Николай васильевич томский. Биография

Воевал, был ранен.

В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он переезжает в Старую Руссу, в нём проявляется интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой .

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати . Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать… Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати… А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков… Незабываемое детство - оно на всю жизнь .

Творчество

После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский (мрамор, 1947); М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) - все в ТТГ ; И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ , Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района ; архитектор Л. Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород ; бронза, 1944-49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) - скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.

Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток , работали над оформлением московского метрополитена . В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин , П. И. Бондаренко , Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц , Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в (ректор с по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; - образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню , отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов - или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты - Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста

19 декабря 1900 - 22 ноября 1984

советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной.. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Школа
    • 3.1 Награды и премии
  • 4 Избранные работы
  • Примечания
    Источники

Введение

Никола́й Васи́льевич То́мский (настоящая фамилия - Гришин ) (1900-1984), советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1950 года.


1. Биография

Н. В. Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Учился в Ленинграде. В 1927 году окончил художественно-промышленный техникум. Ученик В. В. Лишева. Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати. Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать... Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати... А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков... Незабываемое детство - оно на всю жизнь.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

Действительный член (1949), президент АХ СССР (1968-1983). Действительный член Академии искусств ГДР. В 1948-1982 годах преподавал в МГАХИС (ректор в 1964-1970). Профессор.

Н. В. Томский умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).


2. Творчество

Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника.

  • Мост Победы
  • Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., на Средней Рогатке; демонтирован в 1951 г., заменён на другую скульптуру Ленина работы В.Я.Боголюбова и В.И.Ингала;
  • Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., у Варшавского вокзала 1949 г.; арх. Н.Ф.Хомутецкий, Б.В.Муравьёв. Демонтирован в 2005 г.;
  • Памятники В. И. Ленину в Сестрорецке. Первоначально был установлен в 1950 г. на Приморском шоссе у южного въезда в Сестрорецк, в 1963 г. перенесён на пл. Свободы; арх. А.И.Прибульский;
  • Памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1938 г., арх. Троцкий Н. А., см. фото)
  • Памятник С. М. Кирову в Новой Ладоге 1947 г. (установлен на постаменте памятника Императору Александру II, 1913 г.);
  • Памятник С. М. Кирову в Кировске Ленинградской обл. 1952 г.
  • Памятник С. М. Кирову в Воронеже 1939 г. в сквере на ул. Лебедева;
  • Памятники В. И. Ленину в Воронеже (1940 г.; восстановлен в 1950 г.; арх. Троцкий Н. А.); в 1967 г. заменён постамент, а сам памятник перенесён к центру площади;
  • Памятники В. И. Ленину в Таллине 1950 г.; арх. А. Котли; демонтирован в 1991 г., перевезён в г. Пярну, где в обезглавленном виде простоял до 2008 г., когда был отправлен на свалку;
  • Памятники В. И. Ленину в Риге 1950 г.; арх. Э.Е.Шталберг. Демонтирован в 1991 г. Ныне хранится в повреждённом виде на складе на окраине Риги;
  • Памятники В. И. Ленину в Вильнюсе (1952 г.; арх. Микучанис В. П. Демонтирован в 1991 г. Ныне стоит в Груто-Парке вместе с другими демонтированными памятниками советской эпохи;
  • Памятник В. И. Ленину в Иркутске (1952 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Климовске (1967 г.);
  • Памятники В. И. Ленину в Старой Руссе 1984 г.
  • Памятник И. В. Сталину на проспекте Обуховской Обороны в Ленинграде (арх. Гольдгор Д. С.);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник И. В. Сталину на Средней Рогатке в Ленинграде, в 1951 г. заменён постамент (арх. Б.Н.Журавлёв);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник И. В. Сталину у Балтийского вокзала в Ленинграде (арх. Н.Ф.Хомутецкий, Б.В.Муравьёв, С.И.Евдокимов);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник В. И. Ленину в Орле (1949 г.; арх. Антипов Б. В.; пл. К.Маркса. В 1961 г. перенесён на пл. Ленина к Дому Советов; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник генералу армии И. Р. Апанасенко в Белгороде (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.; Сталинская премия 1950 г.);
  • Памятник-бюст трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба в селе Ображеевка Сумской обл. Украинской ССР (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник генералу И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (воздвигнут в 1950 г.; арх. Голубовский Л. Г.; демонтирован в 1991 г. и перевезён в Воронеж; торжественно открыт 9 мая 1993 г.);
  • Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954 г.; архитектор Л. В. Руднев);
  • Памятник В. И. Ленину в Мурманске (1957 г.; арх. Сизиков Л. В.);
  • Памятник В. И. Ленину на пл. Свободы в Вологде (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник В. И. Ленину на Советской пл. в Саранске (1960 г.; арх. Душкин А. Н.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Г. Гареева в Уфе (1967 г.; арх. Голубовский Л. Г. Первоначально открыт 17 июня 1951 г. на родине Героя, в деревне Илякшиде Илишевского р-на Башкирской АССР);
  • Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе (1959 г.; арх. Арефьев А. В.);
  • Памятник-бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964 г.);
  • Памятник-бюст Лизе Чайкиной в с. Пенно Тверской обл. 1944 г.;
  • Памятник В. И. Ленину в Железноводске (1966 г.; арх. Заварзин А. А.);
  • бюст И. В. Сталина на его могиле у Кремлёвской стены (1970 г.);
  • Памятники В. И. Ленину в Берлине (1970 г.; разобран в 1991 г.);
  • Бюст С. М. Будённого на его могиле у Кремлёвской стены;
  • Памятник М. И. Кутузову в Москве (1973 г.; ск-ры: А. А. Мурзин, Б. В. Едунов, А. И. Бельдюшкин, А. Н. Томский; арх. Л. Г. Голубовский);
  • скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975, Москва),
  • Памятник-бюст А. Н. Косыгину на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник Н. В. Гоголю на (1952 г.; арх Голубовский Л. Г.; стоявший ранее, с 1909 года, на этом месте памятник скульптора Н. А. Андреева был перенесён в Донской монастырь; сейчас - во дворе дома 7 по Никитскому бульвару, у мемориального центра Гоголя) .

3. Школа

Л. М. Баранов, Л. Л. Берлин, Т. Е. Бермант, Н. В. Богушевская, З. М. Ветрова, В. Н. Вильвовский, Х. Б. Геворкян, В. Б. Доброхотова, А. А. Древин, В. Х. Думанян, В. А. Евдокимов, Ю. П. Ишханов, С. С. Казанцев, В. М. Клыков, О. К. Комов, Ю. И. Ксенофонтов, Я. Н. Купреянов, Г.-Н. А. Лавинский, Ю. Н. Лоховинин, Д. Ю. Митлянский, Ф. И. оглы Наджафов, А. М. Ненашева, И. Н. Новиков, С. Л. Островская, Г. Д. Распопов, М. Б. Романовская, И. М. Рукавишников, К. Ю. Рябинина, И. А. Тенета, Н. П. Тимофеева, Ю. П. Устинова, А. Н. Филиппова-Рукавишникова, А. И. Чернов, Ю. Л. Чернов, Г. А. Шакаров и другие.


3.1. Награды и премии

Памятник Николаю Томскому в Москве

  • Герой Социалистического Труда (1970)
  • три ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Ленинская премия (1972) - за гранитный памятник В. И. Ленину в Берлине (1970)
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за памятник С. М. Кирову в Ленинграде
  • Сталинская премия первой степени (1948) - за скульптурный портрет И. Д. Черняховского
  • Сталинская премия второй степени (1949) - за скульптурные портреты А. И. Покрышкина, П. А. Покрышева и А. С. Смирнова
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за памятник И. Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С. М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В. И. Ленин и И. В. Сталин - основатели и руководители Советского государства»
  • Сталинская премия второй степени (1952) - за мраморный бюст Н. В. Гоголя
  • Государственная премия СССР (1979) - за создание монумента В. И. Ленину в Ташкенте
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1975) - за памятник М. И. Кутузову в Москве
  • Орден Карла Маркса - ГДР

4. Избранные работы


Примечания

  1. Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха - www.rucompany.ru/company.php?id_company=2347
  2. Скульптор Николай Томский. Из книги И. Н. Вязинина «Старая Русса в истории России». Новгород: Кириллица. 1994. С. 266
  3. Русские церкви. Фотосправочник путеводитель. - russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=311
  4. Перед 200-летним юбилеем Н. В. Гоголя была развёрнута кампания по организации очередного «переезда» андреевского монумента - на место его первоначальной установки; группа российских деятелей культуры во главе с нобелевским лауреатом академиком Виталием Гинзбургом обратились с этой инициативой к спикеру Государственной думы Б. В. Грызлову, сетевые издания распространили заметки об этом обращении, которое «подписали 50 известных человек» (в том числе - Валентин Гафт, Инна Чурикова, Василий Лановой, Леонид Куравлев, Марк Захаров, Эльдар Рязанов, Илья Глазунов, Сергей Безруков, Андрей Битов, Владимир Войнович, Михаил Жванецкий, Михаил Швыдкой). Ольга Игнатьева указывает на то, что «среди тех, кому нравился Гоголь Андреева, были Лев Толстой, Василий Розанов, Илья Репин, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Поленов» Ольга Игнатьева. Меняем Гоголя на Гоголя - Российская газета - www.rg.ru/2008/11/13/gogol.html; Юлия Игнатьева. Держите Гоголя! Накануне 200-летия великого писателя его памятник сдвинулся с места - «Известия» 5. 01. 2009 - www.izvestia.ru/obshestvo/article3124146/. При этом ряд деятелей культуры высказался против такого плана. Известный искусствовед, реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков приводил следующие доводы против этого плана: разительные перемены, произошедшие на месте первоначальной установки памятника Андреева - среда приобрела явно диссонирующий с его стилем вид, чрезвычайную дороговизну переноса, явную опасность утраты обоих памятников, массу нерешённых вопросов, связанных с творческим наследием писателя (в числе которых и отсутствие до сих пор академического издания полного собрания сочинений) - Юлия Шигарева. Гоголь-переселенец. Памятник классику хотят перенести на новое место - АИФ № 49, 3. 12. 2008 - www.aif.ru/article/print/article_id/23125 Министр Авдеев не видит смысла в переносе памятника Гоголю скульптора Андреева в Москве - РИА «Новости» - center.rian.ru/society/20081226/81823097.html ВООПиК против второго памятника Гоголю на Гоголевском бульваре - РИА «Новости» 21. 11. 2008 - www.rian.ru/moscow/20081121/155581853.html. Памятник работы Андреева подвергался критике в 1909 г., многие художники видели в нём дань общим тенденциям модерна, чрезмерную интимность решения - более подробно см. в статье об Андрееве
  5. Сам Н. В. Томский так оценивает свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н. В. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя» Ирина Пилишек, Владимир Бакаляров. Памятник Гоголю: «И видный миру смех, и неведомые ему слезы» - Москва и москвичи - www.m-mos.ru/10/06.htm

Источники

  • Памятники, сооруженные по проектам скульпторов Российской федерации. 1945-1965. Ленинград: «Художник РСФСР». 1967 г. Стр. 5, 6, 8, 10, 20, 24, 25, 26, 27, 28, 34, 37, 40.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 13:17:34
Похожие рефераты: Томский Георгий Васильевич , Баснин Николай Васильевич , Николай Васильевич Клейгельс , Покровский Николай Васильевич ,

Народный художник СССР Николай Васильевич Томский принадлежит к числу выдающихся мастеров изобразительного искусства советского времени.

Николай Васильевич Томский родился 19 декабря 1900 года в семье сельского кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году там же окончил сельское четырехклассное училище. С детства Томский любил рисовать. Но где же было крестьянскому мальчику думать о художественном образовании! Одновременно с учебой он помогал отцу в сельском хозяйстве и работал с ним в кузнице. Когда же во время первой мировой войны отца взяли в действующую армию, он остался в семье единственным работником.

По-иному сложилась жизнь Томского после Октябрьской революции. С девятнадцати лет он участвовал в гражданской войне, находился в рядах Красной Армии. В боях с белополяками был ранен. После выздоровления Томского оставили для работы при Старорусском военкомате. Здесь он сблизился с самодеятельным творческим коллективом, участвовал в любительских спектаклях, с увлечением писал плакаты и афиши, а также много и усердно рисовал своих знакомых и товарищей. На его рисунки обратил внимание художник В. С. Сварог, который посоветовал Томскому заняться искусством всерьез.

Этот совет овладел всеми помыслами Томского, и, когда после демобилизации перед ним встал вопрос о дальнейшей жизни, о выборе профессии, он решил ехать в Петроград учиться.

В 1923 году Томский поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум (организованный на базе бывшей школы Общества поощрения художеств), где учился у видного скульптора В. В. Лишева.

Формалистические методы преподавания, широко применявшиеся в то время в художественных школах, в классе профессора Лишева места не имели - знающий и опытный педагог, художник широкого диапазона, крепко стоящий на позициях реализма. Лишев заботливо прививал своим ученикам профессиональное мастерство, умение видеть натуру и воплощать ее в скульптуре, передавал ученикам свой богатый опыт и знания, воспитывал у них художественный вкус. Сообразуясь с индивидуальными склонностями и дарованием каждого, он направлял их развитие по правильному пути.

Занятия Томского под руководством вдумчивого педагога-реалиста дали самые положительные результаты. С большой признательностью Томский вспоминает своего учителя, благодаря которому за четыре года, проведенные в техникуме, он овладел основами профессионального мастерства.

Еще в годы учебы Томский приобщается к творческой работе. В 1925 году он выступает с первым портретным произведением — бюстом «В. И. Ленин в детстве», выполненным профессионально грамотно и получившим хорошую оценку учителей. Бюст экспонировался на выставке, посвященной первой годовщине со дня смерти В. И. Ленина, а затем был приобретен Государственным музеем революции в Ленинграде. В студенческие годы Томский пробует свои силы и в монументальной пластике, участвуя в конкурсах, проводимых техникумом. Так, в 1926 году он выполняет трехфигурную композицию — проект памятника В. И. Ленину.

В 1927 году, по окончании техникума, Томский занимается под руководством Лишева реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Эта работа занимает в творческом формировании молодого скульптора значительное место. Она обогатила его практическим опытом, вызвала глубокий интерес к русской художественной культуре. Томский серьезно изучает русское ваяние XVIII—XIX веков: прежде всего, творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, создавших замечательные произведения монументальной, декоративной и станковой пластики. Уроки Лишева, практическая работа и изучение классического наследия вооружили Томского знанием и опытом, необходимыми для самостоятельной деятельности.

Темы современности, которые составляют основу интересов Томского, в это время находят свое выражение в портретной скульптуре. В 1928 году он создает бюст В. И. Ленина, в 1929 году — скульптурный портрет А. М. Горького, получивший положительный отзыв писателя, и бюст А. В. Луначарского, а в 1930 году — портрет К. Е. Ворошилова. Все эти произведения получили массовое распространение в гипсовых отливках.

В годы первой пятилетки, в период мощного подъема индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, для нового этапа развития советского искусства было характерно отражение в произведениях поступательного движения социалистического строительства.

В эти годы Томский выступает впервые как скульптор-монументалист.

Первым произведением, выполненным Томским в это время, был памятник-бюст Карла Маркса, отлитый в бронзе и установленный в 1932 году в Бабуринском сквере Ленинграда.

Большую роль в становлении Томского-монументалиста сыграла совместная работа с известным скульптором В. В. Козловым, автором памятника В. И. Ленину перед Смольным в Ленинграде, по проекту которого устанавливался в 1932 году монумент В. И. Ленина в Севастополе. Для этого памятника Томский вылепил фигуры крестьянина и красноармейца и три рельефа, тематически связанные с революционными событиями: «Восстание на броненосце «Потемкин», «Бегство белогвардейцев из Севастополя», «Переход Красной Армии через Сиваш».

В 1933 году Томский также совместно с Козловым участвует в работе над памятником В. И. Ленину для Могилева. Статую В. И. Ленина создал Козлов, а горельеф, изображающий интернациональную группу, состоящую из восьми фигур представителей трудящихся разных стран, расположенных вокруг постамента, выполнил Томский. Им были также исполнены для этого памятника барельефы на темы гражданской войны и строительства социализма. Осуществление глубокого по своему содержанию замысла, поиски выразительного композиционного решения, сложность работы над большими фигурами горельефа (высотой в два с половиной метра каждая), барельефом протяженностью в одиннадцать метров при высоте фигур до двух метров требовали больших усилий со стороны молодого ваятеля. Работа над памятником, продолжавшаяся в течение ряда лет, расширила знания и опыт Томского в монументальной пластике, а также возбудила в нем серьезный интерес к рельефу, занявшему с этого времени видное и прочное место в его творчестве. К сожалению, сооружение этого памятника не было завершено, и все сделанное скульпторами во время Великой Отечественной войны погибло.

В 1934 году Томский создал четыре фриза для здания нового вокзала станции Белоостров близ Ленинграда. Многофигурные барельефы на темы «Железнодорожный транспорт», «Техническая учеба», «Индустрия» и «Сельское хозяйство» были выполнены с большим мастерством и свидетельствовали о профессиональном росте скульптора.

В 1934 году Томский создает статую «Танкист». Спокойная уверенная фигура молодого воина, изображенного в шлеме и походном комбинезоне, с простым, открытым лицом и смелым взглядом, олицетворяет собой образ человека — защитника Родины. Эта работа была высоко оценена на первой выставке ленинградских художников в 1935 году.

Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С. М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.

Томский начал свою работу над портретом С. М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа понравилась, и Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.

Но Томский с еще большей настойчивостью продолжает работать над портретом С. М. Кирова. Он обратился к иконографическим материалам, а также к различным документам, дававшим сведения о жизни и деятельности этого выдающегося политического деятеля. Сохранившиеся в памяти личные впечатления от встречи с С. М. Кировым, беседы с товарищами, близко его знавшими, помогали скульптору в решении ответственной задачи, взятой им на себя. Эта работа явилась по существу проверкой творческих возможностей еще молодого художника. Томский выполнил ряд вариантов портрета, прежде чем нашел нужное решение образа. Наконец продолжительная и вдумчивая творческая работа была закончена. На первой выставке произведений ленинградских художников в 1935 году Томский показал два портрета С. М. Кирова, которые привлекли общее внимание. Автор сумел в этих произведениях запечатлеть с большим портретным сходством черты человека, любимого народом, вышедшего из народа. Простое выразительное лицо Кирова полно внутреннего обаяния. Привлекает к себе открытая жизнерадостная улыбка. Глубокая жизненность и правдивость, свойственная этим произведениям, характеризует автора как мастера реалистического портрета. Вместе с тем в этих работах обнаруживается и дарование Томского-монументалиста. Эти произведения свидетельствуют о незаурядных способностях талантливого ваятеля. Этими работами скульптор как бы завершает период своего творческого формирования и вступает на путь зрелого мастерства, основой которого является метод социалистического реализма.

Бюсты С. М. Кирова приобретаются Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Увеличенный до двух метров памятник-бюст С. М. Кирова в том же, 1935 году устанавливается в Новгороде. Такие же памятники-бюсты в 1936 году были поставлены в Бологом и Пскове.

Работа над проектом памятника С. М. Кирову для Ленинграда является следующим этапом творчества Томского.

В 1935 году Ленсоветом был объявлен конкурс на проект памятника С. М. Кирову.

На конкурс откликнулись многие скульпторы, свыше ста сорока проектов было представлено на рассмотрение жюри. В залах Русского музея была устроена выставка проектов памятника для ознакомления с ними широких масс.

В Ленинграде проводились общественные обсуждения проектов. На одном из таких обсуждений Томский говорил, что в своей работе над образом С. М. Кирова «старался найти выражение живости, одухотворенности лица, которое было свойственно С. М. Кирову. Я стремился передать горение, самоотверженность — черты, характерные для облика Кирова, — передать великий и простой образ любимца всего советского народа».

Над проектом памятника Томский работал совместно с архитектором Н. А. Троцким. Они не сразу нашли окончательное решение композиции монумента. Первоначальный вариант, отмеченный в первом туре премией за лучшее решение образа С. М. Кирова, не отвечал полностью условиям конкурса и, собственно, не удовлетворял самих авторов. В этом проекте фигура Кирова установлена на невысоком пьедестале. Киров изображен произносящим речь. С трех сторон его фигура закрывается огромным знаменем. Центральная часть композиции замыкается по сторонам двумя группами: рабочий и колхозница, колхозник и танкист. Такое решение композиции при условии установки памятника в центре площади не дает возможности получения четкого силуэта статуи обозреваемого со всех сторон монумента. В дальнейшей работе Томский и Троцкий, добиваясь простого и лаконичного решения, отказались от сложной архитектурной композиции. Ими был создан новый проект, который получил общее одобрение и был утвержден для сооружения.

Памятник был установлен в Ленинграде в центре Кировской площади, недалеко от Нарвских триумфальных ворот.

Бронзовая фигура на постаменте из темного зеленовато-серого полированного гранита доминирующая над окружающим пространством.

Киров изображен идущим твердой, уверенной походкой, встречный ветер развевает полы его пальто. Широкий жест правой руки вперед, в опущенной левой руке — свернутая газета. Взор устремлен вперед.

Несмотря на большие размеры фигуры, лепка головы выполнена в свойственной скульптору мягкой манере и отличается тонкой моделировкой. Гранитный пьедестал украшен тремя барельефами на темы гражданской войны и социалистического строительства.

На лицевой стороне постамента укреплена обрамленная знаменами бронзовая доска с цитатой из речи С. М. Кирова. Памятник С. М. Кирову, открытый в 1938 году. За него автору в 1941 году была присуждена Государственная премия.

В период работы над монументом С. М. Кирова в Ленинграде Томский выполнил также памятники С. М. Кирову для Ленинградского мясокомбината (1936) и для Волховстроя, открытый в 1937 году. Киров изображен в момент выступления. Запоминается его выразительное лицо, полное внутренней энергии. Киров в обычной одежде: гимнастерке и военных брюках, заправленных в сапоги. Его правая рука поднята, левая покоится на стопке книг, лежащих на квадратной тумбе. В этих работах, а также в варианте, выполненном для Усть-Каменогорска (установлен в 1938 году), в центральной части пьедесталов по всему периметру введены барельефы, изображающие эпизоды из производственной жизни предприятий, где установлены эти памятники. Работа над этими памятниками была тем творческим этапом, который содействовал скульптору в его поисках наиболее выразительного решения ленинградского монумента.

Томский продолжает и далее работать над образом С. М. Кирова. В 1939 году устанавливаются по его проекту памятники в Астрахани, Воронеже и в Москве перед Ленинградским павильоном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (последний повторяет в уменьшенном виде статую С. М. Кирова ленинградского монумента). Одновременно он работал над проектом памятника С. М. Кирову для Баку, а в 1940 году участвовал в конкурсе на создание проекта памятника С. М. Кирову для Москвы.

Образ С. М. Кирова вдохновляет скульптора, Томский неоднократно и в последующие годы в своем творчестве обращается к воспроизведению его в скульптурном портрете и монументальной пластике.

В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». Среди многих скульптурных произведений, выделялась статуя, созданная Томским, изображающая Александра Бусыгина — депутата Верховного Совета СССР, рабочего-кузнеца, одного из новаторов стахановского движения.

«Александр Бусыгин» Томского — это не только безупречно выполненный портрет, передающий индивидуальные черты волевого и мужественного новатора производства. Томский изобразил Бусыгина на производстве, в рабочем костюме, в тот момент, когда он, оторвавшись от работы, обращается к товарищам. Естественный жест протянутой руки, волевая фигура, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.

В творчестве Томского предвоенных лет преобладает монументальная пластика. Скульптор много и успешно работает над многими проектами памятников, в том числе В. В. Куйбышеву (1940) и М. В. Фрунзе (1941) для Ленинграда. После войны с белофиннами был объявлен конкурс на проект памятника на месте боев с белофиннами, в котором принял участие и Томский, получивший премию за свой проект.

Знаменательные события 1939 года, связанные с присоединением к Советскому Союзу народов Западной Белоруссии и Западной Украины, также нашли отражение в творчестве Томского, выполнившего в 1940 году проект памятника «Освобождение Белоруссии» для Белостока.

Но прежде всего Томского увлекала мысль о создании монумента В. И. Ленина. С большим творческим вдохновением он в 1937 году участвует в конкурсе на проект памятника В. И. Ленину, который предполагалось установить в Ленинградском порту.

Проект Томского изображал огромную скалу, над крутым обрывом которой возвышалась фигура В. И. Ленина. В. И. Ленин показан обращающимся к народу, с простертой вперед правой рукой. Он весь в порыве, в динамике.

В 1939 году Томский проектирует памятники В. И. Ленину для Еревана и Воронежа.

Памятник В. И. Ленину в Воронеже был установлен по проекту Томского в 1940 году. В этой работе успешно отражены творческие искания художника предшествующих лет. Скульптор отказался от многофигурных композиций. Он целиком сосредоточивает внимание на фигуре В. И. Ленина, стремясь к наиболее глубокому раскрытию в художественном образе внутреннего содержания и характеристики человека.

В изображении Ленина скульптор добивается простоты пластического решения, свободного от внешне драматических движений, исключительно четкой и лаконичной выразительности силуэта. Все тонко рассчитано и подчинено одной цели — передать образ Ленина.

Фигура В. И. Ленина, выполненная с большим портретным сходством, проникнута энергией и глубокой, неотразимой силой, целиком захватывающей зрителя.

Ленин изображен в момент обращения с речью к народу. Его голова поднята в энергичном порыве. Волевое лицо с характерным высоким лбом проникнуто большим духовным напряжением. Проницательный взор устремлен вдаль. Правая рука в призывном жесте протянута вперед и несколько поднята вверх, левая придерживает лацкан пальто, развевающиеся от ветра полы которого усиливают общую экспрессию фигуры.

В этом произведении, проникнутом высоким революционным пафосом, скульптор воплотил яркий и запоминающийся образ В. И. Ленина. Воронежский памятник принадлежит к лучшим монументам В. И. Ленина.

В дни Великой Отечественной войны этот памятник был разрушен немецкими фашистами. В 1949 году он восстановлен.

В начале 1941 года Томский работал над проектом памятника В. И. Ленину для Перми. В нем автор стремился добиться дальнейшего углубления портретной характеристики и большей выразительности образа Ленина. Проект был утвержден, скульптор приступил к работе над памятником, но война прервала ее.

Одновременно Томский продолжает работать и в области монументально-декоративной пластики, предоставляющей ему широкие возможности для воплощения в художественных образах жизнеутверждающих тем современности.

Совместная работа скульптора с архитектором Н. А. Троцким над памятником С. М. Кирову укрепила их творческое содружество. В 1939 году Томский исполнил огромный барельеф «Оборона, труд, отдых» — фриз на административном здании, возведенном по проекту Троцкого на Московском проспекте в Ленинграде.


Этот фриз включает пятьдесят шесть фигур, выполненных в железобетоне, высота каждой из них — более четырех метров. В центре фриза помещена окаймленная рамой надпись: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян», над нею помещен картуш с гербом РСФСР, обрамленный флагами. К этому композиционному и идейному центру с двух сторон фриза обращены фигуры рабочих, колхозников, инженеров, воинов, юношей и девушек, школьников-пионеров. Эти фигуры расчленены на группы изображениями танка, самолета, трактора. Благодаря четкому рисунку, пластической выразительности фигур, монолитности отдельных групп достигнута художественная завершенность темы фриза, выражающей апофеоз, торжество социализма в Советском Союзе.


Несмотря на сорокавосьмиметровую высоту, на которой установлен фриз, он прекрасно смотрится с большого расстояния благодаря хорошо найденным пропорциям.

Барельеф органично включается как основной компонент в архитектурное решение монументального здания.

Создание барельефа невиданно большого размера является свидетельством большого творческого труда одного из немногих советских скульпторов, последовательно работающих в области скульптурного рельефа.

Годы, охватывающие работу скульптора с 1935 года до начала Великой Отечественной войны, свидетельствуют о его большой плодотворной, творчески насыщенной деятельности. Сооружение памятника С. М. Кирову в Ленинграде, памятника В. И. Ленину в Воронеже и других произведений говорит о росте художника, ставшего одним из крупнейших скульпторов-монументалистов в Советском Союзе.

Годы Великой Отечественной войны явились тяжелым испытанием. Все советские люди сплотились в патриотическом порыве в борьбе с фашистскими захватчиками за свою независимость и культуру, за свое отечество. Советские художники активно участвуют в общей освободительной борьбе. Художники в своих произведениях живописи, графики и скульптуры воспитывали в людях высокое чувство патриотизма, любви к Родине, уверенности в победе.

В общей патриотической работе художников участвовали и ленинградские скульпторы. В Ленинграде с первых дней войны была организована под руководством Томского бригада в составе М. Ф. Бабурина, В. Я. Боголюбова, Р. Н. Будилова, В, В. Исаевой, В. И, Ингала, А. А. Стрекавина и Б. И. Шалютина, поставившая своей задачей создание грандиозных скульптурных плакатов в целях наглядной изобразительной пропаганды. Ими были исполнены три барельефа. Один из них — «Гитлер и Наполеон» — выражал острую сатирическую тему; другие — «Так было — так будет» и «На защиту Ленинграда» (последний по величине был более тридцати квадратных метров) — призывали к защите Ленинграда, вселяли уверенность в конечной победе.

Скульптурные плакаты, установленные для обозрения на огромных щитах, закрывавших зеркальные окна магазина на Невском проспекте, пользовались большим успехом.

Применение скульптурного барельефа как плаката, быстро отражающего волнующую политическую тему, является новой формой выражения монументальной пропаганды.

В тяжелых условиях блокадной жизни Томский работал над новой темой, посвященной героическому подъему ленинградцев, ставших на защиту родного города. По заказу Ленгорисполкома он выполнял проект памятника «Защитникам Ленинграда». Однако лишения и голод подорвали здоровье скульптора, и он в тяжелом состоянии был эвакуирован в глубь страны.

Едва восстановив силы, Томский в 1942 году переезжает в Москву и включается в работу московских художников: активно участвует в выставках «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл», «Героическая оборона Москвы» и других.

Темами для его произведений являются патриотизм, любовь к Родине, героические подвиги и доблесть людей на фронте и в тылу.

.
Николай Гришин родился 19 (6 по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево, Новгородской губернии.
В 1919 году Николай Гришин был призван на военную службу в ряды , вскоре в ходе одного из боёв он был ранен. После выздоровления Гришина оставили служить писарем при пересыльном пункте городского военного комиссариата Старой Руссы.
В свободное время Гришин начал заниматься творческой деятельностью: рисовал портреты друзей и сослуживцев, рисовал плакаты и афиши, выступал в небольших спектаклях и постановках, а также участвовал в деятельности местного драматического кружка, возглавляемого художником-живописцем . Именно тогда Гришин и придумал себе фамилию-псевдоним Томский, которой стал подписывать свои произведения.
Опытный художник Василий Сварог однажды порекомендовал Гришину-Томскому попробовать заняться художественной лепкой, аргументировав это тем, что он хорошо чувствует и передаёт в своих рисунках объём изображаемых объектов.
В 1923 году Томский демобилизовался из Красной армии и почти сразу же после этого переехал из Старой Руссы в , где быстро сумел поступить на факультет скульптуры Художественно-промышленного техникума. Учителем Николая Томского в Петрограде был скульптор Всеволод Всеволодович Лишев. В 1927 году Николай Томский окончил техникум.
Уже с 1925 года Н.В.Томский начал принимать участие в выставках произведений искусства - будучи студентом техникума, ему удалось выставить две своих работы ("Бюст В.И.Ленина в детстве", "Выступление В.И.Ленина в Женеве") на выставке в Ленинградском государственном музее Революции, посвящённой памяти В.И.Ленина. Бюст маленького Ленина оказался очень популярен у зрителей, а потому был выкуплен музеем у Томского.
Скульптор Николай Томский стал востребован в середине 1930-х годов, после того как его проект памятника Сергею Мироновичу Кирову, разработанный совместно с архитектором Ноем Абрамовичем Троцким, победил в конкурсе на лучший памятник Кирову. Памятник был торжественно открыт 6 декабря 1938 года на Кировской площади в Ленинграде и принёс скульптору его первую государственную награду - Сталинскую премию.
В период Николай Васильевич Томский прожил в блокадном Ленинграде: участвовал в маскировочных работах, а также принимал активно участие в работе над масштабными барельефами "Гитлер и Наполеон", "Родина зовёт" и "На защиту Ленинграда". Томский в то время выступил как автор проектов для множества различных памятников: Зое Анатольевне Космодемьянской, обелиска волоколамским комсомольцам, Лизе Чайкиной, а также многих других памятников. После окончания войны скульптор переехал в .
В послевоенное время Николай Томский много занимался преподавательской и руководящей деятельностью.
Под руководством Николая Васильевича Томского работали многочисленные бригады скульпторов, занятые оформлением московского метрополитена и созданием фигур для московских высотных зданий.
С 1948 года Томский преподавал в Московском государственном художественном институте имени Василия Сурикова. С 1964 по 1967 год Николай Васильевич был ректором этого института. С 1968 по 1983 год Николай Томский был президентом .
В 1960 году Николаю Томскому было присвоено почётное звание . В 1970 году - Героя Социалистического Труда. Скульптор является лауреатом множества почётных советский премий: одной Ленинской, пяти Сталинских и одной Государственной премии СССР.
Николай Васильевич Томский умер 22 ноября 1984 года в Москве. Скульптор похоронен на .

Похожие публикации