Народное творчество искусство создаваемое народом. Народное творчество

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)

Абакан


РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества.

Понятие и сущность народного художественного творчества.

Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

1. Устное народное творчество (фольклор).

Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора - песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

Календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

Полевые работы (покосные, жатвенные песни);

Рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

Смерть (похоронные плачи-причитания).

3. Народный театр - театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище - архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

Современное народное художественное творчество представлено формами:

Любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

Художественная самодеятельность - форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

Народные промыслы - это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

Народное художественное творчество - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.)

Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

2. Неофольклор - бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

3. Фольклоризм или вторичный фольклор - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

4. Художественная самодеятельность - социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор - овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

8. Аутентичная культура - наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной сфере. Это первичная, изна­чальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятие «аутентичная» и «традиционная» тесно соприкасаются в характеристике народной культуры.

  • 3. Факторы производства, их виды и функционирование
  • 4. Экономика и государство
  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 4. Творческая деятельность и искусство

    1. Понятие творческой деятельности В широком смысле слова творчество охватывает все сферы человеческой жизни, не только духовную, но и материальную ее сторону. Вместе с тем любая действительно духовная деятельность человека представляет собой творческий процесс, ибо творчество является одной из основных характеристик духовного. Можно с уверенностью сказать, что вне творчества нет духовного, лишь благодаря ему философия, религия, любовь и совесть обретают действительный смысл и развитие. Творчество - это всегда выход в неведомое, ибо оно есть трансцендирование. Оно качественно отличается от механического процесса, в котором все повторяется и от биологического, в котором осуществляется лишь воспроизводство. Творчество - это качественный скачок, где новое имеет своей предпосылкой старое, но не может быть непосредственно выведено из него. Творческий акт становится возможным исходя из свободы, он и есть ее осуществление. Само движение мысли есть творчество (философствование), которое случается не так уж часто. Дух без материи беспомощен и бесполезен, он лишь пустая форма. В соединении его с материей возникает творчество (Шеллинг). Творчество свободно, не предопределено и, следовательно, непредвидимо. "Попробуйте предсказать заранее научное открытие, не говоря уже о художественном произведении. Чем выше оно, тем неожиданнее, удивительнее, чудеснее. Задним числом пытаются "объяснить" его. Но в сущности не идут дальше общего его фона, обстановки, в которой оно увидело свет. Его рождение - богочеловеческая тайна" 9 . Истинное творчество рационально неосуществимо и непознаваемо, оно всегда спонтанно, хотя и реализуется в рамках канона. Кант определял спонтанность как способность человека к продуктивному воображению, на основе которого возникают мыслительные акты. В философии Шеллинга истинное творчество берет свой исток в сфере бессознательного, можно добавить, что и сверхрационального. В собственно духовном плане творческая спонтанность в работе сознания выражается в самообнаружении смыслов, которые как бы рождаются вдруг и из ничего. Эта творческая спонтанность основана на интуиции, которой предшествует исследовательский труд. Временем зарождения искусства в общем смысле слова (пока только изобразительного), был палеолит. Только в его конце древний человек начал изображать, рисовать и вырезать. Изображались почти одни только звери. В среднем каменном веке стали изображать также группы людей, где индивиды еще не выделены, у них нет лица. Зато особое внимание придавалось ритуальной одежде. Переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки и философии оно вмещало практически весь опыт познания мира. С отступлением ледника (около 9-10 тыс. лет назад) началась современная эпоха. Мир оседлых земледельцев стал другим. В их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. В орнаменте начинают появляться отдаленные признаки письменных знаков. Открытие письменности относятся приблизительно к 3300 г. до н.э. в Шумере (пиктография), к 3000 г. до н.э. в Египте (иероглифы) и к 2000 г. до н.э. в Китае, хотя алфавит был изобретен финикийцами и усовершенствован греками лишь в первом тысячелетии до н.э. Творчество, по-видимому, как и религия, возникает вместе с человеком. Создание первого искусственного орудия, и даже использование природных орудий в труде - это уже творческий акт. Переход от инстинктивной к трудовой деятельности связан не только с материальной необходимостью, но и с творчеством, изобретательностью. Однако искусство возникает гораздо позже этого момента. Искусство обретается в полной мере лишь тогда, когда оно осознает свою специфику и исходит из своих целей и задач, когда оно - "искусство ради искусства". Такое произошло уже после возникновения цивилизаций, примерно в "осевое время". Поэтому искусство в собственном смысле слова исторически равно философии и высшим формам религии. Правда это не означает, что не было творческого искусства в доосевое время. Ведь храмы строили издревле, с момента возникновения городов, культур и цивилизаций. Но особенность состоит в том, что тогда искусство не играло самостоятельной роли, не было выделено в особую сферу духовной деятельности. Оно было служебным, реализовывало религиозные запросы, было всецело подчинено религиозным интересам. Свободных художников, как и ученых и философов, тогда не было, и быть не могло. Истинное творчество в искусстве возникает тогда, когда художник реализует собственные духовные запросы, движим личностными интересами самопознания и самореализации, а не диктуемыми ему извне. Лишь тогда появляются различные самостоятельные и независимые виды искусства (Древняя Греция). Пирамиды в Древнем Египте - прежде всего культовые сооружения, и лишь после этого и в связи с этим, в рамках исключительно этого - они и, в придачу, произведения искусства. А вот трагедии Эсхила, даже произведения Гомера и Гесиода, хотя и говорят о мифах, уже явлены как нечто самостоятельное. В этом смысле искусство лишь тогда выражает свою сущность, когда оно "для искусства". Так происходит со всеми формами духовной деятельности человека, они лишь тогда реализуются, когда отвечают исключительно своим внутренним потребностям и задачам: философия для философии, религия для религии. И это не значит плохо.

    2. Творчество в собственном смысле слова. Искусство Если в широком смысле слова творчество может охватывать всю деятельность человека, то в узком - оно есть особый вид труда, культурно-созидательная деятельность по формированию ценностей-символов. Такое творчество завершается созданием произведений искусства, оно нацелено именно на него. Творчество в собственном смысле слова реализуется в эстетическом отношении к действительности, которое выражается в способности воспринимать и ценить прекрасное. Эстетическое восприятие воспитывается, формируется и образовывается вместе с духовным развитием человека. Оно не столько отражает действительность и жизнь человека, сколько выражает его чаяния и идеалы. Оно - не пассивно, ибо его сущность - в созидании нового. В этом его отличие от науки, которая открывает законы природы, в то время как искусство творит прекрасное и возвышенное. Хотя творчество присуще и науке. Итак, творчество в точном смысле слова реализуется именно в искусстве, ибо только в нем оно освобождается от внешних и предзаданных целей, но стремится выразить красоту, идею и смысл как таковые. Искусство призвано реализовывать исключительно духовные запросы человека, а не его материальные и иные потребности. Строя дом, человек ставит своей целью его крепость, сохранение тепла, удобство и т.д., а, создавая храм, он, прежде всего, заботится о его величии и красоте. В идеале все формы человеческого труда должны приближаться к творчеству в искусстве, ибо, созидая красоту и живя в мире красоты, человек очищает и совершенствует свою душу. Нельзя духовную сферу человека и общества рассматривать по аналогии с материальной, которая несамодостаточна и реализует телесные потребности человека. Строительства, например, не может быть и не должно быть ради строительства, а ради нужд человека. Совсем иначе в духовной сфере, ибо она уже изначально в человеке и для человека, поэтому, чем более она автономна, тем в большей степени она служит человеку и обществу. В этой связи лозунг "искусство для народа" равносилен его уничтожению. Не зря он господствовал в тоталитарных режимах и идеологизированных обществах. На деле искусство в этом случае превращается в служебный механизм власти, которая стремится использовать его по своему назначению, - для самообоснования и самоподдержания властвования. В этом случае истинное искусство подавляется, а легальное - вырождается. В итоге получается все наоборот: когда мы говорим "искусство ради искусства", то призываем его к развертыванию собственных потенций, а людей искусства - к самореализации. Потому только в этом случае мы действительно обретаем "искусство для народа". Если же начинать с лозунга "искусство для народа", то уничтожается внутренний творческий побудительный мотив, и в итоге не оказывается искусства, и тем более оно не служит народу, а служит тоталитарной власти, превращается в "искусство для власти". "Плохо" искусству не только в тоталитарных режимах, где оно вынуждено пробивать себе дорогу как трава сквозь асфальт - вопреки власти и господствующей идеологии, подвергаясь насилию и жестокой цензуре. Плохо ему и в условиях рыночной экономики, которая никак не заинтересована в его развитии и процветании. Если бесценные произведения искусства становятся предметом купли-продажи, то бизнес обращает на него внимание, гонясь за прибылью и престижем. Лишь в условиях социального государства искусство способно поддерживаться и достойно развиваться. Необходимо также отметить, что истинное искусство всегда элитарно. Это совсем не значит, что произведения искусства могут создавать лишь избранные натуры (Шопенгауэр), так же, как и понимать его. Совершенно нет! Истинное искусство, так же как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех. Духовная истина не может быть скрываема, превращаться в секрет, и не носит избирательный характер. Она доступна всем, однако не все хотят к ней приобщаться. Искусство - это подарок духа. Оно дарится и должно дариться всем и каждому бесплатно и безвозмездно. Но человек настолько искажен и испорчен, что не хочет, не готов принять этот дар. В созидающую искусство и его понимающую элиту, поэтому, приходят лишь те, кто хочет ! Приобщение к духовности - дело добровольное. Но человек бежит от свободы (Э. Фромм), ибо она несет с собой ответственность; убегает от красоты, ибо она обнаруживает его безобразие; прячется от веры, ибо она вскрывает его несовершенство и противоположность духовному идеалу; не стремится мыслить и философствовать, ибо это трудно; избегает истины, ибо она открывает ложь его существования. Существуют разные версии соотношения природы и искусства. Так, Кант полагал, что "красота в природе - это прекрасная вещь", а "красота в искусстве - прекрасное представление о вещи". Таким образом, он сводил искусство к подражанию. Шеллинг и немецкие романтики, напротив, ставили искусство выше природы. Однако в трактовке гения их взгляды схожи. Кант писал, что гений "дает искусству правила", "гений - любимец природы". О природе творчества гения Кант говорит следующее: "Гений сам не может описать или научно обосновать, как он создает свое произведение - он дает правила подобно природе; поэтому создатель произведения, которым он обязан своему гению, сам не ведает, как к нему пришли эти идеи, и не в его власти произвольно или планомерно придумать их и сообщить другим в таких предписаниях, которые позволили бы им создавать подобные произведения". Всему тому, что изложил великий ум Ньютона можно научиться, "но невозможно научиться вдохновенно создавать поэтические произведения". В науке - достаточно таланта, в искусстве - требуется гений. Это не означает, конечно, что в науке нет гениев. Просто гений избыточен для науки, или он превращает науку в философию и искусство. Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т.е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме. Только философия находит для идеального идеальную форму - понятие. Когда художник выражает духовную идею в материальной форме, происходит неизбежное ее отчуждение, овнешнение и огрубление, замысел никогда не соответствует реализации. В отличие от Гегеля Шеллинг полагал, что "философия в качестве философии никогда не может быть общезначимой... Абсолютная объективность дана одному искусству. Можно смело утверждать: лишите искусство объективности, и оно перестанет быть тем, что оно есть, и превратится в философию; придайте философии объективность, и она перестанет быть философией и превратится в искусство. Философия достигает, правда, наивысшего, но она приводит к этой точке как бы частицу человека. Искусство же приводит туда, а именно к познанию наивысшего, всего человека , каков он есть, и на этом основано извечное своеобразие искусства и даруемое им чудо". Таким образом, в том, в чем Гегель видит недостаток искусства, Шеллинг, создатель "Философии искусства", видит достоинство, потому что именно благодаря своей чувственной форме искусство становится общедоступным и увеличивается его энергия воздействия на человека. Это таинство искусства каждый ощущает на себе: просмотрев глубокий кинофильм или будучи завороженными живописным полотном, музыкальным или художественным произведением, мы вдруг открываем для себя новый смысл, новое видение. Это состояние настолько удивительно и восхитительно, что оставляет о себе глубокую память. Так происходит катарсис - очищение, которое дарует искусство. В целом искусства разделяют на пространственные (архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика)) и временные (литература, театр, танец, кино и телевидение). Наряду с музыкой особо высоко ценится в философии поэзия. Поэты тоже философы, только используют они для выражения духовного не идеи, а словесные символы. Они, как и философы, истинные создатели языка. Духовное - это творчество во всем, а философия и вера - поэзия духа. Бердяев определяет философию как "искусство познания в свободе через творчество идей..." . Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что "красота спасет мир".

    За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство - фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

    В этой статье рассказывается только о народном декоративно-прикладном искусстве. Оно зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им б быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер.

    Коллективность творчества - характернейшая черта народного искусства. Ведь почти все в работе мастера было продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.

    О коллективности народного искусства хорошо писал большой его знаток искусствовед В. С. Воронов: «Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений: медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений... и вариаций... приводило к созданию крепких, выношенных форм... Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало».

    Это историческая коллективность, тесно связанная с передачей традиций от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Но существует и коллективное творчество современников, в котором ярко проявляется свойственное народному искусству «хоровое» начало. Исстари его духовным основанием была общность мировосприятия, обрядов, обычаев, фольклора. Один и тот же образ варьировался в творчестве разных мастеров. Найденный кем-то новый прием или мотив быстро становился всеобщим достоянием. В результате развивалось и обогащалось искусство не одного или нескольких мастеров, но целого промысла как единого творческого организма. И в наши дни художники Палеха и Хохломы, аула Кубачи и Полховского Майдана гордятся своей принадлежностью к неповторимому искусству родного промысла, сообща решают стоящие перед ним творческие проблемы (см. Народные художественные промыслы).

    Не отсюда ли удивительная жизнерадостность народного искусства - от сознания собственной силы! Ведь за каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть - талант, труд и единодушие многих людей, в идеале - целого народа! И красота - тоже из этого источника. И конечно, от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы - вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенные технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться - таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.

    «Золотую» хохломскую чашу мы сегодня покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера. Сегодня декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.

    Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнамента мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. Один из крупнейших исследователей народного искусства - В. М. Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района города Козьмо-демьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя. Выше - украшенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.

    Этот часто непонятный нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его мировосприятия и этическими идеалами. Неразделимы и другие стороны произведения народного искусства: утилитарная и эстетическая. За долгие века выработались своеобразные правила, которым всегда следовали мастера. Например, форма предмета продиктована его назначением, поэтому она идеально проста и продуманна. Далее, любая форма - результат особых свойств материала. Глиняный кувшин будет иметь одну конфигурацию, таких же размеров деревянный - совершенно другую, медный - тоже свою. Наконец, форма предмета и его декор должны соответствовать друг другу.

    Зародившись в глубокой древности, народное искусство долгое время было общенародным достоянием. Положение изменилось с развитием классового общества Разделение труда породило новый тип художественной деятельности - профессиональное искусство, удовлетворяющее духовно-эстетическим запросам господствующих классов. В центре его стояла творческая индивидуальность с ее неповторимо личным восприятием окружающего мира. К началу капиталистического периода народное творчество в промышленно развитых странах повсеместно превращается в искусство трудовых масс деревни и города. Все чаще оно оценивается как «простонародное» и «отжившее». Усилия меценатов, пытавшихся спасти «милую старину», не могли изменить судь.бу народного мастера, обреченного на конкуренцию с фабрикой, выбрасывающей на рынок миллионы безликих, но дешевых вещей. К концу XIX в. в большинстве стран Европы она была практически решена.

    В государствах же, ставших на капиталистический путь развития позже, разрыв между народным и профессиональным искусством был не столь ощутим. Особенно там, где, как в России, фольклорные элементы глубоко проникли в культуру верхних слоев общества. Не случайно украшенные легким травным орнаментом золотые ковши, хранящиеся ныне в Оружейной палате, очень похожи на своих деревянных собратьев, которыми пользовались простые люди.

    Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее нескончаемое произрастание плодов земных; наконец, Мать-Сыра-Земля, образ которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России - баба с младенцем у груди, а по подолу - яркие «солнышки».

    Но жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Ведь сила традиции как раз в том, что она чутко откликается на изменения действительности, помогая запечатлеться в искусстве новому. Будь иначе, народное творчество давно превратилось бы в холодную стилизацию. А ведь оно радует нас и сегодня! Постепенно мифологическое значение древних символов забывалось, ослабевала их связь с сельскохозяйственными обрядами. В конце XIX в. мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них: увенчивал крышу избы коньком, вырезал на ставнях солнечные розетки. Правда, постепенно древние символы приобретали все более заметный декоративный характер, но что-то важное для людей от их первоначального смысла всегда сохранялось.

    В XVII-XIX вв. в искусство народа вошло немало новых мотивов - источниками послужили стили барокко, классицизм, ампир. Однако образы эти становились выражением чисто народного миросозерцания, приобретая нередко даже новый облик. Так, львы на подоконных досках нижегородских изб явно перекликаются с каменными львами дворянских усадеб. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное творчество никогда не копирует, всегда остается самим собой. Можно сказать, что в нем вообще не бывает смены стилей, столь характерной для искусства профессионального. Все исторические пласты, начиная с древнейшего, сосуществуют в народном искусстве, как неразделимы они и в памяти народа. Это наглядный пример мудрого накопления культурных ценностей.

    Второе рождение пережило народное искусство в СССР и странах социализма с выходом на историческую арену широких народных масс. За годы Советской власти сделано немало. Возрождены многие угасшие было художественные ремесла, возникли новые народные художественные промыслы, например лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстёры и Холуя. Работы здешних художников насыщены образами советской действительности, несут новое содержание, какого не знало дореволюционное народное искусство (см. Палех, Лаковая миниатюра).

    Подобные процессы произошли в холмогорской резьбе по кости, в федоскинской лаковой миниатюре, в тобольской костяной пластике, в шемогодской резной бересте. Удивительно свежим явлением предстает украинская настенная роспись, нашедшая себя в искусстве станкового типа. То же можно сказать о косовской керамике, о расписных узбекских блюдах, гончарных грузинских и армянских сосудах, творчестве северных народов. Советское народное искусство не знало простой реставрации старых традиций. На их основе создавалось новое декоративно-прикладное искусство, проникнутое подлинной народностью.

    Сегодня оно существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой - развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974) подчеркивается важная роль народного искусства в культуре социалистического общества.

    И сегодня произведения народного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ. Тут - история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа - залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.

    Творческая деятельность – созидательная деятельность человека в сфере науки, литературы, искусства, в результате которой создается новое произведение.

    Фольклор (от англ. Folklore – «народная мудрость») народное (чаще устное) творчество, воплощенная в произведении искусства творческая коллективная деятельность людей, являющаяся специфическим отражением их жизни, идеалов, событий.

    Одной из важных тенденций, которая достаточно четко прослеживается в развитии художественного творчества на протяжении многих столетий – все возрастающая сила личностного авторского начала. Несмотря на то, что индивидуальное начало присуще любому творчеству, в фольклоре оно сильно приглушено. Фольклор – это выражение народного творчества, художественно-коллективное творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемое самим народом и бытующее в народных массах. Это может быть – поэзия, музыка, танец, изобразительное и прикладное искусство. Как правило, фольклорные произведения распространялись посредством языка, устного изложения, что и стало традиционным для этого вида искусства. Чаще всего фольклор представлен в виде песен, былин, сказаний, отражающих ход жизни людей: труд и отдых, горе и радость, отдельные события и исторические, ритуалы и т.п. Безусловно, у фольклорных произведений были свои авторы, однако, их установление сегодня затруднено. Корни фольклора – в истории, в языческих верованиях (Древняя Русь). После того, как на Руси было принято христианство, тексты произведений подверглись изменениям, но сохранилась древняя мелодическая форма. Песни традиционно отражали события жизни людей и общества, воспевали подвиги и выдающихся личностей.

    Кроме песен, популярны были и различные сказания, сказки. Их делили на волшебные (где среди объектов встречаются волшебные предметы: ковры-самолеты, скатерти-самобранки, сапоги-скороходы, свидетельствующие о языческом колдовстве и мечте людей о создании вещей, облегчающих тяготы жизни) и сатирические, имевшие нравоучительный характер, описывающие современные конфликты, вскрывающие политические противоречия (этот вид творчества впоследствии был широко использован профессиональными литераторами).

    Индивидуальное же начало в древней культуре сказывалось, главным образом, в исполнении, авторы фольклорных произведений, как правило, оставались неизвестными. Это, по мнению исследователей, было связано с отсутствием желания в самовыражении людьми средствами искусства, субъективное авторское видение не превалировало в культуре. А общественное, коллективное приобретало сакральное значение, художнику необходимо было выразить всеобщие замыслы, придав им идеальное представление. Господство мифологии и религиозное сознание приводило древнего автора к убеждению, что истинным создателем произведения является социальное духовное начало или Бог.

    Будучи синтетическим явлением, искусство с древних времен воспринималось как средство воспитания, способное также доставить человеку специфическое духовное удовольствие, находящееся за пределами его возможностей и природы.

    Личностное самосознание автора формируется постепенно в результате развития коллективной трудовой деятельности, выделения своего «Я» из коллективного «Мы», возникновения и формирования философии, формирования нравственности и социальных отношений, укрепления государственности и т.д.

    Своего максимума личностное начало достигло в современном развитии искусства, в котором световое излучение личности автора придает неповторимое своеобразие художественному произведению. В связи с этим все большее значение приобретает личность автора, сила его таланта, масштабность мышления, способность глубинно проникать в суть процессов, происходящих в обществе, а также знание внутреннего мира человека. Важнейшее свойство автора сегодня – это умение сказать что-то новое, неизвестное другим людям или до сих пор не сформулированное ими, раскрыть новую сущность того или иного явления.

    Талант истинного художественного творчества заключается в понимании диалектики развития человеческого общества, с осознанием тех высоких целей, во имя которых призван жить человек. Знание современности связано у автора с осмыслением перспектив на будущее, с вечным стремлением познать сущность.

    Тенденция в возрастании авторского начала живописно проявила себя уже на ранних стадиях развития кинематографа и телевидения. Одним из ярких представителей того времени был Чарли Спенсер Чаплин, актер, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер, кинокомпозитор, обладатель премии «Оскар», основатель киностудии United Artists. Произведения Чаплина – своеобразное зеркало, отражающее его многогранный талант, это был один из самых творчески разносторонних и влиятельных персон периода немого кино.

    Все более интенсивный характер приобретает развитие авторского кино в наше время. Творчество и созидание все больше подчиняется авторскому замыслу, и экранные произведения отражают индивидуальность их авторов.

    В авторском кинематографе творчество автора и режиссера становится единым процессом, где рождение замысла, написание сценария, съемки, осуществляются под единым мнением. Такое единоличное авторство позволяет максимально точно и полно донести до зрителя творческий взгляд создателя произведения, его взгляда на мир, его видение явлений действительности.

    Важнейшей особенностью автора-режиссера является умение создать в своем воображении будущий фильм, свободно и легко оперировать звукозрительными образами. Автор фильма должен на протяжении всего творческого процесса держать воображаемую картинку. Режиссер обязан чувствовать весь ритм картины, ее общий классический и ритмический замысел, эмоциональный настрой, атмосферу и т.д.

    Режиссеры – один из первых и наиболее распространенных сегодня представителей экранной культуры.

    Экранная культура.

    Экранная культура – вид массовой культуры, произведения которой воспроизводятся на специальном техническом средстве - экране и вне его не воспринимаются. Виды экранной культуры: кино, телевидение, видео, компьютерные изображения, Интернет и т.п.

    Экран – (от фр. еcran – ширма) – поверхность, на которую проецируется изображение, а также устройство, предназначенное для воспроизведения изображения.

    Кинематограф – сфера деятельности людей, заключающаяся первоначально в создании при помощи технических устройств движущихся изображений, впоследствии сопровождаемых звуком.

    Интернет – система всемирного объединения компьютерных систем и сетей, образующих специфическое информационное и техническое пространство, имеющая широчайшее распространение и применение.

    Мультимедиа – взаимодействие аудиовизуальных эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения при непосредственном использовании технических, электронных и программных средств, воспроизводящих образы в цифровом представлении, отличается необычайной распространенностью и применимостью.

    Появление экранной культуры в конце 19 века первоначально было связано только с кинематографом, который мог возникнуть лишь на определенном уровне культурного и технического развития цивилизации. Важнейшей особенностью кинематографа, помимо технической обусловленности, является ориентированность на широкую аудиторию, массовое воздействие. Связь социальных, технических, культурных условий – основное качество зарождающегося кинематографа. Кинематограф явился новой формой реальности, отличной от театральных представлений. В то же время и реалии кинематографа способствовали трансформации реалий действительности, неощутимо привнося в нее вымышленные, искусственные, виртуальные образы.

    Таким образом, зарождение кинематографа, а впоследствии и экранной культуры, привело к возникновению нового вида коммуникативного взаимодействия, новым возможностям влияния на массовое и индивидуальное сознание.

    Следующим после кинематографа огромным достижением экранной культуры стало телевидение, обладающего бóльшими коммуникативными возможностями, среди которых выделим: практически повсеместная распространенность, временнáя доступность, комфортность условий восприятия, репортажность и документальность, масштабность охвата интересов и предпочтений, дифференцированность. То есть можно наблюдать соединение множества средств массовой информации и культуры в одном явлении.

    Продолжением развития экранной культуры можно признать зарождение и уверенное распространение компьютерной культуры, сочетающей в себе элементы всех видов как экранной, так и иной культуры. Происходит нерушимое взаимное их воздействие и взаимодействие, с достаточно мощным влиянием практически неограниченного ни пространственными, ни временными рамками социума. Участники этого вида коммуникативного взаимодействия одновременно могут принимать на себя различные роли (зрителя, слушателя, модератора, режиссера и т.п., то есть активного коммуникатора), что определенно влечет достаточно сильное эмоциональное воздействие на человека. Существуют вполне справедливые опасения о пользе такого вовлечения в виртуальный мир, возникновении зависимости, эмоциональной перегруженности, что может привести к личностным нарушениям. Справедливости ради следует отметить, что и первые фильмы также производили сильное впечатление на зрителей, воздействовали на их эмоциональную сферу. Это явление сохраняется в несколько измененном виде до сегодняшнего дня. Ведь именно обращение к эмоциональной сфере и есть во многом цель и призвание любого искусства.

    Можно с уверенностью предположить, что дальнейшее существование экранной культуры будет сопровождаться неизбежным взаимодействием ее элементов. Объекты и произведения экранной культуры, являющиеся по сути симулякрами (то есть копиями без оригинала), артефактами при помощи современных цифровых средств получает практически идеальное разрешение, в которое аудитория верит практически безгранично. Но, в то же время, эта аудитория способна создавать и свои виртуальные миры и выступать одним из важнейших элементов всеобщей коммуникации. И в этом мозаичном переплетении звеньев экранной культуры заключается суть новой коммуникационной парадигмы, внедряющейся в традиционные формы взаимодействия. Однако следует постоянно учитывать фактор искаженной реальности, мифологизированности объектов этой культуры, тотально проникающих и в реальное измерение, манипулирующих созданием людей. Измененная реальность трансформирует подсознание, деформируя личность и общество. Это реальные вопросы, на которые цивилизация должна найти адекватные ответы.

    Какова же роль продюсера в данной ситуации. Каковы его цели? Как предприниматель, под началом которого осуществляют свою творческую и производственную деятельность значительные трудовые ресурсы, коллективы, он должен заботиться о коммерческой выгоде создаваемых проектов. Это возможно, если продукт будет реализован на рынке с максимальной эффективностью. Но деятельность продюсера не заканчивается с завершением производства, а продолжается в стадии пост-продакшн, суть которого в том числе в манипулировании общественным и личным сознанием с целью наиболее выгодной реализации проекта. Продюсер должен в своей деятельности также принимать во внимание общечеловеческие ценности, быть ответственным за культурное воздействие на миллионы зрителей, за их нравственное, духовное развитие. Таким образом, порой перед продюсером стоят трудноразрешимые задачи, поистине мировые проблемы. И от того каким образом, какими средствами, с какими результатами продюсер будет преодолевать эти трудности, во многом зависит и его дальнейшая деятельность, и творчество коллектива, и производственная сфера, и экономика, политика, и культура в целом. Поэтому, помимо доскональных знаний в сфере кинопроизводства, кинобизнеса, продюсер должен обладать высоким уровнем общечеловеческой культуры и быть ответственным за результаты собственного труда и деятельности коллектива. В этом должно быть прежде всего заинтересовано общество и государство, как выразитель общественных интересов.

    Народное художественное творчество -- коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это -- искусство, создаваемое массой народа.

    Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев -- tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).

    Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употребление с середины XIX в.

    За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном искусстве.

    Применение термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо. Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев. Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение, независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми, выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.

    В русской науке термин «фольклор» получил широкое распространение уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народном творчестве получила наименование фольклористики.

    Большинство школ и направлений в литературоведении и фольклористике XIX в. изучало устное коллективное творчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи, стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоего мистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося в разные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкование коллективного творчества как искусства народных масс, создаваемого в определенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигалась в периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второй половине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной буржуазии повели яростную атаку на демократические принципы изучения искусства, объявили народ косной массой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше, например, называл суеверием признание того, что народ способен создавать ценности культуры и искусства.

    Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность народа из истории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы произведения искусства, обычаи, культурные навыки спуска-ются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны.

    Подобные реакционные теории и поныне имеют хождение среди определенной части буржуазных ученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к творчеству, что попытки рассматривать народную культуру, народное искусство как нечто самостоятельное, а не как ущербное отражение культуры господствующих классов, «ненаучны».

    Эти взгляды имеют широкое хождение в реакционных кругах фольклористов капиталистических стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протест передовых деятелей культуры и науки, которые выступают против этой концепции творческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печати капиталистических стран был опубликован ряд статей, посвященных великой роли народа в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций по этому вопросу, правильное освещение взаимоотношения коллективного и индивидуального творчества, самодеятельного и профессионального искусства имеет большое значение для понимания закономерностей развития художественного творчества в прошлом и настоящем.

    Прямая связь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических форм -- не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшее массовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственно народен. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело содержание и форму в процессе жизни в народе -- либо в результате многократных актов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, но такого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. На стиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы, и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор -- народ.

    Рассмотрение специфики фольклора позволяет понять соотношение его признаков, которые неоднократно назывались разными исследователями. Некоторые признаки являются главными, другие -- производными, второстепенными, одни -- существенными, другие -- несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм.

    Вариативность, рассматриваемая отдельно от других свойств фольклора, не может быть признана существенным признаком, отличающим фольклор от литературы. Ведь вариативность есть и в литературе: существуют разные авторские редакции произведения. Однако в фольклоре вариативность -- это результат совместного творчества, исходящего от разных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о творческой истории какого-либо произведения, об интенсивной деятельности автора, ищущего лучшего осуществления художественного замысла. Правда, в средневековых литературах бывала и такая вариативность произведения, которая сходна с фольклорной, существовали списки -- редакции и версии рукописных произведений, но это говорит лишь о том, что фольклор исторически предшествовал литературе и влиял на ее ранние формы. Однако и по существу вариативность средневековых письменных произведений отлична от фольклорной. Об этом писал еще в XIX в. О. Ф. Миллер в предисловии к монографии «Илья Муромец и богатырство Киевское». Он так характеризовал разницу. Отметив, что «отсутствие личного творчества, каким отличается устная словесность народа, в продолжение долгого времени до известной степени продолжает проявляться и в самой письменности», ученый писал далее: списки могут оказаться с произвольными «сокращениями и распространениями», «наростами». Важную разницу между списками и фольклорными вариантами («пересказами») О. Ф. Миллер усмотрел в том, что устные произведения сохранялись «в течение долгих веков просто памятью», но не памятью отдельного человека или даже нескольких лиц: они сберегались «общим трудом, участием общей памяти». «Напротив того, в уголку, про себя совершали свои труды переписчики, некому было остановить, надоумить: смотри, вот ты тут пропустил, там не понял и переписал неверно, а там, второпях описался (...) Все терпит хартия!» -- восклицал О. Ф. Миллер. «В деле пересказывания произведений народной словесности, -- продолжал он, -- совершенно наоборот, преобладала гласность... Попробуй певец народный дать слишком большой простор своим собственным присочинениям, -- и они сразу прозвучали бы вопиющей разноголосицей для народного слуха. Только исподволь, мало-помалу, могло проникать в постоянно проверяемые общим народным судом пересказы песен то изменяющее начало, которое делает их вариантами». Если рукописный вариант -- плод творчества и изменений, вносимых в произведение переписчиком, то фольклорный вариант -- результат творчества и изменений, принятых, одобренных народной массой. Отсюда проистекает разница. Она по-своему выявляет различие народно-массового и авторского творчества. Нельзя отождествлять фольклорное и письменно-книжное варьирование. Вариативность тогда становится признаком, существенно отличающим фольклор от литературы, когда принято во внимание то, чему она сопутствует. В фольклоре вариативность обнаруживает про-цесс массового коллективного творчества, в этом ее своеобразие и отличие от варьирования книжного произведения по спискам и авторским редакциям.

    Понятие анонимности не применимо к фольклору. Анонимность означает, что у поэтического произведения был творец-автор, но имя его осталось по каким-либо причинам неизвестным. Фольклорные произведения хотя и обязаны начальным происхождением кому-то одному, но, передаваясь от лица к лицу, в результате многочисленных изменений и дополнений обрели вид, соответствующий среде бытования. В данном случае нельзя говорить о том, что был автор, его создавший. Произведение вобрало в себя творчество многих лиц, и никто из них, отдельно взятый, не может быть признан автором. Надо считаться и с тем, что уже творческий акт первого лица не бывает в фольклоре свободным от существующих поэтических традиций. Возникающие произведения всегда зависят от предшествующего творчества: исторические песни приняли в себя свойства былин; лирические песни многим обязаны причитаниям и свадебным песням; баллады XIV--XVI вв. влияли на военно-исторические и социально-бытовые песни XVII--XIX вв.; частушки усвоили свойства лирических протяжных и плясовых песен; анекдот вобрал в себя черты бытовых сатирических сказок и т. д.

    Традиционность, как следует из сказанного, действительно существенный признак, отличающий фольклор от литературы, но, как и при рассмотрении вариативности, надо выяснить и принять во внимание проявлением чего является традиционность. Литература тоже по-своему традиционна: вне поэтической традиции развитие литературы немыслимо. В. Г. Белинский писал: «Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик; но нельзя сказать и еще менее доказать, что он что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов».

    Подчинение общим традициям, обнаруживаемое в творчестве самых даровитых певцов, сказочников, сказителей, означает, что каждый из них разделил общий массовый взгляд на действительность, слил свои художественные воззрения и понятия с общепринятыми. В литературе художник тоже представляет свой народ, среду, класс, но в индивидуальном, неповторимом проявлении. Этим, в частности, можно объяснить ту особенность литературной традиции, что она препятствует прямому использованию труда предшественников. Таким образом, традиционность творчества в фольклоре можно рассматривать как выражение народных, массово-коллективных основ устного творчества. Традиционность соотносится с коллективностью фольклора как явление и сущность.

    Устность многие исследователи считают самым существенным признаком, отличающим искусство слова в фольклоре от письменного творчества. Разница действительно очень важна, но едва ли устность может считаться признаком, который позволяет всегда безошибочно отличить фольклор от литературы, если не считаться с тем, чему сопутствует устная форма в художественном творчестве. Имея в виду литературное творчество,

    Остается отметить, что и непрофессионализм искусства народных певцов и рассказчиков не является чертой фольклора в такой мере, чтобы, опираясь исключительно на нее, отличать его от профессионального искусства.

    Так что же такое фольклор как искусство слова? Это совокупность устных художественных произведений, созданных народом, массой трудящихся, в результате их совместного коллективного труда. Родовым признаком, общим у фольклора с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, -- процесс устного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Тради-ционное коллективное устное художественное творчество народа -- вот что такое фольклор в самом кратком определении.

    Если говорить о функциональной содержательной народно-художественного творчества, то необходимо выделить самые основные его функции такие как: эстетическая, коммуникативная, кумулятивная с ярко выраженными элементами трансформации в современные виды искусства, воспитательно-образовательная, познавательная и др.

    Похожие публикации