Интересное о скрипке - самое интересное в блогах. Скрипка — интересные факты 10 фактов о о скрипке

Скрипка – идеальный инструмент для развития воображения. Играть на ней хорошо еще и потому, что она дарит способность к творческим озарениям.
Известно ли вам, что из более, чем ста музыкантов в профессиональном симфоническом оркестре более тридцати - это скрипачи?
Красота тона, а также широкий диапазон выражения звуков у скрипок считается намного лучше, чем у другого инструмента.

Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути - это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно все-таки можно судить о времени ее возникновения - это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Брешии и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них - Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров.

Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. И звучание инструментов тоже оформилось при них - оно стало громче и ярче, чем у виол. А других задач первые брешианские мастера, видимо, и не ставили перед собой. Их дело продолжили знаменитые кремонцы. Впрочем, «продолжили» - это не совсем точно.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Вокруг скрипки всегда разворачиваются драматические, а порой и мистические события.В таком количестве криминальных историй, связанных, в том числе, и с кровавыми убийствами, не был замешан ни один музыкальный инструмент в мире. Ни в один музыкальный инструмент мастера так не вкладывали душу, наделяя каждое своё изделие неповторимыми чертами, позволявшими присваивать инструменту, как человеку, собственное имя. Ни один музыкальный инструмент не появляется регулярно на известных аукционах, где в связи с ним фигурируют астрономические, чаще всего семизначные, цифры. Ни один! Кроме скрипки.

Так почему вокруг неё всегда разворачиваются такие события?! Копнём историю! “Произошла” скрипка от старинной виолы – довольно крупного инструмента с ладами на грифе. На виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро. Шли годы, инструмент менялся. История связывает окончательное превращение виолы в скрипку с тремя семействами скрипичных мастеров из итальянского города Кремоны: Амати, Гварнэри и Страдивари. Именно родоначальник династии Страдивари – Антонио (1644–1736) – и почитается главным творцом современной скрипки.

У нового инструмента нашлось немало влиятельных противников и даже откровенных врагов. И скрипка заняла то место, которое она заслуживала по праву, только благодаря великим музыкантам, продвинувшим технику скрипичной игры далеко вперёд. И самым заметным из них был великий Никколо Паганини.
го выступления приводили зрителей в экстаз.
Присутствовавших всегда поражало его невероятное, “нечеловеческое” мастерство исполнения. Он без видимых усилий извлекал из скрипки виртуозные трели, исполнял сложнейшие вариации даже на одной струне.
Говорили, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса. Но находились и другие, шептавшиеся за спиной музыканта, что на его инструменте начертаны колдовские знаки и что он давно продал душу дьяволу...
Познав все грани успеха, гениальный скрипач дожил до 58 лет, оставив после себя несколько миллионов франков и десятки написанных им музыкальных произведений, часть из которых настолько сложны, что до сих пор сыграть их не может никто. Второго Паганини человечество пока не породило.

Амати Николо (1596 – 1684) – итальянский скрипичный мастер. Со 2-й половины XVI в. По всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати – Николо, сохранилось мало, и они ценятся особенно высоко. Именно от Н.Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А.Гварнери и А.Страдивари.

Гварнери – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семьи, Андреа Гварнери (1626 – 1698) – ученик знаменитого Н.Амати. Особую известность и признание получили инструменты, созданные его внуком – Джузеппе Гварнери (1698 – 1744), прозванным дель Джезу. Инструментов работы дель Джезу сохранилось немного (10 альтов и 50 скрипок); в настоящее время они представляют исключительную ценность.


Страдивари (Страдивариус) Антонио (ок. 1644 – 1737) – выдающийся итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Н.Амати (1596 – 1684). С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером, которые отличаются изяществом формы и непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К.Бергонци и Дж.Гварнери.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!
Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».
Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).
Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении – «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. – скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).

Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)

Бог или дьявол?

Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!

Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы , а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».

Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)

Почему улыбалась Мона Лиза

Леонардораспорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола. (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.

У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел для весел венецианских гондол.

Машина времени

У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе — способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В. Григорьев пишет о любопытном механизме, позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

Еще интересный момент: музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин вспоминает по этому поводу слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что бо льшую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

Виртуозы — это ученые

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Доклад о скрипке для детей 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации об этом народном музыкальном инструменте.

Сообщение про скрипку

Скри́пка - струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.

История скрипки для детей

Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель, арабский ребаб и германскаярота. Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия. Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества. В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне.

Сольным инструментом она стала в XVII веке. Первые произведение, написанные для нее, это «Romanesca per violino solo е basso» (Марини из Брешии 1620 год) и «Capriccio stravagante» (Фарин). Основателем художественной игры на королеве оркестра был А. Корелли, затем Торелли, Тартини, Пьетро Локателли.

Описание скрипки

Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам —соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:

  • Корпус. Он овальной формы с округлыми по бокам выемками, образующими так званую«талию» скрипки. Подобная округлость обеспечивает удобство игры. Нижняя и верхняя части корпуса (деки) соединены обечайками. Нижняя часть изготавливается из клена, а верхняя из Тирольской ели. В верхней деке имеются 2 резонаторных отверстия (эфы), которые влияют на тембр звучания. В середине верхней части расположилась подставка со струнами, закрепленными на струнодержателе из полоски черного дерева. В сторону крепления струн он расширяется. Внутри корпуса из резонансной ели вставлен круглый штифт, душка. Он обеспечивает резонанс колебания звука.
  • Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке.

Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления.

Звучание скрипки

Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков.

  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Инструмент стимулирует работу мозга.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Надеемся, что доклад про скрипку для детей помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о ней. А свой краткий рассказ про скрипку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребёнка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Ребёнок, оставшийся за бортом воспитания — трудового, умственного, физического или музыкального — теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Поэтому не будем ситуацию излишне драматизировать. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребёнку 4 или 5 лет.

Слушание музыки

При правильном музыкальном развитии дети в этом возрасте перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым. Могут высказать о музыке своё впечатление: «Хорошая песенка», «Там поёт птичка», «Я слышу, как шумит ветер» и т.п. Некоторые могут подобрать услышанную мелодию на детском музыкальном инмтрументе или на настоящем пианино.

Дети разные. Одни общительные, всё любят делать вместе, спрашивают, если что-то непонятно; другие ищут ответ на интересующий их вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этакий комочек энергии, и, кажется, ничто не в силах остановить его внимание надолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Общительные дети не выдержат и обязательно спросят:

— Что ты делаешь?
— Слушаю музыку.
— Какую музыку?
— Это симфония.
— Какая ещё симфония?
— Симфония — это когда много инструментов играют вместе, рассказывая о чём-то важном.
— А это интересно?
— Очень.

Не исключено, что ребёнок спросит:

— Можно я послушаю?
— Можно, только не балуйся. Не разговаривай. А, если тебе надоест, уходи.

Хотя подобный способ приобщения к слушанию музыки дошкольников функционирует не всегда, но попытаться действовать в этом направлении стоит. Ребёнок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, как взрослый, который всегда так занят, не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается. Личный пример эффективнее самых красноречивых слов.

Как рассказывать о музыке

Многие считают, что вовсе не обязательно объяснять ребёнку, что такое симфония или соната. Всё равно, мол, не поймёт. Он не поймёт, конечно, в чём сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует, и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний о музыке, музыкальных инструментах, композиторах и музыкантах (разумеется, если обо всём этом говорится доступным малышам языком) помогает музыкальному развитию ребёнка. Лучше всего рассказывать о музыкальных инструментах в форме, которая маленькому человеку ближе всего. В форме сказки.

Сказка о скрипке

Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки.

Покажите ребёнку изображение скрипки. Или нарисуйте сами. Ещё лучше, если у вас дома найлётся игрушечная скрипочка. Совсем хорошо, если есть настоящая. А теперь расскажите придуманную нами сказку про скрипку. Уверены, что многие родители, обладающие большей, чем мы фантазией, могут придумать сказку и получше. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры.

Внимание, игра. Вы пишите заранее ответы на приведённые здесь и другие, придуманные вами по теме сказки, вопросы и раскладываете листы на столе под соответствующими номерам. Прежде чем начать рассказывать сказку, объясните ребёнку условия игры. Например, так:

— Сейчас я расскажу тебе сказку про инструмент, который называют королевой музыки, — скрипку. Потом задам вопросы. Слушай внимательно. За каждый правильный ответ очко получаешь ты. За неправильный — я. Выигрвывает тот, кто получит больше очков.

Уверены, что после такого вступления ребёнок будет слушать сказку внимательно и с большим интересом.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Родители её любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и научили её играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когдав слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю четвёртую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не было. А главное — в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала. В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

— Что ты плачешь? — спросил принц.
— У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка.
— Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и Скрипка заиграла. Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королество и стать его женой.

Так Скрипка стала королевой, а её скрипка — королевой музыки.

Вопросы к сказке

— Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
— Сколько у скрипки струн?
— Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
— Из чего сделаны волосы на смычке?
— Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырвал волос мз смычка?

Возможны, разумеется, и другие вопросы, а также другое развитие сказочного сюжета. Ответы отчётливо, печатными буквами напишите на другой стороне листочка, чтобы дети, умеющие читать, прочитали их сами.

Рассказывать о музыке так, чтобы ребёнку было интересно, непросто. Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора. Или истории, героями которых являются дети.

Рассказ о «Марше деревянных солдатиков» П. Чайковского

У Петра Ильича Чайковского был 8-летний племянник Володя Давыдов. Он любил играть в солдатики, и ему композитор посвятил этот марш. Володя достал из коробки солдатиков. Если хочешь, и ты достань своих солдатиков и поставь их в ряд. Видишь, они стоят ровно и ждут команды. Раздался приказ, зазвучала музыка, и они пошли. Прислушайся, и ты услышишь как бодро и чётко они идут: «Раз-два! Раз-два!» Солдаты проходят мимо Володи, который принимает парад.

После такого рассказа дети понимают, что музыка способна выражать нечто вполне определённое. У них появляется интерес к тому, чтобы понять, что именно музыка выражает, а, следовательно, возникает желание слушать музыку.

О детском настроении

О детском настроении несколько слов отдельно. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет для ребёнка немалую роль (в значительно большей степени, чем у взрослого), как при слушании музыки, так и при занятиях на музыкальном инструменте. Вчера, в солнечный удачный день всё ему было в радость. А сегодня что-то не ладится, и музыка его только раздражает. Ну что ж! В отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда уместны точный распорядок и неукоснительная дициплина. Напротив, здесь, на наш взгляд, необходима гибкость и способность к компромиссам.

Знаем семью, в которой для пятерых детей распорядок дня был расписан до мелочей. И родители поставили перед собой задачу точно придерживаться составленного графика. Любые отклонения от него жёстко присекались. Результат оказался плачевный. Как только дети подрастали и выходили из-под контроля родителей, они, что называется, «пускались во все тяжкие»: уходили из семьи, рано вступали в сексуальные отношения, даже принимали наркотики. Побеждало стремление вырваться из-под системы подавления детских желаний, которые далеко не всегда совпадают с желаниями взрослых. Так бывает, когда вода, долго сдерживаемая запрудой, прорывается на свободу, затапливая всё кругом.

Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.

Музыкальный вкус детей, как правило, зависит от вкуса родителей

Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей только формируется и они не способны отличить хорошую музыку от плохой, неинтересной. Считаем, что вкус детей должен быть воспитан на классике, приучен к хорошей музыке.

К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям...

Знаем семью, в которой девочка с удовольствием слушала музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной , и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Сын одного из авторов в четыре года любил слушать «Лунную сонату» Бетховена. «Дети, — писал И. П. Павлов, — тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».

Сочинение музыки

Случается и так: после слушания музыки, соединённой с рассказом, малыши сами пытаются сочинять музыку. Особенно часто это происходит после того, как узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Если в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты, малыш подолгу сидит, нажимая на клавиши и прислушиваясь к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив. Такие попытки надо всячески поощрять: «Ой, молодец! Ну-ка, повтори ещё раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошёл... Как будто белочка пробежала...» И т.п.

Вот несколько советов

  • Запишите мелодию на магнитофон. Потом вместе с ребёнком прослушайте.
  • Постарайтесь в словах выразить, на что похожа написанная малышом музыка, какое настроение в ней выражено.
  • Придумайте вместе с юным композитором название мелодии.
  • Если сумеете, запишите детское сочинение в нотах.
  • Пусть у детей, которые учится играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.
  • Хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания. Придумай грустную мелодию. Или весёлую. Или мелодию колыбельной песни для куклы. Сочини мелодию к стихотворению. На наш взгляд, хорошо использовать для этих целей детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и других популярных авторов. Хорошие детские стихи хорошо ложатся на музыку.

Музыка и рисунок

Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к музыкальным произведениям изобразительного хзарактера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в «Детском альбоме» П. Чайковского, Р. Шумана или, скажем, в пьесах для детей С. Майкапара, А. Гречанинова и других композиторов.

Скрипка как музыкальный инструмент

Трудно встретить в наше время человека, не имеющего представления о скрипке - основном музыкальном инструменте, относящемся к семейству смычковых. Скрипка - один из наиболее благородных, широко распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Царица музыки - так наиболее метко характеризуют этот удивительный по красоте звучания музыкальный инструмент. Огромные исполнительские возможности, богатство, выразительность и теплота ее тембра обеспечили этому инструменту ведущее положение в симфонических оркестрах, в различного рода ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту.

Энциклопедия дает нам следующее определение:

Скри́пка - струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны. Скрипка часто солирует певучие и виртуозные мелодии.

Но мне больше нравится первое определение, так как оно отражает всю многогранность и великолепие скрипки!

Устройство скрипки

Строение скрипки очень простое: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

Каждая ее деталь или элемент корпуса выполняются из определенной породы дерева. Для верхней деки, на которой в центральной части располагаются два резонаторных отверстия, напоминающих английскую букву «f», используется ель. У этой породы дерева наиболее ярко выражена упругость, которая позволяет добиваться отличного звучания басовых нот. Верхнюю деку делают либо из цельного куска древесины, либо из двух частей.



Нижняя дека, наоборот, несет ответственность за верхние ноты, и соответствующим для этого материалом общепризнан клен. К тому же, долгое время использовался волнистый клен, который в средневековую Италию доставлялся из Турции, благодаря чему из-под рук скрипичных мастеров вышли их неповторимые творения.

Гриф – еще один важнейший элемент инструмента, который представляет собой продолговатую дощечку. Он постоянно контактирует со струнами, а, следовательно, подвергается износу. Его выполняют из палисандрового дерева или эбенового (черного) дерева, которые отличаются особой твердостью и прочностью. Палисандр к тому же не тонет в воде. Не уступает по этим свойствам и железное дерево, но из-за своего зеленого цвета, не гармонирующего с общей цветовой гаммой скрипки, оно не получило применения.

Струны – они изготавливаются из разных материалов и могут быть жильными, шёлковыми, металлическими.

У скрипки сложная конфигурация, которая имеет выпуклости и изгибы. У каждого мастера, создающего этот инструмент, свой почерк его создания. Нет и не может быть двух скрипок одинакового звучания, но не только по этой причине. Основная – это свойства древесины, которые никогда не могут повториться.

История cоздания скрипки

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых – виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.

Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.

Родственники скрипки

У скрипки много сестер и братьев и их история очень интересна. У всех на слуху альт, виолончель. Но я хочу рассказать о малоизвестных инструментах, которые, возможно мало кто знает, но они имеют очень интересную и богатую историю.

Это арабский прапрадедушка скрипки, его считают предком всех европейских смычковых. Никто даже не может назвать дату и историю возникновения данного музыкального инструмента. Он пользовался на Востоке огромной популярностью. На нем играли народные певцы и музыканты Востока. В Европе данный инструмент появился в 10 веке.

Это бродячая скрипка западноевропейских бродячих музыкантов и по совместительству танцоров, фокусников, поэтов, рассказчиков. На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в росписях соборов.

Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто.

Рафаэль - «Коронование Марии»

Не ясна история исчезновения данного инструмента и в настоящее время его практически не найти. Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых - может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке.

Понтийская лира

Понтийская лира появилась на перекрестке культур. Вначале она проделала долгий путь откуда-то из Персии или с арабского Востока, прежде чем проявиться в Византии и обрести в ней свою нынешнюю форму. Но даже эта ее, византийская форма навряд ли принадлежит целиком и полностью какой-либо нации: Византия была многонациональной империей, а византийская музыка, впитала в себя элементы арабской, персидской, коптской, еврейской, армянской, сирийской, болгарской, сербской, хорватской и даже русской музыкальной культуры! Понтийскую лиру считают одной из «бродячих скрипок» Востока.

Легенды и истории связанные со скрипкой

На протяжении веков изумительное звучание скрипки зачаровывало людей. Ее мелодичные звуки ублажали слух избалованных аристократов и заставляли пускаться в пляс простой люд на незатейливых деревенских праздниках.

Я хочу рассказать о наиболее интересных историях и легендах, которые связаны с мастерами скрипичной музыки.

Загадки мастера

Безусловно, настороженное отношение к скрипке касалось и ее создателей. Во все времена люди поглядывали на скрипичных мастеров с недоверием, а о самых выдающихся из них еще при жизни слагали легенды. Хотя нужно отметить, личности этих людей задавали окружающим немало загадок.

Скрипки, созданные великим Антонио Страдивари, даже спустя три столетия после его смерти не имеют себе равных. Но даже тщательное изучение этих инструментов не раскрыло тайну их божественных голосов. Творения Страдивари не отличались от других скрипок ни качеством дерева, ни размерами, ни даже лаком.

А ведь долгое время считалось, что несравненный голос инструментам великого мастера дает удивительный лак, изготовленный по особому рецепту. Но несколько лет назад некими смелыми исследователями был проведен практически варварский эксперимент. С одной из скрипок Страдивари был полностью смыт лак, однако даже после этого кощунства она звучала по-прежнему.

Еще несколько столетий назад родилась следующая версия, пытающаяся объяснить феномен мастера. Якобы в детстве маленького Антонио благословил сам Господь, даровав ему талант создавать инструменты, голос которых напоминал бы людям о Царствии Небесном.

Тогда же получил будущий великий мастер от Всевышнего чудесное вещество, которое впоследствии добавлял в лак для своих скрипок. И именно этот секретный ингредиент якобы дарил инструментам Страдивари божественное звучание.

История мастера Паганини

Все началось с мрачного названия места рождения величайшего скрипача всех времен и народов. В небольшом квартале Генуи, в узком переулочке под названием «Черная кошка», 27 октября 1782 года у Антонио Паганини, бывшего портового рабочего и его жены Терезы Боччардо, простой горожанки, родился сын Никколо. Антонио имел в порту небольшую лавку, страстно любил музыку и играл на мандолине и скрипке. Это были простые песенки, веселые и запоминающиеся народные мелодии, которые исполнялись Антонио с мрачным лицом. По счастью, жена его, Тереза, была женщиной мягкой, кроткой и покорной. Будучи не в силах переделать характер мужа, всегда недовольного и ворчливого, она старалась не противоречить ему. Тереза находила утешение в религии и детях. Их было у нее пятеро. Однажды матери Никколо приснился удивительный сон: явился к ней ангел и спросил, какую милость от Бога она хотела бы получить. Поскольку глубоко верующая женщина очень любила музыку, она попросила божественного посланца о том, чтобы ее сын Никколо стал великим музыкантом. Рассказ об этом чудесном сне произвел сильное впечатление на мужа Терезы, также неравнодушного к музыке. Посовещавшись, родители Никколо твердо решили обучать ребенка игре на скрипке - инструменте, ставшем благодаря стараниям Гварнери, Страдивари и Амати музыкальным символом Италии.

Никколо было семь лет, когда отец впервые вложил в руки будущего виртуоза крошечную скрипку, которая с того дня стала его единственной игрушкой. Но очень скоро юный скрипач понял, что занятие музыкой - это не только удовольствие, но и тяжелый, кропотливый труд. Мальчик очень уставал, но отец заставлял талантливого ребенка заниматься целыми днями, не позволяя выходить на улицу для игр со сверстниками.

Проявляя упорство и неудержимую волю, Никколо с каждым днем все больше и больше увлекался игрой на инструменте. Бесспорно, такие чрезмерные занятия, недостаток кислорода, движения и питания, - не могли не отразиться на его растущем организме и, конечно же, подорвали здоровье мальчика. Однажды Никколо, изможденный многочасовыми занятиями, упал бездыханным в каталептической коме. Родители сочли мальчика умершим, поскольку он не подавал никаких признаков жизни. Никколо пришел в себя лишь в гробу при душераздирающих звуках траурной музыки. Его идеальный слух не в состоянии был воспринимать фальшь даже тогда, когда Паганини находился между жизнью и смертью. Вернувшись с «того света», юный скрипач с еще большим рвением взялся за освоение сложных технических приемов игры на любимом музыкальном инструменте. Благодаря своему усердию и твердости характера за очень короткое время Никколо достиг столь больших успехов, что слава о его необычайных способностях шагнула далеко за пределы скромного переулка Черной кошки.

Уже в восьмилетнем возрасте Никколо написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. Первым серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. В десять с половиной лет Никколо, в течение полугода взял 30 уроков у скрипача Джакомо Коста и, в то же время, стал регулярно играть в церквах на воскресных и праздничных богослужениях. В генуэзской газете «Аввизи» от 31 мая 1794 года можно было прочитать: «В понедельник 26 мая в церкви Сан-Филиппо Нери состоялась месса. Был исполнен гармонический концерт искуснейшим молодым человеком одиннадцати лет - синьором Никколо Паганини, учеником знаменитого преподавателя музыки Джакомо Коста, который вызвал всеобщее восхищение». Нельзя не отметить еще одного учителя Никколо Паганини - виолончелиста, прекрасного полифониста Гаспаро Гаретти, привившего юноше отличную композиторскую технику. Развивая способность слышать внутренним слухом, он заставлял его сочинять без инструмента.

По мере того, как искусство владения скрипкой Никколо становится более виртуозным и отточенным, Антонио Паганини отправляется вместе с юным скрипачом в первое концертное турне по городам Италии: Милану, Болонье, Флоренции, Пизе и Ливорно. Успех сопутствует маленькому виртуозу повсюду и все больше воспламеняет душу юного дарования. Никколо интуитивно понимает, что не сможет наилучшим образом выразить себя и достичь вершин своего искусства, если не найдет применения своему страстному темпераменту в своих сочинениях. Великими были его предшественники: Корелли, Вивальди, Тартини, творчество которых глубоко изучал Паганини, но их музыка, написанная в спокойной и сдержанной манере, не отвечала бурному и несдержанному характеру Паганини. Как ни странно, но именно в юном возрасте родились многие из его прославленных каприччио, где прослеживается творческое переосмысление скрипичных технических приемов и принципов в музыке, впервые введенных итальянским композитором Локателли, которые представляли собою скорее технические упражнения. Но стоило руке гения коснуться сухих формул, и они, преобразившись, превратились в оригинальные, блестящие миниатюры, ошеломляющие своей виртуозностью. 24 каприччио Паганини до сих пор остаются одним из самых уникальных явлений музыкальной культуры скрипичного искусства, поражают неудержимой страстностью, невероятной смелостью и оригинальностью мышления. Эти небольшие произведения оказали колоссальное воздействие, как на музыкантов-современников великого итальянца, так и на композиторов будущих поколений. Вдохновившись, новыми, оригинальными идеями генуэзского виртуоза, переложив для своего инструмента «Компанеллы» и некоторые каприччио Паганини, Ференц Лист открыл новую эру в истории фортепьянного искусства.

Никколо, играя на скрипке, имитировал пение птиц, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы и человеческий смех, используя контрасты тембров и регистров, применял ошеломляющее разнообразие эффектов. Однажды Паганини заменил обычный смычок длинным, что поначалу вызывало смех у слушателей, но вскоре он был награжден за эту странность горячими аплодисментами. Вот такими были ранние годы гения, Никколо Паганини, но вокруг жизни легендарного скрипача еще не мало ходило мистических слухов и легенд.

Рыжий аббат

4 марта 1678 года, родился великий итальянский композитор Антонио Лючио Вивальди. Его самое знаменитое произведение - "Времена года". Четыре скрипичных концерта - осень, зима, весна, лето. Он и по сей день один из самых популярных композиторов мира.

В юности Антонио был пострижен в монахи. А через 10 лет Вивальди стал аббатом и у него появились неприятности с инквизицией. Однажды во время мессы он трижды покинул алтарь, чтобы записать мелодию, которая пришла ему в голову. Последовал вызов к инквизитору и допрос.

Правда ли, что во время мессы Вы покидали алтарь?

Я вынужден был это сделать, так как страдаю приступами удушья.

А говорят, Вы удалялись, чтобы записать пришедшую Вам в голову музыку.

Клевета! Каждый, кто меня знает, подтвердит, что это из-за приступов грудной болезни.

Он был действительно нездоров. Худой рыжий человек с впалой грудью, узкие плечи, бледный, в чёрной сутане. Болезнь душила его. Но он был очень энергичным, работал в сумасшедшем темпе. Вивальди - единственный из композиторов того времени мог сочинить оперу за три дня. Это и сегодня рекорд. Причем, ставил свои оперы сам. Стремительно. Три-четыре репетиции и готово. Партитуру он писал быстрее, чем переписчик снимал с неё копию. Работал в основном по заказу. Писал музыку почти к каждому празднику, а праздников у католиков много. Более того, он прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза, а в родной Венеции был заметной фигурой.

В течение 36 лет Вивальди был директором музыки в сиротском доме для девочек Ospedale della pieta. Благодаря интенсивной и многогранной музыкальной деятельности Вивальди, его маленькая "консерватория" стала заметно выделяться среди других в Венеции. Рыжий, заводной, вокруг него всегда музыканты, дети. И, естественно, инквизиция к нему привязалась.

За Вивальди закрепилось прозвище – «Хитрый, рыжий аббат». Это было связано с тем, что он был веселого и безудержного нрава, а также всегда выходил с честью из трудного положения.

…Вивальди окончил свою жизнь в Вене нищим человеком, всеми забытый, больной...и долго музыка его нигде не звучала. Вспомнил о нём только великий Бах, который сделал несколько переложений его скрипичных концертов. Но это было совсем немного, у Вивальди 500 концертов, больше 50 опер, контат, симфоний... Обо всём этом не вспоминали почти три века. Только в 20-е годы обнаружили какие-то старые, никому не нужные ноты, стали играть - великая музыка! Это оказался Вивальди. И с тех пор Антонио Вивальди стал одним из самых популярных композиторов среди любителей классической музыки. Даже мобильные телефоны теперь играют "Времена года" (с) Андрей Кончаловский, "Стоит вспомнить"

Ни об одном музыкальном инструменте нет столько мистических историй и легенд, а также нет и столь гениальных музыкантов и композиторов, которые играли бы и сочиняли музыку для какого либо другого инструмента. Это свидетельствует о том, что звучание скрипки никого не оставляет равнодушным и скрипка - является поистине Великим инструментом.

Похожие публикации