Рабочая программа "театральная деятельность". Дополнительная образовательная программа «Театр и сказка

Мир детства, внутренний мир ребёнка, ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Мы хотим видеть своих детей счастливыми, но зачастую не придаем значения переживаниям малышей, считаем их пустяками. Ребёнок остаётся один на один со своими чувствами и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первый опыт общения с друзьями, переживает неудачи и победы. А это отражается на формировании характера. Мы, взрослые должны помочь ребёнку приобрести больше положительных эмоций, научить его быть добрым, отзывчивым, общительным, умению красиво и правильно говорить. Я считаю, что детский сад является первой и главной ступенью в развитии всех этих качеств, а театрализованная деятельность является помощником в этой работе. Почему именно театр? Просто театр – это всегда игра, (ведь дети любят играть) ожидание чего-то необыкновенного, удивительного - ЧУДА. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Только в театре из робкого мальчика можно превратиться в смелого и отважного Героя- Богатыря, а из капризной девочки – в нежную и добрую Принцессу. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации детей находят своё разрешение в программе «Театр и сказка» структурного подразделения «Теремок». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ре6ёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, общении с другими. Помочь в этих устремлениях, и призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми разных возрастных групп.

1 группа – дети 3-4 лет.

2 группа - дети 4-5 лет.

3 группа - дети 5-6 лет.

Каждая группа имеет свои задачи и определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям.

Программа театрально-игровой направленности является самостоятельным авторским курсом, разработанным с учётом современных теорий и технологий, а также возрастных и психофизических особенностей детей данного возраста.

Направленность программы .

Художественно-эстетическая направленность

Основной целью художественно-эстетической направленности является воспитание эстетического вкуса, реализация творческого потенциала детей. Программа направлена на воспитание личности ребёнка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей. Театрально- игровая деятельность прививает любовь к художественным произведениям.

Социально-педагогическая направленность

Основной целью социально-педагогической направленности является освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, стремления ребенка к самоутверждению, самооценке, установлению взаимодействия с социальной средой.

Другим, не менее важным принципом, является проектирование работы по формированию у детей ориентации на успех и достижения поставленной цели.

Новизна программы

Использование элементов данной программы в воспитательно- образовательном процессе: при проведении образовательной деятельности, в режимных моментах, в свободной деятельности.

Активное участие родителей в данной программе.

Актуальность

Проблема развития диалоговой речи.

Перемены, происходящие в системе образовании, коснулись и детского сада. Потому что качества успешного ученика формируются в дошкольном учреждении. Дошкольник должен не только научиться считать и знать буквы, что конечно немаловажно, но правильно овладеть речью: красиво говорить, правильно строить диалог. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем успешнее он будет в учёбе, в общении с друзьями.

Проблема речевого развития: бедный словарный запас, неправильное произношение, невыразительная речь.

Большую часть свободного времени дети проводят за телевизорами и компьютерами. Постепенно уходят добрые и поучительные сказки и мультфильмы. Порой ребёнок не может понять: «Что такое хорошо», «Что такое плохо». Родители не обсуждают увиденное и прочитанное, что очень важно для детей.

Проблема организации игровой деятельности

Мир не стоит на месте, у детей появились современные игрушки, которые не всегда положительно влияют на развитие ребёнка. Воспитатели и педагоги должны находить новые не менее интересные способы заинтересовать ребёнка, направить в правильное русло его игровую деятельность.

Эмоциональная холодность

Одной из важных проблем, которая волнует меня, является равнодушие детей, эмоциональная холодность. В многообразии информации, различных игр, детей всё сложнее удивить. Дошкольник не всегда откликается на переживания и эмоции близких людей и друзей. Дети не сопереживают персонажам сказок, историй. Всё меньше восхищаются произведениями изобразительного искусства, музыкальным произведениям, красотой окружающего мира.

Педагогическая целесообразность

Размышляя над проблемами, которые меня затронули, поняла, что традиционные методы воспитательно-образовательного процесса, не всегда будут эффективными. Как известно ведущей деятельностью дошкольника является игра. Думаю, что принцип обучения - учить, играя в полной мере, проявляется в театрализованной деятельности.

Все дети талантливы, только воспитатель должен увидеть, почувствовать и помочь ребёнку раскрыть его творческие способности. Детям нравится смотреть театрализованное представление, а принимать участие ещё интереснее и увлекательнее. Участвуя в театрализации, ребёнок раскрывается, чувствует себя свободно. Это тот момент, когда можно сформировать умение ребёнка придумывать, фантазировать, творить.

Все дети очень любят сказки. Слушая сказку, ребёнок находит для себя что-то нужное, поучающее, поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» А как интересно сыграть героя сказки, или придумать что-то своё интересное, необычное. Разыгрывая сказку, ребёнок узнаёт мир, понятие дружба, честность, доброта, смелость, выражает своё отношение к добру и злу. Огромным плюсом театрально-игровой деятельности является построение воспитательно-образовательного процесса. Непосредственно образовательная деятельность с элементами театра делает процесс обучения более интересным и эффективным, как для педагога, так и для детей. У педагога появляется больше возможности необычно преподнести информацию, используя нетрадиционные формы и методы. Дошкольник же проявит свою индивидуальность и лучше усвоит материал.

Участвуя в театрализованной деятельности, у детей совершенствуется речь, пополняется словарный запас, улучшается память и мышление. Дети творчески подходят к решению задач.

Кроме того, разнообразие тем, форм и методов театрализации всесторонне развивает ребёнка, раскрывает его творческие способности.

Цель программы:

Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности.

Задачи программы:

Познавательно-речевое

- расширение кругозора детей;

- вызвать интерес к театрализованной деятельности;

Дать знания по истории возникновения и развития театра;

Познакомить детей с видами театра;

Формировать правильное произношение:

Расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

Социально-коммуникативное

В ходе выполнения коллективного задания формировать умение договариваться, слушать и слышать товарищей.

Художественно-эстетическое

содействие развитию у обучающихся:

Любознательности, эстетического восприятия окружающего мира;

Творческих способностей;

Образного мышления, фантазии, внимания.

Отличительные особенности программы

Участие в программе не требует от участников специальных навыков и физических данных;

Программа доступна в изучении, легко осваиваема, эффективна в достижении результата;

- данная программа может быть использована не только в кружковой деятельности, но и в работе воспитателей, педагогов, учителем – логопедом в интегрированной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей;

С помощью данной программы формируем умение детей определять отличительные качества персонажей и передавать их в движении, используя картинки-образы;

Формируем умение фиксировать различные мимические выражения, жесты и позы, а также расшифровывать их значения;

Формируем умение выражать мимикой и жестами эмоциональные различные состояния;

Предаём большое значение развитию творческих способностей детей и творческого отношения к занятиям;

Формируем умение осмысленно выполнять свою роль в различных пластических этюдах и инсценировках;

Формируем умение свободного самовыражения через пластические, сценические импровизации по произведениям художественной литературы;

Использование в образовательном процессе театрально-игровой деятельности помогут дошкольнику сформировать интегративные качества.

Возраст детей: дополнительная образовательная программа “Театр и сказка” рассчитана на детей 3–6 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы. Программа “Театр и сказка” рассчитана на 3 года обучения.

Режим кружковой работы.

Работа в каждой группе проводится 1 раз в неделю, продолжительность которых составляет: в 1 группе – 15 минут, во 2 группе – 20 минут, в третьей группе – 25-30 минут.

Кроме того, кружковая работа по театрально-игровой деятельности организуются с учетом взаимодействия содержания данных тем с содержанием других предметов, входящих в программу структурного подразделения «Теремок». Поскольку основным видом деятельности ребенка - дошкольника является игровая деятельность, интеграция образовательного процесса с элементами театрализации способствует положительному усвоению материала, воспитатели используют данную программу в своей работе в образовательной деятельности.

Формы работы.

Театрализованные игры.

Репетиции в театральном кружке.

Рассказы воспитателя о театре.

Организация драматизаций

Индивидуальные творческие задания.

Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

Беседы-диалоги.

Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

Чтение литературы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

- Любознательный, активный . Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; формируется устойчивый интерес детей к театральному искусству; самостоятелен в выборе персонажей.

- Эмоционально отзывчивый . Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на успехи и неудачи свои и товарищей.

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Расширяется, активизируется словарь детей; воспитывается культура речевого общения; формируется чувство сотрудничества и взаимопомощи. Соблюдает правила поведения в коллективе. - Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту . Самостоятельно моделирует игровые ситуации (пересказ сказок и историй «наоборот», игры в «путешествия», цирковые представления и др.).

- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Расширяется кругозор ребенка, углубляются знания о предметах, куклах, декорациях.

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. - Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, для осуществления театрально-игровой деятельности: художественный вкус, творческие способности, творческая самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация; - закрепляются навыки импровизации знакомых сказок; - ищутся разнообразные способы изображения героев при помощи позы, мимики, жестов, речевой интонации; - развивается творческая самостоятельность в создании образа героя, при передаче его настроения, характера.

Одним из важных структурных элементов образовательной деятельности является контроль. Педагогически грамотно построенный контроль помогает формировать у детей положительное отношение к обучению, стремлению к успеху, стимулирует силы на преодоление трудностей и позволяет получить необходимую информацию об эффективности программы и, при необходимости, корректировать свои дальнейшие действия. Уровень достижений обучающихся отслеживается педагогом путём входного, текущего и итогового контроля.

- Входной контроль проводится в начале обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебно-тематический план. Он проводится в форме собеседования.

- Текущий контроль осуществляется при последующем проведении образовательной деятельности, основной целью которого является определение степени усвоение детьми учебного материала.

- Итоговый контроль - по завершению всего курса учебной программы с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний. Итоговый контроль проводится в виде концерта, праздника с показом спектакля, драматизации любой выбранной сказки. В соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько выполнены требования программы каждым ребёнком, т.е. определяется полнота реализации программы. Итоги контроля доводятся до сведения родителей во время индивидуальных собеседований, родительских собраний. Формы педагогического контроля самые разнообразные: устный опрос, беседа, наблюдение, изучение результатов творческой деятельности детей, а также участие воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня. Результаты контроля служат основанием для корректировки программы, прогнозирования результатов образования, поощрения воспитанников. По результатам контроля производится процесс оценивания. Главным показателем результативности является успешное освоение ребёнком содержание программы

Основы театральной культуры:

  1. виды театра;
  2. театральные профессии;
  3. театральные атрибуты;
  4. театральная терминология;
  5. устройство театра;
  6. правила поведения в театре. Познакомить детей с особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре. Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над спектаклем, посещения театров, просмотра видеозаписей спектаклей. Не стоит требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр - диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но, ни в коем случае это не должно быть длительным монологом всезнающего взрослого. В игре дети познакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях.

    Познакомить детей с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя, помогут встречи с актерами театров, просмотр спектаклей в театре ДОУ.

    На театральных репетициях педагог расширяет знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Культура и техника речи:

  1. интонация;
  2. монолог – диалог;
  3. речевые игры;
  4. разучивание и обыгрывание стихов. Формировать правильное произношение. Умение красиво и выразительно говорить (интонация, логическое ударение, сила голоса, темп речи). Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

Театрально-игровая деятельность:

  1. средства образной выразительности (мимика, пантомимика);
  2. кукловождение;
  3. развивающие игры. Развивать эмоциональность – переживание и воплощения образа. Использовать игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, развивающих внимание, память, наблюдательность, а также игр, способствующих развитию навыков кукловождения.

Работа над спектаклем:

  1. знакомство со сценарием;
  2. пробы детьми разных ролей;
  3. распределение ролей;
  4. работа над отдельными эпизодами;
  5. генеральная репетиция.

Реализовывать возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе. В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, каждый ребёнок должен попробовать себя в разных ролях.

Методическое обеспечение

Данная программа рассчитана на три года обучения и предназначена для воспитанников от 3 до 6 лет. Театральный кружок могут посещать как девочки, так и мальчики. Приём детей осуществляется по желанию ребёнка. В одной группе занимаются по 10 человек, при этом обучение проходит с учётом индивидуальных особенностей обучающихся Обучение носит практический характер. Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится при проведении образовательной деятельности вслед за объяснением или прочтением данного материала. Всё необходимое для работы готовится педагогом в соответствии с требованиями техники безопасности и гигиены труда. Содержание обучения по данной программе, направлено на раскрытие творческого потенциала и творческих способностей каждого ребёнка. Работая по программе «Татр и сказка», педагог активно использует разнообразные формы и методы проведения образовательной деятельности. Такая форма работы даёт возможность детям проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Формы деятельности.

Игры в театр.

  1. Закреплять навыки игры с различными видами театра.
  2. Формировать умение детей самостоятельно выбирать вариант постановки сказки.
  3. Добиваться чёткой дикции, умения менять темп речи, силу звука.

Игры-драматизации.

  1. Развивать импровизационные возможности детей: придумывать образ разных персонажей, героев произведений. Побуждать детей самостоятельно моделировать игровые ситуации (пересказ сказок и историй «наоборот», игры в «путешествия», цирковые представления и др.).

Игры – спектакли.

  1. Развивать сценическое творчество.
  2. Побуждать детей быть самостоятельными в выборе выразительных средств, при создании образов персонажей, стремиться подыгрывать своему партнёру.
  3. Воспитывать стремление доставлять своей игрой радость окружающим.

Методы организации деятельности.

1. Словесные методы обучения: беседа, прочтение, рассказывание.

2. Наглядные методы обучения: показ картин, иллюстраций по теме.

3. Практические: упражнения, драматизация.

Результаты работы и формы подведения итогов

В нашем детском саду сложилась замечательная традиция – показ сказок с участием детей. Все дети, начиная со второй младшей группы, готовят, и показывает для родителей и гостей спектакль. Главной задачей для детей – выбор спектакля. Дети самостоятельно решают, участвовать ли в спектакле. Воспитатели стараются, чтобы все дети были задействованы в таком важном и ответственном мероприятии. Дети обсуждают роли, придумывают костюмы и декорации. Участники спектакля помогают и поддерживают друг друга. Дети оценивают свои возможности и возможности товарищей. В работе театральной студии не менее важным является участие не только воспитателей, но и родителей. И это очень важно. Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия близких. Такая совместная деятельность детей и взрослых делает жизнь в детском саду интересней. Родители получают возможность наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания. У родителей формируется более высокая оценка достижения своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома, они оказывают помощь в изготовлении атрибутов. Родители привлекаются к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. Никто не остается в стороне, ведь постановка спектакля - дело многогранное, для каждого найдется работа.

Высокий уровеньтворческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результат проделанной работы.

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающем мире.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Сформировано положительное отношение к играм- драматизациям, стремление детей участвовать в спектаклях по собственному желанию.

9. Сформировано умение детей радоваться успехам сверстников.

10. Усовершенствовалось умение детей анализировать поступки литературных героев, соотносить их с собственным поведением и поступками других детей.

11. Сформировано умение самостоятельно выбирать вид театра, творческую самостоятельность в передаче образа.

12. Сформировано умение детей договариваться между собой, при распределение ролей.

Список литературы.

1. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121.

2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 160с.

3. Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи" - Москва: Просвещение, 1983 - с.64.

4. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1991. - 127с.

5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России – М.: Линка- Пресс, 2006г- 208с.

6. Шорохова Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: сборник игр для развития речи. М: Просвещение, 1993. – 64с.

Актуальность программы:
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи - это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы:
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы:
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве¬дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на¬правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог¬ромное значение имеет разнообразная художественная деятель¬ность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является форми¬рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети¬ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче¬ских способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по те¬атрализованной деятельности, которые проводит педагог допол¬нительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить ин¬тересы и способности ребенка; способствуют общему разви¬тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей¬ствия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формирова¬нию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретатель¬ность, способность к импровизации. Занятия театральной де¬ятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потреб¬ностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто¬янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстриро¬вать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен¬ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых зада¬ний в образах животных и персонажей из сказок помогает луч¬ше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ре¬бятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимули¬ровать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональ¬ным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начи¬нает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть тер¬пимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружа¬ющими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали-зованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза-тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про¬граммам, описанным в литературе.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельно¬сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи¬ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские уме-ния.
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида¬ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат-ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терми¬нологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи кружка:
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, ми¬микой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарак¬терное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и по¬нять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрация¬ми, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать раз¬ными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использова¬нием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализо¬ванных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повсе¬дневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об¬щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты:
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
2 младшая группа
Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.



Средняя группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновре¬менно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдо¬хе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический сти¬хотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужны¬ми интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные груп¬пы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, со¬единяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за¬данную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скорого¬ворок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Содержание программы.
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Перечислим их.
Блок 1 – основы кукловождения.
Блок 2 – основы кукольного театра.
Блок 3 – основы актерского мастерства.
Блок 4 – основные принципы драматизации.
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 – театральная азбука.
Блок 7 – проведение праздников.
Блок 8 – проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3 , 4 – на каждом занятии; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

Согласовано Утверждаю

Зам директора по ВР Директор МБОУ «Школа №17»

Л.В. Сенина _______________М.В. Пермяков

«___»_________2017г «___»_________2017г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Театральная деятельность»

Н.В. Шаврина

учитель начальных классов

Полысаево -2017

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со статьей 12 п.7 Федерального закона «Об образовании РФ» и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Игра различных направлений, игра с куклой – основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством. Работа над созданием спектакля объединена значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат, где просматривается успех, как всего коллектива, так и каждого ребёнка отдельно. Театральная деятельность, дающая простор воображению ребёнка, наполняет внутреннюю жизнь ребёнка особым смыслом, помогает вырабатывать определённое отношение к коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, помогает развивать межличностные отношения. Театральная деятельность даёт шанс на успех и удачу каждому ребёнку.

Цель:

формирование навыков сотрудничества, творчества, коммуникативности, самореализации через постановку спектаклей.

Задачи:

    Ознакомить с особенностями театрального искусства, с историей театра.

    Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, технику и культуру речи, воображение.

    Воспитывать уважение друг к другу, культуру поведения

    Привлечь родителей к интересам детей.

Театральная деятельность способствует всестороннему развитию личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предлагаемая программа позволяет организовать активную деятельность школьников, сформировать отношения сотворчества педагога и воспитанников, которые с первых моментов обучения задают в качестве стиля жизни необходимость проявлять самостоятельность, инициативу и творчество.

За время обучения по данной программе обучающиеся приобретают следующие умения и навыки: умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Дети должны уметь:

    выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;

    построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;

    придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;

    найти оправдание любой позе;

    развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

    рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

    рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;

    двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;

    построить этюд в паре с любым партнером;

    объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;

    поддержать диалог с партнером;

    описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;

    описать собственные эмоции;

    итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;

    удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);

    запомнить:

Свои места в течение 3-4 передвижений;

Расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

Текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

    знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Требования к уровню подготовки учащихся

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Курс ориентирован на достижение личностных результатов.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· слушать собеседника;

· выразительному чтению;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

· сочинять этюды по сказкам;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качеств.

В процессе обучения наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Причём важна не, только оценка в целом, но и индивидуальная оценка каждого участника. После премьеры спектакля каждый ребёнок высказывает мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где ему ещё надо поработать.

Данная программа включена в общекультурное направление.

Участие в театрализации повышает мотивацию обучения. Помогает решению задач образовательной программы по литературному чтению. У детей повышается темп чтения, выразительность. Развивается художественный вкус. Использование различных театральных постановок закрепляет знания детей по правилам дорожного движения, экологии, русскому языку, окружающему миру.

Предлагаемая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа «Кукольный театр» общим объемом 33 часа изучается в течение года. 1 час в неделю.

Виды деятельности: изготовление декораций, кукол, постановка спектаклей. Выступления на школьных праздниках, в детских домах.

При проведении занятий используются методы: словесные, демонстративно-наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы: отзывы о спектаклях; оформление летописи театра; детские рисунки. Главной формой подведения итогов является показ спектакля.

Освоение курса предполагает, посещение коллективных занятий, посещение театра, выступления перед детьми и родителями.

Формы организации

Виды деятельности

иллюстрирование

Игровая деятельность;

Познавательная деятельность;

Досугово - развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Сценическая речь

изучение основ сценического мастерства

мастерская образа

мастерская костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения

Игровая деятельность;

Художественное творчество;

постановка спектакля

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

экскурсия

выступление

Игровая деятельность;

Познавательная деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

Художественное творчество;

    Тематическое планирование

п\п

Раздел

Количество часов

Основы театральой культуры, культура общения

Сценическая речь

Работа над кукольным спектаклем

    Календарно-тематическое планирование

Название темы.

Кол-во часов

Форма занятия

Планируемые результаты

Основы театральной культуры, культура общения.

регулятивные:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

познавательные:

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

коммуникативные:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

Знакомство с историей развития кукольных театров России.

Театр снаружи и внутри.

беседа показ

Как правильно общаться.

Как правильно общаться. Мини сценки.

Общие правила нравственности.

круглый стол

Дари людям радость.

иллюстрации

Сценическая речь.

коммуникативные:

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

Театральные игры.

Игра: «Крокодил».

Игра «День ночь».

Игра «Море волнуется раз».

Игра «Весёлые обезьянки».

Игра: «Повар».

Работа над спектаклем .

регулятивные:

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

познавательные:

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

коммуникативные:

· обращаться за помощью;

·формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Распределение ролей спектакля «Козочка».

Изготовление декораций

конструирование беседа

Работа с актёрами: козочка, бабушка, пёс.

беседа сценка монолог диалог

Работа с актёрами: волк, мышка, белочка, дятел.

беседа сценка монолог диалог

Репетиция сказки «Козочка»

беседа сценка монолог диалог

беседа сценка монолог диалог

Распределение ролей сказки «По щучьему веленью».

беседа сценка монолог диалог

Изготовление декораций.

конструирование беседа

Работа с актёрами: Емеля, царь, царевна, щука.

беседа сценка монолог диалог

Работа с актёрами: врач, боярин, нянька.

беседа сценка монолог диалог

Репетиция сказки «По щучьему веленью»

беседа сценка монолог диалог

Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры.

беседа сценка монолог диалог

«Жили-были». Распределение ролей.

беседа сценка монолог диалог

конструирование беседа

Работа с актёрами пьесы-сказки «Жили-были».

беседа сценка монолог диалог

Репетиция сказки «Жили-были»

беседа сценка монолог диалог

Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры.

беседа сценка монолог диалог

Распределение ролей постановки «Урок вежливости».

беседа сценка монолог диалог

Изготовление декораций, костюмов для кукол.

конструирование беседа

Работа с актёрами постановки «Урок вежливости». Репетиция кукольной постановки «Урок вежливости»

беседа сценка монолог диалог

Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры

беседа сценка монолог диалог

Список литературы

    Еценко, В. Г. Кукольный театр в школе [Текст] / В.Г.Еценко. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001

    Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.

    Крутенкова, А. Д. Кукольный театр [Текст] / А. Д. Крутенкова – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.

    Лебединский, А. Театр в чемодане [Текст] / А. Лебединский. – М.: Искусство, 1977.

    Мирясова, В. И. Играем в театр [Текст] / В. И. Мирясова. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Пособия для учащихся.

1. Начинающим актёрам [Текст] / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2002.

    Поляк, Л. Я. Театр сказок [Текст] / Л. Я. Поляк. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

    Плотников, В. Куклы. «История в картинках» [Текст] / В. Плотников. – Челябинск: Урал, 1996.

Оборудование: ширма, перчаточные куклы, декорации, ткань, картон, гуашь, ножницы, нитки, тесьма.

Название: Рабочая программа по театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» на 2016-2017 г.
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Программы в ДОУ, Средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «ЦРР-Детский сад №6»
Месторасположение: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Рабочая программа по театрализованной деятельности в ДОУ.
«Театральные ступеньки».

1.«Роль и целесообразность театральной деятельности в развитии дошкольников».

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования.Для работы с дошкольниками в современном детском саду театральная деятельность позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Одним из требований является:развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик.

В настоящее время все больше педагоги дошкольных учреждений используют в работе с дошкольниками по разным разделам программы информационно-коммуникационные технологии.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Так, как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, то в своей педагогической работе с детьми, следует уделять большое внимание этой проблеме.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

2.Цели и задачи:

Основная цель: это развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1.«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

2.«Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.3

3.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли

4.«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Воспитывать желание играть театральными куклами. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

5.«Развитие речи», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров. Обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

3.Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Коррекционно – развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

4.Реализация работы по программе:

1.Программа реализуется через кружковую работу.

2.Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления,

праздники, кукольные театры, спортивные соревнования.

3.Внутреннее убранство группы и зала, театральной студии, где живут и воспитываются дети.

4.Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их

своим внешним видом.

Состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий, исследования с использованием диагностик. Излагается коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы делаются выводы, предложения, рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность театральной деятельности В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковый игровой тренинг

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б. М.Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, выбирать материал для внедрения их в практику своей группы, работы с детьми в театральном кружке. Систематически проводя театрализованные игры,можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Театральные игры, требуют от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

6.Формы работы

1. Групповые занятия

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 3-4 лет – 15 мин, 5-6 лет – 20-25 мин, 6-7 лет – 30 и более минут.

Принципы проведения занятий:

1.Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

2.Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

3.Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

4.Развивающий и воспитательный характер обучения — на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части: установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и.т.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

1.Сказкотерапия, с элементами импровизации.

2.Разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)

3.Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.

4.Рисование, аппликации, коллажи — использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

7.Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Классификация режиссерских игр:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза и вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Виды игр-драматизаций :
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или сво бодно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений,

8.Технология организации театрализованных игр

Основные требования к организации театрализованных игр

Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных.

Однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу.

Рекомендует с этой целью проводить игры: «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих…..

Похожие публикации