Бытовая живопись. Бытовой жанр.справочник словарь по культуре

Посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые ("жанровые") сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая , позже Кореи , Японии).

В бытовом жанре русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета. Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова , в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников , который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов , В. М. Максимов , К. А. Савицкий , В. Е. Маковский , и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин , показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко , Н. А. Касаткина, С. В. Иванова , А. Е. Архипова в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. бытовой жанр передвижников нашёл широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко , К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Мункачи в Венгрии , К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии , Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии , Л. Романьяч на Кубе). Жанрово-бытовые черты проявляются также в портрететном пейзаже , исторической и батальной живописи. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега , О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды. Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании , Т. Эйкинс в США, В. А. Серов , Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля "модерн " намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в. Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии , М. Сабри в Ираке , А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). К бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма , однако их работы не идут дальше пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности.

После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, - исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал. Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра . Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 20-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека , Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский , К. С. Петров-Водкин . Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Со второй половины 50-х гг. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

Важный вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, М. Бенка, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме , Ким Ёнджун в КНДР, Цзян Чжаохэ в КНР).

Лит.: Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959; Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX в. [Альбом репродукций, М., 1961]; Русская жанровая живопись XIX - начала XX в., М., 1964; [Е. Ю. Фехнер], Голландская жанровая живопись XVII в. в Гос. Эрмитаже , М., 1979; Brieger L., Das Genrebild. Eine Entwicklung der bьrgerlichen Malerei, Mьnch., ; Hьtt W., Das Genrebild, Dresden, .

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре





Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта






Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы ,

БЫТОВОЙ ЖАНР

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца Я. Я. Рубенса!


П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье, показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.


П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников, и прежде всего И. Е. Репина, широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние простого народа, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) - появились представители нового класса - пролетариата.


И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма. Советские художники утверждали исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда и человеческих отношений. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.


К быту всегда было внимание в искусстве.
Каждая эпоха в искусстве представлялась какими-то отдельными, общими образами, волновавшими умы художников, поэтов и музыкантов. А вот бытовой жанр так просто с помощью образов не опишешь, так как для каждого художника быт виделся по-своему.
Интересно, что люди еще со Средневековья интересовались бытовыми мотивами, но тогда она не была такой явной и говорящей, так как гуманизм, процветающий в те времена, задавал новые рамки. По этой причине бытовой жанр в искусстве приобрел гуманистическую окраску. Так когда же зародилось это направление?
Еще в первобытных наскальных рисунках изображались повседневные моменты, например, охота на бизонов, а в древневосточной живописи в рельефах и лепнинах показывались с совершенно обычной человеческой стороны цари, вельможи и другие придворные служащие. Но официально оформились бытовые сцены в период формирования буржуазного общества, то есть опять же сами тенденции того времени задали новый жанр в искусстве. Жанр быта расцветал в связи с потребностью художников в реализме, изображении социальных вопросов, стоявших в то время.
Эти вопросы могли быть как узкими, отражавшими лишь одну сторону жизни, к примеру, дела по хозяйству, деятельность кухарок, беседу, примерку нарядов и т.д. (Веласкес), а могли быть наполнены скрытыми, нарочно заложенным смыслом. Вот, Караваджо, рисовал неприятные фигуры, которых любой из нас обязательно стремится обойти: гадалки, шулеры, обманщики и игроки, но изображал он их, чаще всего, в деталях, донося смысл до зрителя с их помощью. Каждая из них могла трактоваться по-разному, кто-то увидит проблему нищеты, кто-то лжи, а другие, быть может, в нечестных игроках в карты рассмотрят желание хоть как-то заработать на жизнь.
Каждое произведение автора, выполненное в бытовом жанре, отражает его понимание самого слова «быт», вот, для Караваджо (Италия) быт – житье обманом, в Китае – благородство и идея честного мужа, что связано, в основном, с конфуцианством, предполагавшим эти вопросы; в Японии и Корее, обыденность – юмор, с которым люди относятся к жизни. Но это лишь в самом начале развития этого жанра в искусстве.
В расцвет эпохи Возрождения сцены быта начинают действительно походить на быт, даже если художник изображает что-то возвышенное, к примеру, Мадонну, то интерьер и окружающая обстановка насыщается обыденными предметами. На религиозно-бытовую тему писали нидерландские братья Ян и Губерт Ван Эйки, Амброджо Лоренцетти, Гертген тот Синт- Янс, было это между 14 и 15 веками. Эти авторы дали толчок к развитию нового бытового жанра, казавшегося более привычным современному человечеству. Их дело продолжили и во Франции, и в Германии, а главным образом, в Венеции, там из-под кисти Джорджоне и Карпаччо выходили обыкновенные, насыщенные размеренной человеческой жизнью, произведения.
Стоит обратить внимание на неприкрашенные полотна Питера Брейгеля Старшего, среди них и вроде бы мифический, но настолько жизненный сюжет «Падения Икара». Это не обычное изображение перекроенного множество раз мифа об Икаре, это действительно наполненное глубоким смыслом произведение, жизнь идет и никто не замечает каких-то отдельных событий, не касающихся их самих. Именно поэтому сам Икар изображен маленькой, почти незаметной точкой. А что можно сказать о брейгелевых «Фламандских пословицах»? Каждый сантиметр полотна вещает зрителю какую-то отдельную историю: вот, кто-то кидает блины на крышу дома, кто-то бьется головой о стену, другие со всей серьезностью закапывают свинью и что самое интересное – каждый из героев без всякой доли юмора относится к своим бессмысленным, нелепым действиям.
Преодолев множество перемен на пути своего становления бытовой жанр в искусстве наконец-то окончательно сформировался в 17 веке. Авторы специально принижали структуру привычного всем быта и показывали жизнь социальных низов. Потом художники «переболели» этот период и соединяли в своих произведениях реальность и выдумку, конкретику и поэтическое восприятие.
Что касается России, то жанр быта начал зарождаться здесь позднее, его расцвет приходится на 18 век. Художники уделяли особое внимание обычному крестьянину, романтической идиллии зарубежных полотен русские художники противопоставляли страшную реальность крестьянской жизни, здесь и нищета, и правдивость, и серость, и усталость (Еременев и Шибанов).
Вопросы крестьянства не остались в 18 веке, они плавно перетекли в 19, но художники больше не хотели никого обличать, поэтому в первой половине этого века они рисовали приукрашенные юмором картины крестьянской живописи, безоблачные его времена. В Ройссии в то время творил Венцианов, В США Бингем и Маунт, Керстинг и Шпицберг в Германии. Не стали следовать слоившимся канонам лишь французы, они-то и внесли в искусство дух протеста, сохранившийся до 50-60-х годов, когда тема крестьян, уставших от вечного бессмысленного труда стала ключевой.
Двадцатое столетие полностью изменило мировоззрение народа, а, соответственно, и его быт. Развитие новых технологий, война, промышленность – все это нашло отражение и в бытовом жанре. В искусстве стала царить резкость, импульсивность, направленность на исследование всех уголков человеческого «я» (Стейлен, Ривьера, Деркович и Болканский). Авторы стремились выразить через искусство страдания конкретного слоя населения и его стойкость, готовность к борьбе с властью, устоями, новшествами.
Бытовая направленность в искусстве стремилась показать жить народа, как жанр он был создан для фиксации отдельных, не имеющих никакой исторической ценности, событий. Естественно, о какой масштабной ценности может быть речь, если во все времена жизнь обычных людей не имела большого значения. Художники, изображавшие бытовые, обыденные, деревенские моменты как раз-таки и хотели закрепить их в истории.

У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место - с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательным сюжетом и нередко бывает раскритикован именно поэтому, ведь некоторым это кажется слишком мелочным и анекдотичным. Некоторые искусствоведы годами пытаются ответить на вопрос о том, стоит ли вообще писать обыденность.

Тем временем художники продолжают использовать бытовой жанр в живописи, а обыватели - радоваться таким полотнам и с удовольствием приобретать их для интерьера.

Как появилось данное направление?

Сцены вдохновляли людей еще в древние времена. Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. Поэтому рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Древние образцы египетской живописи и мелкой пластики выражают повседневные мотивы труда, содержат семейные, любовные, театральные, карикатурные сценки. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.

Бытовой жанр в живописи раннего христианства

Зачатки новой религии развивались во враждебной атмосфере, скрываясь в катакомбах и пользуясь секретными шифрами. Бытовой жанр в изобразительном искусстве того периода тоже опирался на тайную символику - картины с рыбной ловлей рассказывали о крещении, сценки со строительством намекали на создание церковных общин, а веселое застолье призвано было отразить блаженство душ в райской обители.

Именно из первых христианских мотивов направление перешло в средневековое искусство, где подобные изображения стали использоваться на колоннах и в текстах манускриптов. Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр - примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов, изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей. Такие сценки наглядно иллюстрировали ход земного времени, наполненного повседневными делами.

Развитие направления в эпоху Возрождения

В начале пятнадцатого столетия бытовой жанр в живописи дополнился особенным смысловым направлением. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Как и в прежние времена, каждую деталь живописцы стремились наполнить символизмом. Свечи были указанием на человеческую жизнь, цветы и фрукты - на плодородие, птицей в клетке изображали девичье целомудрие, а метла была способом избавиться не только от сора, но и от злых духов. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.

В центре внимания оказывались не религиозные идеи, а люди и их земной мир во всех его подробностях. Особенно заметна переоценка ценностей в появлении рыночных сценок. Вместо евангельских эпизодов художники бытового жанра рассказывали о крестьянах, вдохновляясь плодами матери-Природы и ее бесконечной энергией. Такое настроение заметно в полотнах Питера Брейгеля Старшего, Веласкеса, Вермеера и Караваджо. Самые низшие сословия изображались с любовью и обаянием, которых не было в искусстве прежде.

Бытовой жанр во времена Просвещения

Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Именно поэтому к началу Просвещения бытовой жанр в начинал изживать себя. Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта - хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. Тем не менее, в начале девятнадцатого века мировые, и в том числе и русские, художники бытового жанра вернули ему прежний авторитет. Например, живописец Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления.

Изображали социальные недуги с потрясающей эмоциональностью и без лишнего ханжества, в жанре критического реализма не уступая литературным шедеврам Федора Достоевского. Сам писатель отмечал, что исторические живописцы изображают то, что знают как случившееся, а жанристы - выступают очевидцами показанных событий.

Салонная живопись

К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Но вскоре бытовой жанр в изобразительном искусстве снова вернулся на прежний уровень - возникновение импрессионизма вернуло ему значение. Мимолетные моменты, мастерски подмеченные художниками, были наполнены смыслом не меньше, чем крупные исторические полотна, возвращая повседневности ее значимость.

Сказочные легенды, бытовой символизм - вот чему была посвящена тематическая картина. Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини. Лирически-грустные моменты жизни представлял Корин, а в повседневное существование представало в ярмарочном, пестром воплощении.

Бытовой жанр в двадцатом веке

Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Появились плакатные образы, иронические наблюдения и философские раздумья. Бытовой жанр в изобразительном искусстве стал универсальным способом изобразить жизнь во всей полноте, включая праздники, сцены детства или старости, картины, полные реализма. В полотнах воспевался мирный труд. На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья.

Похожие публикации