Биография карла орфа. Карл Орф: биография, интересные факты, творчество

Годы жизни: 1895-1982

Почти все творчество немецкого композитора и драматурга Карла Орфа так или иначе связано с театром, которому он посвятил свыше 15 произведений. Однако театр Орфа - явление необычное, стоящее «вне традиций». Это не драматический спектакль и не опера. Это универсальный синтетический музыкальный спектакль, использующий элементы различных театральных форм. Среди них преобладают старинные, «дооперные» формы,связанные с уличными карнавалами, средневековымимистериями,итальянской комедиеймасок, театром марионеток, элементами хореографии, пантомимы, оратории. Музыка в этом спектакле играет очень важную роль, но при этом выступает на равных правах с другими искусствами.

Интерес Орфа к театру обусловлен общим увлечением жителей Баварии сценическим искусством. Уроженец Мюнхена, кровно связанный с баварской культурной почвой,онполучил образование в мюнхенской Музыкальной академии, где впоследствии стал профессором композиции.Однако его главной профессиональной школой был драматический театр: сразу после окончания Музыкальной академии Орф начинает работать в мюнхенском камерном театре,апозднее -в драматических театрах Мангейма и Дармштадта.Эта деятельность стала для него стимулом к поиску тех новых форм театрального синтеза, к которым он пришел в будущих сочинениях.

Молодой музыкант полностью погружается в театральную атмосферу. Он был не только дирижером в драматических спектаклях, но и концертмейстером на хореографических вечерах, суфлером, осветителем, даже рабочим сцены.

Другая сфера его творческих интересов - баварский фольклор.В 1930-е годы, вместе со своим другом, университетским профессором Куртом Хубером, Орф изучал и обрабатывал народные песни и танцы горных областей Баварии. Именно фольклор, музыкальный и поэтический, становится основой его творчества, что дает основание связать стиль Орфа с неофольклоризмом .

Вместе с тем, музыку Орфа в целом можно определить и как немецкий (в частности, баварский) вариант неоклассицизма . Об этом говорит интерес композитора к прошлым эпохам, старинным жанрам, углублённое изучение сочинений К. Монтеверди, Г.Шютца, И. C. Баха . В старинной музыке он нашел близкие себе художественные качества - экономию средств, строгость конструкции. Все это имело большое значение для формирования оригинального музыкального стиля Орфа. Характерно и его обращение к «вечным», вневременным сюжетам, почерпнутым в пьесах Софокла («Антигона», «Царь Эдип»), Эсхила («Прометей»), Шекспира («Сон в летнюю ночь»). Излюбленным литературным источником для сочинений Орфа становится также средневековая литература, сюжеты народных сказок, исторических хроник, мистерий.

Однако неоклассицистские тенденции получают у Орфа самобытное, индивидуальное претворение. Они имеют мало общего с тем вариантом неоклассицизма, который дает творчество Пауля Хиндемита с его ориентацией на инструментальную культуру барокко. У Орфа принципы неоклассицизма теснейшим образом взаимо-действуют с фольклорным материалом.

Основные жанры творчества Орфа

Творческая деятельность Орфа продолжалась долго, вплоть до его 80-летия. Судьба словно компенсировалакомпозитору«запоздалое» обретение успеха у публики.Заметной фигурой современного немецкого искусства он стал только после премьеры . Первое исполнение этого музыкального бестселлера XX века состоялосьв1937 году, когда композитору было уже за сорок . К этому времени представители его поколения - Пауль Хиндемит, Артур Онеггер, Сергей Прокофьев - давно завоевали всемирную известность.

Более поздние сценические кантаты Орфа - «Катулли кармина» и «Триумф Афродиты» - составили вместе с «Кармина Бурана» триптих «Триумфы».

Жанр сценической кантаты стал начальным этапом напутикомпозитораксозданию других синтетических театральных форм, представляющих новаторский театр Орфа. Это:

  • Назидательные музыкальные сказки- «Луна», «Умница» (обе на сюжеты сказок братьев Гримм), «Хитрецы» («Астутули»).
  • Мистерии - «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия конца времени».
  • Разговорно-музыкальные драмы,предназначенные для драматических актеров, певцов, хора и оркестра - «Бернауэрин», «Хитрецы», «Сон в летнюю ночь».
  • Античные трагедии - «Антигона», «ЦарьЭдип», «Прометей» (античная трилогия).

Если сценические кантаты и античные трагедии - это сочинения целиком музыкальные, то в мистериях хоровое пение чередуется с разговорными сценами, а в пьесах для драматических актеров музыкой озвучиваются лишь самые «ответственные» моменты. Особняком стоит «Астутули», единственная у Орфа пьеса почти без использования звуков определенной высоты. Ее основной музыкальный компонент - ритм ударных и ритм старобаварской речи. Необычные выразительные средства, в частности, не поющий, а говорящий хор, композитор использовал и в поздних работах. Примером может служить его последнее сочинение - «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

«Умница (сказка о крестьянской девушке и короле

Больше всего оперных черт наблюдается в «Умнице» (1942), в которой есть сходство снемецкимзингшпилем с его песенными формами и обилием разговорных сцен. Большинство сцен здесь - музыкальные, ряд героев имеет вокаль-ные характеристики, а партия главной героини целиком во-кальна. Оркестр - симфонический, тройного состава, с боль-шой группой ударных, фортепиано, челестой и арфой. Однако если композитор и ориентировался на оперу, то на оперу дороманти-ческую. Это было свойственно и многим его современникам - представителям неоклассицизма, но для них «моделями» обыч-но служили опера-сериа и опера-буффа.

Сюжет «Умницы» заимствован из народных сказок. По словам самого композитора, здесь многие сцены возникли из немецких пословиц и поговорок.

Томящийся в тюрьме крестьянин сетует на то, что не послушал свою дочь, безошибочно предсказавшую все постигшие его беды. Король, желая удостовериться в ее необыкновенном уме, загадывает Умнице три загадки и, получив правильные ответы, берет ее в жены. Однако вскоре решает прогнать, так как она посмеялась над его правосудием: Король присудил новорожденного осленка не простодушно-му погонщику ослицы, а хитрому погонщику мула, нашедшему его; Умни-ца же посоветовала погонщику ослицы показать Королю нелепость его ре-шения, забрасывая сеть на сухой земле. Мудрость крестьянской дочери помогает ей привести всю историю к счастливой развязке. Поскольку Ко-роль, прогоняя жену, разрешил ей взять с собой самое дорогое, она кладет в большой сундук его самого, опоенного маковым отваром. Проснувшись поутру рядом с Умницей под цветущим деревом, Король вынужден при-знать ее победу.

Кроме сказочных героев в действии принимают участие трое бродяг, которые комментируют происходящее. Одновременно разворачивается два различных сюжета - на основной сцене и на авансцене.

«Бернауэрин»

К наиболее выразительным страницам творческой биографии Орфа относится история создания«баварской пьесы» «Бернауэрин» , ставшей своеобразной реакцией на трагические событиявтороймировойвойны.Это сочинение композитор посвятил памяти Курта Хубера. Ученый-этнограф с мировым именем, роль которого в изучении немецкого фольклора сравнивают с ролью братьев Гримм, Хубер был казнен после разгрома немецкого Сопротивления (1943) .

В драме Орфа нашли косвенное отражение и душевная стойкость Хубе-ра перед лицом смерти, поразившая тюремного священника, и его заключительное слово на суде, и последние письма к жене, и зловеще-гротесковая фигура председателя берлинского суда.

Сюжет основан на ис-торических событиях XV века, изложенных в баварской хронике: дочь владельца аугсбургских купален Aгнес Бернауэрин, ставшая женой герцога Альбрехта Мюнхенс-кого, три года спустя после свадьбы была по приказу свекра, правящего герцога Баварского, объявлена ведьмой и утоплена в Дунае.

Выразительные средства музыки Орфа

Стиль Карла Орфа отличается строгой избирательностью музыкально-выразительных средств и одновременно редкой убедительностью. Его музыка, по своему складу удивительно про-стая, порой до примитивности, обладает гипнотической силой воздействия на самые широкие массы слушателей. Композитор добивается предельной выразительности с помощью элементарных музыкальныхсредств. Считая, что сложные приемы современной композиторской техники привели музыкальное искусство к разрыву с широкой аудиторией, Орф стремился вернуть его к древним народным истокам. Именно здесь он усматривал основу выживания искусства.

Отсюда - возрождение монодии, диатоническая ладотональная основа, простые гармонические структуры, замена гармонического развития многообразными сопоставлениями. Гармония Орфа обладает завораживающей силой в своей элементарности, архаичности (в этом ощущается сходство со стилем И. Стравинского, Б. Бартока). На фоне господствующей диатоники редкие хроматизмы воспринимаются как яркая, эффектная краска. Широко используется модальность с преимуще-ственным отсутствием вводнотонности, аккорды нетерцовой структуры, длительные педали и остинато.

Главным же средством выразительности в его сочинениях является первобытная магия ритма, которая вносит в музыку Орфа языческое, коллективное начало. Мощные, завораживающие ритмы, переменность акцентики, ритмические остинато воплощаются композитором не только с помощью огромного состава ударных инструментов, но и за счет четкой, скандированной подачи поэтического текста.

Приоритет ритмического начала в музыке Орфа приводит к отказу от симфонического оркестра (к середине 50-х годов). Композитор заменяет его чрезвы-чайно разнообразным ансамблем ударных инструментов, включая многочисленные инструменты Восточной Азии и Африки. Но даже в более традиционных оркестровых составах ведущую роль играют ударные, а наряду с ними - несколько фортепиано, которые являются почти обязательными инструментами в театре Орфа.Самый характерный для негоинструментальный состав - рояль и ударные.

Роль струнных резко падает, особенно традиционно ведущих скрипок и виолонче-лей.Вместе с тем, композитор изобретательно пользуется не-обычными сочетаниями инструментов и необычными приемами игры на них (плектром или палочкой по струнам фортепиано, аккордовое pizzicato смычковых по типу гитарных приемов, флажолеты контрабасов).

Отказываясь от симфонического оркестра, Орф сосредото-чивает исключительное внимание на человеческом голосе. Источником его музыки является слово , которое ставится во главу угла. Способы подачи слова в произведениях Орфа исключительно разнообразны:

  • разговорная речь;
  • ритмизованная речь без определенной высоты;
  • псалмодирование (в том числе хоровое) на одной ноте, в узких интервальных пределах, или, на-оборот, со свободной мелизматикой;
  • собственно пение;
  • «речевая ария» (где слова имеют как бы мелодическое звучание, например, в «Царе Эдипе»).

Ведущая роль слова в произведениях Орфа определила его настойчивый интерес к различным языкам и диалектам. Стремясь к подлинности, аутентичности текста, композитор использует языки прошлых эпох: древнегреческий, старофранцузский, классическую и средневековую латынь, баварский диалект.Эта практика неотделима от его собственного словесно-поэтического творчества (Орф - автор текстов большинства своих произведений).

Нарочитая простота используемых Орфом музыкальных средств, производившаясильнейшее впечатление на его современников, свидетельствовала не о бедности композиторского мышления. Эта простота вобрала в себя раз-ные пласты многовекового опыта как европейской, так и миро-вой культуры - культуры всего человечества.

Музыкально-педагогическая система Орфа

Свои театральные произведения Карл Орф создавал в расчете на универсального артиста, который может быть и чтецом, и певцом, и актером, и даже мимом. Он был убежден в том, что подобная универсальность изначально заложена в природе человеческих способностей, надо только создать условия для их развития. Композитор разработал свою оригинальнуюмодель обучения детей музыке в процессе свободного музицирования.

Вопросами музыкального воспитания Орф стал заниматься уже в молодые годы. Он основал в Мюнхене (вместе с хореографом Доротеей Гюнтер) школу гимнастики, музыки и танца(1924). Многолетний опыт работы в этой школе лег в основу музыкально-педагогической системы Орфа. Она опирается, главным образом, на развитие чувства ритма как первоначальной основы музыкальных способностей, а также на синтез музыки и движения.

Результатом работы композитора в школе Гюнтер явился пятитомный труд «Шульверк» . В основе «Шульверка» лежит фольклор - южно-немецкие песни и танцы.

В 1962 году в Зальцбурге, в Высшей школе музыки и изобразительного искусства «Моцартеум», стал действовать созданный Орфом Институт музыкального воспитания. Институт Орфа стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Педагогическая система Орфа ставит целью не обучение музыканта-профессионала, а формирование гармонично развитой личности, способной как к восприятию самой различной музыки - от средневековой до современной, так и к практическому музицированию в самых различных формах.

Ранние произведения Орфа - песни, кантаты, оперы создавались под влиянием творчества К. Дебюсси, X. Пфицнера, Р. Штрауса. Он пробует силы в традиционных жанрах (неоконченные оперы по пьесам М. Метерлинка и А. Стриндберга).

(10 VII 1895, Мюнхен - 29 III 1982, там же)

Карл Орф выделяется среди современников тяготением к одному жанру - вокально-театральному, который отражает совершенно нетрадиционно и использует в самых различных видах (сценическая кантата, немецкая народная сказочная комедия, баварская драма, древнегреческая трагедия, средневековая сценическая мистерия) и на различных языках: средневековой и классической латыни, средневековом и современном немецком, баварском диалекте, старофранцузском, древнегреческом. Такое многоязычие являлось для композитора принципиальным: Орф стремился к «мировому театру», Theatrum mundi. Интерес к языкам и диалектам был обусловлен не просто намерением ощутить подлинность текста, стремлением передать «музыку языка», но и тоской по «былому величию старой культуры», по ее исконному, естественному бытованию, существовавшему, по мнению Орфа, в далекие эпохи, а ныне стертому и нивелированному современной цивилизацией.

Начав писать музыку очень рано, свой оригинальный стиль Орф обрел лишь к 40 годам. Отказавшись от привлекавших его в юности сложных приемов композиторской техники и изысканных средств музыкальной выразительности, он пришел к той особой простоте, важнейшая роль в которой отводилась ритму. Не случайны характеристики, даваемые исследователями его творчества: «Музыка Орфа, по своему складу простая до примитивности, обладает буквально гипнотической силой внушения. Она воздействует... закономерностью своего ритма даже там, где ее (музыки. - А. К.) по существу нет». «Музыка возвращается к своим истокам, когда шумы, удары и звоны, шепот и стоны воспринимались как музыка, как звуковые символы». У Орфа все - ритм, мелодия, гармония, фактура - пронизано остинатностью. Нередко целые страницы строятся на повторении одного или двух звуков, определяя магическую, завораживающую в своей архаичности силу сочинений композитора. Даже когда он обращается к симфоническому оркестру, главное место, как правило, отводит не струнным, а ударным и почти обязательным нескольким фортепиано; необычные сочетания инструментов дополняются необычными способами игры на них.

Композиторская деятельность Орфа тесно переплетшись с педагогической, которая с годами приобретала все более широкий размах. Его многотомный «Шульверк (школьное творчество). Музыка для детей» лег в основу педагогической системы, направленной на формирование гармонично развитой, наделенной высокими духовными качествами личности, способной как к восприятию самой различной музыки - от фольклорной, средневековой до современной, так и к практическому музицированию в разных формах. Педагогическая система Орфа получила широкое признание во всем мире, а в институте Орфа в Зальцбурге, готовящем деятелей детского музыкального воспитания, только за первое десятилетие его существования прошли курс обучения студенты из 42 стран.

Карл Орф родился 10 июля 1895 года в Мюнхене в семье потомственных военных. Домашняя обстановка сыграла важнейшую роль в формировании будущего композитора. В роду Орфов из поколения в поколение переходило увлечение любительским музицированием. Отец играл на фортепиано, альте и контрабасе, мать владела фортепиано профессионально. Она и стала педагогом 5-летнего Карла, который с первых лет жизни проявлял страстный интерес к музыке, постоянно звучавшей в доме. Столь же рано началось его увлечение театром. В 9 лет он организовывал кукольные представления на евангельские, бытовые и рыцарские сюжеты и сам писал для них пьесы с музыкой.

Будущий композитор развивался свободно, без строгой системы и подчинения авторитетам. В гимназии, куда его отдали в 6 лет, он интересовался древними языками и музыкой, солировал в хоре, играл в оркестре на виолончели, литаврах, органе. Сухие систематические занятия науками его отпугивали, и Орф совсем забросил их, уделяя все больше внимания театру. В драме на первом месте для него стоял Шекспир, в опере - Вагнер (знакомство с «Летучим голландцем» произвело на 14-летнего мальчика неизгладимое впечатление), а также Моцарт и Рихард Штраус. В симфонической музыке он делил свои симпатии между Моцартом, Бетховеном, Шубертом, Берлиозом, Р. Штраусом, Брукнером и Малером, особенно выделяя при этом Дебюсси. Однако попытки Орфа найти путь свободного нерегламентированного обучения вскоре вступили в резкое противоречие с требованиями семьи: получить аттестат зрелости и поступить в университет. Все это привело юношу к нервному срыву. Мать поддержала его решение бросить гимназию и подготовиться к поступлению в мюнхенскую Музыкальную академию. Орф полностью отдался сочинению музыки и в короткий срок написал более 50 песен.

Профессиональное образование в Музыкальной академии, продолжавшееся 3 года (1912-1914), не принесло Орфу удовлетворения. Там, по выражению композитора, царил «дух прошлого столетия». «Я всегда должен был идти по двум колеям одновременно, так как мою собственную работу и учебные штудии трудно было скоординировать». Орф продолжат самообразование по партитурам «Ноктюрнов» и «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси и даже подумывал отправиться в Париж, чтобы брать у своего кумира уроки композиции. По окончании Музыкальной академии Орф начал работать концертмейстером оперного театра и одновременно брал уроки игры на фортепиано у пианиста, дирижера и композитора Германа Цильхера. Вскоре он занял должность капельмейстера и полностью погрузился в театральную атмосферу: был не только дирижером в драматических спектаклях, но и аккомпаниатором на хореографических вечерах, суфлером, осветителем, даже рабочим сцены. Успешно начатая работа в театре вскоре была прервана: летом 1917 года Орфа мобилизовали на Восточный фронт. Тяжелая контузия привела к потере памяти, нарушению речи и движений. Лишь год спустя он смог вернуться к капельмейстерской работе, сначала в Мангейме, затем в Дармштадте.

В это время зарождается интерес Орфа к творчеству старых мастеров. В 1919-1920 годах он знакомится с вокальными произведениями итальянских композиторов эпохи Возрождения, органными пьесами представителей немецкого барокко, крупными вокально-инструментальными сочинениями Шютца. Определяющим весь последующий путь Орфа стало знакомство с театром Монтеверди: «Я нашел музыку, которая мне столь близка, как будто я ее давно знал и лишь заново открыл». В 1925 году была поставлена его свободная обработка оперы Монтеверди «Орфей». Вскоре после премьеры к «Орфею» были добавлены «Жалоба Ариадны» и «Балет неблагодарных». Они были изданы в 1958 году под общим итальянским названием «Жалобы, театральный триптих», ознаменовав, как говорил сам композитор, окончание более чем 30-летнего учения у Монтеверди.

В 20-х годах начинается педагогическая деятельность Орфа. Его учениками были дирижеры хора, клавесинисты и исполнители на других старинных инструментах, готовившиеся к поступлению в Музыкальную академию или уже учивпшеся там, но недовольные методами преподавания. В 1924 году Орф принял участие в организации в Мюнхене Школы гимнастики и танца, руководимой молодой, но уже знаменитой гимнасткой-танцовщицей Доротеей Гюнтер. Танцы сопровождались звуками своеобразного музыкального ансамбля: различными погремушками, трещотками, бубенчиками, которые надевались на руки и ноги танцоров, разнообразными барабанами, бубнами, металлофонами, ксилофонами, в том числе китайскими и африканскими. Целью занятий было создание танцующего хора. Результатом работы Орфа в Школе Гюнтер явился его знаменитый «Шульверк», первая публикация которого относится к 1930 году.

В начале 30-х годов Орф обращается к крупным вокальным жанрам - хорам и кантатам как в сопровождении нескольких фортепиано и ударных, так и а капелла, а в середине десятилетия приходит к главному своему жанру - музыкальному театру. В течение 15 лет (1936-1951) возникают наиболее известные новаторские сочинения Орфа: сценические кантаты «Кармина Бурана», «Песни Катулла» и «Триумф Афродиты», объединенные им в цикл под общим названием на итальянском языке «Триумфы, театрачьный триптих». Этим заголовком Орф подчеркнул связь своих произведений с различными историческими пластами европейской культуры - от эпохи Возрождения (пышные карнавальные представления, особенно во Флоренции, «Триумфы» Петрарки, триумф Беатриче в последней песне «Божественной комедии» Данте и др.) до античности (триумфы императорского Рима и Древней Греции), объединяя два тысячелетия под знаком торжества гуманизма и естественных человеческих чувств. «Триумфы» противостояли и бесчеловечности фашистского режима, в условиях которого Орф начал работать над ними, и послевоенной разрухе и тревогам «холодной войны», когда они были закончены. Обращенные к массам, «Триумфы» в то же время не принадлежат к массовому развлекательному искусству; сам Орф однажды назвал их постановку - по аналогии с вагнеровским «торжествешшм сценическим представлением» (авторское определение «Кольца нибелунга») - «элитарным сценическим представлением».

В написанных Орфом в 1938-1947 годах трех народных сказочных комедиях - «Луна», «Умница» («История о короле и умной женщине») и «Хитрецы» немало сатирических намеков на фашистский Третий рейх, высмеиваются диктаторский режим, атмосфера страха и раболепия, животные инстинкты нерассуждающей, одураченной толпы. Не случайно в письме в редакцию немецкого любителя музыки сцена бродяг из «Умницы» названа «доказательством духовного сопротивления» композитора нацистскому режиму. Многие сторонники Орфа даже считали, что «ни один немецкий музыкант на немецкой сцене не дал такой поддержки противникам нацизма, как Карл Орф в своих последних работах, появившихся во время злейшего террора». Прямо и непосредственно противостояние тирании воплощено композитором в трагедиях «Бернауэрин» и «Антигона», законченных уже после Второй мировой войны. «Бернауэрин» посвящена памяти одного из героев немецкого Сопротивления, друга Орфа, ученого-этнографа с мировым именем, исследователя немецкой народной песни Курта Хубера, расстрелянного фашистами. Вслед за «Антигоной» в 50-е годы появляются еще две античные трагедии Орфа - «Царь Эдип», где господствует ритмизованная речь и декламация с оркестровым сопровождением, и «Прометей», где ритмизованная речь или речитирование на одной ноте сопровождаются необычными инструментами - арабскими, африканскими, индийскими, японскими, латиноамериканскими ударными. В поздний период творчества Орф обращается и к сценическим духовным произведениями на латыни, которые, подобно «Триумфам», составляют трилогию. Это пасхальное представление «Мистерия о воскресении Христа», рождественское представление «Игра о чудесном рождении Младенца» и ночное бдение о Страшном Суде «Мистерия о конце времени», ставшее последним крупным сочинением композитора (1972).

А. Кенигсберг

Орф - последовательный и принципиальный противник традиционной оперной эстетики, создатель нового типа музыкально-драматического спектакля. С самого начала Орф шел к максимальному сближению музыкального и драматического театров. Его целью был качественно новый синтез музыки, поэтического слова и сценического действия. В пьесах Орфа музыка не автономна, она лишь способствует построению драматургической формы. Функции ее разнообразны: она «дорисовывает» характеры и ситуации, создает фон и придает колорит, регулирует напряжение отдельных сцен, готовит драматические кульминации.

Сценические сочинения Орфа не могут быть названы в полном смысле слова операми. В каждом новом своем сочинении Орф по-разному экспериментирует в сочетании речи и музыки. В «Бернауэрин» и «Умнице» разговорные сцены чередуются с музыкальными. Текст «Сна в летнюю ночь» весь будто пронизан мельчайшими раздробленными частицами музыки. В комедии «Хитрецы» использована лишь ритмизованная речь на фоне ударных инструментов, а музыкальной партитуры в обычном смысле нет. Многочисленные примеры использования в музыкальном театре XX в. неоперных форм Орф находил у своих предшественников: Дебюсси, Стравинского, Мийо.

В музыкальной практике начала XX в. уже сложилось множество переходных форм между оперой и балетом, оперой и ораторией. Подобно Бертольту Брехту, Орф стремился использовать старинные формы культовой драмы и светского народного театра, в том числе и комедию масок, которая имела издавна свою баварскую традицию. В сценических кантатах Орф приближается к нереализованным идеям французского композитора Лесюера, который полтораста лет назад размышлял о соответствии жеста и музыки, о «гипокритической» - актерской музыке, о «мимируемой» симфонии. К этим идеям Орф несомненно пришел через известную и популярную в начале XX в. теорию единства музыки и движения, теорию ритма, выдвинутую швейцарцем Э. Жак-Далькрозом. Жак-Далькроз и его последователи предлагали едва ли вообще осуществимую реформу всего музыкального театра на основе заново воспитанного чувства ритма. Орф, чуждый утопичности и универсализму идей Жак-Далькроза, сумел, однако, создать театральную музыку, заключающую в себе ясный пластический образ, который угадывается и без посредства сцены.

Театр Орфа, сложившийся в 30-40-х гг. под влиянием новаторских тенденций начала XX в., отступает от многих принципов оперного спектакля XIX в. Вместо буквально и однозначно понимаемого сюжета Орф предлагает иносказание, аллегорию, символ. Вместо действия - иллюстрированный «сценическими картинами» рассказ. Вместо динамичной драматургии нарочитую статику контрастных живописных картин. Вместо индивидуализированного образа обобщенный тип или даже маску. Идея нового синтетического спектакля объединяет в Орфе музыканта и поэта-драматурга. Гибкое сочетание элементов музыкального и драматического театра помогает Орфу сохранить полный текст выбранного им литературного источника. Он не приспосабливает словесный текст к сцене, а выбирает, как правило, изначально сценические произведения или сам сочиняет текст пьесы. Одним из сильнейших выразительных компонентов спектаклей Орфа является речь действующих лиц. При этом Орф не остается в рамках одного национального языка. Он использует старобаварский диалект, латынь, древнегреческий, старофранцузский. Национальный колорит речи он ощущает как мощный источник красочности и выразительности.

Орф всегда оригинально трактует пространство сцены. В «Антигоне» и «Царе Эдипе» это орхестра греческой трагедии. «Луна» и «Кармина Бурана» разыгрываются в символическом пространстве «мирового театра», где с наивной наглядностью показаны «движущие силы бытия»: «колесо мироздания», «колесо фортуны» и прочие атрибуты «мирового порядка». Часто Орф вводит прием «сцены на сцене»: внутри его пьес разыгрываются свои спектакли («Хитрецы», «Катулли кармина»). В «Умнице» действие происходит одновременно на двух сценических площадках и создает тем самым острые сюжетные переплетения.

Каждая пьеса Орфа имеет свою особую жанровую специфику. «Луна», «Умница», «Хитрецы», «Сон в летнюю ночь» - сказки, но театрализованы они по-разному. Первые две имеют черты театра марионеток. В двух других тип актера, по замыслу Орфа, должен соответствовать танцующему, поющему, играющему миму древности, который только и может, как универсальный актер, участвовать в создании «синтетического произведения искусства».

Сценические кантаты тоже имеют свои жанровые различия: «Кармина Бурана» - «песнопения с картинами»; «Катулли кармина» - мимический спектакль с пением; «Триумф Афродиты» - «сценический концерт» с декорациями и костюмами. Действующие лица здесь анонимны, как юноши и девушки в «Кармина Бурана», как юноши, девушки и старики в «Катулли кармина». Лишь в драмах («Бернауэрин» и «Антигона») индивидуальная личность персонажа приобретает существенное значение.

М. Сабинина, Г. Цыпин

Этого знаменитого композитора называют великим баварским экспериментатором. Его музыка, поражающая своей самобытностью, действительно звучит немного непривычно. Обладающая редким качеством – изысканной простотой, она магической силой своего внушения покоряет аудитории во всех уголках земного шара. Имя этого выдающегося маэстро, чьё творчество стало особым явлением в культуре XX века - Карл Орф. Новаторство композитора заключалось в упорном стремлении сгладить грани между музыкой и театром. На самом деле в его творческом наследии нет произведений, которые бы соответствовали определению «чистая музыка». Помимо выдающихся заслуг Орфа, получивших всеобщее признание в музыкальном искусстве, неоценимым является вклад композитора в творческое развитие подрастающего поколения. Разработанную им педагогическую систему успешно применяют во многих странах мира.

Краткую биографию Карла Орфа, а также множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Карла Орфа

10 июля 1895 года в Мюнхене на улице Майлингерштрассе в семье потомственного военного Генриха Орфа и его жены Паулы, урождённой Кёстлер, произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители назвали Карлом Генрихом Марией. Малыша с первых дней его жизни окружала творческая атмосфера: в доме постоянно звучала музыка. Мать мальчика, в детстве и юности получившая хорошее образование, великолепно играла на фортепиано.


Уже с годовалого возраста маленького Карла привлекали музыкальные звуки, он любил сидеть под роялем и слушать, как музицирует Паула, а в двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали поиграть на рояле. Карла сажали к инструменту на высокий стульчик, он двумя руками нажимал на клавиши и при этом распевал песни на понятном только ему языке. В четыре года мальчик впервые увидел кукольный театр. Впечатление было настолько сильным, что после этого знакомства его самыми любимыми игрушками были куклы, сделанные из лоскутов. Видя такое увлечение сына, родители сами сконструировали и на Рождество подарили ему игрушечный театр. В пять лет Паула начала обучать Карла игре на фортепиано, однако скучные упражнения мальчику совсем не нравились, он больше любил наигрывать на инструменте то, что сочинял сам. А вот изучение нот малышу пришлось по душе, он быстро сообразил, что при помощи этих знаков можно записывать его музыкальные фантазии.


В шесть лет Карла отдали в школу, в которой ему совершенно не нравилось. Наученный матерью чтению и письму, он скучал на уроках, а приходя домой, с воодушевлением садился за сочинение стихов и рассказов. Уже в десять лет два рассказа Карла были напечатаны в детском журнале.

При всём многообразии различных занятий, увлечение мальчика кукольным театром не только продолжалось, но и всё более возрастало. К постановкам спектаклей, к которым он сочинял как тексты, так и музыку, привлекались школьные друзья, умеющие играть на музыкальных инструментах, а также младшая сестра.


Когда Карлу исполнилось четырнадцать лет родители впервые взяли его с собой в оперный театр.

«Летучий голландец» Вагнера произвёл на юношу такое впечатление, что он перестал ходить в гимназию и целыми днями, импровизируя, просиживал за роялем. Родственники были недовольны таким поведением Карла, но Паула, несмотря на укоры со стороны близких людей, приняла своё решение. Она подарила сыну клавир «Летучего голландца» и разрешила ходить на любой спектакль оперного театра. В шестнадцать лет поддерживаемый родителями Карл бросил гимназию и начал готовиться к поступлению в Музыкальную академию, к обучению в которой он приступил осенью 1912 года.


К сожалению, те надежды, которые молодой музыкант возлагал, когда поступал в учебное заведение, вновь себя не оправдали. Карл в то время, будучи вполне умелым музыкантом, хорошо знающим музыку, постоянно выискивал то, что считал для себя наиболее важным и интересным, так как программа, по которой велось обучение, его не устраивала. Изучая партитуры Клода Дебюсси, молодой человек даже решил уехать из Мюнхена в Париж и там продолжить обучение у знаменитого маэстро, и только родительская воля смогла остановить юного музыканта. После окончания Академии, в1914 году Карл устроился концертмейстером у вокалистов в оперный театр и при этом стал усердно заниматься на фортепиано, беря уроки у Германа Цильхера. Наконец в 1916 году он занял место капельмейстера в драматическом театре «Каммершпиль». Эта работа очень увлекала молодого композитора: он сам писал музыку к спектаклям и с ней мог экспериментировать так, как ему хотелось. Всё планы Орфа рухнули в сентябре 1917 года, когда его призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Получив тяжёлое ранение, Карл был контужен, и после решения комиссии о его непригодности к военной службе, он вновь приступил к театральной деятельности, сначала в театре Мангейма, а затем в придворном театре герцога в Дармштадте. Спустя время Орф вернулся в Мюнхен, где в 1920 году в его личной жизни произошли значительные изменения. Карл женился на начинающей оперной певице Алисе Сольшер, а через год стал счастливым отцом малышки Годелы.


В двадцатые годы Карла Орфа начинает привлекать педагогическая деятельность. Он занимается репетиторством, собирая вокруг себя молодых музыкантов готовящихся поступать в Музыкальную академию и тех, кто уже там учиться, но был недоволен методикой преподавания. В 1923 году Карл познакомился с молодой гимнасткой Доротеей Гюнтер, а в следующем году помог ей открыть школу танца и музыки - «Гюнтершуле», в которой вскоре сам начал преподавать. Постоянное творческое общение с юным поколением так увлекало Орфа, что он разработал свою методику музыкального образования и в 1932 году издал её под заголовком «Шульверк». Во второй половине тридцатых годов Карл, серьёзно занявшись композицией, отошёл от педагогической деятельности.

В годы нацистского режима Орф вёл себя достаточно осторожно. Круг его друзей был весьма разнообразным: от представителей высшего партийного руководства гитлеровской Германии и до основателей движения Сопротивления. Опасаясь за свою жизнь, ведь он сам имел еврейские корни, Карл никогда не делал никаких заявлений против правящей партии и активно старался доказать свою благонадёжность. Например, Орф оказался единственным из композиторов кто принял предложение от бургомистра Франкфурта на сочинение музыки к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». В те времена произведения Мендельсона из-за еврейского происхождения композитора были строжайше запрещены. Хотя Орф и не считался «нацистским» композитором популярность его возрастала, ведь «Кармина Бурана» пришлась по душе не только Геббельсу, но и самому Гитлеру.


После окончания войны Карла Орфа за сотрудничество с гитлеровским режимом занесли в «чёрный список», однако ему удалось выкрутиться из этого положения. Он заявил, что состоял в группе Сопротивления, которой руководил его друг Курт Хубер. На самом деле этого не было, но данное заявление помогло Орфу избежать репрессий и вернуться не только к композиторской, но и педагогической деятельности. В 1955 году Карл поселился в прекрасном, располагающем к творчеству местечке - Диссене-на-Аммерзее, а в шестидесятых годах переехал в Зальцбург, где стал возглавлять институт, носящий его имя, и в котором преподавали основы его методики по творческому воспитанию детей. Своё последнее произведение Орф написал в 1975 году, а затем занялся разбором подготовкой к изданию материалов из своего архива. Композитор умер после тяжёлой, продолжительной болезни в Мюнхене в 1982 году 29 марта в возрасте 86 лет и согласно его пожеланию был захоронен в барочной церкви бенедиктинского монастыря Андекс, к юго-западу от Мюнхена.



Интересные факты

  • Орф свои творческие эксперименты с ударными инструментами начал проводить уже в двухлетнем возрасте. Карлу не нравился тихий звук, который издавал рояль, когда малыш своими слабенькими пальчиками прикасался к клавишам. Сообразив, что если удар будет сильнее, то и звук ярче, он стащил из кухни молоток для отбивания мяса. Роялю можно сказать повезло: ребёнка сразу обезоружили, как только он начал со всей силой бить колотушкой по клавишам инструмента. Сразу после этого случая родители купили сыну барабан.
  • Согласно биографии Орфа, когда Карлу исполнилось восемь лет родители впервые взяли его с собой на концерт симфонической музыки. Оркестр исполнял «Маленькую ночную серенаду» В. А.Моцарта и Симфонию №1 Л.В. Бетховена. Впечатление у мальчика от услышанной бетховенской симфонии было настолько велико, что он стал просить мать, чтобы она вместе с ним играла это произведение на рояле в четыре руки. Так продолжалось изо дня в день, и в результате вся симфония была выучена наизусть.
  • Отец Карла Орфа, продолживший династию военных, был музыкально одарённым человеком и довольно искусно играл на фортепиано, альте и контрабасе.
  • Карл Орф, в 1914 году завершивший своё образование в Музыкальной академии, настолько был недоволен процессом обучения, что даже не пошёл на выпускной вечер. Документ об окончании учебного заведения ему прислали по почте.
  • В 1916 году Карл Орф занял место капельмейстера в мюнхенском драматическом театре «Каммершпиль», однако он так увлекся театральной работой, что не только дирижировал оркестром, но и выполнял роли осветителя, суфлёра и даже рабочего сцены.
  • Личная жизнь Карла Орфа была довольно активной. Первый раз он женился в возрасте 25 лет на певице Алисе Зольшер. После пяти лет брака они расстались. С 1925 по 1939 год композитор был холостяком. Второй женой Орфа стала врач Гертруда Виллерт. Она была моложе Карла на девятнадцать лет, и может быть, поэтому их семейное счастье продлилось всего четыре года. В 1954 году композитор вновь женился, выбрав себе в спутницы жизни писательницу Луизу Ринзер. Четвёртый раз Орф женился в 65 лет на своей молоденькой секретарше Лизелотте Шмитц, которая и проводила его в последний путь.
  • Годела - единственная дочь композитора, родившаяся от первого брака, в дальнейшем выбрала себе профессию актрисы.
  • В биографии Карла Орфа много загадок и тайн, которые при своей жизни он не доверил никому. Например, как имея еврейские корни, он, по некоторым сведениям, стал членом нацистской партии? Как одновременно можно было быть другом Бальдуру Бенедикт фон Шираху– рейхсюгендфюреру, гауляйтеру Вены и обергруппенфюреру СА и Курту Хуберу – члену мюнхенской группы Сопротивления, казнённого гитлеровцами в 1943 году. Как являясь любимым композитором нацистской верхушки, и получая от власти дотации и награды, он сумел после крушения гитлеровской Германии не только «очиститься», но и стать личностью почитаемой во всём мире.


  • Заслуги Карла Орфа ещё при жизни были по достоинству оценены. Он был избран почётным членом Университета города Регенсбурга, Академии художеств Нюрнберга, Баварской академии искусств и Академии Санта-Чечилия в Риме. Звание почётного доктора Орф получил в Тюбингенском университете, а также в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене.
  • Помимо этого он был награждён множеством наград, среди которых Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и Баварский орден «За заслуги». Также в 1975году композитор стал почетныМ гражданином города Мюнхена, а 2001 году его именем назван астероид.
  • Сегодня немецкий город Зальцбург популярен среди туристов не только как город великого Моцарта, он также представляет большой интерес для почитателей поразительной педагогической работы Карла Орфа. Его система музыкального воспитания приобрела такую популярность, что в институте Орфа только за первое десятилетие прошли обучение представители более чем из сорока стран мира.


Из биографии Орфа мы знаем, что увлекаться композицией Карл начал довольно рано. В девять лет он написал музыку к спектаклям своего домашнего кукольного театра. Одним из первых его творений была импровизированная опера, которая имела название «В волшебном лесу». В шестнадцать лет, воодушевившись тем, что родители разрешили ему поступать в Музыкальную академию, Карл на стихи немецких поэтов сочинил более пятидесяти песен, из которых сохранилось всего лишь шесть. Орф в то время писал очень много, но все свои творения того времени он создавал без знания правил гармонии и контрапункта. Поступив в Музыкальную академию, Карл почти сразу начинает заниматься творческими экспериментами, но они все, к сожалению, оказываются безуспешными. В начале 20-х годов Орф увлёкся поэзией немецких экспрессионистов, одним из которых был Франц Верфель. Молодой композитор сочинил на стихи этого поэта несколько вокальных произведений, однако публика, услышав их на концерте, была в полном недоумении. Больше эти песни никогда не исполнялись. Неудача на композиторском поприще преследуют Орфа одна за другой, но он не сдаётся и продолжает свои изыскания новой музыки. В 1927 году Карл пишет две тетради хоров на поэтические тексты Бертольда Брехта, но и в них стиль композитора был охарактеризован как слишком оригинальный и весьма необычный.

В тридцатые годы Орф начал заниматься изучением фольклорного материала, который впоследствии лёг в основу его творчества. Так весной 1934 года подыскивая материалы в Центральной придворной библиотеке Мюнхена, он наткнулся на рукопись XIII века, найденную в одном из монастырей Баварии. Это был сборник стихом с названием «Carmina Burana», написанный голиардами – бродячими поэтами средневековья. Изучая тексты, Карл сразу представил, что это должно быть яркое театральное представление, в котором слово, музыка, вокал и хореография будут тесно взаимосвязаны. Уже через несколько недель, исполнив своё новое сочинение на рояле представителям издательства, он получил восторженный отзыв. Работа над партитурой произведения у Карла заняла два года и ещё год на подготовку премьеры, состоявшейся во Франкфурте-на-Майне 8 июня 1937 года. После успешной постановки, так называемых песнопений с картинами - «Carmina Burana», Орф, наконец-то уверившийся в себе, заявил своему издателю, что тот вправе уничтожить все произведения композитора, которые до сих пор были напечатаны и что именно с «Carmina Burana» начинается его собрание сочинений.

В 1943 году состоялся премьерное исполнение ещё одного нового произведения Орфа, мимического спектакля с пением «Catulli Carmina», сочинённого на стихи поэта Гай Валерия Катуллы, проживающего в первом веке до нашей эры. Объединив «Carmina Burana» и «Catulli Carmina» в сценический цикл, композитор понял, что не хватает заключительной части. В 1951 году композитор закончил и воссоздал на сцене третью часть триптиха - «сценический концерт» с декорациями и костюмами «Trionfo di Afrodite». Весь цикл, впоследствии получивший название «Триумфы», уже даёт полное представление о сформировавшемся композиторском почерке Карла Орфа.

Однако говоря о творчестве Орфа, следует обязательно подчеркнуть, что оно тем или иным образом связано с театральным искусством, которому композитор посвятил около двадцати своих сочинений. Однако сочинения Орфа нельзя назвать не операми и не драматическими спектаклями. Это особое интересное явление, представляющее воссоединение элементов разных театральных форм. Композитор последовательно и принципиально отвергал традиционную оперную эстетику и создавал свой новый тип спектакля, сближая музыкальный и драматический театр. Так Орф, обращаясь к оперному жанру, свои сочинения в нём определяет по-новому, как «Маленький театр мира». Экспериментируя и наполняя новшествами, он создаёт поучительные музыкальные спектакли по произведениям сказочников братьев Гримм: «Луна» и «Умница». Также среди сочинений Орфа особо следует выделить разговорно-музыкальные драмы: – «Сон в летнюю ночь», «Бернауэрин» и «Хитрецы». Особого внимания заслуживают произведения композитора на античные сюжеты: «Антигона», «Царь Эдип» и «Прометей». Образовавшие своеобразную трилогию эти сочинения тоже не стеснены ни стилистическими, ни жанровыми традициями. Помимо этого большой интерес представляют мистерии Карла Орфа: «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца» и «Мистерия конца времени». Своё последнее произведение «Пьеса для чтеца, говорящего хора и ударных» по поэзии Б. Брехта композитор написал в 1975 году.

Новаторство Карла Орфа в области театрального искусства трудно переоценить, однако не менее ценным считается его вклад в музыкальную педагогику, а именно в творческое развитие подрастающего поколения. В основе разработанной им системы, которая в нынешнее время широко применяется во всём мире, лежит импровизация, то есть свободное музицирование. Такая оригинальная модель обучения детей музыке ставит своей целью не профессиональное музыкальное образование, а формирование гармонично развитой личности, способной не только воспринимать различную музыку, но и музицировать в самых разных формах.


Когда Доротея Гюнтер в 1924 году основала «Гюнтершуле» для обучения молодых девушек гимнастике, музыке и танцу, она предложила Орфу занять должность преподавателя. Карл, ещё в молодости охваченный мыслями создать иную методику творческого развития детей, с радостью откликнулся на это предложение, так как посчитал, что это идеальная площадка для его новых идей. Главный упор в своей педагогической работе он делал на развитии чувства ритма, так как считал его первоначальной основой музыкальных способностей, а также на воссоединении музыки с движением. Исходя из этого, поначалу в образовательном процессе Карла Орфа преобладающими были простые ударные инструменты: различные погремушки, бубенчики, трещотки, бубны и разнообразные барабаны. Однако затем к ним добавились звуковысотные ксилофоны и металлофоны, а немного позднее и блокфлейты. Ученикам предлагалось сочинять собственные композиции или импровизировать на какую-либо заданную тему. Основной целью такого обучения было создание хорового коллектива, участники которого умели бы красиво танцевать. Поставленная задача успешно решалась и уже через некоторое время выступления воспитанниц «Гюнтершуле» принимались весьма радушно. В тридцатом году было выпущено первое пособие под заголовком «Ритмико-мелодические упражнения», а через два года были напечатаны методические рекомендации - «Орф-Шульверк – практика элементарного музицирования». В конце Второй мировой войны «Гюнтершуле» была закрыта, а всё её имущество во время бомбёжек было уничтожено.


Несмотря на трудную ситуацию, сложившуюся после войны, многие граждане Германии были озабочены развитием детского воспитания. О педагогической теории Карла Орфа вспомнили в 1948 году и предложили ему сделать на радио несколько передач. Объединившись с бывшей воспитанницей, а затем и преподавателем «Гюнтершуле» Гунильд Кеетман он подготовил более десяти передач по музыкальному воспитанию, адресованных воспитателям, учителям и родителем. Успех радиопередач был настолько большим, что они продержались в эфире более пяти лет, а методика Орфа стала набирать популярность по всей Германии. В 1949 году при консерватории Зальцбурга «Моцартеум» были организованы классы, а затем в 1963 году открыт Орф – Институт, обучающий учителей и воспитателей методике композитора – новатора. С 1950 по 1954 год периодично выходили в свет пособия, которые впоследствии составили пятитомную антологию Шульверка. Вскоре музыкальная система Орфа стала активно распространяться, а Орф - общества возникать по всему миру.

Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене. В нынешнее время имя Карла Орфа популярно во всём мире, а его произведения с успехом ставятся на сценах театров многих стран.

Видео: слушать «Кармину Бурану» Карла Орфа

Карл Орф (Карл Генрих Мария Орф, 1895-1982) — выдающийся композитор и педагог Германии, он является автором известной кантаты «Кармина Бурана», которая была написана им в 1937 году.

Биография

Карл Орф был рожден в немецком городе Мюнхене в баварской семье, которая была очень музыкальной. Его отец был офицером, но при этом умел играть на фортепиано и струнных инструментах. Мать Орфа тоже хорошо играла на фортепиано. Именно мать заметила у своего сына музыкальную одаренность и стала обучать его музыке.

В биографии Карла Орфа указано, что уже в возрасте 5 лет он играл на фортепиано. В девять лет он был автором длинных и коротких музыкальных отрывков, которые были написаны им для его театра кукол.

В период с 1912 по 1914 год Карл Орф учился в Мюнхенской музыкальной академии. После этого в 1914 году он продолжает обучаться у Германа Зильчера. Орф начал работать в 1916 году в Мюнхенском камерном театре в должности капельмейстера. В 1917 году, когда шла Первая мировая война, Карл Орф ушел добровольцем на службу в армию, где служил в Первом Баварском Полевом Артиллерийском полку. В 1918 году он был приглашен работать в Национальном Театре Мангейма на должности капельмейстера. Следующим местом его работы стал Дворцовый Театр Великого Герцогства Дармштадта.

Личная жизнь

В биографии Карла Орфа рассказывается, что в 1920 году он женился. Его женой стала Алиса Зольшер, которая родила ему единственную дочь. Впоследствии его дочь Годела (1921—2013) стала актрисой. Но вскоре брак распался, и в 1925 году он развелся с первой женой Алисой. В дальнейшем Орф был женат еще трижды. Его следующими женами были Гертруда Виллерт (1939 г.); известная немецкая писательница Луиза Риснер (1954 г.) и Лизелотта Шмиц (1960 г.).

С 1982 г. по 2012 год Лизолетта возглавляла Фонд Карла Орфа после его смерти.

Общественная деятельность

В 1924 году знаменитая немецкая писательница, гимнастка и преподавательница танцев Доротея Гюнтер предложила композитору сотрудничество. В биографии Карла Орфа упоминается, что в результате ими была открыта знаменитая школа гимнастики, музыки и танца Гюнтершуле в Мюнхене. В ней дети обучались музыке по получившей впоследствии мировое признание системе Орфа, который был руководителем творческого отделения до самого закрытия школы (1944 год).

Система Орфа

Система музыкального воспитания Карла Орфа заслуживает внимания. Именно в Гюнтершуле композитором и педагогом Карлом Орфом воплощена в жизнь собственная идея синтеза музыки, движения и слова. В этом синтезе музыка играла главенствующую роль, объединяя пение, игру, движение и импровизацию. Эта система, которая и сейчас называется «Орф-Шульверк» (в переводе «школьная работа»), стала знаменитой. В начале 30-х годов композитор издал методическую работу под этим названием и завоевал международный авторитет в музыкально-педагогических кругах. Большую часть книги занимают ноты с простой музыкальной инструментовкой, которая дает возможность всем детям, даже необученным музыке, легко исполнить произведения во всех частях.

Суть методики

Методика «Музыки для детей» состоит в том, чтобы раскрыть музыкальные данные у детей посредством музыкальной и двигательной импровизации.

Идея Орфа состоит в том, чтобы дети самостоятельно воспитывались в обучении игре на простейших музыкальных инструментах: цимбалах, маракасах, колокольчиках, треугольниках, ксилофоне, металлофоне и некоторых других. Термин «элементарное музицирование» был придуман Орфом как обозначение процесса, состоящего из пения, движения, импровизации и игры на ударных инструментах. Орф разработал материал, который можно видоизменять, и на его основе импровизировать с детьми. Это побуждает детей к фантазированию, сочинению и импровизации. Основная цель данной системы музыкального воспитания - творческое развитие ребенка.

Политические взгляды

Родители отца Карла Орфа были евреями-католиками. Во времена нацистского правления Орф сумел сохранить этот факт в тайне. Он дружил с гауляйтером Вены Бальдуром фон Ширахом, который был одним из руководителей гитлерюгенда. Но одновременно дружил и с Куртом Хубером - основателем Сопротивления «Белая роза», которого нацисты казнили в 1943 году. Спасти друга Орф не решился, так как боялся за свою жизнь. В биографии Карла Орфа сказано, что публично нацистский режим он не поддерживал.

Когда Вторая мировая война закончилась, Карл Орф объявил, что участвовал в сопротивлении, хотя многие источники это опровергают. Краткое содержание биографии Карла Орфа описывает, что заявление Орфа приняли американские власти, позволившие ему продолжить сочинять музыку.

Карл Орф был похоронен недалеко от Мюнхена в одной из церквей Андексского аббатства.

«Кармина Бурана»

Карл Орф, биография и творчество которого интересны для изучения, известен всем прежде всего как автор кантаты Carmina Burana, что в переводе означает «Песни Бойерна». В 1803 году в Бойерн в Боварии нашли рукопись XIII века, в которой были написаны стихотворения голиардов. Орф написал на эти стихи музыку. Либретто включает стихотворения на латинском и на средневерхненемецком языке. Темы, поднятые в этих стихотворениях, актуальные в XIII веке, близки и понятны нашим современникам и по сей день: непостоянство богатства и удачи, быстротечность человеческой жизни, радость от наступления весенней поры, удовольствие от вина, вкусной еды, плотской любви и азартных игр.

Композиционная структура подчиняется основной идее произведения - вращения Колеса Фортуны, рисунок которого был в рукописи. На ободе колеса - надписи на латыни, которые переводятся: "Буду царствовать, царствую, царствовал, есмь без царства".

В пределах действия, или сцены, Колесо Фортуны поворачивается. Именно поэтому происходит смена настроения и состояния души: счастье сменяется грустью, надежда - безысходностью.

Но это лишь первая часть Trionfi - трилогии, включающей такие части, как Catulli Carmina и Trionfo di Afrodite. Карл Орф называл данное произведение праздником гармонии человеческого духа, который обретает равновесие между плотским и духовным. Элементы модерна в трилогии сочетаются с духом, близким эпохе Средневековья.

Кантата «Кармина Бурана» после премьеры в 1937 году стала очень популярной во время правления в Германии нацистов. После премьеры она исполнялась большое количество раз. Геббельс охарактеризовал это произведение как «образец немецкой музыки». Но критики нацистской Германии назвали ее дегенеративной, имея в виду ее связь с известной в то время выставкой «Дегенеративное искусство», которая проходила в том же году. На ней было представлено 650 произведений после их конфискации из 32 музеев Германии. Выставка была очень популярна: до апреля 1941 года она побывала еще в 12 городах, количество посетителей превысило 3 млн человек.

Огромный успех кантаты Carmina Burana затмил предыдущие работы Орфа. Это произведение - известнейший пример музыки, сочиненной и исполненной во время господства нацистского режима в Германии. Ее популярность была огромной. В биографии Карла Орфа произведение «Кармина Бурана» играет важную роль. Авторитет композитора Орфа был так высок, что ему поручили написать музыку к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», чтобы заменить музыку Феликса Мендельсона, которая была запрещена в Германии. После окончания войны Карл Орф объявил, что недоволен своим сочинением, и подверг его тщательной переработке. Поэтому его премьера состоялась лишь в 1964 году.

Оперы

В краткой биографии Карла Орфа для 6 класса общеобразовательной школы рассказывается, что Орф не желал, чтобы его оперы причисляли к остальным традиционным операм. Такие свои сочинения, как «Луна» (1939) и «Умница» (1943), композитор относил к сказочным операм. Особенностью этих произведений является то, что в них повторяются одинаковые звуки вне ритма. Кроме этого, отсутствует характерная музыкальная техника.

Свою оперу «Антигона» (1949) композитор называл переложенной на музыку древней трагедией Софокла. Любимыми инструментами Карла Орфа всегда были ударные. Поэтому оркестровка «Антигоны» основывается на ударных и является минималистичной. Считают, что прообразом Антигоны стала Софи Шолль - героиня «Белой розы».

Последняя работа Орфа - мистическая пьеса на греческом, латинском и немецком языках «Комедия на конец времен» (1973). В этом сочинении Орф подвел итог своих взглядов на жизнь и время.

Musica Poetica Орф написал вместе с Гунильд Кетман. Эта музыка стала основной темой к фильму «Опустошенные земли» (1973). В 1993 переделал эту музыку, чтобы использовать ее в фильме «Настоящая любовь».

Орф в России

Челябинское областное музыкальное общество в 1988 создало общество Карла Орфа. Также в различных регионах России проводятся курсы и семинары имени Орфа, посвященные его творчеству и методике.

В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер (Alice Solscher), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, а в 1925 году он развёлся с Алисой.?

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца («Гюнтершуле» ["Günther-Schule"]) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

Несмотря на то, что связь Орфа (или её отсутствие) с нацистской партией не была установлена, его «Carmina Burana» была весьма популярна в нацистской Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году, исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её «дегенеративной» - «entartet» - намекая на связь с возникшей в то же время печально известной выставкой «Дегенеративное искусство »). Нужно отметить, что Орф был единственным из нескольких немецких композиторов во время нацистского режима, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь », после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена - остальные отказались принимать в этом участие. Но опять же, Орф работал над музыкой для этой пьесы в 1917 и 1927 годах, задолго до пришествия нацистского правительства.

Могила Карла Орфа в Андексе

Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Die Weiße Rose» («Белая роза »), приговоренного к смерти Народной судебной палатой и казнённым нацистами в году. После Второй мировой войны Орф заявил, что он был участником движения и был сам вовлечен в сопротивление, но нет никаких доказательств, кроме его собственных слов, и различные источники спорят насчет этого заявления (например, ). Мотив кажется ясен: заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволив ему продолжать заниматься композиторством.

Орф похоронен в церкви, построенной в стиле барокко , пивоваренного бенедиктского монастыря Андекского аббатства на юге Мюнхена.

Творчество

Орф сопротивлялся тому, чтобы его какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Его работы «Der Mond» («Луна») () и «Die Kluge» («Мудрая женщина») (), например, он относил к «Märchenoper» («сказочные оперы»). Оба произведения имеют особенность: в них повторяются одни и те же лишённые чувства ритма звуки, в которых не используются никакие музыкальные техники того периода, в который они были сочинены, так, чтобы о них нельзя было сказать, как отнощихся к какой-то конкретной эре. Мелодии, ритмы и вместе с ними текст этих произведений проявляются в союзе слов и музыки.

Педагогическая работа

В педагогических кругах кругах он, вероятно, лучше всего известен своей работой «Шульверк» («Schulwerk», -). Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным детям-музыкатам исполнять части произведений с относительной лёгкостью.

Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» - немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Литература

  • Alberto Fassone: «Carl Orff», Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed 27 November ), (subscription access)
  • Michael H. Kater, "Carl Orff im Dritten Reich, " Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte 43, 1 (January 1995): 1-35.
  • Michael H. Kater, «Composers of the Nazi Era: Eight Portraits». New York: Oxford University Press, 2000.
Похожие публикации