Самые известные притчи соломона. Притчи царя Соломона

В славянской, греческой и русской Библии книга, называемая книгой Притчей, является одной из семи священных книг. Полный их список следующий: книга Иова, Екклезиаст, Псалтирь, Песнь Песней, Притчи Соломоновы, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, а также Премудрость Соломона. Из-за своего содержания их именуют премудростными или учительными книгами.

В Предисловии к первопечатной Славянской Библии об этих книгах говорится так: «понеже в них разуму и истинней премудрости научаемся».

По форме изложения они стихотворные или, если брать более широкий смысл, то поэтические.

Согласно Притч. 1:1, почётное звание «творец притчей» носит царь Соломон. Да и в христианской древности книга Притчей признавалась единым произведением, принадлежащим перу одного единственного автора – Соломона. Если провести аналогию, то, например, книгу Псалмов также приписывали авторству одного человека – царя Давида.

По 3 Цар. 4:32, Соломоном было изречено тысяча и пять песней, а также три тысячи притчей.

Однако стоит заметить, что те три тысячи притчей, в которых сообщается в 3 Цар. 4:32, не могут быть отождествлены с канонической литературой.

Их нельзя назвать Притчами ни по содержанию и характеру, ни по количеству. Целая книга Притчей Соломона содержит не больше 915 стихов. Из этого следует, что основное количество из всех трёх тысяч притчей в книгу Притчей не вошли. Вошла в неё лишь избранная часть, в основном нравственно-религиозного характера.

Первая часть представляет из себя своеобразный сборник речей увещевательного направления – с первой по девятую главу.

Этот раздел преимущественно – книга Мудрости, которая изображается как высшее благо и единственно достойный предмет стремлений человека.

Часть первую можно подразделить ещё на три отдела, каждый из которых, в свою очередь, содержит по три главы.

Первый отдел содержит побуждения к мудрости, как отрицательные, так и положительные. Об этом ведёт своё повествование глава 1. Глава 2 рассказывает о свойствах премудрости и её положительных последствиях для человека. Глава третья – о частных обнаружениях мудрости в отношениях к ближним и Богу.

Второй отдел, включает в себя главы с четвёртой по шестую, в четвёртой главе более детально излагает побуждения для того, чтобы снискать мудрость и те требования, которые предъявляются человеку, вставшему на путь обретения мудрости.

Пятая глава посвящена увещаниям об избежании любопытства и сладострастия.

Глава шесть рассказывает о добросовестности, честности и осторожности в процессе исполнения общежитейских, гражданских и других обязанностей.

Третий отдел, начинающийся с седьмой главы, изображает мудрость и глупость в виде мыслящих, живых образов или лиц. Они различаются между собой действиями и внутренними свойствами. Особое внимание уделяется обольщениям глупости.

Восьмая и девятая главы – о олицетворённой мудрости, обращающейся к людям с авторитетными призывами, способствующими тому, чтобы они смогли последовать за ней, как за единственным благом, лишённым обмана.

Переходя к прочтению второй части книги, читатель получает возможность ознакомиться с Притчами Соломона, а также двумя дополнениями – слов мудрых. Во второй части, на основе общих понятий о благочестии и мудрости изложенных в первой части, предложены различные наставления и правила. Эти правила касаются общежитейских человеческих отношений, а также самых различных моментов нравственно-религиозного поведения.

Третья часть книги составлена из притч Соломоновых. Эти притчи были собраны и вписаны в книгу друзьями Езлекии, иудейского царя.

Здесь основное внимание было уделено притчам политической тематики, касающимся царя и его управления, а также притчам практическим, относящихся к теме общественной и гражданской жизни.

Заключение в книге составлено из двух прибавлений к притчам Соломона. Это главы с 30 по 31.

Одно из дополнений – притча Агура. Она в достаточно замысловатой, искусственной форме научает поведению и истинной мудрости и применению её в жизни.

Второе дополнение – наставления матери царя Лемуила и похвалы жене, обладающей добродетельными качествами.

Православная христианская Церковь уважает книгу Притчей Соломона в самой высокой степени, употребляя чтения во время церковных богослужений различных её отрывков.

Чтения из этой книги, называемые также пармии, находят применение в церковных службах, по сравнению с другими ветхозаветными книгами, довольно часто.

Соломон – третий еврейский царь, который управлял объединённым еврейским государством во времена неведомые. Мнения историков об эпохе, к которой его следует относить, и характере происходящих в те времена процессов расходятся. Традиционно ему отводится роль глашатая мудрости, который не попросил для себя у Бога ничего светского, но возжелал знаний и умения их использовать, что тот каким-то образом Соломону, сыну Давида, и дал. Он также традиционно считается автором ряда философских и богословских произведений – «Книги Екклесиаста», «Песни песней» и «Книги притчей».

Личность царя обросла множеством легенд, каждая из которых представляет лишь образец фольклора той или иной эпохи. К примеру, «соломоново решение» – это просто синоним мудрого решения, а выражение «копи царя Соломона» связано с преданиями и даже методами информационного воздействия времён крестовых походов. Рыцарям внушали, что где-то в Палестине скрыты сокровища царя Соломона, чтобы заставить их принимать участие в сомнительных военных кампаниях.

По природе изложения притчи делятся на синонимические, антитетические и параболические. А по стилю представляют собой поэтические художественные произведения, которые возникли в глубокой древности. Сущность изложенного материала представляет собой перечисление совершенно банальных императив, которые лишь иногда напоминают читателям или слушателям о том, что духовные ценности всё же более значимы, чем материальное благополучие.

В некоторых местах в качестве авторов указываются Агур и царь Лемуил. Высказывания Агура помещены в 30-ю главу Притчей царя Соломона , а Лемуила – в 31-ю. Царю Лемуилу наставления даёт его мать. Она предостерегает его от неправедного поведения представителя элиты. В частности – рекомендует остерегаться распутства и пьянства. Из текста видно, что в своих наставлениях мать Лемуила предлагает дать спиртное людям бедным, страждущим, чтобы они могли забыть о своих горестях. А вот царю и князьям она настоятельно рекомендует соблюдать трезвость.

Новая проблема авторства возникла в начале XX столетия. Европейские египтологи установили, что некоторые библейские притчи, входящие в сборник Соломоновых, практически дословно повторяют поучения Аменемопе, которые дошли до нас целиком. Фрагменты притчей 22:17 – 24:22 якобы полностью идентичны египетскому тексту. В настоящее время с этим согласно большинство историков и египтологов. Однако есть и возражения. Египетский фараон из XXI династии Аменемоп, который правил предположительно в 993– 978 годах до н. э., мог говорить примерно о том же, о чём и древний иудейский царь, но впоследствии, увидев сходность смысла, переводчики-египтологи повторили текст притчей, невольно вложили в уста египетского фараона. Впрочем, не исключена и возможность того, что оба текста включают в себя фрагменты какого-то более раннего источника, в настоящее время неизвестного.

В любом случае необходимо понимать, что – это не отдельное произведение, а фрагменты и компиляция каких-то других трудов. Без сомнения, Ханаан времён Соломона находился в тесном контакте с Египтом, да и одной из жён еврейского царя была египтянка, о чём указано в самой Библии. Впрочем, Соломон этим не ограничился. В жёнах у него были представительницы самых разных народов и этнических групп, в том числе и таких, с какими евреям вступать в узы брака не полагалась. С духовной же точки зрения царь явно искал мудрость достаточно широко и исконных для евреев взглядов на религию не придерживался. Для своих жён, как и в силу веротерпимости и толерантности, царь построил в Иерусалиме капища Хамосу и Молоху, а также служил богине Астарте. На это явно указывает текст Библии из Царств, 11:1-12. Он же объясняет и причину гибели государства после смерти Соломона.

В сущности, не так уж и важно, какая культура в тот момент главенствовала. В любом случае , как и поучения Аменемопе, имеют в первую очередь социальное значение. Это советы не замышлять зла тому, кто живёт рядом и ничего не опасается, не болтать, не обниматься с буйными и не верить всякому слову, но внимательно следить за путями своими. Всё это, без сомнения, полезно, но только люди чаще всего поступают прямо противоположным образом.

В следующей за Притчами книге, которая тоже входит в библейский свод Соломоновых книг, автор разительно меняется. Теперь от него веет фатализмом и скорбью от того, что человек всегда властвует человеком неправедно, порождая насилие, отвергая доброту и порядочность. Продажные суды и подлецы у власти уже не бичуются, а показываются в качестве данности. Праведники обречены на страдание, а мудрость – лишь томление духа. Такой правдивый и сострадательный Соломон, проповедник, подталкивающий читателя к тому, чтобы идея отказа от всего мирского зародилась в уме сама по себе, – намного ближе и полезнее для вдумчивого современного читателя.

Характерно, что самая последняя приписка этой книги принадлежит не автору, а древнему редактору. Он отметил, что нужно бояться Бога и заповедей Его. Автор-проповедник же решительно ничего такого не говорил, но лишь признал очевидное:

«Во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

3

Позитивная психология 20.08.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами обратимся к фигуре, обласканной Небесами. Вспомним мы о царе Соломоне, израильском правителе, которого помнят и чтут, изречения его перечитывают, хотя со времени написания этих нравоучительных миниатюр прошло уже около трех тысяч лет.

Не угасает и интерес к самой личности легендарного царя, по преданиям, сделавшего больше, чем любой другой вождь в истории страны. Сегодня мы вспомним некоторые особо яркие эпизоды его биографии и еще раз окунемся в мир, что зовется притчи Соломона.

Всевозможных наставлений, поучений за века мировой истории было составлено множество. Почему же большинство из них кануло в Лету или используется лишь узкопрофильными специалистами, а сочинения израильского лидера остаются близкими, понятными, нужными? Давайте вместе с вами попытаемся разобраться в этом феномене.

Соломон – соло на струнах истории

Сын Давида Соломон принял от отца царский престол в 965 году до нашей эры. Новый правитель Израиля, как и его предшественники, имел возможность общения с божественными силами. Но он не стал просить у Небес богатырской силы, завидного богатства, несокрушимого здоровья. Все, что было нужно новому наместнику Бога на Земле – это мудрость.

И она была дана Соломону. Он стал самым проницательным, самым знающим и понимающим из всех израильских лидеров. Ему было дано даже распознавать язык зверей. Царь-интеллектуал стоял у руля государства по 926 (по другим данным, — по 932) год до н.э.

Его заслугами считают небывалое усиление государства в первые десятилетия царствования, развитие городов, выгодные торговые отношения с соседними странами, строительство храмов.

Заботой всей его жизни стало возведение Иерусалимского храма, который современники и потомки называли одним из семи чудес света. К сожалению, храм позже был разрушен вавилонскими воинами. Не устоял перед набегами врагов и второй храм, выстроенный позже на том же месте.

Зато притчи царя Соломона пережили создателя на века и тысячелетия. Они были запечатлены в Библии и до сих пор помогают всем, кто жаждет самопознания и самосовершенствования.

Ищите женщин?

Около 40 лет длилось это великое правление. Но даже столь одаренный государственный деятель не избежал обычных житейских проблем. Легенды уверяют, что у него, как и у Давида, были сотни наложниц. И часть из них — родом из соседних и даже дальних земель, со своими обычаями, в том числе, религиозными, со своими амбициями и кознями, дворцовыми интригами.

Ряд источников свидетельствуют, что именно раздрай среди наложниц и стал причиной распада столь могучего государства. То, что не смогли сделать многочисленные вооруженные орды, удалось хитроумным женщинам, жаждущим власти и богатств.

Особое место в истории этого повелителя судеб стала встреча с легендарной царицей Савской. История таинственная, до сих пор до конца не разгадано: кто же была эта божественно красивая правительница, и где в точности располагалось тогда ее Сабейское царство.

«Ареалом обитания» женщины-загадки считают то Южную Аравию, то Северную Эфиопию. Да и имен у царицы тоже несколько: в разных источниках вельможную гостью Соломона именуют Македой, Черной Минервой, Алмак («богиня Луна»), Царица Шеба («Южная»). Мусульманские источники называют ее Билкис.

Различаются и версии знакомства. По одной Соломону весть об удивительной властелине принесли разговорчивые птицы. По другим источникам, она сама прослышала про несметные богатства Израиля и непревзойденный ум его правителя. Современные толкователи выдвигают и более «практичные» причины знакомства двух великих «менеджеров» древности.

Царица Савская обладала множеством благовоний. Умела их готовить и применять, подчиняя людей своей воле. Говорят, могла с помощью таких курений вогнать собеседника в тоску, а могла, напротив, подарить бодрость, позитивный настрой и сексуальную силу. Возможно, прибыв в столицу Израиля, ставшего на века центром пересечения многих торговых путей, сановная гостья планировала обеспечить себе лучшие условия для продвижения своих товаров на Восток, где они были весьма востребованными.

Как бы то ни было, она привезла в Израиль караван, полный ценных даров. И намерение лично «протестировать» автора притч Соломона, понять, столь ли обширны его познания и столь ли остер ум, как это принято считать. Так создатель нравоучительных сочинений, признанный философ и эрудит, мудрейший из сильных мира сего сам стал испытуемым.

Для примера приведем лишь одну из загадок, что странница задала хозяину дворца. «Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному – позор. Покойнику служит украшением, живому – устрашением».

Соломон, ни секунды не раздумывая, ответил, что знает разгадку. «Это лен!» –уверенно заявил он. И пояснил, что произрастает он в поле, птицы поклевывают его зернышки и радуются жизни, а рыбы часто попадают в сети, что сплетены из льняных нитей. Богатый с гордостью носит льняные одежды, а бедняк изнашивает их до ветхих лохмотьев, которых сам стыдится. Льняной саван становится украшением усопшим, потому-то его так опасаются живые, к тому же, страшит людей и льняная петля.

В общем, посетительница убедилась: слухи ничуть не преувеличены, напротив, его мудрость превосходит все ожидания. Дальше, вполне предсказуемо, случился один из самых ярких «звездных» романов прошлых тысячелетий. Легенды уверяют, что по возвращении домой спустя полгода царица уже носила под грудью дитя. Эфиопские предания говорят, что сын двух великих правителей Менелик стал основателем династии императоров Абиссинии, которая оставалась на троне на протяжении трех тысячелетий.

Есть и еще более оригинальная, почти детективная версия развития событий. Ребенок, родившийся от этого союза, это ни кто иной, как Навуходоносор. Тот самый тиран, что повелел разрушить Иерусалимский храм и пленил множество иудеев, уведя их в Вавилон…

Мудрость и чистота помыслов – высшее благо

Притчи Соломона оформлены в виде назиданий отца сыну (1 - 9 главы), остальные являются поучительными историями о разных сторонах жизни или прямыми наставлениями согражданам и будущим поколениям.

Темы самые разнообразные: от бытовых историй, которые часто встречаются в каждой семье и заставляют нас делать непростой нравственный выбор, до размышлений о мудрости и глупости, вере и неверии, благополучии и неудачах, праведности и грехе и т.д.

Русский богослов А.Н. Лопухин дал определение Книге притчей Соломоновых как «философско-религиозному трактату, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей».

Эти изречения продолжили жизнь, вошли в сказания, былины, легенды многих народов мира в адаптированном виде. Влияние их заметно и в «Новом Завете». Они и глубоки, и просты одновременно, составлены в поэтическом формате, что облегчает их восприятие.

Кратко наставления богобоязненного царя можно свести к нескольким нравственно-философским постулатам. Толкование притчей Соломона неизменно на протяжении многих веков, поскольку в силе всегда остаются главные нравственные постулаты: будьте порядочны, чисты сердцем, стремитесь выполнять советы старших по возрасту и наставления религиозных авторитетов, цените время, помогайте тем, кто нуждается в вашей опеке.

«Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7).

Страх Господень – это не самоуничижение. Напротив, почитая Бога, внимая ему, человек обретает спокойствие мудрости. Он приходит к пониманию, что Господь может помочь в трудную минуту, отвести беду. Надо только искренне в это верить и не стыдиться просить защиты.

Обретение Мудрости – высшее сокровище: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притчи 8:10-11).

Легенда о настоящей матери: выбор сердцем

Имя Соломон переводится как «миролюбивый». Оно действительно подходило этому человеку, который и сам старался жить в мире с людьми, и других побуждал к подобным отношениям. Его 40-летнее правление не было омрачено ни одним крупным военным столкновением.

Некоторые притчи царя Соломона стали «хрестоматийными». Одна из самых известных историй — это сюжет о настоящей матери.

К Соломону часто приходили самые разные люди, чтобы он помог разрешить спор, найти виновного в происшествии и разрешить иные конфликтные ситуации. Вот и эти две женщины, недавно разрешившиеся от бремени, решили взять в арбитры именно его.

Они обе родили младенцев, но одна из неопытных мамочек нечаянно придавила новорожденного во сне. И подложила умершего малютку соседке, взяв ее малыша себе. Та, проснувшись, не поверила, что лежащий рядом погибший малыш – это ее ребенок. После шумного выяснения отношений, обе направились к Соломону.

Царский суд был шокирующим: Соломон повелел принести меч и разрубить малютку, раздав спорщицам по половинке ребенка. Одна из женщин была готова принять столь жесткое решение. Но вторая кинулась в ноги властителю и со слезами умоляла сохранить малышу жизнь, даже готова была отдать его сопернице.

Конечно же, Соломон признал за ней право на младенца: только истинная мать может быть столь любящей и самоотверженной.

Договор дороже денег: о змее и крестьянине

Притча Соломона о змее и крестьянине развивает тему верности слову. Хотя и тут случаются непростые нюансы.

Змея в этой истории хранила клад, который ей был доверен самим Богом. Любого, кто отважится похитить сокровище, змея была обязана разить укусом в пятку. Но пришли тяжелые времена: жара, засуха, змея уже не могла жалить, сама погибала от жажды.

Увидев проходящего мимо крестьянина, что нес кувшин с молоком, измученная стражница попросила напиться. Обещала в благодарность раскрыть тайну клада. Но, отведав живительной влаги, она тут же забыла о своей обещанной щедрости. Оба обвила тело крестьянина до самой шеи, намереваясь продолжить свою охранную миссию.

Обиженный крестьянин предложил отправиться на праведный царский суд. Они так и пришли вдвоем со змеей, висевшей на шее спасителя. Соломон для начала велел змее спуститься на землю в ожидании высочайшей воли. Затем выслушал рассказ о ситуации.

Змея поведала, что обязана кусать каждого, кто покусится на клад. После этих слов Соломон добавил, что свои обязанности есть и у людей. Они при встрече с ядовитой рептилией должны защищаться, разбить ей голову. Сообразительный крестьянин быстренько схватил камень и привел совет в исполнение.

«И лучшей из змей голову размозжи» — эта поговорка корнями уходит в ту древнюю легенду. Если что пообещал, надо выполнять, — учит эта история. А коль сам нарушил договор, не пытайся переложить ответственность на других.

Все пройдет: легенда о кольце Соломона

Психологи в сложных ситуациях нередко цитируют своим подопечным притчу о кольце царя Соломона.

Эта легенда повествует о времени, когда царю было особенно тяжело нести бремя власти. В стране свирепствовал голод, и Соломон не знал, как справиться с бедой. Проданные или выменянные на провизию драгоценности уже не спасали, столь велик был масштаб проблемы.

Тогда правитель обратился к известному жрецу. Тот вручил царю магическое кольцо, которое надо было всегда иметь при себе и держать в руках, когда становилось особенно трудно.

Уже дома Соломон обратил внимание на надпись. Она была начертана на внешней стороне кольца на одном из древних языков, которые новому владельцу кольца были хорошо известны. «Всё пройдёт» — гласила гравировка.

На юного царя снизошло глубокое понимание смысла лаконичного напутствия. Он взял себя в руки, обрел душевное равновесие и смог найти верное решение сложной государственной задачи.

Многие годы спустя он пережил трагическую потерю любимой женщины. В этой ситуации фраза, которая когда-то успокаивала, напротив, вызвала гневный протест. Царь впал в ярость, сорвал с руки кольцо и бросил его. Но успел боковым зрением ухватить: на внутренней площади кольца значились слова: «Пройдет и это».

Легенда рассказывает, что на смертном одре Соломон, подводя итоги своего царствования, вдруг заметил, что на ребре его кольца есть еще одно изречение. «Ничто не проходит» — гласила мудрость предков.

И никакого противоречия с предыдущими афоризмами тут нет. Действительно, наши душевные раны со временем несколько затягиваются. Но ничто и никогда не проходит бесследно, все оставляет отпечаток в Судьбе. Что-то нас учит, делает сильнее, а порой события, испытания Фортуны становятся непосильными. Выбор всегда есть. Но, сделав его, мы впечатываем этот алгоритм поведения в скрижали Судьбы. А она «выставляет оценки», которые в итоге и определяют, что мы сумели, что успели сделать в этой жизни.

Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет полезной, что вы обратитесь к этой бесценной сокровищнице знаний, познакомитесь и с другими притчами величайшего правителя древности.

Ангедония - потеря радости жизни

1-4. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского. Книга начинается кратким описанием ее автора. Соломон назван мудрейшим из живущих. Он мудр, поскольку был мужем молитвы (3Цар.3:12; ср. Прит.2:1-9). Его исключительной мудрости удивлялся весь мир (3Цар.3:28; 4:34). Будь он сыном Иеровоама, его бы уважали, но, как сын Давида, чьи благочестивые молитвы (Пс.71:1) и наставления (Прит. 4:1-4; 3Цар.2:1-4; 1Пар.28:9) воспитали его, он снискал куда большую честь. Если люди, как правило, хранят даже не имеющие большой ценности высказывания обычных царей, то мудрые речения царя Израиля (Еккл.1:1; 12:9-10) должны вызывать у нас особый интерес.

Сколь бы высоко ни ценились притчи Соломона и насколько бы ни превосходили они мудрость мыслителей, живших во времена царя, либо в любое другое время (3Цар.4:29-31), они требуют нашего внимания по более веской причине. В них виден Великий (Мтф. 12:42). В книге мудрость часто олицетворяется (Прит.1:20; 8:1-36; 9:1-18), она всегда богодухновенна (2 Тим. 3:16), поэтому, поистине, в устах царя - слово вдохновенное (Прит.16:10).

2. Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума. Цель этой бесценной книги заключается не в том, чтобы научить нас мирской мудрости, хотя она учит нас и этому (6:1-11; 27:23-27), а в том, чтобы дать нам познание Бога (1:7), которое умудряет нас во спасение и наделяет способностью жить благочестиво (2Тим.3:15-17; Тит. 2:11-12). В книге также описаны удивительные благословения, которые мудрость дает людям (3:13-18), там подчеркивается, что мудрость - важнейшее приобретение для них, она - сама наша жизнь (4:5-9, 13).

3. Автор книги указывает нам на необходимость усвоить правила благоразумия и правосудия, которые станут залогом суда и правоты. Здесь речь идет как о принципах мудрого поведения, так и об их практическом применении в повседневной жизни.

4. Здесь простые люди, которых так легко ввести в заблуждение (14:15; Иез.14:20), учатся смышлености, совершенно необходимой для того, чтобы отличать истину от заблуждения (1 Фес. 5:21) и стоять на страже, опасаясь лжеучителей (Пс. 16:4; 1 Ин.4:1). Юношам, как никому другому, нужна эта книга, ибо их рвение, не уравновешенное опытом, растрачивается на пустяки, а их разуму угрожают многочисленные мирские убеждения. Они чрезвычайно нуждаются в проверенных принципах поведения. Здесь они найдут знание и рассудительность, которые являются не плодом веры, основанной на человеческих домыслах, озарениях и чувствах, а результатом веры, основанной на чистой истине Писания.

5. Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы. Не только простые и юноши, но и мудрые находят много поучительного в этой книге. Ибо истинно мудрый человек - это не человек, постигший все, а человек, знающий, что ничего еще не достиг, человек, стремящийся к совершенству (Флп.3:12). Давид, сознававший многие свои достижения, все же стремился к высшему свету (Пс. 118:98-100). В самом деле, самые полные хранилища опустеют, если их своевременно не пополнять.

Для того чтобы приобрести знание, необходимо умение слушать. Послушает мудрый. Иофор наставлял Моисея (Исх. 18:17-26), наш Господь - Своих учеников (Мтф. 13:11-16; Ин.16:12 - 13). Петр наставлял братьев-апостолов (Деян.11:2-18). Прискилла и Акила «точнее объяснили Аполлосу путь Господень» (Деян.18:24-26). Поистине, если мы хотим стать учителями, нужно прежде стать слушателями. Епископ Холл хорошо сказал: «Тот, кто слушает, - собирает; тот, кто учит, - расточает. Если мы станем тратить прежде, чем накопили, мы обанкротимся». Чем больше мы учимся, тем больше мы ощущаем потребность учиться и тем больше готовы слушать и умножать познания (ср. 9:9; 18:15).

6. Мудрец объяснял свои притчи и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их, тем самым доставляя удовольствие своему царственному ученику и, кроме того, наставляя его (3Цар.10:1-5). Точно так же глубины Божьи могут быть открыты учительному слушателю (1Кор.2:9-10). Отсюда и ценность служителя Божьего, через которого Бог созидает нашу веру (Еф.4:11-15; 1 Фес. 3:10). Церковь избежала бы многих ересей, если бы люди меньше прислушивались к сомнительным мнениям, а оказывали большую честь Божьим посланникам и смиренно искали наставления у них (Мал.2:7).

7. Глупцы только презирают мудрость и наставление. В предисловии к своей книге, то есть в первых шести стихах, Соломон описывает цель ее написания. А сама книга начинается в седьмом стихе глубокомысленным утверждением. «Ни в одной нехристианской книге, - говорит епископ Патрик, - нет столь мудрого наставления, которое помещено первым у Соломона и которое стало краеугольным камнем всей его мудрости».

Начало мудрости - страх Господень. Иов говорил об этом задолго до Соломона (Иов.28:28). Это было известно и отцу Соломона (Пс.110:10). Эта истина настолько важна, что Соломон еще раз повторяет ее (9:10). В благоговении перед Богом заключается все счастье и весь долг человека (Еккл.12:13). Поэтому, принимаясь наставлять нас словом Божьим, Соломон начинает с начала, с самого важного вопроса. Вся языческая мудрость - сплошная глупость. Из всякого познания знание Бога остается основополагающим. Не может быть истинного знания без благочестия.

Что же такое страх Господень? Это то обожающее благоговение, с которым дитя Божье смиренно и радостно подчиняется закону Отца. Божий гнев так страшен, а любовь Его столь сладостна, что нас переполняет желание угодить Ему. Мы боимся Его, чтобы не согрешить против Него (Евр.12:28-29).

Почему же многие презирают мудрость и наставление? Потому что начала мудрости, страха Господнего перед ними нет (Пс.35:2). Они не сознают его ценности, насмехаясь над предлагаемым им водительством. Они стали мудрыми в собственных глазах. Справедливо назвать их глупцами, ибо они презирают такие благословения. Любящий Господь, пусть детский страх перед Тобой будет моей мудростью, моей уверенностью и счастьем!

8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей. Молодые люди должны помнить, что страх Господень связан с почитанием родителей. Бог говорит здесь устами родителя или учителя, сочетая родительскую нежность с божественной властью - сын мой. Его слова предполагают благочестивый характер родителей и указывают на ответственность двоих родителей. Дети - создания разумные. Им должно преподавать наставление, а не требовать от них слепого подчинения. Слушай… не отвергай. Тимофей, например, был воспитан в почтении к материнскому наставлению (2Тим.1:5; 3:14-15).

Такие же обязанности несут духовные отцы и их духовные дети. По такому же принципу строилось апостольское служение церквам в Филиппах и Фессалониках. Смирение, нежность, общение и добровольное подчинение создавали основу христианской любви и счастья (Флп.4:9-19; 1 Фес. 2:7-13).

10. Как только сатана пал, он превратился в искусителя. У него хорошо получается готовить своих подручных к подобной работе (16:29; Быт.11:4; Числ.31:16; Ис.56:12).Если будут склонять тебя грешники. Это не возможная ситуация, а неизбежность. Не соглашайся. Согласие - уже грех. Ева согласилась сорвать плод. Давид сдался, прежде чем впасть в грех (2Цар.11:2-4). А вот Иосиф оказал сопротивление и устоял. Когда вы впадаете в искушение, не обвиняйте Бога или даже дьявола. Худшее, что может дьявол - это искушать нас, но заставить нас согрешить - не в его силах. После того как он представит свои самые убедительные аргументы, мы сами выбираем соглашаться или сопротивляться.

11. Приглашение кажется довольно безобидным: «иди с нами».

14. Но требование участвовать в их злодеяниях скоро последует: «жребий твой ты будешь бросать вместе с нами».

Совесть теряет свою чуткость каждый раз, когда соглашается с подобными приглашениями. Кто же может остановиться, начав движение по наклонной вниз? Один грех мостит дорогу следующему. Давид совершил убийство ради того, чтобы скрыть свое прелюбодеяние (2Цар.11:4, 17, 25). Единственный безопасный путь - бежать от искушения. Даже самый святой Божий может совершить самый тяжкий грех, если будет полагаться на себя (Рим.11:20).

18-19. Понимание опасности дает возможность уклониться от нее. Инстинкт управляет птицей, разум - человеком. Однако человек настолько поглощен грехом, что в своей надменности не желает делать то, что птица совершает инстинктивно. Она улетает подальше от силков, если видела, как их расставляли, а человек спешит в расставленную западню. Такие люди хотят погубить других, но в конечном итоге погибнут сами.

20-21. Отец в своем наставлении предостерегал нас против сатанинского соблазна. Мудрость - сам Сын Божий - теперь обращается к нам во всей полноте своей божественной власти и милости. Полный любви к грешникам, он возглашает, не в храме, а на улице, на площадях возвышает голос свой; в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою.

22. Невеждой называют глупого человека. Невежды - это те, кто не боится Бога. Они не взвешивают свои слова и дела. Живут, как будто нет ни Бога, ни вечности. Их разум ослеплен любовью к греху. Хотя на самом деле человек должен радоваться не своему невежеству, а избавлению от него. Однако эти невежды, не понимающие ни ценности своей души, ни опасностей, ее подстерегающих, любят свое невежество. Все попытки просветить их они считают вторжением в свой беспечный покой. Они ведут бурную, распутную и ленивую жизнь, при этом полностью забывают и о том, что Бог помнит их нечестие, и о грядущем суде (Ос.7:2; Еккл.11:9).

Их подначивают люди, худшие, чем они сами, - насмешники. Такие люди бесстыдны, они услаждаются насмешками. Они направляют свои ядовитые стрелы на благочестие (Пс. 63:4-5), считая серьезное отношение к вере слабостью, недостойной мыслящего человека. Они ненавидят слова Писания. «Святым» в Писании называется человек, освященный Божьим Духом, а для них «святой» - глупец и лицемер. Они слишком высоко о себе думают, чтобы снизойти к размышлениям о Благой вести Христа. В этом смысле невежды и насмешники демонстрируют свою ненависть к знанию. В попытках оградить себя от всего, что может вызвать неудобство, эти люди отстраняются от того, что могло бы сделать их мудрыми и счастливыми. В своем же состоянии потерянности они ненавидят знание, они отвергают все, что может умудрить их ко спасению. Их разум настолько занят другим, что они возненавидели свет и не стремятся к нему (Ин.3:19-20).

23. Нам часто говорят, что просветление может прийти к нам только через записанное Слово, которую мы изучаем, как и любую другую книгу, при помощи своего разума, а учение Духа - это обман, которому подвергаются чрезмерно восторженные люди. Возможно, это касается невежд и насмешников, потому как они не сознают слепоты своего сердца и силы врожденного предубеждения против истины, которые может победить только божественная благодать. Но человек, замечающий, что живет в темноте, и знающий, что ничто, кроме Божьего могущества, не может его научить, должен обратить свое ухо к мудрости (2:3). Не потому, что Слово покрыто мраком - ведь оно есть свет, а потому, что он находится во тьме и таким образом совершенно неспособен принимать наставления (1Кор.2:9-14). Такие люди не реагируют на Божье обличение и не могут извлечь никакой пользы из того, что Он предлагает. Они отказываются слушать, и именно поэтому Бог говорит: «Вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои».

24. Я звала. Спаситель зовет Словом Своим, провидением, с помощью служителей и через совесть. Но они не послушались. Бог не начинает претворять в жизнь Свои угрозы до тех пор, пока Его зов не отвергли. Если человек отказывается от такой ценной благодати, его вина становится безмерна. Человек сам отвергает Божье иго. Бог простер Свою руку (Ис.5:25), чтобы предложить помощь, даровать благословение, хотя бы привлечь наше внимание к Своему призыву. Но мы отвергли Его.

25. Мудрыесоветы Бога были отвергнуты. Но, грешник, настанет день, когда Тот, кто тосковал, умолял, плакал и умирал, не помилует тебя (Иез.5:11; 8:18)!

26. В тот день Он посмеется вашей погибели. Он скажет: «Порадуюсь, когда придет на вас ужас». Тогда Бог с удовлетворением произведет Свой суд над вами.

27. Тогда придет на вас ужас, как буря. Вы будете в полном отчаянии, когда беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28. Таково Божье твердое решение. Он не может больше терпеть этих насмешников. В отместку за то, что они не слушали Его призыва, Он говорит: «Тогда будут звать меня, и я не услышу, они не слушали гласа Моего, теперь Я не услышу воплей их». Епископ Рейнольдс по этому поводу писал так: «Наступил последний суд перед самым последним - это уже внутренний двор преисподней». Такова печальная участь оставленных душ. Страшно, когда Бог оставляет в обычный день (Ос.9:12), но куда страшнее, когда это происходит в день бедствия (1Цар.28:15). Когда Он не просто отворачивает Свое лицо от нас, а поворачивается к нам спиной, когда вместо Его улыбки мы видим Его недовольство - это ад вместо неба.

29. Как такой безграничный гнев можно сообразовать с любовью Бога? Но ведь Бог есть огонь поядающий (Втор.4:24). Подумайте о познании Бога. Вместо того чтобы получать от познания Бога удовольствие, они возненавидели знание и не избрали страха Господня.

30. Ни одного Божьего совета не приняли. Все Его обличения презрели.

31. Разве это несправедливо, когда грешники вкушают от плодов путей своих и насыщаются от помыслов их?

Безнравственность греха - уже ад, не говоря о самом адском наказании за грех. Чемберс как-то заметил: «Плод греха во времени, когда он совершенно и полностью созреет, становится плодом греха навечно. В вечности грешник просто пожинает то, что посеял. Плод греха вырастает из греха также естественно и закономерно, как обычный плод появляется из цветка. Грешники „будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их“».

Мы видим отчаяние. Но мы же переживали чудеса Божьей благодати, поэтому отчаиваться не стоит. Однако мы не должны и преуменьшать серьезность слова Божьего. Разве мы никогда не видели, как умирает грешник? Он презирал Благую весть и насмехался над ней, и теперь, умирая, не может попросить Бога о помиловании своей души. Разве знания о том, что Божье спасение не будет предлагаться вечно, мало, чтобы обратиться? Стук когда-то обязательно прекратится. Грешник может погибнуть еще по эту сторону ада. Его можно умолять со слезами, но он все равно погибнет! Поразмыслите над Евр. 10:26-27, 29, 31.

32. Еще раз сказано, что причина гибели грешника в нем самом. Он ступает на путь погибели, отворачиваясь от приглашающего голоса мудрости. Он отказывается от панацеи, умирая смертью самоубийцы. Он отвергает все, что ему говорят. Запомните, что каждый раз, когда мы отвергаем Бога, мы все дальше от Него отступаем. Божье Слово постепенно становится бременем, а потом мы и вовсе начинаем насмехаться над ним. Сначала может показаться, что глупцы избегут суда, но их беспечность… погубит их.

33. Завершим Божьим обетованием, которое греет душу: «А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». А ты, читатель, слушаешь ли Его, стал ли Божьим чадом? Тогда ты под Божьей защитой, и никакое зло не сможет коснуться тебя. Ты живешь безопасно, ты можешь быть уверенным в своей безопасности. Даже страха зла в тебе не останется. Ты можешь чувствовать себя как Ной в своем ковчеге, которому ничего не угрожало в то время, когда мир вокруг него погибал. Точно так же Давид был полон бесстрашия в моменты смертельной опасности, потому что знал: Бог - его прибежище. День тьмы станет для тебя светлым, как солнечный день, когда ты войдешь в радость вечную (Мал.4:1-2; Лк. 21:28; 2Пет.3:10-13).

Похожие публикации