Виды профессиональной этики. Основные категории профессиональной этики

Единственным ключом при анализе проблем и структуры этических отношений являются действия людей.

Когда человек, осуществляя деятельность, вступает в этические отношения и деятельность его является направленной - эго одна ситуация, связанная с человеком или группой. Отношения человека с самим собой или этическая диспозиция судьи - это более сложные ситуации. Эти отношения и являются основными типами этических отношений.

Факт нахождения конкретного человека или ситуации в отношениях не меняет основной структуры действий, но порождает разницу в структуре формирующих факторов.

Деятельность - это не просто делание, собственно совокупность действий. Есть еще два типа активности, которые формируют деятельность человека и доходят до самого делания - оценка и связанный с этим жизненный путь. Каждая деятельность - это совокупность этих трех основных элементов. Помимо того, существуют и факторы, которые определяют эти запутанные между собой три элемента деятельности, демонтируют большую разницу и формируют особенности деятельности с точки зрения ценностей.

Таким образом, деятельность - это запутанные или простые действия и оценка; к ней относятся также бездействия. Внешнюю сторону этих действий составляет «поведение», а бездействий - «позиция». Когда речь идет о действиях людей, поведение неотделимо от деятельности. Такого рода проведенные нами различия необходимы для формирования выводов, связанных с человеком, для размежевания с простыми психофизическими типами поведения, а также в связи с тем, что современная психология очень интересуется вопросами «животного поведения».

Если мы посмотрим на то, как человек, находящийся в различных отношениях, действует в конкретной ситуации по отношению к людям или индивиду, находящимся также в различных отношениях, т.е. выделим деятельность человека в межчеловеческих отношениях, то в самой основе этой деятельности мы увидим оценку, которую дает действующий человек, - оценку позиции, деятельности второго человека по отношению к нему или к другим, или же оценку позиций людей, в отношении которых планируется действие.

Таким образом, этот первый элемент деятельности определяет в то же время и тип этических отношений. Если этические отношения - это отношения человека и человека, то оцениваемый - это человек в связи с действием. Если отношения - это отношения человека и человеческой ситуации, здесь оценка дается ситуации. При отношениях с собой человек оценивает как деятельность, так и ситуацию.

Процесс оценивания этических отношений включен в конкретный жизненный путь, связанный с оценкой человек, - лишенный прикрас, запутанный, конфликтный жизненный путь. Рассматриваемые нами этические отношения на этой стадии не прекращаются и не прерываются одним поступком, идет имеющая запутанную структуру стадия деятельности. В рамках этических отношений упрощенный, но не абстрагированный вид событий - это, например: побег из подземелья Полиника с помощью Антигоны; передача Бекетом Гвендолин королю; убийство Раскольниковым старухи-процентщицы; начало войны доктора Риэ с чумой.

Разница между двумя основными типами этических отношений, о которых я говорю, состоит в том, что в одном случае особенности в отношениях между двумя людьми формируются совокупностью двух людей. А в отношениях человека с ситуацией отношение формирует только один человек, его знания и ценности. Особенности отношений между Генри и Бекетом сформировали две совокупности - Генри и Бекет. В отношениях доктора Риэ и жителей Орана роль играет только совокупность Риэ, не важно, кто стоит перед ним, важны только сама ситуация с жителями Орана и оценка ее человеком - расчеты Риэ.

Нужно увеличить внимание к элементам деятельности, отнюдь не забывая о недостаточности схематизирования перед лицом жизни, не забывая о том, что в жизни человек в рамках своей деятельности находится и в целом ряде других отношений, связанных или не связанных с ней, влияющих прямо или косвенно на деятельность или ее элементы и имеющих потенциал многократного столкновения. Не забывая и о том, что в жизни за одними действиями стоят многие другие действия, вынужденно следуют за ними, порождают порочный круг, который возникает и исчезает, наслаивается кольцами, появляются этические отношения; они переживаются, осваиваются или совершаются однократно. Так формируется жизнь, которая оставляет или не оставляет след. Человек среди событий, которые он порождает, формируя свое отношение к ним, оценивая, наблюдая или не замечая, становится именно тем человеком, каков он есть.

Что такое этика? Люди вкладывают разный смысл в это понятие, полагая, что– это:

· Учение о нравственности;

· Система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

· Способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

· “Социальный регулятор” поведения и отношений между людьми;

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является Исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Со времени своего возникновения в античности она стала выступать как “философия практической жизни”, анализирующая поведение “человека общественного”, “человека общающегося”. Этика - Философское учение, Предметом которого является Мораль (нравственность) , а Центральной проблемой - Добро и Зло. Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения между людьми и ориентиром для выработки каждым человеком собственной стратегии и тактики «правильной жизни».

Этика, ориентированная на Человека, его жизнь, свободу и интересы это Гуманистическая этика. Э Тика и мораль, ориентированные на нечто иное, внешнее по отношению к человеку (например, идею коммунизма, или мирового господства, или исполнение воли вождя), носит Авторитарный характер .

Принципиальная позиция гуманистической этики Заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что “Цель человека - Быть самим собой , а Условие достижения такой цели - Быть человеком для себя (Э. Фромм). Высшие ценности гуманистической этики – “не самоотречение и себялюбие - а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я” (Э. Фромм). Таким образом, Гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, Считая, что человек способен Самостоятельно Различать добро и зло и правильно давать этические оценки. С точки зрения гуманистической этики, нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Но человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем, любовь для гуманистической этики – “не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим” (Э. Фромм).

В зависимости от принадлежности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. На основе принципов гуманистической этики и ее роли как “практической философии” в ее Структуре выделяются следующие блоки:

История морали и этических учений – Описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней; здесь можно выделить Дескриптивную этику , описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. п.).

Теория морали Объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе ее Структурно-функционального анализа; Представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика – дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях , Выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и Предписывают с позиций долженствования (Деонтологии ) определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать Стратегию и тактику “правильной жизни” .

Прикладная этика – на основе нормативной этики выполняет Практическую функцию научения Людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика также имеет свою структуру. В нее входят:

· Экологическая этика и биоэтика ;

· Этика гражданственности ;

· Ситуативная этика ;

· Этика межличностного общения ;

· Этика делового общения ;

· Профессиональные этики .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия? Выполнима ли такая задача этики, как «учить морали»? Можно ли научить морали?

«Если этика – учение о моральных нормах общества, то не окажется ли, что этические нормы ведут к унификации человеческой личности, – размышляет студент К. – Не является ли в таком случае этика средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные – долой?». Ваше мнение по этому поводу?

«Не считаете ли Вы, что этика – порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?» – такой вопрос задал студент М. М. преподавателю. Что бы Вы ответили ему?

В чем Вы видите отличительные особенности авторитарной и гуманистической этики по разным основаниям: по целям и средствам, по основным принципам, по способам и методам регуляции.

Как Вы оцениваете высказывание А. Швейцера о том, что этика – это безгранично расширенная ответственность перед всем живущим?

«Ситуативная» этика: любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?

В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные этики? Что такое профессиональная деонтология?

Проанализируйте представленные схемы и найдите в них дополнительные связи: между нормативной и прикладной этикой, нормативной и ситуативной, внутри прикладной этики. Все ли связи и отношения, представленные на схеме, носят однозначный характер? Установите двойные связи между отдельными структурными элементами этики.

Можно ли экологическую этику и этику гражданственности отнести к нормативной этике? Попробуйте обосновать свою позицию.

Выдающемуся этику и философу XXв. Эрику Фромму (1900--1980) принадлежит учение о двух видах этики -- гуманистической и авторитарной, -- учение, наиболее адекватно объясняющее моральные проблемы современности.

В истории человечества есть периоды, когда этика и мораль действительно ориентированы на человека.

Это и есть гуманистическая этика.

В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрождения, в наше время элементы гуманистической этики присущи демократическим гражданским обществам.

Но есть периоды и ситуации, когда этика и мораль ориентированы на нечто иное, внешнее по отношению к человеку (например, идею коммунизма или мирового господства). Этика такого рода называется авторитарной.

Сущность гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что "цель человека -- быть самим собой, а условие достижения такой цели -- быть человеком для себя" (Э.Фромм).

Гуманистическая этика считает, что основы "добродетели" заложены в самом характере зрелой и целостной личности, а "порок" заключается в безразличии к своему Я.

Поэтому "не самоотречение и себялюбие -- а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я -- вот высшие ценности гуманистической этики" (Э.Фромм).

Таким образом, гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

Гуманистическая этика антропоцентрична (от греч. "antropos" -- человек) в том смысле, что все ценностные суждения определяются особенностями и интересами существования человека, т.е. человек для нее -- "мера всех вещей", нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь.

Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми.

Причем любовь к ближнему -- "не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим" (Э.Фромм).

Принципиальная позиция гуманистической этики позволяет противопоставить ее этике авторитарной по ряду оснований.

Гуманистическая этика (ГЭ)

В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм. ГЭ совместима лишь с рациональным авторитетом, предполагающим этическую компетентность -- знание широкого веера авторитетных этических доктрин. Рациональный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений (учитель -- ученик). Поэтому ГЭ не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто ее признает.

В АЭ "автором" выступает авторитет, определяющий, в чем благо человека, и устанавливающий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют. Причем "авторство" и "исполнение" могут быть разделены (например, когда "авторы" не считают моральные нормы обязательными для себя). АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх -- с другой, он строится на неравенстве и подчинении, на приоритете авторитета. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее.

Различие по целям и средствам.

ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и собственность высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности -- от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств, -- признается средством и гарантом достижения цели.

В АЭ высшей ценностью и целью является не человек, а нечто внешнее по отношению к нему: интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя своей религии).

Различие по методам регуляции

ГЭ основным методом моральной регуляции признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность.

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное).

Различие по моральным принципам

ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает "самость", предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другим. Общество же становится богаче за счет разнообразия и возможностей множества индивидуальностей.

В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унификации личностных качеств, взглядов и интересов (быть "как все"). Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и "инакомыслием".

  • · в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов;
  • · одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала;
  • · в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут внедряться в жизнь авторитарным путем (например, требования родителей и педагогов к детям, порождающие проблему "отцов и детей");
  • · при господстве гуманистической этики более эффективным и действенным может быть авторитарный способ морального регулирования. Например, экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткий авторитаризм оказывается гуманнее свободного выбора граждан (эвакуация населения из зоны стихийного бедствия).

Поэтому трудно давать однозначную оценку тому или иному виду этики; в каждом случае следует подходить к ним конкретно. В нынешних условиях гуманистическая этика выступает скорее как теоретическая модель. Современное состояние этики -- и как науки, и как учебной дисциплины -- может быть охарактеризовано как состояние перехода от привычной нам "старой", авторитарной, к "новой", гуманистической этике. На этом этапе основная задача -- овладение основами гуманистической этики, для чего необходимо размышлять, сравнивать, выбирать и принимать решение: что есть "человек для себя" и каким ему быть.

Профессиональная этика -- система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она призвана регулировать взаимоотношения больших социальных групп людей в производственно-трудовой, общественно-политической и бытовой сферах жизни.

Профессиональная этика является составной частью общей теории морали. Она связана с нравственно-правовыми основами жизни. Но при этом она содержит в себе специфические морально-профессиональные требования к представителям различных специальностей, формирует у них определенные представления о смысле жизни, о труде, о долге, чести, достоинстве, гордости, принципах межличностных взаимоотношений коллег.

Профессиональная этика играет большую роль в системе механизмов морального регулирования деятельности специалистов. Связано это, прежде всего, со стремлением общества отвечать потребностям современного разделения и специализации труда, вызванных научно-техническим прогрессом. В настоящее время насчитывается более шести тысяч профессий. Все они основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя имеют свою специфику и свои моральные коллизии.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которых оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей. Потребность в профессиональном этическом кодексе возникает тогда, когда необходимо конкретизировать моральные требования к специалистам, имеющим дело с судьбами людей, их жизнью, к людям, наделенным особыми полномочиями и ответственностью, обязанным принимать самостоятельные решения, нередко - в экстремальных условиях.

В связи с этим можно выделить традиционные виды профессиональной этики -- такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого -- и сравнительно новые, актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в сфере деятельности (инженерная этика) или резонансом в обществе (журналистская этика).

При анализе каждой сферы необходимо учитывать «сверхзадачу» профессии: выделять у специалиста такие качества, которые не просто связаны с добросовестным исполнением своего основного долга, но и развивают чувство повышенной моральной ответственности за результаты его деятельности, за судьбы тех, к кому он сопричастен.

Профессиональная этика охватывает четыре сферы отношений:

Внутрипрофессиональные,

Отношения профессионала и объекта его воздействия,

Межпрофессиональные,

Отношения специалиста (личности) и общества.

Существуют критерии профессии, позволяющие последней претендовать на особые этические характеристики, «кодекс»:

  • 1) глубокое проникновение специалиста в настроение, внутренний духовный мир тех, с кем он соприкасается (учитель, врач, священник);
  • 2) повышенный удельный вес элементов творчества в деятельности;
  • 3) большая самостоятельность и полномочия специалиста, должностного лица в принятии ответственных решений;
  • 4) относительная автономность (независимость) деятельности;
  • 5) умение предусмотреть социально-нравственные последствия своего решения, поступка, труда;
  • 6) высокий общественный статус и моральный престиж профессии;
  • 7) моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов (проблема цели и средств);
  • 8) высокая общечеловеческая и гражданская миссия специалиста.

Объектом профессиональной этики является мораль специалиста данного профиля: ученого, медика, юриста, педагога и т. д. Однако строго определить ее границы весьма непросто, поскольку она не выходит за рамки морали вообще, но включает ряд взаимосвязанных моральных кодексов, что можно, например, проследить на этике воспитателя, руководителя.

В профессиональной этике находят специфическое преломление жизненно важные ценности, идеалы, понятия добра, справедливости, долга, чести, товарищеской взаимопомощи, гуманности, культуры поведения, общения, даже мышления и чувствования.

При выделении того или иного вида профессиональной этики важно найти моральное «ядро», важнейшую «клеточку» всего «блока», специфическую особенность этого вида морали.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих норм морали) предполагают:

  • а) профессиональную солидарность;
  • б) особое понимание профессиональных долга и чести;
  • в) форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

При выделении важнейшей профессиональной нравственной черты, пожалуй, будет правильным утверждать, что, например, для педагога важны и систематическая работа по совершенствованию своих знаний, профессионального мастерства, и стремление привить любовь к учению, познанию своим ученикам, передать им свой жизненный опыт. Учитель должен вырабатывать педагогический такт в общении с учениками и родителями, с коллегами, с администрацией учреждения, в совершенстве владеть основами этики делового общения. Вместе с тем, чувство такта актуально для представителей любой профессии.

Для юриста вопрос чести иметь совершенные знания законодательства, истории и теории права, юридической этики. Однако определяющее значение имеет умение беспристрастно держать себя, соблюдать требование справедливости, законности, презумпцию невиновности. Никто не может считается виновным до тех пор, пока суд не вынесет своего решения. Ж.-Ж. Руссо заметил в свое время, что «опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение». Это утверждение актуально и в наше время. Требования такта в общении для юриста очень велики.

Вопрос профессиональной чести для спортсмена - честное соревнование в равных условиях, неприятие допинга, уважение к собратьям и противникам в спорте, правильные отношения с болельщиками.

Для медицинского работника основной задачей является всемерное содействие сохранению психического и физического здоровья пациента. В.М. Бехтерев когда-то обоснованно заметил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Например, чувство такта должно подсказать врачу: говорить или не говорить тяжело больному всю правду о его перспективах.

Медицинская этика преобладающее внимание традиционно уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к каким-то исключительным случаям. Неявно предполагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, «технологической», но также и этической компетенции.

Ныне ситуация значительно усложнилась из-за актуализации проблем, связанных с вопросами жизни и смерти человека (специфические методы лечения, трансплантации, аборты, эвтаназия, ЭКО). Этические вопросы, например, биомедицины решаются не на корпоративной, а на общественной основе. В невропатологии, психиатрии, психотерапии имеют место свои острые вопросы - возможности применения влияющих на ЦНС препаратов, психотропов, НЛП, психохирургия и т. д. Вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, где показаны все моральные угрозы такого манипулирования.

Немалую актуальность приобрела этика науки . Важнейшими нормами научной этики всегда являлись отрицание плагиата, неприятие фальсификации данных эксперимента, бескорыстный поиск и отстаивание истины, требование, чтобы результат исследования был новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Ученый должен: хорошо знать все, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, нужно точно указывать, на какие труды других ученых мы опираемся, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано нами. В публикации необходимо приводить доказательства верности полученных результатов. Нужно всегда давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую экспертизу результатов исследования. Большое значение для науки имеет бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями, корыстью или страхом. Русский генетик Н.И. Вавилов, ставший жертвой репрессий, говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

В современной науке существует проблема связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Возросла необходимость комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим особый подход к научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого важно широкое и компетентное обсуждение научных решений.

От ученых требуются глубокое осознание и нравственная ответственность за возможные последствия их научных проектов (особенно в биомедицинских и генетических исследованиях). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, приостановив исследования, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели. Наука ведь способствует и совершенствованию оружия массового уничтожения людей.

Итак, профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки всех специалистов. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. В любой профессиональной сфере важны принцип гуманизма и принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А. Швейцером.

В настоящее время в структуре этики правомерно выделять следующие блоки:

История морали и этических учений

Теория морали: структура и функции

Нормативная этика и высшие моральные ценности

Прикладная этика

История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. д.).

Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе её структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».

В конце XX века широкое распространение получает прикладная этика . Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности.

Необходимость существования и развития прикладной этики можно рассматривать как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностями личности и общества, а с другой – уровнем их нравственной культуры. Таким образом, прикладная этика представляет собой современную модификацию традиционной роли этики – быть «практической философией».

В прикладную этику входят:

Экологическая этика , рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы.

Профессиональная этика , отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры, и др.).

Этика делового общения, выступающая, также как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий.

Этика гражданственности , разрабатывающая нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения , изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

Ситуативная этика , вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным.

В прикладной этике рассматривается и этикет , как свод правил общения и поведения людей.

Все человеческие поступки оцениваются через понятия добра и зла. Гегель писал: «Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным».

Чувства, мысли, намерения, поступки могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла или к нему ведущими. Поэтому добро и зло - главные категории этического сознания, предельные полярные характеристики человеческого мира, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Таким образом, добро, ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Великий русский писатель Л.Н. Толстой указывал: «Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро – особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Понятие добра также соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.

Добрым называется человек, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благожелательность. Истинно добрые люди не бывают агрессивными и никогда насильно не навязывают благ. Они всегда дают другим возможность свободного решения.

Доброта - качество, характеризующее целостность личности, выражает себя в практической жизни, в поведении людей, характеризует целостность личности. Невозможно быть «добрым внутри (в душе)», но жёстким, грубым, авторитарным снаружи (в поведении). Доброта принципиально неэгоистична, и проявляется в способности поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

Добродетельне тождественна доброте. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Очень важно различать понятиядобра ипользы. Начиная с 17–18-х веков, в западной Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с этими взглядами добро есть всё, что полезно, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Это прагматическое сведение добра к пользе человека или группы размывает критерии между добром и злом. Человек, который следует только своим эгоистическим желаниям, ущемляя при этом интересы других, не считаясь с принятыми нормами, является аморальной личностью. Моральный человек, в определённом смысле, жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и желаний, следуя благу общества.

Довольно часто для всеобщего добра надо отступиться от своего маленького «добра», от своей корыстной пользы и добровольно принести их в жертву интересам рода, этим помогая человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения. А вот отношения полезности часто базируются на принципе: ты - мне, я – тебе.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей и общества, а также всех живых существ, то з ло - всегда уничтожение, разрушение, унижение. Зло ведёт к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Великий богослов Августин Блаженный говорил, что «зло – это отсутствие добра».

Философы утверждают, что в основном зло, существующее

в мире, может быть разделено на три вида.

В первую очередь, это - физическое или природное зло . Сюда входят природные стихийные силы: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и засухи.

Если исторически природное зло не зависит от воли человека, то в настоящее время человек в значительной мере уже способствует многим явлениям «природного зла».

Зло в общественных процессах является другим видом объективного зла. Оно совершается уже с участием человеческого сознания, но всё-таки в основном помимо него. Войны, революции, восстания, терроризм, рабство, все эти явления втягивают как в воронку людей, очень часто помимо их воли, и подобно тяжёлому дорожному катку безжалостно проезжают по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Можно быть образцом нравственности и порядочности и оказаться случайно в эпицентре социального зла. Например, террористический акт в метро, и десятки людей, ни в чём неповинных, гибнут, а другие становятся инвалидами, и их родственники обречены на страдания, душевные, иногда и материальные, в случае потери кормильца.

Третий вид зла - собственно нравственное зло . Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии сознания и воли человека. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Как говорили жители древней Индии, «Человек, творящий зло, - враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла».

В настоящее время выделяют два основных вида морального зла - враждебность и распущенность . Проявления враждебностибывают разные.В первую очередь,это - агрессия (физическая и речевая). Это – гнев и ненависть, злословие, высмеивание, желание гибели, стремление к унижению, подавлению других. Сюда можем отнести и зависть. Чувство зависти вызывает у человека желание неудачи, несчастья другим людям. Именно зависть считается одним из самых тяжких грехов, т. к. все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Высокомерие также является злом, которое проявляется в неуважительно-презрительном, надменном отношении к людям. Данное зло направлено от человека к другим людям. Оно сознательно, активно, энергично, стремится к уничтожению чужого бытия и благополучия. Злобный человек, человек для которого зло является нормой, а иногда и удовольствием, как бы мстит другим более успешным людям за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в личной жизни, в профессиональной и общественной деятельности.

В другую группу человеческих пороков, представляющих распущенность, входят: трусость, лень, чревоугодие, жадность, неумение и нежелание совладать со своими влечениями, желаниями и страстями, похотливость, неуёмная страсть к самым разным удовольствиям. Ещё Августин Блаженный утверждал, что один из трёх главных грехов человека – это похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Распущенный человек легко поддаётся соблазнам. У него нет чувства ответственности за себя и свои поступки, а тем более за других людей.

Жан-Жак Руссо(1712 - 1778 гг.) писал в своих работах, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, частной собственностью, что оно вырастает на экономическом основании. Центральной осью, вокруг которой строится человеческая личность, Руссо считал совесть. Она выражает себя не в суждениях, а в чувствах. Цивилизация разрушает человеческую эмоциональность. Процесс развития общества - это процесс отчуждения, установления враждебных отношений людей по отношению друг к другу, а вот доброжелательность и сочувствие - их природное стремление. Классовое расслоение, неравенство и противостояние, сопровождающая всё это ненависть, ухудшает и искажает нравы. По мнению Руссо в человеке есть две первоначальные способности: стремление к самосохранению (в классовом обществе оно преобразуется в себялюбие) и стремление к сочувствию. Это - естественные добродетели, они порождают и ограничивают друг друга. Ведущим, однако, по его мнению, является сочувствие.

Интересны этические взгляды на моральное зло К. Маркса (1818 – 1883) и В.И. Ленина (1870 – 1924 гг.). В основе их этических учений находилась совокупность идей, тесно связанных с главной целью - построением коммунистического общества, к которому вела мировая революция. С их точки зрения, моральное зло как составная часть социального зла исторически возникает и ярко проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Добро и зло тесно взаимосвязаны, но имеют свои особенности. Следует отметить их всеобщий, универсальный характер. На понятиях добра и зла рассматриваются человеческие отношения, отношения человека к природе и миру вещей.

Эти понятия исторические, они зависят от реальных, конкретных общественных отношений и обстоятельств. Например, в первобытном обществе добром считалось всё, что способствовало выживанию рода. Таким образом, добродетелью могло быть не только мужество и храбрость, но и коварство, хитрость и даже жестокость.

Добро и зло – понятия не только ценностные, но и оценочные. И поэтому они несут в себе элемент человеческой субъективности, личных пристрастий и эмоциональности. Субъективность предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире.

Русский философ Н.О. Лосский указывал, что зло всегда относительно и утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра, например в смерти. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Другую точку зрения высказывал русский философ С.Л. Франк. Он писал, что «всё горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Известный философ Ницше утверждал, что зло необходимо так же, как и добро: они являются необходимым условием человеческого существования и развития.Однако,их единство – это единство противоположностей.И в то же время между добром и злом идётнепрерывная борьба.Эта постоянная борьба не может завершитьсяокончательной победой одной из сторон.

Всегда следует помнить, что добро и зло различно понимаются в разных культурах. Если принять условное разделение культурных регионов на Запад и Восток, мы, несомненно, обнаружим расхождения в нравственных оценках одних и тех же явлений, на основе разных исторических традиций и ментальных установок. На Западе стремление человека к индивидуальности, уникальности и своеобразию оценивается как высокоморальное. На Востоке, напротив, не принято выпячивать себя. Здесь нравственно одобряемо и поощряемо стремление быть хорошо вписанным в людскую общность, составить одно из незримых «колёсиков» её внутреннего механизма.

На Западе вторжение человека в природу, его амбиции завоевать и победить по отношению к внешнему миру, стремление к экспансии оцениваются как добро, ибо приравниваются к самоутверждению. А на Востоке всегда нравственно одобрялось и ценилось бережное и осторожное обращение с природой, неразделимое единение с окружающим миром. Агрессивные позиции по отношению к природе никогда не поощрялись, а вызывали общее осуждение.

Представление о том, что является добром, а что злом, во многом зависит от эпохи. При патриархальном образе жизни следование традициям старших поколений, беспрекословное подчинение старшим, подражание образу жизни и ценностям своих отцов было нравственным и рассматривалось как серьёзная добродетель. В настоящее время добром и ценностью стало уважительное, но творческое переосмысление традиций, отказ от их значительной устаревшей части, созидание нового образа жизни и новых идеалов, требуемых современными реалиями. Современные поколения выбирает свободу от диктата, и для них истинное добро - самостоятельность, возможность поступать по своему усмотрению и собственной воле.

Ещё в недалёком прошлом практически во всех странах наблюдалась двойная мораль как стандарт для оценки поведения разных полов. Для женщин главной добродетелью была добродетель послушания и терпения, т.е. выполнение чисто семейной роли, и любая попытка женщины изменить эту роль не только получала резкое моральное осуждение окружающих, но иногда очень жестоко наказывалась. Современный мир поощряет как развитие индивидуальности мужчины, так и развитие женской индивидуальности, считая это добром и для личности, и для общества.

Парадокс добра и зла может проявляться в следующем: бесспорное добро для одних (человек, группа, народ и т.д.) может быть явным злом для других, например: победа в войне. Победители радуются, и в победе, несмотря на понесённые моральные и материальные утраты, видят добро. Побеждённые плачут, видя в своём поражении только потери, экономический, физический и моральный ущерб, т.е. только зло.

Иногда при некоторых обстоятельствах, казалось бы, несомненное зло, оценивается как добро. В священных книгах многих народов есть заповедь «не убий», т.е. нельзя лишать жизни другого человека, т.к. жизнь – это величайшее благо, дарованное богом. Но бывает, что люди убивают, и их поведение расценивается как добро, например: защита Отечества.

Довольно часто мы можем рассматривать одно и то же явление жизни как добро, а в другом - как зло, например науку. С одной стороны, наука – это великое благо для человечества. Жизнь людей, становится более комфортной, значительно облегчается, именно благодаря науке. Растёт людское благосостояние, появляются возможности излечения болезней, прежде приводящих к неминуемой смерти, возникают новые формы интересного времяпровождения. Но с другой стороны, именно наука порождает оружие массового уничтожения, бесцеремонно отчуждает человека от природы, меняет законы этой природы, вмешиваясь в мир живого. И здесь наука выступает как несомненное зло.

В мире должна царить гармония. При нарушении меры происходит такое явление как переход добра во зло. Так, прекрасное качество щедрости может легко перейти в непрактичность и расточительность, скромность - в заниженную самооценку, и даже самоуниженность, чувство достоинства - в слепую гордыню и глупое тщеславие. Что касается доброты, то она при чрезмерном проявлении и некритическом анализе начинает выступать как зло, т.к. принимает форму беспринципности и слабости. Спокойствие и сдержанность могут перейти в равнодушие, а верность - в слепую преданность. Иногда люди искренне верят, что творят добро, в то время как их действия в действительности оборачиваются явным злом.

Нравственная свобода – это ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой является для него благом. Это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Человек достигает свободы, когда он способен сознательно принимать решения; давать им нравственную оценку, предвидеть их последствия, осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями и желаниями.

Ответственность - оборотная сторона свободы, её второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает её. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за свои поступки.

Между свободой и ответственностью не существует противоречий. Просто есть разные виды и разная мера ответственности.

Можно выделить следующие виды ответственности:

Ответственность человека перед самим собой. Этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и т. д.;

Ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми. Такая ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью;

Ответственность человека перед миром и человечеством. Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности. Очень часто эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

В настоящее время под долгом понимают нравственную обязанность человека, выполняемую им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних побуждений. Человек нравственного долга имеет активную гражданскую позицию. Для него характерно чувство личной сопричастности всему происходящему в мире.

Совесть называют другой стороной долга, ещё более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия.

Философы отмечают, что совесть - это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Она ориентирует (побуждает) нас к соблюдению нравственных требований, корректирует наше поведение, осуждает нас за несоответствующий выбор или поведение.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Человек чести- честный человек, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

Чувство собственного достоинства - это переживание собственной ценности и утверждение её, возможно, вопреки обстоятельствам. Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека.

Таким образом, этика – это особая философская наука, имеющая богатую историю. Она даёт знания в области морали, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, как в ситуациях личностных, так и в профессиональных.

Похожие публикации