Цитаты на тему любовь в произведениях куприна. Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение

I вариант

Жить — так жить, Любить — так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй.

С. Есенин

Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведе-ниях Куприна жизнь бьет ключом. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая глав-ная из которых — трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведо-мо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдво-ем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, завися-щими как От самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный ин-теллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн ри-сует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богат-ством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй нату-ры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти дет-ской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн Показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвест-ным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Протестуя против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам биб-лейской «Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы воз-любленная погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему воз-любленному. «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому ис-точнику.. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девуш-ки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забу-дется, потому что крепка, как смерть.

А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная. Ни-какие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в пре-красную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Эмоциональной кульминацией становится не траги-ческая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с плени-тельной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой пред- дуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему, мне хочется, чтобы так было.

Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Мно-гому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное — ценить любовь.

2 вариант

И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

А. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с тра-дициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирал-ся на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выраже-но в следующей фразе: «Нужно писать не о том, как люди обнища-ли духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его».

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнооб-разна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасать-ся. Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош-ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была са-моотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель назы-вает три проявления любви: овеянной «нежным целомудренным благоуханием», «могучий призыв тела» и «роскошные сады, где ра- потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Герой этого повество-вания, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не остав-ляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, един-ственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюб-ленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знаю-щей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей ари-стократической сдержанности, весьма впечатлительная, способ-ная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими по-этами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

«Молчать и гибнуть...» Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милей жизни. «Малень-кий» человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» чело-веческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния бур-жуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, добро-го сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. По-весть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли-гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не под-вергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Ива-ном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сер-дца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уве-ренностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за бо-гатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искрен-него и глубокого.

«Олеся» — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невин-ной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе-ред неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равно-душия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоя-щая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — по-вышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить ре-алистическое наследие. Ценность его творчества — в художествен-но убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы че-ловечества — проблемы любви.

Тема любви в произведениях А.И Куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или отца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. Любовь способна воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это всепоглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных, самокритичных героях.В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров.

С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества.

Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.

Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича.Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью,с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью.Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она,гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого” ,признаётся, что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “холодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными,безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца.А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус,как символ вечной любви и преданности.Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности.Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение.Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара,который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно спокойной “ женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бесксрыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь:любовь-тайна, любовь – трагедия.Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при последней последней встрече с уже мёртвым обажателем: “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение,но навеки.

В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную,бескорыстную любовь.Любовь, о которой мечтает каждый человек.Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно,даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав большое количество его произведений можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания.
В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.
Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.
Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже женится на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.
Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к «маленькому» человеку. Так возникает повесть «Гранатовый браслет», в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.
У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем « и умной, расчетливой Шурочке – с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей», - пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, - «…для меня вся жизнь заключается только в вас». Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».
Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Пытались найти ответы на вопросы о любви. Нельзя сказать, что они не решили задачу. Решили! И ярким тому примером служит любовная И.А. - одного из выдающихся лауреата Нобелевской премии, который до конца своих дней стремился познать истину любви. Не менее тонко проходит тема любви в творчестве Куприна. Так что же такое этот «дар Божий» (по мнению этих великих русских писателей)?

Если перефразировать замечание Паустовского К.Г. о том, что у любви есть тысячи аспектов, можно представить это великое чувство в виде драгоценного камня с множеством граней (или даже с бесконечным их количеством), потому что предел здесь невозможен, да и не нужен…. Ведь конечная точка означает конец всему! Не только человечеству, но и Вселенной. Любовь - есть главная цель, высший смысл жизни. Это и есть сама жизнь. Именно о такой любви писали А.И Куприн и И.А. Бунин. В их произведениях герои ищут и открывают новые грани любви, познают самих себя и окружающий мир через призму нового понимания.

В рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» тема любви раскрыта через внутренние ощущения, переживания, поступки главного героя, мелкого чиновника Желткова, к светской даме - Вере Николаевне Шеиной. Его чувство глубоко, смиренно и безусловно. Он прекрасно знает, что между ними пропасть - она женщина из высшего общества, а он - из среднего сословия, у них разные взгляды на жизнь, разное внутреннее мироощущение, и наконец, она замужем. Он, с одной стороны, не принимает все эти условности, не отказывается от нее, и от своей глубокой привязанности к ней, он готов нести этот «груз»…. С другой стороны - Желтков не вступает в борьбу с обществом, не пытается что-либо доказывать, отвоевывать. Он просто любит. И желает лишь одного - счастья для своей избранницы. Конечно, герой был не понят своими современниками. И, скорее всего, он был бы не принят и в мире сегодняшнем. Почему? Большинство людей верят в то, что любовь - это, скорее, партнерство, проходящая страсть, уважение, дружба, где самое главное - это соблюдать принцип "ты - мне, я - тебе". И, если это правило нарушается, то, значит, конец чувству. И надо уходить в поисках новых страстей. Как часто мы отворачиваемся, предаем, убегаем, если нам что-то не нравится, не подходит, не приносит счастья. Конечно, когда появляется такой человек, как Желтков, который не отступает, и душа его лишь хочет любить, несмотря на то, что его унижают, оскорбляют, и откровенно игнорируют - он становится настоящей «белой вороной». Одни смеются над ним, как князь Василий, для которого история о оказывается основным сюжетом для застольных бесед. Другие - откровенно боятся, потому что непознанное, непонятное всегда страшит, становится живой угрозой. Поэтому брат Веры предлагает ввести наказание для такого рода «преступления» - битье розгами. Герой Куприна уходит из жизни. Все, что мог сказать, - он сказал. Он выполнил свою миссию - он испытал истинное чувство, познал ту грань любви, ради которой был рожден. Остается надежда, что княгиня и другие герои поймут и испытают этот бесконечный порыв. Смерть осуществила его мечту - княгиня задумалась о своей жизни, о своей душе, о своем отношении к мужу, и о том, что есть истина...

Тема любви в творчестве Куприна А. И. продолжается в повести «Поединок». Название произведения не случайно. Весь мир (и каждый из нас) - это единство и борьба противоположностей, черного и белого, физического и духовного, расчета и искренности…. Главный герой, поручик Ромашов, готов противостоять бессмысленности существования в маленьком военном городке. Он не готов смириться с глупыми, пустыми буднями офицерства, члены которого с утра выполняют одни и те же поручения, а вечера проводят в играх, пьяных драках и пошлых романах. Его душа ищет истинных чувств, того настоящего и искреннего, ради чего стоит жить и идти дальше. Он влюбляется в замужнюю даму - Шурочку Николаеву. Это не просто увлечение или попытка сбежать от серых будней. Нет, это любовь, о которой люди мечтают, но которую не признают в реальности. Она использует сердечность главного героя, посылая его на верную погибель ради карьеры своего мужа. Кто же победил, а кто проиграл в этом «Поединке»? Поручик Ромашов умер, он уничтожен, но его душа возвысилась над тем мелким, условным, суетным. Шурочка одержала победу, она получила то, что хотела. Но она умерла внутри.

Тема любви в творчестве Куприна А.И.предлагает задуматься. И выбрать свой жизненный путь. Да, любовь - это не рай на земле, скорее, это тяжелый труд, отказ от своего эго, от стереотипов, от условностей жизни. Но взамен, вы получаете намного больше - это рай в душе. Отныне жизнь становится гармоничной, осознанной, наполненной. Настоящим даром небес! Но выбор остается за каждым из нас….

Тема любви в творчестве Куприна - это не абстрактная философия, это живые люди со своими мыслями, чувствами, идеями. Писатель не осуждает и не возвышает их. Каждый вправе прожить жизнь со своей правдой. Однако, не всякая правда есть истина….

Творчество Александра Ивановича Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А.И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А.И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники... Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры - в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Любовь в произведениях А.И. Куприна - чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Его повести о любви "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь" - самые трогательные и проникновенные произведения. Любовь окрыляет героев, возвышает над серым безотрадным бытом, дает ощущение высшей полноты жизни.

Любовь в творчестве Куприна нередко представлена как некая сверхъестественная сила, существующая, словно сама по себе, и полностью господствующая над человеком. Она безжалостна, потому что смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим, она - чистое и возвышенное чувство, и человек не только не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто заканчивается трагедией. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси - мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая - то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни.

Сильное и прекрасное чувство связывает таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести "Суламифь". Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, молодости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой "она прильнула, как к сладкому источнику". Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об "обожженной солнцем Суламифи". Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: "Крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее - стрелы огненные".

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести "Гранатовый браслет" высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шейной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению "вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни", нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шейных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного "Ге Эс Же", чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует "при какой-то громадной трагедии души". Княгиня Вера тоже предчувствует, "что этот человек убьет себя".

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой "совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость", но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шейной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

Как проявление душевной слабости и безволия нередко трактуется критиками этот поступок героя. Нельзя согласиться с таким утверждением. Вероятно, в самоубийстве Желткова с огромной силой выражается глубина и самоотверженность его любви, заставляющей Веру многое понять и перечувствовать. Каждое слово в прощальном письме героя освещено для нее великим трагическим чувством. Герой воспринимает любовь как награду, как высший дар, посланный ему Богом. Он, не задумываясь, жертвует ради благополучия и спокойствия любимой женщины своей жизнью и благодарит ее только за то, что она есть и что в ней воплотилась красота земли. Исповедь человека, для которого любовь к ней стала смыслом жизни и высшим блаженством, слышится Вере в чудесных звуках бетховенской сонаты.

В повести "Поединок" показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера - пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами" женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды, прежде всего, то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, - не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.

Повесть А.И. Куприна носит название "Поединок". Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести - тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое - внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой - Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А.И. Куприн.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А.И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Похожие публикации