Преступление и наказание рассказ или повесть. Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

История создания романа Замысел написания романа
относится, вероятно, ко времени
пребывания Ф. М. Достоевского
на каторге. 9 октября 1859 г. из
Твери он пишет брату: «В декабре
я начну роман... Не помнишь ли я
тебе говорил про одну исповедь роман, который я хотел писать
после всех, говоря, что еще
самому нужно пережить. На днях
я совершенно решил писать его
немедля... Все сердце мое с
кровью положится в этот роман. Я
задумал его в каторге, лежа на
нарах, в тяжелую минуту грусти и
саморазложения... Исповедь
окончательно утвердит мое имя».

История создания романа

Сам Достоевский определяет
содержание своего произведения
таким образом: «Это психологический отчет одного
преступления... Молодой человек,
исключенный из студентов
университета, мещанин по
происхождению и живущий в крайней
бедности, по легкомыслию, по
шаткости в понятиях, поддавшись
некоторым странным,
«недоконченным» идеям, которые
носятся в воздухе, решил разом выйти
из скверного своего положения. Он
решился убить одну старуху,
титулярную советницу, дающую
деньги на проценты. ...
В повести моей есть, кроме того,
намек на ту мысль, что налагаемое
юридическое наказание за
преступление гораздо меньше
устрашает преступника, чем думают
законодатели, отчасти потому, что он
и сам его нравственно требует».
Замысел романа вынашивался
автором более 6 лет.
В Висбадене в 1865 г.
Достоевский задумал повесть,
замысел которой стал основой
для будущего романа
«Преступление и наказание».

Сюжет, композиция

НАКАЗАНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Занимает 1 часть
повествования
Рассказывается о
замысле и совершении
преступления
Описывается в 5 частях
Рассказывается о
влиянии преступления на
душу Раскольникова и
пути героя к
постепенному раскаянию

Свидетель
обездоленности
униженных и
оскорбленных
(ч.II, гл.6
утопленница).
Крайняя
степень
нищеты.
(ч.I, гл.1)
Гордыня, желание испытать себя:
“Тварь ли я дрожащая или право
имею…”
(ч.V, гл.4)”…разрешение крови по
совести”
Обыкновенные
(низкие)
Страх за
судьбу
матери и
сестры.
На
Николаевском
мосту
(ч.II, гл.2)
Необыкновенные
(собственно люди)
Разговор
студента
и офицера в
трактире
(ч.I, гл6.)
Люди
Теория “сильной личности”
(ч.III, гл.5)
Одиночество, отчуждение от
людей:
В
полицейской
Конторе
(ч.II, гл.1)
Встреча с
Лизаветой
(ч.I, гл.5)
Во время
Встречи с
Матерью и
Сестрой
(ч.II, гл.7)
ч.III, гл.6
“…я не человека
убил, я принцип
убил!...а
переступить-то
не переступил… ”
Случайности
Душевная борьба
После
встречи
с
мещанином
(ч.III, гл.6)
Перед
явкой
с повинной
(ч.VI, гл.7)
Разговор с
Соней
(ч.V, гл.4)

Жанр романа

роман
? социально-бытовой
? детективный
? любовный
? психологический
? философский
? религиозный

Основной цвет романа желтый:
Желтый цвет в романе
создает дополнительное
ощущение болезненности,
усиливает атмосферу
нездоровья, расстройства,
надрыва, истеричности и
одновременно затхлости и
безысходности.
Раскольников
Желтая каморка с желтенькими
обоями; «Тяжелая, желчная, злая
улыбка змеилась по его губам».
Соня
Комната с «желтоватыми,
обшмыганными и истасканными
обоями».
Порфирий Петрович
Мебель из «желтого отполированного
дерева».
Свидригайлов
Желтый цвет обоев в комнате
гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица
Одета в «истрепанную и пожелтелую
кацавейку», комната обставлена
мебелью из желтого дерева.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Имя
Раскольников
София
Лебезятников
Авдотья Романовна (сестра
Раскольникова)
Разумихин
Лизавета Ивановна
Его значение в романе
«Раскол» - «раздвоение» - с одной
стороны страстная любовь к людям, с
другой - полное безразличие к своим
интересам.
Смиренномудрие, Соня Мармеладова смиренно несет крест, выпавший на ее
долю, и верит в победу добра и
справедливости.
Человек, способный подличать,
лебезить, поддакивать. Но автор
переводит героя в новую категорию
(сцена со сторублевкой), когда честное
сердце Лебезятникова не выдерживает
и он вступается за Сонечку и
раскрывает замысел Лужина.
Прототипом этой героини является
Авдотья Яковлевна Панаева, первая
любовь писателя.
Рассудительный Лужин, ошибаясь,
называет героя «Рассудкиным».
«Елисавета» - почитающая Бога.

Символика цвета, имен и чисел в романе

ГЕРОЙ
Оставила
три тысячи
рублей
КАК
СВЯЗАН
С
ЧИСЛОМ
«3»
Марфа Петровна
Соня
Дуне по завещанию.
Выкупила Свидригайлова за
тридцать тысяч сребреников.
«Три раза приходила» к
Свидригайлову.
Вынесла Мармеладову на
похмелье свои последние
тридцать копеек.
Катерине Ивановне
«выложила тридцать
целковых».
В ее комнате три больших
окна.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Раскольников
КАК СВЯЗАН С ЧИСЛОМ «3»
Трижды позвонил в
колокольчик старухи.
Трижды встречается с
Порфирием
Петровичем.
Думает, что у Сони
три дороги, когда она
стоит в трех шагах от
стола.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Свидригайлов
Дуня
Хотел предложить Дуне
до тридцати тысяч.
Вручает Соне три билета.
Стреляет в
Свидригайлова в трех
шагах.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом
святости, здоровья и разума,Число 7 называют «истинно святым
числом», так как число 7-это соединение числа 3,
символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа,
которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается
вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком,
символом общения между Богом и его творением.

Символика цвета, имен и чисел в романе

ДЕТАЛЬ,
Сам романЭПИЗОД РОМАНА
1-я и 2-я части романа
7 часов вечера
7 лет каторги
СВЯЗАНО
С ЧИСЛОМ
«7»
КАК
Состоит
из 6 частей
и эпилога.
Состоят из 7 глав.
Роковое время для
7 лет
7 детей
Раскольников в 7 лет
730 шагов
Раскольникова, так как на это
время он назначает убийство
старухи-процентщицы.
Такой срок определен в
качестве наказания герою
романа.
Прожил Свидригайлов со
своей женой, Марфой
Петровной.
У портного Капернаумова.
Видит сон, в котором
представляет себя семилетним
мальчиком.
До дома старухипроцентщицы.

РЕФЛЕКСИЯ

МИНИ-ДИСКУССИЯ

Благодарю за работу на уроке!

Домашнее задание

Подобрать цитатный материал для
обсуждения темы «Маленькие люди в
романе».

Жанрово-композиционная структура ро-мана сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан-ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз-ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня — Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников — Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим. Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа.

«Преступление и наказание» — первый из «великих» романов Дос-тоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система. В центре этого романа находится идея индивидуализма, ко-торой противопоставлена идея христианского смирения и искупи-тельного страдания. Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской про-блематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа. Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами чита-теля, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах ге-роев. По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкну-ла героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Ро-ман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею.

Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог). Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто со-циальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвы-шенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требу-ет «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (хри-стианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жиз-ненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфи-рий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, кото-рую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову. Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои.

Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных вы-сказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, во-площается в судьбах этих героев. Авторская позиция при этом пря-мо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с кон-трастирующей ей христианской идеей. И только конечный резуль-тат сложного движения и развития идей позволяет говорить о по-зиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.

Таким образом формируется совершенно новый тип романа, став-ший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обосно-вание этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. Он же предложил назва-ние «полифонический» (от полифония — многоголосие). Роль «голо-сов» в нем исполняют герои-идеи. Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре про-изведения, не выражаются в прямых высказываниях автора или геро-ев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях (диало-гическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу та-кого героя — отсюда углубленный психологический анализ, пронизы-вающий все уровни художественной структуры произведения.

Психологический анализ состояния преступника до и после совер-шения убийства в романе слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 ли-ца. Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвя-щен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскры-вается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием. О существовании же у Раскольникова за-конченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора с Пор-фирием Петровичем. Такой прием умолчания используется писате-лем и в отношении других героев. Так лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непо-средственно перед развязкой этих отношений. Безусловно, это, по-мимо всего прочего, способствует усилению занимательности сюжета.

Все это очень непохоже на традиционный для русской литерату-ры психологизм. «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Великий писатель недоверчиво относился к са-мому слову «психология», называя стоящее за ним понятие «палкой о двух концах». В романе мы видим не просто изучение, но испытание души и мысли героя — вот то смысловое и эмоциональное ядро, к ко-торому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персона-жей. Метод Достоевского-психолога состоит в проникновении писа-теля в сознание и душу героя с целью выявить носимую им идею, а вместе с ней и его истинную натуру, которая проступает наружу в неожиданных, экстремальных, провоцирующих ситуациях. Недаром в «Преступлении и наказании» слово «вдруг» употребляется 560 раз!

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и спе-цифика его сюжетных построений. Полагая, что истинная сущность человека проявляется только в моменты наивысших потрясений, писатель стремится выбить своих героев из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, вы-нуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые «про-клятые» вопросы.

Композиционное построение «Преступления и наказания» мож-но описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, при-ведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Иванов-ны и, наконец, самоубийство Свидригайлова. В предыстории к ро-манному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге — матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись. Промежутки между ка-тастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем. Вторая, самая страшная для Раскольни-кова «беседа» со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его. Материал с сайта

Достоевский считал, что только в подобных экстремальных си-туациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного опре-деления для себя цели и смысла своего существования — человек способен отрешится от суетности жизни и обратиться к извечным вопросам бытия. Подвергая своих героев беспощадному психологи-ческому анализу именно в эти мгновения, писатель приходит к вы-воду, что в таких обстоятельствах принципиальное различие в ха-рактере исчезает, становится не важным. Ведь при всей неповторимости индивидуальных чувств «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. Вот почему возникает еще один фено-мен полифонического романа Достоевского — двойничество. Речь идет не только о специфике героев и особенностях психологическо-го анализа, но и об одном из важнейших принципов построения полифонического романа Достоевского — системе двойников.

Действие полифонического романа Достоевского основано на столкновении контрастных идеологических полюсов при полном равноправии идей, которые дополнительно раскрываются с помо-щью системы двойников. В «Преступлении и наказании» идея инди-видуализма, основной носитель которой Раскольников, уточняется в образах Лужина и Свидригайлова, становящихся его двойниками, вернее — двойниками идеи, заложенной в нем. Носителем христи-анской идеи является Сонечка Мармеладова, а ее двойники (двой-ники идеи) — Лизавета, Миколка, Дуня. Внутреннюю суть Сонечки Мармеладовой, как героя-идеи, составляют основы христианской идеи: творение добра и принятие на себя страданий мира. Именно это наполняет жизнь Сонечки глубоким смыслом и светом, несмотря на окружающую грязь и мрак. С образом Сонечки связана вера Дос-тоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в общест-ве «сильных мира сего», а в глубинах народной России. Выразить ее писателю помогает особая форма романа — полифоническая, а так-же вся присущая ей система художественных средств, в первую оче-редь, система образов романа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • композиция и проблема романа преступление и наказание
  • сочинение на тему двойничества в романе достоевского преступление и наказание
  • основным композиционным принципом романа преступление и наказание
  • носителями каких идей является мармеладов
  • жанр роману злочин і кара

“Преступление и наказание” один из самых известных и читаемых романов Ф.М. Достоевского. Роман принес ему известность. Здесь он затрагивает все ту же тему, что и в романах “Идиот” и “Братья Карамазовы “, тема греха и искупления. В большинстве своих произведений Достоевский повествует о деградации российского общества и семьи. Этот роман не стал исключением, поскольку речь идет о бедном студенте Раскольникове, который убивает старуху процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету Ивановну, убивает ради наивысшей цели, освободить людей от ее гнета.

Поскольку в романе присутствует планирование убийства, расследование и решение судьи, можно назвать его криминальным. Но роман также содержит в себе элементы и других жанров. Он считается психологическим, поскольку внутренний мир Раскольникова до и после преступления, путь в Сибирь, где он отбывает наказание, полностью раскрыт.

Также через жизнь Раскольникова мы можем проследить за жизнью алкоголика Мармеладова и его семьи: больной жены Катерины Ивановны и дочери Сони, которая пожертвует своей жизнью ради семьи.

Кроме того, есть семья Марфы Петровны, которая вместе с другими персонажами символизирует нищету, открывая через них царство бедных. Роман можно назвать социальным, поскольку четко присутствует разделение общества на богатых и бедных. Кроме того, роман имеет философские тенденции, поскольку повествует об убийстве, совершенном из этических соображений, в которые страстно верит Раскольников.

Он сформировал представление о необыкновенных людях, которые имеют большее право нарушать законы, для достижения наивысшей цели, которая поможет человечеству. Роман состоит из 6 частей и эпилога. Убийство и убийца представлены в первой части, следствие и внутренние сражения Раскольникова в последующих частях.

Жанр: роман

Тема: Раскольников мучается идеей справедливости, и это он поймет, как только убьет Алену Ивановну старуху процентщицу, сделав бедных счастливее с их деньгами. После убийства, его совесть не позволяет ему жить в мире.

Место: Россия

Время: 19 ый век

Преступление и наказание пересказ

Промежуток времени сюжета составляет всего 9 с половиной дней, действие разворачивается в Санкт-Петербурге, России. Все происходит в 19 ом веке. История разворачивается вокруг молодого, бедного студента юридического факультета Родиона Раскольникова. Он пропускает все больше и больше лекций, и впитывает в себя все больше и больше идей Западной Европы.

Раскольников считает, что человечество делится на две части. Обычные смертные, которые должны жить в ладу с законами и исключения, такие как Наполеон, которые могут совершить любое преступление, если взамен они смогут предложить что-то более ценное для человечества.

Раскольников решает реализовать свои идеи в жизни, убивая Алену Ивановну. Она была старая, жадная процентщица, убив ее, по крайней мере более тысячи людей спасутся. С ее исчезновением, многие были бы просто счастливы, например, ее сестра Лизавета Ивановна, которая страдает от домогательств старшей сестры. Сначала, Раскольников отталкивает от себя эти мысли, хотя уже и решил для себя разработать план убийства, но не был до конца уверен что сможет провернуть этот план.

Он зависит от многих мелких деталей, которые подстрекают его на совершение преступлений, например письма его матери. Беседы с Мармеладовым, встреча с Соней. Его мать написала, что единственный способ спасти сестру от Свидригайлова, отдать ее замуж за Лужина. Деньги и положение, которые она сможет получить поможет Раскольникову окончить юридическую школу. Он не был способен принять такую жертву сестры, и печальная Соня также ввергает его в еще большую депрессию. В конце концов, он узнает что старуха процентщица остается одна примерно в 7 часов.

После внутренней борьбы он приходит на квартиру Алены. Убивает старую, жадную женщину. Но все усложняется, поскольку неожиданно появляется Лизавета. Раскольникову пришлось убить еще и ее.

У него начинается паника, поскольку он не знает, что взять с собой в этот момент. Он хватает несколько вещей и убегает. После убийства он заболевает, и проводит несколько дней в полусознательном состоянии. Разумихин его друг заботится о нем. Пока Раскольников болен, и лежит в постели, Лужин, богатый жених сестры навещает его.

На самом деле, Лужин ищет бедную и полезную женщину, которая будет благодарна ему всю оставшуюся жизнь. Он хочет найти такую, которая будет прислуживать ему и останется верной всегда. Раскольников просит его уйти, поскольку он против превосходства, которое тот демонстрирует по отношению к сестре.

Когда Раскольникову становится лучше, он встает с кровати, и решает выйти почитать газеты. Он хочет узнать описание преступления из газет. Он близок к тому, чтобы рассказать все полицейскому, и сам же делает из себя подозреваемого номер один, поскольку возвращается на место преступления.

Раскольникова окружают ужасные вещи. Он стал свидетелем смерти Мармеладова. Его сбивает повозка, когда тот пытается пересечь дорогу пьяным. Раскольников хочет помочь, дав деньги вдове.

Он находит Дуню сестру и мать в своей комнате. Они готовятся к свадьбе, но Раскольников против этого брака. Он не хочет, чтобы его сестра выходила замуж за такого жалкого и ужасного человека. Также Свидригайлов, экс-работодатель Дуни, чья жена умерла подозрительной смертью, приезжает в город.

Дуня нанялась на работу к нему в качестве няни, и Свидригайлов хотел соблазнить ее. Он просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, и даже предлагает много денег, но Дуня и Раскольников приходят к выводу, что связь с таким подозрительным человеком, был бы из ряда вон выходящий.

В то время как, сюжет поворачивается в сторону влюбленных Разумихина и Дуни, Раскольников просит полицию прийти и забрать часы, которые он закладывал Алене. Его ставят в неловкое положение, поскольку Порфирий Петрович задает каверзный вопрос. Сюжет внезапно принимает неожиданный поворот, когда художник Никой сознается в преступлении.

Теперь он может быть счастливым и свободным от обвинений, но совесть Раскольникова не дает ему покоя. Он хочет признаться в убийстве.

Он приходит к дочери Мармеладова Сони. Так как ее семья теперь еще в большем бедственном положении, у нее нет другого выбора, как заняться проституцией, чтобы прокормить семью.

Несмотря на ее работу, она женщина с высокой нравственностью, и очень религиозна. Она посоветовала Раскольникову признаться, и покаяться за свои преступления. Вскоре он узнает, что Николай признался только потому, что был религиозным фанатиком, полагающим, что он мог бы загладить свои грехи, взяв на себя чужие.

История закручивается, когда Свидригайлов слышит разговор между Раскольниковым и Соней, в котором он признается в убийстве Алены. Поскольку он получает ценную информацию, решает использовать ее, для шантажа Дуни. Дуня отвергает, и стреляет в него. Пуля только царапает его, но затем он берет пистолет, и убивает себя.

Все деньги Свидригайлов оставляет Дуне, Соне и детям Мармеладова. Таким образом, он решил сделать одну хорошую вещь, перечеркнув свою плохую жизнь.

В конце концов, Раскольников признается в содеянном. Его приговаривают к восьми годам в Сибири. Соня решает присоединится к нему и рядом с ней он проходит через духовное обновление.

Персонажи: Родион Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна, Алена Ивановна, Лизавета, Соня, Дуня, Порфирий, Свидригайлов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Разумихин, Лужин…

Анализ персонажей

Родион Раскольников – главный герой романа. Он высокий, имеет темные глаза. Вынужден жить в маленькой комнате, в Петербурге, что напоминает ему гроб, где улицы грязные от отходов. Он описан как студент юридического факультета с чувствительным характером, представляющий собой и преступника и праведника.

Одна из отправных точек криминального романа мотив преступления

(месть, страсть, психическая неуравновешенность…) Герой наслаждается моментами, когда чувствует контроль над ситуацией. Раскольников является более сложным персонажем, чем обычный преступник. Он хочет доказать свою точку зрения, совершив убийство, и для него преступление ничто иное, как моральное решение, поскольку убивает он страху процентщицу, которая изматывает других людей. Таким образом, он испытал свою моральную и психическую силу.

Главный герой думает, что если он в состоянии убить гадину, которая была причиной боли в обществе, то он явно принадлежит к избранным, движущей силе, которая будет восприниматься как творение истории.

Человек может взять чью-то жизнь только для высшей цели. Главный герой хочет помочь семье Мармеладова. Он не думает о прибыли от убийства.
Он заболел в Сибири, и эго его было также больно. Он не мучился, принимая жизнь широко, но не будучи в состоянии достичь высшей цели. И только любовь смогла вылечить его, Соня заставляет его читать Евангелие. Христианский образ мышления побеждает его ум, и он становится другим человеком

Алена Ивановна – старая, жадная процентщица, которую убивает Раскольников. Он хотел ее убить в благих намереньях для человечества.

Мармеладов – алкоголик, чья семья живет в нищете. Он является истинным примером жизни, становится несчастным из-за печальных событий, и становится жертвой своего порока

Соня – дочь Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить семью. Она помогает Раскольникову измениться.

Дуня – сестра Раскольникова, описывается как человек, способный сделать что-то для своей семьи. Она была даже готова выйти замуж из-за денег.

Федор Достоевский биография

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) русский романист, бок о бок с Толстым, один из лучших писателей русского реализма. Он прожил трудную жизнь в нищете, был болен эпилепсией. Его постиг смертный приговор, сибирская тюрьма и смерть близких людей.

Чтобы угодить отцу поступил в военную академию в январе 1838 года, когда ему было 16 лет. Ему никогда не нравилось там учиться. Начал писать в 20 лет, в мае 1845 года написал свой первый роман Бедные Люди.

Большой поворот в жизни участие – в утопической идеи социалистического общества, из-за чего был приговорен к смерти в 1849 году. Но был спасен каторгой в Сибири, где провел 10 лет.

В начале своей карьеры он следовал по стопам Гоголя, и представлял некоторые идеи социальной политики. После отбывания наказания, описанное в работе “Записки из подполья” в 1861 год, он не только оставил путь революции, но и осудил эту идею (роман “Бесы” от 1871 – 1872) и глубоко погрузился в мир мистики и православной церкви.

Достоевский работал журналистом. Начал путешествовать по Западной Европе, где стал азартным игроком, что привело к финансовым трудностям. Какое-то время занимал деньги, но в конце концов, стал одним из самых читаемых российских писателей.

Его книги были переведены на более чем 170 языков. Его основные романы: “Преступление и наказание”, “Бедные люди”, “Записки из подполья”, “Идиот” и “Братья Карамазовы”.

Умер в январе 1881 года от легочного кровотечения.

Роман «Преступление и наказание» - роман об абсолютной ценности человеч. личности. Это роман соц-философский, религиозно-нравств., идеологический. Роман вышел в 1866 г. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были отвергнуты обществом, а новые – еще не сформировались. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа. Д. смог показать весь ужас этой потери. Р-н «ПиН» обладает рядом особенных черт: 1) Идеологический р-н (Раскольников – герой-идеолог, эта идея становится его страстью и определяющей чертой его л-сти). 2) Абвивалентность сознания ГГ (в нем сочетаются противоположные начала, добра и зла; Р. – не заурядный убийца, а честный и одаренный чел. с философским складом ума, вставший на ложный путь, увлекшийся ложной теорией). 3) Диалогизм повествования . Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Два главных героя романа - Раскольников и Соня образуют два полюса. Полюс Раскольникова представляет Наполеоновскую идею, бесчеловечную и антигуманную: Сонин полюс - Христова идея, идея прощения. Они между собой находятся в отношении двойничества-антогонизма. Оба преступники (убийца и блудница). Они оба жертвы социального зла. Именно потому Раскольников тянется к Соне, она для него символизирует иное общественное и нравственное явление. Теория Р. символиз-т духовную смерть человека. Соня Мармеладова дает возможность Р. ощутить кризис и неправомерность своей теории. Она – носитель подлинной веры в романе, явл. выразителем авторской позиции. Для нее чел-к – высшая ценность на земле. Соня считает, что Р. совершил преступление п/д Богом, п/д землей, п/д русским народом, поэтому и отправляет его искать спасения и возрождения среди людей. Р. видит, что религия, вера в Бога – единственное, что у нее осталось. Для Д. в понятии Бог слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости и любви. И герой приходит к выводу, что Бог – воплощение гуманности.). 4) Полифонический р-н (слияние разных голосов, точек зрения в одну полную, многообразную картину, отражающую современное общество). 5) Принцип двойничества (Двойники в романе - одновременно противники : Двойником Раскольникова является Разумихин: оба бедные студенты, борются за жизнь. Но средства борьбы разные. Разумихин занимается репетиторством. помогает Раскольникову (предлагает работу), сидит у постели больного Раскольникова, принимает на себя заботы о семье Родиона. но он резко противопоставлен Родиону, так как не приемлет идею «крови по совести». Своеобразным двойником Раскольникова является Свидригайлов. который, как это свойственно цинику, доводит идеи Раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества. Еще один персонаж, оттеняющий образ главного героя, Лужин Петр Петрович. Герой берет практическую часть теории Раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. Лужин отражает философию Раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам Раскольников с отвращением смотрит на Лужина и его теорию. Лужин олицетворяет: «возлюби самого себя». Свидригайлов – другая сторона теории Раскольникова, кот. символизирует безбожие. Лужина, Свидригайлова и Раскольникова сближает то. что они берут на себя право распоряжаться чужими жизнями для достижения своих целей. Но их главное отличие в том, что у Раскольникова - это заблуждение, вызванное социальными обстоятельствами. У Лужина и Свидригайлова - это свойство их натуры. Дублируют идею, выраженную в образе Сони, образы Лизаветы и Дуни. Лизавета воплощают кротость и любовь к Богу, жервенность. Соня и Лизавета крестные сестры и невинные жертвы. Соня и Дуня - обе добровольные жертвы. Сила характера в Дуне проявляется ярче, но через призму образа Дуни, эта сила высвечивается и в Соне.) 6) Соединение философской основы с детективом (убийство старухи-процентщицы и расследование. правовое начало представлено Порфирием Петровичем, следователем. Это антипод Раскольникова. но и в нем есть что-то раскольниковское. потому-то он быстрее и лучше всех понимает главного героя. Следователь Порфирий не чужд «идее» Раскольникова. Это человек, переживший в молодости свою полосу гордых порывов и мечтаний. Порфирий Петрович чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает в какой-то мере свою собственную молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя официального правосудия. Осуждая убийцу, Порфирий, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества. Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни).7) Реалистический р-н. (Достоевский определял свой метод как «реализм в высшей степени» – т.е. чтобы показать истинную природу человека, надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны, представляя пошатнувшееся создание, заблудшие души).

Весь роман – путь Раскольникова к самому себе. Роман посвящен преображению Раскольникова. ГГ волновали неразрешимые вопросы: почему умные, благородные люди должны влачить жалкое сущ-е, а в то время как другие – ничтожные и подлые – живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить такой порядок? Кто такой человек – «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» преступить нравственный закон? Внешние причины преступления – это причины, которые вызваны соц. положением героя. А то, что происходит в его душе, все его болезненные переживания автор раскрывает п/д читателем, описывая сны Р. Сон п/д убийством сгущает краски, появляются мрачные детали – Р. Видит себя ребенком и видит избиение загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Сон героя многозначен: в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли; сон – символ сущ-х порядков – жизнь несправедлива, груба и жестока; самое главное значение сна – внутреннее отношение Р. к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Р. с задуманным убийством. Р. чувствует страх и сомнение – пока теория осваивалась логически, страха не было, но вот вступили в свои права чувства героя. Еще никого не убив, Р. осознает обреченность своей кровавой идеи. Р. слышит в трактире разговор студентов об убийстве старухи-процентщицы ради денег, на которые можно сделать «1000 добрых дел», 1 жизнь и сотни жизней взамен. Очень важной оказалась для Р. фраза о множестве страдающих. С этого момента смутные представления формируются в идею о делении людей на избранных и рядовых. Поэтому Р. близок Наполеон. Д. доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности м/у людьми, превращает чел-а в раба собственных страстей и тем самым разрушает его. Мир – построенный на этих принципах – мир произвола, где рушатся общечеловеческие ценности. Это путь гибели рода чел-го. После убийства произошел перелом в душе Р. Будто пропасть разверзлась м/у ним и людьми – одиночество, отчуждение, безысходная тоска. Содеянное стало непреодолимой преградой. И в этом горестном одиночестве начинается мучительное осмысление содеянного.

Особенности жанра романа «Преступление и наказание»

Жанровое своеобразие этого романа Ф.М.Достоевского заключается в том, что это произведение нельзя совершенно определенно отнести к уже известным и опробованным русской литературой жанрам, поскольку в нем присутствуют разностилевые черты.

Детективные черты

Прежде всего формально роман можно отнести к жанру детектива:

  • в основе сюжета лежит преступление и его раскрытие,
  • есть преступник (Раскольников),
  • есть умный следователь, который понимает преступника, ведет его к разоблачению (Порфирий Петрович),
  • есть мотив преступления,
  • есть отвлекающие ходы (признание Миколки), улики.

Но никто из читателей и не подумает назвать «Преступление и наказание» простым детективом, потому что каждый понимает, что детективная основа романа лишь предлог для постановки иных задач.

Новый тип романа — психологический

Не укладывается это произведение и в рамки традиционного европейского романа.

Достоевский создал новый жанр — психологический роман.

В его основе — человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор. Что руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим черту?

Атмосфера романа — мир униженных и оскорбленных, где нет счастливых, нет непадших. В этом мире сочетается реальность и фантастика, поэтому особое место в романе занимают , которые не так, как в традиционном романе предсказывают судьбу героя. Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после убийства старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади), аккумулируют философскую теорию героя (последний сон Родиона).

Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.

Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.

Полифоническое решение образной системы

Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.

В романе , которые ведут разговоры, произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы — и каждый раз это не просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти (диалог офицера и студента, монологи Раскольникова, его диалоги с Соней, с Свидригайловым, Лужиным, Дунечкой, монолог Мармеладова).

Герои Достоевского носят в своей душе или ад или рай. Так , несмотря на ужасы профессии, носит в душе рай, ее жертвенность, ее вера и спасают ее от ада жизни. Такой герой, как , по мнению Достоевского, в уме своем подчинен дьяволу и выбирает ад, но в последний момент, когда герой заглядывает в бездну, он отшатывается от нее и идет доносить на себя. Есть в романах Достоевского и герои ада. Они давно и сознательно выбрали ад не только умом, но и сердцем. И сердца их очерствели. Таков в романе Свидригайлов.

Для героев ада один выход — смерть.

Герои типа Раскольникова всегда интеллектуально выше остальных: недаром ум Раскольникова признают все, Свидригайлов ждет от него какого-то нового слова. Но Раскольников чист сердцем, его сердце полно любви и сострадания (к девочке на бульваре, к матери и сестре, к Сонечке и ее семье).

Душа человека как основа психологического реализма

Понимание души человека не может быть однозначным, поэтому в романах Достоевского (в «Преступление и наказание» тоже) так много недосказанного.

Раскольников несколько раз называет причину убийства, но ни он, ни другие герои не могут окончательно решить, почему он убил. Конечно, прежде всего им руководит ложная теория, подчиняя себе, искушая проверкой, заставляя поднять топор. Неясно и то, убил ли Свидригайлов свою жену или нет.

В отличие от Толстого, который сам объясняет, почему герой поступает так, а не иначе, Достоевский заставляет читателя вместе с героем переживать какие-то события, видеть сны и во всей этой повседневной сумятице непоследовательных поступков, неясных диалогов и монологов самостоятельно найти закономерность.

Огромную роль в жанре психологического романа играет описание обстановки. Общепризнанно, что само соответствует настроению героев. Город становится герой повествования. Город пыльный, грязный, город преступлений и самоубийств.

Своеобразие художественного мира Достоевского в том, что его герои проходят через опасный психологический эксперимент, впуская в себя «бесов», темные силы. Но писатель верит, что в конце концов герой пробьется сквозь них к свету. Но каждый раз читатель останавливается перед этой загадкой преодоления «бесов», потому что однозначного ответа нет.

Это необъяснимое всегда остается в структуре романов писателя.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
Похожие публикации