Музыкальная терапия для развития детей дошкольного возраста. Музыкотерапия

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база . Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии .

Кому помогает музыкотерапия?

Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся самоконтролю, коммуникации с другими.

Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей, больных аутизмом . Для таких детей все, что происходит в окружающем мире неинтересно, их волнует только их собственный внутренний мир. Такие дети с трудом общаются с собственными родителями, поэтому для их лечения нужно выбирать способы, через которые можно вызвать у них эмоции. Музыкотерапия для таких детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.

Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.

Лечение музыкой завоевывает все большую популярность. Никто уже не спорит с тем, что музыка помогает в преодолении болевых ощущений, снимает психоэмоциональное и мышечное напряжение. Поэтому музыкотерапию все чаще и с неизменным успехом применяют в самых разных областях медицины.

Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурки» и «Прелюдии» Ф.Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Музыкальная терапия для детей

Методическое пособие по музыкотерапии для детей. Сборник материалов

Введение

© Иван Павлович Шамрук, иллюстрации, 2017


Составитель Александр Федорович Белко

Составитель Петр Николаевич Савостенок


ISBN 978-5-4483-7748-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Приходя в этот мир, ребенок хорошо чувствует все происходящее вокруг. Находясь в утробе матери, он реагирует на звуки, вибрации окружающей его реальности.

По утверждению специалистов именно в это время важно разговаривать с плодом, петь песни. Это приводит к более лучшему развитию нервной системы ребенка. Закладывается фундамент для всестороннего развития. Также и после рождения важно тактильно-эмоциональное общение с сыном или дочерью. Углубить его, сделать разнообразным помогает музыка.

При формирования новой личности, ее развития в онтогенезе, музыка занимает одну из важнейших ролей. Она является частью процесса направленного воздействия на воспитание ребенка. И входит в направление музыкотерапии.

Чтo жe тaкoe музыкoтepaпия? Музыкoтepaпия – oднo из нaибoлee интepecныx и пoкa мaлoиccлeдoвaнныx нaпpaвлeний тpaдициoннoй мeдицины. Его тepaпeвтичecкий эффeкт бaзиpуeтcя нa чacтoтнoм кoлeбaнии музыкaльныx звукoв, peзoниpующиx c oтдeльными opгaнaми, cиcтeмaми или вceм opгaнизмoм чeлoвeкa в цeлoм.

Исследованием свойств музыкотерапии занимался творческий коллектив во главе с А.Ф.Белко, который paзpaботал мeтoд oбpaбoтки звукoвыx тpeкoв c уcилeнным влияниeм, oчиcтки и измeнeния пapaмeтpoв звукoвыx кoлeбaний, чтo и пpивoдит к мaкcимaльнoму положительному эффeкту вoздeйcтвия.

В книге приводятся данные периодизации возрастного развития ребенка и использования музыки в эти периоды. Важнейшим этапом является дошкольный период – 3 – 5 лет. Именно в этом промежутке интенсивно развивается мозг и все перцептивные функции. Музыкотерапия, как направление лечебно-эстетического воздействия, помогает в проведении занятий с дошкольниками. Она дополняет уже известные методики – арт-терапию, сказкотерапию, песочную терапию.

Определенный набор музыкальных треков создает комбинации композиций для конкретного вида деятельности: сон, бодрствование, игра, прием пищи.

Обо всем этом подробно описано в данном методическом пособии. Его подготовили А.Ф.Белко – изобретатель, создатель инновационных методик и П.Н.Савостенок – кандидат философских наук, доцент.

Лечебная музыка для детей

Для ребёнка музыка имеет очень большое значение. Она помогает крохе расти чрезвычайно чутким и открытым к красоте окружающего мира. Музыка – неотъемлемая часть для гармоничного развития малыша.

Ещё с древних времён люди заметили, что человеческий голос и звук обладает сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние подобное гипнозу. Вибрация человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие, а в другом – причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляется в содержании речи и в её интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребёнка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздражённый, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чём-либо, произнесённый спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребёнку легче примириться с неудовлетворённостью его желания. Так же и в музыке, грубое, жёсткое звучание, да и ещё в очень громком исполнении перевозбуждает ребёнка. Он начинает капризничать, плакать, ему тяжело уснуть, снятся кошмары. И другое дело спокойная, релаксирующая музыка, которая оказывает на психику ребёнка обратное воздействие. Поэтому, для того чтобы создать для ребёнка благоприятную окружающую атмосферу к выбору музыкальных произведений надо относиться с осторожностью.

Кроме духовного развития, музыка также способствует развитию интеллектуальному. В Японии был проведён эксперимент, в ходе которого в одной из групп детского сада проводились занятия музыкой, а в другой, параллельной группе – нет.

Позже оказалось, что у тех детей, которые занимались музыкой, была лучшая концентрация внимания, что они гораздо быстрее запоминали новый материал и намного лучше его усваивали, чем дети, у которых уроки музыки не проводились. Такие чудеса, творимые музыкальными мелодиями, объясняются тем фактом, что благодаря её положительному влиянию на мозг, активизируются соединения между нервными клетками.

Самым важным периодом для развития мозга и нервной системы являются первые шесть лет жизни ребенка. Именно поэтому следует как можно раньше начинать музыкальное развитие ребёнка.

Учёными давно доказано, что если напевать или просто слушать мелодии, когда кроха находится ещё в мамином животике, то и после рождения малыш будет их узнавать и скорее успокаиваться.

Лучше всего малыш воспринимает музыку перед тем, как заснуть либо сразу после пробуждения. Дело в том, что в такие моменты дети необычайно нуждаются в эмоциональной поддержке. Вот тогда и приходят на помощь знакомые и близкие мелодии и голоса: они успокаивают и дают ощущение защищённости и безопасности.

Ещё наши прапрабабушки знали, что если спеть ребёнку колыбельную – он быстрее успокоиться и заснёт. А ещё музыка имеет способность помочь крохе в самые тяжёлые моменты, например, когда мучают колики в животике, беспокоит зубик, который вот-вот прорежется и другое.

Конечно, колыбельные песни в мамином исполнении – это самое лучшее, что вы можете дать своему малышу. Но пение даст положительный эффект только при условии, что оно доставляет удовольствие вам. Если вы раздражены чем-либо, то карапуз сразу же почувствует неискренность. Напевайте всегда, когда вам этого хочется и пойте то, что вам нравится: когда купаете, переодеваете, кормите ребёнка. Не обязательно при этом добиваться, чтобы внимание крохи было сосредоточено исключительно на вашем пении. Малыш может в этот момент просто играть.

Наверняка вам интересно, музыка какого стиля окажет на вашего карапуза наиболее положительное влияние. Классика, джаз, популярная или ещё какая-то? Специалисты по этому поводу говорят, что для ребёнка лучше всего будет, если вы станете его знакомить с самыми разнообразными стилями. Конечно, это не значит, что крохе стоит включать тяжёлый рок и металл – всё хорошо в меру. Главное, чтобы прослушиваемая музыка доставляла и маме, и малышу максимальное удовольствие.

Не стоит также забывать о музыкальных игрушках, которых сейчас на рынке великое множество. С самого рождения можно повесить над кроваткой ребёнка музыкальный мобиль. Он будет медленно двигаться вокруг своей оси под приятную, убаюкивающую мелодию. А кроха с огромным удовольствием будет наблюдать за яркими зверушками. По мере взросления малыша можно будет подобрать другие игрушки, соответствующие возрасту: мягкие «поющие» игрушки, музыкальные шкатулки и инструменты и прочие.

Многие дети очень любят пританцовывать в такт музыке. Если ваш ребёнок из их числа, то это очень здорово и вам следует предоставлять крохе возможность подвигаться под мелодии как можно чаще. Если малыш уже сам умеет ходить и танцевать, то выплясывайте рядом с ним, показывая новые движения, а если ребёнок ещё совсем мал, тогда берите его на руки и танцуйте вместе с ним. Такие упражнения не только замечательно поднимают настроение и заряжают позитивом, но и развивают слух, память и координацию движений.

Приведем некоторые лечебные музыкальные композиции и оптимальное время их прослушивания:

1. Музыка жизни – рекомендуется беременным женщинам для благоприятного внутриутробного развития плода. Пробуждает жизненную энергию, устраняет пресс, усиливает веру в собственные силы по время беременности и родов. Повышает общий иммунитет беременной женщины. (9 мин. 19 сек.)

2. Музыка младенца – для грудного возраста (от 1 месяца до 1 года). Для улучшения психомоторного развития, нормализации веса, лечения аллергии и дисбактериоза. При ежедневном прослушивании уменьшаются негативные последствия родовой травмы. (9 мин. 29 сек.)

3. Колыбельная – для младшего возраста (от 1 до 3 лет). Для развития интеллектуально-познавательных способностей и сенсорных систем. (9 мин. 16 сек.)

4. Духовный мир – для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Для подготовки к школе, улучшения концентрации внимания, усидчивости и развития адаптационных способностей к внешним раздражителям. (9 мин. 19 сек.)

Галина Макарова
Музыкальная терапия - детям

Начало 21 века – время гениальных открытий и великих достижений в науке и технике. Но, к сожалению, это и время агрессии, обособленности. В большей степени это сказывается на поведении, на психике наших детей.

Современные компьютерные технологии на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану. У ребят пропала потребность в общении со сверстниками – компьютерные игры заменили им живое общение. В результате, детям бывает сложно адаптироваться, найти свое место в детском коллективе. Ребенок закрывается в себе.

Особую роль сегодня в формировании сознания дошкольников играет телевидение, порой, к сожалению, в отрицательном направлении. Родители, занятые работой, ничем не противостоят дурному воздействию средств массовой информации. И дети с утра и до вечера, не мешая родителям, смотрят фильмы про насилие и убийства, репортажи «с места происшествий» , мультфильмы, излучающие агрессию. В результате, дети несут эти эмоции в общество, становясь жестокими, агрессивными.

Алкоголизм и наркомания - болезни современной России. Выпивающие, постоянно конфликтующие родители вызывают глубокое чувство страха, незащищенности в маленьком человеке. Такой ребенок не может влиться в детский коллектив. Он не уверен в себе и заранее боится быть отвергнутым.

Наша страна занимает одно из первых мест по числу разводов. Разрыв семьи – сильнейший стресс для ребенка. Он чувствует себя брошенным, одиноким. Часто в таком малыше развивается чувство вины – «наверное, это произошло из-за меня…» . Мысль, что ты не нужен, что тебя никто не понимает, глубоко откладывается в неокрепшей детской психике. Конечно, это влияет на взаимоотношения с другими детьми.

В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям . В свою очередь, я, как музыкальный руководитель , решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия .

Музыкотерапия - это метод , использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию эмоционального поведения дошкольников.

В своей работе я использовала следующие формы музыкальной терапии :

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации. Варианты проведения :

а)Музыкальные картинки : восприятие мзыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем , который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов , сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков , мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.

б)Музыкальное моделирование : используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений : 1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям) . 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка ) . в)Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение. а)Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший» .

б)Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах .

в)Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя : психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию .

Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.

Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии , где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Живая музыка – движением под музыку ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства : рисование под музыку , музыкально-подвижные игры , пантомима, пластическая драматизация под музыку , создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др . творческие формы.

Примеры терапевтических игр и упражнений (упражнения, помеченные звездочкой – разработаны мной, остальные собраны из разных источников. Музыку к упражнениям я подбирала по своему внутреннему ощущению).

Агрессия

«Морское путешествие» *

Музыкальное моделирование

состояния : «Мы на корабле. Начался шторм : паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм» )

защищенности : «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде.» (Чайковский «Баркаролла» )

состояния : «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные!». (Шостакович «Праздничная увертюра» )

«Уходи, злость, уходи»

Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком : «Уходи, злость, уходи!» (Чайковский «Баба Яга» ). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды» , широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты . (Шопен «Ноктюрн фа-мажор» ).

«Лев охотится, лев отдыхает»

Ролевая гимнастика

Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва» ). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами : можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками , как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание : «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная» ). «Львы засыпают» .

Цели : Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть : релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии) .

Терапевтическая игра

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии) .

Терапевтическая игра

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» . Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее…» , – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. (Хачатурян «Токката» ). По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (Дебюсси «Свет луны» ).

«Зимняя сказка» *

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий при злющий!» (Шуман «Дед Мороз» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря.» (Дебюсси «Танец снежинок» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Закружила метель в нежном вальсе» . (Свиридов Вальс «Метель» )

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку : «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает : «Сильнее, сильнее, сильнее!» (Чайковский Увертюра «Буря» ) Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке : «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке» , – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения) . Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20» ).

«В гостях у морского царя» *

Сюжетно-игровая импровизация

На бал к Нептуну прибывают жители подводного царства. Детям предлагается двигаться как : грозная акула, расслабленная медуза, резвый морской конек, колючий морской еж и и. д. (К. Сен-Санс Аквариум)

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра

Ведущий говорит : «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У» , если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля» ) В конце игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии) .

Терапевтическая игра

Ведущий говорит : «Клоуны показывали детям представление , веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны» ). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит : «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось» . Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Весна пришла» *

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «Формирования состояния покоя, защищенности : «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок – подснежник». (Чайковский «Подснежник» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни». (Вивальди «Весна» )

«Ночные страхи» *

Музыкальное моделирование .

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «Неужели никто не может справиться с этой зловещей силой? Никто не спасет напуганных деревенских жителей?. Но вот средь далеких звезд зазвучала волшебная песня, наполненная нежностью и добротой. Песня звучит все громче, все сильней. Мягкий свет заструился среди тумана, рассеивая, разгоняя его. Это ангелы спустились на землю и запели хвалебную песнь святой деве Марии, защитнице человечества. И отступили темные силы». (Шуберт «Аве Мария» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Закончилась вальпургиева ночь. Край неба окрасился розовыми, золотыми, багряными красками. Медленно, спокойно взошло доброе солнце». (Шостакович «Праздничная увертюра» )

«Закроем страх в шкатулку»

Изотерапийная игра .

Ребенку предлагается нарисовать свой страх. (Дж. Пуччини «Плащ» ). А теперь, когда страх «вышел» из малыша на бумагу, можно сделать с ним что угодно : дорисовать ему что-нибудь смешное, посадить «за решетку» и т. д. (Шопен «Прелюдия 1 опус 28» ) После этого можно сложить рисунок, спрятать страх в шкатулочку и подарить ребенку. Теперь малыш может сам управлять своим страхом и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх обратно в него.

«Баба Яга»

Музыкальная подвижная игра

На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом. Водящий – баба Яга становится в центр круга с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют :

В темном лесе есть избушка

Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят. (показывают руками)

Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)

Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх, пальцы растопырены)

Дети запрыгивают на одной ноге в круг и выпрыгивают из него, а баба Яга старается их поймать. (Чайковский «Баба Яга» )

«Доктор Айболит» *

Сюжетно-игровая импровизация.

(Звучит «Венский вальс» Свиридова - «Айболит» раскладывает на пеньке свои лекарства) «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит». (Звучит пьеса Левкодимова «Медведь» - идет «больной медведь» ) Вот идет к Айболиту медведь. Его искусали пчелы. Ох, как больно бедняге! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит медведя) Ох, спасибо! (Звучит «Шутка» Баха - медведь танцует). Вот лисичка бежит. (Звучит пьеса Левкодимова «Лиса» - бежит «больная лиса» ) У нее зуб болит. Ой, как плохо лисоньке! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит лису) Спасибо, доктор! (Звучит «Шутка» Баха - лиса танцует). А почем кустик трясется? Это зайчик дрожит! Загнал он в лапку большую занозу. Болит лапка, а к доктору идти страшно. Давайте уговорим заиньку (дети уговаривают зайку пойти к доктору) . Вылечил доктор зайчонка. «Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам (Звучит «Камаринская Чайковского, дети-актеры танцуют).

«Снеговик»

Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков : встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит : «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка» ).

«В лесу» *

Музыкальное моделирование .

1 Переживание своего эмоционального состояния : «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка «Франческа да Римини» на тему «Ада» , ребенок двигается в соответствии с сюжетом)».

2 Формирования состояния покоя, защищенности : «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво : маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».

3 Становление конечного эмоционального состояния : «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует)».

«Волшебный песок»

Песочная терапия

Ребенку предлагается поиграть в песочнице : просеивать, копать лопаткой, делать пасочки… Незаметно в песок зарывается игрушка, символизирующая страх данного малыша (баба яга, собака, монстр и т. д.) Когда ребенок случайно откапывает игрушку, она начинает с ним «разговаривать» добрым просящим голосом : «Мне так одиноко, я очень добрый, но меня все боятся. Поиграй, пожалуйста, со мной. Построй мне песочный домик и т. п. Если ребенку страшно, можно закопать игрушку снова в песок, но через некоторое время напомнить, что ей там страшно. Предложить помочь игрушке. Пересыпая песок, ребенок чувствует себя спокойней. (Звучит «Романс» Свиридова)

«Облака» *

Ритмопластика

Отправимся в путешествие! Мы превратимся в облака, ведь они летят по свету, не зная преград. Посмотрите, как они легки и прекрасны (слайд) . Вы когда-нибудь наблюдали за облаками? Каждое облако – неповторимо. Это похоже на белоснежного коня, то – на удивительное морское чудовище. Но вот подул ветер, и облака изменили форму – перед нами возник волшебный сверкающий замок (слайд) . Слышите, звучит волшебная музыка . (Чайковский «Сентиментальный вальс» ) Раз, два, три, облако лети! Теперь вы – облака. Летите мягко, плавно, меняйте форму от дуновения ветра. Чье же облако самое красивое?.

«Храбрый колобок» *

Сказкатерапия

(Дети играют роль колобка; звери – куклы би-ба-бо на руке у руководителя). Жил был колобок. Отправился однажды он погулять. (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети бегают на носочках) Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (звучит : Бел Барток «Замок герцога Синяя борода» ). Давайте предложим зайчику съесть конфетку и потанцевать с нами (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети танцуют с зайцем). Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада» ) «Колобок, колобок, я тебя съем!» А у колобка черный пояс по карате, и он здорово боксирует. Покажем это волку! (Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна, дети «дерутся» ). Убижал волк, а колобок покатился дальше. Кто вышел ему на встреч из темной чащи?) Медведь! (Звучит «Гном» Мусоргского) Колобок, я тебя съем!» Давайте напугаем медведя. (Звучит «Шторм» Вивальди, дети пугают медведя, как маленькие привидения. Медведь убегает). А вот и лиса пожаловала. (Звучит «Ноктюрн №20» Шопена) «Какой ты, колобок красивый! Пойдем со мной, я тебя тортиком угощу» . Пойдем с лисой?) Конечно нет! Она все врет. Мы, лиса, тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем? (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию. Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны» и звонят 020, лиса бегает). Хорошо погулял колобок, никого он не испугался!

«Горелки»

Подвижные игры

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки поют : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбегаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.

(Звучит Римский-Корсаков «Испанское каприччио» )

«Пчелка в цветке»

Психотерапевтическая игра

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия : «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны) . Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом) . Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей) . Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

(Римский-Корсаков «Полет шмеля» - пчелка летает,

Брамс «Колыбельная» - пчелка спит)

«Волшебные ножницы» *

Аппликация

(Звучит произведение Шостаковича «Ленинградская симфония» ) Ребенку предлагают нарисовать себя. Затем руководитель наклеивает вокруг изображения черные кляксы, символизирующие страхи ребенка. Руководитель вместе с малышом называет эти страхи (боязнь высоты, темноты, одиночества и т. д.) . (Звучит «Симфония № 40» Моцарта) Ребенок вырезает свое изображение и приклеивает на чистый лист. Вокруг него сам ребенок наклеивает разноцветные кружочки, называя их (родители, друзья, игрушки и т. д.) . Отрезанные кляксы-страхи можно порвать, зарыть, закрыть в коробку.

«Храбрый полицейский» *

Сюжетно-игровая импровизация.

Жил был храбрый полицейский, смелый Миша Иванов (ФИО ребенка-актера ) . (Звучит «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк» ). Вот идет из сада Таня, в сумке куколку несет. (Звучит «Шутка» Баха). Подбежали хулиганы, стали Таню обижать, стали дергать за косички, стали куклу отбирать! (Звучит «Шторм» Вивальди). Кто же, кто же нам поможет, от беды нас защитит? Смелый, ловкий полицейский нам на помощь поспешит! (Звучит «Полет валькирий» Вагнера) Хулиганов раскидал он и в тюрьму их оттащил. (Звучит «симфония №40» Моцарта) Маленькую нашу Таню он до дому проводил.

«Заяц-герой» *

Музыкальная театрализация

Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Звучит муз.: Шуман «Дед Мороз» . Дети показывают, как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал : «Никого я не боюсь!» (Звучит муз.: Бетховен «Ода к радости» Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек (Звучит : Сен-Санс «Заяц» , дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца,

что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить : «Какой ты храбрый, волка прогнал!» А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться. (Звучит : Бетховен «Ода к радости» )

Замкнутость

«В гостях у белки»

Психогимнастика

(Дети повторяют движения за руководителем по тексту стихотворения)

Чисто в домике у белки.

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон –

Благородный старый слон.

Вытер ноги о подстилку :

«Распишитесь за «Мурзилку.»

Это кто стучится в двери?

Это мошки, птички, звери.

Вытирайте ножки, дорогие крошки.

Мы не станем здесь скучать,

Будем с вами танцевать! (Звучит «Камаринская» )

Вот мы топнем одной ножкой : топ-топ-топ,

А теперь другою ножкой.

И присядем, и привстанем,

Повторим еще разок.

Топнем правой пяткой дважды

И вперед – на носок.

Мы попрыгаем все вместе

И покружимся наместе.

«Медвежонок Бука» *

Музыкальная театрализация

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц» , поздоровался : «Привет, Мишка» . Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка» , лапку протянула : «Привет» - говорит – «Давай дружить!» . Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья» , - пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. ….) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука!» - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий» ) Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком» ). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» - подумал медвежонок. А вслух сказал : «Спасибо!» . Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо» , «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке).

«Дождь» *

Музыкальное моделирование .

1. На улице идет серый, грустный дождь. Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как слезки стекают по мокрому стеклу. (Бетховен «Мелодия слез» ).

2. Капли стучат по железной крыше, звенят по луже во дворе. И вдруг все изменилось – мы услышали легкую, звонкую музыку дождя . (Моцарт «Маленькая ночная серенада» )

3. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам. (Штраус «Трик-трак» полька)

«Волшебные нити» *

Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов» . Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила : забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.

«Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

Рисунок «Я в будущем»

Изотерапия

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

«У дедушки Трифона»

Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Дети поют : «У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо танцевальное движение, остальные его копируют. Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.

«Кукла» *

Музыкальное моделирование .

1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами : гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. Она пережевала за свою больную подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой. (Чайковский «Детский альбом» : «Болезнь куклы» )

2. Наконец с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Детский альбом» : «Вальс» )

3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Детский альбом» : «Новая кукла» ).

«Теремок»

Музыкальная подвижная игра

Для игры между детьми распределяются роли : мышка, заяц, лягушка и т. д. Дети одевают соответствующие маски. Кладется обруч – теремок. Дети идут вокруг обруча и поют :

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка (лягушка, заяц и т. д.) бежит,

Дверей остановилась и стучит.

Названный персонаж выходит к «теремочку» и поет :

«Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?»

Когда к терему подходит медведь и говорит : «Я – мишка, всех ловишка» , - все звери разбегаются, а медведь их ловит.

«Карнавал животных» *

Психогимнастика

Детям предлагается стать актерами – мимикой , жестами изобразить тех, о ком сейчас пойдет речь. Звучит «Симфония № 40» В. А. Моцарта. «У зверей сегодня праздник - карнавал! Приходите! Приходите! Не пропустите! Первым пожаловал сам король зверей – смелый, гордый лев. (Сен-Санс «Королевский марш львов» ). Пришли нарядные, толстые слонихи в ярких балетных юбочках. (Сен-Санс «Слон» ) Прискакал быстроногий заяц-трусишка (Сен-Санс «Заяц» ). Заявились суетливые куры в сопровождении важных петухов (Сен-Санс «Куры и петухи) А вот и упрямый осел. (Сен-Санс «Осел» ). Вы только посмотрите, как прекрасен белый лебедь! (Сен-Санс «Лебедь» ). Как рады мы гостям! Давайте танцевать! (Моцарт «Симфония № 40» )

«Буратино»

Терапевтическая игра .

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком :

1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.

2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.

«Певчая птичка» *

Музыкальное моделирование .

1. Поймали маленькую птичку, посадили в клетку. Горько малютке, тоскливо. Не поется птичке в неволе. Погибает птичка. (Моцарт «Лакримоза» )

2. Пожалел мальчик птичку, отпустил на волю. Расправила она крылышки, взлетела в голубое небо. Легко стало птичке, свободно. (Бетховен «К Элизе» )

3. Запела птичка свою саму веселую песенку. Для доброго мальчика запела она. (Моцарт «Турецкий марш» )

Суббота, 27 Авг. 2016

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.


Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;

Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.

Музыкотерапия для детей

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?

У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Музыкотерапия для детей

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.


Какую музыку должны слушать младенцы?

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.


Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.

* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

* Больным отитом.

* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.


Мамам на заметку!!! Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

Для общего успокоения - «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением - «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.

А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.

Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Музыка, по утверждению ученых, может быть не только приятной, но и полезной для здоровья. Как же она помогает?

Музыка сопровождает нас повсюду: дома, в магазинах, в машине, и, конечно же, в концертных залах или филармониях. Ни для кого не секрет, что «нам песня строить и жить помогает». Кому-то больше по душе классика, кто-то предпочитает рок, а у кого-то в наушниках всегда звучит фоновая попса. Порой мы даже не обращаем внимания на окружающую нас музыку, не догадываясь, какое влияние она на нас оказывает.

Наверное, каждый из нас слышал о феномене воздействия разных слов и ритмов на структуру воды. Так, после «прослушивания» тяжелого рока кристаллы воды приобретали неправильную ассиметричную форму. При воздействии же классической музыки получались красивые шестигранные кристаллы. Поскольку организм человека в большей степени состоит из воды, ученые предположили, что положительные или отрицательные эмоции, заложенные в слова и музыку, могут оказывать определенное влияние на организм человека в целом.

Но это не единственный момент, замеченный учеными. Оказывается, в психотерапии уже давно существует отдельное направление – музыкотерапия . Давайте познакомимся с ней поближе.

Что такое «музыкотерапия»?


Одно из самых многочисленных на данный момент в Германии объединение музыкотерапевтов – Немецкое общество музыкотерапии – дает следующее определение:

«Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент дол¬жен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности».

То есть, музыка может быть использована и активно используется для улучшения здоровья.

Музыкотерапия является одним из направлений современной арт-терапии. По сути, это даже не совсем лечение, а, скорее всего, природный, мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности.

Немного из истории музыкотерапии

Одним из первооткрывателей музыкотерапии, вернее, тем, кто первым заметил и заявил о лечебных свойствах музыки, был всем известный Пифагор. Именно он обосновал научно целебный эффект музыки. В частности, он утверждал, что музыка подчиняется математике как высшему закону, и восстанавливает в теле человека утраченную гармонию.

Создатель основных канонов медицины Гиппократ с помощью музыки лечил эпилепсию и бессонницу. А уже в начале XX века изучением влияния музыки на организм человека занялся академик В.М. Бехтерев. Он пришел к выводу, что музыка может заряжать человека энергией, снимать усталость, оказывать положительное влияние на дыхательную и кровеносную системы.

В наше время методы музыкотерапии активно используются в практике лечения больных, имеющих определенные соматические и психологические проблемы.

Как «работает» музыкотерапия?


Как утверждают ученые, прослушивание или исполнение музыки помогает создавать связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом, музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм.

Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие. Музыкальный ритм 2,2-4 колебаний в секунду очень близок к частоте сердцебиения и дыхания человека. Слушая такую музыку, организм будто бы подстраивается под нее. Тело и музыка звучат в одном ритме, и из-за этого повышается настроение, трудоспособность, улучшается сон, снижается чувствительность к боли, стабилизируется дыхание и работа сердца.

Что интересно, ученые доказали благоприятное влияние музыки не только на людей, но и на других представителей живого мира природы: животных и растений. Вот уж действительно универсальное средство!

Музыкотерапия как метод психотерапии использует музыку в качестве средства коррекции психического состояния человека, при работе со страхами, эмоциональными отклонениями. Активно используют ее в социальной реабилитации наркозависимых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

При этом методики музыкотерапии могут использоваться и как основной способ воздействия, и как дополнительный – музыкальное сопровождение других приемов коррекции с целью повышения из эффективности.

По мнению ученых, музыка способна проникать в глубинные слои личности.

Если говорить о физиологии, то и нервная система, и мускулатура человека способны усваивать ритм. Музыка, являясь ритмическим раздражителем, воздействует на мозг, а тот регулирует биоритмы. Происходит стимуляция физиологических процессов организма. Поэтому мы замечаем, что музыка нас синхронизирует и активирует.

Но разные музыкальные произведения могут действовать на организм человека по-разному. Они могут успокаивать и возбуждать, расслаблять и побуждать к действиям. Наверняка, вы замечали, что в фитнес – залах для активных тренировок используется заводная, энергичная музыка, а в ресторанах, выставочных залах обычно играют плавные медленные мелодии.

Также специалисты утверждают, что занятия музыкой помогают развитию креативности и интеллекта. Из-за этого с этим людям, связанным с музыкой, проще учить языки, у них лучше развивается память.

Формы и виды музыкотерапии

Музыкотерапия используется в двух основных формах: активной и рецептивной, или пассивной.

Активная музыкотерапия – это воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса.

Рецептивная музыкотерапия – это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.

Кроме того, музыкотерапия может быть двух видов: индивидуальная и групповая.

Соответственно, при индивидуальной музыкотерапии сеанс происходит непосредственно между клиентом и психотерапевтом, а при групповой – в группе. Последняя используется в случаях, когда необходимо работать с коммуникативным поведением человека.

Музыкотерапия дома


Но, помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

2. При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.

3. Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.

4. Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.

5. Не переборщите. Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.

Лечение музыкой: что и когда слушать?


Итак, мы уже разобрались, как правильно заниматься музыкотерапией. Сейчас самое время узнать, а что же именно слушать в тех или иных случаях?

Существуют уже проверенные многими людьми музыкальные «рецепты»:

1. Чтобы поднять себе настроение, слушайте:

  • Моцарт «Рондо в турецком стиле»;
  • «Хабанера» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе;
  • «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида».

2. Для уменьшения тревожности и чувства неуверенности рекомендуют:

  • «Мазурка» Шопена;
  • «Вальсы» Штрауса;
  • «Мелодия» Рубинштейна.

3. Для уменьшения раздражительности и избавления от неврозов помогут:

  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Бах «Кантата №2»;
  • Гайдн «Симфония»;
  • Бетховен «Симфония ля-минор»;
  • Бах «Итальянский концерт».

4. Для общего успокоения и умиротворения подходят:

  • «Колыбельная» Брамса;
  • Шопен «Ноктюрн соль-минор»;
  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Дебюсси «Свет луны»;
  • Бетховен «Симфония № 6», 2-я часть;
  • вальсы Штрауса.
  • концерты и сонаты Вивальди;
  • серенады Шуберта;
  • «Утро» Штрауса;
  • «Утреннее расположение духа» Грига;
  • «Море» Дебюсси;
  • «Пробуждение птиц» Мессиана.

6. При нарушениях сна помогают:

  • «Пер Гюнт» Грига;
  • Шуман «Грезы»;
  • Сибелиус «Грустный вальс»;
  • пьесы Чайковского;
  • «Мелодия» Глюка.
  • Бах «Кантата № 21», «Концерт ре-минор» для скрипки;
  • Мендельсон «Свадебный марш»;
  • Барток «Соната для фортепиано»;
  • Шопен «Ноктюрн ре-минор»;
  • Брукнер «Месса ля-минор».

8. Для лечения алкогольной зависимости и курения подойдут:

  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Свиридов «Метель»;
  • Сен-Санс «Лебедь».

10. От эпилепсии поможет Моцарт «Соната K448».

11. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки рекомендуют:

  • Чайковский «Вальс цветов»;
  • музыка Моцарта.

12. При мигрени послушайте:

  • «Юморески» Дворжака и Гершвина;
  • «Весенняя песня» Мендельсона.

13. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональной перегрузкой, помогут:

  • Хачатурян «Маскарад»;
  • Лист «Венгерская рапсодия»;
  • Моцарт «Дон Жуан»;
  • Бетховен «Фиделио»;
  • Огинский «Полонез».

14. При переутомлении можно послушать диски Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Дюка Веллингтона.

15. Чтобы забыть о проблемах и неприятностях, послушайте:

  • «Аве Мария» Шуберта;
  • «Колыбельная» Брамса.

Также ученые заметили, что улучшить самочувствие человека могут не только конкретные мелодии, но и конкретные инструменты. Например, звуки барабана лечат кровеносную систему и нормализуют сердечный ритм. Также гармонично влиять на сердечную работу способна арфа. Звуки скрипки помогают человеку на пути познания себя и лечат его душу. Флейта помогает работе легких. Пианино благотворно влияет на щитовидную железу. А вот саксофон способен активизировать сексуальную энергию человека.

Король музыкальных инструментов – орган – помогает навести порядок в мыслях и способствует правильной работе позвоночника. Не зря, наверное, этот благородный инструмент играл преимущественно в храмах и церквях, и это помогало людям прояснить и очистить сознание и мысли.


Ученые доказали, что музыкотерапия очень полезна для детей. Еще академик Бехтерев утверждал, что музыка (классическая и колыбельные) способствует не только развитию детей, но и их оздоровлению.

Интересный эксперимент был проведен учеными Института педиатрии РАМН. В ходе исследования новорожденным детям включали для прослушивания классическую музыку. Результаты эксперимента показали, что груднички, которые постоянно слушали классику, смогли лучше справиться с неврологическими нарушениями.

Какую же музыку надо включать маленьким детям?


Для общего успокоения деткам будут полезны: «Аве Мария» Шуберта, «Симфония № 6» Бетховена.

Чтобы поднять малышу настроение, включите ему Бетховена «Увертюра Эдмонд» или Чайковского «Симфония № 6».

Если ваш ребенок легко возбудим, гиперактивен, ему будет полезно слушать медленные мелодии, такие, как «Зима» из «Времен года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта – 2 часть, и, конечно же, колыбельные. Кстати, как утверждал Бехтерев, без колыбельных вообще невозможно полноценное развитие малыша.

Очень хорошо действует на деток классика на фоне звуков природы (шума дождя, звуков моря, леса и т. п.).

При этом, по мнению специалистов, стоит воздержаться от сеансов музыкотерапии, когда ребенок болеет отитом, или если у него может резко нарастать внутричерепное давление.

И, конечно же, прислушивайтесь к реакциям вашего малыша: если вы видите, что музыка его напрягает, заставляет нервничать – не насилуйте свое чадо. Лучше просто побудьте с ним рядом, постарайтесь его понять, почувствовать, что его беспокоит. Ведь ваша любовь – самое лучшее лекарство для вашей крохи.


Музыкальные произведения Моцарта вообще считаются особыми. По утверждениям нейробиологов, они мобилизуют возможности мозга, облегчают его работу.

Объясняют такой эффект тем, что интервал продолжительностью в полминуты, который выдерживается в музыке этого композитора, соответствует характеру биотоков головного мозга.

По утверждению ученых, музыка Моцарта полезна всем. Она оказывает успокаивающее действие на беременных женщин и грудных детей. Также доказано, что 10-минутные паузы во время обучения, потраченные на прослушивание музыкальных произведений композитора, значительно улучшают эффективность изучения материала и способствуют повышению уровня интеллекта учащегося.

Бесспорно, музыка – это чудесный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать ее замечательными возможностями.

Но в это же время она тоже не должна быть единственной панацеей. Если какое-то произведение вам «не идет» — перестаньте себя мучить в ожидании обещанной пользы. Пусть музыка будет приятным времяпрепровождением, способным не только порадовать, но и исцелить!


Похожие публикации