Петр лещенко биография национальность. Петр лещенко - биография, информация, личная жизнь

Биография

Рождение, учёба, фронт (1898-1918)

Лещенко родился 3 июля 1898 году в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Одесской области Украины). Мать родила его вне брака. В метрической книге районного архива есть запись: Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.98. Крещен Петр был 03.07.98, в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения - 3 июля 1898 года. В графе «отец» запись: незаконнорожденный. Крестные: дворянин - Александр Иванович Кривошеев и дворянка - Катерина Яковлевна Орлова.

Петр Лещенко о себе:

В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинев. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7 народное приходское училище в Кишиневе. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1905 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7 Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40 запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55 пехотный Подольский полк 14 пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен - и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинев. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.

Бессарабию в 1918 году объявили румынской территорией и Петр Лещенко выписался из больницы румынским подданным.

Эмигрант, Париж, женитьба (1918-1926)

После выхода из госпиталя жил у своих родственников. Мать к тому времени вышла замуж за зубного техника Алфимова Алексея Васильевича и жила в Кишиневе . До 1919 года работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишиневской опере, директором которой была некая Белоусова.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 год - в кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года, как танцор и певец в составе различных артистических групп, гастролирует по Румынии. В 1925 с Николаем Трифанидисом уезжает в Париж , где встречается с Антониной Кангизер. С ней, её 9-летним братом и матерью, с Трифанидисом, в течение 3 месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию, предложив Лещенко свое место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля Лещенко выступает в этом ресторане. Здесь он знакомится с Жени Закитт из Риги, латышкой, по профессии артисткой.

Гастроли. Издание пластинок. Первый успех.(1926-1933)

Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах , имевшие контракт с турецким театром в городе Адана , приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. Май 1926 года до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь , Адана, Смирна (здесь Лещенко в июле1926 года оформил брак с Закитт), Бейрут , Дамаск , Алепу , Афины , Салоники , Константинополь.

В 1928 год возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем выезжают в Ригу по случаю смерти отца жены, где пробыли две недели и перебрались в Черновцы и три месяца отработали при ресторане «Ольгабер».

Переезд в Кишинев и до зимы 1929 года выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом - Рига, до декабря 1930 года работал один в кафе «АТ». Лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград .

В январе 1931 года родился сын - Игорь (Икки) Лещенко.

Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву . В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Все лето 1931 года проводит с семьей в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «АТ». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго , романсов , фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Черные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите почему» и другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским - автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».

Хозяин нотного магазина в Риге по фамилии Юноша осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Парлафон» владельца Люндштрема. Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophon» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellacord» (Латвия).

С весны 1932 года вновь работает вместе с Закитт в Черновцах, в Кишиневе.

В 1933 году Лещенко с семьей решил обосноваться на постоянное жительство в Бухаресте и поступил на работу в павильон «Рус». Кроме того - турне по Бессарабии, поездка в Вену для записи на фирме «Коламбия». В 1935 году с Кавурой и Геруцким по улице Каля Виктория, 2 открывает ресторан «Лещенко», который просуществовал до 1942 года. Лещенко в своем ресторане выступает с ансамблем «ТРИО ЛЕЩЕНКО» (супруга певца и его младшие сестры - Валя и Катя).

В 1935 году Лещенко дважды выезжает в Лондон : выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта Лещенко дает два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьей выезжал в Ригу. Все остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане.

Гастроли в оккупированной Одессе, второй брак (1941-1951)

В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам и отпустили.

В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк. В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределенный срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.

Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провел сольные концерты.

На одной из своих репетиций он знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Делает Белоусовой предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закитт.

Скандалы, разборки с бывшей женой завершились получением очередных извещений из 16 пехотного полка. Лещенко удалось добиться получения документа о мобилизации для работы на месте, таким образом, временно избежать отправки в действующую армию. Но в феврале 1943 года он получил распоряжение сдать этот документ и немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы.

Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удается устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым . В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнает, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Петр Лещенко увозит свою будущую жену, её маму и двух братьев в Бухарест.

В мае 1944 года Лещенко зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В сентябре 1944, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Арест, тюрьма и смерть (1951-1954)

Из румынских источников: Петр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведен в распределитель в Мыс Мидиа, (Капул Мидиа), оттуда 29 августа 1953 года в Борджести, провинцию Молдавии. С 21 или 25 мая 1954 года переведен в тюремную больницу Тыргу Окна. Ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Петр Лещенко был перевезен в Констанцу (недалеко от Мыс Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине.

П. К. Лещенко умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года. Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В июле 1952 года последовал арест Веры Белоусовой-Лещенко. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, в 1954 освобождена: «Заключенную Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости с выездом в Одессу 12 июля 1954 года», предписание со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда СССР, первая ссылка о сокращении срока до 5 лет была на Постановление Верховного Суда от июня 1954 года, а вторая «из-под стражи освободить».

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию:

LESCENCO, PETRE.ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ ОКНА).

(Из «Книги репрессированных», изданной в Бухаресте)

Биография составлена по протоколам допроса Петра Лещенко и архивным документам, предоставленным вдовой Петра Лещенко - Верой Лещенко.

Возрождение популярности в 1988 году

Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х прошлого века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Петр Лещенко был назван лучшим.

«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 30-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…

Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):

  1. (73) П. Лещенко.
  2. (8) Группа „Алиса“, диск „Энергия“.
  3. (5) Группа „Рейнбоу“.
  4. (15) Группа „Браво“.
  5. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 („Роллинг Стоунс“).
  6. (13) Группа „Аквариум“, диск „Равноденствие“.
  7. (-) Юрий Лоза.
  8. (-) Оскар Питерсон.
  9. (2) Ленинградский рок-клуб.
  10. (9) Поет Лайма Вайкуле».

«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок „под Лещенко“. Костяк фирмы составили так называемый „Джаз табачников“ (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения „Журавли“. Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из „Джаза табачников“ говорил по этому поводу так: „Туда везём чемодан пластинок, обратно - чемодан денег…“ Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка - поди догадайся». (Б. А. Савченко. Эстрада ретро. - М.: Искусство, 1996, стр. 220.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Дискография

Граммофонные пластинки (78 об./мин.)

Columbia (Великобритания - Франция)

  • За гитарный перебор (романс, муз. народная) / Пой, цыгане (романс) (оркестр Columbia)
  • Признайся мне (танго, муз. Arthur Gold) / Спи, моё бедное сердце (танго, О. Строк и J. Altschuler) (оркестр Columbia)
  • Останься (танго, муз. Э. Хёнигсберга) / Миранда (танго, муз. М. Марьяновского) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Аникуша (танго, Клауде Романо) / Милость («Всё за любовь я прощаю», вальс, Н. Варс) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Не уходи (танго, Е. Скляров) / Сашка (фокстрот, М. Хальм) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Я б так хотел любить (танго, Е. Скляров - Н. Михайлова) / Миша (фокстрот, Г. Вильнов) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Мальчишка (народная) / В цирке (бытовая, Н. Мирский - Колумбова - П. Лещенко) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Возле леса (цыганский вальс, оркестр Хёнигсберга - Хеккера) / Частушки (аккомп. на гармонике - братья Эрнст и Макс Хёнигсберги)
  • Андрюша (фокстрот, З. Бялостоцкий) / Трошка (бытовая) (оркестр Хёнигсберга - Хеккера)
  • Кто ты (слоу-фокс, М. Марьяновский) / Алёша (фокстрот, Ж. Корологос) (оркестр Ж. Корологоса)
  • Мой друг (английский вальс, М. Хальм) / Серенада (C. Sierra Leone) (оркестр Columbia)
  • Сердце (танго, И. О. Дунаевский , аранжировка F. Salabert - Ostrowsky) / Марш из к/ф «Весёлые ребята » (И. О. Дунаевский, Ostrowsky) (оркестр)
  • Лошадки (фокстрот) / Ха-ча-ча (фокстрот, Werner Richard Heymann) (оркестр Ж. Корологоса)
  • Татьяна (танго, М. Марьяновский, оркестр Хёнигсберга) / Настенька (фокстрот, Траян Корня, оркестр Ж. Корологоса)
  • Плачь, цыган (романс) / Ты едешь пьяная (романс) (оркестр Хёнигсберга)
  • Сердце мамы (танго, муз. З. Карасиньского и Ш. Каташека , оркест Хёнигсберга) / Кавказ (ориент-фокстрот, муз. М. Марьяновского, оркестр Ж. Корологоса)
  • Мусенька (танго, слова и музыка Оскара Строка, оркест Хёнигсберга) / Дуня («Блины», фокстрот, муз. М. Марьяновского, оркестр Ж. Корологоса)
  • Забыть тебя (танго, С. Шапиров) / Давай простимся (танго-романс) (оркестр Хёнигсберга)
  • Капризная, упрямая (романс, Александр Кошевский, оркестр Хёнигсберга) / Моя Марусечка (фокстрот, Г. Вильнов, оркестр Ж. Корологоса и квартет балалаечников «Байкал»)
  • Мрачное воскресенье (венгерская песня,Режё Шереш)/ Синяя рапсодия (слоу-фокс, Оскар Строк) (оркестр Хёнигсберга)
  • Комарик (украинская народная песня) / Карії очі (украинская песня) - на укр. яз., гитара, с аккомп. оркестра Хёнигсберга
  • Туманно на душе (Е. Скляров, Надя Кушнир) / Марш из к/ф «Цирк » (И. О. Дунаевский, В. И. Лебедев-Кумач) (оркестр п/у Н. Черешни)
  • Не покидай (танго, О. Строк) / Ваня (фокстрот, Шапиров - Лещенко - Федотов) (оркестр п/у Н. Черешни)
  • Старинный вальс (слова и музыка Н. Листова) / Стаканчики (слова Г. Гридова, муз. Б. Прозоровского) (оркестр п/у Н. Черешни)
  • Капитан / Спой нам, ветер (песни из к/ф «Дети капитана Гранта », И. О. Дунаевский - В. И. Лебедев-Кумач, оркестр п/у Н. Черешни)
  • Как хороши / Колечко (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin, оркестр п/у Н. Черешни)
  • Ванька милый / Настя ягоды продает (фокстроты, музыка и слова М. Марьяновского, оркестр п/у Н. Черешни)
  • Голубые глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка) / Вино любви (танго, слова и музыка Марка Марьяновского) (оркестр Франка Фокса)
  • Чёрные глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка) / Станочек (народная песня, слова Тимофеева, муз. Бориса Прозоровского) (оркестр Франка Фокса)
  • Что мне горе (цыганский романс) / Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасса) (оркестр Франка Фокса)
  • Рюмка водки (фокстрот на русский мотив, слова и музыка М. Марьяновского) / Льется песня (цыганская кочевая, слова М. Лахтина, музыка В. Кручинина) (оркест Франка Фокса)
  • Чубчик (народная) / Прощай, мой табор (оркест Франка Фокса)
  • Бессарабянка (народный мотив) / Буран (таборная) (оркест Франка Фокса)
  • Марфуша (фокстрот, Марк Марьяновский) / Вернулась снова ты (танго) (оркестр Хёнигсберга - Альбахари)
  • У самовара (фокстрот, N. Gordonoi) / Моё последнее танго (Оскар Строк) (оркестр Хёнигсберга - Альбахари)
  • Ты и эта гитара (танго, музыка Е. Петерсбургского, русский текст Ротиновского) / Скучно (танго, Sasa Vlady) (оркестр Хёнигсберга - Альбахари)

Columbia (США)

Columbia (Австралия)

  • Комарик (украинская народная песня) / Карії очі (украинская песня) - на укр. яз., гитара, с аккомп. оркестра

Bellaccord (Латвия)

  • Эй, друг гитара! / ????
  • Капризная / Туманно на душе

Electrecord (Румыния)

  • Синий платочек (поёт Вера Лещенко). Темная ночь
  • Мама (поёт Вера Лещенко). Наташа
  • Надя-Надечка. Любимая (дуэт с Верой Лещенко)
  • Моя Марусечка. Сердце
  • Бродяга. Черные косы
  • Черные глаза. Андрюша
  • Катя. Студенточка
  • Петрушка. Сердце мамы
  • Лошадки, Сашка
  • Рюмка водки, Не уходи
  • Марфуша, Послушай что скажу я
  • Вечерний звон, Однозвучно гремит колокольчик

Переиздания

Долгоиграющие пластинки (33 1 / 3 об./мин.)

  • Chants Tziganes de Russie par Pierre Lechtchenko, baryton (orchestre de Frank Foksa)
  • Peter Lescenco sings / Песни в исполнении Петра Лещенко
  • П. Лещенко (на конверте), P. Leshtchenko (на пластинке)
  • Peter Lestchenko. Russian songs
  • Russian tangos, vol. 2. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Сентиментальные русские песни. Songs of old Russia. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Поет Пётр Лещенко ["Мелодия" M60 48297 001]
  • Поет Пётр Лещенко - 2 ["Мелодия" M60 48819 008]
  • Поет Пётр Лещенко - 3 ["Мелодия" M60 49001 004]
  • Поет Пётр Лещенко - 4 ["Мелодия" M60 49243 005]
  • Поет Пётр Лещенко - 5 ["Мелодия" M60 49589 000]
  • Поет Пётр Лещенко - 6 ["Мелодия" M60 49711 009]

Компакт-диски

  • 2001 - Пой, цыган! (в серии «Кумиры прошлых лет»)
  • 2001 - Petr Lescenco singt

Память

Литература

  • Танго и романсы Петра Лещенко. // Составители, авторы вступ. статьи Поздняков А., Стацевич М. - М.: «Нива России», 1992.
  • Савченко Б. Эмигранты поневоле // В кн.: Савченко Б. Кумиры забытой эстрады. - М.: «Знание», 1992. С. 78-94.
  • Бардадым В. Тот самый Пётр Лещенко. Страницы жизни и творчества. - Краснодар: «Соло», 1993.
  • Савченко Б. Пётр Лещенко // В кн.: Савченко Б. Эстрада ретро. - М.: «Искусство», 1996. - С. 211-256.
  • Гридин В. Прощай, мой табор… Книга о Петре Лещенко. - Одесса: «Альфа-Омега», 1998 (изд. 2-е, доп.).
  • Прощай мой табор, пою в последний раз. // В кн.: Смирнов В. Реквием XX-го века. - Одесса: Астропринт, 2003. - Т. 2. - С. 31-52.
  • Железный А. Пётр Лещенко. Биография, песни, дискография. - Киев: 2008.
  • Черкасов А. А. Оккупация Одессы. Год 1942. Январь - Май. - 1-е. - Одесса: Optimum, 2008. - 206 с. - (Большая литературно-художественная серия «Вся Одесса»). - 300 экз. -

Петр Константинович Лещенко - эстрадный певец (баритон). Родился 3 июля 1898 года в селе Исаево близ Одессы.

«Мать - Мария Константиновна - была бедной, неграмотной крестьянкой. Об отце известно лишь, что он умер, когда сыну было три года. Не исключено, что Петр явился плодом внебрачной любви. Отца ему заменил отчим Алексей Васильевич Алфимов - простой, добрый человек, не лишенный к тому же любви к музыке и умевший играть на гармонике и гитаре. Много позже в семье Марии Константиновны и Алексея Васильевича родились сестры Петра: Валентина - в 1917 году и Катерина - в 1920-м.

С ранних лет Петр Лещенко жил как многие дети из бедных деревенских семей: учеба в сельской школе, пение в церковном хоре, приобщение к труду и самостоятельному заработку. Ему повезло, что отчим Алексей Васильевич разглядел в мальчике, которого он полюбил как собственного сына, артистические наклонности и подарил ему свою гитару.

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Лещенко под влиянием патриотических настроений попадает в кишиневскую школу прапорщиков . А когда Румыния, воевавшая на стороне Антанты, начала терпеть одно поражение за другим, Петр Константинович в составе русских войск, мобилизованных для помощи румынской армии, досрочно был отправлен на фронт.

Октябрьская революция застала прапорщика Лещенко в военном госпитале, куда он попал после тяжелого ранения, полученного в бою. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась. Из недавнего еще союзника новая, уже советская, Россия стала непримиримым врагом Румынии. В сложной обстановке, когда многие международные договоры царской России утратили свою юридическую значимость, Румыния без лишней дипломатической волокиты, в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу - в январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.

Лещенко в одночасье, против своей воли и желания, стал эмигрантом».

«Решающим оказалось знакомство Лещенко на одном из вечеров с Оскаром Строком (в Риге, на родине первой жены Лещенко, танцовщицы Зинаиды Закис - В.К.). Строк, уезжая в Лиепаю, включил его в программу концерта. Но в большом концертном зале голос Лещенко потерялся.

Успех пришел к нему после выступлений в небольшом уютном кафе под названием «А.Т.». В кафе играл маленький оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Во время одной из пауз в игре оркестра Шмидт подошел к столику, где сидели Строк и Соломир. Они уговорили его поработать с Лещенко, а Строк взялся помочь с репертуаром. Петр, узнав об этом, разумеется, очень обрадовался.

Начались репетиции, и через две недели состоялось первое выступление певца. Это было в конце 1930 года, который и можно считать началом певческой карьеры Петра Лещенко как сольного исполнителя.

Первые две песни, спетые им, прошли с успехом, но когда объявили, что будет исполнено танго Оскара Строка, публика, видя в зале самого автора, стала аплодировать ему. Строк поднялся на сцену и сел к роялю. Это окрылило Петра, и он проникновенно исполнил новое произведение композитора «Мое последнее танго». Зал разразился бурными овациями, танго пришлось бисировать...

Зинаида родила сына, которого по желанию отца назвали Игорем, хотя родственники Закис хотели дать ему латышское имя.

Да, в Риге пробил звездный час Лещенко. Петр стал регулярно выступать в кафе «А.Т.». На фирме «Беллакорд» Лещенко записал шестьдесят одно произведение. Среди них сочинения самых разных авторов, либо музыка, либо то и другое вместе. Но славу ему принесли в основном танго и фокстроты Оскара Строка и Марка Марьяновского.

Строк открыл дорогу Лещенко в мир грамзаписи, сделал его королем пластинок, а певец, в свою очередь, обессмертил прекрасные танго Оскара Строка.

Но самой популярной песней Лещенко стало танго Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как «шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных подобных произведений вместе взятых. Что, вероятно, лишь способствовало народной популярности «Татьяны». Ее знали наизусть, переписывали с магнитофона на магнитофон и слушали, слушали, слушали...

Татьяна, помнишь дни золотые,
Кусты сирени и луну в тиши аллеи?
Татьяна, помнишь грезы былые?
Тебя любил я, не вернуть нам юных дней.

Упали косы, душистые, густые,
Свою головку ты склонила мне не грудь.
Татьяна, помнишь дни золотые?
Весны прошедшей мы не в силах вернуть.

В 1932 году Петр Константинович выступал в Майори , в летнем ресторане, каких множество на Рижском взморье. Его пение так понравилось двум англичанам, что они пригласили артиста к себе в пансион, где он своим мелодичным голосом разбередил их души. Очевидно, ему встретились деловые люди, потому что по их совету некая английская фирма организовала вояж Лещенко через Ла-Манш в туманный Альбион для участия в развлекательной программе на светском рауте. Исполнение Лещенко произвело сенсацию, последовало приглашение на английское радио. Позже певец совершил вторую поездку в Лондон и в течение месяца выступал в респектабельных ресторанах «Трокадеро», «Савой», «Палладиум».

В первой половине тридцатых годов Лещенко переехал на постоянное жительство в Бухарест. Основавшись на новом месте, Лещенко перевез туда всю свою кишиневскую родню, купив для этой цели небольшой домик. Некоторое время он пел в кафе «Галерея Лафайета» с хорошо оборудованной эстрадой и новинкой - висячим микрофоном, сводящим на нет все изъяны акустики.

В 1933 году Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в Бухаресте небольшой ресторан «Наш домик». Капитал вложил представительный на вид Геруцкий, который и встречал гостей. На кухне хозяйничал опытный повар Кавура, а Лещенко с гитарой создавал настроение в зале. В гардеробе посетителей принимали отчим и мать Лещенко.

Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили валом, столики брались, как говорится, с боя, и появилась необходимость в перемене помещения.

Осенью 1936 года, а может, и раньше, на главной улице Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который так и назывался - «Лещенко». Поскольку Петр Константинович пользовался в городе большой популярностью, ресторан посещало изысканное русское и румынское общество. Играл замечательный оркестр. Зинаида сделала из сестер Петра - Вали и Кати - хороших танцовщиц. Выступали все вместе, но гвоздем программы был, конечно, сам Лещенко... Интересно, что в ресторане выступала и знаменитая позднее Алла Боянова.

Диски же Лещенко, расходившиеся фантастическими тиражами, крутили и по радио, и на вечеринках, и в ресторанах. Песни в его исполнении составляли, если так можно сказать, бытовой музыкальный фон в русскоязычных колониях за рубежом».

«Пластинки Петра Лещенко проникали в Советский Союз и в тридцатые годы, но особенно много их появилось на черных рынках и базарах Бессарабии и Прибалтики, включенных в 1940 году в состав СССР. По радио они, как и прежде, не звучали - ведь Лещенко жил в Бухаресте и считался эмигрантом».

В октябре 1941 года «...немецко-румынские войска оккупировали Одессу. В том же месяце Лещенко получил повестку явиться в свою часть. Петр Константинович игнорировал вызов. Его вторично предупредили о явке в полк. Снова со стороны певца никакой реакции. Третий вызов... Лещенко упрямо не желает идти в действующую армию и тем более воевать против своего народа.

В конце концов его судили так называемым офицерским судом чести и на некоторое время оставили в покое - он был все-таки заметной фигурой в артистической среде Бухареста.

В мае 1942 года Лещенко приехал в Одессу. Его концерт был назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра...

День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал был полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь... по-румынски - оказалось, по требованию властей. Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией...»

«В июле 1942 года Петр Константинович неожиданно получил вызов в 13-ю дивизию для работы переводчиком (он владел несколькими языками). Ему казалось, что на него как на потенциального военнослужащего давно махнули рукой, ан нет - вспомнили. И снова Лещенко, будто следуя старой традиции, не торопился подчиниться приказу. Почти год Лещенко правдами и неправдами удавалось уклоняться от ношения военной формы. Знакомые врачи даже сделали ему фиктивную операцию, и артист некоторое время провел в больнице, но окончательно комиссоваться ему так и не удалось. В октябре 1943 года Петра Константиновича все же призвали и отправили в Крым, где он работал в должности заведующего офицерской столовой».

Вся его «служба» с октября 1943-го по март 1944 года проходила на воинских пунктах питания в Крыму - не с винтовкой или армейским черпаком, а с неразлучной гитарой, которой он - в приказном порядке, разумеется, баловал холеное офицерье оккупационных войск».

«Лещенко уже за пятьдесят. В соответствии с возрастом меняется его репертуар - певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944-1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращался в «компетентные органы», писал письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал - может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни.

В марте 1951 года Петр Константинович был арестован. Это произошло на концерте в Брашове. Много лет спустя его жена узнала о том, что Петр Константинович Лещенко умер в лагере 16 июля 1954 года не то от язвы желудка, не то от отравления...»

В последние годы, благодаря опубликованным краеведами-любителями материалам, жители нашего города смогли узнать о многих земляках-бердянцах, ставших широко известными не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но не менее интересны судьбы и других наших земляков, которые лично не добивались каких-либо успехов в науке, искусстве и т.д., но чьи жизненные пути пересекались с судьбами знаменитостей.

В местных средствах массовой информации неоднократно упоминалось о Серафиме Васильевне Карчевской, дочери начальницы Бердянской женской гимназии Р. Карчевской, которая стала женой и верным спутником жизни всемирно известного ученого-физиолога И.П. Павлова.

К числу таких бердянцев относится и Зинаида Михайловна Стеценко, судьба которой хотя и косвенно, но была связана с именем знаменитого певца Петра Лещенко.

Родилась она 21 ноября 1895 года в г. Бердянске в семье железнодорожного служащего, в 1915 году окончила Бердянскую 1-ю женскую гимназию, работала учительницей, затем банковской служащей. Когда после революционных событий 1917 года в Бердянске была установлена советская власть, Зинаида Михайловна устроилась на работу делопроизводителем в военкомате, затем в 9-й стрелковой дивизии II-й армии, где и познакомилась с инженером Вольдемаром Карловичем Закитом. В 1922 году они сочетались браком и уехали в Петроград.

Был В.К. Закит родом из Латвии, окончил Рижский политехнический техникум. Судьба его сложилась трагично, он подвергался арестам, отправлялся в лагерь на строительство Беломоро-Балтийского канала, сидел в Соловецкой тюрьме, затем в Уфимской тюрьме, откуда уже не вернулся.

По утверждению Зинаиды Михайловны, ее муж обладал мятежным характером, активно участвовал в революционном движении, свято верил в возможность построения светлого будущего в стране, отрыто протестовал против всего, что считал несправедливым в том числе и против привилегий начальства. Возможно, что это действительно и было причиной проблем Вольдемара Карловича и его семьи.

Но есть и другая версия, связанная с именем известного во многих странах певца Петра Лещенко.

Петр Константинович Лещенко в 1915 году ввиду ломки голоса не мог петь и остался без средств поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда был перенаправлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года и ему было присвоено звание прапорщика. В этом звании он был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен, контужен и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в Кишинев.

Революционные события октября 1917 года застали его в этом госпитале. Подобные события возникают, когда в странах наступает политическая нестабильность и обостряется борьба за власть, что мы и наблюдаем в настоящее время в своей стране. У некоторых соседних стран возникает соблазн воспользоваться случаем и попытаться расширить свои территории за счет украинских земель. Сегодня активность в этом вопросе стала проявляться с румынской стороны, но нет уверенности, что не найдутся и другие желающие.

Такое уже в нашей истории было, когда в январе 1918 года румынские войска заняли Кишинев. Румыния аннексировала всю Бессарабию и объявила ее румынской территорией, отторгнув от России.

В результате П. Лещенко, выписавшись из госпиталя в том же январе 1918 года, оказался румынским подданным, т.е. иностранцем. Это в дальнейшем отразилось как на его судьбе, так и судьбе его родственников и близких.

После выхода из госпиталя до 1919 года работал токарем у частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишиневской опере.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы "Елизаров" четыре месяца выступал в Бухаресте в театре "Алятамбра" и кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года, как танцор и певец в составе различных артистических групп, гастролирует по Румынии. В 1925 году уезжает в Париж и в течении 3-х месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

И в нашем городе еще в 50-х годах прошлого столетия существовала практика выступления артистов перед кинозрителями до начала вечерних сеансов. Так, в фойе кинотеатра "15 лет ВПКСМ" по ул. Шевченко на небольшой сцене часто выступала небольшая группа музыкантов под руководством М. Воловича.

С февраля по апрель 1926 года П. Лещенко выступает в ресторане "Нормандия", где знакомиться с Жени-Иоганна Закит, родом из Латвии, по профессии артисткой, и оформляет брак с ней в июле 1926 года. Интересно то, что вскоре она принимает сценическое имя - "Зинаида Закит". Ее отец Карл Закит был состоятельным человеком, в том числе одним из совладельцев кафе "АТ" (After Testament) в г. Риге.

С мая 1926 года по август 1928 года семейный дуэт совершает гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алепу, Афины, Солоники и вновь Константинополь.

В 1928 году супруги возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр "Театруп Ностра", много гастролируют - Рига, Черновцы, Кишинев, Белград, Либава. В 1931 году по возвращению в Ригу П. Лещенко вновь работает в кафе "АТ". В это время и состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго, романсов, фокстротов и песен. П. Лещенко исполняет и записывает песни композитора: "Черные глаза", "Синяя рапсодия", "Скажите почему" и другие танго и романсы. Работает и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновичем - автором "Татьяны", "Миранды ", "Насти-ягодки".

С 1931 года его песни записываются в Берлине на фирме "Парлафон", английской фирмой звукозаписи "Columbia", фирмами "Parlophon" (Германия), "Electrocord" (Румыния), "Bellacord" (Латвия).

Это были самые успешные годы в карьере Петра Лещенко. Он выступает в Черновцах, Кишиневе, совершает турне по Бессарабии, записывает в Вене свои песни на фирме "Коламбия".

В 1933 году решил с семьей обосноваться на постоянное местожительство в Бухаресте, открывает в 1935 году ресторан "Лещенко", который просуществовал до 1942 года. В том же году дважды выезжает в Лондон: выступает на радио, записывается в студии звукозаписи, дает два концерта.

Но все хорошее когда-то кончается.

В войне 1941-1945 гг. Румыния принимает участие на стороне фашистской Германии и в октябре 1941 года румынские власти вспомнили о П. Лещенко, он получает извещение из 16-го пехотного полка, к которому был приписан. Но эта война была чуждой бывшему гражданину России и он старается от службы уклониться. Лишь по третьему вызову прибывает в полк в Фалтичени. Здесь его судят офицерским судом, предупреждают, что надо являться по вызову, и отпускают - он был все-таки заметной фигурой в артистической среде Бухареста.

В марте 1942 года Петр Лещенко получает разрешение на въезд в оккупированную румынскими войсками Одессу и проводит в июне три концерта. На одной из репетиций знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесского консерватория, музыкантом, певицей, делает ей предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закит.

В феврале 1943 года П Лещенеко получает распоряжение немедленно явиться в 16-й пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предлагает лечение в военном госпитале, но десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. П. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Ему удается устроиться в военную артистическую группу 6-й дивизии и он до июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года П. Лещенко отправляют на фронт в Крым, где до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой, ему присваивают звание сублокотенента (младший лейтенанта) интендантской службы.

В декабре 1943 г и январе 1944 г. П. Лещенко предоставили возможность выступить со своими песнями по радио в Симферополе.

В мае 1944 года он зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В августе 1944 года, когда войска Красной Армии подошли к границам, Румыния признала себя побежденной и объявила войну Германии, рассчитывая сохранить за собой хотя бы часть ранее оккупированной территории. Но у И. Сталина такие номера не проходили, самое большее, что он себе позволил - наградить румынского короля Михая высшей воинской наградой - орденом "Победа". После того, как войска Красной Армии в сентябре 1944 года вошли в Бухарест, Петр Лещенко стал давать концерты в госпиталях, воинских гарнизонах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Вплоть до 1951 года П. Лещенко предпринимал попытки вернуться на Родину, жить в Советском Союзе. Он обращался в соответствующие органы власти, вплоть до И. Сталина и М. Калинина, но эти попытки оказались бесплодными.

Нужно признать, что время для возвращения им было выбрано неудачно. В те годы в Советском Союзе очень серьезное внимание уделялось вопросам укрепления идеологии и воспитанию патриотизма. Сегодня у нас эти вопросы являются второстепенными и ими в стране практически власть не занимается. А в то время они были актуальны ими занимались "от Москвы до самых до окраин..."

В войне 1941-1945 гг участвовали не только воинские подразделения и партизаны, но и гражданское население, в том числе и артисты. Не зря эта война вошла в историю как Великая Отечественная. На победу в войне работало огромное количество артистов, выступая по радио, перед солдатами и офицерами на фронтах, создавая кинофильмы. И как тут не вспомнить нашу землячку Лидию Чернышеву создавшую в первые месяцы войны фронтовой ансамбль песни и танца, который вместе с войсками Южного, Юго-Западного, Закавказского, Северо-Закавказского, Воронежского, Степного, Первого Украинского фронтов и Центральной группы войск прошел по фронтовым дорогам почти 80000 км и дал 2850 концертов.

Именно этим артистам, участникам войны, а иногда и боевых действий, отдавалось в то время предпочтение при организации концертов и выступлений по радио. И невозможно было представить, что рядом с этими артистами мог появиться П. Лещенко, который во время войны делал то же, что и они, но по другую сторону фронта.

Тем более, что во время войны в центральных газетах о нем неоднократно писалось как о человеке, сотрудничающим с оккупантами, предателем Родины и народа.

Свое стремление уехать из Румынии в СССР П. Лещенко ни от кого не скрывал, что привлекло внимание руководства органов румынской госбезопасности.

26 марта 1951 года он был арестован в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове. Его несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую, в тюремной больнице Тыргу Окна ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка, в этой большнице он и умер 16 июля 1954 года.

До сих пор не известно, какое обвинение ему было предъявлено со стороны румынских властей, материалы по делу П. Лещенко до сих пор закрыты.

Как и в наши дни, в те годы действовали двойные стандарты: главнокомандующий румынскими войсками был награжден орденом "Победа", а младший лейтенант интендантской службы был обвинен в неизвестных грехах, хотя всю войну в руках держал не винтовку, а гитару.

Не оставлены были без внимания родные и близкие Петра Лещенко. В июле 1952 года Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко была арестована на территории СССР. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что тогда квалифицировалось как измена Родине, и 5 августа 1952 года была приговорена к смертной казни, которую вскоре заменили 25 годами лишения свободы. А в июне 1954 года Верховный суд СССР за отсутствием состава преступления вынес решение об освобождении бывшей комсомолки, которая в 1941 году пела песни защитникам героической Одессы. Ныне она полностью реабилитирована.

Но не у всех так быстро были решены проблемы. Не удивительно, что следы Петра Лещенко прослеживаются и в нашем городе. Его дед по линии матери - отставной солдат Калина Лещенко происходил из старинного рода запорожских казаков, а родной дядя Алексей Лещенко проживал в Васильевке Мелитопольского уезда Екатеринославской губернии (ныне г. Васильевка Запорожской области).

Близкие подруги-одноклассницы Эллы Полянской, проживавшей по ул. Энгельса, знали о том, что ее мама является родственницей П. Лещенко. Но чтобы не привлекать к этой семье внимания работников КГБ, рассказывать об этом стали тогда, когда никого из родителей подруги уже не было в живых.

Что же касается Зинаиды Михайловны Закит, с которой и был начат рассказ, то о ее судьбе было рассказано в статье "От мертвых не отрекаются" книги И.Б. Томан "Женские судьбы в России. Документы и воспоминания", изданной в 1994 году в серии "Народный архив". После того, как в 1935 году был арестован ее муж Вольдемар Карлович Закит, от нее в 1937 году потребовали отречься от него и развестись. Она сделать это отказалась, в результате была с детьми сослана в Башкирию в деревню Иглино. В январе 1943 года Вольдемар Карлович вновь был арестован, а в 1948 году у Зинаиды Михайловны снова потребовали отречься от мужа и, получив отказ, сослали 52-летнюю женщину в деревню Белая Глинка Кустанайской области.

31 марта 1954 года она была освобождена и поселилась с дочерью в Бердянске. Здесь и умерла 9 июля 1971 года.

Имеет ли какое-нибудь отношение латыш из Риги Вольдемар Карлович Закит и его жена Зинаида Закит к судьбе Петра Лещенко? Сегодня уже трудно ответить на этот вопрос. Но в те годы для того, чтобы сломать им судьбы, достаточно было иметь фамилию Закит - фамилию первой жены П. Лещенко латышки из Риги Жении ("Зинаиды") Карловны Закит.

P.S. В нашей стране лишь в конце 80-х годов прошлого века по радио стали звучать песни в исполнении П. Лещенко. Потом о нем появились передачи, статьи. В 1988 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Поет Петр Лещенко", которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-место во всесоюзном хит-параде, а уже в следующем месяце вышел на 1-место по популярности среди дисков-гигантов, опередив Лайму Вайкуле (9 место) и других популярных в то время исполнителей.

Георгий СУКАЧ


В 1937 и 1938 годах на летний сезон Лещенко с семьей выезжал в Ригу. Все остальное время до начала войны проводил в Бухаресте, выступая в ресторане.

Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили валом, столики брались, как говорится, с боя, и появилась необходимость в перемене помещения.
Осенью 1936 года, а может, и раньше, на главной улице Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который так и назывался - «Лещенко».

Поскольку Петр Константинович пользовался в городе большой популярностью, ресторан посещало изысканное русское и румынское общество. Играл замечательный оркестр. Зинаида сделала из сестер Петра - Вали и Кати - хороших танцовщиц. Выступали все вместе, но гвоздем программы был, конечно, сам Лещенко.

Среди артистических сил, которые привлек Лещенко к выступлениям в своем ресторане, была и юная Алла Баянова,
Главная концертная программа - выступление самого Лещенко - начиналась в полночь. Шампанское лилось рекой, вся знать Бухареста отплясывала под его пение и веселилась в ресторане до шести утра. Правда, есть сведения, что во время выступлений самого Петра Константиновича не только не танцевали, но даже прекращали пить и жевать.

Бибс Эккель 2 дает такой портрет певца того времени:

"О характере Петра Лещенко ходили самые противоречивые рассказы. Коекто из знавших его лично говорил о его скупости. В то же время одна женщина рассказывала в Бухаресте, как он щедро помогал многим, и в том числе юноше из одной бедной еврейской семьи — пианисту Ефиму Склярову, отец которого пришел к Лещенко с просьбой обратить внимание на музыкальные способности сына. Лещенко взял его в свой ансамбль и не ошибся. Ефим Скляров написал для своего кумира несколько музыкальных композиций, записанных позже на грампластинки.

Живя среди румын, Лещенко был очень уважаем, хотя сам относился к ним без особой любви, но часто выражал восхищение музыкальностью этого народа. Ездил Лещенко на новеньком немецком автомобиле марки «ДКВ». Он не курил, но любил выпить. Слабость Лещенко — шампанское и хорошие вина, которых в Румынии в ту пору было чрезвычайно много. Часто владельца и певца самого модного ресторана в Бухаресте встречали слегка пьяным, что в общей атмосфере ресторанного угара почти незаметно. Лещенко пользовался огромным успехом у женщин, к которым сам был неравнодушен".
______________________

2. Бибс Эккель — балалаечник, композитор, аранжировщик. Родился в семье русских эмигрантов. Исследователь творчества Петра Лещенко.

Петр Лещенко был звездой богемы и света румынской столицы. Не раз бронированный авто отвозил его на виллу к королю Каролю, большому поклоннику его таланта.

Не только во дворце румынского монарха, но и в домах простых советских граждан без конца «гоняли» веселые и томные песни и танго Лещенко. Но мало кто из наших граждан был посвящен в то, что с пластинок звучит не голос самого Лещенко (его пластинки изымались советской таможней), а голос певца Николая Маркова - солиста ансамбля «Джаз табачников».
В этом коллективе одно время работал и известный композитор Борис Фомин. Доходы создателей этой контрафактной продукции измерялись чемоданами денег (меня интересует, почему советская власть разрешала наживаться одним и казнила за желание нажиться других. Или не стоит искать логику там, где раздаётся тихий, но твёрдый голос денег? Видимо, их логика не требует никаких объяснений. Неужели расстрелянная в шестидесятые годы фарца была предтечей Ходорковского, а те, кто согласился делиться, выжили?)

Впрочем, признание румынского короля и советского народа вовсе не делало Лещенко «серьезным» певцом в глазах эстетов. А. Вертинский называл его «ресторанным певцом» и относился к творчеству Лещенко крайне пренебрежительно.

Да и один ли Вертинский? Как-то в бухарестский ресторан к Лещенко заглянул сам Федор Иванович Шаляпин. Хозяин всю ночь пел для именитого гостя, а потом спросил, как тот находит его пение. «Да, глупые песенки поете неплохо!» - вальяжно ответил Шаляпин.

Лещенко сначала жутко обиделся. Но друзья уверили его, что великий певец его похвалил: песенки-то зачастую и впрямь были глупые.
Все чаще гостями ресторана делались немецкие офицеры. Вели они себя очень корректно, с удовольствием аплодировали певцу. Вряд ли далекий от политики Петр Лещенко сразу увидел в сближении Румынии и гитлеровской Германии угрозу и лично себе.

По планам гитлеровской коалиции, на территории Одесской области под контролем румынских властей должна была быть образована административно-территориальная единица Губернаторство Транснистрия.
16 октября 1941 года после двухмесячной обороны Одесса была оставлена Красной армией и занята румынскими и немецкими войсками.

В этом же месяце Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам и отпустили.

На некоторое время певца оставили в покое — он был все-таки заметной фигурой в артистической среде Бухареста — и вопрос о призыве его в румынскую армию пока больше не поднимался, зато речь пошла о том, чтобы дать серию концертов на оккупированной советской территории. Петр Константинович согласился, не догадываясь, чем это будет чревато для него и в самом скором и в более отдаленном будущем.

В мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт был назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра.
День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича.

Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь… порумынски, — оказалось, по требованию властей… Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией…»

Начинать концерты приходилось с репертуара на румынском языке, ведь Петр Лещенко являлся подданным румынского короля. Но потом наступал черед русского репертуара, и тут зал взрывался овациями. На несколько часов слушатели забывали и о войне, и об оккупации.

________________

Дойдя до этого эпизода в жизни певца, я впала в ступор. Кто были эти люди, пришедшие в таком количестве на концерт Лещенко, и приходившие на последующие его концерты?

Дело ведь происходило в оккупированном городе, где оккупанты уже расправлялись с евреями и военнопленными красноармейцами.

Вот как рассказывает об этом Википедия:

«Первые расстрелы мирных жителей начались непосредственно после захвата города. С 17 октября в район артиллерийских складов на Люсдорфской дороге (сейчас - в районе площади им. Толбухина) начали прибывать партии военнопленных, которые попали в плен уже после занятия города румынами из-за того, что они не смогли по каким-то причинам эвакуироваться с частями Красной армии (около трех тысяч).
19 октября было объявлено о начале «регистрации мужского населения» и к военнопленным начали добавляться партии мирных жителей (около десяти тысяч), которые при регистрации или первых облавах на улицах города показались оккупантам подозрительными (евреи, без документов, бойцы РККА и РККФ совработники и т. п.) и разоблачённых коммунистов (около тысячи). Всех их заперли в девяти пустых пороховых складах и в течение нескольких дней, начиная с 19 октября, расстреляли. Некоторые склады были облиты бензином, и узники в них были сожжены заживо».

Нет, поймите меня правильно: я не спрашиваю, почему Лещенко приехал с концертами в распинаемый пришельцами город. Кто бы не поехал, зная, что, в случае отказа, его ждут окопы и возможная гибель?! Я труслива, я бы поехала.

Но, если судить по тому, как нам рассказывали о жизни в оккупированных городах, в Одессе просто не должно было остаться публики, способной пойти на концерт, организованный врагом! Разве не сидели запуганные жители по домам, не решаясь лишний раз выйти на улицу? Разве не был введён комендантсий час? Разве не голодали люди, оставшись без заработка? Где они взяли деньги на билеты и что это были за деньги?

Город обороняли два месяца, значит, два месяца он подвергался обстрелам и бомбёжкам — неужел уцелел? Помнится, Дрезден превратился в руины всего за несколько дней.

Я ничего не понимаю в этой войне и в людях, выживших в ней!
Я, наверное, никогда не стану настолько умной, чтобы мне стало ясно, каким образом можно было жить и выжить, зная, что совсем недалеко от концертного зала, вот сию секунду, убивают и мучают людей...
А как бы я сама повела себя в подобных обстоятельствах? Я не знаю и этого.

В поисках материалов о Петре Лещенко, я переворошила массу сайтов и прочла немало воспоминаний людей, знавших его лично или просто живших в одно время с ним. И в этих воспоминаниях я нашла ответ на свой вопрос, как жила Одесса в годы оккупации. Дальше я процитирую эти воспоминания.
______________________

На одной из своих репетиций он знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей.

Их роман развивался стремительно. Казалось, что между ним и нею нет возрастной пропасти в четверть века.

Лещенко сделал Белоусовой предложение и уехал в Бухарест, чтобы оформить развод с Закитт, но Жени была категорически против развода, между Лещенко и ней шёл непрерывный скандал, который прервали очередные извещения с требованием явиться для прохождения службы в 16 пехотный полк (по некоторым другим сведениям — в 13 дивизию для работы переводчиком: он владел несколькими языками).

Тут наблюдается скользский момент: по словам Веры Белоусовой, Жени Закитт предприняла массу усилий, чтобы отправить неверного мужа на фронт.
Я оставлю на совести Веры это обвинение. В конце концов, соперницы, борющиеся за мужчину (равно как и соперники, не поделившие женщину) ещё и не на то бывают способны.

Всё равно уже не узнать, почему Петр Константинович, неожиданно для себя, опять попал в поле зрения армейского начальства.
Ему казалось, что на него как на потенциального военнослужащего давно махнули рукой, однако же нет - вспомнили.
И снова Лещенко, будто следуя старой традиции, не торопился подчиниться приказу. Почти год ему правдами и неправдами удавалось уклониться от ношения военной формы.

Он добился получения документа о мобилизации для работы на месте, таким образом, временно избежав отправки в действующую армию. Но в феврале 1943 года пришло распоряжение сдать этот документ и немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы.

Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удается устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой.
С октября 1943 по март 1944 года Лещенко тянул лямку в качестве организатора развлечений для немецких офицеров, отдыхавших в крымских санаториях. И это, конечно, опорочило его в глазах советского командования.

В марте 1944 года Лещенко получил отпуск, но вместо Бухареста поехал в Одессу. Узнав, что семью Белоусовых должны отправить в Германию, Петр Лещенко увёз свою будущую жену, ее маму и двух братьев в Бухарест.
Вернувшись в Бухарест, летом 1944 года Лещенко развелся с женой и официально женился на Вере Белоусовой.

Вскоре (в июле 1944 года) в Румынию вошли советские войска. Официально к Лещенко советское командование относилось весьма настороженно. Его приглашали на концерты только к офицерам, причем перед концертом проводился соответствующий инструктаж, что-де в столь сознательной аудитории не может певец, запятнавший себя сотрудничеством с немцами, сорвать дешевые аплодисменты. Но вместо того, чтобы заклеймить предателя, офицеры устраивали овации артисту. Обаяние Лещенко, красота его жены, репертуар из советских, дорогих довоенных песен, - все это способствовало успеху концертов.

Наконец, благосклонный прием у Г.К. Жукова, казалось, окончательно растопил лед.

С 1948 года Лещенко и В.Белоусова становятся штатными артистами Бухарестского театра эстрады, получают хорошую квартиру.

Лещенко уже за пятьдесят. В соответствии с возрастом меняется его репертуар — певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944-1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипнис-Григорьева: 3.

" …Лещенко объявляет следующий номер: - Самое дорогое для каждого человека, — говорит он, — это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко.

Я иду не по нашей земле,
Просыпается синее утро...

А когда заканчивается первый куплет, включается Петр Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса, поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:

Я тоскую по родине,
По родной стороне моей,
Я в далеком походе теперь,
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям 4

Что вам сказать? Обычно пишут — «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»… А Петр Лещенко с красавицей Верой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом: «Так вейся, развевайся, чубчик мой… в Берлине! Развевайся, чубчик, на ветру!»

Затем пошли вперемежку то «наша» «Темная ночь», то его какаянибудь там «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».


_____________________

3 . Г. Кипнис-Григорьев — журналист, писатель, переводчик.
Цитирую журналиста Владимира Бонч-Бруевича (ЛГ):

« Сколько молодых писателей, ставших впоследствии знаменитыми, вывел он впервые на общесоюзную орбиту. Григорий Иосифович был вхож в любые двери - его авторами и собеседниками были и великие учёные Н. Амосов, О. Антонов, В. Глушков, и все классики украинской литературы - от Миколы Бажана до Олеся Гончара... »

4 - см. примечание 1 . К сожалению я не нашла эту песню в исполнении Лещенко.

Лещенко обратился с просьбой о советском гражданстве. Чем руководствовался он, сказать трудно, ведь ему сразу сказали, что Веру Белоусову считают в СССР предательницей.
Несмотря на это, Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал - может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни.

Ему удалось выхлопотать визу и для Веры. Все сорвалось в последний момент. На прощальном обеде Лещенко сказал друзьям, что сердце свое оставляет здесь, с ними. Этой «измены» новая родина ему не простила, и визы аннулировали.

26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашов.

Из румынских источников:

Петр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведен в распределитель в Мыс Мидиа, (Капул Мидиа), оттуда 29 августа 1953 года в Борджести, провинцию Молдавии. С 21 или 25 мая 1954 года переведен в тюремную больницу Тыргу Окна. Ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Петр Лещенко был перевезен в Констанцу (недалеко от Мыс Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине.

Летом Вере разрешили посетить его в лагере. Она увидела исхудалого и вконец убитого человека.

В июле 1952 года последовал арест Веры Белоусовой-Лещенко.

Из воспоминаний Веры Георгиевны Белоусовой (второй жены Петра Лещенко):

— После ареста Лещенко, отношение ко мне резко ухудшилось. Из Театра эстрады пришлось уйти. Некоторое время я пела в ресторане «Мои Жорден». Потом меня перевели в только что открывшийся летний ресторан «Парк роз».
Последний день работы в нем я запомнила навсегда. Это было 8 июля 1952 года. Я пела на эстраде одну из советских песен, аккомпанировал мне знаменитый скрипач Жан Ионеску.
После исполнения своего номера села за столик, предназначенный специально для нас, артистов. Вдруг подсаживается ко мне некто и говорит на ухо:
— Вы Вера Георгиевна Белоусова? Я киваю.
— Вас вызывает Петр Константинович Лещенко.
Я прямо онемела от неожиданности. Он продолжает:
— Идите вниз, он вас там ждет.

Спускаюсь по лестнице ни жива ни мертва. Внизу, около гардероба, стоят три человека в плащах, поджидают, как я сразу догадалась, меня. Они были подчеркнуто вежливы:
— Вы не волнуйтесь, Вера Георгиевна. Мы сейчас отвезем вас домой. Возьмете необходимые вещи, поедете на Родину.
Я уже ничего не соображала: где Петр Константинович? На какую родину? Может быть, его уже перевезли в Россию?
Вслух только произнесла:
— У меня сумочка осталась на столе.
Принесли сумочку. Затем повезли в шикарной машине домой.
Дома устроили обыск, перевернули все вверх дном. Ничего, конечно, не нашли, но меня все-таки забрали. С собой разрешили взять чемодан и аккордеон, сделанный по заказу для Лещенко, Он привез его в Одессу из Бухареста и потом подарил мне.
Я была арестована, как мне объяснили, за брак с иностранным подданным. Я еще тогда удивилась, какие длинные руки у НКВД: арестовывают в чужой стране, как у себя дома.
Вскоре меня переправили через границу и привезли в Днепропетровск, в пересыльную тюрьму. Спустя несколько месяцев объявили, что в соответствии со статьей 58-1-а УК я за «измену Родине» приговариваюсь к расстрелу. Когда услышала эти слова, упала в обморок...
Потом расстрел заменили двадцатью пятью годами и отправили в Свердловскую область, в лагерь, где я и отбывала свой срок.
В 1954 году — амнистия. Приехала в Москву, стала работать аккомпаниатором на эстраде, играла и пела в оркестре Бориса Ренского. Вот тогда и узнала, что Петра Константиновича уже нет в живых».

Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 1564-п).
5 августа 1952 года она была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы.

В 1954 году Веру Белоусову амнистировали. По воспоминаниям современников, этому способствовали хлопоты её отца, бывшего работника НКВД.

«Заключенную Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости с выездом в Одессу 12 июля 1954 года» - предписание, ссылающееся на постановление Пленума Верховного Суда СССР (сначала скостили срок до пяти лет, но потом освободили «в чистую»).

«Веронька, - делился мечтами с женой Петр Лещенко, - мы приедем в Москву в персональном вагоне. Нас будет очень много. И все в нашем театре - музыканты, танцоры, артисты, певцы - будут самые лучшие. Нет, одного вагона нам будет мало, ведь музыкальные инструменты требуют особого размещения. …Да еще дети должны быть, детский театр. Театр в театре. Дети - артисты. Просто обязательно, как я забыл?! Москва нас полюбит. Мы заслужим эту любовь». Cлова Петра вспомнились Вере, когда она впервые в жизни проездом попала в Москву. Вера Лещенко возвращалась домой в Одессу из Ивдельлага»

Возвращаться в Румынию ей уже не имело смысла: обратившись к румынским властям, она получила от них единственную информацию: « Lescenco, petre. artist. arestat. a murit în timpul deteniei, la. penitenciarul târgu ocna. (Лещенко, Пётр, артист, заключённый. Умер во время пребывания в тюрьме Тыргу-Окна).
Пётр Константинович Лещенко умер 16 июля 1954 года.
Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко выступала как певица и музыкант на самых «задвинутых» площадках в СССР: в ЖЭКах, фабричных клубах. И собирала все, что связано с Петром Лещенко: старые фото, афиши, пластинки. Память о замечательном артисте и любимом муже согревала всю ее жизнь.

На Ли.ру есть дневник Веры Лещенко.

Лещенко Пётр Константинович - румынский и русский исполнитель эстрадной песни, танцор народных и характерных видов танца, ресторатор. Он родился в небольшом посёлке Исаево, что находится под Одессой. Матерью певца была Лещенкова Мария Калиновна, которая родила сына, не имея законного супруга. Лещенко никогда не знал своего родного отца. У него также были сводные сёстры.

Ранние годы жизни Лещенко П.К.

Ах, эти черные глаза
Меня пленили,
Их позабыть не в силах я,
Они горят передо мной.
Ах, эти черные глаза
Меня любили.
Куда же скрылись вы теперь,
Кто близок вам другой?

Лещенко Пётр Константинович

На протяжении восьми лет, маленький Пётр проходил обучение в домашней обстановке. Его воспитанием занимались мать, бабушка и супруг матери, работавший стоматологом. Мария Калиновна была очень одарённой женщиной, исполняла народные песни и могла похвастаться отличным слухом. Будущий певец также был одарён музыкальными способностями, принимая участие в хоре при церкви. Через шесть недель он становится учеником народного приходского училища города Кишинёва.

В семнадцатилетнем возрасте Пётр Лещенко заканчивает музыкальную и общеобразовательную школы и отправляется на войну. Он вступает в казацкий полк, затем занимает должность прапорщика и командира взвода. В августе 1917 года он получает контузию и тяжёлое ранение, и проходит лечение в больнице Кишинёва. Когда исполнитель окончательно выздоровел, он стал подданным Румынии. Это произошло после знаменитой революции, случившейся в октябре.

Жизнь в послевоенные годы и начало вокальной карьеры

После армейской службы, Лещенко трудился в различных сферах - был церковным служащим, членом квартета, исполнял народные танцы и был певцом при оперном театре города Кишинёва. В 1919 году он полностью погружается в эстрадную деятельность. Певец отправляется на гастроли, принимая участие в различных музыкальных коллективах, гитарном дуэте, а также исполняет сольные песни.

1926 год певца начался с гастрольного тура по европейским городам и ближневосточным странам. В 1931 судьба сводит его с Оскаром Строком, композитором. Он предлагает Лещенко записаться на студии и тот соглашается. Вскоре выходят пластинки с романсами певца - «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Татьяна», «Настя - ягодка» и другие.

Эти песни становятся настолько известными, что с исполнителем связывается фирма звукозаписи и предлагает заключить контракт. Он соглашается и записывает около ста восьмидесяти пластинок. Пётр начинает гастролировать по Европе и даёт концерты в Одессе, которая находится в оккупации солдатами Румынии.

Похожие публикации