Первые съезды народных депутатов ссср. Первый съезд народных депутатов ссср

С целью сохранения политических основ государства было принято решение о изменении структуры власти, её возвращении к «ленинским идеалам». В июне-июле 1988 г. было принято решение о создании двуступенчатой ситемы власти:

1) Съезд народных депутатов из 2250 чел;

2) избираемый Съездом и обновляемый каждый год на 1/5 Верховный Совет СССР (554 чел.). (

1 Съезд нар. деп. СССР – май-июнь 1989 г. (Выбраны Предс. През. ВС СССР – М.С.Горбачёв; Предс. Сов. Мин. – Н.И.Рыжков; впервые возникла официальная оппозиция «межрегиональников», впервые ежедневная трансляция всех заседаний).

2 Съезд нар. деп. СССР – ноябрь 1989 г. (полит. пропагандистские решения: произошла открытая перепалка ак. Сахарова и М.С.Горбачёва, осуждён пакт с Германией 1939 г., был обсуждён, но так и не принят план XIII пятилетки, осуждён ввод войск в Афганистан).

3 внеочередной Съезд нар. деп. СССР – март 1990 г.(отменил 6 ст. Конституции, избрал первым През. СССР М.С.Гобачёва, отказался признавать выход Литвы из состава СССР).

4 Съезд нар. деп. СССР – декабрь 1990 г. На съезде впервые был поставлен вопрос об отставке М.С.Горбачёва. Примечательно, что этот вопрос был сформулирован представителем КПСС. Однако уже вскоре Верховный Совет предоставил М.С.Горбачёву чрезвычайные полномочия.

Последний Съезд КПСС – XXVIII-ой, июль 1990 г. На съезде из партии вышли Ельцин, Попов, Собчак. К концу 1990 г. КПСС сократилась на треть. Число членов партии снизилось до 15 млн. М.С.Горбачёв предложил создать Союз Северных Государств.

Парад суверенитетов.

Процесс распада СССР начался с началом процесса распада КПСС. В 1989 г. компартия Литвы вышла из состава КПСС. В эти же годы, с мая 1988 г. по январь 1991 г. были приняты декларации о независимости или суверенитете во всех союзных и автономных республиках. Но Прибалтика пошла дальше. 11 марта 1990 г. Литва приняла Акт о восстановлении государственной независимости. Вскоре, 12 июня 1990 г. на Первом Съезде нар. деп. РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Были заключены двусторонние договоры с прибалтийскими республиками. Вскоре, через четыре дня, такая же Декларация была принята Украиной. В октябре 1990 г. Ельцин объявил о неподчинении РСФСР союзным органам власти и о начале проведения собственного курса реформ. Это решение было закреплено законодательно.

Вскоре подобные Декларации были приняты в автономных республиках РСФСР (в Якутии, ТАССР, Чечне, Башкирии).

Ново-Огарёвский процесс.

24 июня был опубликован проект нового союзного договора. Однако от его обсуждения отказались республики Прибалтики. Негативное отношение к договору высказали западные области Украины, Молдавии. Подобные настроения царят в Азербайджане, Грузии, Армении.

17 марта на референдуме о существовании СССР была высказана поддержка союзному государству (76%). 24 апреля в Ново-Огарёве был подписан предварительный договор «9+1». Подписание нового союзного договора было намечено на 21 августа. Новое государство должно было стать конфедерацией. Новым Президентом должен был стать Горбачёв, премьер-министром – Назарбаев.

Накануне подписания договора М.С.Горбачёв уехал в отпуск на гос. дачу Форос в Крыму.

Распад СССР.

ГКЧП.

19 августа 1991 г. в 6 часов утра было заявлено о создании о создании ГКЧП. Вице-президент СССР Г.И.Янаев заявил о временном принятии на себя функций главы государства. Это объяснялось болезнью М.С.Горбачёва.

В состав Комиссии вошли премьер-министр В.С.Павлов, мин. обороны маршал СССР Д.Т.Язов, предс. КГБ В.А.Крючков, мин. вн. дел Б.К.Пуго и др. Обстоятельства создания ГКЧП плохо выяснены. Вероятно, в этом были заинтересованы все стороны этого процесса, как те, кто вошёл в состав Комиссии, так и те, кто был на время отстранён от власти. Действия Комиссии соответствовали плану, утверждённому М.С.Горбачёвым еще весной 1991 г. На встрече в Форосе членов Комиссии с Президентом СССР Горбачёв не выступил против мер ГКЧП, не отстранил их от власти и даже пожал им руки.

Свои действия члены Комиссии мотивировали несоответствие будущего договора нормам Конституции СССР, опасностью срыва мероприятий, намеченных на 21 августа (Украина, например, колебалась), желанием предовратить распад СССР. Однако действия Комиссии были плохо скоординированы. В Москву были введены войска, но им не отдали ясных приказов, не объяснили смысл их нахождения, не выдали боеприпасы. В это же время ВС РСФСР начал переподчинение армии, однако никто этому не противился. Высший командный состав и командиры воинских частей стали изменять присяге, признав главнокомандующим Б.Н.Ельцина. Продолжалось снабжение и обеспечение деятельности правительства РСФСР. Комиссия мобилизовала армию, но ввести в Москву верные присяге части и формирования на базе военных училищ, поддержавших ГКЧП так и не решилась. В Москве и Ленинграде начались массовые митинги. Стихийно строились баррикады. На импровизированные места сбора оппозиционной молодёжи и горожан ввозились бесплатные продукты, спиртное, вода.

20 августа Б.Н.Ельцин издал Указ о запрещении деятельности КПСС. Намеченный на 20-21 августа Пленум так и не состоялся.

К 21 августа оппозиционеры взяли инициативу в свои руки. В ночь с 21 на 22 в Москву вернулся Президент СССР. 23 августа на заседании ВС РСФСР М.С.Горбачёв подтвердил законность всех Указов Б.Н.Ельцина.

К 26 августа все члены ГКЧП были арестованы, здания партии отобраны. Миршал Ахромеев, управ. делами ЦК КПСС Кручина, мин. вн. дел Пуго покончили жизнь самоубийством. Язов отказался от помилования и добился суда. Суд признал действия членов ГКЧП законными, а действия членов ГКЧП оправдал.

2 сентября М.С.Горбачёв заявил о подготовке нового союзного договора, призванного создать Союз Суверенных Государств на конфедеративной основе. В эти же дни состоялся последний Съезд нар. депутатов СССР. Были принята программа новой государственного устройства на переходный период и создан Государственный Совет.

Первым решение Гос. Совета стало признание независимости Прибалтийских республик. В августе-сентябре о независимости заявили Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Туркменистан. А 25 ноября члены Госсовета отказались подписать написанный при их же участии договор.

1 декабря Украина заявила о своей полной независимости, а через 2 дня была признана РСФСР в качестве самостоятельного государства. А уже 8 декабря в условиях секретности на даче «Беловежская Пуща» были признаны распад СССР и подписан договор о создании СНГ. Уже через несколько дней не смотря на заявлении М.С.Горбачёва, решения беловежского соглашения были ратифицированы ВС республик. Ещё некоторое время против распада СССР высказывался Назарбаев. 25 декабря М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР. Б.Н.Ельцин прекратил полномочия депутатов ВС СССР, над Кремлём подняли флаг России.

Распад советской системы произошёл позже, в 1993 г. во время противостояния Президента России и ВС РСФСР. Суд признал действия Б.Н.Ельцина противоправными. Однако в политическом противостоянии победил Президент. Новая конституция РСФСР создала новые органы власти, полностью ликвидировав советскую форму народовластия.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 90-х годов XX в.

Страны соц. содружества.

После смещения Н.С.Хрущова новое правительство начало курс на ликвидацию проблем, возникших в период прежнего периода правления. Предстояло нормализовать отношения с Румынией, Китаем, восстановить отношения с США и со странами «третьего мира». Предстояло справиться с угрозой распада соц.лагеря.

Важнейшими событиями этого периода стали

1) ввод войск ОВД в Чехославакию (1968 г.);

2) военное столкновение с Китаем на о. Даманский (1969 г.);

3) участие в военных конфликтах во Вьетнаме (60-ые гг.), Индии, Ближнем Востоке, Ливане и Сирии (70-ые гг.), Египте (1948-1949, 60-ые гг.);

4) участие в Хельсинском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973-1975 гг.);

5) расширение СЭВ за счёт Вьетнама и Кубы, заключены соглашения с Югославией, Финляндией, Ираном, Мексикой, Никарагуа

6) подписание с США договоров ПРО, ОСВ 1 и ОСВ 2 (1972 г.);

7) участие в польском полит. кризисе первой половины 80-ых годов (ген. В.Ярузельский);

Создание политических партий и движений

Реформа политической системы

В июне-июле1988 г. прошлаXIX конференция КПСС. На конференции впервые был поставленвопрос о необходимости реформы политической системы. На конференции были приняты следующие решения: - создание нового верховного органа государственной власти Съезда народных депутатов, который формировал двухпалатный Верховный Совет.

- введена должность Председателя Верховного Совета.

- взят курс на создание правового государства! ( обязательно знать где и когда)

Принята резолюция о гласности . Говорилось, что гласность – условие реализации людьми своих конституционных прав.

Целью экономических реформ провозглашалось создание планово-рыночной экономики.

Суть политической реформы заключалась в разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от партии к Советам, т.е. государству, в демократизации выборов.

В декабре 1988 г. было внесено изменение в Конституцию: создан новый высший законодательный орган власти – Съезд народных депутатов. Провозглашались выборы депутатов на альтернативной основе. Из числа депутатов формировались постоянно действующий Верховный Совет – фактически парламент. Аналогичная система власти была создана в каждой республике.

В конце 1988 г. принят закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание депутатов должно было производиться на альтернативной основе.

В декабре 1988 г. началось создание массовых политических организаций в Прибалтике. Многие из них брали название Народный фронт. В Прибалтике они потребовали признать незаконным пакт Молотова-Риббентропа 1939 г. Они потребовали также вывести советские войска из Прибалтики, прекратить действие союзных законов на территории Латвии, Литвы и Эстонии.

В 1989 г . в прибалтийских республиках началась борьбы за независимость. На выборах в этих республиках победили депутаты народных фронтов.

В том же 1989 г. жители Тбилиси (столица Грузии) выступили с антисоветскими лозунгами, требовали вывода советских войск из Грузии. По приказу из Москвы демонстранты были разогнаны войсками. Погибло 16 девушек. Расстрел людей в Тбилиси вызвал массовые возмущения по всей стране.

В 1989-1990 гг. началось созданиеоппозиционных партий. В 1990 г. была созданаДемократическая партия России и др. (См. Орлов. С. 456-457).

Первый съезд народных депутатов СССР – май-июнь 1989 г. Выборы проходили на альтернативной основе (когда на одно место претендуют несколько кандидатов).

На съезде возникла политическая оппозиция – Межрегиональная депутатская группа. Ее лидеры – Б.Н. Ельцин, Андрей Дмитриевич Сахаров (физик, лидер диссидентского движения, правозащитник) и др. Эта группа предложила отменить 6 статью Конституции СССР о КПСС как ядре политической системы . Но большинство депутатов проголосовало против этого решения.



Второй съезд народных депутатов СССР – декабрь 1989 г.

Сахаров от имени Межрегиональной группы потребовал отмены 6 статьи Конституции. После своего выступления на съезде он скоропостижно скончался. Лидером Межрегиональной группы стал Ельцин.

На съезде был заслушан доклад комиссии А.Н. Яковлева о пакте Молотова-Риббентропа. Съезд признал существование секретных протоколов от 23 августа 1939 г.

Ввод войск в Афганистан в 1979 г. был признан политической ошибкой.

СажиУмалатова Как ломали СССР

Продажная верхушка

Сажи Умалатова о продажной верхушке

Внеочередной съезд народных депутатов СССР

Сентябрь 2, 1991

Одно из самых скрываемых событий в истории СССР и России - Пятый последний съезд народных депутатов СССР. До сих пор в Интернете, даже в торрентах и пиратских сетях нет ни одного видео, нет ни одного файла с текстами стенограмм выступлений на этом съезде.

Пятый съезд народных депутатов СССР, проходивший 2 - 5 сентября 1991 года в Москве, сразу же после победы над ГКЧП, и немедленного сворачивания начальниками народной антикоммунистической революции снизу в Москве и на местах, революцию снизу поскорее мгновенно сворачивали, а сверху срочно и алчно распределяли между собой по провинциям и отраслям хозяйства беззащитную страну. Пятый съезд народных депутатов СССР - это вершина позорища и ярчайшая картина деградации, закулисных манипуляций и беззакония, с помощью которых делили и уничтожали Советский Союз ничтожные и случайные в истории России люди.

С первого и до последнего момента лживого и картинного политического действия - Пятый последний съезд народных депутатов СССР во всей истории России- ярчайший пример лицемерия и грабежа, ловушка, яма не меньшая, чем Беловежские соглашения и личная заинтересованность и волевое участие лицемера и ограниченного ума человека, лицедея Бориса Ельцина. Русскому народу в 1991 год обещали горы золотые и единство демократической страны, а тайно делали всё, чтобы подлинная и мощная Россия больше никогда не восстала из пепла.

Надо показать по телевидению и вывесить в Интернете весь этот страшный политический спектакль, состоявшйся 5 сентября 1991 года - Пятый последний (чрезвычайный) съезд народных депутатов СССР, специально внезапно распущенный Горбачёвым и Ельциным, безо всяких обсуждений в обществе и н самом этом Съезде согласно правильной, принятой до этого процедуре, регламенту честного проведения самого съезда. Всё делалось не по процедуре, не по регламенту, абсолютно незаконно, всё было поставлено с ног на голову, чтобы уничтожить махом сам съезд, как избранный народом орган государственного управления Советским Союзом, чтобы уничтожить сам Советский Союз и советский народ в его конкретных материальных проявлениях - страна, государственное устройство, единый народ, в большинстве своём говорящий на одном, любимом и интересном русском языке - гигантское, мощнейшее по ресурсам и культурным задачам геополитическое пространство на Земле.

Обещая только сменить экономический строй и за счёт этого укрепить единство и процветание советского народа, на самом деле тайно и с очень большой волей делали всё в совершенно другом направлении - ради лично корысти, выгод и новых перспектив личной власти. Тайно, но очень по-волевому к власти и к победе шла чрезвычайная, просто метафизическая, вселенская жадность, один сплошной материализм, которым нужны были только все ресурсы России, всё, что может принести прибыль - конкретно - для удовлетворения только своих самых подонистых и примитивнейших целей - ценою немедленной последующей деградации всего захваченного и поделенного между кучкой стяжателей и примитивных управленцев сырьевого пространства.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

25 мая 1989 года - первый съезд народных депутатов СССР начал свою работу. Что означало это событие для огромной могучей многонациональной страны? Это были первые глотки воздуха свободы в государстве, где единолично господствовала одна политическая партия. Прошло сравнительно немного времени, по меркам исторической хронологии, однако даже сейчас понятно, насколько уникальной и беспрецедентной была эта новая веха политической жизни страны.

Съезд народных депутатов СССР не прошел безукоризненно: хватало различных подводных камней. Следует отметить, что впервые были предприняты попытки замены устаревшей модели политического устройства сверхдержавы. Ощущение кризиса подталкивало руководство страны искать новые альтернативные решения. Тому, как это происходило, посвящена данная статья.

Необходимость реформ

Необходимость реформ, назревшая в обществе, была очевидна. При руководстве Брежнева, утвердившего политику «стабильности», момент безболезненного перехода на новые общественные отношения был упущен. В конце семидесятых западные и восточные соседи перешли на этап научно-технической революции, главной особенностью которого являлось внедрение различных наукоемких технологий.

Советские руководители предприятий, отличаясь ограниченностью кругозора, не желали перестраиваться. Проще все оставить по-старому. Целые отрасли нуждались в модернизации. Затраты на производство были колоссальные, отсюда их неэффективность. Плюс ко всему, экономика была максимально милитаризирована. Свыше 20% бюджета государства уходило на «оборонку».

Только перемены могли изменить надоевший всем уклад жизни. Они могли начаться только «сверху». Существующий репрессивный аппарат до этого времени эффективно подавлял назревающее недовольство народных масс, но это долго не могло продолжаться. Поэтому изменений ждали в обществе и были готовы их поддержать.

Надежды найти консенсус возлагались властями СССР на Съезд народных депутатов. Но их предстояло еще выбрать. Необходимо упомянуть о специальных полномочиях, которыми наделяли обновленный состав представителей высшей власти, ведь для его создания были внесены все необходимые изменения в существующую тогда конституцию РСФСР.

Новая политическая конфигурация

На момент создания Съезда народных депутатов СССР Горбачев уже провел частичную модернизацию структуры органов управления. Изменения конституции в 1989 году наделяли это собрание депутатов расширенными полномочиями и неограниченной властью. Под их компетенцию попадали различные важные вопросы: от права редактировать главный закон страны - конституцию, до утверждения решений правительства, а также избрания Верховного Совета. Он в то время играл роль парламента, нес одновременно сразу три классические функции управления. Одним словом, председатель Верховного Совета являлся главой государства.

Созыв Съезда народных депутатов СССР проводился два раза в год. А на постоянной основе работал Совет, избранный участниками, который для улучшения активности обновлялся ежегодно на 20%.

Мартовские выборы

Нельзя сказать, что политика была в числе высших приоритетов обычного рядового советского гражданина. Партия вела всех к «светлому будущему». 99, 9 % населения поддерживали решения правительства, продолжая дальше заниматься своими делами, понимая, что ничего не решают.

Все изменилось с проведением выборов Съезда народных депутатов СССР, состоявшихся 26.03.1989 года. Впервые был предоставлен альтернативный вариант кандидатов. С огромным интересом и ожесточением обсуждались различные предвыборные программы. Кандидаты встречались с избирателями, публично дискутировали со своими оппонентами.

Все эти новшества подстегнули инициативность граждан в сфере политической жизни страны. Но удивлялись не только рядовые граждане. Пришло время удивляться и огорчаться некоторым высокопоставленным партийным функционерам. Их ожидания не оправдались: народ их не выбрал. Предвыборная кампания была довольно динамичной. В некоторых регионах понадобился даже второй тур.

Личным провалом М. С Горбачева можно считать тот факт, что против набиравшего популярность Б. Н. Ельцина выбрали директора ЗИЛа Бракова. Все усилия, которые приложил московский горком, были явно недостаточными. Ельцин без особого труда сокрушил своего оппонента, набрав почти 90% голосов избирателей.

Еще одну пощечину и дополнительную пищу для размышлений преподнес академик Сахаров. Он согласился стать народным депутатом, но только от родной его сердцу Академии Наук. Накануне руководство этого учреждения отклонило его кандидатуру, хотя ее поддержали 60 различных институтов. После митингов и волнений либерального Сахарова все же выдвигают.

Результаты выборов для Политбюро стали «ледяным душем». Теперь даже самые ярые оптимисты понимали, что это провал. Народ им больше не верит. Все простые граждане замерли у экранов телевизоров с надеждой, что Съезд народных депутатов СССР начнет необходимые преобразования.

Участники съезда

Тоталитарная система назначила выборы. Как признается в своих мемуарах Горбачев, представителям КПСС выделялось 100 мест. Это делалось с той целью, чтобы не допустить к работе некоторых лиц, не желающих преобразований. По мнению Горбачева, это позволило выдвинуть в депутатский корпус наиболее влиятельных демократических деятелей.

Исходя из его слов, работу 1 Съезда народных депутатов СССР решили таким образом оградить от влияния всемогущей коммунистической партии. На деле оказалось все совсем не так. В этом можно убедиться, ознакомившись с составом участников.

Первый Съезд народных депутатов СССР формировался из трех частей. Первые 750 представителей были делегированы от территориальных округов, выдвинувшие своих кандидатов на основе всеобщего избирательного права. Еще 750 своих представителей направили национально-территориальные округа. Самыми интересными в этой разношерстной публике выглядели члены различных общественных организаций. Им также выделили 750 мест.

В Советском Союзе жизнь всех общественных объединений и организаций контролировала КПСС. Поэтому для придания массовости на съезде народных депутатов СССР согнали не только деятелей культуры, журналистики, но и представителей общества кинолюбов, «борьбы за трезвость», филателистов и т. д. Хотя среди политических элит того времени начали появляться куда более многочисленные неформальные организации. Но их к работе Съезда народных депутатов СССР по понятным причинам не допустили.

Страсти накаляются

В республиках СССР предвыборная кампания добавила масла в кипящий котел межнациональных отношений. Нежелание дружить с братскими республиками было настолько велико, что порой хватало малейшей провокации, чтобы вцепиться друг другу в глотки. Появление националистических настроений в различных уголках некогда могучей державы обещало разразиться пожаром различных локальных конфликтов.

Пока от распада удерживали лишь штыки, но всем было ясно: ситуация только усугубляется. В апреле 1989 года произошел вопиющий случай бесчеловечного отношения к требованиям мирных граждан в Тбилиси. Грузины требовали выхода своей республики из Союза на условиях полной самостоятельности. Перед этим состоялся инцидент в глубинке Абхазии: местное самоуправление заявило о суверинитете (не желая подчиненяться Грузии).

Стихийный мирный митинг, где не проводилось никаких попыток захвата власти, разогнали. Причем сделали это с изуверской жестокостью. Десантники, вооруженные саперными лопатками, набросились на митингующих. Очень долго не могли найти виновных, кто отдал этот преступный приказ. Представители партии коммунистов трусливо перекладывали вину друг на друга. Престиж правящей партии был подорван.

В пятнадцатидневный срок до начала Съезда народных депутатов СССР проявлялось совершенно новое в жизни советского общества явление - забастовочное движение. Оно началось в среде шахтеров, которые добивались большей экономической самостоятельности для своих предприятий, и предоставление широких полномочий для органов местного самоуправления. Никакой политики. Единственное, чего добивались трудящиеся - решение насущных вопросов, которые помогли бы развиваться отрасли.

Правительство Рыжкова удовлетворило их требования. А дальше уже в других отраслях экономики начались стычки. Люди увидели, что результатов можно добиться. А после того, как к лидерам забастовочного движения примкнули различные оппозиционные течения, была обеспечена их победа, выражающаяся в продвижении кандидатур на места в региональные и государственные органы управления.

Одним словом, к началу работы первого Съезда народных депутатов СССР, ситуацию в стране сложно было назвать спокойной. Общество раздирали многочисленные социально-экономические противоречия, но оставалась еще надежда на мирное разрешение накопившихся проблем.

Открытие съезда

Датой 1 Съезда народных депутатов СССР является 25.05.1989. Такого собрания еще не было за всю историю существования КПСС. Депутат Толпежников предложил почтить память минутой молчания жертв погибших в Тбилиси. Было сразу видно: замолчать, скрыть, отделаться пустой болтовней за расплывчатыми формулировками не удастся. Впервые слово получили лучшие сыны и дочери СССР, чтобы рассказать «о наболевшем».

Оставалось только удивляться череде тех событий, которые происходили. Из наиболее ярких эпизодов стоит упомянуть самовыдвижение на пост главы Совета Оболенского, выступление с альтернативной повесткой дня Сахарова.

Описывая работу 1 Съезда народных депутатов СССР, британская «Санди Таймс» отмечала, что миллионы советских граждан с жадностью вчитываются в стенограммы заседаний. Работа практически остановилась, дебаты, споры, обсуждения на улице. Русские требуют еще более радикальных реформ. Энтузиазм зашкаливает.

Особое внимание уделялось вопросу межнациональных отношений. Звучали даже предложения о заключении преобразованного договора о союзе между республиками. В ситуации с трагедией необходимо было разобраться, поэтому была создана специальная комиссия. Ее возглавил один из самых компетентных депутатов А. А. Собчак. Именно он давал все необходимые консультации по правовым вопросам на съезде.

Комиссия установила направить генерала Радионова для учинения расправы над инакомыслием мирных граждан в Тбилиси. Решение принимало руководство ЦК под председательством Лигачева. Это был преступный приказ, потому как решать такие вопросы должны были государственные органы.

Послушно-агрессивное большинство

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся в условиях давно назревшего кризиса, жесткого противостояния с надоевшей всем диктатурой одной политической партии. Поэтому одним из предложений было отмена 6 статьи действующей Конституции. Эта статья закрепляла главенство коммунистической партии. Академик Сахаров предложил включить обсуждение этого вопроса в повестку.

М. С. Горбачев только на словах был готов к диалогу. На самом деле он, в лучших традициях Политбюро, перебивал депутатов своими неуместными замечаниями, интриговал, и по всему было видно, что его напускная доброжелательность - всего лишь маска человека, из рук которого выскальзывает власть. А ведь терять ее он не хотел. Вот только не хватило ему возможностей удержать ее - не было ни авторитета, ни большого желания.

На Съезде народных депутатов СССР было видно, что существует два лагеря. Первые, не щадя своих сил, предлагают вполне разумные решения. А самое главное - конкретный план действий по выходу из экономического кризиса, эти люди были героями в глазах общественности. А вторые, по меткому определению ректора Афанасьева, были «послушно-агрессивным большинством», голосующим по предложению Президиума.

Либералы не смогли протолкнуть свои предложения, необходимо было перегруппироваться, чтобы продолжить борьбу. После съезда они оформляют Межрегиональную депутатскую группу.

Главный пункт на повестке дня

12.12.1989 года Съезд народных депутатов СССР собрался во второй раз. Оппозиция в лице МДГ была настроена решительно. Они накануне этого знаменательного собрания предлагали устроить предупредительную забастовку. Ставки были высоки: Ельцин, Афанасьев и другие соратники намеревались сделать все возможное, чтобы их услышали. В прошлый раз их инициативу по отмене 6 статьи даже не внесли в повестку дня. Горбачев сделал все возможное и невозможное, чтобы это произошло, договорившись с депутатами.

2 съезд народных депутатов СССР проводился на фоне еще более усугубляющегося экономического кризиса. Всем было понятно: страна стоит на пороге огромных потрясений. Работа с первых минут началась оживленно. На повестке дня стояли два вопроса. Один из них посвящался планированию мероприятия по восстановлению экономики, а второй - о признании полномочий депутатов. Прозвучала инициатива включить самый острый момент этого заседания - отмене 6 статьи. Внесено предложение включить его 3 пунктом повестки.

Поначалу Съезд отказался включить этот вопрос в повестку. Чем немало разочаровали не только демократически настроенных депутатов. Опросы показывали, что большинство советского населения были крайне разочарованы в КПСС. Поэтому одним из главных требований бастующих и несогласных была отмена злополучной 6 статьи. «Ведущая роль прааящей партии» подвергалась такой резкой критике, что вполне вероятен был хрущевский сценарий утраты власти.

Конец гегемонии коммунистов

"Дружба" советских народов начала проявляться во всей красе на стыке 1989 -1990 гг. Узбекистан, кровавая резня армян в Баку, Киргизия, Таджикистан. Только благодаря вводу войск удалось избежать более массовых жертв. В самой Москве также бурлили различные настроения. Массовый хорошо организованный митинг с участием свыше 200 000 человек продемонстрировал, что игнорирование требования народа по серьезным изменениям Конституции больше невозможно.

М. С. Горбачев лихорадочно искал пути выбора "наименьшего зла" в сложившейся ситуации, но еще больше его беспокоило сохранение личной власти. Он предлагает создать пост Президента СССР и отменить 6 статью. В этом случае у партийной верхушки оставались хотя бы формальные рычаги давления на него и сохранения системы. Представители КПСС выказали свое согласие с таким сценарием.

Внеочередной 3 Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся 12-16 марта 1990 года, положил конец бесконтрольной единоличной власти одной партии внутри страны. Отныне КПСС навсегда утратила свою главенствующую роль.

Взамен этого Горбачев получил возможность стать первым и последним Президентом СССР. Его рейтинг падал по стране, а его главного конкурента Ельцина только возрастал. Поэтому ради сохранения власти Михаил Сергеевич предпочел, чтобы его выбирали не в результате всенародных выборов. Этим он только подтвердил всю шаткость своего положения.

4 Съезд народных депутатов СССР

Это собрание 1990 года еще раз доказало, что крушение самой мощной империи - это лишь вопрос времени и оно необратимо. После 3 Съезда Литва ушла в свободное плавание. А представители Верховного Совета пытались сохранить хорошую мину при плохой игре, заявляли об отсутствии возможности проявления самостоятельности и самоопределения республиками, пока не будет подведено общее количество голосов всего населения СССР.

Пришло время решительных действий. Самая большая республика РСФСР приняла свой бюджет. Ельцин изрядно уменьшил финансирование центра. Начался медленный, но верный развал оборонки, космических программ. А самое главное - это был выбор, который сделала Россия на пути к обретению собственной независимости.

Съезд народных депутатов
и Верховный Совет
РСФСР / РФ

(16 мая 1990 - 4 октября 1993)

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Высший орган государственной власти РСФСР/Российской Федерации с 16 мая 1990 по 21 сентября (4 октября) 1993.
Избран 4 марта 1990 на 5-летний срок. Распущен указом Президента 21 сентября 1993 (указ исполнен с применением бронетехники 4 октября 1993 года).
Полное название: до 25 декабря 1991 - Съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с 25 декабря 1991 - Съезд народных депутатов Российской Федерации.
Функции: Съезд правомочен решать любой вопрос ведения Российской Федерации. Принимает Конституцию, утверждает главу правительства и руководителей высших государственных органов (суда и арбитража, прокуратуры, народного контроля), избирает членов Комитета конституционного надзора (судей Конституционного Суда), назначает референдум. С 1991 - отрешает от должности Президента.
Постановления Съезда народных депутатов, принимаемые простым большинством голосов имели высшую юридическую силу по отношению к законам, принятым Верховным Советом и нередко перераспределяли полномочия органов власти в отступление от норм принимаемой двумя третями голосов Конституции.
Состав: по штату - 1068 народных депутатов РСФСР
900 - по территориальным округам: пропорционально численности населения;
168 - по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.
К началу работы I Съезда избраны 1059 депутатов. Число депутатов к 21 сентября 1993 - 1037, к 4 октября 1993 - 938.
Всего в 1990-1993 гг. с учетом довыборов по освободившимся округам избран 1081 депутат.
Кворум: 2/3 от общего числа депутатов, каковым считалось фактическое число избранных депутатов.
Заседания: по Конституции - ежегодно, фактически - 2-3 раза в год. Всего состоялось 10 съездов (I-II - 1990, III-V - 1991, VI-VII - 1992, VIII - X - 1993).

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
Законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР (постоянно действующий парламент).
Полное название: до 25 декабря 1991 - Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с 25 декабря 1991 - Верховный Совет Российской Федерации.
Состав: 252 депутата в двух равночисленных и равноправных палатах.
Совет Республики: 126 депутатов от территориальных округов пропорционально численности избирателей в регионах.
Совет Национальностей: 126 депутатов - по 3 от 16 автономных республик (48), по 1 от 5 автономных областей и 10 автономных округов (15), 63 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Первоначально - только от национально-территориальных округов, позже ограничение снято.
Первоначально обе палаты избирались Съездом, позже - формировались Съездом путем делегирования по региональным квотам. В 1991 году существовал проект замены региональных квот фракционными, который не был принят Съездом народных депутатов.
Заседания: очередные сессии - 2 раза в год. За 4 года состоялись 7 нумерованных и 2 ненумерованных сессии.
Функции: принимал законы, ратифицировал договоры, назначал членов правительства (до 1991) и судей, объявлял амнистию (состоялась одна амнистия - 18 июня 1992).
В 1991-1992 ВС рассматривал (с правом отклонения) указы Президента по вопросам экономической реформы, противоречащие действующему законодательству (право издавать такие указы было предоставлено Президенту Съездом народных депутатов сроком с 1 ноября 1991 до 1 декабря 1992).
Законы: Принимались Верховным Советом, в тот же день подписывались Председателем ВС (без права вето). После 10 июля 1991 законы подписывались в 14-дневный срок Президентом, получившим право отлагательного вето, преодолеваемого простым большинством голосов (с обязанностью Президента подписать принятый повторно закон в 3-дневный срок). С 31 мая 1990 по 22 сентября 1993 приняты и официально опубликованы 333 закона РСФСР (Российской Федерации) . 10 из них - об изменениях и дополнениях Конституции - приняты Съездом народных депутатов.
Нормативные акты принимались также в форме постановлений.
Печатные органы: еженедельные "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" (с N 6-1992 - "...Российской Федерации") - 1990: NN1-30, 1991: NN1 - 52, 1992: NN1 - 52, 1993: NN1-37; ежедневная газета "Советская Россия" (до конца 1990, совместно с ЦК КПСС), ежедневная "Российская газета" (октябрь 1990 - сентябрь 1993, затем - орган Правительства).
Другие издания ВС - еженедельная газета "Россия" (1990 - 1993, ныне - орган движения "Россия" Г.Н.Селезнева), журнал "Народный депутат" (1992-1993, прежде - издание ВС СССР), исторический журнал "Родина", "Юридическая газета России" (создана в середине 1993 на базе "Юридической газеты", близкой к ЛДПР, не выходила), журнал "Возрождение". Органы Совета Национальностей: газета "Федерация", журнал "Этнополис".

Состав Верховного Совета РФ после VII Съезда (14 декабря 1992 - 4 октября 1993)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
Подотчетный Верховному Совету орган, обеспечивающий организацию работы Съезда и ВС и осуществляющий иные полномочия, предусмотренные законами РСФСР Поскольку в прежней системе - до 1990 - Президиум совмещал функции законодателя и коллективного главы государства - таких полномочий было довольно много.
Полное название: до 25 декабря 1991 - Президиум Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с 25 декабря 1991 - Президиум Верховного Совета Российской Федерации.
Функции: До 10 июля 1991 (учреждение должности Президента) принимал в гражданство, осуществлял помилование, присуждал государственные награды, назначал диппредставителей, а также принимал верительные грамоты. Вышеозначенные решения оформлялись указами. Впоследствии указы принимались по вопросам изменений в территориальном устройстве, присвоения квалификационных классов, награждения почетными грамотами.
По остальным вопросам Президиум принимал постановления.
Иногда постановлениями Президиума утверждались нормативные акты (такие как устав Центробанка или Положение о векселе) и производились кадровые назначения (например, руководителей Центробанка и внебюджетных фондов). Особенно много таких актов принято на этапе создания республиканской системы военных судов и прокуратуры вместо общесоюзной (1992 год).
Состав: Председатель ВС, его первый заместитель, 3 заместителя, председатели палат (2), председатель Комитета народного контроля (должность упразднена первым Съездом), председатели комитетов ВС (18-20 человек), председатели постоянных комиссий палат (8-10). Итого по штату - от 33 до 37 человек.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
Избирался на Съезде тайным голосованием из числа народных депутатов России на 5 лет (не более чем на два срока подряд).
Полное название: до 25 декабря 1991 - Председатель Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с 25 декабря 1991 - Председатель Верховного Совета Российской Федерации.
Функции: до 10 июля 1990 - высшее должностное лицо РСФСР. Подписывал законы (без права вето), представлял кандидатуру на должность главы правительства, вел переговоры и подписывал международные договоры.
С 10 июля 1990 - руководитель законодательной ветви власти.
В оба указанных периода - представлял кандидатуры на должности своих заместителей, членов ККН (судей КС), глав Верховного суда и арбитража.
С 12 января 1993 Председатель ВС - четвертое лицо в иерархии престолонаследия (исполняет обязанности Президента при невозможности исполнения их вице-президентом и Председателем Совета Министров).
Председатель Верховного Совета издавал распоряжения.
В бытность Председателя ВС высшим должностным лицом республики им издавались распоряжения о преоставлении индивидуальных льгот регионам и организациям (например, распоряжением от 24 мая 1991 Российский союз ветеранов Афганистана был полностью освобожден от налогов). Уже после введения поста Президента Председатель ВС и его первый заместитель своими распоряжениями создавали Россельхозбанк, расширяли права руководства концерна "Российский никель" и т.п. В январе 1992 административно-территориальное деление Москвы было утверждено актом под названием "Совместное постановление Президента РФ и Председателя Верховного Совета РФ". Конституционный Суд расценил подобную практику как произвольное расширение полномочий должностных лиц Верховного Совета. С 29 июня 1992 - распорядитель Фонда ВС РФ по социальной поддержке населения.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА И ЕГО ОРГАНОВ:
Председатель Верховного Совета и его заместители избирались Съездом народных депутатов, освобождались от должности также Съездом, а в случае сложения депутатских полномочий - Верховным Советом
Конституцией были предусмотрены должности Первого заместителя и заместителя Председателя ВС, с 31 мая 1990 - Первого заместителя и трех заместителей.
Согласно Закону Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Первый заместитель Председателя ВС был одним из 5 постоянных (с правом решающего голоса) членов Совета безопасности РФ.

Председатель Верховного Совета РСФСР / РФ
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич
29 мая 1990 - 10 июля 1991
ХАСБУЛАТОВ Руслан Имранович
(и.о.Председателя с 10 июля 1991)
29 октября 1991 - 4 октября 1993

Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР / РФ
ХАСБУЛАТОВ Руслан Имранович
5 июня 1990 - 29 октября 1991
1 ноября 1991 - 28 января 1993
ВОРОНИН Юрий Михайлович
29 марта - 4 октября 1993

Заместители Председателя Верховного Совета РСФСР / РФ
ИСАЕВ Борис Михайлович
ГОРЯЧЕВА Светлана Петровна
1 июня 1990 - 29 октября 1991
ВАКАНСИЯ (многократно неутвержден С.М.Шахрай)
до 1 ноября 1991

ВОРОНИН Юрий Михайлович
1 ноября 1991 - 29 марта 1993
ШУМЕЙКО Владимир Филиппович
1 ноября 1991 - 1 июля 1992
ЯРОВ Юрий Федорович
1 ноября 1991 - 28 января 1993

ИСПРАВНИКОВ Владимир Олегович
29 марта - 4 октября 1993
АГАФОНОВ Валентин Алексеевич
29 марта - 4 октября 1993

КОМИТЕТЫ

Список комитетов Верховного Совета утверждался постановлением Верховного Совета.

Председатели Комитетов Верховного Совета РСФСР / РФ
(18 комитетов созданы 19 июня 1990, 19-й - 27 декабря 1990, 1 комитет упразднен 30 апреля 1993, 1 разделен на два 24 июня 1993)
по законодательству (преобразован 24 июня 1993 в 2 комитета)
ШАХРАЙ Сергей Михайлович (3 июля 1990 - 21 ноября 1991)
МИТЮКОВ Михал Алексеевич (21 ноября 1991 - 24 июня 1993)
по конституционному законодательству (образован 24 июня 1993)
ИСАКОВ Владимир Борисович (30 июня 1993 - 4 октября 1993)
по судебной реформе и текущему законодательству (образован 24 июня 1993); по судебной реформе и вопросам работы правоохранительных органов (переименован 22 или 23 сентября 1993)
БАБУРИН Сергей Николаевич (23 сентября 1993 - 4 октября 1993)
по вопросам экономической реформы и собственности
КРАСАВЧЕНКО Сергей Николаевич (3 июля 1990 - 24 сентября 1993)
по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политики и сотрудничеству
ГРАНБЕРГ Александр Григорьевич (3 июля 1990 - 1 апреля 1992)
ПОДОПРИГОРА Владимир Николаевич (1 апреля 1992 - 4 октября 1993)
по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления
ТРАВКИН Николай Ильич (3 июля - 27 декабря 1990)
ЖУКОВ Григорий Семенович (27 декабря 1990 - 4 октября 1993)
по промышленности и энергетике
ФЕДОРЧЕНКО Василий Андреевич (3 июля 1990 - 21 ноября 1991)
ЕРЕМИН Альвин Евстафьевич (19 декабря 1991 - 4 октября 1993)
по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию
АГАФОНОВ Валентин Алексеевич (3 июля 1990 - 14 мая 1993)
ЧЕРНЫШЕВ Алексей Андреевич (11 июня 1993 - 4 октября 1993)
по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству
БАСИН Ефим Владимирович (3 июля 1990 - 14 января 1993
ОРЛОВ Алексей Иванович (14 января 1993 - 4 октября 1993)
по науке и народному образованию
ШОРИН Владимир Павлович (3 июля 1990 - 4 октября 1993)
по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре; с 30 апреля 1993 - по охране здоровья и социальному обеспечению
АСКАЛОНОВ Артур Александрович (3 июля 1990 - 4 октября 1993)
по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите военнослужащих и членов их семей
РУЦКОЙ Александр Владимирович (3 июля 1990 - 10 июля 1991)
КОРОВНИКОВ Александр Венедиктович (4 октября 1991 - 4 октября 1993)
по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства
ЛАХОВА Екатерина Филипповна (3 июля 1990 - 20 февраля 1992)
НАЗМЕТДИНОВА Минрауза Минихазиевна (11 марта 1992 - 4 октября 1993)
по делам молодежи (упразднен 30 апреля 1993)
СМИРНОВ Станислав Алексеевич (3 июля 1990 - 28 мая 1992)
по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов
РЕВЯКИН Виктор Семенович (3 июля 1990 - 24 октября 1991)
ВОРФОЛОМЕЕВ Владимир Петрович (24 октября 1991 - 4 октября 1993)
по международным делам и внешнеэкономическим связям
ЛУКИН Владимир Петрович (3 июля 1990 - 19 марта 1992)
АМБАРЦУМОВ Евгений Аршакович (1 апреля 1992 - 24 сентября 1993)
АНДРОНОВ Иона Ионович (24 сентября - 4 октября 1993)
по правам человека
КОВАЛЕВ Сергей Адамович (3 июля 1990 - 4 октября 1993)
по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью
АСЛАХАНОВ Асланбек Ахмедович (3 июля 1990 - 4 октября 1993)
по средствам массовой информации, связям с общественными организациями, массовыми движениями граждан и изучению общественного мнения; с 29 апреля 1993 - по средствам массовой информации
ЮГИН Виктор Алексеевич (3 июля 1990 - 21 ноября 1991)
БРАГИН Вячеслав Иванович (21 ноября 1991 - 21 января 1993)
ЛИСИН Владимир Павлович (22 января 1993 - 4 октября 1993)
по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию; с 29 апреля 1993 - по связям с общественными, религиозными и благотворительными организациями
ПОЛОСИН Вячеслав Сергеевич (3 июля 1990 - 4 октября 1993)
по безопасности (создан 27 декабря 1990); по вопросам обороны и безопасности (переименован 25 декабря 1991)
СТЕПАШИН Сергей Вадимович (28 февраля 1991 - 23 сентября 1993)
ЧЕБОТАРЕВСКИЙ Равкат Загидулович (23 сентября - 4 октября 1993)

Секретарь Президиума Верховного Совета
ФИЛАТОВ Сергей Александрович
15 января 1991 - ноябрь 1991
11 января - 4 октября 1993

СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ:
126 депутатов от регионов пропорционально численности избирателей

Председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР / РФ
ИСАКОВ Владимир Борисович
13 июня 1990 - 2 октября 1991
РЯБОВ Николай Тимофеевич
2 октября 1991 - 23 декабря 1992
СОКОЛОВ Вениамин Сергеевич
10 февраля - 4 октября 1993

Заместитель Председателя Совета Республики
ВЕШНЯКОВ Александр Альбертович
13 июня 1990 - 22 августа 1991
ЖИГУЛИН Виктор Иванович
2 октября 1991 - 4 октября 1993

Председатели Комиссий Совета Республики Верховного Совета РСФСР / РФ
(6 комиссий созданы 19 июня 1990, 2 в тот же день преобразованы в комитеты ВС, 5-я образована 13 мая 1993)
по бюджету, планам, налогам и ценам
ВОРОНИН Юрий Михайлович (19 июня 1990 - 13 ноября 1991)
ПОЧИНОК Александр Петрович (13 ноября 1991 - 23 сентября 1993)
по промышленности и энергетике - 19 июня 1990 преобразована в Комитет ВС
по транспорту, связи и информатике; с 4 марта 1992 - по транспорту, связи, информатике и космосу
ЗАКОПЫРИН Анатолий Николаевич (4 июля 1990 - 13 ноября 1991)
АДРОВ Алексей Николаевич (4 декабря 1991 - 4 октября 1993)
по социальной политике
ЗАХАРОВ Михаил Львович (4 июля 1990 - 4 октября 1993)
по культуре
ПОЛЕНОВ Федор Дмитриевич (19 июня 1990 - 24 сентября 1993)
по правам человека - 19 июня 1990 преобразована в Комитет ВС
по экономической реформе (образована 13 мая 1993)
МАЗАЕВ Владимир Дмитриевич (19 мая 1993 - 4 октября 1993)

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ:
126 депутатов: по 3 от 16 автономных республик (48), по 1 от 5 автономных областей и 10 автономных округов (15), 63 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

Председатель Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР / РФ
АБДУЛАТИПОВ Рамазан Гаджимурадович
13 июня 1990 - 4 октября 1993

Заместитель Председателя Совета Национальностей
ВОЛКОГОНОВ Дмитрий Антонович
13 июня 1990 - 10 сентября 1990
СЫРОВАТКО Виталий Григорьевич
10 сентября 1990 - 24 февраля 1993
АНИКИЕВ Анатолий Владимирович
24 февраля 1993 - 4 октября 1993

Председатели Комиссий Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР / РФ
(3 комиссии созданы 14 июня 1990, 4-я - 25 декабря 1991, 5-я - 27 января 1993)
по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям; с 23 июня 1993 - по федеративным и межнациональным отношениям
СЫРОВАТКО Виталий Григорьевич (14 июня - 16 ноября 1990)
СТЕПАНКОВ Валентин Георгиевич (16 ноября - 25 декабря 1990)
МЕДВЕДЕВ Николай Павлович (25 декабря 1990 - 2 апреля 1993)
ГЕН Николай Леонидович (2 апреля - 4 октября 1993)
по вопросам социального и экономического развития автономных республик, автономных областей, автономных округов и малочисленных народов
КОРНИЛОВА Зоя Афанасьевна (14 июня 1990 - 4 октября 1993)
по вопросам развития культуры, языка, национальных традиций и охраны исторического наследия
МУХАМАДИЕВ Ренат Сафиевич (14 июня 1990 - 4 октября 1993)
по репрессированным и депортированным народам (образована 25 декабря 1991)
АНИКИЕВ Анатолий Владимирович (15 января 1992 - 31 марта 1993)
РЕШУЛЬСКИЙ Сергей Николаевич (8 июня 1993 - 4 октября 1993)
по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения (образована 27 января 1993)
ЛЫСЕНКО Валерий Анатольевич (27 января 1993 - 4 октября 1993)

РУКОВОДИТЕЛИ ПОСТОЯННЫХ ОРГАНОВ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ:

Председатель Мандатной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР/РФ
ВЯТКИН Герман Платонович (16 мая 1990 - 4 октября 1993)

Председатель Комиссии Съезда народных депутатов РСФСР/РФ по вопросам депутатской этики
СИДОРЕНКО Юрий Сергеевич (13 июля 1990 - 4 октября 1993)

Председатель Комиссии по соблюдению Регламентов Съезда народных депутатов РСФСР/РФ и Верховного Совета РСФСР/РФ
ДОРОФЕЕВ Григорий Петрович (2 ноября 1991 - 4 октября 1993)

Председатель Конституционной комиссии
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (с 16 июня 1990)
заместители
ХАСБУЛАТОВ Руслан Имранович (с 16 июня 1990)
РЯБОВ Николай Тимофеевич (с 14 декабря 1992)
ответственный секретарь
РУМЯНЦЕВ Олег Германович (с 1990)

Председатель Совета депутатских фракций
НОВИКОВ Владимир Ильич

ФРАКЦИИ:
Принципиальное решение о создании системы фракций без двойного членства принято IV съездом (май 1991). Фракции регистрировались при наличии 50 депутатов, блоки - при наличии трех фракций (в блоках допускалось и индивидуальное членство).
Фракции сформировались на базе политических групп на первом этапе V съезда (июль 1991) и в основном размежевались на втором (двойное членство было формально запрещено поправкой к Регламенту 25 октября 1991, но фактически побеждено лишь перерегистрациией 14 декабря 1992). Блоки сложились до, во время и после VI съезда (весна 1992).
Всего было создано 19 фракций (в каждый отдельный момент существовало 14-15) и 4 блока (1 вскоре превратился в "недоблок" - коалицию). Во фракциях состояло около 800 депутатов (80% Съезда).

На I Съезде народных депутатов регистрации подлежали группы численностью не менее 50 депутатов (группы, созданные для защиты национальных интересов малочисленных народов, подлежали регистрации независимо от численности). К середине съезда (25 мая 1990) были зарегистрованы 24 депутатских группы численностью от 51 до 355 депутатов - в основном профессионального и регионального толка, в которые вошли 200% депутатов (допускалось двойное, тройное и т.д. членство). Основные фигуранты съезда - блоки "Демократическая Россия" (около 300 депутатов, в том числе формальная группа ДР - 66) и "Коммунисты России" (355-367). К блоку ДР примыкали (отчасти перекрываясь) Смена (51), Рабоче-крестьянский союз (72), Беспартийные депутаты (61); к КР - Продовольствие и здоровье (183-215), по многим вопросам - Группа депутатов от автономий (83). Союз с "болотом" принес ставленнику ДР Б.Н.Ельцину заветное большинство в 531 голос, но вызвал формирование в недрах блока ДР группы "Радикальные демократы" (55).
На II чрезвычайном съезде (ноябрь - декабрь 1990), посвященном преимущественно аграрному вопросу, на политическую арену вышли левоцентристская (в нынешнем понимании) группа "Демократический центр - Россия" (Бабурин), правоцентристская группа "Левый центр" (Шахрай) и просто центристская "Организаторы народного хозяйства" (Гехт - Беспалов). В блоке КР появилась группа военных "Отчизна" (Тарасов), в блоке ДР - Объединенная фракция социал-демократов и республиканцев (Румянцев, Лысенко), и демопатриотическая группа "Российский союз" (Аксючиц, Астафьев).
На III съезде (апрель 1991) впервые зарегистрированы политические группы. Из вышеперечисленных 14 не зарегистрировался в политическом качестве Рабочий союз, зато добавились Коммунисты за демократию (Руцкой).
На первом этапе V съезда (июль 1991) зарегистрировались в качестве фракций все 15 вышеперечисленных групп. Съезд раскололся примерно надвое, во многих турах так и не избрав Председателем ВС ни С.Н.Бабурина (максимум - 485 голосов), ни Р.И.Хасбулатова (максимум - 414).
На втором этапе V съезда (октябрь - ноябрь 1991) Хасбулатов избрался спикером, консолидировав недисциплинированных прежде демократов и освободившихся от влияния запрещенной КПСС центристов, а также часть коммунистов. Съезд провозгласил радикальную экономическую реформу, наделив Президента Ельцина чрезвычайными полномочиями сроком на год. На съезде фракция социал-демократов влилась в "Левый центр" с переименованием его в "РПРФ/СДПР - Левый центр". Членами блока "Демократическая Россия" во время V-2 съезда считали себя как минимум 6 фракций - ДемРоссия, Радикальные демократы, РПРФ/СДПР - Левый центр, Свободная Россия, Беспартийные депутаты и Рабочий союз России, а вероятнее всего - и Российский союз. Оппозиционные (КР, АС, Отчизна, Россия) и центристские (ПромСоюз, Смена, Суверенитет и равенство) формальных блоков не создавали.
Лидеры фракции "Российский союз" в ответ на распад СССР в декабре 1991 перешли на сторону непримиримой оппозиции, растеряв большую часть членов фракции, многие из которых вернулись во фракции РПРФ-СДПР (-ЛЦ) и ДР.
На VI съезде (апрель 1992) фракции структурировались в 3 блока. В первый день (6 апреля) создан оппозиционный блок "Российское единство" в составе 5 фракций (Коммунисты России, Аграрный союз, Россия, Отчизна, Российский союз). но вечером того же дня "Российский союз" лишился регистрации, т.к. в нем осталось всего 18 депутатов. 10 апреля провозглашен умеренно-оппозиционный блок "Созидательные силы" (Промышленный союз, Рабочий союз, Смена). 14 апреля зарегистрирован блок "Коалиция реформ", под заявлением о создании которого 5 подписей (ДемРоссия, Радикальные демократы, Свободная Россия, а также отдельно РПРФ/СДПР и Левый центр, которые в стенограммме съезда попеременно упоминаются то как две, то как одна фракция). "Беспартийные депутаты" и "Суверенитет и равенство" остались вне блоков. 18 апреля создана 14-я (с учетом распада Российского союза, а за всю историю - 16-я) фракция - "Гражданское общество", объединившая "ужаснувшихся демократов".
Между съездами "Левый центр", потерявший приставку "РПРФ/СДПР", и "Свободная Россия" воссоединились с "Беспартийными" в новом блоке "Демократический центр" - парламентском крыле "Гражданского союза", развалив тем самым блок "Коалиция реформ". В июне к ДЦ чуть было не присоединилась фракция "Гражданское общество", но к осени она радикализировалась, поглотила лидеров распавшегося "Российского союза" и к октябрю вступила в блок Российское единство. В ноябре к ДЦ удалось присоединить фракцию "Суверенитет и равенство". Тогда же с участием заметного количества "Беспартийных" и части "Гражданского общества" создана 15-я (за всю историю - 17-я) фракция "Родина", объединившая федералистов-государственников во главе с социал-демократом О.Румянцевым.
Таким образом, к концу правления Гайдара сложилась структура Съезда из 3 с половиной блоков - "Российское единство" (5 фракций), "Созидательные силы" (3), "Демократический центр" (4) и "Коалиция реформ" (2) - и внеблоковой фракции "Родина".
На VII съезде (декабрь 1992), занимавшемся заменой Гайдара на Черномырдина, покинувшие ЛЦ социал-демократы и умеренные либералы (будущие "яблочники") объединились в новую, 16-ю (18-ю) фракцию "Согласие ради прогресса". Деятели ЛЦ (в т.ч. Е.Басин, Е.Лахова, С.Степашин) ненадолго создали 17-ю (19-ю) фракцию "Сотрудничество" на базе одноименной неполитической группы После вычеркивания двойных членов, завершившегося в последний день съезда - 14 декабря, утратили статус фракций "Сотрудничество" (на почетных условиях - объединение названий - присоединилось к ЛЦ), "Беспартийные депутаты" (прекратили существование, лидеры фракции ушли в СР) и "Гражданское общество" (перерегистрировались как группа, допускающая двойное членство). Фракций осталось 14, групп - 6. Под занавес съезда провалена поправка к Регламенту, заменяющая "ползучую" регистрацию фракций разовой ежегодной перерегистрацией и легализующая Совет фракций.
"Родина", несмотря на объявленное присоединение к Гражданскому союзу Вольского, не вступила в блок ДЦ, а "Согласие ради прогресса", несмотря на членство некоторых его лидеров в движении "Демократическая Россия" - в Коалицию реформ (при этом большинство членов СРП состояли в Коалиции как индивидуальные члены).

СПИСОК ФРАКЦИЙ И БЛОКОВ
"справа налево"
(что соответствует и порядку возникновения блоков):

0. Демократическая Россия (распавшийся блок)
Состав: ДР, РД, РПРФ/СДПР, ЛЦ, БД, РСР, (РосСоюз?)

I. Коалиция реформ (бывший "Блок демократических фракций", созданный в конце 1991 и распавшийся в мае 1992):
численность (6 - 8 съезды): 300, 241, ?
1. Демократическая Россия (В.В.Волков)
(1-8): 66, 69, 205, 69, 69, 72, 75, 49
2. Радикальные демократы (С.Н.Юшенков)
(1-8): 55, 54, 54, 55, 55, 48, 50, 50
Распавшаяся фракция:
Объединенная фракция социал-демократов и республиканцев (О.Н.Румянцев, В.Л.Шейнис)
(2-5): 54, 52, 53, 52
Выбыли из блока: ЛЦ, СР, выделившиеся в апреле - мае 1992 в блок ДЦ.

Вне блоков:
3. Согласие ради прогресса (Ю.М.Нестеров)
VII - 51, VIII - 54
В Коалицию реформ вошло большиство членов СРП, но не фракция в целом

II. Блок "Демократический центр" (создан в мае 1992):
(7-8): 200, 167
4. Левый центр - Сотрудничество (С.М.Шахрай, В.В.Герасимов). До декабря 1992 - Левый центр; в ноябре 1991 - июне 1992 - "РПРФ - СДПР - Левый центр"
(2-8): 57, 80, ?, 65, 69, 53, 62
5. Свободная Россия (А.В.Руцкой, И.В.Виноградова). До 28 октября 1991 - "Коммунисты за демократию"
(3-8): 103, ?, 96, 66, 58, 55
6. Суверенитет и равенство (до июля 1991 - "Группа депутатов от автономий") (В.Н.Степанов, У.Е.Темиров) - в блоке с ноября 1992
(1-8): 142, 139, 83, 143, 50, 56, 50, 50
Распавшаяся фракция:
Беспартийные депутаты (В.И.Новиков)
(1-7): 72, 59, 61, 54, 55, 43, 36

Вне блоков:
7. Родина (В.И.Морокин, О.Г.Румянцев)
(7-8): 52, 57
Несостоявшаяся фракция:
Сотрудничество (Е.В.Басин)
(7): 50

III. Блок "Созидательные силы" (создан в апреле 1992):
(6-8): 167, 151, 158
8. Промышленный союз (Ю.Г.Гехт). До июля 1991 - "Организаторы народного хозяйства"
(2-8): 54, 158, 67, 58, 73, 54, 52
9. Рабочий союз - Реформы без шока (А.С.Косопкин). Первоначально - "Рабоче-крестьянский союз", с ноября 1990 до декабря 1991 - "Рабочий союз России"
(1-8): 72, 66, 64, 64, 62, 41, 52, 53
10. Смена (Новая политика) (А.Л.Головин, И.В.Муравьев)
(1-8): 51, ?, 51, 55, 51, 53, 53, 53

IV. Блок "Российское единство" (создан в апреле 1992):
численность (6 - 8 съезды): 310, 355, 303
11. Коммунисты России (И.М.Братищев, И.П.Рыбкин)
(1-8): 355, 215, 216, 205, 198, 59, 80, 67
12. Аграрный союз (М.И.Лапшин). До июля 1991 - "Продовольствие и здоровье"
(1-8): 183, 216, 215, ?, 111, 121, 148, 130
13. Россия (С.Н.Бабурин)
(2-8): 87, 102, 96, 74, 54, 46, 43
14. Отчизна (Б.В.Тарасов)
(2-8): ?, 145, 140, 70, 54, 54, 51
Распавшиеся фракции:
Российский союз (М.Г.Астафьев)
(2-6): 52, 51, ?, 51, 19
Гражданское общество (М.Б.Челноков) - с октября 1992 в блоке РЕ
(6-7): 52, 28

ПАРТИИ
К началу работы Съезда (май 1990) 920 депутатов (86%) состояли в КПСС. Остальные числились беспартийными.
На V съезде в июле 1991 принадлежность к КПСС декларировали 767 депутатов (73%), к другим партиям - 22 (2%): РПРФ - 8, СДПР - 4, СвДПР и ДПР - по 3, КДП(ПНС) - 2, НПР и РХДД - по 1.
На первом после приостановления деятельности КПСС V-2 съезде (октябрь 1991) членами КПСС числились 675 депутатов (65%), других 8 пертий - 24 (2,5%) - добавились 2 члена НПСР. Нам удалось насчитать 54 (без членов КПСС, но включая членов созданной коммунистами СПТ) партийных депутата (5% состава съезда), состоявших в 10 партиях.
В дальнейшем пресс-центр Верховного Совета добавил к статистике лишь 31 члена СПТ (к VII съезду) и 67 членов КПРФ (к VIII). Данные по остальным партиям (кроме окончательно распущенной КПСС) остались неизменными. Панорама же насчитала на VI съезде 69 депутатов (7%) в 14 партиях, на VII - 152 (15%) в 20, на VIII - 220 (22%) в 23.
К марту 1993 в только что воссозданной КПРФ состояли как минимум 76 депутатов (8%), в других партиях - 190 (19%), в том числе в НПСР Руцкого - 71, СПТ - 31 (в т.ч. 19 коммунистов), АПР - 16, ДПР Травкина и РХДД Аксючица - по 12, ВСО А.Владиславлева - 10, РПРФ - 9, РКРП, СДПР и НПП А.Котенева - по 4, НПР Т.Гдляна и КДП (ПНС) М.Астафьева - по 3, КрПР Ю.Черниченко и Транснациональной радикальной партии - по 2, в СвДПР М.Салье, РХДС Г.Якунина, РХДП А.Чуева, РПСТ И.Кивелиди, ПТ О.Смолина, Республиканской гуманитарной партии Ю.Боканя, Союзе народного самоуправления В.А.Тихонова - по 1. При этом 26 депутатов состояли одновременно в двух, а один (М.И.Лапшин) - в трех партиях.
Из 18 фракций только 2 (Коммунисты России, РПРФ/СДПР) возникли на базе существующих партий и движений. Обратное наблюдалось в 2,5 раза чаще: члены фракций "ДемРоссия" и "Отчизна" создали одноименные движения, фракции "Коммунисты за демократию" - ДПКР/НПСР, Аграрного союза - АПР, России - РОС. Кроме того, блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" на выборах-1993 возник с заметным участием фракции СРП, а "Выбор России" - с участием (в том числе формальным) фракций ДР и РД.
В итоге 6 фракций (КР, АС, Россия, РД+ДР, СРП) обзавелись в некотором смысле наследницами в Думе I созыва, а видные деятели "Суверенитета и равенства" (А.Дзасохов) и "ПромСоюза" (Г.Калистратов) руководили созданием крупнейшей группы одномандатников (хотя и остались в ней не на первых ролях).

ХРОНОЛОГИЯ:

СЪЕЗДЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ:

I Съезд народных депутатов РСФСР
16 мая - 22 июня 1990
(Документы: ВСНД РСФСР, 1990, NN 1-4)

II (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР
27 ноября - 15 декабря 1990
(1990, 28-29)

III (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР
28 марта - 5 апреля 1991
(1991, 14-16)

V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР
10-17 июля, 28 октября - 2 ноября 1991
(1991, 28, 30, 44-46)

X чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР
23 сентября - 4 октября 1993

СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА:

Первая: 13 июня - 14 июля 1990
Вторая: 3 сентября - 27 декабря 1990
Третья: 21 января - 6 июля 1991
Чрезвычайная: 21 - 22 августа 1991
Четвертая: 19 сентября 1991 - 17 июля 1992
Пятая: 23 сентября - 25 декабря 1992
Шестая: 14 января - 31 июля 1993
Внеочередная: 6 августа - 17 сентября 1993
Седьмая: 21 сентября - 4 октября 1993

29 октября 1989 - приняты поправки к Конституции РСФСР, которыми учрежден Съезд народных депутатов
4 марта 1990 - выборы народных депутатов РСФСР (второй тур - 17-18 марта, повторные выборы в некоторых оккругах - апрель - май)
16 мая 1990 - начало работы I Съезда народных депутатов РСФСР
29 мая 1990 - Председателем Верховного Совета - высшим должностным лицом РСФСР избран лидер оппозиционной Межрегиональной депутатской группы в Верховном Совете СССР Б.Н.Ельцин
12 июня 1990 - Съезд принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Начало "войны законов" между РСФСР и СССР
17 марта 1991 - на всероссийском референдуме принято решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием (за - 54% от общего числа избирателей)
12 июня 1991 - первым Президентом РСФСР избран Б.Н.Ельцин (57% в первом туре)
10 июля 1991 - вступил в должность первый Президент РСФСР
10 - 17 июля 1991 - по итогам шести туров выборов Председателя ВС (основные кандидаты - С.Н.Бабурин, Р.И.Хасбулатов, С.М.Шахрай, В.П.Лукин) Председатель не избран. Исполняющим обязанности Председателя Верховного Совета становится первый заместитель Председателя ВС Р.И.Хасбулатов
29 октября 1991 - Председателем Верховного Совета избран Р.И.Хасбулатов
1 ноября 1991 - Съезд предоставляет Президенту дополнительные полномочия сроком на 13 месяцев и позволяет ему лично возглавить Правительство
12 декабря 1991 - Верховный Совет принимает решение о выходе РСФСР из состава СССР
25 декабря 1991 - Верховный Совет переименовывает РСФСР в Российскую Федерацию (Россию)
10 декабря 1992 - в ответ непродление дополнительных полномочий и неутверждение Е.Т.Гайдара премьером Президент впервые угрожает Съезду референдумом по вопросу "или вы или я" и пытается сорвать кворум. В результате компромисса Съезд назначает на 12 марта референдум по основным положениям новой Конституции и замораживает часть только что принятых поправок к Конституции, ограничивающих полномочия Президента
10 марта 1993 - внеочередной Съезд вводит в действие поправки к Конституции в полном объеме и отменяет референдум. Председатель ВС характеризует декабрьский компромисс словами "бес попутал"
20 марта 1993 - Президент проводит вторую репетицию государственного переворота, объявляя о введении "особого порядка управления страной" (т.н. "ОПУС") и о назначении референдума о доверии себе, каковое обещает трактовать как недоверие Съезду
28 марта 1993 - съезд не набирает большинства в 2/3 голосов для отрешения Президента от должности (за - 617 из 1033 голосов, 60%)
29 марта 1993 - съезд назначает референдум по 4 вопросам: о доверии Президенту, его экономической политике, досрочных выборах Президента и народных депутатов
25 апреля 1993 - на референдуме по всем четырем вопросам подано больше голосов "за" чем "против", но меньше половины от общего числа избирателей. Приняты решения о доверии Президенту (59%) и одобрении его экономической политики (53%), требующие большинства от числа участников. Не приняты решения о досрочных выборах Президента (32%) и депутатов (43%) требующие большинства от списочного состава. При этом сторонники Президента утверждают, что народ проголосовал за досрочные выборы депутатов (67%), но против досрочных выборов Президента (49,5%), отсчитывая проценты от всех обнаруженных в урнах бюллетеней (включая неожиданно большое число недействительных бюллетеней именно по этому вопросу). Противники Президента, отсчитывая голоса от общего числа избирателей, утверждают, что ему (38%) и его экономической политике (34%) выражено недоверие.
5 июня 1993 - начинает работу Конституционное совещание - орган, сформированный указом Президента для выработки текста новой Конституции. Делегаты совещания "захлопывают" Председателя Верховного Совета, а охрана Президента хватает и выносит из зала депутата Ю.М.Слободкина, отпихивая в сторону Генерального прокурора В.Г.Степанкова.
18 сентября 1993 - созванные Президентом руководители исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации отказываются провозгласить себя Советом Федерации и присвоить полномочия верхней палаты парламента
21 сентября 1993 - Президент издает указ 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, утверждает Положение о федеральных органах власти в переходный период и назначает выборы в учрежденный этим указом новый парламент - Федеральное Собрание. Президиум Верховного Совета констатирует автоматическое прекращение президентских полномочий Б.Н.Ельцина и переход их к вице-президенту А.В.Руцкому
22 сентября - 3 октября 1993 - после решения Конституционного Суда Руцкой принимает президентскую присягу, парламент утверждает альтернативных министров обороны, безопасности и внутренних дел, превращается в штаб сопротивления и оказывается в блокаде. 3 октября демонстранты прорывают блокаду и штурмуют телецентр в Останкино.
4 октября 1993 - Съезд народных депутатов прекращает работу в результате танкового штурма, Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и депутат Е.И.Алаев, а также и.о.Президента А.В.Руцкой и альтернативные министры взяты под стражу
12 декабря 1993 - в результате всенародного голосования принята новая Конституция (за - 58,4% при уровне явки 54,8%), одновременно избран новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание
11 января - 23 февраля 1994 - уклонившись от рассмотрения указа 1400 и еще 64 указов, вынесенных Ельциным на рассмотрение Федерального Собрания, Дума закрыла вопрос о перевороте 1993 года путем объявления политической амнистии участникам событий августа 1991 и сентября - октября 1993.
26 февраля 1994 - постановление об амнистии исполнено Генеральным прокурором А.И.Казанником и директором ФСБ Н.М.Голушко несмотря на попытки противодействия со стороны Президента Ельцина
9 марта 1994 - руководитель Администрации Президента С.А.Филатов утвердил "черный список" 151 депутата, которые участвовали в работе парламента вплоть до 3 октября 1993 и были лишены за это президентских социальных льгот (22 апреля 1994 указом Президента льготы были распространены на всех депутатов, таким образом "черный список" отменен)
4 марта 1995 - наиболее стойкие народные депутаты России созыва 1990-1995 годов во главе с С.Н.Бабуриным отпраздновали окончание 5-летнего срока своих полномочий

СОСТАВ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА ВС
Неофициальная "семерка" высших руководителей парламента выглядела так:
29 мая - 1 июня 1990 (1): Б.Н.Ельцин
1 - 5 июня 1990 (3): Б.Н.Ельцин, Б.М.Исаев, С.П.Горячева
5 - 13 июня 1990 (4): Б.Н.Ельцин, Р.И.Хасбулатов, Б.М.Исаев, С.П.Горячева
13 июня 1990 - 10 июля 1991 (6): Б.Н.Ельцин, Р.И.Хасбулатов, Б.М.Исаев, С.П.Горячева, Р.Г.Абдулатипов, В.Б.Исаков
10 июля - 2 октября 1991 (5): Р.И.Хасбулатов, Б.М.Исаев, С.П.Горячева, Р.Г.Абдулатипов, В.Б.Исаков
2 - 29 октября 1991 (5): Р.И.Хасбулатов, Б.М.Исаев, С.П.Горячева, Р.Г.Абдулатипов, Н.Т.Рябов
29 октября - 1 ноября 1991 (3): Р.И.Хасбулатов, Р.Г.Абдулатипов, Н.Т.Рябов
1 ноября 1991 - 1 июля 1992 (7): Р.И.Хасбулатов, С.А.Филатов, Ю.М.Воронин, В.Ф.Шумейко, Ю.Ф.Яров, Р.Г.Абдулатипов, Н.Т.Рябов
1 июля - 14 декабря 1992 (6): Р.И.Хасбулатов, С.А.Филатов, Ю.М.Воронин, Ю.Ф.Яров, Р.Г.Абдулатипов, Н.Т.Рябов
14 декабря 1992 - 28 января 1993 (6): Р.И.Хасбулатов, С.А.Филатов, Ю.М.Воронин, Н.Т.Рябов, Ю.Ф.Яров, Р.Г.Абдулатипов
28 января - 10 февраля 1993 (4): Р.И.Хасбулатов, Ю.М.Воронин, Н.Т.Рябов, Р.Г.Абдулатипов
10 февраля - 29 марта 1993 (5): Р.И.Хасбулатов, Ю.М.Воронин, Н.Т.Рябов, Р.Г.Абдулатипов, В.С.Соколов
29 марта - 23 сентября 1993 (7): Р.И.Хасбулатов, Ю.М.Воронин, В.А.Агафонов, В.О.Исправников, Н.Т.Рябов, Р.Г.Абдулатипов, В.С.Соколов
23 сентября - 4 октября 1993 (6): Р.И.Хасбулатов, Ю.М.Воронин, В.А.Агафонов, В.О.Исправников, Р.Г.Абдулатипов, В.С.Соколов

БИБЛИОГРАФИЯ:

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - М., Издание Верховного Совета РСФСР. - 1990: NN 1-30, 1991: NN 1-52, 1992: NN 1-5
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - М., Издание Верховного Совета Российской Федерации. - 1992: NN 6-52, 1993: NN 1-37
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993: NN 38-39. - М., Политика , 2002 (under construction) .
Листовки Белого Дома. - Составители Б.Беленкин, Е.Струкова. - М., 1993
Москва. Осень-93. Хроника противостояния. - Составители: А.П.Сурков, Н.П.Железнова, А.Г.Панова. - М., Республика, 1994
Народные депутаты России. 1990-1993. - Авторы-составители С.П.Обухов, Э.М.Харланова. - М., Издание Государственной Думы, 1998.
В.Прибыловский. Политические фракции и группы российского парламента. Второй вариант, исправленный и дополненный. - М., Информационно-экспертная группа "Панорама" , 1993
Российский парламент: от первого к седьмому съезду. Справочник парламентского корреспондента. - Автор-составитель С.П.Обухов. - М., Известия, 1992
Хроника переворота. М., Век XX и мир, 1994.

Похожие публикации