Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? План-конспект урока по сольфеджио на тему "четыре вида трезвучий" Гармония сольфеджио.

Открытый урок по сольфеджио для 4 класса

детской музыкальной школы

«Путешествие в королевство Гармонии»

Подготовила:

Иванова Е. В.

Преподаватель музыкально-

Теоретических дисциплин

Тема урока: «Путешествие в королевство Гармонии».

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  1. Знать основные закономерности гармонического языка;
  2. Знать теоретические правила построения аккордов;
  3. Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  4. Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  5. Владеть навыками жанрового варьирования;
  6. Владеть навыками трёхголосного пения;
  7. Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  8. Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

  1. Фортепиано;
  2. Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

  1. Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  1. Нотные тетради;
  2. Простые карандаши;
  3. Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

  1. «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)

4 класс ДМШ.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
  7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Конспект урока.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Учитель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.

Учитель:

Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…

Учитель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Учитель:

Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

Учитель:

Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

Ученики поют и определяют «краску»: II 53 - минорное, III 53 - минорное, VI 53 - минорное, VII53 – уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S . Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

Общие звуки аккордов остаются на месте.

Трезвучия применяются в обращённом виде.

Учитель:

А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.

Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.

Учитель:

По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

Ученики выполняют задание.

Учитель:

Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

Ученики:

Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.

Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Учитель:

Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Учитель:

А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т 53 – D 6 – VI 53 – III 6 – S 53 – К 64 – D 6 – T 53.

Учитель:

Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Учитель:

Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист.

Учитель:

Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Учитель:

На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.


Пылаева Наталия Вячеславовна, преподаватель истории и теории музыки, МБОУ ДОД « Рыльская детская школа искусств».

Открытый урок по сольфеджио на тему: Закрепление аккордов от звука и в тональности с обучающимися

4го класса фортепианного отделения.

Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе. Закрепление

пройденного материала - аккорды от звука и в тональности».

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Аккорды», используя

все типы упражнений (вокально - интонационные, ритмические, слуховые, творческие).

Задачи:

1) Образовательная: закрепление обширной темы «Аккорды от звука

и в тональности» с помощью различных типов упражнений.

2) Воспитательная: подготовить учащихся к более активному,

осознанному написанию контрольной работы на последующем

уроке.

3) Развивающая: выработка логического мышления и умения

ориентироваться в пройденном материале с помощью упражнений

тестово-логической направленности.

Ход урока:

I) Организационный момент.

II) Распевка. В качестве распевки используется

материал, построенный в качестве домашнего задания, плюс

ладовая настройка.

Работа в тональности E-dur:

а) три вида гамм;

б) пение последовательности ступеней:

I-III-V-IV-VI-V-IV-II-III-I ;

I-VI-V-VI-II -III-II -V-IV-VII-I

в) пение T3/5 , S3/5 , D3/5 с обращениями.

Начинает петь Т3/5 первый учащийся, остальные аккорды все поют

по очереди друг за другом. Осуществляется работа над внутренним

слухом,концентрацией внимания и интонацией.

III) Тема: «Закрепление аккордов от звука и в тональности»

1) Закрепление аккордов от звука.

а) теоретический опрос с помощью тестов - карточек:

Б3/5 состоит из: б3+б3;

б3+м3;

м3+б3.

Соединить аккорды с их правильным составом: Ув3/5 м3+ м3

Б6/4 ч4+ м3

М6 б3+ б3

Б3/5 б3+ ч4

Ум3/5 ч4+ б3

М6/4 б3+м3

Д7 строится на: 2 ступени;

7 ступени;

5 ступени;

4 ступени.

б) Упражнение на основе упр. из Рабочей тетради Калининой,4

кл., стр.20, 9.

Поставьте нужные диезы и бемоли в аккордовые «заготовки»:

1 вариант:

2 вариант:

3 вариант:

От каждого варианта выходит один ученик к доске и решает, остальные

могут помогать, если он сомневается. Затем все ученики поют свои

варианты.

в) Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков вверх и вниз:

каждый ученик выходит к доске и комментирует построение, указывая

состав аккорда.

г) постройте цепочку аккордов от указанного звука, учитывая заданное

направление и принимая последний звук предыдущего аккорда за

первый следующего. Задание у доски, ученики выходят по очереди по

одному.

Петь вместе построенное задание.

2) Закрепление темы «Аккорды в тональности».

а) Калинина,4 кл., стр. 23, упр.6

Впишите в мелодии звуки, образующие указанные аккорды:

Прохлопать ритмические рисунки всех мелодий.

б) Построить аккордовую последовательность в E- dur:

Разучить последовательность трёхголосно.

IV)Слуховой диктант письменно (интервалы,аккорды,гаммы):

а) 1) ч5;

2) мелодический минор;

3) Б6/4;

4) натуральный мажор;

5)м7 ;

6) Ув3/5.

б) последовательности аккордов (игра в E-dur. С одного раза

записать бас,со второго подписать аккорды.

1. T6-S3/5-T6/4-S6-D7-T3/5-S6/4-T3/5

2. T3/5-D6-T3/5-T6-S3/5-S6-K6/4-D3/5-D7-T3/5

V) Чтение с листа. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках

сольфеджио», 250,с. 49.

Дать анализ тонального плана, размера, фразировки;

Определить, по звукам каких аккордов идёт мелодия;

Прохлопать ритмический рисунок с названием нот;

Спеть номер с дирижированием,

Подобрать аккомпанемент,

Транспонировать в d-moll, петь с дирижированием.

VI) Устный диктант с анализом. E-dur. Ж. Металлиди, А. Перцовская

«Диктанты», 185, с. 33(т.1- 4).

1. Разбор,определение по каким звуками каких аккордов идёт диктант.

2. Пение диктанта нотами.

3. Досочинить диктант, второе предложение письменно.

VII) Домашнее задание.

1. Сочинить второй вариант окончания диктанта, подобрать

аккомпанемент.

2. 250,с.49 транспонировать в h-moll

Список используемой литературы:

1.Калинина «Рабочая тетрадь» 4 класс.

2.Металлиди Ж., Перцовская А. « Музыкальные диктанты», Л., «Музыка»,1982.

3. Фридкин.Г. « Чтение с листа на уроках сольфеджио».

Урок сольфеджио "Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов"

Предлагаю конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов. Урок является исследованием, нацеленным на обобщение опыта теоретического анализа музыкальных произведений.
Конспект урока.
Тема: Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов в одноименных тональностях
Вид урока: Урок – исследование
Цели урока:
1. Обобщить полученную ранее информацию о строении мажора и минора.
2. Сделать выводы о изменении элементов ладов при взаимодействии мажора и минора.
Задачи урока:
Учебные:
1. Познакомить учащихся с гармоническим мажором, Д7, тритонами в гармонических ладах.
2. Сравнить высотное положение ступеней мажора и минора в гармоническом и натуральном видах, исследовать элементы ладов и выявить их изменение, связанное с изменением высотной структуры лада.
3. Повторить изученные ранее сведения о мажоре и миноре, сформулировать выводы по сравнительной характеристике элементов.
4. Научить определять знаки в минорных тональностях разными способами.
5. Развивать навык определения на слух гармонического и мелодического видов мажора и минора, тритонов, цепочек из аккордов в натуральном и гармоническом мажоре.
Воспитательные:
Умение работать в группе, помогать друг другу в поиске решения поставленной задачи.
Мотивировать на интерес к исследованию.
Оснащение урока:
Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальный центр.
Хрестоматия по слуховому анализу на уроках сольфеджио (сост. Шехтман Л.С.)
Ноты: И.С.Бах ХТК I том, прелюдия ля-минор.

Этапы урока

Организационный момент, постановка целей, мотивация учебной деятельности
Небольшое вступительное слово о жанре урока – исследования как самого активного вида деятельности при изучении нового материала.
Учитель представляет тему урока и обсуждает формулировку с учениками. Выясняется значение каждого музыкального термина в формулировке темы урока.
Учащиеся объясняют значение знакомых терминов (гармонический минор, одноименные тональности, пройденные элементы лада – устойчивые и неустойчивые ступени, главные трезвучия лада, тритоны), выделяют незнакомые термины (гармонический мажор).
Совместно с учащимися учитель формирует цели урока
Что мы сегодня будем делать на уроке? – Исследовать гармонический мажор, сравнивать элементы.
Что мы должны знать, чтобы это получилось? – Те элементы ладов, которые ранее изучались на уроках сольфеджио.
Учитель делит детей на две группы, обозначая их как две исследовательские лаборатории, назначает в каждой группе старшего «научного сотрудника».

Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения и усвоения нового материала
Учитель предлагает проанализировать несколько пар одноименных тональностей и найти ступени, которые в каждой паре отличаются по высоте.
Слайды 2 – 7.
В результате анализа учащиеся делают вывод, что в каждой паре разными по высоте являются III, VI и VII ступени.
Учитель обращает внимание детей на то, что были проанализированы тональности с разным количеством знаков. Далее дается краткая историческая справка – о существовании в прошлом натурального строя и более позднего, темперированного строя. Слайд 8 – портрет И.С.Баха, композитора, который создал 2 тома ХТК и поддержал теорию о равномерно-темперированном строе.
Учитель предлагает послушать прелюдию ля-минор из I тома ХТК и дает задание в группы: определить лад в начале произведения и в конце.
Звучит прелюдия ля-минор.
Учащие определяют ля-минор в начале прелюдии и Ля-мажор в конце прелюдии, что дает одноименные тональности.
Учитель дает задание для исследования по группам: первая группа анализирует по нотам начало прелюдии и должна найти признаки ля-минора; вторая группа анализирует окончание прелюдии и должна найти признаки Ля-мажора. Слайд 9.
Через 3 минуты группы дают ответ: ля минор не имеет знаков при ключе, знак соль#, который появляется в начале, «принадлежит» одноименному мажору как VII ступень. В ля-миноре этот знак можно объяснить как изменение ступени в гармоническом виде минора. Вторая группа приходит к выводу, что появление звука до# (III ступень) в конце прелюдии меняет ля-минор на Ля-мажор.
Учитель еще раз обращает внимание на повышение VII ступени в гармоническом миноре как элемент натурального мажора.

Изучение нового материала
Учитель показывает на проекторе Слайд 10 два варианта записи мелодии из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» (фрагмент Романса Антониды), прослушать эту мелодию и выбрать правильный вариант записи из предложенных двух.
После прослушивания учащиеся выбирают вариант 2.
Учитель обращает внимание на различную ладовую окраску третьего такта в примерах 1 и 2 , объясняет применение минора как подчеркивание эмоционального напряжения в словах «горькое горе». Слайд 11.
Формулируется вывод: для того, чтобы подчеркнуть эмоциональное значение слова, композитор заимствует из минора в мажор пониженную VI ступень. В тетрадь записывается правило образования гармонического вида мажора.
Пение фрагмента из оперы М.И.Глинки с аккомпанементом.
После пения мелодии с аккомпанементом делается гармонический анализ данного фрагмента. Учитель обращает внимание учащихся на аккорд с измененным звуком (соль-бемоль) и просит дать ему название.
Учащиеся определяют этот аккорд как минорную субдоминанту и вместе с учителем делают вывод, что минорная субдоминанта является элементом натурального минора в одноименном гармоническом мажоре.

Учитель предлагает учащимся послушать фрагмент Сонаты Ф.Шуберта и определить на слух аккорд минорной субдоминанты, который используется в произведении.
После прослушивания учащиеся определяют S53гарм. во втором предложении.
Один из учащихся показывает этот аккорд среди аккордов гармонической последовательности Слайд 12., затем все учащиеся называют аккорды в цепочке по порядку до S53гарм.. Слайд 13.
Пение нижнего голоса гармонической последовательности (учитель играет на фортепиано верхние голоса).
Учитель просит учащихся выделить в цепочке какие-нибудь незнакомые аккорды или обозначения.
Учащиеся обращают внимание на седьмой такт гармонической последовательности. В результате анализа выясняется, что аккорд из 4-х звуков является доминантовым, по структуре он на одну терцию больше, чем доминантовое трезвучие, крайние звуки образуют септиму. Учитель вводит понятие «доминантсептаккорд». Так же учитель объясняет смысл обозначения К64 в заключительном гармоническом обороте.
Учитель дает задание для исследования: какие элементы можно найти в составе Д7 ?
Выслушав все варианты ответов, учитель концентрирует внимание учащихся на ум.5, входящей в состав аккорда. Так как учащиеся уже знают правило разрешения тритонов, они легко запоминают правило разрешения Д7 .

Работа в группах
Учитель предлагает учащимся в группах исследовать звукоряд гармонического мажора (группа 1) и гармонического минора (группа 2). Учащиеся должны построить звукоряд, найти в нем отрезок в 3 тона и ответить на вопрос, какие ступени участвуют в образовании тритонов в гармонических ладах.
Первая группа делает вывод, что тритон в гармоническом мажоре находится на отрезке II-VIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном миноре.
Вторая группа делает вывод, что тритон в гармоническом миноре образуется на отрезке IV-VIIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном мажоре.
Учитель помогает сформулировать вывод: изменение ступеней в гармонических ладах влечет за собой изменение и образование новых элементов, заимствованных в одноименных тональностях. Лады – мажор и минор, сближаются, обогащаются новыми выразительными средствами.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний
Слайд 14. Учитель дает задание сравнить звукоряды Ре-мажора и ре-минора в гармонических видах, найти сходства и различия.
Учащиеся находят, что по высоте все ступени совпадают, кроме III – в мажоре она высокая, а в миноре низкая.
Учитель обращает внимание учеников на то, что III ступень является показателем окраски лада. Слайд 15.
Слайд 16. Учитель дает задание учащимся поставить знаки в гармонических ладах, опираясь на звукоряды одноименных тональностей в натуральном виде.
Учащиеся без труда изменяют ступени, заимствуя знаки по схеме их звукорядов одноименных тональностей. (ответ Слайд 17).
Слайд 18. – подтверждение пройденного на уроке на примере других тональностей.
Учитель объясняет ученикам способ определения знаков через одноименные тональности. Так как одноименный натуральный мажор и минор всегда отличаются на 3 знака, можно вывести формулу определения знаков в миноре через одноименные тональности:
С dur – 3 знака = с moll
Очень удобно это представить на числовом луче. В минус уходят бемоли, в плюс уходят диезы. Если в мажоре 4 диеза (4 – 3 =1), то в одноименном миноре 1 диез. Если в мажоре 1 диез (1 – 3 = –2), то в одноименном миноре 2 бемоля.

Подведение итогов урока, рефлексия
Учащиеся называют, что нового они узнали на уроке, повторяют новые термины.
Рефлексия – Кому было легко? Трудно? Все ли понятно? Кто хочет узнать больше?

Домашнее задание (на выбор):
1. В произведениях по специальности найти элементы, о которых говорилось на уроке.
2. Кратко сформулировать основные выводы урока в нескольких предложениях.

Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

Похожие публикации