Знаменитые балетные постановки. Что такое балет, история балета

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка »), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.

Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты


Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.
Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский» танец из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Мы рады вам предложить артистов балета для исполнения номеров и отрывков из классических и современных балетов на вашем мероприятии.

Публикации раздела Театры

Знаменитые русские балеты. Топ-5

К лассический балет - удивительный вид искусства, родившийся в Италии в эпоху зрелого Возрождения, «переехавший» во Францию, где заслуга его развития, включая основание Академии танца и кодификацию многих движений, принадлежала королю Людовику XIV. Франция экспортировала искусство театрального танца во все европейские страны, включая Россию. В середине XIX века столицей европейского балета был уже не Париж, подаривший миру шедевры романтизма «Сильфиду» и «Жизель», а Петербург. Именно в Северной столице в течение почти 60 лет работал великий хореограф Мариус Петипа, создатель системы классического танца и автор шедевров, которые до сих пор не сходят со сцены. После Октябрьской революции балет хотели было «сбросить с корабля современности», но его удалось отстоять. Советское время ознаменовалось созданием немалого количества шедевров. Представляем пять отечественных топ-балетов - в хронологическом порядке.

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа

Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса

Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри - Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа . Первая постановка: Москва, Большой театр , 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все - хореография А. Горского .

Балет «Дон Кихот» - полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса , но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух...

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

«Лебединое Озеро»

Декорации к первому преставлению. Большой театр. Москва. 1877 год

Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов). 1895 год

Музыка П. Чайковского , либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1877, хореография В. Рейзингера. Последующая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1895, хореография М. Петипа, Л. Иванова .

Всеми любимый балет, классическая версия которого была поставлена в 1895 году, на самом деле родился восемнадцатью годами ранее в московском Большом театре. Партитура Чайковского, мировая слава которого была еще впереди, была своеобразным собранием «песен без слов» и казалась слишком сложной для того времени. Балет прошел около 40 раз и канул в Лету.

После смерти Чайковского «Лебединое озеро» поставили в Мариинском театре, и от этой версии, ставшей классической, отталкивались все последующие постановки балета. Действию были приданы большая ясность и логичность: балет рассказывал о судьбе прекрасной принцессы Одетты, волею злого гения Ротбарта обращенной в лебедя, о том, как Ротбарт обманул полюбившего ее принца Зигфрида, прибегнув к чарам своей дочери Одиллии, и о смерти героев. Партитура Чайковского была сокращена приблизительно на треть дирижером Рикардо Дриго и переоркестрована. Петипа создал хореографию первого и третьего действий, Лев Иванов - второго и четвертого. Это разделение идеальным образом отвечало призванию обоих гениальных хореографов, второму из которых пришлось жить и умереть в тени первого. Петипа - отец классического балета, создатель безупречно гармоничных композиций и певец женщины-феи, женщины-игрушки. Иванов - балетмейстер-новатор, необычайно чутко чувствующий музыку. В роли Одетты–Одиллии выступила Пьерина Леньяни, «королева миланских балерин», она же первая Раймонда и изобретательница 32 фуэте, самого трудного вида вращения на пуантах.

Можно ничего не знать о балете, но «Лебединое озеро» известно всем. В последние годы существования Советского Союза, когда престарелые лидеры довольно часто сменяли один другого, проникновенная мелодия «белого» дуэта главных героев балета и всплески рук-крыльев с экрана телевизора возвещали о печальном событии. Японцы так любят «Лебединое озеро», что готовы смотреть его утром и вечером, в исполнении любой труппы. Ни одна гастрольная труппа, которых в России и особенно в Москве множество, не обходится без «Лебединого».

«Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Марианна - Лидия Рубцова, Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Мариинский театр. 1892 год

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр. 1892 год

Музыка П. Чайковского, либретто М. Петипа. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892, хореография Л. Иванова .

По книгам и сайтам до сих пор кочует ошибочная информация о том, что «Щелкунчик» поставлен отцом классического балета Мариусом Петипа. На самом деле Петипа сочинил лишь сценарий, а первую постановку балета осуществил его подчиненный, Лев Иванов. На долю Иванова выпала непосильная задача: сценарий, созданный в стиле модного тогда балета-феерии с непременным участием итальянской гастролерши, находился в очевидном противоречии с музыкой Чайковского, которая хоть и была написана в строгом соответствии с указаниями Петипа, но отличалась большим чувством, драматической насыщенностью и сложным симфоническим развитием. Кроме того, героиней балета была девочка-подросток, а балерине-звезде было уготовано лишь финальное па-де-де (дуэт с партнером, состоящий из адажио - медленной части, вариаций - сольных танцев и коды (виртуозного финала)). Первая постановка «Щелкунчика», где первый - по преимуществу пантомимный акт, резко отличался от второго - дивертисментного, не имела большого успеха, критики отмечали лишь Вальс снежных хлопьев (в нем участвовали 64 танцовщицы) и Па-де-де Феи Драже и Принца Коклюша, источником вдохновения для которого послужило Иванову Адажио с розой из «Спящей красавицы», где Аврора танцует с четырьмя кавалерами.

Зато в ХХ веке, который смог проникнуть в глубины музыки Чайковского, «Щелкунчику» было уготовано воистину фантастическое будущее. Не счесть постановок балета в Советском Союзе, странах Европы и США. На российских просторах особенно популярны постановки Василия Вайнонена в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге) и Юрия Григоровича в московском Большом театре.

«Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. 1939 год

Миссис Патрик Кемпбепл в роли Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». 1895 год

Финал балета «Ромео и Джульетта». 1940 год

Музыка С. Прокофьева , либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского. Первая постановка: Брно, Театр оперы и балета, 1938, хореография В. Псоты. Последующая постановка: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета им. С. Кирова, 1940, хореография Л. Лавровского .

Если шекспировская фраза в известном русском переводе гласит «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» , то о написанном на этот сюжет балете великого Сергея Прокофьева говорили: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» . Воистину изумительная по красоте, богатству красок и выразительности партитура «Ромео и Джульетты» в момент ее появления показалась слишком сложной и неподходящей для балета. Артисты балета попросту отказывались под нее танцевать.

Прокофьев написал партитуру в 1934-м, и первоначально она предназначалась не театру, а прославленному Ленинградскому академическому хореографическому училищу для празднования его 200-летия. Проект не был осуществлен в связи с убийством в 1934 году в Ленинграде Сергея Кирова, в ведущем музыкальном театре второй столицы грянули перемены. Не осуществился и план постановки «Ромео и Джульетты» в московском Большом. В 1938 году премьеру показал театр в Брно, и только два года спустя балет Прокофьева наконец был поставлен на родине автора, в театре тогда уже имени Кирова.

Балетмейстер Леонид Лавровский в рамках весьма приветствовавшегося советской властью жанра «драмбалета» (формы хореографической драмы, характерной для балета 1930-50-х годов) создал впечатляющее, волнующее зрелище с тщательно вылепленными массовыми сценами и тонко очерченными психологическими характеристиками персонажей. В его распоряжении была Галина Уланова , утонченнейшая балерина-актриса, которая так и осталась непревзойденной в роли Джульетты.

Партитуру Прокофьева быстро оценили западные хореографы. Первые версии балета появились уже в 40-х годах XX века. Их создателями были Биргит Кулберг (Стокгольм, 1944) и Маргарита Фроман (Загреб, 1949). Известные постановки «Ромео и Джульетты» принадлежат Фредерику Аштону (Копенгаген, 1955), Джону Кранко (Милан, 1958), Кеннету МакМиллану (Лондон, 1965), Джону Ноймайеру (Франкфурт, 1971, Гамбург, 1973).И. Моисеева , 1958, хореография Ю. Григоровича, 1968 .

Без «Спартака» понятие «советский балет» немыслимо. Это настоящий хит, символ эпохи. Советский период разрабатывал иные темы и образы, глубоко отличные от традиционного классического балета, унаследованного от Мариуса Петипа и Императорских театров Москвы и Петербурга. Волшебные сказки со счастливым концом были сданы в архив, и на смену им пришли героические сюжеты.

Уже в 1941 году один из ведущих советских композиторов Арам Хачатурян говорил о намерении написать музыку к монументальному, героическому спектаклю, который должен быть поставлен на сцене Большого театра. Темой для него был выбран эпизод из древнеримской истории, восстание рабов под руководством Спартака. Хачатурян создал красочную партитуру, использующую армянские, грузинские, русские мотивы и насыщенную прекрасными мелодиями и огненными ритмами. Постановку должен был осуществить Игорь Моисеев.

Понадобилось много лет, чтобы его произведение вышло на суд зрителей, и появилось оно не в Большом театре, а в Театре им. Кирова. Хореограф Леонид Якобсон создал потрясающий новаторский спектакль, отказавшись от традиционных атрибутов классического балета, в том числе от танца на пуантах, использовав свободную пластику и обув балерин в сандалии.

Но хитом и символом эпохи балет «Спартак» стал в руках хореографа Юрия Григоровича в 1968 году. Григорович поразил зрителя совершенно выстроенной драматургией, тонкой прорисовкой характеров главных героев, искусной постановкой массовых сцен, чистотой и красотой лирических адажио. Он назвал свое произведение «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом» (кордебалет - артисты, занятые в массовых танцевальных эпизодах). В роли Спартака выступил Владимир Васильев, Красса - Марис Лиепа , Фригии - Екатерина Максимова и Эгины - Нина Тимофеева. Кардебалет был по преимуществу мужской, что делает балет «Спартак» единственным в своем роде.

Помимо известных прочтений «Спартака» Якобсоном и Григоровичем, существует еще около 20 постановок балета. Среди них версия Иржи Блазека для Пражского балета, Ласло Сереги для Будапештского балета (1968), Юри Вамоша для Арена ди Верона (1999), Ренато Дзанеллы для балета Венской государственной оперы (2002), Натальи Касаткиной и Владимира Василёва для руководимого ими Государственного академического театра классического балета в Москве (2002).

5 выбрали

Два дня назад этот прекрасный вид искусства отметил своеобразный день рождения. Считается, что балет отсчитывает свою историю с 15 октября 1581 года – тогда во Франции при дворе Екатерины Медичи была показана первая полностью танцевальная постановка – Комедийный балет королевы. С тех пор, конечно, классический танец очень сильно изменился. Предлагаю сегодня вспомнить самые знаменитые балетные постановки.

Лебединое озеро, Чайковский

Пожалуй, это самый знаменитый балет в мире. Нет такого театра, где бы он не шел, и нет такой балерины, которая не мечтала бы сыграть принцессу-лебедя. А ведь сначала великое произведение Чайковского не оценили. Музыку сочли неподходящей для балета, балерины даже отказывались танцевать в этом сомнительном спектакле. Первая постановка "Лебединого озера" в Большом театре с треском провалилась.

В Санкт-Петербурге поставить этот балет решились лишь спустя 17 лет. Постановка Мариинского театра, которую подготовили Мариус Петипа и Лев Иванов, имела огромный успех и стала классической. До сих пор в "Мариинке" идет именно это "Лебединое озеро". В советское время в Большом театре классическую постановку изменил Юрий Григорович . Кроме всего прочего, он подарил этой истории счастливый конец.

Как только современные хореографы не экспериментируют с этим балетом. В Китае существует акробатическая версия спектакля, в которой "Танец маленьких лебедей" превратили в "Танец маленьких лягушат" – его танцуют мужчины, стоя на руках. А один кубинский театр поставил балет, в котором вес каждой балерины не меньше 100 килограмм.

Ромео и Джульетта, Сергей Прокофьев

"Ромео и Джульетта" – один из самых популярных балетов XX века. Сергей Прокофьев создал музыкальное воплощение для знаменитой трагедии Шекспира в 1935 году. Время было неудачное – в прессе как раз началась кампания против Шостаковича, и в этой атмосфере театры не решались браться за постановку нового балета. Впервые его показали только через три года в чешском городе Брно. Спектакль оказался успешным, и только после этого его решились поставить на родине.

Постановку предложили питерскому балетмейстеру Леониду Лавровскому . Хореограф настолько серьезно взялся за дело, что даже заставил Прокофьева в некоторых местах переписать музыку. Дело того стоило – эта постановка до сих пор считается классической.

Кстати, первая версия балета Прокофьева в отличие от трагедии Шекспира имела счастливый конец, но до постановки она не дошла.

Жизель, Адольф Адан

Это романтическая, сказочная и трагическая история о любви, которая сильнее смерти. Аристократ обманул простую девушку Жизель, которая влюбилась в него. Несчастная умерла от горя. Но после смерти попала в компанию вилис – таких же, как она, девушек, которые погибли по вине мужчин.

Музыку для этого балета более полутора веков назад написал французский композитор Адольф Адан . Премьера спектакля в Париже собрала хвалебные отзывы. Но все же самой популярной стала российская постановка Мариуса Пепипа .

Дон Кихот, Людвиг Минкус

Австрийский композитор Людвиг Минкус написал музыку к этому балету для московского театра, хореографию в первой постановке ставил Мариус Пепипа .

15 октября 1581 года при дворе Екатерины Медичи гостям показали невиданное действо — первый в истории Франции балет. С тех пор мир увидел сотни новых постановок, но далеко не все из них имели успех и запомнились зрителю. АиФ.ru собрал самые популярные балеты, просмотр которых точно расширит ваш кругозор.

«Жизель»

История : премьера балета состоялась 28 июня 1841 года в Париже. Российская публика увидела постановку в стенах Большого театра только спустя два года. С той поры «Жизель» никогда надолго не покидала российскую сцену. В образе главной героини блистали танцовщицы первой величины: Павлова, Спесивцева, Уланова, Бессмертнова, Максимова и др.

Сюжет : история первой любви и жестокого предательства. Переодетый в крестьянина дворянин Альберт соблазняет ничего не подозревающую деревенскую девушку. Но обман быстро раскрывается. Когда Жизель узнает, что у возлюбленного уже есть невеста из высшего света, она сходит с ума и умирает.

Ночью Альберт приходит на могилу девушки, где чуть не погибает от рук виллис — невест, умерших до свадьбы. Спасает молодого человека именно Жизель.

«Лебединое озеро»

История : балет на музыку Петра Ильича Чайковского полюбился публике далеко не сразу. Дебют закончился полным провалом. По достоинству зрители оценили «Лебединое озеро» только после того, как его первоначальная хореография была отредактирована балетмейстерами Львом Ивановым и Мариусом Петипа. В новой версии постановку показали публике в 1895 году, на сцене Мариинского театра. В советское время именно «Лебединое озеро» стало визитной карточкой страны. Балет демонстрировали всем высокопоставленным гостям, которые посещали Москву.

Сюжет : постановка основывается на легенде о принцессе Одетте, которая превращена злым колдуном Ротбартом в лебедя. Спасти девушку может тот, кто искренне полюбит ее и даст клятву верности. Принц Зигфрид дает такое обещание, но нарушает его во время бала, когда на нем появляется Одиллия, как две капли воды похожая на Одетту. Для девушки-лебедя это означает только одно — она никогда уже не сможет вернуться к прежней жизни.

«Ромео и Джульетта»

История : Музыка ко всемирно известному балету была написана Сергеем Прокофьевым еще в 1935 году, но саму постановку зритель увидел через три года, причем не в Москве или Ленинграде, а в Чехии, в городе Брно. В Советском Союзе трагедию Шекспира показали только в 1940 году. В главной роли тогда блистала легендарная Уланова . Кстати, танцовщица (как и многие другие) не понимала музыку маэстро. После премьеры она произнесла шутливый тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Сюжет : балет целиком и полностью совпадает с шекспировской трактовкой — влюбленные из враждующих семей в тайне от родных венчаются, но погибают по трагической случайности.

«Баядерка»

История : «Баядерка» — один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Впервые постановка была представлена широкой публике в 1877 году, на сцене петербургского Большого театра. А в 1904 году балетмейстер Александр Горский перенес ее в столицу. С течением времени «Баядерка» подвергалась многочисленным переделкам, неизменной оставалась только сцена «Тени» в исполнении кордебалета. Ее по праву считают настоящим украшением всей постановки и настоящим достижением балетмейстера Петипа.

Сюжет : между Солором и баядеркой (танцовщицей) Никией вспыхивает любовь. Однако девушка нравится не только своему избраннику, но и Великому брамину, который получив отказ красавицы, решает отомстить ей. Раджа Дугманта тоже хочет смерти баядерки, ведь он мечтает выдать свою дочь за Солора. В результате заговора девушка умирает от укуса змеи, которую ее недруги прячут в букете.

Самая сильная часть «Баядерки» — сцена «Тени». Когда Солор засыпает, он видит невероятную картину: длинной вереницей по ущелью среди Гималаев спускается хоровод теней мертвых душ, среди них есть и Никия, которая зовет его к себе.

«Спартак»

История : премьера балета состоялась 27 декабря 1956 года в Санкт-Петербурге, и в 1958 — в Москве. Пожалуй, самыми известными исполнителями главных мужских партий в советский период можно назвать Владимира Васильева и Мариса Лиепу. Основой для сценария послужили различные исторические материалы и художественная литература.

Сюжет : В этом балете любовная линия уходит на второй план на фоне противостояния двух главных героев Спартака и Красса.

Спартак поднимает восстание среди гладиаторов, ему удается одержать победу, однако Красс не желает сдаваться и начинает новый поход против своего врага. На этот раз удача на его стороне. Спартак бьется до последнего, однако погибает в неравном бою: большинство его союзников просто струсили и отказались дать отпор противнику.

Волшебное сценическое искусство, зародившееся в Италии в XVI веке, прошло немалый путь и к нашему времени стало популярным во всем мире. Многочисленные балетные школы и театральные труппы, чье количество увеличивается с каждым годом, бывают как классическими, так и современными.

Но если известных шоу-балетов десятки, и, по сути, они отличаются от других танцевальных ансамблей лишь уровнем мастерства, то национальные театры балета с многовековой историей можно пересчитать по пальцам.

Русский балет: Большой и Мариинский Театры

Нам с вами есть чем гордиться, ведь одним из лучших в мире является именно русский балет. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», знаменитые пластические балеты, появившиеся в нашей стране в начале XX века, сделали Россию второй родиной этого искусства и обеспечили нашим театрам нескончаемый поток благодарных зрителей со всего света.

В наши дни за звание лучшей соревнуются труппы Большого и Мариинского театров, чье мастерство совершенствуется день ото дня. Танцоров обе труппы отбирают среди воспитанников петербургской Академии имени А. Я. Вагановой, и с первых дней обучения все ее ученики мечтают однажды исполнить сольную партию на главной сцене страны.

Французский балет: Гранд-опера

Колыбель мирового балета, чье отношение к постановкам неизменно уже три века, и где существует лишь классический академический танец, а все остальное расценивается как преступление против искусства, является пределом мечтаний для всех танцоров мира.

Каждый год ее состав пополняется лишь тремя танцорами, которые прошли столько отборов, конкурсов и испытаний, сколько не снилось даже астронавтам. Билеты в Парижскую оперу недешевы, и позволить их себе могут лишь самые обеспеченные ценители искусства, однако зал полон во время каждого выступления, поскольку помимо самих французов сюда приезжают все европейцы, мечтающие полюбоваться классическим балетом.

Соединенные Штаты: Американский Театр Балета

Приобретший широкую известность после выхода «Черного лебедя», American Ballet Theatre был основан солистом русского Большого театра.

Имеющий собственную школу, балет не нанимает танцоров со стороны и обладает своеобразным русско-американским стилем. В постановках уживаются классические сюжеты, например знаменитый «Щелкунчик», и новые танцевальные направления. Многие ценители балета утверждают, что в ABT забыли о канонах, однако популярность этого театра растет год от года.

Великобритания: Бирмингемский королевский балет

Курируемый самой королевой, балет Лондона невелик по числу танцоров, однако отличается строгостью отбора участников и репертуара. Здесь не встретить современных веяний и жанровых отклонений. Быть может, именно поэтому, не выдержав суровых традиций, многие юные звезды этого балета покидают его и начинают создавать собственные труппы.

Попасть на представление королевского балета непросто, этого удостаиваются лишь самые знатные и богатые люди мира, однако раз в три месяца здесь организуются благотворительные вечера с открытым входом.

Австрийский балет: Венская опера

История Венской оперы насчитывает полтора века, и все это время первыми солистами труппы остаются русские танцоры. Известная своими ежегодными балами, которые не проходили лишь во время Второй мировой войны, Венская опера является самой посещаемой достопримечательностью Австрии . Сюда приходят и для того, чтобы полюбоваться талантливыми танцорами, и чтобы, глядя на соотечественников на сцене, с гордостью говорить на родном языке.

Достать сюда билеты очень просто: благодаря огромному залу и отсутствию перекупщиков можно делать это в день балета, исключением станут только дни премьер и открытия сезона.

Итак, если вы хотите увидеть классический балет, в исполнении самых талантливых танцоров, отправляйтесь в один из этих театров и наслаждайтесь старинным искусством.

Похожие публикации