«Столько лет вместе!»: маэстро Паулс и его великолепная Лана. Несколько малоизвестных фактов из жизни раймонда паулса Паулс биография

Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство. «Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев», – написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на территории экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеры «Миллион алых pоз», «Маэстpо», «Веpнисаж», «Стаpинные часы», «Зеленый свет» и т. д. в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.

Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов – слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво» играл на ударных инструментах.

Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом – «как Паганини»: Волдемару казалось, что музыкантский хлеб более легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные способности, но «профессионал» был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: «Начнем лучше не со скрипки, а с рояля». Так была решена его судьба.

Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам: «Быть выдающимся музыкантом – тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд – означает каторгу. Ежесуточная работа по 12–14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом». Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...

В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в Музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал информацию с радио «Голос Америки»: прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.

В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался «легким» жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В 1963–1971 годах – руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса – «Зимний вечер», «Мы встретились в марте», «Старая береза», – мелодичные, душевные, легкие и лиричные.

Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.

31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (ее специальность – лингвист). Их дочь Анета (1962 г. рожд.) окончила ЛГИТМИК по специальности «режиссер телевидения» и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери – Анна-Мария (1989 г. рожд.) и Моник-Ивонн (1994 г. рожд.).

В начале 1970-х Паулс создал ВИА «Модо», который с невероятным успехом гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь «железный занавес» и занимала верхние строчки в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл «Сестра Керри» по Теодору Драйзеру. По мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию «Золотой янтарь» на международном конкурсе в Польше. Впоследствии «Сестру Керри» ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский театр «Русская драма». С 1978 года Паулс работал главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.

В России слава Маэстро началась с песен «Синий лен» (в исполнении Л. Мондрус) и «Листья желтые» (в исполнении Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О. Гринберга, М. Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писать стихи на готовую музыку. Композиции Паулса и Вознесенского «Подберу музыку» (в исполнении Я. Йолы) и «Танец на барабане» (в исполнении Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.

В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом стал «Маэстро» в исполнении Аллы Пугачевой – песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева («Старинные часы», «Эй вы там, наверху», «Без меня», «Делу время», «Возвращение», «Я ждала вас так долго» и др.), Лайма Вайкуле («Еще не вечер», «Вернисаж», «Чарли» и др.), Валерий Леонтьев («Верооко», «Я с тобой не прощаюсь», «Годы странствий», «Поющий мим», «После праздника», «Гиподинамия» и др.).

В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым («Зеленый свет», «Диалог», «Комета Галлея» и др.), М. Таничем («Притяжение любви», «Три минуты», «Карусель», «Бархатный сезон», «Маяк»), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским («Полюбите пианиста», «Муза», «Затменье сердца», «Человек-магнитофон» и др.). Их песня «Миллион алых роз» (в исполнении А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.

Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль «Кукушечка», который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из «Кукушечки» исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива «Золотая свадьба» (слова И. Резника).

Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль «Бранд» получил первый приз за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам – «Долгая дорога в дюнах», «Театр» и др.

В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание народного артиста СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор фирмы «Мелодия» вручил композитору в подарок к 50-летию два «золотых диска» – за фортепианный альбом «Мой путь» и песенный сборник «У нас в гостях Маэстро».

В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года – народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили «голосование ногами»: демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова – Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием независимости прибалтийских республик.

В ноябре 1989 года Паулс возглавил Министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году – и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об упразднении Министерства культуры и совмещении его с другими правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)

Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы – на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллигенции, но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.

С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при Президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства – ордена Полярной Звезды I степени. В те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем «Кукушечка», писал песенные циклы и концертные программы. Создал музыку к спектаклям «Дикие лебеди», «Граф Монте-Кpисто», «Зеленая дева» и др., несколько программ для Л. Вайкуле («Я вышла на Пикадилли», «Лайма в стиле танго» и др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: «Рапсодия в стиле блюз» (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная опера «Порги и Бесс» с участием профессиональных джазовых исполнителей...

14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность – стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием «продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно мыслящих людей». 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР – он работает в комиссиях «по образованию, культуре и науке», «ревизионной», «защиты прав детей» и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью: «Взвесив все “за” и “против”, я решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал».

К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: «...На протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России».

Живет и работает в Риге.

Играл на ударных инструментах в самодеятельном оркестре "Михаво", работал на Ильцюгемской стекольной фабрике. С трех лет Раймонд посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора.

В 1946 году он поступил в Музыкальную среднюю специальную школу при Латвийской государственной консерватории.

В 1953 году стал студентом исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории, которую окончил в 1958 году. В 1962-1965 годах обучался композиции в Латвийской консерватории под руководством композитора Яниса Иванова.

Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубах автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии.

В 1958 году он был принят в Рижский эстрадный оркестр, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине.

Паулс был художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Латвийской государственной филармонии. В этот период он написал свои первые получившие широкую известность песни на слова Альфреда Круклиса "Мы встретились в марте", "Зимний вечер", "Старая береза". В 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей.

В 1973-1978 годах он был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо".

В 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.

Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров, среди которых были песни "Подберу музыку", "Танец на барабане" на стихи Андрея Вознесенского.

Совместно с поэтом-песенником Ильей Резником Паулс написал шлягер "Маэстро", который прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Делу время" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер", "Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев ("Верооко", "После праздника", "Гиподинамия" и др.).

В то же время Паулс сотрудничал с Николаем Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог", "Комета Галлея" и др.), Михаилом Таничем ("Притяжение любви", "Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон"), Андреем Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Затменье сердца" и др.). Песня "Миллион алых роз" на стихи Вознесенского в исполнении Аллы Пугачевой была переведена на многие языки мира.

Паулсом были созданы мюзиклы "Сестра Керри", "Шерлок Холмс", "Лео. Последняя богема". Он написал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Ты нужен", "Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Долгая дорога в дюнах", "Двойной капкан", "Как стать звездой" и др.). В фильме "Театр" по одноименному роману Сомерсета Моэма композитор снялся в нескольких эпизодах, сидящим за фортепиано.

Был инициатором международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки "Юрмала" и "Новая волна".

Он был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года — народным депутатом СССР. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а с ноября 1989 года по 1991 год возглавлял Министерство культуры Латвийской ССР.

После распада СССР, в 1991-1993 годах Паулс вновь занимал пост министра культуры в правительстве независимой Латвии.

В 1993-1998 годах он был советником по вопросам культуры при президенте Латвии Гунтисе Улманисе.

В марте 1998 года Паулс стал председателем созданной им "Новой партии". 3 октября 1998 года был избран депутатом 7-го сейма (парламента) Латвии от "Новой партии", работал в комиссиях по образованию, культуре и науке, ревизионной, защиты прав детей и в Латвийской национальной группе Межпарламентского союза; в 2002 и 2006 годах переизбирался депутатом сейма уже от "Народной партии".

В 1999 году "Новая партия" выдвинула кандидатуру Паулса на пост президента Латвии. Успешно пройдя все предварительные туры, Раймонд Паулс решил снять свою кандидатуру.

В феврале 2009 года Раймонд Паулс принял решение больше не участвовать в парламентских и муниципальных выборах. Он сообщил о своем намерении не продолжать активную политическую деятельность и сосредоточится на музыке.

Раймонд Паулс — народный артист Латвийской ССР (1976), народный артист СССР (1985).

Лауреат премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1970), Государственной премии Латвийской ССР (1977), премии Ленинского комсомола (1981).

Он является командором латвийского ордена Трех звезд (1995) и награжден латвийским Крестом Признания (2008). Среди наград иностранных государств — шведский орден Полярной звезды (рыцарь 1 класса, 1997), армянский орден Почета (2013).

Он был удостоен российского ордена Почета.

В 2000 году Паулс получил Большой музыкальный приз Латвии. В 2008 году композитору была вручена Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона "Балтийская звезда".

Почетный доктор Латвийской академии наук.

В 2015 году именем Паулса был назван собранный в Латвии реактивный самолет, который стал шестым в авиационной группе высшего пилотажа Baltic Bees.

Раймонд Паулс с 1961 года женат на Светлане Епифановой. В 1962 году в семье родилась дочь Анета.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Для людей талантливых состояние влюбленности является неизменным элементом творчества. Для гениев созидающая составляющая - любовь. Для маэстро Раймонда Паулса музой и ангелом-хранителем стала его супруга Светлана Епифанова. Эти два человека удивительно похожи в своей элегантной сдержанности и в своем полувековом счастье.

Мелодия любви


Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.


Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он - мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро.

Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.

«Любовь не вздохи на скамейке…»


Они уже жили в Латвии, но еще не стали официально мужем и женой. Опьяненная своей любовью, Лана тогда и не подозревала о том, сколько раз ей придется спасать своего супруга. Творческо-богемная атмосфера манила молодого музыканта. После концертов он спешил не домой, а в соседний с Оперой бар «Шкаф», где с коллегами и друзьями постоянно что-то отмечали. Пили много, оставляя в залог будущей оплаты мало-мальски ценные вещи. Верная Лана каким-то немыслимым образом всегда приходила за ним в нужный момент и уводила его домой.

Рождение семьи


31 августа 1962 года они вдвоем вошли в двери Пардаугавского ЗАГСа. И тут выяснилось, что их двоих для заключения брака совершенно недостаточно. Нужны, как минимум, еще два свидетеля, готовых завизировать их добровольное желание стать мужем и женой. Женщина-регистратор, увидев, как эти двое смотрят друг на друга, решилась пойти против существующих правил. Она позвала на помощь дворника и сама тоже поставила свою подпись в книге регистраций.

Вполне довольные жизнью, молодожены вышли на улицу. Их совместной наличности хватило на два билета в кино и еще на вкуснейшие пончики по три и пять копеек, которые они купили после сеанса в «Палладиуме». Главное, что они стали мужем и женой, а всякие условности вроде свадебного марша или роскошного банкета никак не могли повлиять на их чувства друг к другу.

Муза великого композитора


Умница и красавица Светлана могла сделать успешную карьеру. Но она предпочла роль верной жены, хранительницы семейного очага. Однажды она попыталась выйти на работу, однако ее супруг был настроен категорически против. Лана решила, что отношения в семье куда важнее ее карьеры. Она стала той самой музой, которая будет постоянно вдохновлять маэстро на создание гениальных произведений. Под эту музыку будут снова и снова встречаться и влюбляться новые пары, под нее будут плакать от счастья и задыхаться от любви.

У них все получилось. К Раймонду Паулсу пришла слава, пришел и семейный достаток. Верная Лана помогла установиться довольно тесному кругу общения, который сохранялся потом еще много лет. Две семейные пары - поэт Янис Петерс и его жена Барбара, и знаменитый скульптор Альберт Терпиловский и его жена Тина, главный режиссер театра кукол, на много лет станут самыми близкими друзьями семьи Маэстро. С ними он будет с удовольствием удить форель и вести неспешные философские беседы.

«Снова день озарится счастливым светом влюблённых глаз...»


Великий Маэстро считает, что много лет назад, в солнечной Одессе, юная сияющая одесситка Лана сделала ему самый дорогой подарок в жизни. Она подарила ему себя, а вместе с собой – любовь, вдохновение и счастье любить и быть любимым.

Она всегда была модницей и даже в безденежные времена умела выглядеть потрясающе. Этому искусству она научила и своего именитого супруга, а ещё она всегда тщательно следила за его внешним видом.

Сам Маэстро считает, что у него несносный характер и с ним просто невозможно иногда находиться рядом. Хотя на самом деле его Лана точно знает, что в жизни ей ничего больше не нужно. Рядом с ней самый лучший мужчина на свете, у нее замечательная дочь и две взрослые уже внучки.


Сам Раймонд Паулс вполне серьезно считает свою жену просто святой. Она умеет вести хозяйство, следить за счетами, заботиться о семье и дарить ему вдохновение для создания гениальных произведений. А он умеет писать музыку и делать ее счастливой.

Вот уже больше полувека каждое утро она задает своему великому супругу один и тот же вопрос. И каждое утро получает один и тот же ответ. Нет, это совсем не о любви. Не о счастье. Она просто спрашивает, будет ли он кофе. Конечно, он будет кофе. И завтрак будет. И будет все, что она ему предложит. Она станет варить ему кофе, а он читать ей вслух смешные заголовки статей из газет. Разве не в этом счастье?



А потом он снова сядет за рояль и сыграет для нее свою лучшую мелодию. Мелодию любви, в которой растворились обиды и невзгоды, будто их и не было никогда. Осталась только бесконечная благодарность и светлая нежность. Осталась только любовь.

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова берегут свое счастье, точно так же, как заботливо скрывала от чужих взглядов свое чувство .

У всех современников на слуху имя известного пианиста, композитора Раймонда Паулса. Лучшие концертные залы Советского Союза и многих зарубежных стран слышали произведения знаменитого латышского композитора. Он является автором эстрадных песен, миниатюр для кино и театра. В его композициях гармонично звучат нотки джаза, фольклора, блюза, современных ритмов. Очень интересной личностью является Раймонд Паулс. Биография, личная жизнь этой знаменитости заслуживает особого внимания.

Маленький гений

В 1936 году в Риге появился на свет маленький Раймонд. Его отец, Вальдемар, был мастером по изготовлению стеклянных изделий, мама, Альма-Матильда, - вышивальщицей. Семья жила скромно. С самого раннего возраста родители заметили у сына способности к музыке и стали развивать их. В первом музыкальном институте был открыт специализированный детский садик, куда и отдали маленького Ояра-Раймонда (начальное имя). Мальчику тогда было всего три года. В четыре года Раймонд уже освоил такой сложный инструмент, как фортепиано. Когда ему исполнилось 10 лет, мальчика отдали на обучение в музыкальную школу им. Дарзиня, находящуюся в консерватории Здесь ему давал уроки профессор Дауге. Ещё до 15 лет Раймонд мастерски мог исполнять джазовые композиции, поэтому он с лёгкостью поступает в государственную консерваторию Латвии на отделение исполнителей.

Первые шаги в музыке

С чего же начинал Раймонд Паулс? Биография композитора очень насыщенная. Ещё будучи учеником консерватории, он подрабатывал пианистом в одном из клубов. Вскоре он учится писать свои первые творческие шедевры. Первые музыкальные миниатюры были написаны для кукольного и драматического театра Латвийской ССР. В консерватории он стал организатором эстрадного секстета из своих однокурсников. На рижском радио всё чаще стали звучать композиции юного Паулса в исполнении секстета и других профессиональных певцов. Самые знаменитые песни того времени: "Зимний вечер", "Мы встретились в марте", " Старая берёза". В консерваторию пианист поступал дважды, второй раз - на отделение композиции, где обучался у профессора Иванова.

Молодой Паулс стал давать концерты по всей советской стране. Тогда же ему доверили Латышский эстрадный оркестр. Здесь он пишет музыку к киноленте "Три плюс два" и сотрудничает с поэтом Альфредом Круклисом. Вот знаменитые композиции музыканта:"Старинный клавесин", "Капля дождя", "Беспокойный пульс".

Политическая карьера

В начале 90-х годов Паулса заинтересовали политические вопросы. Он проходит в депутаты Верховного Совета Латвии. В 1990 г. музыканта избирают в народные депутаты СССР. Тогда же он становится во главе Министерства культуры ЛССР и продолжает возглавлять его уже после принятия Латвией независимости. Покинул свой пост Паулс в 1993 году, сам приняв это решение. Следующие пять лет он провёл советником по культурным вопросам. В конце 90-х им была создана в Латвии политическая сила - Новая партия, во главе которой он стал. Потом четыре года Раймонд Паулс был депутатом от Народной партии и даже балатировался в Президенты Латвии, но в последний момент взял самоотвод. В 2009 году политик решает больше не участвовать в предвыборной гонке и посвятить себя только искусству.

Деятельность музыканта в наши дни

За большой вклад в искусство и развитие Прибалтики в 2008 году Раймонд Паулс был награждён премией "Балтийская звезда". Основным направлением творчества композитора стала организация конкурса молодых талантов в Юрмале, который получил название "Новая волна". Активными помощниками в организации этого мероприятия стали для музыканта Игорь Крутой и Алла Пугачёва. За распространение русского языка в Латвии и за укрепление культурных связей двух стран мастер был награждён Награду артисту вручил бывший президент России Дмитрий Медведев.

Сегодня маэстро продолжает сотрудничать с коллективом Хора мальчиков им. Дарзиня. Также композитор продолжает создавать музыку для новых мюзиклов, фильмов. В 2014 году прошла премьера нашумевшего в России мюзикла "Всё о Золушке". Многие знают, что именно Паулсом была написана музыкальная заставка для прогноза погоды в программе "Время". Из молодых исполнителей, с которыми работал мастер, можно отметить Валерию, Кристину Орбакайте, Ани Лорак.

Raimonds Pauls

Родился 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува. Его отец работал на Ильцюгемской стекольной фабрике. С трех лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора.

В 1946 году Раймонд Паулс поступил в музыкальную школу при консерватории Латвийской ССР. В 1953 году он стал студентом исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории; его наставником по классу фортепиано был профессор Герман Браун. Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов. После окончания курса в 1958 году Раймонд Паулс работал в Рижском эстрадном оркестре, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине.

В 1962-1965 годах он обучался композиции в Латвийской консерватории, где его наставником был Я. Иванов, а в 1964 году занял пост художественного руководителя Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии.

Именно тогда Паулс написал свои первые получившие широкую известность в родной республике песни - "Мы встретились в марте", "Зимний вечер", тогда же началась его работа в кинематографе ("Ты нужен"). Впоследствии композитор создал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Двойной капкан", "Как стать звездой").

В 1973-78 годах он был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо", а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.

Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров - "Подберу музыку", "Танец на барабане". В 1979 году им были созданы мюзиклы "Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс".

Огромный успех сопутствовал творческому союзу Раймонда Паулса и Аллы Пугачевой: всей стране были известны песни "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня".

Затем композитор работал с другими известными исполнителями - Валерием Леонтьевым ("Исчезли солнечные дни", "Кабаре", "Полюбите пианиста"), Лаймой Вайкуле ("Вернисаж", "Еще не вечер", "Шерлок Холмс"), и его песни неизменно становились хитами.

В середине 1980-х годов большую популярность приобрела песня "Дедушка с бабушкой" в исполнении созданного Паулсом детского ансамбля "Дзегузите".

В конце 1980-х годов Раймонд Паулс выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост министра культуры республики.
После ухода в отставку в 1993 году Паулс был советником президента Латвии по культуре.

Народный артист Латвийской ССР (1976)
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1967)
Народный артист СССР (1985).

призы и награды

1961 - Лауреат Всесоюзного смотра молодых композиторов.
1970 - Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР.
1977 - Государственная премия Латвийкой ССР.
1981 - премия Ленинского комсомола - за музыкальное творчество для молодёжи.
1997 - орден Полярной звезды, рыцарь 1 класса (Швеция).
1995 - Командор ордена Трёх звёзд
2008, октябрь - Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Санкт-Петербург, Россия)
Орден Почета (Указ Президента РФ № 834 от 06.07.2010)
Крест Признания (2008)
Орден Почёта (Армения) (2013) - за вклад в укрепление и развитие армяно-латвийских культурных связей, а также за большие заслуги в мировом музыкальном искусстве
Большой музыкальный приз Латвии - за поэтический спектакль «Все деревья даны Богом», концерт «Время свинг» и компакт-диск «Рождество» (1994)
Большой музыкальный приз Латвии - за жизненный вклад (2000)
Почётный член Академии наук Латвии
Почётный гражданин Юрмалы (2010)

Похожие публикации