Где сальери отравил моцарта. Литературный миф: загадочное дело моцарта и сальери

ОТРАВИЛ ЛИ САЛЬЕРИ МОЦАРТА?

„Genie ist Fleiß.

Gewiss ich weiß.

Ist Fleiß Genie!“-

Конечно – я знаю это.

Но запомните – никогда

Усердие не станет гением!»


ОТРАВИЛ ЛИ САЛЬЕРИ МОЦАРТА?

«Сальери отравил Моцарта» - эта легенда существует уже более двухсот лет.

Даже в далекой от Вены России она была распространена. Именно на этой легенде основал знаменитый русский поэт Александр Пушкин свою известную трагедию «Моцарт и Сальери».

Правда, есть музыкальные исследователи, которые называют эту легенду «глупой сплетней». Однако часть исследователей до сих пор верят в неё и даже пытаются доказать.

Действительно, с одной стороны, мы видим явного музыкального гения, создателя небесных мелодий, которые никто не может повторить и который навсегда останется в истории человечества. А с другой стороны – плодовитый музыкальный ремесленник, чья музыка почти забыта и которого помнят только в связи с этой легендой об отравлении Моцарта. И многие находятся под сильным воздействием от такого понятного противопоставления.

Есть также едкое, насмешливое стихотворения молодого Гёте по этому поводу:

„Genie ist Fleiß.

Gewiss ich weiß.

Ist Fleiß Genie!“-

«Гений – прежде всего усердие.

Конечно – я знаю это.

Но запомните – никогда

Усердие не станет гением!»

И эти строчки часто относят к Сальери и ему подобным усердным музыкантам, у которых много амбиций, но не хватает таланта.

А теперь познакомимся вкратце с биографией Сальери. Антонио Сальери родился в августе 1750 года. Он писал оперы, оратории, инструментальные произведения, а также церковную музыку. Все эти произведения сейчас почти забыты. Но в свое время у Сальери был большой успех, он был известен не менее Моцарта. Он состоял на службе королевского двора в качестве придворного композитора и капельмейстера. Некоторое время Сальери был учителем музыки у Бетховена, Керубини, Листа и Шуберта. Он был дружен с известными композиторами Глюком и Гайдном.

В 1825 году, когда Сальери, будучи уже смертельно больным, лежал в венском городском госпитале, его посетил бывший ученик, виртуоз игры на фортепьяно Игнац Мошелес (Ignaz Moscheles). «Моя жизнь подходит к концу», - сказал Сальери молодому человеку.- «Но все же, прежде тем как покинуть навсегда этот мир, я хочу сказать вам, что я не отравил Моцарта, как почему-то утверждают мои недруги.»

Он рассказал также, что именно его неловкое высказывание сразу после смерти Моцарта легло в основу этого нелепого слуха. Вот те его слова: «Гений покинул нас. Порадуемся этому, так как вскоре наша собственная музыка не приносила бы нам никакого куска хлеба».

Признание Сальери кажется правдоподобным, принимая во внимание, что звучало оно как предсмертная исповедь.

Однако все равно Сальери был не без греха – он действительно ненавидел Моцарта с самого начала музыкальной карьеры этого «мальчика-вундеркинда». Он инстинктивно считал его своим главным соперником в музыке, угрозой для его дальнейшей работы в качестве придворного композитора. Он осознал гений Моцарта, может быть, даже раньше других, но он делал все, что было в его власти, чтобы не дать Моцарту достичь всеобщего признания.

Например, он мог бы помочь Моцарту стать придворным капельмейстером, но он высказался о нем плохо. В результате Моцарт не получил эту должность, которая давала бы какой-то постоянный доход Моцарту и помогла бы ему рассчитаться с его многочисленными долгами.

Да, Сальери не был безжалостным убийцей. Но его поведение по отношению к Моцарту было ужасным и отвратительным. Сознательно и намеренно он отравил лучшие годы бессмертного гения и тем самым способствовал его преждевременной смерти.

(written and read by Evgueny40, 2018)

В 1832 году Александр Сергеевич Пушкин переписал на отдельный листок заметку из немецкой газеты. В ней рассказывалось, как на первом представлении «Дон Жуана» в Вене, когда изумленные знатоки упивались гармонией Моцарта, в зале раздался свист. Все обратились с негодованием в ту сторону. И Сальери, снедаемый бешеной завистью, вышел из театра...

«Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца», - сделал приписку наш поэт.

Итак, для своей драмы Пушкин принял версию прямой вины Сальери. Правда, совсем не это стало главным в его произведении. Смысл здесь - в противопоставлении двух характеров, двух разных уровней творчества: бескорыстного пламенного и хладнокровного.

Таинственные обстоятельства смерти Моцарта в эпоху Пушкина еще не начинали распутываться. Предметом исследований они стали позже. Версия вины Сальери долго оставалась основной, более того, она искусственно поддерживалась...

В 1983 году во время музыкального фестиваля в Брайтоне английский литератор Фрэнсис Карэ организовал и успешно провел публичное и весьма своеобразное «судебное разбирательство» по делу Моцарта, пригласив на него юристов, адвокатов, музыковедов и журналистов из ряда европейских стран. Слушалось дело по обвинению четырех лиц в отравлении композитора. Четырех? Да, подозреваемых было именно столько. И скажем сразу: имени Сальери между ними не оказалось.
После ознакомления с новыми фактами, речами обвинителей и прений был сделан осторожный вывод, что речь может идти о преступлении со стороны неизвестного лица, не входящего в четверку подозреваемых. Скорее всего это был наемный убийца, оплаченный венскими масонами.
Большая часть «следователей» остановилась на имени Франца Хофдемеля, тоже связанного с кругами масонов.

Первая попытка скрупулезно разобраться в этой загадочной истории и снять обвинение с Сальери была предпринята в Австрии примерно сто лет назад. Тогда в книге некоего автора печальная судьба Моцарта связывалась с другими именами и обстоятельствами. Автор утверждал, что о творческой зависти не могло быть и речи. Сальери не был злодеем. Сработали другие пружины, а Сальери - жертва интриг и намеренно распускаемых слухов. Но эта книга не увидела свет, а сама рукопись затем бесследно исчезла. Остались лишь краткие упоминания о новой версии в переписке венских музыкантов и музыковедов конца XIX века. Намекалось, что автору удалось добыть какие-то новые документы.
Дотошные биографы Моцарта, особенно немецкие, давно о многом догадывались. Они считали, что Сальери - это ловко подставленная фигура, жертва старых слухов, кому-то очень выгодных. Да и похоронили великого Моцарта в великой спешке не как бедняка, а как человека, с самим именем которого надо было скрыть очень неприятный венским верхам скандал. Его вспухшее от яда тело просто спрятали в общей могиле и постарались неуклюжими слухами затемнить причины происшествия. Интриги шли с самого верха австрийского престола. Это для августейших особ понадобилась версия вины Сальери. Чтобы ее опровергнуть, биографам Моцарта были необходимы документы. И они появились в наше время.

В декабре 1970 года на аукционе в Марбурге было продано за 28 тысяч немецких марок письмо, написанное рукой Моцарта 2 апреля 1789 года и адресованное члену масонской ложи Вены, процветающему юристу Францу Хофдемелю. В письме содержалась просьба о денежной помощи в размере 100 гульденов для поездки в Берлин. Как старший по ложе Хофдемель просьбу младшего брата удовлетворил, но поездка не состоялась из-за болезни композитора...

Так на свет Божий всплыло имя, которое раньше чрезвычайно редко упоминалось в связи с последними днями жизни великого композитора.
Прежде чем поведать о личности юриста и его роли в судьбе Моцарта, проясним причины появления документов XVIII века. Они всплыли на многих аукционах Европы - в Лондоне, Париже, Женеве, Вене. С чем же это связано?

Оказывается, дальние потомки австрийских и австро-венгерских герцогов и эрц-герцогов к середине нашего века успели прожить и промотать фамильные драгоценности, а сейчас потихоньку принялись приторговывать письмами, документами, дневниковыми записями своих предков. Для тех, кто занимается загадкой смерти Моцарта, из пожелтевших бумаг посыпались сногсшибательные новости. Взять, к примеру, записи одной из придворных дам, в которых явно отражались события декабря 1791 года. Оказывается, император, узнав о странной смерти композитора, всполошился и не стеснялся в выражениях. Он, как выясняется, был шокирован ролью Хофдемеля в этом мрачном деле и приказал исключить это имя из любых разговоров в его присутствии. Кроме того, он распорядился замять скандал любыми средствами и заткнуть глотку газетам.

С первого взгляда больших новостей в этих записках вроде бы не было. Но и сами приведенные факты и связь двух имен - Моцарта и Хофдемеля - прекрасно нанизывались на единую нить расследований, проводимых в наши дни литераторами и биографами Моцарта. Ведь всплыли сведения о том, что австрийский драматург Франц Грильпарцер подозревал в убийстве Моцарта не Сальери, а Хофдемеля и намекал на суетливые интриги венского двора. Почему же так разгневался австрийский император и почему надавал столько поспешных распоряжений? Причин было много. Моцарт - плебей по происхождению, и его пышные похороны могли бы умалить первенствующее значение правителя, который очень кичился своим положением и властью. Кроме того, отравителем стал масон. А там, где члены ложи преступают законы и попадают в скандальные ситуации, должна быть тишина. Хорошо организованная тишина!

Что же произошло 6 декабря 1791 года? За день до этого в муках скончался Вольфганг Моцарт. Жена Хофдемеля - венская пианистка Магдалена - вернулась домой из кафедрального собора святого Стефана, где она заказала скромную службу в память почившего композитора, своего учителя. Не успела она войти в свою комнату, как муж набросился на нее с бритвой в руке. Женщина закрыла горло руками и в ужасе закричала. Ее оглушительные вопли и визг разбудили ребенка, чьи тревожные рыдания спасли Магдалене жизнь... Когда на крики женщины и плач ребенка примчались соседи, Хофдемель скрылся в своей комнате. Дверь долго взламывали. Когда она поддалась, люди увидели 36-летнего судью, лежащего на кровати с перерезанным горлом. Правая рука самоубийцы сжимала бритву...

Франц Хофдемель скончался от полной потери крови. Его жену отвезли к врачу в бессознательном состоянии. Муж успел не только порезать ей шею и руки, но и обезобразить лицо...

В доме № 10 по улице Грюненгергассе в центральной части Вены Моцарт был частым гостем. Весь первый этаж занимали апартаменты супружеской пары Хофдемель. Композитор там музицировал, обедал, беседовал с хозяином о разных столичных новостях. Однако главная цель посещений дома богатого юриста - музыкальные занятия с Магдаленой. Не всякой венской пианистке Моцарт так охотно давал уроки. Она была одаренной ученицей. Ей было всего 23 года, и в столице она слыла чуть ли не первой красавицей. Лучшие венские художники считали за честь писать ее портреты. Однако после декабрьских событий все эти полотна бесследно исчезли...

Моцарт, несомненно, был влюблен в Магдалену, посвящал ей необыкновенно мелодичные сонаты. Написан для нее и концерт для фортепиано с оркестром. Любовь была взаимной. Учитель был молод, красив и знаменит. Словом, повод для ревности был. Но трудно было ожидать такой дикой вспышки от члена Королевской судебной палаты и высокого сановника масонской ложи...

Супругу Хофдемеля после длительного лечения сослали в Брно, назвав это «великой милостью императрицы, взявшей вдову под свое покровительство». Конечно, ей было рекомендовано молчать и молчать. Император оказал «покровительство» Францу Хофдемелю, разрешив похоронить его не в коровьей шкуре, как самоубийцу, а как гражданина Вены в дубовом гробу.

Что касается Моцарта, то и его коснулись монаршьи «милости». О его смерти разрешили написать в газетах лишь после того, как тело было в спешке закопано в общую могилу захолустного кладбища. Написали несколько скромных слов. Затем послушные императору чиновники и полицейские чины приказали молчать всем, кто был так или иначе связан с композитором. Разве случайно, что Зюсмайер, ученик Моцарта, вдруг отказался закончить знаменитый «Реквием», хотя вся Вена знала об этой предсмертной просьбе великого композитора. В своих воспоминаниях этот ученик не упоминает ни единой фразой о том, что учитель был отравлен. Ни словом об яде не обмолвился ни один из венских врачей той поры, хотя следы отравления были налицо. Об этом туманно заявили лишь немецкие газеты в 1792 году. Молчала до конца жизни жена композитора Констанца. Не поведал правды и ее второй муж, взявшийся писать первую биографию великого композитора.

По версии англичанина Фрэнсиса Карэ, немецкого публициста Рольфа Хохута и австрийского музыковеда Фердинанда Фрикса есть убедительные сведения, что Констанца хорошо знала об отравлении мужа. Он сам ей об этом несколько раз говорил. Да и не увидеть это было просто невозможно. Моцарт говорил о яде и двум врачам, посещавшим его на дому. Много раз свои подозрения он выражал Магдалене. Его ученица и возлюбленная не могла не замечать медленное, но жуткое действие яда...
Франц Хофдемель пытался убить жену, чтобы она не выдала его злодейства. Юрист не мог не догадываться о последствиях своего поступка. Моцарт был крупной величиной в Европе. Магдалена могла догадываться и о характере яда, действующего в течение нескольких месяцев. Добавляли его в вино, а состоял он из мышьяка, сурьмы и окиси свинца. Рецепт был старинным, идущим от итальянских алхимиков. Назывался он «Аква Тофана». Расшифровали его состав и характер действия немецкие врачи в 1962 году, тогда еще верившие в виновность Сальери. Но Сальери не мог давать такой яд Моцарту. Виделись они от случая к случаю, чаще всего в концертных залах. Отравить композитора мог лишь человек, который встречался с ним постоянно и подливал капли яда методично. Хофдемель делал это в своем доме, где не скупился на столовое вино.

Хофдемель задумал свою месть давно и педантично отравлял Моцарта в течение года. Композитор вдруг стал терять силы, страдать мигренью, испытывать боли в желудке. За день до смерти тело его распухло, что выдало, как характер яда, так и чрезмерную дозу в последнюю неделю его жизни.

Можно предположить, что хладнокровный Хофдемель после мучительной смерти Моцарта все же растерялся, заметался. Вместо того чтобы испытать облегчение после устранения любовника своей жены, он делает неожиданную попытку убить Магдалену, как опасную свидетельницу его преступления. После неудачной попытки убийства жены, ему не оставалось ничего другого, как наложить на себя руки. Остальные заботы взял на себя императорский двор...

Теперь можно вернуться к началу статьи, а точнее - к эпиграфу, где стоят слова Бетховена. Немецкий композитор высочайшим образом ценил музыку Моцарта. Он довольно часто посещал Вену и был, очевидно, в курсе причин, из-за которых над Моцартом сгущались тучи. Семейство Хофдемелей не пользовалось доброй славой. Муж был мрачным педантом и слыл не только суровым судьей, но и стяжателем. В Вене ходили слухи о нем, как о честолюбце и бешеном ревнивце. Жена была моложе его, красива и крайне легкомысленна. Все это было зловещим клубком.
Что касается версии Сальери, то Бетховен явно не поддался на такую уловку. Немецкий композитор знал тут что-то более глубокое, он никогда не упоминал имени Сальери в связи с судьбой Моцарта. Словом, Бетховену уже тогда было очевидным то, что нам становится понятным только сейчас.

Спросите любого школьника, как умер Моцарт, и он вам совершенно уверенно ответит, что великого композитора убил Сальери. Да и некоторые взрослые ответят так же. Чуть позже выяснилось, что Пушкин возвел на Сальери напраслину — в смерти гения он не повинен. Но как же в действительности умер Моцарт? Разобраться в этом загадочном деле попробовал Diletant.ru.

«Реквием» на свои похороны

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. Как это часто бывает, люди не хотели верить, что гений умер от какой-нибудь простуды или лихорадки.

Всего спустя неделю после смерти Моцарта, корреспонденты начали писать, что композитор был отравлен

Через неделю после кончины музыканта корреспондент берлинской газеты «MusikalischesWochenblatt» писал, что из-за распухшего после смерти тела Моцарта некоторые предположили, что композитор был отравлен. Автор первой биографии композитора Ксавер Нимечек писал, что еще за полгода до смерти Моцарт будто предчувствовал свою смерть и думал, что «Реквием» он пишет для себя. В беседах с женой Констанцией музыкант говорил, что чувствует себя плохо, и, наверное, ему уже дали яд.

Теория завистника Сальери

Главным подозреваемым «в деле об отравлении» Моцарта многие считали Антонио Сальери. Солнце русской поэзии, великий Пушкин, был уверен, что Сальери просто завидовал гению.

Главным подозреваемым «в деле об отравлении» Моцарта многие считали Антонио Сальери

В архиве поэта сохранилась запись: «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью. … Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».


Картина Врубеля «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта».

Антонио Сальери прожил удивительно долгую жизнь — 75 лет. К концу жизни в болезненном бреду он то заявлял, что частью виновен в смерти гения, то просил рассказать всем, что не он отравил коллегу. В 1997 году на суде в Милане Сальери официально был признан невиновным. Насколько достоверно решение этого суда — вопрос открытый, ведь показания были лишь документальными — адвокаты, к сожалению, не имели возможности опросить очевидцев.

Теория масонского заговора

Георг Даумер, немецкий поэт, в своей серии рассказов о Моцарте первым выдвигает идею о том, что музыкант был отравлен масонами. В братство вольных каменщиков Моцарт вступил в 1784 году, но до конца жизни сомневался в истинности масонского пути. Композитор даже решил основать свое собственное общество под названием «Пещера».

Существует теория, что Моцарт был отправлен масонами


Символы братства вольных каменщиков.

Теория любовного треугольника

В своей книге «Так был ли он убит?» Вольфганг Риттер выдвигает версию, которая могла бы стать основой для целого романа. Риттер пишет, что у жены Моцарта, Констанции, был любовник — Франц Зюсмайер. По слухам, чтобы очистить себе дорогу, Зюсмайер решил отравить соперника. Также Констанцию обвиняли в том, что сын, родившийся у нее в 1791 вовсе не от Моцарта, а от Зюсмайера.

Жена Моцарта Констанция

Теории естественной смерти

Но далеко не все гипотезы о смерти Моцарта так романтичны. Существует около десятка теорий, согласно которым музыкант скончался от вполне приземленных причин.

Существует около десятка теорий, согласно которым Моцарт скончался от вполне приземленных причин

Например, говорят, что Моцарт был болен сифилисом, а занимался им врач Готфрид ван Свитен, отец которого считается основателем метода лечения ртутью. Профессор Ефрем Лихтенштейн предположил, что композитор страдал от ревматической лихорадки, которая поразила почти все жизненно важные органы. Лихтенштейн объясняет это тем, что в детстве отец Моцарта, Леопольд, подвергал ребенка слишком большим нагрузкам. Детский организм не смог справиться с напряженным концертным графиком, и здоровье музыканта было подорвано.

Занятия музыкой Моцарт начал в 3 года, в 5 сочинял свои первые пьесы, а в 7 поразил императорский двор своим талантом.

Теория слабого иммунитета

По мнению специалистов из Сан-Франциско и Медицинского университета Граца Моцарт в течение всей жизни страдал от недостатка в организме витамина D. Как они писали в журнале «Medical Problems of Performing Artists», музыкант все свое детство провел в закрытом помещении, куда не проникали лучи солнца.

Моцарт в течение всей жизни страдал от недостатка витамина D. Все детство он провел в закрытом помещении

Именно под воздействием солнечного ультрафиолета в теле человека вырабатывается витамин D, отсутствие которого повышает риск развития болезней сердца и сосудов, нервной системы, диабета и даже рака. Кроме того, это способствует общему ослаблению иммунитета, что, как полагают исследователи, и привело к скоропостижной кончине гения.

Теория травмы черепа

Одна из самых загадочных версий гибели Моцарта возникла из-за того, что могильщик, хоронивший Моцарта, перекопал его могилу через 10 лет и забрал его череп себе. Со временем часть костей была утеряна, но в конце 20 века палеонтологи показали, что череп в действительности мог принадлежать Моцарту.

Могильщик, хоронивший Моцарта, спустя 10 лет перекопал могилу и забрал через музыканта себе

Тогда же исследователи заметили необычную особенность этого черепа — тонкую трещину длиной около 7 сантиметров, которая проходила от левого виска к темени. Предполагается, что травму эту музыкант получил еще при жизни, и к его смерти она уже успела зарасти. Но известно, что Моцарт весьма часто жаловался на головокружения и головную боль. Как предположили ученые, композитор мог умереть от гематомы и развившейся позже инфекции.


Екатерина Астафьева

А. Кузнецов: Сегодня речь пойдет о суде 1997 года над итальянским композитором, дирижером и педагогом Антонио Сальери, еще при жизни обвиненным в отравлении «из зависти» австрийского композитора, скрипача-виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта.

Больше 200 лет висело над музыкантом это несправедливое обвинение, муссируемое обществом, СМИ и деятелями культуры. У нас к этому делу приложил руку Александр Сергеевич Пушкин, сочинивший в 1831 году «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери», которая всеми интерпретаторами читалась не иначе как «Гений и злодейство».

Масса статей, романов, поэм, театральных постановок, кинокартин развивали тему отравления великого композитора завистником. В 1979 году британский драматург Питер Шеффер сочинил пьесу «Амадей», по которой оскароносец Милош Форман поставил в 1984 году одноименную картину.

Когда в 1990 году на гастроли в Италию приехал английский театр с пьесой Шеффера, постановка повергла эмоциональную публику в шок. Миланская консерватория тут же инициировала судебный процесс, оспорив не столько трактовку Пушкиным, Шеффером, Форманом и другими истории смерти Моцарта, а сколько всеобщее и огульное обвинение великого итальянца Сальери в отравлении австрийского композитора.

Благодаря Пушкину Сальери в России помнят только как убийцу Моцарта

В мае 1997 года в Милане во Дворце юстиции состоялся судебный процесс с участием медиков-криминалистов, историков-архивистов и музыковедов. Процедура суда была соблюдена полностью. Судебную коллегию возглавлял председатель Миланского апелляционного суда Винченцо Салафия, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, адвокатами Сальери выступили Джованни Арно и Джулиано Спадзали, прославившиеся во время беспрецедентной антикоррупционной операции «Чистые руки», свидетелем со стороны обвинения выступил знаменитый врач из Болоньи, специалист по Моцарту Джерардо Касалья, свидетелем защиты — главный исследователь творчества Сальери из Зальцбурга Рудольф Ангермюллер.

С. Бунтман: Все было по-взрослому.

А. Кузнецов: Да. Но прежде чем мы перейдем к процессу, интересно узнать, откуда вообще появилось обвинение в том, что Моцарта отравил Сальери?

Посмертный портрет Вольфганга Амадея Моцарта кисти Барбары Крафт, 1819 год

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. Как это часто бывает, люди не хотели верить, что гений скончался от какой-нибудь простуды или лихорадки. Через неделю после кончины музыканта корреспондент берлинской газеты «Musikalisches Wochenblatt» написал: «Моцарта больше нет. С тех пор как вернулся из Праги, он все время хворал. У него находили водянку, а после смерти его тело раздулось; полагают даже, что он был отравлен».

С. Бунтман: Так. Но при чем здесь Сальери?

А. Кузнецов: Забегая вперед, стоит отметить, что оправдательный вердикт, вынесенный судом Милана, побудил историков возобновить прерванные было поиски таинственного убийцы Моцарта. В списке возможных «кандидатур» — венские врачи Клоссет и Саллаба, композитор Зюсмайер, масон и друг Моцарта Франц Хофдемель.

Среди учеников Сальери три гения: Бетховен, Шуберт и Лист

Но вернемся к Сальери. Предпосылкой версии, что именно он — убийца гениального композитора, стало то, что за полгода до смерти Моцарта начала мучить навязчивая идея, что его отравили. Кроме того, в суде адвокаты убедительно доказали, что источником слухов о своей виновности стал сам Сальери. В последние два года жизни его мучило серьезное психическое расстройство. «В здравом уме и твердой памяти» — редкое состояние для итальянца в тот период. И вот, свой очередной поток бреда композитор выдал личному секретарю Бетховена. Итальянец заявил, что это он отравил Моцарта. Потом, придя в сознание и узнав о сказанном, Сальери не на шутку перепугался и стал отказываться от своих слов. До конца дней он повторял: «Во всем могу сознаться, но я не убивал Моцарта». Однако поток сплетен было уже не остановить…

С. Бунтман: И все же, возвращаясь к миланскому процессу, чем апеллировала защита?

А. Кузнецов: Защита, в частности Рудольф Ангермюллер, выдвинула несколько аргументов общего порядка. Во-первых, Антонио Сальери был человеком, чья жизнь на момент смерти Моцарта несравненно более удалась в обычных, скажем так, человеческих категориях. Это был признанный в Европе композитор, очень плодовитый, прекрасный педагог, который вырастил целую плеяду блестящих музыкантов, среди которых три несомненных гения: Бетховен, Лист и Шуберт. Последнего, кстати говоря, (это к вопросу о человеческих качествах Сальери) он обучал абсолютно бесплатно, зная, что тот из очень бедной семьи.


Портрет Антонио Сальери работы Джозефа Виллиброрда Мейлера, 1815 год

И Шуберт не остался в долгу. На 50-летний юбилей он посвятил своему учителю кантату на собственный текст:

Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Подобен Богу ты во всем,
Велик и сердцем, и умом.
Ты в ангелы мне дан судьбой.
Тревожу Бога я мольбой,
Чтоб жил на свете сотни лет
На радость всем наш общий дед!

С. Бунтман: Получается, что зависть земная — это точно не сюжет Сальери.

А. Кузнецов: Да.

С. Бунтман: А вот зависть пушкинская…

А. Кузнецов: Она метафизическая.

У Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери

В архиве поэта сохранилась запись, которая, видимо, и натолкнула его на сюжет «маленькой трагедии»: «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью… Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

С. Бунтман: То есть «солнце русской поэзии», великий Пушкин, был уверен, что Сальери просто завидовал гению?

А. Кузнецов: Да. Но не будем строги к Александру Сергеевичу, поскольку он, видимо, действительно был заворожен этой историей, судя по высочайшего уровня результату…


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Михаил Врубель, 1884 год

Итак, пушкинский Сальери мрачный, порицающий небо за высшую несправедливость:

О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

С. Бунтман: Да.

А. Кузнецов: Настоящий Сальери, хоть и не был человеком простым, в отличие от того же Моцарта, который у Пушкина изображен легкомысленным, щедрым, никогда не занимался интригами.

Что такое Вена в конце XVIII века? Безусловно, музыкальная столица Европы, но и настоящий, простите за сравнение, клубок змей. Две партии: условно итальянская и условно немецкая. И Сальери, поскольку он по рождению итальянец, записывают в условно итальянскую партию, хотя практически все музыковеды отмечают, что его произведения гораздо ближе к классической, австрийской манере.

Что делает Моцарт? Моцарт завидует. В письмах к отцу он постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники (итальянцы) из кожи вон лезут» и так далее.

С. Бунтман: То есть Моцарт и Сальери не были друзьями?

А. Кузнецов: Нет. Это, кстати говоря, еще одна выдумка Пушкина. Хотя Сальери для Моцарта сделал немало. Когда он (Сальери) стал придворным композитором и капельмейстером, то дал свет некоторым музыкальным произведениям Моцарта: они вернулись в репертуар придворной оперы.

В 1997 году на суде Сальери официально был признан невиновным

С. Бунтман: То есть говорить о том, что Сальери отравил Моцарта из зависти, нет оснований?

А. Кузнецов: Совершенно верно. Скорее, наоборот, Сальери относился к Моцарту как эксперт, прекрасно понимающий, с кем он имеет дело.

С. Бунтман: И все-таки, возвращаясь к процессу, каков приговор?

А. Кузнецов: Не установив ничего криминального со стороны Сальери и не усмотрев ничего необычного в похоронах Моцарта (типичных похоронах того времени небогатого человека), суд оправдал Сальери «за отсутствием состава преступления».

Кстати, интересный с юридической точки зрения сюжет: суд подстраховался и не вынес решения «за отсутствием события преступления».

С. Бунтман: То есть вопрос о том, какой смертью умер Вольфганг Амадей Моцарт, суд не решал?

А. Кузнецов: Да. Когда эксперты со стороны обвинения приводили свои основания в пользу того, что, возможно, Моцарт был отравлен, один из защитников сказал, что да, все возможно, но это никоим образом не дает основания обвинять Сальери. Так что вопрос о причинах смерти гениального композитора остается открытым.

Однако есть и исключения. Одно из них появилось на свет в конце августа 1750 г. в городе Леньяго Венецианской республики. При рождении его нарекли Антоном, или, на итальянский лад, - Антонио . Фамилия - Сальери . Есть немудрящий тест, призванный выявлять шаблонность мышления. Испытуемому называют предмет или событие и предлагают моментально назвать то, с чем это ассоциируется. Чаще всего ответы удручающе стереотипны. Поэт? Пушкин ! Фрукт? Яблоко! Цвет? Красный! Отравитель Моцарта ? Сальери! О том, что последнее утверждение является ложью, осведомлены почти все. Однако шаблон настолько укоренился, что у психиатров даже появился специальный термин - синдром Сальери. Или: «Дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти».

Дом в Леньяго, в котором родился Антонио Сальери. Фото: Commons.wikimedia.org / Didier Descouens

Завидовал ли?

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов...» - это всё о ком? О том, кого мы, поверив Пушкину, привыкли считать расчётливым, сухим, желчным и жестоким, который «разъял музыку, как труп» и «поверил алгеброй гармонию». Такой нарисованный Пушкиным Сальери и впрямь, наверное, мог возненавидеть гораздо более успешного, блестящего, «шампанского» гения по имени Моцарт. Вопрос о том, почему «солнце русской поэзии» вдруг решил поставить вопрос именно так, оставим на потом. Пока отметим, что Пушкин, впрямую не передёргивая, всё же добился эффекта - старый, отживший своё композитор-ремесленник отчаянно завидует гениальному самородку. Но обмануть историю слабо` даже Пушкину - на самом деле Сальери был старше Моцарта на какие-то 5 лет.

Удивительный факт: многие знают, что Сальери не желал и физически не мог отравить Моцарта. Однако это не мешает им педалировать нехитрую идею. Дескать, может, и не убивал, но уж завидовал самой чёрной завистью - точно. А было ли чему завидовать? Возьмём для сравнения, к примеру, 1787 г. Оба композитора находятся в зените славы и на пике творческой формы. Оба готовят к постановке свои оперы. Автор либретто к опере Моцарта - ведущий «поэт-песенник» того времени Лоренцо да Понте . Автор либретто к опере Сальери - некто Пьер Огюстен Карон де Бомарше . Кто победит? Кому будет рукоплескать Европа?

Портрет Антонио Сальери, ранее 1825. Фото: Commons.wikimedia.org / Joseph Willibrod Mähler

Это сейчас кажется, что Моцарт обязательно должен вырваться вперёд. Тогда расстановка сил была примерно такой: «В Вене опера Вольфганга Амадея "Женитьба Фигаро" была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг». В чём именно выражался «восторг» - неизвестно. Однако есть полицейские сводки из Парижа. Правда, они посвящены не Моцарту, а Сальери: «Во время представления оперы Сальери - Бомарше общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».

Кстати, произведение Сальери в течение полувека оставалось самым кассовым проектом Парижской оперы: только в первые 9 месяцев её там ставили 33 раза - рекорд, который трудно побить и теперь. Между прочим, эту оперу так же успешно ставили и при королях, и во время террора Французской революции, и при Наполеоне ... Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III строптивый итальянец, что называется, «послал», если говорить в терминах современности. Или вот. В августе 1778 г. после пожара открывается небезызвестный миланский оперный театр Ла Скала. Кому заказали оперу к открытию? Её пишет «бесталанный ремесленник» Сальери.

А что же наш «божественный гений Вольфганг Амадей»? Самое время вспомнить анекдот из наших «лихих девяностых» про новых русских:

Слышь, братан, а кто такой этот Моцарт?

Да ты чё, лох, что ли? Это такой деятель, он, короче, для наших мобильников музыку пишет!

Энциклопедии так и говорят: «Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы». Так что анекдот про мобильники не так далёк от истины. Моцарт ради небольших гонораров сочинял пьесы для тогдашней домашней «техники» - стенных часов с музыкой...

Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии, работа 1760 – 1770 годов. Фото: www.globallookpress.com

Не убивал?

Так у кого же больше причин завидовать успеху соперника? В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. Вот реакция Моцарта в письме к отцу от того же года: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это...»

И всё равно до сих пор имя Сальери остаётся символом чернейшей зависти. Скажите спасибо за это таланту Пушкина. Благодаря ему мы до сих пор не знаем, царь Борис убил царевича Димитрия или наоборот. Зато можно предположить, почему «наше всё» огульно обвинил Сальери в коварном убийстве.

Дело в том, что Сальери написал любопытную оперу, где был высмеян и очернён русский царь Пётр I . Пушкин с большим пиететом относился к личности этого государя. И композитору, который посмел опорочить светлое имя Петра, потомок «арапки царя Петра Великого, Ибрагима Ганибалки , коего только что сняли с цепи» дал уничтожающую характеристику «отравителя».

Похожие публикации