«Формирование навыков певческого

дыхания».

Сегодня мы поговорим о роли

дыхания в жизни человека, о том,

занимательность и красочность

предлагаемого материала для

формирования устойчивого,

познавательного интереса.

Методы: репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный,

организация совместной

деятельности.

Форма проведения: беседа с

использованием компьютерной

презентации

Форма работы: коллективная.

Оборудование: компьютер,

презентация.

Продолжительность : 1 час 05 мин.

Беседа «Роль дыхания в жизни

человека», объяснение нового

материала – 8 минут;

Выполнение упражнений – 20 минут;

Перерыв – 10 минут;

Работа над репертуаром – 27 минут.

как правильно дышать, и о том,

как правильное дыхание влияет на

индикатор здоровья человека.

правило, имеют крепкое здоровье.

Пение положительно влияет на

работу дыхательной системы,

почек, гортани, щитовидной

железы, сердца.

Пение – отличное средство

самовыражения и снятия

внутреннего напряжения.

В процессе пения укрепляется

певческий аппарат, развивается

дыхание, положение тела во время

пения (певческая установка)

способствует формированию

хорошей осанки.

Пение – один из факторов

улучшения речи, оно благотворно

помогает строить плавную и

непрерывную речь.

Пение положительно влияет на

общее состояние здоровья.

Дыхание – одна из главных загадок

человека. Это ключ к множеству

тайне здоровья, тайне

продолжительности жизни, тайне

сверхъестественных

способностей.

Только дыхание отличает живое

от неживого, нашу планету от

всех других в Солнечной системе,

камни от цветов, жизнь от

Человек может прожить неделю

без воды, 5 дней без сна, месяц –

без еды, но его жизнь остановится

через несколько минут, если он

перестанет дышать.

Еще тысячи лет назад древние

целители знали: дыхание позволяет

человеку лучше познать себя,

восстановить энергетические

запасы организма. Это

подтверждается и сейчас.

Дыхание – это основа жизни, это

получение жизненной энергии из

окружающего пространства.

Именно дыхательные упражнения

позволяют человеку уйти от

медикаментов.

Дыхание уравновешенного человека

отличается от дыхания человека в

состоянии стресса. Дыхательные

упражнения помогают справиться

с целым рядом проблем

современного мира: синдромом

хронической усталости,

депрессией, перепадами

настроения. Установлено, что

если дышать в радостном темпе,

через некоторое время

почувствуешь радость. Также

можно вызвать печаль, тревогу и

даже страх. Каждой эмоции

соответствует свой дыхательный

Дыхательный ритм имеет большое

значение для спортсменов.

Высочайшие достижения в спорте

невозможны, если ты не умеешь

правильно дышать. Благодаря

дыхательным практикам заметно

омолаживается весь организм.

В нашем организме, как в костре,

сгорают питательные вещества и

проходят реакции окисления. Чем

быстрее и больше поступает в

организм кислорода, тем быстрее

этот костер прогорит.

Таким образом, можно

рассуждать о связи дыхания и

продолжительности жизни.

Собака, например, делает 40

вдохов в минуту, ее

продолжительность жизни 15-20

лет. Человек делает примерно 17

вдохов в минуту, живет 70-80 лет.

Черепаха делает 1-3 вдоха в

минуту, живет 150-200 лет, есть

виды, которые живут до 500 лет.

Какой вывод можно из этого

Дети приходят к выводу: чем

медленнее дышишь, тем дольше

живешь.

В легких здорового человека

должен быть постоянный уровень

CO2 = 6,5%, и значение только

этого важнейшего параметра

отличает больного человека от

здорового. Содержание

углекислого газа в организме

можно регулировать

тренировками дыхания, и сделать

это человек способен в любом

возрасте.

Человек – единственное существо

на планете, которое способно

сознательно управлять своим

дыханием, поэтому необходимо

работать над собой,

контролировать свое дыхание,

наслаждаясь долгой и счастливой

На занятиях мы уделяем большое

значение дыханию, т.к. правильное

певческое дыхание – это основа

Комплекс здоровьесберегающих

упражнений, который сегодня мы

освоим, является профилактикой

заболеваний, в первую очередь,

заболеваний органов дыхания.

Начнем с упражнений на

формирование и сохранение

правильной осанки и укрепление

позвоночника.

Во время пения нужно стоять

ровно, спина и ноги ровные,

подбородок параллельно полу,

слегка вздернут. Если подбородок

ушел куда-то вниз, как часто

пытаются взять низкие или

высокие ноты, сразу образуется

зажим на месте шея – плечи.

Упражнение «Замок»

Для начала проверим состояние

осанки и позвоночника. Заведём

правую руку за спину сверху, а

левую снизу и сцепим в замок. А

теперь поменяем руки. Получилось

легко – значит, у вас хорошая

осанка и нет особых проблем с

позвоночником.

А как сформировать осанку?

«Книга на голове» - самое

эффективное упражнение на

сохранение осанки.

Можно постараться выполнить

обычные поручения: принеси ручку,

сядь на стул, посмотри в окно, и

делать всё это с книгой на голове.

Можно посоревноваться с детьми,

у кого книга на голове

продержится дольше.

Расслабление

Во время пения тело должно быть

расслаблено, не должно

ощущаться напряжение каких-

либо мышц. В первую очередь, это

относится к мышцам живота и

груди: живот должен быть

расслабленным, мягким. Грудь

нельзя держать после вдоха

«колесом», т.е. выпячивать вперед

и в стороны, мышцы шеи не

должны быть зажаты.

Необходимо также, чтобы

гортань во время пения находилась

в свободном, естественном

положении. Вредна какая-то

постоянная маска на лице,

искусственная улыбка, широко

раскрытые глаза и т.п. Т.е. тело

должно находиться в свободном,

естественном положении.

Физическое расслабление мышц

тела необходимо не только для

свободы гортани, но и для

правильной работы дыхания.

Предлагаю выполнить несколько

упражнений на расслабление.

Упражнение «Пол - потолок»

Задание: Встаньте прямо, ноги на

ширине плеч, руки над головой и

представьте, что вас активно

сжимает пол и потолок. Вы –

пружина, которая стремится

разжаться.

Упражнение «Крест»

Задание: Встаньте прямо, ноги

вместе, руки в стороны.

Представьте, что вас

растягивают вертикально (за ноги

– вниз, за макушку – вверх), и

одновременно – горизонтально (за

левую руку – влево, за правую –

Упражнение «Грим»

Накладываем воображаемый грим

на лицо, лоб, щеки, подбородок.

Похлопываем, поглаживаем.

Можно посмотреться в

воображаемое зеркальце и

мысленно произнести – «Ах, какая

красота!» Советую выполнять

это упражнение перед любым

выступлением, оно раскрепощает

мышцы лица, снимает внутреннее

напряжение, поднимает

настроение, создает чувство

уверенности в себе.

Упражнение «Самомассаж»

Самомассаж улучшает

кровообращение, обмен веществ,

работу всех органов и систем,

повышает тонус организма,

помогает противостоять

простудам и поднимает

настроение.

Исходное положение - стоя. Для

выполнения этого упражнения

активно прогреваем ладони -

трем одну о другую («добываем

огонь»). Когда ладони стали

горячими, начинаем круговыми

движениями растирать

поочередно суставы в следующем

порядке: запястье, локти, плечи,

шея, поясница, колени, голени.

Соответственно в ходе

выполнения упражнения

постепенно сгибаемся до нижней

точки наклона. После выполнения

упражнения медленно

поднимаемся, «выстраивая»

позвоночник от копчика до шеи.

Дыхание – это топливо для

вокалистов. От правильно взятого

дыхания зависит качество звука в

Следующий комплекс дыхательных

упражнений поможет вам лучше

ощутить свою диафрагму и

правильное певческое дыхание.

Я предлагаю встать вполуоборот,

что позволит мне контролировать

выполнение упражнений.

Мы с вами уже знаем, что дыхание

состоит из трех моментов – вдох,

задержка и выдох.

Упражнения на дыхание

«Вдох-выдох»

Вдох и выдох необходимо

контролировать диафрагмой – это

мощная мышца, которая

находится под грудной клеткой.

При вдохе она опускается, при

выдохе поднимается. Чтобы

проще понять, представим себя в

форме шарика или гармошки.

Например, если я, например,

гармошка, то, чтобы меня начать

растягивать, то при вдохе у меня

передняя и задняя стенка, как бы,

раздвигают друг друга. Показ.

Во время вдоха представьте, что

вдыхаете аромат любимого

цветка, при этом следите, чтобы

плечи и грудь не поднимались,

работала диафрагма и мышцы

поясницы.

Чтобы чувствовать диафрагму,

покашляйте, положив кулачок под

грудную клетку. Теперь обхватите

себя - одна рука на животе, другая

на пояснице. Делаем плавный вдох и

плавный выдох на звук «Ф».

Следите, чтобы не поднимались

грудь и плечи. Выдыхать воздух

нужно до конца. Попробуем?

Выполнение. Если вы правильно

выполняете упражнение, то у вас

автоматически пропускается

воздух в диафрагму.

Ну как, получается? Не

волнуйтесь, не у всех это

получается сразу, нужно долго

тренироваться. Желательно

выполнять это упражнение еще

дома перед зеркалом.

Упражнение на плавном вдохе

«Холодное дыхание» («Свеча»)

Нужно поставить перед собой

ладошку и подуть на нее.

Свободную руку для контроля

положим на живот. Дуем на

ладошку, чтобы почувствовать

холод на ладони. Выдыхать воздух

нужно до конца, чтобы ладошка

была всегда холодной. Следим за

диафрагмой – живот «убегает»,

как бы «прилипает» к спине. Показ

– выполнение.

«Раздувание огня»

Также холодный, только теперь

прерывистый выдох.

Прикладывайте усилия к тому,

чтобы выдох был ощущаем, как

будто стоит свеча, и вам нужно

ее задуть.

Упражнение «Вертолет»

кончика языка о небо, произносить

букву «р». Некоторым трудно

произнести звук «р», но все же,

постарайтесь предельно

расслабить кончик языка. Нужно

делать это предельно долго на

одном выдохе и предельно ровно,

чтобы звук не прерывался, не

переходил в какое-то шипение, а

был такой, как маленький

вертолет. Нужно быстро и

коротко вдохнуть, желательно и

ртом, и носом одновременно,

причем не в легкие, а сразу в

живот. Т.е. грудь не поднимается.

Это упражнение можно где

угодно, но, поскольку рычание

достаточно громко слышно, то,

когда вы уже отработаете это

упражнение, поймаете ощущение,

можно перейти на тихий свист,

на букву «с». Здесь у нас уже

получится не вертолет, а

воздушный шарик.

Упражнения на парные

согласные : «с-з», «ш-ж», «ф-в»

Произносим согласные на одном

дыхании, переходя с шипящего на

звонкий, контролируя ощущение

задней стенки диафрагмы (мышц

поясницы).

Вокальные упражнения

Пение закрытым ртом на звук «м»,

с опорой на дыхание, начиная на

примарных тонах в удобной для

учащихся тесситуре.

Пение упражнения в пределах

«секунд» на разные слоги.

Последний звук увеличивает

продолжительность ровного,

спокойного освобождения от

дыхания в зависимости от его

Упражнение поется на «legato»,

начиная от ля первой октавы по

тонам вниз на чередовании гласных

и на ощущении «длинного смычка»

Упражнение поется на сочетании

чередования слогов, где

присутствует гласный и согласный

Упражнение на звук «р» по звукам

тонического трезвучия вниз вверх и

вниз по полутонам.

Работа над репертуаром

Сегодня мы продолжим работу

над музыкальным произведением

Анны Петряшевой «Музыка-река»

План работы:

Анализ словесного текста и его

Грамотное чтение нотного

Разбор тонального плана, ладовой

и гармонической структуры

произведения.

Членение на мотивы, периоды,

предложения, фразы. Определение

формы (куплетная, двухчастная,

трехчастная и т. д.).

Фразировка, вытекающая из

музыкального и текстового

Различные виды динамики.

Построчная работа над песней.

Работа над чистотой

интонирования в партиях сопрано

на сцене с микрофонами.

Закрепление нового материала

Педагогическая цель: формирование

способности выделять главное и

применять полученные знания на

практике.

Устный опрос

Что такое здоровье? (Ответы

учащихся)

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации

соревнования.

Метод: словесный, игровой.

Форма проведения: соревнование.

Форма работы: коллективная работа.

Продолжительность: 15 мин.

Контроль . Устный опрос по теме.

Контроль усвоения, обсуждение и

исправление ошибок Мониторинг на

дыхание и дикцию.

Как дыхание влияет на жизнь

человека? (Ответы учащихся)

Назовите правильное положение

тела во время пения стоя и сидя?

(Стоять или сидеть прямо,

свободно, не должно ощущаться

напряжение каких-либо мышц тела

и лица, гортань в свободном,

естественном положении).

Из каких моментов состоит

певческое дыхание? (Вдох,

задержка, выдох)

Объясните и покажите, как нужно

правильно дышать во время пения?

(Вдох бесшумный, плавный,

спокойный, не понимая плечи и

грудную клетку, работают только

диафрагма и мышцы спины).

Мониторинг на дыхание и

дикцию.

Вы сегодня много узнали о том, как

правильно дышать и как дыхание

влияет на пение. Теперь

посмотрим, что у нас получилось.

Будем произносить скороговорку

«Как на горке, на пригорке жили 22

Егорки. Раз, Егорка, два, Егорка,

три, Егорка…» и т.д., пока не

закончится дыхание. Чем больше

Егорок, тем лучше.

А для чего нужны скороговорки?

(Для улучшения дикции).

Вначале произнесем вместе. А

теперь каждый из вас по очереди.

Педагог контролирует выполнение

задания, идет обсуждение ошибок,

их коррекция.

Все молодцы! Лучший результат

сегодня у (имена детей, лучше всех

справившихся с заданием).

Рефлексивно-оценочный этап

Педагогическая цель: мотивация

детей для использования полученных

знаний в жизни, формулирование

вывода, выявление степени

удовлетворенности детей данным

занятием.

Метод: аналитический, рефлексия.

Форма проведения: беседа.

Форма работы: Коллективная.

Продолжительность : 3 мин.

Ребята, что на сегодняшнем занятии

вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Как вы считаете, кто лучше всех

выполнял задания? (Ответы

О чем вы расскажете дома?

(Ответы детей)

А какое у вас сейчас настроение?

(Ответы детей)

Я вижу, у кого было хорошее

настроение оно не изменилось. А у

кого было плохое – улучшилось. Я

очень рада.

Подводя итог, хочется сказать, что

дышать нужно как маленькие дети.

Понаблюдайте, как они дышат:

дышат они животом, т.е.

диафрагмой. Давайте постепенно

переходить на правильное дыхание,

данное нам с рождения. Кроме

этого, правильное дыхание будет

вашим помощником в любой

сложной ситуации.

Задание на дом

Педагогическая цель: проверить

степень овладения учащимися учебного

материала.

Метод:

· Домашняя работа над вокальными

упражнениями с помощью

презентации, сольными и

ансамблевыми произведениями,

стихотворными текстами.

Продолжительность : 2 мин.

Я хочу, чтобы вы дома выполняли

изученный комплекс упражнений,

контролируя свое дыхание перед

зеркалом, учили песню «Музыка-

река» и свои сольные

произведения.

Спасибо вам за помощь! До

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения – 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап – работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» – 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза – между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» – 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии – 2 мин

I .Организационный этап :

– встреча детей;

– проверка присутствующих;

– Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

– Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

– С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

– Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох – кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

–свободу мышц

–правильность осанки;

–умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

–работу резонаторной системы;

–общая внятность речи;

–ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м – фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь – вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

– Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

– Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

– Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

– Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. –

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»

г.Кингисепп

Конспект открытого занятия на тему :

.

Педагог дополнительного образования

    Общие сведения:

Дата проведения: __________

Помещение: класс эстрадного пения

Год обучения: 2 год обучения

Возраст: 7 лет

    Тема открытого учебного занятия

Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения

    Цель учебного занятия и задачи

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

* обучение правильному певческому дыханию

*обучение правильному произношению скороговорок

* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

Развитие музыкальных и творческих способностей учащегося

Развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

Развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

Раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

Формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

    Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

    Форма организации работы . Индивидуальная.

    Структура учебного занятия (этапы).

Вводная часть. 5 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 30 мин

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

VII . Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» .

Артикуляция как важнейшее условие работы

над вокальным произведением 5 мин

2. Основной этап:

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 5 мин

Артикуляционная гимнастика. 8 мин

Вокальные упражнения 8 мин

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин

3. Заключительный этап

Подведение итогов 4 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.

V Ш. Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

IX . Методы обучения .

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)

X . Оборудование и материалы.

Учебный класс

Фортепиано

Микрофон

Ноутбук

XI . Методическое обеспечение.

Литература:

    Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

    Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.

    Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

    Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Сайты в интернете:

1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru

Наглядные пособия. Дидактический материал.

Презентация с иллюстрацией по теме.

Рисунки

Конспект открытого занятия.

Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке

В класс входит ученик 2 класса ЦЭВ и ОД Мусиенко Георгий.

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Георгий! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

(краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

    Вводная часть. Введение в тему. 5 мин

(П – преподаватель, Г – учащийся)

П: Гоша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Г.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Г: без чёткой дикции и слов

    Основной этап. 30 мин.

Объяснение темы

П.: совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тем нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала ».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Г. дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 5 мин.

П. А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П. А от чего она зависит?

Г. (Ответ ученика)

П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

Г. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует) . Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П. , Г.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

(Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..

Артикуляционная гимнастика 8 мин

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.(« Футбол» -«Расчёска» -«Киска») «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки .

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

Рекомендации : в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

П.: молодец, Гоша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям .

П. Гоша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Г. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения : 8 мин

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы.( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

П.: молодец. Гоша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Г. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин

П.: Гоша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко )

Заключительный этап 4 мин

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Г. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за урок. Ты сегодня большой молодец. До встречи!

Похожие публикации