Культурные ценности: теория и история. Основные типы культуры

Наиболее общий признак культурных ценностей - это их историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества. Культурные ценности следует понимать как незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Так Большая юридическая энциклопедия (2005 г. издания) дает более детальное определение культурной ценности, это «... нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Объект, представляющий собой культурную ценность должен не просто давать человеку информацию исторического, художественного или научного характера, но в первую очередь воздействовать на органы чувств. Такой предмет может вызывать, например, визуальное, слуховое наслаждение. Эти впечатления воздействуют на разум человека, передавая таким образом, порой из далекого прошлого, мысли создателя культурной ценности.

Можно выделить несколько основополагающих признаков, по которым объект или предмет может быть отнесен к категории «культурные ценности»:

1) универсальность, т. е. предмет представляет общемировой интерес (имеет ценность для всех народов);

2) незаменимость: невозможно создать абсолютно идентичный образец;

3) уникальность, рассматриваемую как эстетический посыл, который несет в себе предмет;

4) временной критерий: к культурным ценностям относятся те предметы материального мира, которые созданы в большинстве своем более чем 100 (50) лет тому назад;

5) стоимость в эквивалентном выражении: культурные ценности подлежат имущественной оценке и могут быть отнесены к предметам материального мира (вещам).

Классификация К.Ц. Достаточно сложная задача, так как они слишком разнообразны, количество их неисчислимо, они уникальны. Классификация, построенная с использованием совершенно разнородных критериев, не выдерживает критики, почти каждый из перечисленных в ней видов включает объекты, которые могут быть одновременно отнесены и к другим видам памятников. Однако, для охраны памятников истории и культуры их научная классификация, позволяющая избрать наиболее оптимальные средства их защиты имеет важное значение.


Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории:

1) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше.

2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.

3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Казанский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности.

Основанием для классификации К.Ц. Может служит и фактор времени, т.е. время создания предмета: артефакты, современные, а также ценность К.Ц. Взяв за основу подобное разграничение и потребительский (меркантильный) интерес к истории развития человечества, функция культурных ценностей нам видится, заключена как средство приобщения к культуре.

Культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и ознакомление с ними способствует взаимному пониманию и взаимному уважению между народами, каждое государство должно охранять достояние, состоящее из культурных ценностей, находящееся на его территории, от опасностей, связанных с их незаконным вывозом, ввозом и передачей права собственности на них.

Сегодня стало модно говорить о культуре. Некоторые утверждают, что общество год от года ее теряет, некоторые, наоборот, доказывают, что культура перерождается и становится все более многогранной. Так ли это? Давайте разберемся, что это - культурные ценности, и попробуем ответить на вопрос о том что же с ними происходит.

Что такое культура

На латыни слово "cultura" изначально обозначало "возделывание". Как же так получилось, что со временем термин поменял смысл? На самом же деле значение слова "культура" осталось тем же. Воспитание, развитие и образование - это и есть возделывание человеческой души.

Именно культура помогла человеку перейти из первобытного общинного племени сначала к аграрной, а впоследствии и к культурной революции. Сегодня понятие включает в себя различные области деятельности человека, являясь совокупностью навыков, умений и продуктов самовыражения. Культурные ценности - это неотъемлемая часть жизни общества. Давайте поближе с ними познакомимся.

Культурные ценности - что это?

Как ни странно, но трактовать это понятие можно по-разному. Первый вариант: культурные ценности - это нравственные и моральные устои человека. Именно по устоявшимся образцам поведения человек живет и думает. А вот когда эти границы моральных норм нарушаются, человек автоматически признается некультурным. Причем ему-то это никак жить не мешает, а вот окружающих порой может шокировать.

Второй вариант трактовки самый популярный. Культурные ценности - это здания, картины, объекты, технологии и предметы. Все то, что можно увидеть или понять. Все эти знания и материальный продукт деятельности человека помогли нашему обществу совершить быстрый скачок в своем развитии.

Третий вариант значения культурный ценностей - это продукт деятельности человека, который скрыт от нашего взгляда в головах людей. Сюда относятся знания, наука, навыки и научные ценности.

Ну и последняя трактовка культурных ценностей общества - это языки, традиции, ремесла, фольклор. Все то, благодаря чему мы и считаем себя цивилизованным обществом с богатой историей.

У различных стран одинаковые или разные культурные ценности?

Если посмотреть на трактовку самого термина, все становится понятно. Каждая страна имеет свою историю, свод законов и, как следствие, уникальную культуру. Соответственно, и ценности везде будут разными. Почему так произошло? Страны развивались в различных условиях, и религии в них были тоже разными.

А ведь именно верования человека и составляют огромный пласт культуры. Наша страна долгое время была языческой, и это не могло не отразиться на современном обществе. Русских много веков считали варварами, и сейчас такое же мнение у иностранцев, которые никогда не были в нашей стране, а только по выпускам новостей о ней знают.

Но это не означает, что у наших предков не было культуры. Языческая вера требовала не только строгого подчинения богам, но и создания капищ, тотемов и памятников. И когда на смену политеизму пришел монотеизм, люди не отказались от своего наследия. Они просто переделали византийскую веру, адаптировав ее под нашу страну. Таким образом и получилось, что в процессе различных эволюций и революций менялись люди и их сознание.

Культурные нормы - это что?

Обычно этим понятием обозначаются стандарты поведения. Причем, как и культурные ценности народов, нормы во всех странах разные. Выражаются они в виде наград и наказаний, регулируются государством. В нашей стране культурные нормы действуют не просто на словах. Они записаны в Конституции, которая в разумных пределах ограничивает права человека. Но в то же время она дает ему максимальную свободу действий в рамках разумного. В случае несоблюдения культурных норм человека ждет регламентированное наказание.

Культурные ценности человека

На земле много народов и национальностей. Каждый отдельно взятый человек обладает набором культурных ценностей и норм. Какие же они у него? Понятно, что в каждой стране свое понятие о культуре, но большинство ценностей все же схожи:

  • Стремление познать свою историю и понять суть происходящего с нами и нашей родиной. Эта ценность под названием "любовь к Отчизне" закладывается в каждого человека. Ведь только личность, которая знает свою историю, может создавать будущие страны.
  • Знание особенностей национального творчества. Фольклор, ремесла, традиции и обычаи редко изучают в школе. Эти знания человеку даются в семье. И только благодаря им человек может лучше познать, кто он есть и что делает в этом мире.
  • Религия является одной из основных культурных ценностей человека. Именно она устанавливает неписаные правила, не регламентированные конституцией, по которым стоит жить всем людям.

Культурные ценности государства

Граждане одной страны представляют единую группу, которую объединяет общая история и общее будущие. Ценности всего общества в целом включают в себя культурные нормы каждого отдельно взятого человека. А в чем же тогда разница? В глобальности мышления. Правители стран могут менять культурные ценности, если захотят. Но к таким переменам народ относится очень плохо, поэтому они происходят нечасто.

Главная задача любого государства - сохранить и приумножить культурные ценности. То есть оно должно помогать талантливым людям самореализоваться, ученым - делать открытия, а архитекторам - строить здания. Сегодня нематериальные культурные ценности отходят на второй план, а на первый как раз и выходит продукт деятельности людей, который приносит какую-то пользу обществу и государству.

Как защищают культурные ценности

Сегодня многие государства обеспокоены все увеличивающимся ростом вандализма. Именно поэтому многие из них объединились и поставили перед собой цель защитить культурные ценности. Таким образом, было принято решение охранять здания, картины, скульптуры. Да, это большая часть наследия любой страны. Именно по этим памятникам, дошедшим до нашего времени, можно судить о том, как жили наши предки.

Но ведь культура - это не только материальные ценности. Под этим термином понимается и наш менталитет и язык. И мало кто следит за чистотой своей речи. Сегодня в русском языке так много сленга, что говорить о культуре языка сложно. Это относится и к религии. Если церкви, мечети и другие религиозные сооружения охраняются и, как следствие, сохраняются, то вот сама вера изменяется год от года.

Перспектива развития культурных ценностей

Как уже писалось выше, мир не стоит на месте. Культура и культурные ценности меняются и преобразовываются. Но не стоит об этом сожалеть. Это естественный этап развития. Нужно верить, что все происходящее всегда к лучшему. Конечно, это не значит, что нужно своими собственными руками убивать памятники культуры прошлых веков.

Хотя иногда можно сильно удивиться, смотря, как быстро стрит-арт стали считать искусством. Это неплохо, когда художники расписывают серые скучные дома, но вот когда творить начинают на церквях или памятниках, бросает в дрожь. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен понимать грань дозволенного и через нее не переступать.

Культурные ценности поколения XXI века в основном расположены в сети. Поэтому сложно представить, как в будущем будет происходить сбор, систематизация и сохранение такого вида творчества. Возможно, создадутся отдельные сервера, где будут храниться картины художников, песни и кинофильмы, именно они и станут перерождением современных музеев.

Мир ценностей разнообразен. В аксиологии предложены различные варианты их классификации. К примеру, согласно классификации Ерасова, имеют ценность следующие понятия:

§ Витальные (vita – ʼʼжизньʼʼ): это жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние;

§ Социальные: семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство;

§ Политические: гражданские свободы, закон, Конституция, мир и т.д.;

§ Моральные: добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям;

§ Религиозные: вера, Бог, Священное писание;

§ Эстетические: красота͵ стиль, гармония.

Система ценностей может складываться у отдельного человека, внутри социальных групп, внутри культурных эпох. Личные ценностные ориентации появляются у каждого человека, начиная с детства. С их помощью он ориентируется в мире понятий, которые имеют ценность, и определяет, какие понятия являются для него более значимыми, а какие менее. Так формируется ценностная иерархия . У социальных групп, живущих в сходных условиях, создается сходная иерархия ценностей:

1. Порядочность (чистая совесть);

2. Дружба;

3. Успешная карьера;

4. Материальное благополучие;

5. Любовь;

6. Рождение и воспитание детей;

7. Семейное счастье;

8. Процветание и безопасность страны.

Со временем система ценностей, иерархия ценностей изменяется, особенно при значительных переменах в жизни общества. К примеру: в древнегреческой культуре большую ценность имели философия и искусство, в древнеримской культуре – политика и право, в Средние века – религия, в Новое время – наука. Иерархия ценностей в данном случае связана с идеалами данного типа культуры, эпохи. Идеал - ϶ᴛᴏ эталон, на который можно ориентироваться. Эталон формирует культуру как целостность, является одним из базовых условий ее существования и развития. К примеру: в эпоху Средневековья (к. 5 – 14 вв.) сложились три эталона жизни человека:

1. Христианская церковь в качестве идеала назвала жизнь Христа͵ а также жизнь христианских мучеников;

2. Простой народ выразил идеал в фольклоре, герой которого, прежде всœего, веселый, трудолюбивый, смекалистый и удачливый человек;

3. Рыцарство сформировало культурный эталон, в базе которого – кодекс рыцарской добродетели.

Утверждающиеся в культуре эталоны, образцы, как правило, фиксируются в виде культурной нормы. Культурные нормы - ϶ᴛᴏ правила, регулирующие человеческое поведение, разрешающие или запрещающие что-либо делать. Эти правила являются общепринятыми, ожидаемыми в определœенном культурно-историческом обществе. Иными словами, они устанавливаются обществом. Узаконенность и признанность культурных норм поддерживаются как государственными распоряжениями (к примеру, юридическими законами, закрепленными Конституцией), так и силой общественного мнения. К культурным нормам относятся: привычки, манеры, обычаи, традиции, нравы (обычаи, имеющие моральное значение), законы, табу. Совокупность этих элементов принято называть нормативной системой культуры .

Культурные нормы подразделяются на несколько видов:

1. Институциональные нормы - ϶ᴛᴏ нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью власти. Οʜᴎ выражаются в государственных аконах, уголовных кодексах, постановлениях церкви.

2. Этнографические нормы. Имеют неофициальный характер и складываются стихийно в виде массового обычая поступать так а не иначе. Οʜᴎ часто совпадают с этническими традициями.

3. Конвенциональные нормы. Создаются в процессе общественного договора, часто не имеют силы закона. Это бывают правила сосœедского поведения, нормы дружеских взаимоотношений, нормы этикета.

4. Эталонные нормы. Служат в качестве образца для подражания. Чаще всœего так создаются религиозные или художественные нормы.

Коротко охарактеризуем некоторые культурные нормы:

Обычаи - ϶ᴛᴏ отобранные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Обычаи не требуют обязательного выполнения (к примеру, римские полководцы в большинстве случаев обращались к жрецам накануне битвы и начинали ее, только получив благоприятное предсказание). Обычай чаще всœего проявляется на бытовом уровне поведения людей - ϶ᴛᴏ распределœение ролей и функций в семье, отношение к старшему поколению. К обычаям относятся бытовой этикет, обрядово-ритуальные (посœещение могил родственников). Отменить или изменить обычай с помощью власти практически невозможно. Зарождение обычаев связано с особенностями природной среды, хозяйственной деятельностью, историческими условиями существования.

Традиция - ϶ᴛᴏ установившаяся норма поведения, остающаяся неизменной в течение веков. Традиции, в отличие от обычаев, обязательно пополняются. Так, звучание национального гимна и поднятие национального флага на международных спортивных соревнованиях в честь победителя является традицией. Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это нужно делать именно так, а не иначе. Традиции очень устойчивы: на их изменение также нельзя повлиять ʼʼсверхуʼʼ. Так, в советское время не удалось отменить традицию празднования религиозных праздников (особенно Пасхи). Православная религия, в свою очередь, не смогла запретить некоторые языческие праздники (масленица, день Ивана Купала).

Обряды всœегда связаны с верой и носят религиозный характер.

Нравы общества – понятие, близкое к обычаям; они регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации.

Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций, наряду с ментальностью общества (психологическими особенностями, лежащими в базе поведения людей) составляет образ жизни. Также образ жизни зависит от природных условий существования общества, его материально-технической базы, системы социальных институтов. Благодаря изучению образа жизни людей можно прогнозировать пути изменения конкретной культуры в целом.

§3. Классификация культуры. Культура Востока и Запада

Проблема классификации культур в культурологии

Весь окружающий человека мир неоднороден и разнообразен. Для того чтобы упорядочить представления о нем, в культурологии используют метод классификации. Для этого исследуют отдельные культурные явления, сопоставляют их и группируют по какому-либо основанию. Существует множество классификаций:

§ Археологическая

В ней культурные типы различаются по использованию конкретного материала.

§ Культурно-историческая

В ее базе лежат культурные различия.

§ Формационная

В ее базе производственные силы и производственные отношения

§ Расово-национальная

Она основана на принадлежности человека к разным расам и разным народам.

§ Коммуникационная

Означает, что смена типа коммуникации влечет за собой изменение культуры. Типы:

Дописьменная (безписьменная) культура;

Письменная культура;

Экранная культура (с 1895 ᴦ.);

Информационные технологии (сотовый телœефон, Интернет);

§ Религиозная

Сюда относится языческая культура, Библейская культура, атеистическая культура.

§ Социальная классификация

Рассмотрим некоторые виды, типы и формы данной классификации. Виды культуры - ϶ᴛᴏ совокупность правил, норм, моделœей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры. Т.е. виды культуры являются частями одного целого. Сюда относятся этническая, национальная культуры, субкультуры, контркультура, официальная культура, маргинальная культура.

Этническая культура (коротко). Этнос формируется на базе совместного проживания большой группы людей на единой территории, крайне важно сти обороны от общих врагов, а также схожести хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, религиозные представления, что и формирует единую этническую культуру.

Национальный тип культуры представляет собой преобразованный вариант этнической культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего этнически однородного общества. В корне национальной культуры, помимо этнических признаков, экономический интерес и стремление к государственному объединœению.

Субкультура – культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию доминирующей культуры общества. Отличия бывают конфессиональными, возрастными, профессиональными и т.д., но по основной массе элементов культура субкультуры очень близка к базовой. Примеры субкультур: культура интеллигенции в XIX в., старообрядцы, культура молодежи.

Контркультура - ϶ᴛᴏ культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и явно противостоящая культуре общества в целом. Пример: контркультура уголовного мира, движение хиппи в 60 гᴦ. XX в. Культура хиппи была контркультурой, пока правительство европейских стран боролись с этим течением молодежи. После того, как государственные структуры перестали преследовать хиппи, смягчили политику по отношению к ним, исчезла агрессивность этого молодежного движения. Сейчас хиппи можно определить как субкультуру.

Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры является понятие официальной культуры . Официальной принято называть культура, которая передается сверху и признается (чаще всœего молчаливо) большинством общества в качестве определœенного стандарта.

Маргиналы - ϶ᴛᴏ та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней (обычаев, традиций), избавилась от особенностей речи собственной культуры, однако не приобщилась и не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию (к примеру, житель деревни приезжает в Москву на работу).

Типологическая характеристика Запада и Востока

Региональная классификация:

§ Запад (в настоящее время: Европа, Северная Америка, прошлое: Древняя Греция и Древний Рим);

§ Восток (в настоящее время: Китай, страны арабо-исламского и индо-буддийского мира);

§ Север (Запад);

§ Юг (африканский континœент, Океания, Меланезия).

1.3.1. Типы ценностей

Среди ценностей, формирующих культуру, выделяются две основные группы – материальные и духовные. Первую составляет совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного, религиозного творчества: произведения живописи, литературы, памятники архитектуры, ремесленные изделия и т. д. Вторая включает социальный опыт общества, «наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми…» [Флиер 2000: 252]. Другими словами, это социальный опыт общества, приобретенный в результате адаптации к социальной среде, система представлений о том, как должны строиться взаимоотношения между людьми и каким должен быть человек.

Многие ценности, накопленные человечеством на протяжении истории, являются универсальными. Однако значимость тех или иных ценностей, их иерархия на ценностной шкале в разных культурах различна. Именно это и определяет оригинальность каждой из культур, ее своеобразие и уникальность. Общность культурных ценностей и традиций наряду с языком является одним из важнейших признаков этноса [Караулов 2002: 47]. В основе любой культуры лежит свойственная ей система ценностей, которые выступают как основные жизненные ориентиры и, в конечном счете, определяют культуру данного общества. Для восточной традиции, например, характерны такие ценности, как единство общества и человека, семья, уважение к родителям и старшим, самосовершенствование личности, взаимозависимость, гармония в межличностных отношениях, скромность. Для западной традиции – противопоставление личности и общества, приоритет индивидуальных ценностей над общественными, независимость, свобода личности, равенство и др.

Познавая другую культуру, люди, как правило, болезненно реагируют на различия в ценностной системе, исходят из своих представлений о значимости тех или иных ценностей, что порой приводит к достаточно резким суждениям и оценкам. В качестве иллюстрации приведем пример того, что пишут об англичанах русские парни, прожившие несколько месяцев в Лондоне:

Пресловутый британский традиционализм, на самом деле, есть некое подобие компьютерной программы, от которой британец не отступит ни на йоту в течение всей своей жизни. Правил-традиций очень много, и менталитет британца целиком состоит из них. британцы это не люди, а какие-то киборги [Сакин, Спайкер 2002: 178].

Их негативное впечатление об англичанах усиливается после знакомства с результатами опроса, проведенного в английских университетах, где информантов спрашивали, что для них является главным в жизни и ради чего они живут:

Результаты были ошеломляющие. Впереди с гигантским отрывом от всех остальных пунктов шло money-making (59 % опрошенных), на втором месте – карьера (около 40 %)… Традиционные и естественные, как показалось бы русскому человеку, ценности – семья, дружба, любовь, дети – либо занимали последнее место этого «хит-парада», либо вообще отсутствовали [Сакин, Спайкер 2002: 181].

Для преодоления этноцентризма в восприятии представителей иной культуры и лучшего понимания важно знать особенности их ценностной системы. Американские антропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек выделили пять основных параметров, по которым взгляды представителей разных культур на окружающий мир различаются и которые определяют их ценностную ориентацию. По их мнению, это: а) отношение человека к природе (man-nature orientation); б) его отношение к деятельности (activity orientation); в) отношение ко времени (temporal orientation); г) характер взаимоотношений между людьми (relational orientation); д) природа человека (human-nature orientation) . На основе этих отношений и складывается система ценностей народа, формируются его взгляды, концепции, культура. Кратко остановимся на некоторых из этих отношений в рассматриваемых нами культурах и попытаемся найти свидетельства их проявления в коммуникации.

Смотрите также

По всем правилам орфоэпического искусства
Не пугайтесь этого не знакомого вам термина: орфоэпией называют учение о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литерату...

Людские и лошадиные
…А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылий? Нет, не Кобылий… Жеребцов, нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия л...

ГЛОКАЯ КУЗДРА
Мы теперь хорошо знаем, что́ такое слово, целое живое слово, – слово, так сказать, «видимое снаружи». Мы рассматривали разные слова. Нам известно кое-что и об их жизни. Мы знаем: подобно т...

Культура является стержнем, первокирпичиком общества. Основную роль в этом играют материальная и духовная культура. К материальной культуре можно отнести все артефакты (все искусственно созданное) – физические элементы: орудия труда, дороги, постройки, памятники, погребения, дома, мосты, пароходы, самолеты, одежду, посуду, предметы роскоши и другое. К духовной культуре можно отнести, все, что сотворено разумом человека, например, знания, религия, нормы, обычаи, традиции, духовные ценности, ритуалы, идеи, эталоны поведения, законы, заповеди и многое другое, что существует в сознании человека.

Культура делится на две большие составляющие – культурную статику и культурную динамику.

Культурная статика – это культура в покое, внутренне ее строение, базисные элементы, все материальное и нематериальное в ней. Она включает:

культурные комплексы как сумму элементов, возникающих на базе исходного культурного элемента и связанных с ним функционально: спортивные комплексы, гостеприимство, свадьба, крещение, рождение;

культурное наследие – это культуры народов, созданные прошлыми поколениями, испытанные временем, передаются по наследству;

культурные универсалии – это нормы, явления, которые вошли в обиход народов независимо от географии, времени и устройства общества. Сюда можно отнести универсальные аспекты из жизни и деятельности людей, которые повторяются всюду у многих народов: община, пища, календарь, украшение, соблюдение чистоты, гадания, танцы, декоративное искусство, толкование снов, ухаживания, образование, спорт, этикет, торговля, отлучение ребенка от груди, контроль за погодой, религиозные ритуалы. К культурным универсалиям, их насчитывается более 70, относится также то, что отличает одних людей от других: язык, вера, одежда, жилье, времяпрепровождение, привычки, традиции, обряды, манеры поведения.

Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:

1. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой.

Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают, то что ранее не было известно.

Изобретение – разновидность инновации, создание новых комбинаций уже известных фактов или элементов.

2. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами.

Диффузия предполагает культурный контакт, но культурный контакт не всегда предполагает диффузию. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты, заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью . Имеются несколько факторов селективности:

а) культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринимать то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

б) культура посредством ценностей системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры

в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг означает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому, что делает культуру непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Культурная трансмиссия как процесс характеризует культуру как социальное явление в целом, ее тенденции, содержание.

На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов чужой культуры, образцов поведения, ценностей, технологий и другое. Культурная аккумуляция – процесс накопления, прибавления культурной информации к существующей культуре, при котором количество отбрасываемых старых знаний меньше, чем количество новых знаний, элементов, образцов.

К основным типам культуры относятся:

Материальная, духовная, техническая, художественная, нравственная, педагогическая, научная, политическая, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, современная, эпоха Возрождения, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, субкультура, контркультура и другие.

Исходя из этого, определяются основные функции культуры :

- человекотворческая (гуманистическая), культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

- гносеологическая (познавательная), культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

- информационная - культура транслирует социальный опыт, чем обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего, является средством передачи социальной информации;

- коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания, передачу сообщений между индивидами, группами, нациями;

- ценностно-ориентационная , то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

- нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

- рекреативная – способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику духовного состояния, так называемое очищение души;

- функция продуцирования и накопления духовных ценностей , создание пространства духовного богатства. Сохранение общественной памяти человечества;

- преобразование общества –наращивание в нем толерантности, терпимости, добра, справедливости, нравственности;

- способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, то есть создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека.

В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся: социология кино, музыки, театра, то есть социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании.

В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

При социологических исследованиях культуры необходимо решать следующие задачи: а) определять репрезентативные идеи; б) устанавливать их производителя; в) выяснять каналы и средства их распространения; г) оценивать влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей, подходов к анализу культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры, выделяются: общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность.

По функциональной роли – культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, а также специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней всегда можно четко установить авторство.

По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.

Если говорить о формах культуры , то обычно их различают три:

1) народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными, часто анонимными творцами, авторами (мифы, легенды, сказания, былины, эпосы, предания, сказки, песни, танцы, любительское творчество, фольклор);

2) элитарная культура – культура привилегированной части общества – изящное искусство, классическая музыка и литература, то есть это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. Элитарная культура часто обозначает то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура , называемая общедоступной, возникла с развитием средств массовой информации, которые охватывают огромную аудиторию. В результате культурные тексты (не только языковые) доступны одновременно большому числу людей, всем слоям и социальным группам.

В практике также выделяются виды культуры :

1) доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества;

2) субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые выработаны в какой-либо социальной группе, социальном сообществе и присущи достаточно широкому кругу людей (культура национальности, молодежных группировок, субкультура пожилых людей, профессиональная и криминальная культура, культура национальных меньшинств). Субкультура значительно отличается от доминирующей культуры большинства членов общества. Отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манер поведения, одежды, обычаев, причесок, отношений в семье;

3) контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого-либо сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре и отрицание господствующих ценностей.

Широкую панораму для рассмотрения и сравнения культур представляют Запад и Восток. В числе факторов, имеющих явное различие, выступают: образ жизни, строй языка, архитектура, письменность, религия, искусство, одежда, фольклор.

Запад и Восток занимают крайние позиции, начиная с вопросов восприятия внешнего мира. Запад – радикален, Восток – иррационален. Для Востока человек – интроверт, погруженный во внутренние переживания. Для Запада – экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.

Восток несет в себе: сосредоточенность, веротерпимость, углубленность ума, пантеизм (обожествление природы), интроверсию (сосредоточенность на себе самом), веру в гармонию вселенной, ориентацию на приспособление к космическому ритму, ориентацию на единство с природой, стремление к сохранению вековых традиций, моральных стандартов, ритуалов, первичность коллективного, вторичность индивидуалистических, частнособственнических начал.

Западу характерны: стремление к новизне и модификации, практицизм, постижение смысла жизни, ценность технологического развития, внедрение парламентаризма, стремление к динамическому образу жизни, стремление к свободе личности и либеральным ценностям, приоритет творчества.

Похожие публикации