Творчество пуччини на примере большой оперной триады. Пуччини Джакомо - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: КОЗЕРОГ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ОТ РОМАНТИЗМА ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДО РЕАЛИЗМА

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ЭРОТИЧЕСКОМ ТРиЛЛЕРЕ РОКОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ» (1987) НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ФИЛЬМА

МУДРЫЕ СЛОВА: «МНЕ БЕЗ ДЕРЕВНИ НЕЛЬЗЯ, ДЛЯ МЕНЯ ОНА - НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. ЭТО ПОХОЖЕ НА ТО, КОГДА СИЛЬНО ХОЧЕШЬ В ТУАЛЕТ, А ТАМ ЗАНЯТО, И ТЕБЯ НЕ ПУСКАЮТ».

Джакомо Пуччини прожил жизнь бурную и насыщенную, в которой чего только не было - и трагедия, и комедия, и лихие крайности. Запретная любовь? Пожалуйста. Смертельный риск? Ставим галочку. Победа над превратностями судьбы? И это тоже.

Не случайно его оперы изобилуют врезающимися в память персонажами, включая завистливых оперных певцов, бесчувственных офицеров, злокозненных принцесс и вероломных полицейских. Известная вредина, принцесса Турандот, и кротчайшая, покорнейшая мадам Баттерфляй, доведенная до самоубийства, - продукты воображения Пуччини, но обе имели реальных прототипов в жизни своего создателя.

И это лишь подтверждает справедливость старинного присловья: пиши о том, что хорошо знаешь.

ПЛОХОЙ ПАРЕНЬ ИЗ ЛУККИ

В городе Лукка семью Пуччини знали как музыкальную династию. Когда у Микеле и Альбины Пуччини в 1858 году родился первенец, его нарекли Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мария в честь его музыкальных предков. После смерти Микеле Пуччини главной надеждой семьи стал пятилетний Джакомо, который, однако, не торопился осознать важность возложенной на него миссии. Его отдали в музыкальную школу в Лукке, но преподаватели постоянно жаловались на лень и непослушание мальчика. Он даже выламывал трубы из церковного органа и продавал их на металлолом, а на вырученные деньги покупал сигареты. Будучи церковным органистом, кражу он покрывал, переделывая гимны так, чтобы недостаток труб не был заметен.

Тем не менее Пуччини был готов продолжить семейный музыкальный бизнес в родном городе. И продолжил бы, если бы в 1876 году не отправился в Пизу - тридцать километров пешком, и все ради того, чтобы посмотреть «Аиду» Джузеппе Верди. «Для меня словно открылось окно в музыку», - вспоминал он. Опера навсегда останется его главной страстью. Он принялся экономить, и к 1880 году наскреб достаточно денег, чтобы держать экзамен в Миланскую консерваторию. Как и Верди, он столкнулся с проблемой ограничений по возрасту, но, в отличие от Верди, его подготовку сочли удовлетворительной и в консерваторию приняли. Несмотря на все уступки и поблажки со стороны преподавателей, Пуччини и в Милане оставался нерадивым студентом, от исключения его спасал только выдающийся талант.

В 1882 году Пуччини услыхал о конкурсе одноактных опер и решил попробовать свои силы. Конкурс он не выиграл, хотя и был упомянут как достойный участник, но некие меценаты работу Пуччини - оперу «Виллисы» - одобрили и в 1884 году спонсировали постановку этого произведения. На спектакле присутствовал Джулио Рикорди, знаменитый патриарх итальянской нотной печати. Опера ему понравилась, и он заказал молодому композитору новое сочинение.

ЭЛЬВИРА, МОЕ СЕРДЦЕ ПЫЛАЕТ!

Пуччини ухватился бы за это предложение обеими руками, но известие о том, что его мать при смерти, позвало его домой. Похоронив мать, утешив сестер и распродав имущество, Пуччини однако не торопился покидать Лукку. Миланские друзья не понимали, почему он тянет с возвращением, им было невдомек, что Пуччини влюбился, да еще в замужнюю женщину, Эльвиру Бонтури Джеминьяни, модную и образованную жену одноклассника композитора.

Естественно, сплетники обрадовались поживе. Сестры Пуччини умоляли его не позорить семью. Он, как всегда, не послушался, и Эльвира забеременела от него. Скандал разразился осенью 1886 года, когда любовники бежали из города. Консервативная Лукка была в ужасе. Респектабельные сестры Пуччини - особенно монахиня Иджиния - не знали, куда деваться от бесчестья. Взбешенный муж Эльвиры сыпал угрозами, так что влюбленным пришлось скрывать место своего пребывания.

Все эти страсти, рождение внебрачного сына, бесконечные перепалки с родней, как композитора, так и Эльвиры, задержали появление следующего оперного произведения Пуччини. Опера «Эдгар» была исполнена только в 1889 году, она разочаровала публику и более никогда не возобновлялась. Рикорди, однако, не поставил крест на Пуччини. Он заказал ему новую оперу, и композитор принялся работать над «Манон Леско». В поисках тишины и уединения Пуччини присмотрел для проживания приморскую деревушку Торре дель Лаго. Он любил тишину, безлюдье и хорошую охоту. Эльвира же все перечисленное ненавидела. Модная, изысканная Эльвира в допотопной рыбацкой деревне? Представить страшно.

Премьера «Манон Леско» состоялась в 1893 году, и это был первый и безусловный успех в карьере Пуччини. За «Манон Леско» последовали не менее прекрасные «Богема» в 1896-м и «Тоска» в 1900 году. Авторские отчисления текли рекой, и Пуччини знал, как ими распорядиться. Он носил безупречные костюмы, шляпы и обувь; строил дома, один комфортабельнее другого. Он сделался заядлым автомобилистом и обожал все, что связано с автомобилями.

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА МИРОВОГО КЛАССА

Деньги и успех, по идее, должны были радовать Эльвиру, но ее ничего не радовало. Житейские невзгоды и распри с родней превратили Эльвиру в стареющую и безумно ревнивую стерву. Впрочем, основания для ревности у нее имелись. В 1900 году Пуччини влюбился в молодую женщину по имени Коринна. (Ни фамилии, ни возраста этой женщины источники не сообщают.)

Эльвира перепробовала все, от семейных скандалов до голодовки, но Пуччини не прекратил встречаться с Коринной. И вот однажды, когда Пуччини в очередной раз «отправился на охоту», Эльвира поспешила в соседнюю деревню, где, по ее подозрениям, влюбленные голубки свили себе гнездо. Мужа на «месте преступления» она не застала, Пуччини уже уехал, Коринна же как раз садилась в экипаж. Эльвира с воплями подбежала к экипажу и начала тыкать в Коринну зонтиком. Кучер хлестнул лошадей с намерением избавиться от сумасшедшей тетки, и элегантная Эльвира упала в грязь. Это ее добило. Домой она вернулась раньше мужа, и стоило «охотнику» войти в дверь, как Эльвира набросилась на него, молотя кулаками и царапаясь, как кошка. Потом глубокие царапины на лице Пуччини объяснял падением в ежевичный куст. Ему никто не поверил.

Некоторое время спустя Пуччини и Эльвира с сыном Тонио и шофером ехали домой туманной ночью. Шофер не заметил поворот, машина съехала в канаву и перевернулась. Эльвира и Тонио отделались испугом и синяками, шофер сломал ногу. А Пуччини нигде не могли найти. В конце концов композитора, лишившегося чувств, обнаружили под машиной, ему раздавило ногу. Вызванный врач констатировал перелом большой берцовой кости. Пуччини много месяцев провел в постели, а потом до конца жизни ходил с палкой.

И словно ему мало было, на следующий день после аварии умер Джеминьяни, муж Эльвиры. Сестры умоляли Пуччини жениться на Эльвире, он колебался. Коринна угрожала судебным иском по обвинению в ложных обещаниях. В результате Пуччини уломали, он откупился от Коринны и женился на любовнице, с которой успел прожить восемнадцать лет. «Иджиния будет довольна», - говорил он.

И ТРАГЕДИЯ - МИРОВОГО КЛАССА

Среди этих треволнений Пуччини все же умудрился завершить новую оперу - «Мадам Баттерфляй». Через день после свадьбы он уехал из Торре дель Лаго в Милан на репетиции (так медовый месяц закончился, не успев начаться). Пуччини возлагал большие надежды на «Мадам Баттерфляй», однако премьера обернулась вопиющим провалом. Рикорди увидел в случившемся козни недоброжелателей Пуччини, якобы настроивших публику против композитора, но Пуччини признал серьезные недоработки в опере. Четыре месяца он ее переделывал, а затем представил на суд зрителей новый вариант - к полному восторгу публики. С тех пор «Мадам Баттерфляй» не сходит со сцены.

Свидетельство о браке не смягчило нрав Эльвиры. Она читала почту мужа, подслушивала под дверью и следила за Пуччини, когда он выходил из дома. На гастролях Эльвира обыскивала одежду мужа в поисках порочащих улик и однажды в Нью-Йорке закатила скандал, обнаружив за лентой мужниной шляпы записку от дамы, с которой супруги познакомились на званом ужине. Затем Эльвира вообразила, что Пуччини спит со служанкой Дорией Манфреди. Пуччини и Дория все отрицали, Эльвира им не верила. В Торе дель Лаго она ходила за Дорией по пятам, обзывала ее шлюхой и заявлялась к ней домой, выкрикивая ругательства. Честь семьи в деревенской Италии была делом серьезным; братья Дории грозили Пуччини расправой за растление невинной девушки. Отчаявшаяся Дория купила в аптеке ядовитую протраву, выпила и, промучившись пять дней, умерла.

Потрясенный Пуччини едва не наложил на себя руки; зато Эльвира и не думала каяться, она принялась распускать слухи о неудачном аборте, который якобы и стал причиной смерти Дории. Когда вскрытие показало, что Дория умерла девственницей, ее семья подала иск против Эльвиры. Суд, получивший широчайшую огласку в прессе, приговорил Эльвиру к пяти месяцам тюрьмы и весомому штрафу. Адвокаты Пуччини убедили родственников Дории отозвать иск в обмен на крупную сумму, и суд аннулировал приговор.

Супруги на время разъехались, но потом Пуччини вернулся к Эльвире. Трудно понять, почему они продолжали жить вместе после стольких несчастий. Наверное, все дело в привычке.

ПОДРОСТКОМ ПУЧЧИНИ ВОРОВАЛ ТРУБЫ ИЗ ЦЕРКОВНОГО ОРГАНА, ПРОДАВАЛ ИХ НА МЕТАЛЛОЛОМ, А НА ВЫРУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПОКУПАЛ СИГАРЕТЫ.

Первая мировая война не слишком взволновала Пуччини, в отличие от его друга, Артуро Тосканини, военный оркестр которого однажды играл так близко от линии фронта, что инструменты музыкантов повредило шрапнелью. (Тосканини дирижировал на премьерах многих опер Пуччини, однако, взбешенный равнодушием композитора к кровопролитию, прекратил общаться с ним на долгие годы.)

Следующую оперу Пуччини решил написать на сюжет пьесы Карло Гоцци «Турандот». Но партитуру закончить не успел - его срочно отвезли в Брюссель на лечение. Годами он страдал от болей в горле, которые списывали то на ларингит, то на простуду, пока доктора не диагностировали рак горла. Единственной надеждой была операция и экспериментальная радиотерапия. Не помогло ни то, ни другое, и 29 ноября 1924 года Пуччини не стало.

Партитура «Турандот» осталась незавершенной. В апреле 1926 года Тосканини дирижировал премьерой «Турандот» в миланском «Ла Скала». Примерно на середине третьего акта, там, где обрывается партитура Пуччини, дирижер остановил оркестр, отложил палочку и повернулся к залу. «Здесь опера кончается, - объявил он, - потому что на этих нотах маэстро умер». Лишь на следующий вечер оперу исполнили целиком - финал дописал Франко Альфано, основываясь на черновиках Пуччини. «Турандот» - не самая популярная опера Пуччини; в рейтинге наиболее часто исполняемых опер в Северной Америке «Мадам Баттерфляй», «Богема» и «Тоска» занимают 1 - ю, 2-ю и 8-ю строчки соответственно, «Турандот» же довольствуется скромным 12-м местом. Но Пуччини удалось создать поистине бессмертное музыкальное произведение - чарующую арию Nessun dorma («Пусть никто не спит»), которую знают и любят во всем мире спустя много-много лет после кончины композитора.

ТОСКА СКОК-ПОСКОК

Опера «Тоска», как известно, заканчивается тем, что главная героиня бросается с высокой башни. Обычно сопрано, исполняющие эту партию, прыгают в широкое отверстие в задней части сцены на заранее подготовленные матрасы. Но, согласно оперной легенде, один из спектаклей в Чикагском городском оперном театре (Лирической опере) английская певица Ева Тёрнер запомнила на всю жизнь: она приземлилась не на матрасы, а на батут. Тоску подбросило раза три или четыре к вящей радости публики. Осталось невыясненным, кто и, главное, с какой целью заменил матрасы батутом - то ли этот «кто-то» проявил чрезмерную заботу о безопасности, то ли решил проучить чересчур капризную примадонну.

Незадолго до Первой мировой войны Пуччини посетил Вагнеровский фестиваль в Байройте вместе со своей тогдашней любовницей Йозефиной фон Штенгель. Стараясь уберечь себя от внимания прессы и преследований Эльвиры, Пуччини зарегистрировался под чужим именем. Но композитора узнали, за его спиной начали шептаться. Кто-то указал на него Козиме Вагнер, и, когда она подошла к композитору представиться, попавший в отчаянное положение Пуччини решил не снимать маску. «Нет, я не Джакомо Пуччини», - заявил он и быстро удалился.

ПРИМИТЕ С УВЕРЕНИЯМИ В САМЫХ ЛУЧШИХ ЧУВСТВАХ

Пока между Пуччини и Тосканини длилась вражда, они прекратили всякие контакты друг с другом - за исключением одного случая на Рождество. В тот год Пуччини забыл вычеркнуть имя дирижера из списка друзей, которым он посылал по итальянской традиции рождественский пирог панеттоне. Осознав свою промашку, композитор отправил дирижеру телеграмму: «Панеттоне послан по ошибке. Пуччини». Тосканини ответил: «Панеттоне съеден по ошибке. Тосканини».

ОПЕРНЫЕ ЛИБРЕТТО

Текст оперы называется либретто, а либреттистом - тот, кто эти тексты пишет. В хорошем либретто, кроме строчек, которые можно спеть, имеется еще и крепкая драматическая интрига. Хотя многие оперы созданы по пьесам или романам, либреттисту часто приходится попотеть, адаптируя оригинальное литературное произведение. Написать трехактную оперу с ариями, дуэтами и хорами, да так, чтобы публика не заскучала, - это надо уметь.

Однако тяжкие труды либреттистов редко удостаиваются заслуженных похвал. Зрители идут на «Аиду» Верди и на «Так поступают все» Моцарта, а вовсе не на «Аиду» Антонио Гисланцониили на «Так поступают все» Лоренцо да Понте. Более того, многие композиторы нещадно шпыняют своих либреттистов. От Пуччини, например, его авторы стонали, он вымогал у них черновики и постоянно требовал переделать тот или иной отрывок.

Вагнер нашел выход из положения - он сам писал либретто для своих опер. Таким образом Вагнер смог избавиться от ряда проблем, в том числе от необходимости платить либреттисту, однако страдало качество текста. Еще при жизни Вагнера критики клеймили его стихи как претенциозные и нудные, а если учесть, что «Гибель богов» длится пять часов, литературный редактор этой опере определенно не помешал бы.

Так что, когда в следующий раз вы окажетесь в опере, не забудьте отдать дань уважения невоспетому либреттисту. Он вложил в эти строчки массу сил и времени - и без этого каторжного труда, возможно, никакая, даже самая расчудесная музыка не спасла бы оперу от провала.

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Джакомо Казанова ВОЯЖ В ДЮНКЕРК Из прилагаемой истории читателю станет ясно, почему Казанова вошел в историю не как шпион, а как международный авантюрист и любовник. В этом рассказе он сам повествует об одной из своих шпионских операций. Имея при себе большой багаж и

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

2 апреля. Родился Джакомо Казанова (1725) Необычайные приключения итальянца в России Венецианец Джакомо Казанова, чье 285-летие 2 апреля 2010 года отметил крещеный мир, для русских особенно значим, и не только потому, что его мемуары, издававшиеся в советское время, были для нас

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Казанова джакомо Полное имя Джакомо Джироламо Казанова де Сейнгальт (род. в 1725 г. - ум. в 1798 г.)Венецианский авантюрист международного масштаба, солдат, писатель и тайный агент на службе у французского короля Людовика XV. Автор и герой всемирно известных воспоминаний,

Из книги Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765-1766 автора Казанова Джакомо

Джакомо Казанова Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765–1766 Печатается по изданию: Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765–1766. Русская старина, 1874. Т. IX. Орфография и пунктуация оригинала

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Джакомо Мейербер Олигарх мировой оперы Эта история такова, что в ней самое главное - уточнять.Ее герой - один из немногих. Точнее - один из немногих, обладающих властью. Еще точнее - обладающих огромной властью, которая далеко не всем сразу заметна. Одним словом -

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

ПРОФЕССОР ДЖАКОМО ТРОМБАРА Внешнеполитические проблемы сильно отвлекали Александра I от положения в стране. Поэтому Бетанкуру часто приходилось общаться не с самим царём, проявлявшим интерес к мельчайшим подробностям жизни Института Корпуса инженеров путей сообщения,

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Любовные похождения Джакомо Казановы автора Казанова Джакомо

Джакомо Казанова Устрицы в декольте и волосы на десерт Главным смыслом всей моей жизни было взращивание чувственности: на мой взгляд, нет ничего более важного. Я чувствовал себя рожденным для женщин, всегда любил женщин и старался как можно чаще предаваться этой великой

Из книги Записки непутевого резидента, или Will-o’- the-wisp автора Любимов Михаил Петрович

История Джакомо Казановы де Сенгальт, венецианца, написанная им самим в замке Дукс, в Богемииа Ne quicquam sapit quis ibi non

«Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра», – так сформулировал свое творческое кредо Джакомо Пуччини. Его иногда называют последним великим оперным композитором – и действительно, после смерти равного ему на этом поприще среди современников не было.

Связать свою творческую жизнь именно с оперным жанром Пуччини решил в восемнадцатилетнем возрасте, послушав в Пизе «Аиду» Джузеппе Верди (для этого ему пришлось пройти пешком четыре десятка километров), но композиторская судьба была ему предначертана еще до рождения. В его семье композиторская профессия и почетное звание «музыканта республики Лукка» передавалось из поколения в поколение с XVIII столетия от отца к старшему сыну. Его матери – многодетной вдове – было нелегко дать ему музыкальное образование, но на помощь пришел ее брат – церковный органист, ставший для Джакомо первым учителем. С десятилетнего возраста мальчик играл на органе в церкви и пел в хоре – предполагалось, что он, подобно предкам, станет церковным композитором и органистом, но после судьбоносного посещения оперного театра в Пизе он принял решение посвятить жизнь созданию опер, и четыре года спустя – благодаря материальной помощи двоюродного дяди – стал студентом Миланской консерватории. Его наставником стал Амилькаре Понкьелли, который всецело поддерживал ученика в желании создавать оперы, понимая, что симфоническая музыка – это не то поприще, на котором талант Пуччини может раскрыться в полной мере.

В студенческие годы – в 1882 г. – он представил свое первое сочинение в оперном жанре – «Виллисы» – на конкурс одноактных опер. Победителем он не стал, но в 1884 г. произведение увидело свет рампы и имело большой успех – автора восемнадцать раз вызывали на сцену. На произведение обратил внимание Джулио Рикорди, и по заказу этого издателя композитор создал новую оперу – «Эдгар», представленную публике впервые в 1889 г. Успеха она не имела, позднее автор неоднократно перерабатывал оперу, но это не сделало ее более популярной, да и автор со временем окончательно в ней разочаровался.

Неуспех «Эдгара» ухудшил и без того сложное материальное положение Пуччини: связь композитора с женщиной, ради него бросившей мужа, вызвала скандал в Лукке, и это побудило родственника-благодетеля потребовать вернуть деньги, затраченные на учебу Джакомо в консерватории. Несколько лет Пуччини с семьей скитался по арендованным квартирам. Поправить материальное положение помог успех следующей оперы – «Манон Леско», премьера которой состоялась в Милане в 1893 г. Создавая ее, композитор понимал, что рискует, ведь уже существовала другая опера на той же литературной основе, пользующаяся немалой известностью – «Манон» Жюля Массне, но Пуччини говорил: «Это будут две абсолютно разные сестры». Композитор оказался прав: оба сочинения выдержали испытание временем, и ныне в равной степени любимы публикой.

Зрелый период творческого пути Пуччини открывается написанием оперы «Богема», основанной на романе «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже. Пуччини над нею работал с такой страстью, что сам создавал текст для некоторых фрагментов (например, для вальса Мюзетты), не дожидаясь, пока это сделает либреттист. Сюжет, столь увлекший Пуччини, невольно «подсказал» ему , несколько раньше заинтересовавшийся им – но опера Пуччини оказалась более успешной, и это положило конец дружбе композиторов: Леонкавалло не смог простить Пуччини «украденной» идеи. Критики более чем сдержанно оценили «Богему», называя ее «оперой оборванцев», зато публика приняла ее с восторгом. Оперы Пуччини покоряли публику мелодическим богатством – не стала исключением и «Тоска», впервые поставленная в 1900 г.

Оперы Пуччини исполнялись и в европейских странах, и на других континентах. Он посещал Аргентину, США, Венгрию, побывал и в Англии, где в Театре принца Йоркского посмотрел пьесу Давида Беласко «Гейша». Так возникла идея «Мадам Баттерфляй». Премьера, состоявшаяся в 1904 г. в Милане, провалилась, зато обновленная редакция, вскоре представленная в Брешии, имела огромный успех.

Последующие годы оказываются не столь плодотворными. «Девушку с Запада», созданную в 1917 г., сам Пуччини причислял к своим самым сильным произведениям, но в популярности она не смогла сравниться с «Тоской» или «Богемой». Попробовал он свои силы и в жанре оперетты, но успеха не достиг, а неудавшуюся оперетту в 1917 г. переработал в оперу «Ласточка».

Преодоление творческого кризиса связано с созданием в 1918 г. «Триптиха», состоящего из трех одноактных опер – «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», а последним «творческим взлетом» становится «Турандот». Смерть помешала композитору закончить оперу, и в таком виде – незавершенной – ее представили публике. На спектакле дирижер обратился к публике со словами: «Здесь перо выпало из рук композитора». Позднее финал дописал Франко Альфано.

На похоронах композитора звучал похоронный марш из его ранней оперы «Эдгар».

При жизни Пуччини некий критик презрительно именовал его «старомодным мелодистом», однако ныне творения «старомодного мелодиста» входят в число десяти наиболее часто ставящихся оперных шедевров.

С 1930 г. в итальянском городе Торре дель Лаго, расположенном недалеко от Лукки – родного города композитора – проводится Фестиваль Пуччини.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто и таким великолепным мелодистом, что его даже называли усладителем оперных меломанов. В то же время выдающийся маэстро обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка оперы, а также её действие всенепременно должны быть единым целым и подчинены единому замыслу произведения.

Краткую биографию Джакомо Пуччини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Пуччини

Лукка – средний по размеру тосканский город. Таким он был и в 1858 году, когда в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини 22 декабря родился сын. Мальчик получил имя Джакомо. Когда ему было пять, скончался отец, оставив беременную восьмым ребенком жену Альбину, шесть дочерей и Джакомо сиротами. Брат Альбины, Фортунато Маджи, занимал должность органиста и руководителя капеллы, а также преподавал в музыкальном лицее. Он стал первым учителем Джакомо.


Из биографии Пучинни мы узнаём, что в 10 лет мальчик пел в церковном хоре и играл на органе. В 1876 году случилось событие, перевернувшее его представление о собственном будущем. С парой друзей они пешком проделали путь почти в 40 километров от Лукки до Пизы и обратно, чтобы услышать вердиевскую «Аиду ». С этого момента Джакомо понял, что его призвание – музыкальный театр, опера .

В 1880 году Пуччини принимают в Миланскую консерваторию. Оплачивает обучение Николао Черу, его двоюродный дядя, который взял на себя заботу об их семье. В Милане Джакомо знакомится с нотным издателем Джулио Рикорди, который с тех пор публикует почти все его работы. Через полтора месяца после долгожданного успеха его первой оперы из дома приходит печальная новость – от рака скончалась мать композитора. В декабре 1886 года у Джакомо родился сын Антонио. Его мать, Эльвира Бонтури, была супругой торговца из Лукки, от которого уже имела дочь и сына. Уходя от мужа, Эльвира забрала с собой дочь Фоску, а мальчика оставила отцу.


Пару с младенцем приютила сестра Пуччини. Но обстановка в Лукке накалялась: незаконная связь с замужней женщиной вызвала скандал на весь город. Даже дядя Черу потребовал вернуть деньги, вложенные в консерваторское обучение. Как назло, следующая опера Пуччини провалилась. Годы скитаний по арендованным квартирам закончились только в 1891, когда композитор снял виллу в Торре дель Лаго, которую впоследствии выкупил. А в 1893 после грандиозного успеха «Манон Леско » семья Пуччини перестала нуждаться и смогла себе позволить дорогие покупки. Например, автомобили, которые композитор страстно любил. После смерти мужа Эльвиры стала возможной законная регистрация ее брака с Пуччини, состоявшаяся в январе 1904 года.


На рубеже веков Джакомо Пуччини стал самым популярным композитором в мире, чьи оперы шли на 4 континентах. Маэстро побывал на их постановках в Египте и Великобритании, США и Аргентине, Уругвае и Венгрии. 1909 год ознаменовался неожиданным трагическим событием: покончила с собой Дория Манфреди, горничная семьи Пуччини. Причиной этого поступка стали подозрения Эльвиры о связи супруга с этой девушкой. Экспертиза установила, что Дория не состояла в отношениях с мужчинами. Родители девушки подали в суд на Эльвиру. Пуччини потребовалось немало сил и денег, чтобы замять скандал.

В 1921 году композитор переехал на только что построенную виллу в Виареджо, а два года спустя у него обнаружились первые симптомы опухоли горла. В ноябре 1924 Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель, чтобы получить новейшую антираковую терапию. Операция длилась три с половиной часа, последующие дни маэстро почти не мог разговаривать, он читал журналы и иногда что-то писал. 29 ноября Пуччини внезапно упал в обморок и в 11.30, не приходя в сознание, скончался.



Интересные факты о Джакомо Пуччини

  • Город Лукка подарил миру еще двух заметных музыкантов: Луиджи Боккерини и Альфредо Каталани. Под впечатлением от произведений Боккерини Моцарт написал несколько своих произведений. Его Менуэт и сегодня является одной из самых исполняемых классических мелодий. Каталани преподавал в миланской консерватории. Самая известная его опера - «Валли».


  • Своих любимых героинь Пуччини назвал «маленькими влюбленными женщинами». Все они оказываются жертвами собственных чувств, которые приводят их к трагической гибели. Это Манон Леско, Мими, Чио-Чио-Сан, Сестра Анжелика и Лиу.
  • Критики окрестили «Ласточку» «Травиатой для бедных». Довольно меткое определение. И не только из-за того, что премьера давалась в стесненных обстоятельствах военных дней. Очевидно, что любовная история героев базируется на том же конфликте, который является основой вердиевской оперы.


Биография Пучинни гласит, что в 17 лет Джакомо принимает окончательное решение, что его призвание – опера. Наверное, именно поэтому у него так немного сочинений иных жанров. Некоторые из них он даже использовал в своих операх. Например, проба пера в духовной музыке через много лет нашла свое место в качестве кантаты, исполняемой главной героиней во втором акте «Тоски ». Мелодия знаменитейшего вальса Мюзетты также была сочинена в юности.

В 1883 году нотный издатель Сонзоньо объявил конкурс среди молодых композиторов на лучшую одноактную оперу. Пуччини представил партитуру «Виллис ». Однако, по слухам, жюри ее даже не рассмотрело, якобы из-за непонятного почерка автора. По иным слухам, эту ситуацию спровоцировал другой нотный издатель – Джулио Рикорди, который не хотел отдавать конкуренту столь перспективного молодого композитора. Так или иначе, проигрыш в конкурсе нисколько не помешал «Виллисам» в мае 1884 года увидеть огни рампы миланского театра Даль Верде.


За успешным дебютом последовал заказ на новую оперу от издательского дома Рикорди. Но ее создание изначально было сопряжено с проблемами: потеря матери и рождение ребенка, скандальная связь с замужней женщиной, постоянные проблемы с деньгами. Прибавим к этому невнятное либретто, которое не давало композитору никакого вдохновения. Премьерный «Эдгар » 1889 года в Ла Скала был встречен и публикой, и критикой весьма прохладно. Музыкальные способности Пуччини не подвергались сомнению, но несуразный сюжет и неоправданные после «Вилисс» ожидания разочаровали многих. Спектакль прошел только трижды. С этого момента и до 1905 года композитор вносил различные изменения в «Эдгара». А выкинутые отрывки экономно использовал в своих будущих работах.

Удрученный таким результатом, Пуччини решил писать оперу на сюжет, который бы действительно волновал его. Таким сюжетом стал роман «Манон Леско ». Рикорди скептически отнесся к этой идее, ведь в те годы мир уже завоевывала «Манон» французского композитора Жюля Массне, представленная пятью годами ранее. Маэстро этот факт не только не останавливал, а даже подзадоривал. «Массне написал «Манон» как француз – с пудрой и менуэтами. Я же напишу как итальянец – с отчаянием и страстью». Работа началась в конце 1889 года. Первоначально автором либретто стал Руджеро Леонкавалло, но его вариант Пуччини не устроил. Следующая пара либреттистов сделала историю слишком похожей на версию Массне. И только Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза окончательно оформили многострадальное либретто. Премьера состоялась в Турине 1 февраля 1893 года. Это был грандиозный успех: артисты выходили на поклоны более 13 раз! А Пуччини провозгласили единственным наследником великого Верди. Сотрудничество с тандемом Джакоза – Иллика продолжилось и в трех следующих операх.

Пуччини узнал о романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» от Леонкавалло, который предложил ему написать оперу на этот сюжет и себя – в качестве либреттиста. Но в тот момент маэстро был занят с "Манон Леско". Леонкавалло стал писать «Богему» сам. Тем временем и Пуччини познакомился с этой историей, начав над ней работать с дуэтом своих либреттистов. Буквально сразу об этом узнал и Леонкавалло. В миланской прессе начался ожесточенный спор между двумя композиторами, приведший к охлаждению былой дружбы. В одном из интервью Пуччини мудро заметил, что их рассудит публика. Работа над оперой шла нервно, композитор чуть не рассорился с авторами либретто – слишком много переделок он требовал. И даже сам написал стихи к некоторым номерам. Премьера состоялась в 1896 году, опять 1 февраля и опять в Турине. За дирижерским пультом стоял Артуро Тосканини. Однако магия даты и места не помогла «Богеме » повторить успех своей предшественницы. Публике опера понравилась, но отзывы критики были достаточно сдержанными.

Театральная Европа рукоплескала Саре Бернар, блиставшей в роли Флории Тоски – героини одноименной пьесы, написанной для нее Викторьеном Сарду. Сюжет был настолько увлекающим и драматичным, что им заинтересовался даже Верди. Пуччини же лично встретился с драматургом, чтобы договориться об эксклюзивном праве на создание оперы по его пьесе. Скрупулезная работа велась в течении 1898-99 годов. Музыка в «Тоске» настолько тесно связана с драмой, что действующие лица почти все время в диалогах, а заглавная героиня имеет лишь одну арию. Эта история позволила композитору выразить, как он их называл, «нероновы инстинкты», например, в изображении пыток и необузданных сексуальных страстей. 14 января 1900 года в римском театре Костанци дебютировала «Тоска ». И вновь реакция публики и критики разделилась: оперу называли слишком натуралистичной.

Следующую работу Пуччини ждал главный театр Италии – Ла Скала. Премьера «Мадам Баттерфляй » 17 февраля 1904 года стала самым оглушительным провалом в жизни маэстро. Его причиной была не гениальная музыка, а банальные вещи: происки конкурентов (издателем Сонзоньо была подкуплена оперная клака, которая просто «забукала» поклоны), и полуторачасовой второй акт, оказавшийся слишком длинным и утомительным для миланской публики. Пуччини снял оперу с репертуара и принялся за переделку. Этому решению мы обязаны появлением одной из лучших сцен в искусстве, когда Баттерфляй всю ночь ждет Пинкертона. Опера стала трехактовой и с успехом пережила свою вторую премьеру в Брешии 28 мая того же года.

Согласно биографии Пучинни в январе 1907 года композитор отправился в Нью-Йорк на постановку «Мадам Баттерфляй» в Метрополитен опера. В один из вечеров он посетил спектакль по пьесе Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада», который его потряс. Он загорелся идеей оперы на этот сюжет, и Рикорди получил у драматурга право на ее создание. Композитор с присущей ему тщательностью работал с Карло Дзангарини над либретто, затем приступил к написанию музыки, но история с Дорией Манфреди надолго прервала его работу. Премьера в Метрополитан опера прошла 10 декабря 1910 года с поистине американским размахом. Дирижировал Артуро Тосканини, одну из главных партий исполнял Энрико Карузо. Была организована небывалая рекламная компания. Впервые европейский композитор такого уровня давал премьеру не в одном из театров своей страны, а на другом континенте, там, где и происходит действие оперы. Пуччини совместил традиции итальянского исполнения с народной американской мелодикой, что не могло не подкупить нью-йоркскую публику.

После США «Девушку с Запада » начали ставить европейские театры. Приехав готовить венскую премьеру, Пуччини получает предложение от руководителей известного Карл-Театра за солидное вознаграждение попробовать свои силы в оперетте. Но этот, на первый взгляд, легкий жанр маэстро не поддался. Он начал работать с итальянским либреттистом Джузеппе Адами над переделкой «Ласточки» в оперу. Работа затянулась из-за Первой мировой войны. Спектакль состоялся 27 марта 1917 года на нейтральной территории – в Монте-Карло. Через несколько месяцев опера прозвучала в Италии. Пуччини несколько раз пытался ее отредактировать, но наибольшее признание все равно получила первоначальная версия.


Еще в 1910 году композитор задумал написать несколько одноактных опер, перекликающихся с трилогией Данте: ужасы, мистика и фарс. Так родился «Триптих », первая опера которого, «Плащ », была человеческим адом, «Сестра Анжелика » - чистилищем, а «Джанни Скикки » - раем. Премьера всех трех опер состоялась 14 декабря 1918 года и впервые – без присутствия маэстро. В условиях военных действий он счел благоразумным не совершать трансатлантическое путешествие. На дебютном спектакле наибольшую славу снискал «Плащ», однако с течением времени лидером «Триптиха» стал «Джанни Скикки».

В 1920 году Джузеппе Адами и Ренато Симоне посоветовали маэстро обратить внимание на пьесу Карло Гоцци «Турандот ». Пуччини невероятно зажегся этой историей – ничего похожего он еще не писал. Уже к осени 1920 был готов полный сценарный план оперы. Однако работа шла с переменным успехом: периоды энтузиазма и вдохновения чередовались с периодами упадка сил и депрессии. Тем не менее к весне 1924 года опера была написана и полностью оркестрована вплоть до арии Лиу. Далее перед композитором встала проблема, над решением которой он размышлял вплоть до последнего дня своей жизни. Как закончить оперу, чтобы счастливый финал был правдоподобен даже после самопожертвования Лиу во имя любви? Пуччини оставил наброски и черновики последнего дуэта Калафа и Турандот. По ним его друг Франко Альфано дописал оперу. Однако на ее первом исполнении в Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини положил дирижерскую палочку после арии Лиу и, обратившись к публике, сообщил, что именно в этом месте «смерть вырвала перо из рук маэстро». Только второй спектакль исполнялся с финалом, созданным Альфано.


Неординарная судьба выдающегося музыканта послужила основой нескольких биографических фильмов, созданных в разное время. Все они называются «Пуччини». Картина 1953 года с Габриэлем Ферцетти в заглавной роли рисует скорее издевательский, нежели правдоподобный образ композитора. Сценарий сильно исказил обстоятельства жизни и личность маэстро. В 1973 году вышел 5-серийный итальянский телефильм (Пуччини – Альберто Лионелло), а в 1984 - английский телефильм, в фокусе внимания которого скандальная история с Дорией Манфреди (в заглавной роли Роберт Стивенс).

К 150-летию композитора был показан двухсерийный телефильм, где роль маэстро исполнил Алессио Бони. Фильм снят в 2008 году в сотрудничестве с музеем Пуччини в Лукке. Он представляет собой ретроспективу важнейших событий в судьбе композитора и подробности последних месяцев его жизни. Пуччини предстает обаятельным, жизнерадостным, эмоциональным, искренним и великодушным – таким, каким описывали его многие современники.

В 2008 году фильм «Пуччини и девушка» принес немалое беспокойство семье композитора. В основе сюжета – также обстоятельства смерти его горничной. В картине представлена версия, что Пуччини (Риккардо Моретти) имел роман с кузиной Доры, Джулией. Фильм получил и реальное продолжение – внучка Джулии, Нина Манфреди, потребовала провести генетическую экспертизу, которая могла бы установить, что великий композитор является ее дедом. Картина участвовала в Венецианском кинофестивале.

Невероятная драматическая мощь и великолепные мелодии сделали музыку Пуччини непременным спутником киноискусства. Среди самых известных фильмов, где можно ее услышать:


  • «Искупление»
  • «Римские приключения»
  • «007: Квант милосердия»
  • «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
  • «Вкус жизни»

Лучшие экранизации опер Пуччини:

  • «Тоска», 2011, спектакль Ковент-Гарден с Анжелой Георгиу и Йонасом Кауфманом.
  • «Богема», 2008, фильм с Анной Нетребко и Роландо Вильясоном.
  • «Мадам Баттерфляй», 1995, фильм с Юнг Хуан и Ричардом Трокселлом.
  • «Тоска», 1992, фильм, снятый в реальных местах действия оперы, с Кэтрин Мальфитано и Пласидо Доминго.
  • «Турандот», 1987, спектакль Метрополитан опера с Эвой Мартон и Пласидо Доминго.
  • «Тоска», 1956, фильм с Франкой Дюваль (поет Мария Канилья) и Франко Корелли.

Начать карьеру в тени Верди, Вагнера, набирающих силу веристов и, не примкнув ни к одному из течений, проложить свой уникальный творческий путь был способен только истинный гений. – композитор, с уходом которого закончилась история итальянской оперы. Искусства, основанного на лирике, широкой мелодике и красоте человеческого голоса. И так символично, что эта история осталась незавершенной, как и его «Турандот».

Видео: смотреть фильм о Джакомо Пуччини

Итальянский композитор Джакомо Пуччини (Puccini) родился 22 декабря 1858 года в городе Л укка в семье музыканта.

Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, Джакомо Пуччини в шесть лет потерял отца - органиста регента Луккского собора. Учился в местном институте "Пачини" и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В Милане же выступил с первой оперой "Виллисы" , имевшей большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 опера "Манон Леско". Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 узаконила свои отношения с Пуччини, - эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные увлечения композитора. С 1891 Пуччини живёт в Торре дель Лаго и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые оперы. Джакомо Пуччини достиг международной известности, выдержал нападки национальной критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершил многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих произведений.

Первые две оперы: "Виллисы" (1884), на сюжет Гейне и "Эдгар" (1889), Милан - традиционные романтические сюжеты, разработанные либреттистом Фонтаной, мало подходили к творческой индивидуальности Пуччини. Тем не менее премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах. Критики писали о наличии в опере ряда ярких драматических сцен и лирических эпизодов, отличающихся мелодическим богатством. Композито ром заинтересовался издатель Рикорди, ставший покровителем и другом .

"Манон Леско" (1893), Турин, либретто Иллики, Оливы, Праги, Риккорди по роману Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" отличается от первых опер Пуччини большей драматургической цельностью, разнообразием музыкального языка. Основным средством выразительности служит мелодия — напевная, гибкая, богатая ри тмически. В центре оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. После триумфальной туринской премьеры, 1 февраля 1893, «Манон Леско» быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии.
"Богема" - 1896, Турин, либретто Иллики и Джакозы по повести Мюрже "Сцены из жизни богемы" - э
то шедевр, который мог и не появиться на свет. Дело в том, что приятель композитора Руджеро Леонкавалло уже начал сочинять оперу на тот же сюжет. В одном из миланских кафе, когда Пуччини сообщил Леонкавалло о том, что тоже облюбовал эту историю, между друзьями происходит ссора. Но упрямство и целеустремленность Пуччини были столь велики, что он пошел на разрыв с коллегой, но от намерения не отступил. Опера Леонкавалло появилась годом позже, но выдержать сравнения с произведением Пуччини не смогла.



Либретто во многом отличается от нашумевшего романа Мюрже, опубликованного в 1851. Если в первоисточнике повествование ведется как бы ироничным отстраненным наблюдателем (что отражено и в названии «сцены»), то в опере все звучит более лирично и интимно. Образ героини объединил черты героинь романа - типичной парижской мидинетки Мими и обаятельной героини рассказа «Муфта Франсины».



К абсолютным мелодическим шедеврам относится вся большая лирическая сцена знакомства главных героев в 1-м акте, состоящая из 2-х арий Рудольфа и Мими ("Che gelida manina" и "Mi chiamano Mimi") и их дуэтного обрамления. В опере есть еще ряд ярчайших мелодических эпизодов - вальс Мюзетты из 2-го акта, трогательный ариозный эпизод «прощания с плащом» Коллена "Vecchia zimara, senti" из 4-го. Не может оставить никого равнодушным и финальная сцена смерти героини.

Достаточно сдержанный прием на премьере (типичный для многих новаторских произведений) довольно быстро перерос в успех, и успех не скоротечный и случайный, а прочный и безусловный.

Премьерным спектаклем Богемы дирижировал Артуро Тосканини, с которым композитора в дальнейшем связывала прочная творческая дружба. Опера вскоре перешагнула пределы Италии. Уже в 1897 состоялись английская премьера в Манчестере, немецкая в берлинской Кроль-опере, австрийская в Театре ан дер Вин, американская в Лос-Анджелесе. В том же году Богема прозвучала и на русской сцене в мамонтовской Московской частной русской опере (в главных партиях были заняты Цветкова и Секар-Рожанский). Цветкова была замечательным интерпретатором образа Мими. По свидетельству жены Шаляпина, великий певец плакал на генеральной репетиции оперы во время финальной сцены. Среди русских постановок начала века особо надо отметить премьеру 1911 в БТ. Этот спектакль сталь единственной режиссерской работой Собинова, он же исполнил партию Рудольфа, а в роли Мими выступала замечательная певица Нежданова.



"Тоска" - либретто Джакозы и Иллики по драме Сарду. Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900. Оперу Пуччини подняли на щит сторонники веристского направления, которых привлек неистовый драматизм отдельных сцен. Но не это определило успех «Тоски» у публики — покорила красивая, выразительная музыка, неразрывно связанная с действием. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры.

Заключительное действие начинается довольно спокойно. За сценой звучит ранняя утренняя песнь пастушонка. Сценой этого действия является крыша тюремного замка Сант-Анджело в Риме, куда для казни должен быть приведен Каварадосси. Ему дается короткое время, чтобы приготовится к смерти. Он пишет последнее письмо любимой Тоске и поет душераздирающую арию «E lucevan le stelle» («В небе звезды горели»).



Появляется Тоска и показывает ему спасительные пропуска, которые ей удалось добыть у Скарпиа. Тоска рассказывает Каварадосси, как она убила вероломного шефа полиции; и влюбленные поют страстный дуэт, предвкушая свое счастливое будущее. Тоска объясняет, что для побега Каварадосси должен пройти фарс ложной казни. Появляется расчет, ведомый Сполеттой. Марио встает перед ним. Они стреляют. Он падает. Солдаты уходят. Тоска падает на тело своего убитого возлюбленного. Только теперь она осознает, что Скарпиа коварно обманул ее: патроны были настоящими, и Каварадосси лежит мертвый. Рыдая над трупом Каварадосси, молодая женщина не слышит шагов возвратившихся солдат: они обнаружили, что Скарпиа убит. Сполетта пытается схватить Тоску, но она отталкивает его, вспрыгивает на парапет и бросается с крыши замка. Пока в оркестре гремит прощальный мотив предсмертной арии Марио, солдаты стоят замершие в ужасе.

Maria Callas. Madama Butterfly.

"Мадам Баттерфляй" (1904) Милан, либретто Иллики и Джакозы по драме Беласко.

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.



«А как поют индейцы?» — спрашивал себя композитор, посмотрев драму Беласко «Девушка с Золотого Запада» из жизни калифорнийских золотоискателей в Нью-Йорке . В опере на этот сюжет Пуччини продолжает линию «Тоски» — в ней еще отчетливее выступило влияние веристских тенденций. "Девушка с Запада" - либретто Чивиннини и Зангарини по драме Беласко. Премьера в Нью-Йорке 10 декабря 1910года была сенсацией. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, в которых раскрываются характеры главных героев — Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт «дикого Запада».

Второе десятилетие XX века было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны ослабила его творческую активность. Лирическая комедия « Ласточка» (1914-16) не стала крупным художественным достижением композитора.

Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения русской литературы — Л. Толстого, Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха — цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер.




Великий итальянский композитор Пуччини считался образцом классики своего времени

Джакомо Пуччини (Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini) – это крупнейший в мире оперный композитор, второй после Джузеппе Верди. В своем роде он – ярчайший представитель веризма.

Родился 22 декабря 1858 в городе Лукка, в довольно музыкальной семье. Его отец рано умер, и мальчика отправили на обучение к его дяде, Фортунато Маджи. Тот считал его не просто посредственным, а даже плохим, недисциплинированным учеником.

Учил он его довольно своеобразно. За каждую фальшивую ноту мальчик получал пинок по голени. Зато довольно скоро он стал церковным органистом. Когда же он услышал Aida , то решил стать оперным композитором. Тот момент он описывал в своих воспоминаниях, словно рука Господня его коснулась, «Мизинец Господа» коснулся его, и велел писать для театра, и только для театра.

Так он попал в Миланскую консерваторию. Вскоре он участвовал в соревновании по созданию одноактных опер. Первое место он не занял, зато написал оперу «Виллисы», которая привлекла внимание его будущего клиента.

Зато третья его опера, «Манон Леско», имела огромный успех. Она была закончена в 1893-м году. В ней определенно проявилось внимание . А уже следущая его опера – «Богема» – принесла Пуччини мировую славу.

Стилистика творчества

Пуччини был невероятно одарен с точки зрения мелодики. Он был убежден, что музыка и действие в опере неразрывно связано, что наложило отпечаток на все его творчество. Так появились «Пуччинивские октавы», у композитора проявились свойственные лишь ему одному приемы и ходы. Также слышно влияние импрессионистов.

Некоторые критики называли его довольно старомодным мелодистом, противопоставляя ему других известных композиторов, вроде Пиццетти. Сомневался и сам автор. Например, ему доставили немало сомнений репетиции его оперы «Богема». Рикорди же, его издатель и заказчик, поддерживал композитора морально во время репетиций. В целом же сам Пуччини был настроен довольно критично по отношению к своему творчеству. Незадолго до собственной смерти, произошедшей 29 ноября 1924 в Брюсселе, он написал, что «опера закончилась как жанр».

Похожие публикации